УДК 94/99
КЛАД И КЛАДОИСКАТЕЛЬСТВО
В ЭТИМОЛОГИИ, ТИПОЛОГИИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ
© 2015 Т. Н. Арцыбашева
профессор кафедры культурологии, докт. культурологии, доцент e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье дается краткий типологический и терминологической анализ кладов и кладоискательства с точки зрения их этимологии, исторической динамики, социокультурных и коммуникативных трансформаций.
Ключевые слова: сингология, кладообретение и кладоискательство, грабительская археология.
Клады изучает малоизвестная экзотическая наука «сингология» (от английского слова thing - «вещь»), использующая в основном историко-описательный, типологический и морфологический методы. Однако в отечественном научном и научно-просветительском пространстве этот термин употребляется довольно редко, тогда как традиция описания и изучения кладообретения и кладоискательства насчитывает уже не одну сотню лет. При этом многие наиболее значимые кладовые «сюжеты» и «мотивы» (С.П. Щавелев) с большей или меньшей полнотой и детализацией повторяются в текстах самых разных авторов, вне зависимости от времени их жизни, статуса, специализации и уровня профессионализма, отличаясь разве что стилистикой текста, масштабом используемого материала и точкой зрения на предмет изыскания.
Совокупность мнений и толкований, используемых терминов и выстраиваемых типологий формирует, по сути, своеобразную, отражающую личностное и эпохальное отношение к предмету размышления, не всегда строгую, стройную и однозначную теорию кладов и кладоискательства, в которой по-разному, в том числе этимологически, трактуется даже такое основополагающее понятие, как «клад». Однако при всем разнообразии подходов и аналитических построений они скорее обогащают и дополняют друг друга, сохраняя базовый смысл и уравновешивая точки зрения.
В качестве примера обратимся к позиции двух российских разработчиков этой темы: Виктора Бердинских и Сергея Щавелева.
В.А. Бердинских в книге «История кладоискательства в России», в частности, отмечает: «Под словом "клад" в Древней Руси подразумевали бревно или колоду с выдолбленной серединой. Приношение языческих жертв называлось "кладенис"»1, одновременно приводя и другие, используемые в разные времена Руси обозначения клада - «поклажа», «сокровище», «захоронка» [Бердинских 2004: 3, 16]. С.П. Щавелев в своем научном исследовании опирается на такие обозначения клада как «поклажее» или «имущество, неизвестно кем сокрытое» [Щавелев 2002: 44].
Аналогичные примеры терминологического разнообразия можно найти и в других источниках, равно как и объективное, часто весьма любопытное с
1 Вспомним меч-кладенец, известный из русских былин и сказок.
культурологической точки зрения, обоснование его причин. Однако, не углубляясь в детали, как особо значимое отметим лишь то, что интерпретация клада и кладоискательства, как и отношение к ним, меняется в разные исторические эпохи, отражая духовно-политические и социокультурные реалии времени.
В качестве же исходных возьмем следующие теоретические обоснования.
Этимологически слово «клад» происходит от слов «класть, складывать, валить, сваливать, помещать вещи лежмя». Клад - общепринятое определение и обозначает что-нибудь ценное, сокрытое когда-то от посторонних глаз. В прошлом клад ассоциировался только с деньгами и означал скрытое сокровище, а потому и богатство, сегодня так называют всякую, неожиданную и интересную своим скрытым смыслом находку.
Сходится с означенными постулатами и следующая словарная трактовка: «Клад - спрятанные, большей частью зарытые в землю ценные вещи, владелец которых неизвестен или утратил на них право» [БЭС 1991: 254]. В силу каких-то обстоятельств они единым комплексом попали в землю, заполнили «культурный слой» (предмет исследования археологов) и тоже стали кладом.
В научном понимании кладом считаются не только спрятанные ценные предметы, но и долго хранимые вещи, сложенные на чердаке или в погребе как ненужные, но могущие еще пригодиться. Чаще всего встречаются клады, состоящие не из «серебра и злата», а из орудий труда, вооружения и военного снаряжения, кухонной утвари и других предметов быта.
В современном контексте любопытно следующее, предельно актуальное и логически убедительное рассуждение-определение клада, выведенное анонимным автором интернет-сайта «kladoiskatelei.narod.ru»:
«Что такое "КЛАД" с исторической и материальной стороны?
Ценность клада имеет три составляющих:
1. Материальная ценность (чаще материал выполнения объекта).
2. Художественная ценность (форма выполнения объекта).
3. Историческая ценность (условия и время возникновения и использования объекта).<...>
Таким образом, кладом может являться любой материальный объект, который будет иметь ценность по любым из указанных составляющих, и попадает под статью 233 Гражданского Кодекса РФ. То есть, собственник ценностей не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право»2.
Действительно, с точки зрения юриспруденции кладом сегодня считаются «зарытые в землю или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право» (цит. по: [Стародубцева 2007: 179]).
Аналогичные примеры терминологических разночтений связаны и с другим ключевым определением исследования - «кладоискательство». Приведем следующие из них безотносительно авторства и времени написания интересующих нас текстов: «могиляки», «бугорщики», «находчики», «копатели», «копатели древностей», «курганники», «горе-кладоискатели», «дикие кладоискатели», «профессиональные грабители могил», «джентлемены лопаты и металлоискателя», «джентльмены удачи», «романтики с большой дороги», «черные следопыты», «черные археологи», «криминальные археологи», «поисковики». По сути, каждый из терминов «говорит» сам за себя в смысле фиксации примет и сути времени.
2 Кладоискатель [Электронный ресурс]. URL: http://kladoiskatelei.narod.ru/klad1.html (дата обращения: 20.12. 2013)
Первые упоминания кладов и кладоискательства в отечественной «легендарной» историографии (историки относят эти тексты исключительно к источникам) встречаются в средневековой агиографии или житийной литературе, в частности в Киево-Печерском патерике, соответствующие фрагменты которого часто включаются в работы самых разных авторов. Популярная и научная историография открывается публикациями конца XVIII столетия - времени появления первых описаний путешествий по России. Однако ее окончательное оформление связано с XIX в., когда «разбуженное» национальное самосознание активизировало интерес элит к традиционной отечественной культуре, и в первую очередь к устному народному творчеству, в том числе «кладовому» фольклору.
Этот период вполне можно назвать эмпирическим или описательным, тогда как в XX столетии в большей степени формируется аналитическая «кладовая» историография, пусть и тесно связанная с прикладными исследованиями. Сегодня активно формируется «электронная историография», аккумулирующая обширную и разную (в первую очередь технологически) информацию, в частности визуальные фото- и видеотексты. Однако теоретические аспекты исследуемой темы в значительной мере сконцентрированы в классической аналитической историографии эпохи модернизма и сегодня лишь пополняются постмодернистской терминологией.
Обратимся к одному из важнейших теоретических разделов исследуемой темы -типологии.
Денежные, денежно-вещевые и вещевые (другой вариант - монетные, вещные и смешанные). Денежные клады делят на клады длительного и короткого накопления. Для первых характерен пестрый состав монет и значительный временной промежуток их чеканки, обращения и накопления. В кладах короткого накопления преобладают монеты последних лет или одного периода чеканки, по определению специалистов, дававшего монеты одного веса, одной пробы, одного достоинства, с единой системой номиналов.
Культовые. Пример таковых - некоторые из кладов, поднятых на территории Днепро-Донского Междуречья, захоронение которых, как считают специалисты-историки, носило культовый характер. Для того чтобы задобрить языческих богов, в землю, скорее всего в местах традиционного языческого культа зарывали подобные «безвозвратные жертвы», в состав которых могли входить как монеты, так предметы из драгоценных металлов. Предполагается, что целью этих ритуалов могло быть своеобразное «поминание» знатных умерших, которых, так же как и «верхних богов», просили о различных благах.
Главной отличительной чертой таких кладов являются рунические знаки, нанесённые на содержащиеся в них предметы. Чаще всего они означают голод, болезни, неурожай. Такие находки рассказывают, чего боялись закладчики кладов и какими именно средствами они пытались избежать всяческих бед. Кроме Руси, подобные находки довольно часто встречаются в Скандинавии, что свидетельствует о культурной диффузии, причиной которой называют переход (заимствование) ритуалов от одного народа к другому.
Легендарные. Как отмечает В. Бердинских, «легендарные клады - часть истории и культуры России. Вокруг них клубятся мифы, стоит столбом пыль столетий и бликует отсвет ярчайших событий русской истории» [Бердинских 2004: 3]. Чаще всего такие клады - «манок» кладоискателям разных поколений: их активно ищут, но так ни разу нигде не нашли. Сюжетика и количество «рассказов» о них возрастает от эпохи к эпохе: о Золоте покоренной Казани, о Сокровище польского короля или короля Сигизмунда, Пугачевском золоте, Золотом обозе Наполеона или карете наполеоновского маршала, Золоте графа Калиостро или адмирала Колчака.
Разбойничьи. Такие клады ищут даже подростки, живущие в малых городах и весях большой России, ищут, ориентируясь на звучные названия окрестных пещер, рощ и холмов. По народным поверьям, именно они указывают на места захоронения кладов больших или малых разбойников, будь-то Кудияр, Стенька Разин, Емелька Пугачев или Тимоха-Тимофей, в честь которого, как считают местные жители, назван курский городок Тим. «Захоронки разбойников, других "гулящих" людей, которые в те эпохи прятали свои неправедно добытые ценности не в заграничных банках, как сейчас, а в родимых трущобах: пещерах, колодцах, под дубом или другим одиноким деревом. Эти клады добыть всего труднее. Но именно о них народная молва создала столько сказов, легенд, памяток, кладовых записей» [Бердинских 2004: 7].
Волшебные или зачарованные. Вне сомнения, связаны с языческими обрядами и магическими культами. О них повествуют древние легенды, в частности о «Золотой бабе» или «Золотом коне», часто в равной степени тревожащие как «романтика-кладоискателя», так и профессионального археолога. «Волшебные (зачарованные) клады делятся по зароку. Отдельно идут клады, загаданные на число (явился тебе клад в виде человека - назови верную цифру, и клад твой); урочные (на какой-то конкретный урок - дело); именные (явятся только человеку с определенным именем); на счастливого (клады игроков и авантюристов); клады порченые (заклинания так извращены, что они никому не достанутся) и многие другие», - детализирует
B. Бердинских [2004: 24].
Дворянские или купеческие клады. Самые поздние по времени и в наибольшей степени историчные (соответствующие недавней истории). Связаны с оставленными своими владельцами дореволюционными усадьбами.
Как же в историографии характеризуется кладоискательство?
«Поиск клада - это не только яркое приключение, связанное с опасностью, тайной и криминалом. Это еще и уход от тягостного серого быта, попытка найти в себе силы и таланты, спрятанные глубоко в душе и невостребованные доселе. Вместе с тем нужно признать, что кладоискательство, по мнению многих знатоков, - это род алкоголизма, душевной болезни, и, подобно несчастью, поражает человека, выжигая его душу дотла», - пишет В. Бердинских и уточняет: «в любом случае, это интереснейшая умственная эпидемия, свойственная всем цивилизованным народам и во все эпохи» [Там же].
Совсем иная, явно не сочувственная интонация по этому поводу у
C.П. Щавелева: «У... стихийного интереса людей к древностям имеется своя оборотная, причем теневая с точки зрения науки и культуры сторона. Имеется в виду кладоискательство - грабительские, самовольные раскопки памятников старины (на территории Восточной Европы в основном курганов) с целью обогащения. Это общественное явление возникает почти повсеместно уже на заре цивилизации, вместе с появлением товарно-денежных отношений и социально-классового неравенства <...> Временами и местами кладоискательство принимало характер своеобразной психологической эпидемии, широко распространённого занятия значительной части жителей того или иного района. В ряде регионов кладоискательство выделялось даже в особую профессию, причём нередко наследственную» [Щавелев 2001: 43].
А вот мнения из Интернета, что называется, «на пике дня»: «"Кладоискатель" -это диагноз, с каждым годом охватывающий все больше одержимых, втягивая в круговорот авантюрных приключений»3 или «Чаще всего кладоискательство - это хобби для тех, кто увлекается историей своего края, стариной. Эти люди имеют
3 Вечерние челны [Электронный ресурс]. URL: http://vechernie-chelny.ru (дата обращения 15.12.2013)
постоянный доход от основной работы. Все, что мы находим, просто окупает стоимость нашего оборудования и затрат на поездки»4.
Так или иначе, кладоискательство - это определенный род занятий, вызванный интересом к приключениям, а в последнее время - к познанию исторического прошлого и в целях заработка. Чаще всего клады обнаруживались случайно при земляных или строительных работах. Но во все времена были люди, сделавшие поиск клада главным делом своей жизни. Кладоискательство привлекало и привлекает людей самых разных профессий и разного уровня культуры. При этом цель «найти клад» заменялась процессом его поиска.
Однако некоторые специалисты считают кладоискателей (сингоманов) людьми с психологической зависимостью (такой же, как у футбольных фанатов или игроманов). И в число жертв сингомании, как правило, попадают люди, наделенные живым воображением и преувеличенным романтизмом.
Большинством авторов подчеркивается, что в основе страсти к кладоискательству лежит извечное человеческое стремление к легкому обогащению. В этом смысле не удивительно, что кладоискательство было весьма распространенным занятием в крестьянской среде. Случалось, селянин бросал хозяйство, которое шло прахом, и искал, копал, лопатил.... Иногда золотая лихорадка охватывала целые деревни: вместо того чтобы пахать и сеять, мужики сбивались в артели до трехсот человек и толпой уходили на поиски удачи.
Часто кладоискательская страсть завлекала высокопоставленных чиновников и даже царствующих особ. В ХУ11 в., прослышав о кладе, провинциальный воевода лично принимался за розыски, а иногда и просил для работы «государевых людей, с кем тое казну вынять на великого государя»5: так велико было желание использовать поиски клада для возможности зарекомендовать себя «сверхдолжным» усердием. Жажда чуда и алчность, как две взаимосвязанные страсти, присутствовали в кладоискательстве во все времена, борясь и поглощая друг друга в эпохи сакральные и секулярные, торжества мифологических или рациональных настроений, религиозного смирения либо безграничного авантюризма. Динамику кладоискательства, равно как и сегодняшнюю ситуацию расцвета «поискового» прагматизма и коммерциализации, хорошо иллюстрируют фрагменты следующего интернет-текста:
«Кладоискательство уходит своими корнями в глубокую историю человечества.
Как вид занятия, поиск клада (то есть намеренно сокрытых, или утраченных в силу каких-то обстоятельств ценностей) появился одновременно с появлением более-менее значимых ценностей, которые стал способен производить и пользовать человек.
С развитием культуры, появились и культурные ценности, которые тоже стали иметь вполне определенный материальный эквивалент. Высокохудожественные произведения искусства, порой ценились очень высоко. При чем, что характерно, чем более раннее произведение, чем дальше в историю уходили его корни, тем выше ценились такие произведения»6.
Последние теоретические посылы связаны с обозначением сопутствующих кладоискательству текстов, побуждающих и сопровождающих его с древнейших времен. Имеются в виду «кладовые росписи», «кладовые записи», «вызывные книги», т.е. литература, что сохранила, как считает В. Бердинских, «в XX- начале XXI века ... в определенных кругах коммерческую ценность и уважается как достоверный
4 Гарипова Наталия. Что такое «КЛАД» с исторической и материальной стороны? Кладоискатель [Электронный ресурс]. URL: http://kladoiskatelei.narod.ru/klad1.html (дата обращения 15.12.2013).
5 Кладокоп [Электронный ресурс]. URL: http://kladokop.com/istoriya-kladoiskatel-stva/istoriya-kladoiskatel-stva (дата обращения: 22.04.2014).
6 Вечерние челны [Электронный ресурс]. URL: http://vechernie-chelny.ru (дата обращения 15.12.2013)
источник» [Бердинских 2004: 10], а также «знатцы» и «ворожцы», «мастера кладов» -судя по всему, реальные персонажи, сопровождавшие (помогавшие либо мешавшие) поиски и поднятие клада.
И в этой области есть очевидные исторические коммуникационные и социокультурные трансформации, о чем свидетельствуют как исследователи кладов, так и сами кладоискатели. Авторы научных работ, в частности, отмечают, что не чуждое кладоискательству грамотное население Отечества в XX столетии часами просиживало в библиотеках в поисках всякого рода указателей на «кладоприсутствие», «перелопачивая» раритетную и популярную литературу, научные статьи и отчеты, старинные чертежи, планы и карты. Сегодня информационный арсенал кладоискателей не только значительно пополнился (региональные археологические атласы и научные монографии), но и оказался «в шаговой доступности», только руку к клавиатуре протяни. Вот как отзывается об этом в Интернете сам кладоискатель:
«Сейчас большая часть информации о расположении старых заброшенных деревень, где мы и копаем, берется из Интернета. Там выложены старые, дореволюционные карты местности. Кроме этого, из Интернета мы узнаем о существующем оборудовании, металлоискателях, их свойствах. Просто чаще всего именно историки интересуются кладоискательством, поэтому их среди нас немало»7.
В современном мире выделились две категории тех, кто заинтересован в поисках древностей: кладокопатели, поисковики-любители, коллекционеры, с одной стороны, и профессиональные историки, археологи, нумизматы - с другой. Кладоискательское сообщество значительно усложнилось. Материалы форумов, коими наводнен Интернет, не только показывают информационную и коммуникативную разветвленность поисковой субкультуры, но дают сведения о разнообразии форм занятий ее носителей, гибкости ее организационной системы, степени подвижности и приспособляемости к меняющимся условиям: от коммерческих и рекламных до юридических и технологических.
Современные искатели древностей не чужды специализации, сведения о «глубинах» которой также открывает нам Интернет. На киевском сайте «Кладоискатель» представлена по сути «архисовременная» развернутая «типология кладоискательства», показывающая, сколь разнообразна поисковая деятельность в сегодняшнем мире. Вряд ли чем-то отличается ее российский сегмент. Обратимся к тексту.
«Все виды кладоискательства можно разделить на две основные группы -"полевые" и "городские", хотя грань между этими видами весьма расплывчата. <...> В нашей классификации к "полевым" также будут относиться и "подводные", поскольку этот вид кладоискательства в нашей стране пока еще широко не распространен. <...>:
"Пляжники" - искатели, прочесывающие песчаные пляжи в конце купального дня с металлодетекторами в поисках выпавшей из карманов мелочи, а если повезет, то и украшений<...> В среде профессионалов этот вид поиска считается "несерьезным баловством" и может быть отнесен к увлечению начинающих.
<... > "Старатели" - искатели, в одиночку или коллективно (артельно), вручную добывающие, как правило кустарным методом промывки, драгоценные металлы и камни. <...>
"Диггеры" - исследователи подземелий, как древних, так и современных городских подземных коммуникаций.
7 Вечерние челны [Электронный ресурс]. - URL: http://vechernie-chelny.ru (дата обращения 15.12.2013)
"Бугровщики", или "курганщики", - искатели, непосредственно занятые раскопками курганов и других могильников в форме насыпных холмов.
"Полевики", или "копатели", - . наиболее профессиональная категория искателей, работающая от "легенды до лопаты". Анализируя какой-нибудь исторический факт, изучая документы, собирая всевозможную информацию и сведения, определяют более или менее точные координаты поиска и только тогда приступают к работе. Это еще и наиболее интеллектуальная категория искателей, в арсенале которых современная поисковая техника, физические, химические и даже радиологические методы поиска.
"Могильщики", или "гробокопатели", <...> разыскивающие на заброшенных кладбищах склепы, в которых, как правило, хоронили далеко не бедных усопших.
"Трофейщики" - искатели предметов, являющихся последствием войн, в том числе и оружия, брошенного на полях сражений.
"Архивариусы" - искатели документов, сведений, информации, ранее неизвестной или считавшейся утерянной.
"Дайверы" - любители подводного плавания. Эта категория искателей появилась сравнительно недавно, поскольку в советское время такая дисциплина, как подводная археология, попросту отсутствовала. <... >
"Домушники" - искатели кладов в различных архитектурных сооружениях
<...>.
"Чердачники"- искатели спрятанных ценностей на чердаках. <...>
"Подпольщики" - категория искателей, . работающая в погребах, подполах и подвалах».
Отметим любопытную оговорку автора приведенного интернет-текста, заметившего в его начале, что «условные наименования», присвоенные каждому виду поиска, «уже укоренились в лексиконе кладоискателей, а некоторые вполне могут претендовать на место в будущем "Словаре кладоискателя"», а также тот его фрагмент, что характеризует «полевиков» или «копателей», заставляя поразиться серьезности научно-методической и методологической подоплеки «новейшего кладоискательства». Любопытна и коммуникационно-образовательная сторона современной «охоты за сокровищами», заставляющая вспомнить лучшие советские времена: «рыцари лопаты и металлоискателя» регулярно встречаются, и не только в целях приятного (за «рюмкой чая» или кружкой пива)8 времяпровождения, но и на специальных «слетах кладоискателей» и «курсах» по освоению новой техники, технологии и способов поиска, куда приглашаются все желающие. Есть в форум-пространстве и объявления о соответствующих играх и конкурсах.
В современной России очевидна стихийная самоорганизация всех сегментов поиска «вещных» (материальных) артефактов. Появились посвященные кладоискательству клубы, журналы и газеты, магазины, фирмы и общества, организовываются всероссийские и региональные слеты кладоискателей. Издается не только газета «Клады и сокровища», но и «Путеводитель старателя», альманах «Кладезь», «Энциклопедия кладоискателя». Вовсю идет раскрутка системы продажи оборудования, одежды, атрибутики и соответствующей документации. В Интернете
8 В качестве примера заставка одного из форумов: «Кубарь приглашает форумчан на еженедельные встречи в Бильярдном Доме. Достигнута договоренность для предоставления постоянного места для встреч, общения, обмена опытом. Встречи до 10.04.2010 г. будут проходить по пятницам с 18:00 до ...(как кто захочет). Программа: - общение, - пиво, - бильярд (гарантия резерва под клуб 3-х русских столов). В дальнейшем планируется проведение презентаций новых моделей детекторов, обучение, конкурсы, турниры по бильярду среди поисковиков. Скидка на бильярд, меню - 10% всем обладателям дисконтной карты "Клуб Кубарь"». См.: Форум кладоискателей «Кубарь» [Электронный ресурс]. URL: http://kubar.ru/ (дата обращения: 05.05.2014).
более ста поддерживающих кладоискательство сайтов: «Родонит» и «Раритет», «Черный археолог» и «Русское поле» и множество других, рассказывающих, где искать клады и золотые самородки, как чистить монеты и реставрировать свои находки, их сфотографировать и размещать. На сайтах можно посмотреть и популярные, завлекающие своей «сакральностью», и учебные фильмы, помогающие освоить приборы поиска и выбрать оборудование для золотодобычи, определить размеры вознаграждения и рынки сбыта.
«Услуги» и «сервис» кладоискательства становятся все разнообразнее и качественнее. Столь же внушительна и техническая вооруженность. «Индустриальный» размах кладоискательства иллюстрирует, например, реклама фирмы «ГЕРА», являющейся «официальным и эксклюзивным дистрибьютором компаний White's Electronics(UK) Ltd. в России с 1994 года. Мы представляем весь спектр металлоискателей: компьютерные, археологические, пляжные, глубинные, подводные, детекторы безопасности и для коммунальных служб. В нашем специализированном магазине "Мир приключений" в Москве всегда в продаже товары для рыбалки, палатки, спальники, рюкзаки, коврики и матрасы. А также посуда, термосы, ножи, фонари, бинокли, компасы, туристские пилы и лопатки, горелки и спички. Широкий выбор термобелья для жары и холода, специальная одежда и обувь. Лодки, складная мебель, мангалы и коптильни»9.
Формирование «кладоискательской инфраструктуры» вызвано становлением в стране антикварного рынка как части новой рыночной экономики, резким повышением эффективности кладоискательства в связи с появлением совершенных металлоискателей и взрывом интереса к прошлому, суть которого, в немалой мере, в понимании и эксплуатации вещной цены культурного наследия во всех его составляющих: духовных, художественных, исторических. Но основа происходящего -глобализация, «открытие границ», доступность сведений, беспредельность и правовая бесконтрольность, преобладание материального интереса над гражданской и профессиональной ответственностью.
Сегодня мы можем говорить о существовании особого автономного социокультурного пространства поиска и сбыта древностей, обладающего своим информационным потенциалом, механизмами роста и самоорганизации, а главное, агрессивной идеологией и энергией отстаивания права беспринципного меньшинства на «приватизацию» общенациональных ценностей. Налицо институализация «черной археологии»: своя «территория» и формы общения (клубы и общества, всероссийские и региональные слеты), индустриально-технологическая сфера (фирмы и магазины), средства коммуникации (журналы и газеты, сетевые информационные ресурсы).
Хорошая организация «грабительской археологии» тревожила отечественных ученых еще на рубеже тысячелетий. Вот как о ней отозвался в 2002 г. главный редактор журнала «Российская археология» Л.А. Беляев: «Грабительская археология хорошо организована. В России существует сеть связанных между собой организаций (обществ, фирм, клубов), которые специализируются на проведении несанкционированных раскопок, их техническом и интеллектуальном обеспечении и торговле древностями и орудиями, с помощью которых ведется грабительский промысел. В 2002 г. в последнее воскресенье апреля в России впервые проводится слет кладоискателей, в котором принимает участие не менее 20 организаций из России, Украины и стран Балтии. Его организаторы поместили соответствующее объявление в Интернете, где производится регистрация участников и назначено место их встречи. В марте 2002 г. должен выйти из печати первый номер журнала "Древности
9 Мир приключений [Электронный ресурс]. URL: http://www.adventure.ru/ (дата обращения: 03.03.2014)
и старина" - периодического издания, посвященного "любительской" археологии» (см.: [Беляев 2002: 71]. Беспокоило ученых и «сращивание академической археологии с «охотой на древности», без обиняков названной ими «"серой" - внешне легальной, а на деле частной (коммерческой)» археологией «в форме НПЦ, НПО и т.д.», качество результатов археологической деятельности которых «во многом определяется квалификацией работников и степенью личной заинтересованности (или научной порядочности) руководителей таких организаций» [Ольховский 2002: 83].
«О характере и масштабах деятельности "нелегалов" некоторое представление дает Интернет, который, кстати, во многом и сделал возможной их самоорганизацию», - сделал вывод Л.А. Беляев, одновременно указав на изменившееся место археологии в современном информационном мире: «Сегодня ученые вынуждены попытаться увидеть свою науку не только изнутри, но и со стороны (хотя это и чрезвычайно трудно сделать), увидеть современную археологию как общественное явление. Ведь давно уже в огромной своей части это не "чистая" наука, а именно яркая и своеобразная часть социальной жизни в самом широком смысле слова. Это и шоу, и сфера идеологической (националистической, религиозной), политической и коммерческой деятельности. Она может стать важным полигоном для воспитания патриотизма в новых поколениях (как это случилось в свое время, например, в Израиле). Ее потенциал как элемента социальной жизни в России практически еще не раскрывался» [Беляев 2002: 72].
И, как представляется, именно в этих словах знающего и академическую, и «грабительскую археологию», болеющего за ситуацию ученого и гражданина та доля разумного, что способна стать и новым методологическим основанием исследования проблемы, и базой формирования действенных просветительских и досуговых программ соответствующей тематики.
Библиографический список
Беляев Л.А. Вступительное слово / Незаконные раскопки и археологическое наследие России: материалы круглого стола, проведенного редакцией и редколлегией журнала «Российская археология» // Российская археология. 2002. № 4. С. 71-72.
Бердинских В. История кладоискательства в России. М., 2004.
Большой энциклопедический словарь (БЭС): в 2 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1991.
Ольховский В.С. / Незаконные раскопки и археологическое наследие России: материалы круглого стола, проведенного редакцией и редколлегией журнала «Российская археология» // Российская археология. 2002. № 4. С. 82-84.
Старадубцева С.Г. Находки монетных кладов XVII-XIX вв. в Курске // Археология. 2007. № 1. С. 179-182.
Щавелев С.П. Судьбы исторических древностей Южной России и их место в её провинциальной культуре XVII-ХХ вв.: По материалам археолого-этнографического изучения Курского края: дис. ... докт. ист. наук. Курск, 2002.