СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНТЕРНЕТ-ИГРА: ПРАВИЛА, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ДИНАМИКА
А. В. Данилов
В статье раскрыта суть понятия «социальная сеть». Приведены основные виды социальных сетей в Интернете, а также особенности, определяющие их дальнейшее развитие.
Согласно теории шести рукопожатий Стэнли Милгрэма и Джеффри Траверса любые два' человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей) [1]. Практическим воплощением этого феномена являются современные социальные сети. Данное понятие включает некий круг знакомых человека, где он — центр сети, его знакомые — ответвления сети и отношения между людьми — связи. Таким образом, суперпопулярные сегодня ресурсы являются всего лишь прообразом, результатом эволюции уже тысячи лет существующих структур человеческих отношений.
Термин «социальная сеть» приобрел популярность у западных исследователей общества во второй половине XX в.; в английском языке он стал общеупотребительным. Выражение вроде «чья-то предпринимательская сеть» означает круг знакомых человеку людей, имеющих для него (и, в некой степени и конфигурации, друг для друга) предпринимательский интерес, а также все подобные круги знакомств тех людей, и так далее до какого-то уровня значимости. В русском языке есть близкое по значению слово «блат» — неформальные и социально значимые человеческие отношения.
Первая социальная сеть в Интернете, Classmates.com («Одноклассники» являются ее русским аналогом), появилась в 1995 г. Проект оказался настолько успешным, что в последующие несколько лет открылись несколько подобных сайтов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003 — 2004 гг., когда были запущены Linkedln, My Space и Facebook. Если Linkedln создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу, именно самовыражение является высшей
потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами творчества с многомиллионной аудиторией социальной сети. Обычно на сайте сети можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп» [2].
Рассмотрим основные подвиды современных социальных сетей.
1. Социальные закладки (social book-marking). Некоторые сайты позволяют пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-страниц. Такие ресурсы могут использоваться и для поиска пользователей с общими интересами. Пример: Delicious или Социальная сеть любителей книг BookMix.ru.
2. Социальные каталоги (social cataloging) напоминаю! социальные закладки, но ориентированы на использование в академической сфере, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей. Примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea.
3. Социальные библиотеки представляют собой приложения, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, аудиозаписи и т. п., доступные другим. Предусмотрена поддержка системы рекомендаций, рейтингов и т. п. Примеры: Discogs.com, IMDb.com.
4. Социальные сети вебмастеров используются для анонсирования полезных материалов, позволяющих авторам оставлять ссылки на их посты, общаться, голосовать за
© А. В. Данилов, 2011
интересные анонсы и т. п. Часто имеют рейтинги или рекомендации.
5. Многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) имитируют виртуальные миры с различными системами подсчета очков, уровней, состязательности, победителей и проигравших. Пример — World of Warcraft.
6. Геосоциальные сети позволяют налаживать социальные связи на основании физического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации, например GPS, которые дают возможность определить местоположение пользователя, а также создавать профайлы мест, которые пользователи посещают. Особенно стоит отметить Cybiko (Сайбико). Клавиатурный карманный компьютер и коммуникатор, выпускавшийся с 2000 г. фирмой Давида Яна в основном для подростков, он обладал довольно большими возможностями для своего времени и цены, собрал вокруг себя сообщество любителей и даже претендовал на создание субкультуры. Максимальное расстояние, на котором можно было общаться с помощью Cybiko, составляло, в зависимости от модели, от 150 до 300 м. Главная его особенность — способность образовывать динамические персональные сети.
7. Профессиональные социальные сети создаются для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей. Примеры: Linkedln, Профессионал ы.ру.
Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в онлайн-режи-ме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые сайты предоставляют сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. Примеры: Linkedln, ВКонтакте. Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций и формирование доверия людей к брендам на основе учета их мнений о продукте, о том, как сделать его лучше и т. п., тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.
«Социальной сетью» (от англ. social networking service «социальносетевая услуга») также может называться услуга, способствующая образованию и поддержанию социальных кругов и сетей и работающая посредством Всемирной сети. Часто поддержка социальных сетей в какой-то мере
включается в разнообразные виды услуг, где требуется заведение учетных записей, что позволяет систематически копить личные данные о пользователях. Особенно это относится к услугам, поддерживающим личное общение между пользователями. Пример: службы размещения блогов, блог-платфор-мы. Количество социальных сетей постоянно растет, у пользователей возникает проблема, связанная с необходимостью нахождения пересечений в социальных связях на разных ресурсах. Собрав круг общения на одном ресурсе, пользователь бывает вынужден искать людей из этого круга и на других сайтах для полноценного пользования ими. Существуют сервисы, позволяющие соединить информацию с нескольких сайтов одновременно.
В разных регионах популярность социальных сетей различна. Так, My Space, Face-book, Twitter и Linkedln более популярны и распространены в Северной Америке. Другие сети: Nexopia (Канада); Bebo (Великобритания); Facebook, Hi5, dol2day (Германия), Tagged.com, XING (Великобритания) и Skyrock (страны Европы); Public Broadcasting Service, Orkut, Hi5 (Южная и Центральная Америка) Friendster, Multiply, Xiaonei и Cyworld (Азия) [2].
В рускоязычном Интернете наиболее популярны ресурсы ВКонтакте, Мой круг, Мой мир, Одноклассники.ги, Живой Журнал.
Итак, можно выделить ряд особенностей, определяющих вектор развития соцсетей в будущем:
а) мотивации пользователей: квест «я ищу то, что интересно», отрицательная «я чего-то не знаю или знаю, но не все» и долженствования «я должен это знать/увидеть / прочитать);
б) постоянный рост числа пользователей;
в) тенденция к замене сторонних сервисов;
г) наибольший потенциал развития у сервисных сетей с неопределенной целевой группой;
д) нивелирование анонимности.
Подчеркнем, что формирование социальных сетей является частью глобализации. При этом рассматриваются и прогнозируются все «за» и «против» этого устойчивого процесса. На фоне формирования соцсетей рассматриваются очень важные сопутствующие явления, например, распространение болезней (вирусов), культурный взаимообмен, появление новых социальных групп и т. д.
196
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | >6 1
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милгрэм. — СПб. : Питер, 2000. — 336 с.
2. Социальная сеть (Интернет) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// ru.wikipedia.org. — Загл. с экрана.
Поступила 29.11.10.