Научная статья на тему 'Социальные сети как значимый сегмент ноосферогенеза'

Социальные сети как значимый сегмент ноосферогенеза Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальное гражданское общество / социальные сети / мобильность образовательных ресурсов / глобальне громадянське суспільство / соціальні мережі / мобільність освітніх ресурсів

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кравченко И., Буряк В.

В работе представлены результаты исследования феномена социальных сетей, анализ их социально-политического, культурного и образовательного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Соціальні мережі як значущий сегмент ноосферогенезу

У роботі представлені результати дослідження феномена соціальних мереж, аналіз їх соціально-політичного, культурного та освітнього потенціалу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как значимый сегмент ноосферогенеза»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 27 (66). 2014. № 1-2. С. 217-223.

УДК 316.3

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ЗНАЧИМЫЙ СЕГМЕНТ НООСФЕРОГЕНЕЗА

Кравченко И. Буряк В.

В работе представлены результаты исследования феномена социальных сетей, анализ их социально-политического, культурного и образовательного потенциала.

Ключевые слова: глобальное гражданское общество, социальные сети, мобильность образовательных ресурсов.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Наиболее приоритетным направлением демократизации на глобальной шкале является проект создания глобального гражданского общества. Для реализации этих планов необходима интеграция теоретических, организационных, идеологических, экономических, культурных, политических и технологических ресурсов. Одним из важнейших инструментов построения гражданского общества на локальном, региональном и глобальном уровнях становятся социальные сети [ 1]. Функции сетей разнообразны: повседневная коммуникация, создание профессиональных «сетевых клубов», «клубов по интересам», достижение повышенной информированности по специальным темам, психологическая самореализация. Сети также способствуют созданию прозрачных контрольных механизмов осуществления государственной власти.

Посредством выделения и описания объекта исследования, социальных сетей, эксплицировано содержание темы, показан её инновационный характер. Социальные сети - значимый фактор дальнейшей демократизации современного общества. Основная проблема исследования заключается в определении параметров коммуникативного потенциала развития социальных сетей, рисков его дальнейшего расширения, выявлении перспектив. Показана социально-политическая значимость социальных сетей, гендерные особенности, статусные, психологические и другие характеристики пользователей. Цель исследования заключается в изучении значимости социальных сетей в поле коммуникативных стратегий учащейся молодёжи.

Новые инструменты гражданского управления социально-политическими процессами с использованием межгосударственных связей, и надгосударственных институтов могут быть эффективными, отражающими интересы свободных автономных индивидуумов. Успешность реализации гражданских инициатив в современном мире зависит от учёта трёх наиболее значимых объективных факторов: глобальных многоуровневых трансформаций («глобализации»), развитой технологической инфраструктуры для успешной гражданской коммуникации и экспоненциального расширения национальных и транснациональных социальных сетей. Глобальные потоки труда и капитала, разветвлённая планетарная инфо-медийная сфера и гражданские инициативы, способствуют формированию демократической среды, посредством работы социальных сетей.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНООЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

Отметим, что социальные сети с исторической точки зрения явление такое же древнее, как и человеческое общество. Разнообразные формы межличностной интерактивности, социальные сети информационно и коммуникативно структурируют деятельность в каждом обществе. Социальные сети в инфосфере, существующие на основе новейших технологий, сохраняют некую базисную человеческую потребность в производстве продуктивной коммуникации. Однако наличие высоких информационных технологий создаёт множество новых дополнительных возможностей для тех индивидуумов, которые входят в сетевые сообщества. Глобализрованные социальные сети (Фэйсбук, Майспейс, ВКонтакте и другие) возникли сравнительно недавно, в течение последних пяти лет. Их экспоненциальный рост (сотни миллионов пользователей) позволяет говорить о массовом характере «социализации» пользователей Интернет и интернетизированной мобильной связи. Отметим, что ещё до появления интернетизированных социальных сетей осуществлялось строительство сетевого общества.

Социальные сети являются продуктом развития информационных технологий, продвижения идеологии неолиберализма и тенденции к дальнейшей демократизации современных государств на планетарной шкале. Понятие «сетевое общество» ( Network Society) сегодня широко применяется для описания многих явлений происходящих в век информационной революции. Сетевая организация деятельности оказывает значительное влияние на экономические, политические, социальные и культурные трансформации в современном мире. Впервые выражение «сетевое общество» появилось в названии работы голландского исследователя Яна ван Дайка («De Netwerkmaatschappij», буквально - «Сетевое общество», 1991). Книга была переведена на английский и другие языки. Ян ван Дайк отобразил факт «удвоения» социального пространства, выделив специфику медиапространства и особенности пространства непосредственно персональной «материальной»

коммуникации [2]. Позднее он отметил тренд углубления цифрового неравенства

[3]. Наиболее значимыми работами по теме сетевого общества оказались также публикации испанского экономиста и социального теоретика Мануэля Кастельса

[4]; [5]. В сферу интересов испанского теоретика входят такие темы как перспективы новой информационной экономики, новые социальные движения, виртуальные сообщества и киберкультура. По мнению Кастельса сетевая коммуникативная структура отражает способ мышления и способ жизни индивидуумов находящихся в условиях развитого информационного общества. Интернет становится такой сферой, где всё чаще успешно работают экономические, культурные и политические формы деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ РОЛЬ В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Специфическая особенность глобального гражданского общества состоит в растущей популярности социальных сетей, функционирующих в информационном обществе. Экспертные исследования в основном сосредоточены на теме новых формах демократии и их обеспечения сетевыми технологиями в информационную эпоху [6]. Сегодня социальные сети это глобальные медиа-инструменты для осуществления маркетинговых и социальных практик в планетарном масштабе. Популярное выражение «Твиттерная революция» (как впрочем и «blogging revolution», «Facebook Revolution») появилось в качестве констатации новейшей коммуникативной революции. [7].

Благодаря стараниям различных компаний из IT-сферы, происходит повсеместное распространение он-лайн сервисов, позволяющих достаточно большому количеству людей общаться в режиме real-time (в пример можно привести такие сервисы как CompuServe, AOL, Prodigy, предлагающие услуги чата и он-лайн конференций). Параллельно с данными сервисами появляются и системы мгновенных сообщений (ICQ, AIM), фокусирующие внимание пользователя на возможностях оперативного обмена разнообразной информацией по принципу visa-vis (в основном, ввиде текстовых сообщений, ссылок и небольших файлов). На фоне все более возрастающего интереса к возможностям он-лайн коммуникаций начинают функционировать различные сайты знакомств, в частности, в 1995 г. осуществляется запуск американского портала Classmates.com (позволяющего пользователям создавать учетные записи на основе своих персональных данных и вступать в общение с другими пользователями). Эту дату принято считать отправной точкой в начале распространения сетевых клиентов, хотя данный портал и не обладал многими свойствами социальной сети (отсутствие списка друзей, ограниченность профиля, отсутствие групп по интересам и т.д.). Собственно, первыми социальными сетями являлся сайт Six Degrees, позволяющий создавать полноценный профиль пользователя и вступать в коммуникацию без каких-либо ограничений. Далее, в 2003-2004 г.г. появляются такие сервисы как LinkedIn, MySpace, Facebook, сформировавшие и претворившие в жизнь концепт социальной

сети как интерактивного многопользовательского веб-сайта с превалированием UGC (user generated content, контента, созданного пользователем).

Информационное общество постоянно создаёт новые стартовые условия для деятельности граждан и организаций. Социальные сети интегрированы на основе Интернет, дополняются возможностями мобильной телефонной связи, благодаря чему группы граждан ассоциированных по интересам в виртуальной информационной среде реализуют свои коммуникативные потребности. Информационные, технологические и организационные ресурсы «Фейсбук», «Твиттер», «МайСпейс», «ВКонтакте» и других социальных сетей многовекторны и являются многоуровневыми инструментами воздействия на отдельных пользователей, группы граждан и сообщества. В последние годы социальные сети также стали мощным социально-политическим ресурсом. Экономическое направление развития Интернета и социальных сетей очевидны. Книга Клары Ших «Эра Фейсбук: успешное продвижение продуктов в онлайновых сетях» [8] позволяет понять специфику работы в интернетизированных социальных сетях и гарантирует выигрыш «бонусов» для тех индивидуумов, которые рискнули своими материальными и социальными инвестициями в этот непредсказуемый эмерджентный сектор «экономики будущего». Социальные сети могут быть инструментом любых практик, направленных на достижение быстрого и эффективного результата через групповую («клубную») коммуникацию. Миллионы пользователей, работающих ежеминутно на Facebook ничего не говорят социологу. Вполне возможно, что это миллионы «зомбированных» пользователей. Но может эти цифры говорят о многом (может это миллионы социально активных ответственных граждан). Бизнес и информация переплетаются с социальной и политической информационной «тканью». Возникает автономная самодостаточная онлайновая сегментированная инфосфера, которая превращается в глобальный симулякр «кластерной конфиденциальной эксклюзивной информации».

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Социальные сети - привлекательный объект исследования в силу своей динамичности и массовости. Исследование феномена социальных сетей нуждается в первую очередь в социологическом анализе, что и было предпринято Буряком В.В и Кравченко И.М. [9]. Опрос студентов, обучающихся в Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского, выявил приоритеты пользователей в плане коммуникации и использования своего свободного времени. Однако исследователи определили недостатки в структуре анкеты и некоторые методологические трудности, которые необходимо устранить для более релевантного изучения развития социальных сетей.

Ноосферная реальность, частью которой является инфосфера, может рассматриваться в контексте недарвинистской концепции эволюции сложных систем [10]. Исследователи показывают, что необходимо также изучать социальные

сети в качестве индикативного элемента ноосферы [11]. Проводятся результативные исследования связности коммуникационного пространства на основе анализа показателей активности пользователей социальных сетей [12].

В марте 2013 г. среди студентов ТНУ имени В. И. Вернадского был проведен социологический опрос на тему специфики электронных социальных сетей (ЭСС). Всего посредством анкетирования было опрошено 650 человек. Результаты опроса показали, что большинство студентов зарегистрировано и пользуется услугами не одной, а нескольких ЭСС. В то же время по популярности на первом месте находится сеть Вконтакте, затем - Facebook и Одноклассники.

Если говорить о возрасте, в котором участники опроса впервые воспользовались услугами данных сервисов, то распределение выглядит следующим образом: 40% студентов зарегистрировали аккаунт и начали постоянно пребывать в ЭСС с 13 лет, 33% - с 14 лет, 19% - с 15 лет, 8% - с 12 лет. На пребывание в ЭСС расходуется значительный промежуток времени: 72% студентов тратят на эту практику более 2 часов в сутки (предположительно, благодаря использованию мобильных телефонов/планшетов с доступом к сети Интернет).

Какие именно виды деятельности востребованы студентами в пространстве ЭСС? Ответы приведены в таблице:

Вид деятельности Макс. приоритет (средний балл)

Общение 4,7

Просмотр аудио- видеофайлов 4,4

Просмотр фотографий 4,3

Изменение Вашего профиля (изменение аватара, статуса, личных 2,4

данных)

Модерирование Вашей группы 1,9

Игры и приложения 3,7

Размещение фотографий 2,9

Размещение аудио- видеофайлов 2,2

Публикация новостей 3,1

Обсуждение тем в группах 3,6

Таким образом, в тройке наиболее популярных видов деятельности находится общение, а так же просмотр аудио-, видеоматериалов и фотографий.

Несмотря на значительное время, проводимое в ЭСС, подавляющее большинство студентов (82%) считает, что общение в социальных сетях не может заменить традиционные формы общения.

Выводы. Феномен социальных сетей нуждается в междисциплинарном анализе, поскольку очевидны антропологические, психологические, гендерные,

коммуникативные, семиотические, социально-философские, политические и социологические аспекты их функционирования. Социологический анализ даёт необходимую эмпирическую базу для дальнейших исследований, позволяет делать теоретические обобщения и прогнозировать новые тенденции расширения социальных сетей.

Список литературы

1. Буряк В.В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции : монография / В. В. Буряк. - Симферополь. : ДИАЙПИ, 2011. - 152 с.

2. Dijk, J. A. G. M. van. The Network Society / Jan A. G. M. van Dijk. - Thousand Oaks, CA. : Sage Publications Ltd, 1999. - 272 p.

3. Dijk, J. A. G. M. van. The Deepening Divide: Inequality in the Information Society / Jan A. G. M. van Dijk. - Thousand Oaks, CA. : Sage Publications Ltd, 2005. - 248 p.

4. Castells, M. The Rise of the Network Society (The Information Age: Economy, Society and Culture, Volume 1) / Manuel Castells. - Malden, MA. : Wiley-Blackwell; 2000. - 594 p.

5. Castells, M. The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business, and Society (Clarendon Lectures in Management Studies) / Manuel Castells. - Oxford. : Oxford University Press, 2003. - 304 p.

6. Schuler, D. Shaping the Network Society: The New Role of Civil Society in Cyberspace / Douglas Schuler (Ed.), Peter Day (Ed.). - The MIT Press, 2004. - 443 p.

7. Micek, D. Twitter Revolution: How Social Media and Mobile Marketing Is Changing the Way We Do Business & Market Online / Deborah Micek, Warren Whitlock. - Xeno Press, 2008. - 257 p.

8. Shih, C. The Facebook era: tapping online social networks to build better products, reach new audiences, and sell more stuff / Clara Shih. - Prentice Hall, 2009. - 236 p.

9. Буряк В.В. Социальные сети как объект социально-философского анализа / Буряк В.В., Кравченко И. М. - КНП, 2012. - С. 73-75.

10. Сулейменов И.Э. Ноосфера с точки зрения недарвинистской концепции эволюции сложных систем / И.Э. Сулейменов // В. И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации. - Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2013. - С. 16.

11. Современные социальные сети как индикативный элемент ноосферы / [Панченко С.В., Шалтыкова Д.Б., Болтаев Е., и др.] // В. И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации: Материалы международной конференции. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2013. -С. 52.

12. Панченко С.В. Исследование связности коммуникационного пространства на основе анализа показателей активности пользователей социальных сетей / С.В. Панченко, А.А. Абдрахманова, Д.Б. Шалтыкова // В. И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации. -Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2013. - С. 53

Кравченко И.В., Буряк В.В. Сощальш мережi як значущий сегмент ноосферогенезу // Вчеш записки Тавршського национального ушверсптету iм. В. I. Вернадського. Серш: Фшософш. Культурологш. Полгтолопя. Соцюлопя. - 2014. - Т. 27 (66). - № 1-2. - С. 217-223. У робот! представлен результата дослвдження феномена сощальнпх мереж, аналiз !х сощально-полпичного, культурного та освгтнього потенщалу.

Ключовi слова: глобальне громадянське суспшьство, сощальш мереж^ мобшьшсть освгттх ресурсш.

Kravchenko IV., Buryak V.V. Social networks as a meaningful segment of noosphere genesis //

Scientific Notes of Taurida National V.I. Vemadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2014.- Vol. 27 (66). - № 1-2. - P. 217-223.

This work presents the results of a study of the phenomenon of social networks, which are an integral part of the noosphere. The analysis of their communicative potential is also presented in the article. Social networks are one of the most important tools for building civil society at the local, regional and global levels. Their functions are diverse: daily communication, the establishment of professional "network of

clubs," "service clubs ", achieving a heightened awareness on specific topics, psycho- emotional self-realization. It is shown that the information-communicative networks facilitate optimizing relationships with citizens and legitimate functioning (state) institutions, officials, through the establishment of transparent monitoring mechanisms for the implementation of the government. Relevance of the research on communicative segment information networks is to examine the phenomenon of the existence of social networks in the context of a globalizing world. Authors explicate theme's content and show its innovative character by isolating and describing the object of the research. Social networks emerge as a significant factor in the further democratization of contemporary society. The main problem lies in the definition of technological and societal development of potential of social networks, risks of further expansion and identifying prospects.

Key words: global civil society, social networks, mobility of educational resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.