Научная статья на тему 'Социальные сети как объект социально-философского анализа гражданского общества'

Социальные сети как объект социально-философского анализа гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИУМ / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Андрамонова В. В.

Создание глобального гражданского общества одно из приоритетных направлений демократизации. Для реализации этого необходима интеграция теоретических, организационных, идеологических, экономических, культурных, политических и технологических ресурсов общественного развития. Одним из важнейших инструментов построения гражданского общества на локальном, региональном и глобальном уровнях становятся социальные сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как объект социально-философского анализа гражданского общества»

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА ГРАЖДАНСКОГО общества

© Андрамонова В.В.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Создание глобального гражданского общества - одно из приоритетных направлений демократизации. Для реализации этого необходима интеграция теоретических, организационных, идеологических, экономических, культурных, политических и технологических ресурсов общественного развития. Одним из важнейших инструментов построения гражданского общества на локальном, региональном и глобальном уровнях становятся социальные сети.

Ключевые слова: общество, социально-политические процессы, социум, сетевое общество, сетевая коммуникация, информационное общество, социальная ответственность.

Социальные сети выступают как значимый фактор демократизации современного общества. Основная проблема настоящего исследования связана с определением технологического и социетального потенциала развития социальных сетей, рисков его дальнейшего расширения, выявление перспектив. В связи с этим необходимо выделить и показать социально-политическую значимость социальных сетей, гендерные особенности, статусные, аксиологические характеристики пользователей [1].

Формирующиеся аспекты гражданского управления социально-политическими процессами с использованием межгосударственных связей и над-государственных институтов могут быть эффективными, отражающими интересы свободных автономных индивидуумов. Успешность реализации гражданских инициатив в современном мире зависит от учёта трёх наиболее значимых объективных факторов: глобальных многоуровневых трансформаций («глобализации»), развитой технологической инфраструктуры для успешной гражданской коммуникации и экспоненциального расширения национальных и транснациональных социальных сетей [2]. Благодаря последним глобальные потоки труда и капитала, разветвлённая планетарная информационно-медийная сфера и гражданские инициативы, направленные на формирование демократической среды, обеспечиваются предпосылками для формирования локального и глобального гражданского общества. Взаимодополняемость этих факторов создаёт позитивную динамику эволюции развития общества через общественный контроль над властными структурами и гарантируют устойчивость социально-экономической платформы демократического общества.

* Соискатель кафедры Философии.

С исторической точки зрения социальные сети - явление такое же древнее, как и человеческое общество. В общей сложности, информационно и коммуникативно они структурируют каждый социум. Социальные сети нового поколения, существующие на основе информационных технологий, сохраняют некую базисную потребность в продуктивной коммуникации. Однако наличие высоких информационных технологий создаёт множество дополнительных возможностей для тех индивидуумов, которые входят в сетевые сообщества. Глобализированные социальные сети возникли сравнительно недавно. Их экспоненциальный рост (сотни миллионов пользователей) позволяет говорить о массовом характере «социализации» пользователей сети Интернет и интернетизированной мобильной связи.

Необходимо отметить, что ещё до появления интернетизированных социальных сетей осуществлялась парадигма сетевого общества. Хотя концептуально и технологически оно формировалось преимущественно в экономическом аспекте [3].

Социальные сети являются продуктом развития информационных технологий, продвижения идеологии неолиберализма и тенденции к дальнейшей демократизации современных государств. Первичным условием расширения социальных сетей явилась концепция Мануэля Кастельса и других теоретиков информационного общества. Понятие «сетевое общество» (Network Society) широко применяется для описания характерных явлений, происходящих в век информационной революции. Сетевая организация оказывает влияние на экономические, политические, социальные и культурные трансформации в современном мире [4].

Наиболее известными и влиятельными работами по теме сетевого общества оказались публикации испанского экономиста и социального теоретика Мануэля Кастельса. Нужно отметить, что, несмотря на отражение многомерности сетевого общества, автор постоянно акцентирует внимание на экономических приложениях сетевой коммуникации. Как ведущий экономист и социальный теоретик информационного общества Кастельс последовательно изучает систему сложнейших взаимодействий информационных технологий, экономической деятельности, культурной и социальной жизни современного постиндустриального мира. В сферу интересов испанского теоретика входят такие темы как перспективы новой информационной экономики, новые социальные движения, виртуальные сообщества и кибер-культура. Он также постоянно поднимает проблему «цифрового неравенства» (digital divide) в глобализирующемся мире. По мнению автора, сетевая коммуникативная структура отражает способ мышления и способ жизни индивидуумов, находящихся в условиях развитого информационного общества. Сеть Интернет становится такой сферой, где всё чаще успешно работают экономические, культурные и политические формы деятельности [5]. Постоянно расширяя и охватывая всё новые и новые сегменты (от экономи-

ки, политики, науки до высшего образования), сетевое общество самым непосредственным образом формирует многоуровневую глобализацию - в том числе, и через эффективную работу социальных сетей.

Социальных сетей оказывают влияние на общественно-политические процессы в глобализирующемся мире [6]. Ключевая особенность глобального гражданского общества заключается в растущей популярности социальных сетей, функционирующих в информационном пространстве [7].

В настоящее время социальные сети - это глобальные медиа-инструменты для осуществления маркетинговых и социальных практик в планетарном масштабе. Беспрецедентный экспоненциальный рост сетей в количественном и территориальном измерениях позволяет считать их с тратеги-ческим информационным и операциональным ресурсом для расширения и консолидации глобального гражданского общества.

Информационное общество постоянно создаёт новые условия для стартовой деятельности граждан и организаций [8]. Быстрота перемещения огромных массивов адресной информации и широкий диапазон её распределения (рассылки) позволяет в короткие сроки мобилизовать потребителя (социальную личность) для индивидуальных или коллективных действий [9]. Социальные сети, интегрированные на основе сети Интернет, дополняются возможностями мобильной телефонной связи, благодаря чему группы граждан, ассоциированных по интересам в виртуальной информационной среде, реализуют свои коммуникативные потребности. Информационные, технологические и организационные ресурсы социальных сетей многовектор-ны и являются многоуровневыми инструментами воздействия на отдельных пользователей, группы граждан, сообщества, оказывают влияние на этническую идентичность [10]. Начальный этап развития и очевидная эффективность социальных сетей проявились, прежде всего, в рекламной и организационно-маркетинговой сфере. В последние годы социальные сети также стали мощным социально-политическим ресурсом, безусловно, трансформирующим систему образования [11]. Экономическое направление развития Интернета и социальных сетей всё более очевидно. Однако социальные сети могут быть инструментом любых практик, направленных на достижение быстрого и эффективного результата через групповую коммуникацию. Маркетинговые технологии, отработанные в социальных сетях, могут модернизироваться и использоваться для политической мобилизации индивидуумов.

Качество и релевантность информации - вопрос времени и социальной ответственности [12]. Главным здесь кажется то обстоятельство, что резо-нансность и адекватность информации становится международной нормой, которую нельзя «обойти», «игнорировать», которой нельзя пренебречь. Экономическая деятельность и информация всё больше переплетаются с социальной и политической информационными «тканями». Итоговый про-

дукт этих трансформаций пропускается через социальные сети - технологию вирулентного распространения информации.

Так возникает автономная самодостаточная онлайновая сегментированная инфосфера, которая превращается в глобальный симулякр «кластерной конфиденциальной эксклюзивной информации». Немаловажная роль здесь принадлежит сознанию, формирующемуся в данном социуме [13]. Но возможна ли информационная автономия в эпоху глобальных трансформаций? Это ключевой вопрос развития глобального гражданского общества.

Феномен социальных сетей нуждается в междисциплинарном анализе, поскольку становятся очевидными антропологические [14], психологические, гендерные, коммуникативные, семиотические, политические и социально-культурные аспекты их функционирования [15]. Социально-философский анализ позволяет создавать теоретические обобщения и выходить на уровень прогнозирования наметившихся тенденций расширения социальных сетей.

Список литературы:

1. Бакланов И.С., Бакланова О.А., Ерохин А.М. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика конструктов // Вестник СевКавГТИ. - 2015. - Т. 1, № 2 (21). - С. 156-159.

2. Колосова О. Ю., Несмеянов Е. Е. Социокультурные трансформации в условиях глобализационных процессов // Фундаментальные исследования. -2015. - № 2-14. - С. 3201-3204.

3. Колосова О. Ю. Философские и методологические аспекты экономики // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 1 (5). -С. 67-71.

4. Колосова О.Ю. Информационно-коммуникационное пространство общества: тенденции развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2014. - № 25. - С. 49-54.

5. Goncharov VN. The social studies on the information // European Journal of Natural History. - 2010. - № 6. - С. 65-66.

6. Говердовская Е.В. Социокультурные и этнологические особенности региона - основа модернизации высшего образования на Северном Кавказе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 7. - С. 28-34.

7. Гончаров В.Н. Современные концепции общества: философский анализ // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - № 16. - С. 151-155.

8. Говердовская Е. В., Болховской А. Л. Информационная парадигма современного общества: социально-философский и педагогический обзор концепций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2013. - № 7-1. - С. 14-17.

9. Лобейко Ю. А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования // European Social Science Journal. - 2014. - № 7-2 (46). - С. 282-284.

10. Бакланов И. С., Душина Т. В., Микеева О. А. Человек этнический: проблема этнической идентичности // Вопросы социальной теории. - 2010. -Т. 4. - С. 396-408.

11. Шумакова А. В. Кризис системы образования в контексте глобальных проблем общества: обоснование образовательной парадигмы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 1. - С. 12-18.

12. Гончаров В. Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 1. - С. 87-88.

13. Лобейко Ю. А. Педагогическая деятельность и педагогическое сознание: социальный аспект // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 13. - С. 102-107.

14. Редько Л. Л., Леонова Н. А. Антропологическая парадигма профессиональной подготовки педагогов в системе вузовского образования: методологический аспект // Фундаментальные исследования. 2015. - № 2-15. -С. 3391-3394.

15. Васильева Е. Ю., Ерохин А. М. Роль культуры и культурной идентичности в преодолении социальных рисков // Наука. Инновации. Технологии. - 2012. - № 1. - С. 64-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.