УДК [101.1:316]:004.7 ББК 60.02 В 91
В.В. Буряк,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Таврического национального университета имени В.И. Вернадского; профессор кафедры ЮНЕСКО «Возобновляемая энергетика и устойчивое развитие», Россия, АРК, Симферополь, тел.: 8(365) 54-57-28, e-mail: [email protected]
Глобальные трансформации и тренды интернетизации
(Рецензирована)
Аннотация. Глобализация — это современный этап эволюции биосферы и ноосферо-генеза. Характер глобальных трансформаций отражает ключевые особенности нынешнего этапа социокультурного развития, что определяется ходом планетарной информатизации. Высокотехнологичная коммуникация — важнейший фактор ноосферогенеза. Цель статьи — показать прямую взаимосвязь между экспоненциальным расширением инфосферы и глобализацией. Общая идея представленной работы может быть сформулирована таким образом: размещение темы планетарной мобилизации в контексте глобализации. Главная тема статьи — комплексный анализ взаимодействия информационных технологий и глобализированной коммуникации. Интеллектуальный вклад автора состоит в анализе глобальных трендов интернетизации и высокотехнологичной коммуникации в качестве факторов ускорения планетарных трансформаций.
Ключевые слова: ноосферогенез, глобальные трансформации, инфосфера, высокотехнологичная коммуникация.
V.V. Buryak,
Candidate of Philosophy, Associate Professor of Philosophy Department of Tavrichesky National University named after V.l. Vernadsky; Professor of the UNESCO Department «Renewable Energy and Sustainable Development», Russia, Crimea, Simferopol, ph.: 8(365)54-57-28, e-mail: [email protected]
Global transformations and trends of internetization
Abstract. Globalization is a modern stage in the evolution of the biosphere and noospherogenesis. The nature of global transformations reflects the key features of the current stage of socio-cultural development which is determined by the course of planetary information. High-tech communication is the most important factor of noospherogenesis. The purpose of the article is to show direct correlation between the exponential expansion of the infosphere and globalization. The general idea of the present work can be formulated in such a way: placing the theme of planetary mobilization in the context of globalization. The main topic of the paper is a comprehensive analysis of the interaction of information technologies and globalized communication. Intellectual contribution of the author consists in the analysis of global trends of internetization and high-tech communications as factors of accelerating planetary transformation.
Keywords: noospherogenesis, global transformation, infosphere, high-tech communication.
Исследовательская парадигма изучения глобализации как комплексного динамичного объекта определяется тремя взаимодополнительными факто-
рами: эволюцией ноосферы, планетарными трансформациями и ускоренным развитием информационного общества. В работе выделены ключевые темы:
ноосферогенез, глобализация и инфосфера. Фактически сегодня происходит переформатирование современного мира, главным образом за счёт системных ресурсов продвинутых информационных технологий. Высокие технологии не только оптимизируют и ускоряют ноосферное развитие, но также порождают риски для человеческой цивилизации. Постоянное возрастание технонаучного потенциала неизбежно влечёт за собой радикальное преобразование индивидуумов, общества и биосферы.
Научная проблема, решаемая нами, заключается в анализе влияния информационных технологий на формирование эффективной глобализированной коммуникации. Актуальность исследования сфокусирована на анализе механизмов тотальной телефонной мобилизации повседневной и корпоративной деятельности и связанных с этим социокультурных рисках. Академическая значимость работы состоит в изучении социетальной ситуации, когда информационные технологии начинают играть всё более важную роль в жизни отдельных индивидуумов и общества в целом. В глобализированном мире понимание высокотехнологичных инструментов, их значимости в жизни отдельных граждан, несомненно, позволяет сделать коммуникациию более продуктивной. Новизна исследования заключается в выделении проблематики, связанной с интенсификацией высокотехнологичной коммуникации в условиях ускоренной глобализации. Инновационный вклад в решение рассматриваемой проблемы состоит в использовании обширного массива новейших источников по теме, что позволяет уточнить значимость рисков коммуникативных практик, реализуемых на основе интернетизированной мобильной связи между индивидуумами.
В целях оптимизации исследовательских стратегий в отношении коммуникационного сегмента глобальных трансформаций необходимо уточнить диспозицию ноосферогенеза, глобализации и планетарной интернетизации. Теперешний этап ноосферогенеза
во многом определяется конкретными формами глобализации, в особенности — планетарной мобилизацией. Определение характера глобализации побуждает рассмотреть такой важнейший драйвер планетарных трансформаций, как информатизация и интернетизация ноосферы. В этом плане желательно уточнить конфигурацию инфосферы.
Поскольку человечество — исторический результат эволюции биосферы и антропосоциогенеза, то ясно, что формы глобализации определяются интервалами мировой истории. Тема глобализации уже более двух десятков лет не только обсуждается в академических кругах, но также не сходит с первых полос влиятельных экономико-политических и финансовых журналов. Актуальная проблематика побуждает мыслителей к острым креативным дискуссиям. Один из ведущих экспертов в вопросах природы глобализации Ман-фред Стегер сводит вместе основные противоречия планетарной экспансии экономических практик, медийных потоков и культурных стандартов, продвигаемых неолиберальными идеологами [1]. Он создал когнитивную «карту» для ориентации в противоречивом пространстве исследовательских стратегий относительно глобализации. Интеграция отдельных трансконтинентальных, но, казалось бы, ситуативных явлений на планетарной шкале позволяет понять эволюцию комплексных исследований инфосферы как реализацию масштабного академического трансдисциплинарного проекта.
Как наиболее динамичный фактор глобализации, информатизация, а особенно — интернетизация, оказывается ведущей силой ноосферогенеза. Глобализированная интернетизация формирует коммуникативные и социокультурные параметры всей человеческой цивилизации. В ходе ускорения глобальных трансформаций возникают новые экономические, технологические и политические турбулентные процессы. Согласно Манфреду Стегеру, глобализация как объект исследования может рассматриваться как комплекс-
ное единство экономических, идеологических, технологических, культурных и медийных процессов в планетарном масштабе [2]. Наиболее важным направлением развития в первой декаде XXI века становится экспансия информационных технологий, средств мобильной связи и интернетизация. Отсюда — интенсивное использование профессиональных социальных сетей, технологических инноваций и корпоративных связей [3].
В основе расширения и постоянного ускорения циркуляции глобальных медиапотоков лежат инженерные и программные инновации. Технологические достижения в рамках продвинутого конструирования инфосферы имеют также теневую сторону. На это обращает внимание Марк Бауэрлейн, доказывая, что современная цифровая эпоха отупляюще воздействует на людей и содержит в себе глобальные риски [4]. В свою очередь, Рен-дел Стросс («Планета Гугл», 2008) анализирует организационные ресурсы наиболее значимой в Интернете поисковой системы Google. Он приходит к мнению о том, что научно-технический прогресс в информационном обществе неизбежен, но лишь нуждается в контроле и эффективном управлении [5]. Другой исследователь феномена «всемирной паутины», Николе Kapp, убеждает нас в том, что интернетизация негативно воздействует на когнитивные способности постоянных пользователей глобальной информационной сети [6]. Представляется, что некоторые авторы иногда утрируют опасность бытия человека в условиях экспоненциального роста информационных ресурсов, создавая негативный образ инфосферы. Не вдаваясь в характер использования информации отдельными индивидуумами, нужно констатировать тот факт, что инфосфера содержит в себе как «бонусы», так и значительные риски.
Упрочение организационных, инфраструктурных и технологических оснований информационного общества неизбежно приведёт в ближайшие годы к всеобъемлющей трансформации
экономики, культуры и социума в целом. Однако осмыслять современное общество только в плане технологической «эффективности» неверно, считает Роберт Хасан. Он системно анализирует и критически оценивает роль новых медиа и последствия их расширенной экспансии [7]. Наличие глобализированного информационного пространства — свидетельство планетарного продвижения выскоких технологий, унификации производства товаров и стандартизации социокультурных форм. Такие тенденции являются закономерным результатом ускоренного ноосферогенеза. Баланс позитивных и негативных тенденций расширения глобализации зависит от задач и целей корпораций, групп граждан и даже отдельных личностей. Тем не менее, опасности глобального сетевого контроля и корыстных манипуляций коммуникативными практиками очевидны. Эти тенденции несут в себе значительные этические и экзистенциальные риски для пользователей.
Глобализация существенно трансформирует технологии, экономику, общество, культуру и международные отношения. Переформатирование мировой политики в глобальном сообществе — это очевидная реальность, как считают авторы исследования «The Globalization of World Politics: An Introduction to International Relations» [8]. В том случае, когда объект исследования многомерен, необходимы междисциплинарные подходы для определения специфических параметров глобализации. Это нужно с целью выделения характерных особенностей, направлений развития, динамики и фундаментальных механизмов планетарных изменений.
Информационное общество характеризуется, прежде всего, развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий. В основе такого общества находятся информационные системы и сети. Главным стратегическим ресурсом в этих условиях является информация, но не в обыденном, масс-медийном ее понимании
(сведения о различных событиях). Информация — многозначный термин, использующийся в физике, химии, биологии и других областях знания. В информационном обществе это, прежде всего, высокотехнологичный по происхождению контент, исходные данные для производства новых массивов информации и интенсификации производственных процессов. Огромную роль в управлении общественным мнением, политическими, экономическими и культурными предпочтениями играют глобальные сетевые акторы: Microsoft, Apple, Google, Yahoo, Amazon, My Space, Facebook, Twitter. История и развитие этих информационных мега-корпораций стали предметом научных исследований [9]. Корпоративные профессиональные сети (Linkedln и др.) создают специфическое коммуникативное пространство [10].
Средства мобильной телефонной связи в начале XXI века прочно вошли в обыденную и деловую жизнь большинства населения нашей планеты. Нынче аппаратов мобильной связи гораздо больше, чем стационарных аппаратов кабельной аналоговой телефонной связи. Сегодня глобализированные мобильные технологии во многом определяют эффективность коммуникации во всех сегментах жизнедеятельности индивидуумов. Социальные теоретики и антропологи системно изучают разнообразные аспекты феномена глобальной мобилизации. Высокотехнологичная интернетизированная мобилизация населения планеты — это не только эффективный коммуникативный инструмент, но также средство для нового культурного и социального дизайна индивидуума, считает Говард Рейнгольд [11]; [12]. Планетарная мобилизация фундаментально изменила глобальное коммуникативное пространство, как показывают Левинсон [13], Клеменс [14] и Агар [15]. Под интенсивным влиянием расширенного использования для коммуникации сотовых телефонов трансформировались многие практики повседневности, приватная жизнь, коммерция, были созданы новые возможности
для укрепления креативных позиций индивидуумов и осуществления гражданских инициатив. Глобальная интеграция и конвергенция информационных технологий, а также новых социальных технологий позволяет гражданам и общественным движениям создавать более эффективную и скоростную коммуникацию [16]. Благодаря этой тенденции возрастают ресурсы контроля со стороны государственных организаций и отдельных государственных функционеров.
Для того, чтобы уяснить организационный ресурс базисных принципов социальных приложений мобильных технологий и поведенческих корреляций пользователей мобильной связи, необходимо знать, как работают прикладные инструменты репрезентации данных и какова степень эффективности коммуникации. Социальные сети могут быть инструментом любых практик, направленных на достижение быстрого и эффективного результата посредством групповой («клубной») коммуникации.
Изначально исследователи изучали главным образом маркетинговые возможности социальных сетей. Практически не ограничены бизнес-возможности социальных сетей как для индивидуумов, так и для организаций, показывает Дэн Заррелла [17]. Мобильная связь сегодня плотно интегрирована с Интернетом и социальными сетями, что создаёт глобализированный коммуникативный эффект. Для максимизации потребительского спроса этим широко пользуются маркетологи и политики [18]. Не только в глобальном бизнесе происходят постоянные «поглощения» и «слияния» корпораций в целях преодоления конкурентного противостояния. Новые технологии открыты всем гражданам, приспособлены для усиления конкуренции и создают условия для более успешных бизнес-конфигураций. Таковы факторы ускорения динамики многоуровневого комплексного противоречивого процесса глобализации. Это очевидно в таких опциях, как технологические, финансовые, экономиче-
ские, социокультурные, образовательные и политические потоки [19]; [20]; [21]. Как утверждает Аида Савицка, горизонтальный трансфер артефактов, символов, образов и идей в эпоху глобализации способствует расширенному воспроизводству постматериалистических ценностей [22]. Социокультурный сдвиг от мировоззренческой парадигмы эпохи модерна к постмодерну произошёл не в последнюю очередь благодаря экспоненциальному росту информационных технологий.
В информационном обществе кардинально меняются все сферы жизни. Главными продуктами производства и потребления оказываются информация и знания [23]. Глобализированные социальные сети становятся дополнительным ресурсом для личностной самореализации индивидуумов. Когда информационные системы и коммуникационные сети взаимосвязаны на основе Интернета, мобильной связи, телекоммуникаций, то возникает инновационный экономический и социальный уклад. Современная инфосфера — единое информационно-коммуникативное пространство, в котором можно выделить образовательное, коммуникативное, рекреационное, политическое и экономическое измерения [24]. В таком динамичном глобализированном информационном пространстве границы между локальными общностями, государствами, регионами, странами и континентами фактически стираются. Финансовые и интеллектуальные инвестиции движутся в том направлении, которое даёт возможность извлечь наибольшую прибыль за короткое время работы капитала (финансового и когнитивного).
Интернет — один из наиболее эффективных высокотехнологичных инструментов глобализации. Мобильная связь в планетарном масштабе значительно ускоряет социально-экономическую эволюцию, поэтому как часть техносферы должна рассматриваться в качестве мощного драйвера развития цивилизации. Основными высокотехнологичными интернетизирован-ными трендами являются: интернет,
интернетизированная мобильная связь и глобальные медиа-холдинги. Неудивительно, что глобальные тренды во многом определяют не только движение информации, финансовых потоков, но также ускоренную экспансию норм, образов и смыслов. При этом возрастает роль интернет-мемов [25]. Планетарная коммуникация представляет собой комплексное явление и поэтому может быть познана только при условии размещения (в качестве объекта исследования) в методологическом фокусе междисциплинарно-сти. Как современный этап эволюции ноосферы, глобализация включает в себя не только антропосферу, техносферу, но также инфосферу [26]; [27]. Именно глобализированные информационные потоки оказываются наиболее динамичными и стратегически важными ингибиторами планетарных трансформаций. Глобализация представляет собой комплексный многоуровневый феномен, как отмечает в своих работах В. Н. Нехай [28]; [29]; [30]. Для понимания сущностных качеств глобальных изменений необходимо обратиться к прикладным исследованиям в области высокотехнологичной планетарной коммуникации.
Выводы. Современные глобальные трансформации являются новейшим этапом ноосферогенеза. Тематический анализ такого сложного явления, как глобализация, происходит в условиях ускоренной дифференциации различных академических дисциплин. Продуктивной методологической междисциплинарной матрицей в таком случае является ноосферология. Инфосфера оказалась наиболее динамичной составляющей глобализации. Ключевое значение в ускоренной эволюции инфосферы обретают интернетизированные средства сотовой мобильной связи. Экспоненциальному росту глобальной мобилизации способствует маркетинговая составляющая расширения мобильной телефонии. Конвергенция современных высокотехнологичных медиасредств позволяет рассматривать мобильную связь как часть многопользовательских инструментов для продвижения
идеологических, политических, маркетинговых, социальных и эстетических проектов оптимизации инфосферы. Интернетизированная телефония часто выступает в роли индивидуального и со-циетального «электронного протеза», без которого для многих граждан воз-
никает эффект фобического синдрома потери персональной идентичности. Интенсификация информационных потоков, особенно в области межличностной коммуникации, — противоречивый комплексный процесс, который нуждается в дополнительных исследованиях.
Примечания:
1. Steger М.В. Globalization: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2003. P. 14.
2. Ibid. P. 11.
3. Ibid. P. 9.
4. Bauerlein M. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30). N. Y.: Tarcher. 2009.
5. Stross R. Planet Google: One Company's Audacious Plan To Organize Everything We Know / R. Stross. N. Y.: Free Press. 2008.
6. Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. N. Y.: W.W. Norton & Company, 2011.
7. Hassan R. The Information Society: Cyber Dreams and Digital Nightmares. New Jersey: John Wiley & Sons, 2013.
8. Baylis J., Smith S., Owens P. The Globalization of World Politics: An Introduction to International Relations. N. Y.: Oxford University Press, 2014.
9. Hillis K., Petit M., Jarrett K„ Google and the Culture of Search. London: Routledge, 2013.
10. Macarthy A. 500 Social Media Marketing Tips: Essential Advice, Hints and Strategy for Business: Facebook, Twitter, Pinterest, Google+, YouTube, Instagram, Linkedln, and More! North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013.
11. Rheingold H. Smart Mobs: The Next Social Revolution. Cambridge: Basic Books, 2002.
12. Rheingold H., Weeks A. Net Smart: How to Thrive Online. Cambridge: The MIT Press, 2014.
13. Levinson P. Cellphone: The Story of the World's Most Mobile Medium and How It Has Transformed Everything! Basingstoke: Palgrave Macmillan Trade, 2004.
14. Klemens G. The Cellphone: The History and Technology of the Gadget That Changed the World. Jefferson: McFarland, 2010.
15. Agar J. Constant Touch: A Global History of the Mobile Phone. Cambridge: Icon Books Ltd, 2013.
16. Gerbaudo P. Tweets and the Streets: Social Media and Contemporary Activism. N. Y.: Pluto Press, 2012.
17. Zarrella D. The Social Media Marketing Book. Sebastopol: O'Reilly Media, 2009.
18. Social Semantic Web: Web 2.0 — Was nun? / ed.: A. Blumauer, T. Pellegrini. Berlin: Springer, 2008.
19. Appadurai A. Modernity At Large: Cultural Dimensions of Globalization (Public Worlds). Minneapolis: Univ. Of Minnesota Press, 1996.
20. Appadurai A. Public Culture: Globalization. Durham: Duke University Press Books, 2000.
21. Appadurai A. The Future as Cultural Fact: Essays on the Global Condition. London; Brooklyn; N. Y.: Verso Books, 2013.
22. Savicka A. Postmaterialism and globalisation: the specificity of value change in the post-communist milieu. Vilnius: Research Institute of Culture, Philosophy and Arts, 2004.
23. Буряк В.В. Стратегии культур в информационном обществе // Учёные записки ТНУ. Сер. Философия. Социология. Симферополь. 2006. Т. 19 (58), №1. С. 137-144.
24. Буряк В.В. Динамика культуры в эпоху глобализации: ноосферный контекст: монография. Симферополь: ДИАИПИ, 2011. С. 245-246.
25. Там же. 350-351.
26. Буряк В.В. Глобализация как современный этап эволюции ноосферы // В1сник СевНТУ. Философия: сб. науч. тр. Севастополь, 2013. Вып. 141. С. 21-24.
27. Буряк В.В. Ноосферогенез, глобализация и современное информационное общество: монография. Симферополь: Ариал, 2014. 220 с.
28. Нехай В.Н. Глобализация: социокультурное измерение // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2008. Вып. 8. С. 109-113.
29. Нехай В.Н. Современная глобализация как многоуровневый и многофакторный процесс // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1 Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №1. С. 117-120.
30. Нехай В.Н. Глобализация: проблема концептуальной и исторической эволюции // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Философские науки. М.: Изд-во МГОУ, 2011. №3. С. 106-112.
References:
1. Steger М. В. Globalization: A Very Short Introduction / Martin В. Steger. — Oxford: Oxford University Press. 2003. P. 14.
2. Steger M. B. Globalization: A Very Short Introduction / Martin B. Steger. — Oxford: Oxford University Press. 2003. P. XI.
3. Steger M. B. Globalization: A Very Short Introduction / Martin B. Steger. — Oxford: Oxford University Press. 2003. P. 9.
4. Bauerlein, M. The Dumbest Generation: How the Digital Age Stupefies Young Americans and Jeopardizes Our Future (Or, Don't Trust Anyone Under 30) / Mark Bauerlein.
— NY: Tarcher. 2009.
5. Stross, R. Planet Google: One Company's Audacious Plan To Organize Everything We Know / Randall Stross. — New York: Free Press. 2008.
6. Carr, N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains / Nicholas Carr. — NY.: W. W. Norton & Company. 2011.
7. Hassan, Robert. The Information Society: Cyber Dreams and Digital Nightmares / Robert Hassan. — Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons. 2013.
8. Baylis, John, Smith, Steve, Owens, Patricia the Globalization of World Politics: An Introduction to International Relations / John, Baylis; Steve, Smith; Patricia, Owens, NY, USA: Oxford University Press. 2014.
9. Hillis, Ken., Petit, Michael, Jarrett, Kylie. Google and the Culture of Search / Ken Hillis, Michael Petit, Kylie Jarrett. — London: Routledge. 2013.
10. Macarthy, Andrew. 500 Social Media Marketing Tips: Essential Advice, Hints and Strategy for Business: Facebook, Twitter, Pinterest, Google+, YouTube, Instagram, Linkedln, and More! / Andrew Macarthy. — North Charleston, USA: CreateSpace Independent Publishing Platform. 2013.
11. Rheingold, Howard. Smart Mobs: The Next Social Revolution / Howard Rheingold.
— Cambridge: Basic Books. 2002.
12. Rheingold, Howard. Weeks, Anthony. Net Smart: How to Thrive Online / Howard Rheingold, Anthony Weeks. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 2014.
13. Levinson, Paul. Cellphone: The Story of the World's Most Mobile Medium and How It Has Transformed Everything! / Paul Levinson. — Basingstoke: Palgrave Macmillan Trade. 2004.
14. Klemens, Guy. The Cellphone: The History and Technology of the Gadget That Changed the World/ Guy Klemens. — Jefferson, North Carolina: McFarland. 2010.
15. Agar, Jon. Constant Touch: A Global History of the Mobile Phone / Jon Agar. — Cambridge, United Kingdom, Icon Books Ltd. 2013.
16. Gerbaudo, Paolo. Tweets and the Streets: Social Media and Contemporary Activism / Paolo Gerbaudo. — NY: Pluto Press. 2012.
17. Zarrella, D. The Social Media Marketing Book / Dan Zarrella. — Sebastopol, CA: O'Reilly Media. 2009.
18. Blumauer, A. and Pellegrini, T. (eds.). Social Semantic Web: Web 2.0 — Was nun? / editors: Andreas Blumauer and Tassilo Pellegrini. — Berlin: Springer. 2008.
19. Appadurai, Arjun. Modernity At Large: Cultural Dimensions of Globalization (Public Worlds) / Arjun Appadurai. — Minneapolis: Univ. Of Minnesota Press. 1996.
20. Appadurai, Arjun. Public Culture: Globalization / Arjun Appadurai. — Durham, NJ. Duke University Press Books. 2000.
21. Appadurai, Arjun. The Future as Cultural Fact: Essays on the Global Condition / Arjun Appadurai. — London, Brooklyn, New York; Verso Books. 2013.
22. Savicka, A. Postmaterialism and globalisation: the specificity of value change in the post-communist milieu / Savicka, Aida. — Vilnius: Research Institute of Culture, Philosophy and Arts. 2004.
23. Buryak V.V. Strategies of cultures in the information society // V.V. Buryak // Proceedings of TNU. Series: Philosophy. Sociology. Simferopol. Volume 19 (58). No.l. 2006, pp. 137 — 144.
24. Buryak V.V. Dynamics of culture in the era of globalization: noosphere context: monograph / Buryak V.V. Simferopol: DIAYPI, 2011, pp. 245-246.
25. Buryak V.V. Dynamics of culture in the era of globalization: noosphere context: monograph / V.V. Buryak. Simferopol: DIAYPI, 2011, pp. 350-351.
26. Buryak V.V. Globalization as the present stage of the noosphere evolution / V.V. Buryak // Bulletin of SevNTU. Philosophy: collection of scientific works. Sevastopol, issue 141. 2013, pp. 21-24.
27. Buryak V.V. Noospherogenesis, globalization and modern information society: monograph / V.V. Buryak. Simferopol: Arial, 2014. P. 220.
28. Nekhay V.N. Globalization: socio-cultural dimension. Bulletin of Adyghe State University. Maikop. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, culturology. 2008. No.8, pp. 109-113.
29. Nekhay V.N. Contemporary globalization as a multi-level and multi-factor process. Bulletin of Adyghe State University. Maikop. Series 1: Regional Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, culturology. 2009. No. 1, pp. 117-120.
30. Nekhay V.N. Globalization: problem of conceptual and historical evolution. Bulletin of the Moscow State Regional University. M.: Ed., MGOU. Seriya: Philosophical Sciences. 2011. No.3, pp. 106-112.