С
ОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ВОСТРЕБОВАННЫЙ РЕСУРС ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И КОММУНИКАТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
УДК 316.3:004.946
В. В. Буря к3, О. А. Габриелян3, И. В. Кравченко3, И. Э. Сулейменов1, О. В. Шлыкова2
'Алматинский Университет Энергетики и Связи
'Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) 3Таврическая Академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
'БУРЯК ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии естественнонаучного профиля философского факультета Таврической Академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского BURYAK VIKTOR VLADIMIROVICH - Ph.D. (Philosophy), Associate Professor of Department of Philosophy of the Natural-Science Profile, Faculty of Philosophy, Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University
2ГАБРИЕЛЯН ОЛЕГ АРШАВИРОВИЧ - доктор философских наук, профессор, декан философского факультета Таврической Академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
GABRIELYAN OLEG ARSHAVIROVICH - Full Doctor of Philosophy, Professor, Head of Faculty of Philosophy, Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University
3КРАВЧЕНКО ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ - старший преподаватель кафедры социологии философского факультета Таврической Академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского
KRAVCHENKO IVAN VASILYEVICH - senior teacher of Department of Sociology, Faculty of Philosophy, Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University
"СУЛЕЙМЕНОВ ИБРАГИМ ЭСЕНОВИЧ, доктор химических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующий Тематической научно-исследовательской Лабораторией «Наноэлектроника» Алматинского Университета Энергетики и Связи SULEYMENOV IBRAGIM ESENOVICH - Full Doctor of Chemical Sciences, Ph.D. (Physics and Mathematics Sciences), Professor, Head of Nanoelectronics TRL, Almaty University of Power Engineering and Telecommunications (AUPET)
5ШЛЫКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА - доктор культурологии, профессор, заместитель директора Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) SHLYKOVA OL'GA VLADIMIROVNA - Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Deputy Director of Research and Education Center for Civil Society and Social Communication, Institute of Public Administration and Civil Service, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
e-mail: buryakvv@mail.ru1, gabroleg@mail.ru2, zx3com@gmail.com3, esenych@yandex.ru4, olgashlykova @yandex.ru5 © Буряк В. В., Габриелян О. А., Кравченко И. В., Сулейменов И. Э., Шлыкова О. В., 2017 95
В статье проанализированы аксиологические аспекты формирования приоритетных установок пользователей в условиях перманентного планетарного расширения сетей, аргументировано, как коммуникативно-сетевая активность влияет на социально-политический и культурно-образовательный ландшафт в планетарном масштабе.
В поле внимания авторов - результаты исследования образовательного потенциала социальных сетей. На основе системного мониторинга использования студенчеством сетевых образовательных ресурсов, проводимого в Таврической Академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, авторы подтверждают тот факт, что социальные сети становятся динамичным сегментом современного информационного общества и популярным коммуникативным инструментом в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: информационное общество, социальные сети, университетские сети, современная сетевая субкультура.
V. V. Buryak2, O. A. Gabriyelyan2,
I. V. Kravchenko2, I. E. Suleymenov1, O. V. Shlykova3
!Almaty University of Power Engineering and Telecommunications (AUPET), Baitursynov str., 126, Almaty, The Republic of Kazakhstan
2Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Vernadskogo Prospekt, 4, 295007, Simferopol, Republic of Crimea 3The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), The Russian Government, Prospect Vernadskogo, 82, 119571, Moscow, Russian Federation
SOCIAL NETWORKS AS A DEMANDED RESOURCE OF CIVIL SOCIETY AND A COMMUNICATIVE TOOL IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
In the article the axiological aspects of formation of priority settings of the users in conditions of permanent planetary expansion of networks is argued as communicative and network activity impact on the socio-political, cultural, and educational landscape on a global scale. To the attention of the authors - the results of a study of the educational potential of social networking. On the basis of systematic monitoring of the use of the students of network educational resources held in the Taurida Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, the authors show how social networks are becoming dynamic segment of the modern information society and popular communication tool in the digital educational environment.
Keywords: information society, social networks, University networks, advanced network subculture.
Для цитирования: Буряк В. В., Габриелян О. А., Кравченко И. В., Сулейменов И. Э., Шлыкова О. В. Социальные сети как востребованный ресурс гражданского общества и коммуникативный инструмент в цифровой образовательной среде // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 95-104.
Функции социальных сетей в информационном обществе. Глобальное гражданское общество является одним из наиболее перспективных трендов переформатирования социума в принципиально новый тип.
Сетевые интернет-технологии позволяют интегрировать в себе самые разнообразные услуги и процессы, мобилизуя и вскрывая потенциал технологических, организационных, логистических, политических, социокультурных и
образовательных ресурсов. Таким важнейшим интегративным инструментом построения современного гражданского общества являются социальные сети [1]. Значимые функции социальных сетей разнообразны: бытовая коммуникация, сеть открытых и закрытых сообществ («клубы по интересам»), профессиональные сети (научные коммуникации, бизнес-коммуникации, образовательные и т.п.) и другие.
Нельзя не отметить, что поток новых ресурсов, а вслед за ними и запросов, информационных капризов цифрового поколения, которые необходимо удовлетворять современным инфопосредни-кам, выводят в поле исследовательского внимания такие важные аспекты, как интернет-субкультура и её потребности, характер ценностей традиционных и новых, транслируемых и создаваемых современной социокультурной средой, объём ресурсов культуры и образования услуг в Сети, приоритеты культурной и образовательной политики в информационном обществе, механизмы и модели их реализации в цифровой образовательной среде и другие.
Выступая средством коммуникации, интернет-сети образуют принципиально новую область социального взаимодействия, влекущую изменения в реальных областях жизни современного человека-пользователя, в том числе его культурных ориентаций и ценностных приоритетов. Пользователи социальных сетей стремятся к психологическому комфорту, достижению высокого уровня информированности по специализированным темам («группы»), к самореализации на личностном уровне, экономическому процветанию.
Социальные сети способствуют не только дополнительной реализации личности в условиях современного информационного общества, но также обеспечивают действенность контрольных механизмов осуществления технологий государственной власти. Для исследователей социальных сетей очевидно, что данный феномен выступает значимым социетальным и коммуникативным триггером, позволяющим перманентно расширять социокультурное и образовательное пространство.
Режимы функционирования социальных сетей в условиях эволюции ноосферы разнообразны [4]. Изучение их представляет собой комплексную аналитическую работу, непременно включающую в себя социологические исследования фокусных групп. В связи с экспоненциальным количественным и качественным (возросшая скорость передачи данных) ростом сетевых интернет-ресурсов, социальные сети становятся значимым драйвером трансформации информационного общества и глобализированного высокотехнологичного социума [6].
Основная теоретическая проблема, которую поставили перед собой авторы в ходе исследования социальных сетей как образовательного ресурса и коммуникативного инструмента, заключалась в выявлении краеугольных характеристик коммуникативного пространства для пользователей социальных сетей, в рассмотрении аксиологических аспектов формирования пользовательских установок и приоритетов в условиях перманентного планетарного расширения сетей. При этом акцент был сделан на коммуникативно-сетевой активности молодёжи и её влиянии на социально-политический и
культурно-образовательный ландшафт в планетарном масштабе [2].
В ходе системного анализа наиболее популярных глобальных социальных сетей были учтены гендерные, статусные, экономические, психологические и другие базовые характеристики личности пользователя, прежде всего студенческой аудитории — наиболее активной в плане создания и использования такого интернет-ресурса, как социальные сети.
Социальные сети: разнообразие и динамика роста. Социальные сети информационно и коммуникативно структурируют деятельность граждан в современном обществе. Социальные сети глобального характера («Фэйсбук», «Твит-тер», «Майспейс», «Инстаграм», «Вкон-такте» и другие) возникли сравнительно недавно [11].
Официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы, когда были запущены "LmkedIn", "MySpace" и 'ТасеЬоок". В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже — в 2006-м, с появлением «Одноклассников» и «ВКонтакте». Их экспоненциальный рост в последние годы говорит об «эпидемиологическом» характере расширения глобальной сети Интернет.
Такая же тенденция экспоненциального роста характерна для системы интернетизированной мобильной (сотовой) связи. В России каждый четвертый житель зарегистрирован в социальной сети, при этом российские пользователи проводят в среднем в Глобальной сети до 6,5 часов.
Необходимо отметить, что ещё до появления феномена социальных сетей в Интернет, формировались основы кон-ституирования сетевых сообществ (про-
фессиональные союзы, «клубы по интересам» и другие).
В настоящее время всё ярче проявляется бизнес-ориентированность социальных сетей — продукт развития коммерциализированного сегмента информационных технологий. Благодаря социальным сетям происходит перманентное продвижение идеологем неолиберализма и постмодернистского мировосприятия. Очевидны тенденции к дальнейшему многоуровневому конструированию муль-тифункциональности коммуникативной среды на планетарной шкале. Понятие «сетевое общество» сегодня широко применяется для описания многих явлений, занимающих своё место в условиях современного информационного общества. Впервые выражение «сетевое общество» появилось в названии работы голландского исследователя Яна ван Дайка ("De Netwerkmaatschappij", буквально — «Сетевое общество»), которая сразу же была переведена на английский и другие языки. В ней автор отобразил факт «удвоения» социального коммуникативного пространства, выделив при этом характерные особенности и специфику медиапространства, в особенности — пространства личностной коммуникации. Наиболее полно эти идеи развил известный в области проблематики становления сетевого общества испанский экономист и социальный теоретик Мануэль Кастельс. По его мнению, сетевая коммуникативная инфраструктура отражает способ мышления и способ жизни индивидуумов, находящихся в условиях развитого информационного общества [6 ;
7].
Специфическая особенность глобального гражданского общества состоит
в растущей популярности социальных сетей, функционирующих в информационном обществе. Социологические исследования Интернета свидетельствуют, как основательно опутан мир сетями. «Сетян» становится всё больше. Каждые два года их аудитория утраивается. К 2020 году их число, ориентировочно, будет составлять 5 млрд [5].
Если в 2009 году 44% американцев воспринимали новости в первую очередь через социальную сеть "Facebook" [10], популярным стало выражение «Твит-терная революция» (как и "blogging revolution", "Facebook Revolution"), которое появилось в качестве констатации новейшей коммуникативной революции [8], то уже к 2015 году, благодаря стараниям различных компаний из IT-сферы, происходит повсеместное распространение онлайн-сервисов, позволяющих достаточно большому количеству людей общаться в режиме real-time.
В качестве примера можно привести такие сервисы, как "CompuServe", "AOL", "Prodigy", предлагающие услуги чата и онлайн-конференций. Параллельно с данными сервисами появляются и системы мгновенных сообщений (ICQ, AIM), фокусирующие внимание пользователя на возможностях оперативного обмена разнообразной информацией по принципу vis-a-vis (в основном, в виде текстовых сообщений, ссылок и небольших файлов).
Истоки социальных сетей. На фоне всё более возрастающего интереса к возможностям онлайн-коммуникаций начинают функционировать различные сайты, в частности, в 1995 году осуществляется запуск американского портала "Classmates.com" (позволяющего поль-
зователям создавать учетные записи на основе своих персональных данных и вступать в общение с другими пользователями). Эту дату принято считать отправной точкой в начале распространения сетевых клиентов, хотя данный портал и не обладал многими свойствами социальной сети (отсутствие списка друзей, ограниченность профиля, отсутствие групп по интересам и т.д.).
Собственно, первыми социальными сетями считают сайт "Six Degrees", позволяющий создавать полноценный профиль пользователя и вступать в коммуникацию без каких-либо ограничений.
Позднее появившиеся сервисы "Linkedln", "MySpace", "Facebook" сформировали и претворили в жизнь концепт социальной сети как интерактивного многопользовательского веб-сайта с сервисом UGC (user generated content - контента, созданного пользователем) [9].
Информационные, технологические и организационные ресурсы «Фейсбук», «Твиттер», «МайСпейс», «ВКонтакте» и других социальных сетей многовекторны и являются многоуровневыми инструментами воздействия на отдельных пользователей, группы граждан и сообщества. В последние годы социальные сети также стали мощным социально-политическим ресурсом. Экономическое направление развития Интернета и социальных сетей очевидны. Исследование Клары Ших «Эра Фейсбук: успешное продвижение продуктов в онлайновых сетях» [10] позволяет понять специфику работы в интернет-социальных сетях и гарантирует выигрыш «бонусов» для тех индивидуумов, которые рискнули инвестировать свои материальные и социальные ресурсы в данный сектор «экономики будущего».
Социальные сети: результаты исследования в вузовской среде. Таким образом, социальные сети — это объективная коммуникативная реальность, предоставляющая студентам оптимальные комфортные условия для индивидуальной и групповой коммуникации, которая является привлекательным объектом исследования в силу своей динамичности и массовости распространения.
Опрос студентов, проведенный в Таврической Академии Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в 2012 и 2017 годах, выявил приоритеты пользователей в плане сетевой коммуникации и использования своего свободного времени. Разработанная авторами анкета, распространенная среди 700 студентов в 2012 году, позволила максимально «сканировать» коммуникативное пространство Интернета, выявить показатели активности студентов-пользователей электронных социальных сетей (ЭСС), а также высветить некоторые методологические трудности, которые необходимо устранить для более релевантного изучения динамики социальных сетей.
Результаты опроса показали, что большинство студентов зарегистрировано в социальных сетях и пользуется услугами не одной, а нескольких ЭСС. В то же время по популярности на первом месте находится сеть «Вконтакте», затем — 'ТасеЬоок" и «Одноклассники». Собственно, социальная сеть «ВКонтакте», будучи много функциональной и многочисленной сетью, набирает темп и охватывает более 106,6 млн пользователей во всем русскоязычном Интернете.
Возрастной состав студенческой аудитории в рассматриваемой субкультуре выглядит следующим образом: 40% студентов зарегистрировали аккаунт и начали постоянно пребывать в ЭСС с 13 лет, 33% — с 14 лет, 19% — с 15 лет, 8% — с 12 лет. На пребывание в ЭСС расходуется значительный промежуток времени: 72% студентов тратят на эту практику более 2 часов в сутки (предположительно, благодаря использованию мобильных телефонов/планшетов с доступом к сети Интернет).
Какие именно виды деятельности востребованы студентами в пространстве ЭСС? Ответы приведены в таблице 1:
Таблица 1
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Максимальный приоритет (средний балл)
Общение 4,7
Просмотр аудио-, видеофайлов 4,4
Просмотр фотографий 4,3
Изменение Вашего профиля (изменение аватара, статуса, личных данных) 2,4
Модерирование Вашей группы 1,9
Игры и приложения 3,7
Размещение фотографий 2,9
Размещение аудио-, видеофайлов 2,2
Публикация новостей 3,1
Обсуждение тем в группах 3,6
Таким образом, в тройке наиболее популярных видов деятельности находится общение, а также просмотр аудио-, видеоматериалов и фотографий. Несмотря на значительное время, проводимое в ЭСС, подавляющее большинство студентов (82%) считает, что общение в социальных сетях не может заменить традиционные формы общения. Дело в том, что формирование современного социума происходит в общем контексте ускорения ноосферогенеза, составной частью которого является инфосфера [1].
Мир повседневности для пользователей сетей, скорее всего, тождественен совокупному коммуникативному ресурсу социальных сетей. Студенты проводят практически весь учебный день в «Фэйсбуке», «Вконтакте», «Твиттере», «Инстаграме», не говоря уже о структурировании свободного времени.
Повторный опрос студентов факультетов социогуманитарных наук Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского в 2017 году был нацелен на выявление специфики социальных сетей и возможностей их использования в образовательных целях. Его результаты подтвердили рабочую гипотезу, согласно которой, студенты не желают себя ограничивать возможностями только одной социальной сети.
Высокая коммуникативная гибкость пользователей, экзистенциальная и личностная открытость, исследовательский интерес, социокультурная предприимчивость — всё это приводит к попыткам освоения новых пользовательских платформ и укреплению кросс-платформенного обмена информацией.
Так, активные пользователи «Вкон-такте» (безусловного лидера в Рунете)
охотно прибегают к услугам соцсети «Фэйсбук» с целью налаживания контактов с представителями англоязычного сегмента Сети.
Согласно результатам социологического опроса 2017 года, предсказуемо уменьшается возраст пользователей, которые впервые получили доступ к социальным сетям. Фактически, 30% студентов зарегистрировали аккаунт и начали пользоваться социальными сетями с 9-10 лет; 36% зарегистрировали аккаунт - с 11-13 лет, 29% зарегистрировали аккаунт и пользуются услугами социальных сетей с 14-15 лет, 5% используют потенциал социальных сетей - с 16 лет.
Активное пребывание в социальных сетях занимает у студентов достаточно большое количество времени: 63% реципиентов указали, что тратят на это 8-10 часов.
Можно сделать предположение, что данные показатели обусловлены, прежде всего, доступностью мобильных технологий и сравнительной дешевизной мобильных интернет-услуг, позволяющих студентам быть технологически включенными в коммуникационную среду не только на университетских занятиях, но также и в свободное время.
На что же уходит большая часть этого интернетизированного времени? В абсолютном инфо-коммуникативном приоритете - общение (4,8 баллов из 5), просмотр фотографий (4,6 баллов из 5) и обновлений новостной ленты (4,5 баллов из 5). В информационной ленте превалируют новости развлекательного содержания, политическая аналитика. К сожалению, научно-популярные материалы особым спросом не пользуются.
Студенты свободно распоряжаются своими персональными данными и не видят затруднений в том, чтобы оперировать ими в пространстве социальных сетей.
Так, только 12% опрошенных указали, что в соцсетях размещен лишь минимум персональной информации, необходимый для регистрации.
Из общего количества, только 35% подтвердили, что предоставили свою фамилию, имя и отчество, фотографии, информацию о месте жительства и учебы.
Далее, 53% сообщили, что в соцсетях можно найти большое количество персональной информации о них (интересы, любимые фильмы, книги и т.д.).
Очевидно, что студенты делают ставку на активную коммуникативную стратегию, ориентированную на удовлетворение потребностей в ситуативном общении.
Так, многие студенты гораздо охотнее совершают действия, не подразумевающие сложных форм взаимодействия.
Например: ставят лайки понравившимся фото- и видеоматериалам (4,7 баллов из 5), выкладывают свои фото и видео (4,6 баллов из 5), делают репосты интересующей их информации (4,5 баллов из 5).
В то же время более сложной групповой коммуникативной активности уделяется меньшее внимания. Репосты по просьбе друзей оцениваются в 3,9 балла, публикация и комментирование постов в группах/публичных страницах — 3,2 балла, модерирование собственной группы/публичной страницы — 1,4 балла соответственно.
Количество друзей/подписчиков, по оценкам респондентов, особо их не интересует: для 86% пользователей этот
показатель не имеет принципиального значения.
На фундаментальный для образовательных стратегий вопрос: «Используют ли студенты соцсети в учебных целях?», получены следующие результаты: 78% респондентов ответили положительно.
Основные формы проявления активности в этом направлении: распределение заданий между одногруппниками (4,9 баллов из 5); создание виртуальных сообществ, где выкладываются учебные материалы (4,5 баллов из 5).
Можно предположить, что потенциал соцсетей студентами используется не в полной мере. Так, например, совместная работа над учебными проектами, доступ к материалам научно-образовательных лекций, онлайновое общение со студентами других вузов, с целью получения новых знаний, а также посещение научно-образовательных групп были оценены весьма низко (3,2 баллов, 2,8 и 2,5 соответственно).
В прямое общение с преподавателями по вопросам учебы и науки студенты также редко вступают — данный вид активности оценен в 2,9 балла.
Проведенное исследование позволило заключить, что социальные сети представляют собой значительный образовательный ресурс, однако его потенциальные возможности используются пока минимально. Для студентов социогума-нитарных факультетов социальные сети выступают действенным инструментом оперативного доступа к конспектам и учебникам, а также площадкой для распределения заданий.
Сегодня формируется интернет-среда, особая инфосфера со своим особым статусом, перспективными возмож-
ностями, нормативными установками и прогнозами на будущее. Стремительно развивается такая область деятельности, как электронная социальная сеть, - новая структурная компонента современной культуры, которая формируется
на основе методов и средств информационно-коммуникационных технологий, связанных с их развитием знаковых мультимедийных систем, мировоззренческих и нравственных универсалий информационного общества.
Примечания
1. Буряк В. В. Ноосферогенез, глобализация и современное информационное общество. Симферополь : АРИАЛ, 2014. 220 с.
2. Буряк В. В., Кравченко И. М. Социальные сети как объект социально-философского анализа // КНП. 2012. - С. 73-75.
3. Скрипкина Ю. В. Эвристический образовательный потенциал социальных сетей // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 34-39.
4. Сулейменов И. Э, Габриелян О. А., Шалтыкова Д. Б., Сулейменова К. И. Пространство смысловых кодов современной цивилизации //История и современность. 2014. № 1 (19). С. 46-68.
5. Шлыкова О. В. Социокультурная среда Интернета: новые ценности и коммуникативные смыслы // Обсерватория культуры. 2015. № 4. С. 86-98.
6. Dijk J. A. G. M. van The Network Society. Thousand Oaks, CA.: Sage Publications Ltd, 1999. 272 p.
7. Castells M. The Rise of the Network Society (The Information Age: Economy, Society and Culture, Volume 1). Maiden, MA. : Wiley-Blackwell, 2000. 594 p.
8. Micek D., Whitlock W. Twitter Revolution: How Social Media and Mobile Marketing Is Changing the Way We Do Business & Market Online. Xeno Press, 2008. 257 p.
9. Nemo J. M. LinkedIn Riches: How to use LinkedIn for Business, Sales and Marketing! Jumeirah Bay: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014. 124 p.
10. Shih C. The Facebook era: tapping online social networks to build better products, reach new audiences, and sell more stuff. Prentice Hall, 2009. 236 p.
11. Taplin J. Move Fast and Break Things: How Facebook, Google, and Amazon Cornered Culture and Undermined Democracy. N.Y.: Little, Brown and Company, 2017. 320 p.
References
1. Buryak V. V. Noosferogenez, globalizatsiya i sovremennoye informatsionnoye obshchestvo [Noospherogenesis, globalization and the modern information society]. Simferopol, ARIAL Publishing House, 2014. 220 p.
2. Buryak V. V., Kravchenko I. M. Sotsial'nyye seti kak ob"yekt sotsial'no-filosofskogo analiza [Social networks as an object of social and philosophical analysis]. KNP. 2012. Pp. 73-75.
3. Skripkina Yu. V. Evristicheskiy obrazovatel'nyy potentsial sotsial'nykh setey [Heuristic educational potential of social networks]. Siberian Pedagogical Journal. 2012, no. 1, pp. 34-39.
4. Suleymenov I. E., Gabrielyan O. A., Shaltykova D. B., Suleymenova K. I. Area of semantic codes of the modern civilization. History and Modernity. 2014, no. 1 (19), pp. 46-68. (In Russian)
5. Shlykova O. V. Sociocultural Environment of the Internet: New Values and Communicative Meanings. Observatory of Culture. 2015, no. 4, pp. 86-98.
6. Dijk J. A. G. M. van The Network Society. Thousand Oaks, CA.: Sage Publications Ltd, 1999. 272 p.
7. Castells M. The Rise of the Network Society (The Information Age: Economy, Society and
Culture, Volume 1). Malden, MA. : Wiley-Blackwell, 2000. 594 p.
8. Micek D., Whitlock W. Twitter Revolution: How Social Media and Mobile Marketing Is Changing the Way We Do Business & Market Online. Xeno Press, 2008. 257 p.
9. Nemo J. M. LinkedIn Riches: How to use LinkedIn for Business, Sales and Marketing! Jumeirah Bay: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014. 124 p.
10. Shih C. The Facebook era: tapping online social networks to build better products, reach new audiences, and sell more stuff. Prentice Hall, 2009. 236 p.