Научная статья на тему 'Социальные сети'

Социальные сети Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5239
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORKS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ГРАФ / GRAPH / ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА / DISCRETE MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Горбатов Александр Вячеславович

Данная статья посвящена вопросу создания и развития социальных сетей в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social networks

This article is devoted to the Social Networks development and its place in the modern world.

Текст научной работы на тему «Социальные сети»

предоставление государству - участнику СНГ возможности использовать инновационные пространства, рынки научно-технологических товаров и услуг других государств - участников СНГ с определением конкретных механизмов и условий реализации этих возможностей путем заключения как многосторонних, так и двусторонних межгосударственных соглашений;

внедрение согласованной системы научного прогнозирования и стратегического планирования инновационных процессов и определения на их основе приоритетных направлений развития, представляющих взаимный межгосударственный интерес;

совершенствование финансово-экономических механизмов, приоритетное финансирование фундаментальных исследований, прикладных и инновационных разработок, целевых инвестиций в рамках инновационных межгосударственных программ и других форм государственной поддержки совместных работ;

обмен результатами совместных научно-технологических разработок;

совместную эксплуатацию уникальных научных объектов и сооружений на паритетной основе инновационных платформ кластеров.

Именно переход национальных экономик государств - членов Содружества на инновационную модель развития, основанную на ноосферных принципах, является вызовом на системный кризис.

A.B. Горбатов'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

В последнее время в нашей жизни появился такой феномен, как социальные сети. Они уверенно заняли такую позицию, которая в скором будущем позволит им стать, пока на неопреде-

Действительный член Международной академии информатизации, профессор, доктор технических наук, проректор по информатизации Московского государственного горного университета (МГГУ), заведующий кафедрой САПР МГГУ.

182

Труды Института государства и права Российской академии наук № 1/2012

ленный период времени, доминирующим элементом в социальных коммуникациях и, соответственно, оказывать влияние на все стороны нашей жизни, причем жизни как непосредственных участников этих сетей, так и людей, в них вовсе не вовлеченных.

Развитие социальных сетей в настоящее время носит взрывной характер. Они все в большей степени оказывают влияние не только на повседневную жизнь, но и на политику, и на сам характер общения между людьми. Данный феномен - социальные сети - не просто вторгается в нашу жизнь. Они, разумеется, в определенной степени, начинают трансформировать ее под себя.

Все более отчетливо намечается тенденция переноса, точнее, дублирования всех процессов из реальной жизни в виртуальную среду. И именно в этом роль современных социальных сетей трудно переоценить.

Согласно Википедии социальная сеть - интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент (т.е. содержание) которого наполняется самими участниками сети. Данный сайт представляет собой автоматизированную, а в перспективе, возможно, и автоматическую социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. К подобным социальным сетям можно отнести и тематические форумы.

Внутри социальной сети связь осуществляется посредством внутренней почты или обмена сообщениями в масштабе реального времени.

Помимо указанных выше социальных сетей существуют социальные сети для поиска различных специализированных объектов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки, фильмов и т.д. В таких сетях используется фолксономия, под которой понимается народная классификация, практика совместной категоризации информации (ссылок, фото, видеоклипов и т.п.) посредством произвольно выбираемых меток, называемых тегами.

Данное понятие относится к спонтанному сотрудничеству группы людей в целях организации информации, которое характеризуется тем, что полностью отличается от традиционных формальных методов классификации. Фолксономия имеет место

183

исключительно в неиерархических сообществах и прежде всего в социальных сетях.

В силу того что организаторы информации являются ее же основными пользователями, фолксономия позволяет получить результаты, более точно отражающие совокупную концептуальную модель информации всей группы пользователей.

В социальной сети пользователи размещают различную информацию о себе по собственному выбору: дату рождения, имя, место работы или учебы, свои потребительские предпочтения, место жительства, информацию о своих путешествиях и т.д. Основываясь на данной информации, аккаунт пользователя социальной сети становится доступным для других ее участников.

В настоящее время существует большое количество как открытых, так и закрытых социальных сетей, объединяющих людей по широкому кругу интересов. Отличительной чертой этих сетей является возможность объединения пользователей в группы, а также выделение одним пользователем сети других пользователей в качестве своих друзей. Иными словами, люди получили возможность организовывать открытые для новых членов сообщества внутри некого виртуального пространства и уже оттуда переносить свою активность в реальную жизнь.

Одной из технических основ современных социальных сетей является технология Web 2.0. Благодаря ей пользователи получили базу в виде веб-сервисов и порталов.

Технология пользовательских интерфейсов была определена Т. О'Рейли в 2005 г. как методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Web 2.0 является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента. Данное определение уточняется Википедией в том плане, что словосочетание «становятся лучше» было бы более правильно заменить на «становятся полнее», так как речь идет исключительно о наполнении информацией, в то время как вопросы ее надежности, достоверности, объективности не рассматриваются.

Каждый пользователь социальной сети может найти на одном из сайтов человека, о котором он раньше и не слышал, и

184

построить цепочку взаимно знакомых людей, на одном конце которой будет этот человек, а на другом - он сам.

Если обратиться к истории появления и развития современных социальных сетей, то необходимо упомянуть о созданном в США в 1995 г. портале Classmates.com. Здесь интересно отметить, что взрывное развитие в русскоязычном сегменте Интернета социальных сетей началось с аналогичного проекта «Одноклассники».

Данный проект оказался весьма успешным как в плане создания виртуального сообщества пользователей, так и коммерчески. В силу этого по всему миру стали появляться похожие информационные продукты. Однако официальным началом взрывного распространения социальных сетей в мире традиционно считаются 2003-2004 гг., когда были запущены такие известные сейчас сервисы, как Linkedln, MySpace и Facebook. Они имели различное предназначение. Linkedln был создан для обеспечения деловой активности в обществе и использовался для сохранения и развития связей в бизнес-среде. Разработчики MySpace и Facebook были ориентированы на реализацию потребности человека в самовыражении и общении людей между собой по самым различным вопросам.

В социальных сетях у каждого появилась уникальная на тот момент возможность создать себя как бы заново, т.е. создать свою виргу-альную копию и сформировать ее по собственному усмотрению. Такие виртуальные личности стали объединяться в виртуальные сообщества и общаться в Интернете по самым различным темам. Переносом активности участников сети в реальную жизнь обусловлено возникновение флэшмобов - явления, когда незнакомые между собой люди, точнее, знакомые только в сети, выходят в определенное место и в определенное время совершают одно и то же действие (например, выходят к Лувру в 11ариже и в назначенное время начинают весело смеяться или махать руками).

Подобные безобидные мероприятия в значительной степени оказались тестовыми и к настоящему времени переросли в участие пользователей социальных сетей в массовых политических мероприятиях, таких как демонстрации с ярко выраженными политическими или экономическими требованиями. В качестве примера можно упомянуть события 2011 г. в арабских

185

странах, и не только в них. В настоящее время ни одно массовое политическое мероприятие протестного характера не обходится без использования социальных сетей как мобилизующего инструмента.

В разных регионах популярность различных социальных сетей различна. Ниже в таблице приводится примерная схема распространения социальных сетей по регионам. При этом необходимо уточнить, что данное распределение не абсолютно и имеет тенденцию к постоянному изменению по мере подключения к социальным сетям новых пользователей.

Таблица

Социальные сети Страны и регионы

MySpace, Facebook, Twitter и Linkedln США и Канада

Nexopia Канада

Bebo Великобритания

Facebook, Hi5, do 12 day ФРГ

Tagged.com, XING, Skyrock Европа

Public Broadcasting Service, Orkut, Face-book, Hi5 Латинская Америка

Friendster, Multiply, Orkut, Xiaonei, Cy- Юго-Восточная Азия

world

В Контакте, Одноклассники Россия и бывшие республики СССР

По числу пользователей абсолютными лидерами являются следующие, прежде всего, изначально англоязычные сервисы:

Facebook - 750 млн пользователей;

MySpace - 255 млн пользователей;

Twitter - 200 млн пользователей;

В Контакте - 135 млн пользователей;

Habbo Hotel - 121 млн пользователей;

Windows Live Spaces - 120 млн пользователей;

Friendster - 90 млн пользователей;

Hi5 - 80 млн пользователей;

Tagged.com - 70 млн пользователей.

Разумеется, пополнение социальных сетей новыми членами происходит постоянно, и приведенные данные свидетельствуют об относительном положении лидеров, а не о числе пользователей.

186

В настоящее время существуют и другие типы информационных сервисов, функционирующие в формате Web 2.0:

social bookmarking (социальные закладки) - веб-сайты, позволяющие пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов в целях поиска пользователей с общими интересами (пример: Delicious);

social cataloging (социальные каталоги) - являются по сути социальными закладками, но ориентированы на приложение в академической среде, позволяя пользователям работать с базами данных цитат из научных статей (примеры: Academic Search Premier, LexisNexis Academic University, CiteULike, Connotea);

социальные библиотеки - приложения, дающие возможность пользователям оставлять ссылки на их контент, доступный другим, с учетом рейтингов, комментариев и рекомендаций (примеры: discogs.com, IMDb.com);

социальные сети вебмастеров - приложения для информирования о материалах, представляющих профессиональный интерес данной группы пользователей, а также возможность общаться, оставлять ссылки, голосовать и т.д.;

Massively Multiplayer Online Games (многопользовательские сетевые игры) - информационные системы, формирующие виртуальные миры, в которых пользователи могут жить «второй жизнью», которая становится тем красочней и интересней, чем больше времени в подобном виртуальном мире проводит пользователь;

геосоциальные сети - приложения, позволяющие устанавливать контакт друг с другом с учетом реального положения пользователей в тех или иных географических регионах;

профессиональные социальные сети - приложения, создающиеся для общения профессионалов в той или иной предметной области в целях общения, обмена опытом, выполнения ре-крутинговых задач и т.д.;

возрастные и тендерные социальные сети - приложения, учитывающие пол и возраст пользователей и Позволяющие общаться в своей социальной среде и по темам, которые характерны именно для данной среды.

Все вышеперечисленные приложения образуют целый виртуальный мир, в который переносятся связи из мира реального и

187

в котором эти связи развиваются и начинают, в свою очередь, оказывать влияние на реальный мир.

С коммерческой точки зрения социальные сети представляют собой уникальную возможность по продвижению товаров и услуг и по обратной связи с потребителями. Сразу после появления социальных сетей бизнес, в широком смысле этого слова, задумался о возможности их использования для увеличения прибыли. Данный инструмент оказался как нельзя более подходящим для решения задач сегментивного маркетинга.

Целью в данном случае является выявление устойчивых сегментов внутри пользователей социальной сети для выдачи при отправке ими поисковых запросов, ссылок на услуги и товары, в максимальной степени соответствующие их реальным потребностям, которые, в свою очередь, находятся в тесной корреляции с их мыслями, не всегда четко сформулированными в поисковом запросе.

Для достижения максимального эффекта данный процесс требуется сделать автоматическим. Это диктуется прежде всего огромным количеством потенциальных групп потребителей, которые необходимо не только выявлять, но и отслеживать с достаточно высокой частотой. Для этого, в свою очередь, необходим абсолютно формальный и четко описанный математический инструментарий. Задача по формированию подобного инструментария включает несколько этапов:

1) формализация топологии связей между отдельными участниками социальной сети;

2) индивидуализация каждого конкретного пользователя социальной сети;

3) локализация каждого пользователя социальной сети (это необходимо в силу того, что продвигать товары и услуги можно в четко очерченном географическом районе).

Что представляет собой социальная сеть? По сути, это некое сообщество, которое может быть наилучшим образом формализовано в виде взвешенного графа, где множество вершин соответствует множеству пользователей, а множество ребер -множеству связей между ними. При этом целесообразно взвесить ребра числами, которые будут отражать, как часто пользователи сети, соответствующие вершинам, вступают в контакт

188

друг с другом. Таким образом, мы выявим устойчивые сообщества пользователей, потребительские предпочтения которых могут потенциально совпадать.

Теперь по поводу индивидуализации каждого пользователя. Каким образом это сделать наиболее правильно? Для начала зададим вопрос: что нас больше всего интересует о пользователе социальной сети? С точки зрения предоставления ему услуг и товаров необходимо выяснить его потребительские предпочтения, пол, возраст, финансовое состояние и еще значительное количество других данных. Но прежде всего нам надо уяснить, в каких товарах и услугах он реально нуждается и, соответственно, выдавать ему информацию именно о них в приоритетном порядке. Как этого добиться? Одним из возможных способов является использование частотной матрицы отношений, предложенной академиком В.А. Горбатовым в 1969 г.

Рассмотрим наглядный пример, характеризующий потребительские предпочтения пользователей и то, как это может быть использовано при оптимизации поисковых запросов. Например, слово «яблоко» для человека, увлекающегося политикой, прежде всего может ассоциироваться с названием политической партии, а для большинства населения - с вкусным фруктом. Если человек увлекается кулинарией, то его, прежде всего, будут интересовать рецепты блюд из яблок, а для человека, в меру пьющего, яблоко может вызывать ассоциации с сидром или кальвадосом.

Как видим, даже у одного слова может быть очень много различных смысловых нагрузок, и для максимального соответствия результата поиска тому, что подразумевал пользователь, формулируя свой поисковый запрос, необходимо максимально четко учитывать его индивидуальные характеристики.

Частотная матрица отношений может использоваться прежде всего для анализа текстов переписки пользователя с другими участниками социальной сети. Однако ее можно использовать и для анализа вовлеченности пользователя в различные внутрисе-тевые сообщества.

Таким образом, мы получаем возможность создать потребительский портрет пользователя и оптимизировать под его реальные нужды результаты поиска по его поисковым запросам.

189

Разумеется, здесь понадобится помощь профессиональных психологов, в задачу которых будет входить выявление корреляции между частотой использования пользователями социальной сети тех или иных слов и словосочетаний и их потребительскими предпочтениями.

Выше уже говорилось о возможностях, которые социальные сети предоставляют бизнесу в области электронной коммерции. Связка этих возможностей, дискретной математики и здравого смысла может дать весьма впечатляющие результаты.

Социальные сети также широко используются в целях рекламы продуктов и услуг в силу того, что предоставляют практически прямой доступ к четко сегментированному блоку пользователей. Интерес рекламодателей к социальным сетям ярче всего иллюстрирует объем средств, выделяемых ими. Так, если в 2007 г. на рекламу в социальных сетях во всем мире было выделено 1 млрд 225 млн долл., то в 2011 г. данная сумма будет превышена в три раза и достигнет 3 млрд 800 млн долл. (при этом учитываются все виды рекламы в сетях, т.е. медийная, контекстная, видеореклама и т.д.).

В настоящее время число отраслей, компании которых разворачивают широкомасштабные рекламные проекты, в социальных сетях увеличивается. Все, как и должно быть. Если потребители перебираются в виртуальный мир, то туда вслед за ними перемещается и реклама. С 2009 г. отмечается резкое увеличение доли средств, выделяемых на рекламу в социальных сетях, по отношению ко всему бюджету на рекламу таких видов продукции, как спиртные напитки, развлечения, автомобили и т.д. В силу этого все больше внимания уделяется вопросам оптимизации сайтов под решение сугубо коммерческих задач. В данной области особенно широкое поле деятельности для применения дискретной математики.

Конечно, социальные сети уже сейчас могут являться источником определенной опасности для тех, кто выкладывает в них слишком много информации о себе или знакомится с людьми, чьи цели знакомства могут быть далеки от безобидных. Но в любой сфере жизни человека его всегда поджидают те или иные потенциальные опасности. Каждый год падающие с пальм кокосы убивают во всем мире около 200 человек; акулы нападают на

190

людей в среднем 63 раза в год; в США ежегодно тонут более 3 тыс. человек, и только один погибает от акулы. Но кто из вас демонизирует кокосы и боится плавать?

Примерно такая же ситуация и с социальными сетями в той части, которая касается уровня угроз, от них исходящих. Сейчас трудно дать оценку этому явлению в полной мере. Слишком мало прошло времени, чтобы иметь достаточный объем информации о влиянии социальных сетей как на отдельного человека, так и на общество в целом. Конечно, в индивидуальном плане не стоит слишком откровенничать о себе в социальных сетях - это может привести к ситуации, подобной той, что сложилась с сыном Касперского, которого похитители выбрали жертвой в значительной степени из-за доступности информации о его образе жизни, почерпнутой из социальной сети. Социальные сети, за исключением киберпреступности, вряд ли оказывают существенное влияние на общий рост преступности.

Аналогичная ситуация складывается и при более масштабном применении социальных сетей для решения политических вопросов. Конечно, в Египте и Тунисе они сыграли определенную мобилизующую роль в организации массовых выступлений, но их место вполне могли заменить обычные листовки или передача информации от одного человека к другому посредством не виртуальных, а более привычных способов. При том клубке интересов различных групп как внутри этих стран, так и за их пределами вряд ли стоит приписывать именно социальным сетям некую магическую силу как катализатору Арабской весны.

Необходимо также учитывать, что технически социальные сети, как и Интернет в целом, являются весьма уязвимыми. Достаточно просто прекратить подачу электроэнергии к серверам или прервать связь отдельного региона с Интернетом, и вопрос о воздействии социальных сетей на общество будет мгновенно решен. Более того, люди в одночасье окажутся гораздо более разобщенными, чем ранее, поскольку они уже привыкли общаться в виртуальном пространстве, и переход к привычному общению в пространстве реальном не будет абсолютно безболезненным.

Отдельно необходимо сказать, что появление и развитие социальных сетей породило новый класс программного обеспечения

191

(ПО) - социальное ПО, позволяющее пользователям взаимодействовать между собой и обмениваться данными. Более подробно рассматривать подобные приложения в данной статье не имеет смысла, так как это сугубо технический вопрос. Отметим лишь, что в настоящее время оценка рынка подобных программных продуктов достигла, по некоторым оценкам, 1 млрд долл. и продолжает расти.

В заключение попытаемся взглянуть на проблему социальных сетей с философской точки зрения.

Различные люди проводят в социальных сетях различное время и, соответственно, последние оказывают на людей различное влияние. Что же происходит с человеком, когда в режиме on-line он проводит большую часть своего времени? Из привычного реального мира он перемещается в некий виртуальный мир. Что под этим подразумевается? А подразумевается то, что у человека появляется как бы второе «я». И это второе виртуальное «я» постепенно начинает подменять собой «я» реальное. «Я», существующее в виртуальной среде, начинает все больше и больше доминировать над «я» реальным, диктовать ему свои условия. Задумайтесь: в реальном мире живут люди, поведение которых в определенной степени диктуется некой виртуальной субстанцией, которая, находясь в виртуальном мире, может быть подвержена влиянию этого виртуального мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, не исключено, что через сеть на реального человека может оказываться влияние посредством его виртуального «я» любыми силами, которые смогут на данное виртуальное «я» воздействовать в своих интересах.

На что похоже данное разделение личности на виртуальную и на реальную составляющие? Правильно, на раздвоение личности. Причем на раздвоение личности не медицинское, а, с позволения сказать, социальное. Выявить его без тотального контроля над личностью невозможно. Доказать, что человек является подверженным влиянию через Интернет с использованием имеющихся методов, крайне трудно, а практически невозможно.

Как будет воспринимать такой виртуальный человек привычный нам мир? Вряд ли сейчас кто-то может с уверенностью предсказать поведение человека, для которого виртуальный мир некого социального сообщества становится более привычным,

192

чем мир реальный. Интересы какого мира он будет ставить на первый план?

На память приходят кадры фильма «Матрица», с той лишь разницей, что в реальном мире человек погружается в подобие фантастической матрицы, первым шагом к которой и являются социальные сети, добровольно, а не по принуждению неких фантастических машин, поработивших человечество. В социальных сетях человек создает свой собственный мир, атрибутами которого являются его фотографии, его видео, его мнение по самым различным вопросам, музыка, которая нравится, и т.д. Постепенно часть пользователей социальных сетей начинают отождествлять себя с тем виртуальным образом, который создан в сети.

Вопрос, на который пока нет ответа, заключается в следующем: что будет делать человек, привыкший жить в вымышленном мире, если этот мир в одночасье перестанет существовать, например, из-за сбоя в сервере или масштабного отключения электричества? Поиски ответа на него представляют тем больший интерес для реального, а не виртуального человечества, чем большее количество людей, прежде всего молодежи, погружается в мир виртуального общения и чем больше времени они в нем проводят.

Разумеется, в рамках данной статьи не ставилась задача полномасштабного исследования феномена социальных сетей. Можно с уверенностью сказать одно: 100 лет назад появление автомобиля привело к развитию дорожной сети и к совершенно новым возможностям в области коммуникаций. Точно так же и появление Интернета и социальных сетей уже сейчас настолько сильно меняет нашу жизнь, что пока вряд ли можно предугадать, как глубоки будут эти изменения. И здесь роль социальных сетей как нового, до недавнего времени невиданного средства коммуникации трудно переоценить.

13-2045

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.