Научная статья на тему 'Социальные сети как коммуникационная среда'

Социальные сети как коммуникационная среда Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1617
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Битков Лев Алексеевич

В этой статье рассматриваются особенности социальных сетей как коммуникационной среды. Приведены самые популярные ресурсы этого типа и статистика сопряженная с темой. Анализ начинается со структуры сайтов и заканчивается примерами из журналистской практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как коммуникационная среда»

ния в реальной жизни; Интересное времяпрепровождение; Самореклама; Трата времени; Зомбируют, контролируют нашу жизнь; Поиск инфо от нечего делать.

Как показывает анализ, в 22,2 % случаев студенты продемонстрировали совпадающие оценки мотивации. Например, «они делают то же, что и я», «никогда не интересовалась», «я уверена, что те же причины» и т. д. Это может означать, что остальные 77,8 % не осознают, что теряют время за компьютером; что они не могут в реальной жизни общаться полноценно; что у них есть желание контролиро-

вать, «гламурить», заниматься бизнесом и т. п. Социальные сети 32 % респондентов назвали «социальной помойкой», а 50 % - «ярмаркой тщеславия».

Таким образом, коллективный портрет «юзера»-студента пока недостаточно внятен. Студенты направлены на развлечение и на получение информации разного рода - от личностной до деловой.

Примечания

1 Материалы сайта www.wciom.ru.

ЛевАлексеевич Битков Челябинский государственный университет

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИКАККОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА

В этой статье рассматриваются особенности социальных сетей как коммуникационной среды. Приведены самые популярные ресурсы этого типа и статистика сопряженная с темой. Анализ начинается со структуры сайтов и заканчивается примерами из журналистской практики.

Ключевые слова: социальные сети, коммуникационная среда, статистика.

Не так давно на одной из пресс-конференций исполнительный директор социальной сети Facebook Шерил Сандберг заявила: «В ближайшие три-пять лет веб-сайты, не приспособленные учитывать интересы своих пользователей при выдаче контента, станут анахронизмом»1. По сути, это заявление значит, что количество социальных сетей в Интернете приблизится к 100 процентам. Безусловно, за такую социализацию всемирная Сеть может благодарить так называемую идеологическую базу WEB 2.0. Понятие «WEB 2.0» ввел Тим О'Райли, один из самых известных современных теоретиков в сфере медиа, основатель «О'Райли медиа». Web 2.0 сам по себе не является технологией или каким-то особым стилем Web-дизайна. Для определения сути подходит определение Web 2.0 как комплексного подхода к организации, реализации и поддержке Web-ресурсов2. В этом случае «социализация» - одно из наиболее известных «проявлений» Web 2.0, хотя их, на самом деле множество. Под «социализацией» мы понимаем использование web-конструкторами разработок, которые позволяют создавать сообщества пользователей в Интернете. В понятие «социализация сайта» можно также включить:

1. Возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны (аплоуд личных файлов, изображений, аудиозаписей, видеозаписей; создание блогов) для пользователя, чтобы пользователь чувствовал свою уникальность.

2. Поощрение «коллективного разума», его поддержка и доверие к нему.

3. При формировании сообщества большое значение имеет соревновательный элемент, «Репутация» или «Карма», которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставить пользователям дополнительные цели присутствия на сайте.

На сегодняшний день нет четкого разработанного понятия, что такое социальная сеть (в Интернете). Да и разработанной стройной научной теории социальных сетей не существует. Связано это, прежде всего, с относительной новизной вопроса. Самая популярная социальная сеть БасеЬоок была зарегестрирована 4 февраля 2004 года. В России же социальные сети начали набирать обороты (так называемый «бум социальных сетей») только к концу 2008 года3.

Можно выделить следующие структурные блоки, из которых состоят социальные сети.

Прежде всего, это личная страничка пользователя. На ней хранится персональная информация о клиенте, а так же подгруженные им мультимедиа файлы (фото, аудио, видео). Так же обязательным элементом является так называемая «стена» - личный форум пользователя. Группа (комьюнити) - вторая структурная единица социальных сетей. Представляет собой сообщество пользователей, которые объединяются по общим интересам. У членов комьюнити так же есть возможность выкладывать на страничке группы файлы мультимедиа. Третья структурная единица в социальных сетях - «События» или «Встречи». По большому счету, это тоже комьюнити, только посвященное определенному событию в будущем и служит для того, чтобы организовать встречу пользователей в офф-лайне. Так же имеет мультимедийный модуль, раздел новостей и форум пользователей.

Как правило, на сайте социальной сети необходимо указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, хобби и другое), по которой учетную запись пользователя смогут найти другие участники. Учётная запись - запись, содержащая сведения, которые пользователь сообщает о себе некоторой компьютерной системе. Как синонимы в обиходе могут использоваться сленговые термины аккаунт и эккаунт, от англ. account - учётная запись, личный счёт, (редко) бюджет. Также иногда ошибочно используется термин логин. Учётная запись зачастую содержит сведения, необходимые для идентификации пользователя при подключении к системе, информацию для авторизации и учета. Это имя пользователя и пароль. Учётная запись может содержать также дополнительные анкетные данные о пользователе — имя, фамилию, отчество, псевдоним (никнейм), пол, национальность, расовую принадлежность, вероисповедание, группу крови, резус-фактор, возраст, дату рождения, адрес электронной почты, домашний адрес, рабочий адрес, нетмейловый адрес, номер домашнего телефона, номер рабочего телефона, номер сотового телефона, номер ICQ, идентификатор Skype, никнейм в IRC, другие контактные данные систем обмена мгновенными сообщениями, адрес домашней страницы и/или блога в Интернете, сведения о хобби, о круге интересов, о семье, о перенесённых болезнях, о политических предпочтениях, о партийной принадлежности, о культурных предпочтениях, об умении общаться на иностранных языках, о

принесённых обетах, и так далее. Конкретные категории данных, которые могут быть внесены в такую анкету, определяются создателями и (или) администраторами системы.

Учётная запись может также содержать одну или несколько фотографий или аватар (виртуальный портрет) пользователя.

Так же одна из обычных черт социальных сетей - система «друзей». «Друзья» - круг общения пользователя в социальной сети. Как правило, на страничке пользователя имеют большие преимущества, чем остальные пользователи социальной сети (могут просматривать и комментировать мультимедиа файлы, оставлять сообщения на форуме и т. д.).

Отталкиваясь от основных функций, структуры и параметров социальных сетей можно привести следующее определение: Социальная сеть (в Интернете) - это автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах, в основе которого лежат система «друзей» и система «комьюнити»; контент сервиса наполняется самими участниками сети.

Рассмотрим крупнейшие мировые социальные сети.

Facebook.com4 - к 1 ноября 2011 года количество активных пользователей этой социальной сети превысило 800 миллионов человек. Более 50 процентов заходят на ресурс ежедневно. Пользователями создано более 900 млн объектов (групп, событий, страниц пользователей). Среднестатистический пользователь состоит более чем в 80 группах. Ежедневно на сайт подгружается более 250 млн фотографии. Сайт поддерживает 70 языков. 75 процентов пользователей проживают не на территории США. 350 миллионов пользователей посещают сайт со своих мобильных устройств. Ресурс интегрирован в более чем 7 млн сайтов.

Крупнейшая в русскоязычном сегменте интернета социальная сеть Vkontakte.ru5. Пользователями адаптации ГасеЬоок на отечественном интернет-рынке сейчас являются 135 миллионов человек по всему миру. 60 % посетителей старше 25 лет. Примерно 28 млн пользователей (пятая часть населения России) заходят на сайт ежедневно6.

Myspace.com - по разным данным, сейчас активными пользователями этой социальной сети являются от 63 млн пользователей до 250 млн пользователей. Такой разбег получается из-за того, что последнее время эта, некогда самая популярная в США, сеть теряет свои

позиции. Сейчас на ресурсе зарегестрировано множество пользователей-фантомов (пользователей, которые не являются постоянными и активными посетителями - всего в MySpace зарегестрировано более 1 миллиарда аккаунтов).

YouTubexom - сервис, предоставляющий услуги видеохостинга. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей7 (информация на момент написания статьи). Ежедневное количество просмотров видео на сайте составляет более 3 миллиардов8.

Twitter.com - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS средства мгновенного обмена сообщениями, или сторонние программы-клиенты. Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений, что роднит его с блогами9.

Под коммуникационной средой мы понимаем совокупность условий, позволяющих группе людей / групп людей (субъектов среды) реа-лизовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу. Коммуникационная среда может быть универсальной - предоставляющей одинаковые технические (каналы информации и сервисы), эмоциональные (отношение со стороны субъектов среды, принимающих информацию, к ее источнику (для обмена информацией без ее ограничения в форматах представления, тематике, способах передачи и т. п.). Коммуникационная среда так же может быть специализированной -имеющей такие ограничения.

Локальная коммуникационная среда обеспечивает процесс обмена между субъектами, необходимость и желание в обмене информацией которых определена общностью определенных характеристик (общностью интересов, географически компактное расположение субъектов среды, социально-демографические характеристики субъектов и т. п.). Глобальная коммуникационная среда обеспечивает возможность обмена информации между любыми субъектами среды в границах действия технологических средств обмена информации между субъектами. Безусловно, социальные сети интегрированы в оба типа коммуникационной среды. В принципе, сам феномен социальных сетей многие ученые считают частью процесса

глобализации, процесса всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. На фоне формирования «соцсети» рассматриваются очень важные сопутствующие процессы, например: распространение болезней (вирусов), культурный взаимообмен, появление новых социальных групп и т. д. Хотя и их можно рассмотреть как самостоятельные коммуникационные среды.

Как коммуникацонную среду социальные сети выгоднее всего раскрывает теория Стэнли Милгрэма, автора «эффекта малого мира». Так же его теорию называют теорией «шести рукопожатий». Милгрем попытался доказать, что два человека на Земле разделены в среднем лишь пятью уровнями общих знакомых (и, соответственно, шестью уровнями связей)10.

«Сайты социальных сетей - больше, чем просто забава. Они представляют собой фундаментальный сдвиг в способах взаимодействия людей друг с другом и со средствами массовой информации»11. На сегодняшний день самым объемным и полным исследованием социальных сетей можно назвать исследование, проведенное американскими социологами по заказу компании MySpace, в прошлом - ведущей американской социальной сети. По данным авторов «Never ending friending» сегодня активными пользователями социальных сетей являются 70 процентов людей в возрасте от 15 до 34 лет. «Социальные сети побеждают Ipod, видеоигры, даже телевизор. Сайты социальных сетей ставят в один ряд с мобильными телефонами в качестве наиболее желательного средства информации. И интерес к ним не падает с течением времени»12 - пишут специалисты MySpace. Им удалось выяснить, на что потратили бы современные американцы (пользователи соцсетей) свободное время. 17 % решат проверить сайт социальной сети, 17 % поговорят по мобильному телефону, 14 % посмотрят ТВ, 10 % займутся серфингом в Интернете, 9 % сыграют в видеоигры, 8 % напишет СМС, 7 % послушает iPod, 1 % включит радио.

«Социальные сети - это не только послеш-кольное увлечение, или "закуска" после работы, - продолжают авторы «Never ending Friending», - на самом деле пользователям социальных сетей необходимо синхронизировать свои реальную и виртуальную жизни в течение дня. Респонднеты согласились, что грань разделяющая реальную и виртуальную жизнь очень мала. Одна из респонденток заявила, что ненавидит ходить в школу, если накануне

ночью не побывала на MySpace, потому что в таком случае она себя чувствует «не в своей тарелке». Взрослые респонденты выразили одинаково сильное желание интегрировать социальные сети в их рабочую обстановку»13. В итоге, среди опрошенных свои аккаунты в социальных сетях проверяют: 15 % сразу после пробуждения утром; за завтраком - 18 %; перед школой, работой - 16 %; в школе, на работе

- 25 %; после школы, работы - 31 %; вечером

- 68 %; поздней ночью - 30 %.

«Я не могу вернуться домой и не зайти на MySpace. Я просыпаюсь утром, чищу зубы и иду на MySpace. Я должна проверить MySpace утром, потому что может быть в 3 ночи кто-то написал мне комментарий. Я просто должна его прочитать. Это привычка. Britney, 17, Los Angeles

Вы просто зацепитесь, будете сидеть и смотреть профили людей, и вы не сможете остановиться. Вы смотрите на часы и думаете, что садитесь только на минуту, когда проходит час, вы думаете: «Какого черта я делаю?» Paul, 25, Chicago»14.

Сегодня социальным сетям уже не надо ничего доказывать. Они подтвердили свою жизнеспособность и эффективность. В крупных коммерческих структурах создаются целые отделы по работе с социальными сетями, продвижению брендов в соцмедиа. Всё больше СМИ «уходят» на просторы facebook и youtube. Их заметили крупнейшие компании, недавно Google запустил новый проект - свою собственную социальную сеть. Глава новостного отделения ВВС Питер Хоррокс распорядился, чтобы журналисты использовали различные социальные медиа в качестве основного источника информации. В противном случае им грозит увольнение. Как он сказал в интервью газете The Guardian: «Это не причуда "повернутого" на новых технологиях человека. Боюсь, что вы элементарно не сможете справляться со своей работой, если не научитесь пользоваться социальными медиа»15. Принять такое решение главу новостного отделения ВВС заставила катастрофа, произошедшая на Гаити 12 января 2010 года. Именно она наглядно продемонстрировала всю мощь социальных сетей. Землетрясение силой 7,2 балла по шкале Рихтера принесло стране серьезный ущерб. Транспортное сообщение со страной было временно потеряно, поэтому журналисты не могли

попасть на место бедствия. Первое, что было восстановлено, это электронная и мобильная связь. Поэтому фотографии и видеоматериалы трагедии в западной прессе появились благодаря социальным сетям. На портале Youtube. com была опубликована 30-секундная любительская видеозапись землетрясения, которая за считанные минуты облетела все телеканалы. Интернет-ресурсы и газеты использовали материалы, которые очевидцы выкладывали на своих лентах в Twitter.com. В сети фотоматериалы появлялись моментально: очевидцы делали фотографии на свои мобильные телефоны и тут же выкладывали их в Интернет16. Социальные сети используются и общественниками, так, например, в Челябинске «ВКОНТАКТЕ» была задействована в поиске без вести пропавшего человека17. Предвыборная гонка на выборах в Федеральное собрание Российской Федерации 2011 года показала, что социальные сети могут использоваться как платформа для PR и черного PR18. Некоторые маркетологи прогнозируют снижение популярности социальных сетей в будущем. Планируется внедрение технологий идеологической базы WEB 3.0 и, скорее всего, социальные сети эволюционируют во что-то новое. Тем не менее, еще минимум несколько лет они будут флагманом Интернета.

Примечания

1 http ://habrahabr.rn/blogs/social_networks/105293/.

2 http://www.computerra.ru/think/234100/.

3 Computer bild. 2010. № 5. С. 20. 4http://www.facebook.com/press/info.php?statistics.

5 http://vkontakte.ru/catalog.php.

6 http://vkontakte.ru/help.php?page=about.

7 http://www.alexa.com/topsites.

8 http://habrahabr.ru/blogs/youtube/94404/.

9 http://latimesblogs.latimes.com/technology/2009 /02/twitter-creator.html.

10 http://offline.computerra.ru/2004/529/32072/.

11 Never ending friending. NY, 2007. С.11.

12 Там же. С. 17.

13 Там же. С. 24.

14 Там же. С. 37.

15 http://www.guardian.co.uk/media/pda/2010/feb /10/bbc-news-social-media.

16 http://news.kh.ua/uaworld/17697-zemletryase-nie-na-gaiti.html.

17 http://vk.com/club29171837.

18 http://vk.com/narod_protiv_er.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.