социология технологий и научных учреждений
Ирина МИХАЙЛОВНА Паичеико
аспирант кафедры психологии и прикладной социологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «саратовский государственный технический университет им. гагарина ю. А.», саратов, россия;
e-mail: [email protected]
удк 316.32
DOI: 10.24411/2079-0910-2018-10006
Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества?
в статье рассматриваются разные социологические подходы к определению «информационного общества». каждая трактовка этого нового типа общественной формации базировалась на таких категориях, как знания и технологизация. Появление и развитие компьютерных технологий оказало огромное значение не только на промышленное производство, но и на другие стороны жизни общества: образование, медицину, культуру. стремительное развитие информационных технологий, возникновение интернета способствовало и появлению социальных сетевых сообществ. в статье дается краткая история возникновения таких социальных сетей, как Classmates.com, LinkedIn, MySpace, Hi5, Facebook, Twitter, Instagram, «вконтакте», «одноклассники». особое внимание автор уделяет функциям социальных сетей: информационной, коммуникационной, идентификационной, развлекательной, социализирующей, самоактуализирующей. говоря о популярности социальных сетей, автор затрагивает проблему конфиденциальности, тотальной проверки на работе и других опасностях, с которыми приходится сталкиваться пользователям в социальных сетях. Ключевые слова: информационное общество, социальные сети, коммуникация, компьютерные технологии, конфиденциальность, самоактуализация.
теоретические подходы к интерпретации информационного общества
в середине XX века в результате научно-технического прогресса начал формироваться новый тип общества, для обозначения которого учеными (социологами, экономистами, политологами, философами) применялись различные термины.
так, дж. гелбрейт говорил о «новом индустриальном обществе» [Гэлбрейт, 2004], Э. тоффлер называл это общество «супериндустриальным обществом» [Тоффлер, 1982], П. дракер — «обществом знания» [Дракер, 1999], з. Бжезинский — «технотронным обществом» [Бжезинский, 1972], к. кларк — «обществом информации и услуг» [Кларк, 2000]. каждая трактовка этого нового типа общества базировалась на таких категориях, как знания и технологизация. движущей силой прогресса стали не просто новые технологии, а тот информационный поток, который сопровождал их внедрение в науку и практику, раскрывая перед футурологами перспективы развития общества и сценарии нормативного или желаемого будущего.
дж. гелбрейт считал, что определяющей чертой нового индустриального общества является «индустриальная система», которая характеризуется наличием крупных корпораций, использующих современную технику. индустриальная система увеличивает рост сословия педагогов и ученых [Гэлбрейт, 2004], которые используя систематизированные знания, готовят специалистов, умеющих использовать современную технику в производстве. По мнению дж. Гелбрейта, «индустриальное общество» нуждается в высокоразвитой системе образования, потому что обученные и образованные кадры превратились в решающий фактор производства [там же, 2004]. действительно, новый тип общества требует от специалиста любой отрасли новых компетенций, отвечающих запросам как производства, так и сферы услуг, и основным проводником современных знаний «технотронного общества» являются педагоги, миссия которых не только подготовить высококвалифицированного специалиста, но и профессионала с высокими адаптивными способностями.
В своей работе «Между двумя веками. Роль Америки в технотронную эпоху» з. Бжезинский, характеризуя технотронное общество, говорит о том, что на формирование экономики, социальной жизни и культуры нового общества оказывает большое влияние развитие техники и электроники, в частности в области вычислительной техники и массовых средств информации [Бжезинский, 1972, с. 20], а образование в таком обществе становится не только всеобщим, оно становится более длительным и опирается на применение новых технических средств, в том числе и компьютеров, а поток новых знаний требует организации все более частой переподготовки специалистов [там же, 1972, с. 22]. В образовательном процессе начинают использоваться такие нововведения, как информационная образовательная среда (ИОС), интранет-порталы для передачи данных между сотрудниками образовательного учреждения, всевозможные мобильные приложения, облегчающие коммуникацию со школьниками и студентами. Безусловно, в таких условиях мобильный педагог начинает осваивать информационные технологии для обучения. данные инновации позволяют говорить о социальной стратификации по новому основанию — освоенности компетенции использования ИКТ-технологий.
В образовательных организациях востребованы такие педагоги, которые не только знают новые информационные технологии, но и используют их в своей педагогической деятельности для эффективности образовательного процесса. Те педагоги, которые не умеют создать презентацию, не используют онлайн-тесты на занятиях, не применяют визуальные методы обучения через иос становятся аутсайдерами современного образовательного пространства, а значит, при сокращении таких педагогов увольняют первыми. Педагоги, не использующие икт-технологии в своей профессиональной деятельности, испытывают трудности в общении со школьниками и студентами.
По мнению многих исследователей (Т. Стоуньера, У. Дайзарда, Д. Белла, Э. Тоффлера, Э. Кастельса), в информационном обществе знания и информация становятся стратегическим ресурсом, сопоставимым по значению с природными, финансовыми и людскими ресурсами [Сухов, 2011, с. 101—103], все больше внимания уделяется умению работать с информацией, используя компьютерные технологии. Э. тоффлер считал, что в информационном обществе информация является главным видом неисчерпаемого сырья [Тоффлер, 1999; 2002]. М. Кастельс, анализируя основные тенденции развития информационного общества, говорит о сетевой структуре нового общества и предлагает заменить термин «информационное общество» на "network society", то есть сетевое общество [Кастельс, 2004]. По мнению М. Кастельса, знания и информация в сетевом обществе, становясь технологической базой для производства знаний и информации более высокого уровня, перестают быть самоценностью [Кастельс, 2004]. Появление Интернета предоставило массовый доступ людей к информационно-коммуникативным технологиям, позволило изменить формы общения людей из разных стран. В контексте исследования образования как системы современного общества в практической деятельности педагогов часто стали использоваться дистанционные курсы, онлайн-трансляции с научных мероприятий, стали функционировать виртуальные университеты.
таким образом, появление и развитие компьютерных технологий оказало огромное значение не только на промышленное производство, в котором все чаще стали использоваться автоматизированные средства управления, но и на другие стороны жизни общества: образование, медицину, культуру. Стремительные темпы развития ИКТ-технологий, использование Интернета в образовательном процессе позволяют удовлетворять и материальные, и духовные потребности человека, связанные с развитием и самоактуализацией. Для многих компьютер стал средством для коммуникации с другими людьми, которое осуществляется через различные социальные сети и форумы с использованием огромных возможностей Интернета, при помощи электронной почты и скайпа. Фактически информационно-коммуникационные технологии позволили расширить границы информационных потоков, разрушить барьеры для освоения образовательных технологий, изменить отношение к обучению. Как пишет И. Ю. Суркова, формируется новый тип интеракций посредством создания виртуальной реальности и использования ресурсов компьютерного параллельного мира, что, с одной стороны, способствует обеспечению социальной безопасности, а, с другой, разрушает реальные межличностные связи, скрывая за никами пользователей социальных сетей [Суркова, 2017, с. 75].
развитие социальных сетей
Стремительное развитие информационных технологий, появление Интернета способствовало появлению социальных сетевых сообществ. В 1995 г. Рэнди Кон-радсом был создан прототип социальных сетей — американский портал Classmates. com, являющийся своеобразной базой данных. На данном сайте личные профили не заводились, но представлялся доступ к спискам обучающихся в определенном учебном заведении. На сегодняшний день Classmates.com усовершенствован, появилась возможность создавать аккаунты, и этим ресурсом пользуются более
50 миллионов людей из США, Канады, Франции, Швеции, Германии и Австрии [Овчинникова, Паль]. В 1997 г. Эндрю Вейнрейх организовал сайт SixDegrees.com, позволяющий пользователям создавать и личные странички, и списки своих друзей. Этот проект просуществовал до 2001 г., и у него был такой же функционал, которым мы привыкли пользоваться в современных социальных сетях.
Бум социальных сетей начался в 2003 году, когда появились такие сайты, как LinkedIn, MySpace, Hi5, Facebook. Социальная сеть LinkedIn, созданная Рид Гарретт Хоффманом в декабре 2002 года, а запущенная только в мае 2003 года была предназначена для поиска и установления деловых контактов. «LinkedIn» можно назвать профессиональным сообществом, где пользователи могут не только найти работу своей мечты, нанять лучших специалистов, но и продвигать свой бизнес, налаживая более прочные отношения с клиентами и потенциальными покупателями. Этот сайт очень популярен в США, Европе, Индии, он доступен на 23 языках мира, но с августа 2016 года «LinkedIn» стал первым интернет-сервисом, в отношении которого в соответствии с законом «О персональных данных» на территории России были введены ограничения.
Создатели социальной сети «MySpace», появившейся в 2003 году, Том Андерсон и Крис Де Вольф предложили для пользователей Интернета новую услугу: создать собственное виртуальное пространство, основанное на реальных социальных контактах. Участники сообщества могли не только создавать персональные профили и сообщества по интересам, размещать фото- и видеоконтент, но и могли вести блоги, а также прослушивать популярных исполнителей. С 2005 по 2008 г. MySpace считался самой большой социальной сетью, объединяющей музыкальных исполнителей и их слушателей. MySpace — типичный образец социальной сети, ориентированной на доминирующие (по Маслоу) потребности человека в самовыражении.
Первоначально социальная сеть Hi5, созданная Раму Яламанчи в 2003 г., являлась социальной сетью для новых знакомств. Пользователи могли создавать свой профиль, указывая определенную информацию о себе (возраст, интересы, родной город); могли загружать фотографии, создавая личные альбомы; могли отправлять запросы друзей по электронной почте другим пользователям. Участники сообщества могли принять или отклонить запрос друга, могли оставлять комментарии под фотографиями своих друзей, могли заблокировать любого пользователя. С 2009 г. Hi5, являясь самой популярной социальной сетью в 25 странах Латинской Америки, Европы, Азии и Африки, переориентировался на социальные игры и развлечения для молодежи.
Первоначально веб-сайт Facebook, основанный в 2004 г. Марком Цукербергом, был предназначен только для студентов Гарвардского университета. Постепенно аудитория пользователей расширялась: сначала зарегистрироваться в этом сообществе могли студенты из других университетов Бостона, а затем и студенты любых учебных заведений США, владеющих электронным адресом в домене edu. С 2006 г. социальная сеть Facebook стала доступна для всех пользователей Интернета старше 13 лет, имеющих электронную почту. Отличие Facebook от других социальных сетей (Classmates.com, MySpace, Hi5) состоит в том, что в профилях здесь можно использовать только реальные фамилии, имена и фотографии, а не ники и аватарки.
Основная функция сервиса Twitter, созданного Джеком Дорси в 2006 г., — возможность быстрого обмена короткими сообщениями с друзьями. Изначально Twitter использовали работники компании Odeo — в качестве своеобразного чата для публичного обмена сообщениями между сотрудниками. Благодаря Twitter в Интернете появилось новое направление — микроблоггинг, позволяющее пользователю
писать и публиковать короткие заметки, которые могут просматривать и комментировать либо все, либо ограниченная группа, определенная пользователем. Twitter постоянно обновляется, предоставляя пользователю все новые услуги: появилась возможность добавлять и просматривать фото и видео, разработаны приложения для смартфонов.
Бесплатное приложение с элементами социальной сети Instagram, созданное Кевином Систромом и Майком Кригером в 2010 г., предоставляло возможность пользователям обмениваться фотографиями, оставлять комментарии к ним, ставить «лайки» понравившимся фотографиям. Разработчики Instagram стараются улучшить функции данного сервиса: появляются новые возможности для редактирования фотографий, теперь участники сообщества могут размещать не только свои фотоальбомы, но и небольшие видеоролики, добавилась функция поиска фотографий и пользователей по хештегам. Главное отличие Instagram от других социальных сетей — появилась функция синхронизации профиля Instagram с другими профилями, созданными в Facebook, Twitter.
Развитие социальных сетей в России началось намного позже, чем в Америке, Германии и других странах, поэтому многие проекты — это аналоги зарубежных социальных сетей: Classmates.com — «Одноклассники», MySpace — «Мой Мир», Facebook — «ВКонтакте», хотя сам создатель, П. Дуров, говорит, что это не так [Дуров, 2007]. Начиная с 2006 г. пользователи Рунета начали регистрироваться на популярных сайтах — «ВКонтакте», «Одноклассники». Социальная сеть «ВКонтакте», основанная осенью 2006 г., вначале была доступна только студентам Санкт-Петербургского государственного университета, потом стала объединять студентов и выпускников российских вузов, сейчас эта социальная сеть доступна всем желающим. Павел Дуров, разработчик «ВКонтакте», говорит о том, что для регистрации на данном сайте необходимо заполнить небольшую анкету, указав свои реальные персональные данные. Особенностью социальной сети «ВКонтакте» является то, что помимо общения и обмена фото, аудио и видео, возможности совместно играть в различные игры, появилась возможность обучения, которую используют педагоги.
Альберт Попов, автор и разработчик проекта «Одноклассники», внес существенный вклад в индустрию отдыха и развлечений Рунета. Социальная сеть «Одноклассники», запущенная с 2006 г., также позволяет общаться с друзьями, обмениваться фотографиями и читать новостные ленты. Кроме того, на сайте есть множество приложений с играми, которые помогут скрасить досуг и отдохнуть от повседневных забот. Создатели «Одноклассников» считают, что данный сайт является не только развлекательным порталом, но и средством, помогающим тем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. В сети можно встретить просьбы о помощи: например, если нужна срочная дорогостоящая операция какому-то ребенку, родители обращаются к многомиллионной аудитории, и наверняка найдутся люди, способные им помочь.
Функции и дисфункции социальных сетей
Популярность социальных сетей увеличивается: с каждым годом, все больше и больше людей, регистрируясь в социальных сетях, становятся их активными пользователями. Ведь такие сайты, как «Одноклассники», «ВКонтакте», Twitter,
РаееЪоок и другие, предоставляют людям разнообразные способы для обмена информацией друг с другом: личная переписка, размещение фотографий или видео, обсуждения в форумах, комментарии, установление с участниками сообщества любых видов взаимоотношений (дружба, родство, деловые связи), общение с помощью мобильного телефона или скайпа, оказание помощи тем, кто оказался в тяжелой ситуации (поиск пропавших, сбор денежных средств на дорогостоящую операцию и многое другое).
социальные сети реализуют следующие функции:
• информационную — общаясь в социальных сетях, люди обмениваются всевозможной информацией, которая может содержать как элементы личного характера (персональные данные, личные успехи и достижения, фотографии), так и элементы новостного, познавательного, обучающего характера;
• коммуникационную — используя социальные сети, люди взаимодействуют друг с другом, устанавливая различные контакты: дружеские, деловые, профессиональные;
• развлекательную — многие социальные сети предоставляют такие услуги: пользователь может просмотреть любой понравившийся ему фильм или телепередачу, найти музыку по своему вкусу, выбрать игру по своим интересам;
• идентификационную — социальные сети позволяю участникам варьировать степень своей анонимности. с одной стороны, профиль пользователя может содержать реальные данные (фамилию, имя, отчество), а может быть представлен вымышленным ником. Любой человек решает сам, будет ли его профиль открытым для всех участников социальной сети или его сможет просматривать только определенная группа — например, одноклассники, родственники, друзья;
• самоактуализирующую — именно в социальных сетях человек может реализовать те или иные качества своего «Я», которые могут не совпадать в его реальными социальными ролями в жизни;
• социализурующую — благодаря общению в социальных сетях у пользователей может создаваться широкий круг общения, позволяющий обмениваться ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями, реализуется желание выделиться из толпы, а также стремление присоединиться к референтной группе, разделить групповые ценности и почувствовать себя защищенным, развивается социальная компетентность [Кузнецова, Чудова, 2011, с. 62—63], а для людей с ограниченными возможностями социальные сети становятся новым средством, помогающим вести полноценную жизнь.
говоря о положительных сторонах социальных сетей, мы не может не сказать и об опасностях, которые таят в себе социальные сети. Участники социальных сетей, размещая свои персональные данные, выкладывая свои всевозможные фотографии, должны помнить о том, что этой информацией могут заинтересоваться не только родственники и друзья, а любой человек, имеющий доступ к его личной странице. Это могут быть и работодатели, контролирующие своих сотрудников, и судебные приставы, разыскивающие неплательщиков, и разные мошенники. Все эти группы могут использовать конфиденциальную информацию о пользователе в своих интересах.
В социальных сетях размещается огромное количество информации, которое стремительно распространяется пользователями с помощью лайков, постов и репостов. Например, очень часто на страницах социальных сетей встречаются всевозможные
просьбы о помощи больным детям, но эта информация никем не проверяется, а значит, она может быть заведомо ложной. При участии на различных форумах и чатах пользователи могут столкнуться с такими явлениями, как троллинг, флейм. Но самая главная опасность, с которой сталкивается большинство участников социальных сетей — это бесполезно потраченное время на просмотры ленты новостей в Facebook, «Одноклассниках», «ВКонтакте», на чтение твитов в Twitter и публикаций в Instagram.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальные сети играют большую роль в социальной и духовной сфере общественной жизни, формируют новые структуры взаимодействий, образуют новый особый социальный институт. Взаимодействие социальной среды и образования способствует созданию социальных сетей. Ведь многие социальные сети, первоначально предназначенные для общения коллег (Twitter) или студентов (Facebook, «ВКонтакте»), становятся доступными для огромного количества людей во всем мире. Социальные сети помогают людям устанавливать друг с другом разнообразные контакты (дружеские, родственные, профессиональные); расширяют свободный обмен информацией, помогают самореализации. Говоря о преимуществах социальных сетей, мы не можем забыть об угрозах, с которыми сталкиваются участники социальных сетей. С одной стороны, распространенность и востребованность социальных сетей привлекает все большее количество людей в эти социальные сети, но, с другой стороны, возникает проблема конфиденциальности. Частная жизнь любого участника сообщества может стать достоянием общественности из-за хакерства или взлома паролей, есть возможность появления виртуальных двойников, которые могут дискредитировать реального пользователя перед его друзьями или коллегами.
Наше исследование позволило выявить социальное противоречие между возможностями установления виртуальных контактов и снижения коммуникативной активностью в реальной жизни. Очень часто люди в социальных сетях, имеющие огромное количество «виртуальных друзей», в реальной жизни испытывают трудности при общении со сверстниками, коллегами или друзьями. Большинство молодых пользователей социальных сетей, играющих в игры, тратят много времени для получения каких-то виртуальных «наград», «титулов» и «привилегий», они пытаются стать лучшими или первыми среди таких же игроков, как они. Но социальные сети только сильнее затягивают их, они становятся раздражительными, невнимательными, начинают испытывать проблемы со здоровьем, ничем не интересуются, кроме своих любимых игр. Молодежь, имеющая громадный опыт игры в компьютерные стрелялки и бродилки, теряет способность поддерживать разговор в компании друзей, испытывает дискомфорт при реальном общении с людьми. И все же, несмотря на все эти социальные противоречия, мы можем сказать, что большинство людей уже не сможет отказаться от социальных сетей, потому что в социальных сетях можно не только общаться с родственниками и друзьями, не только найти своих единомышленников, но и самоутвердиться.
литература
Бжезинский З. Между двумя веками. Роль Америки в эру технотроники. Прогресс, 1972. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество / пер. на рус. Л. Я. Розовский, Ю. Б. Ко-чеврин, Б. П. Лихачёв, С. Л. Батасов. М., 2004 (URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5021 (дата обращения: 16.12.2017)).
Дракер П. Посткапиталистическое общество. СПб., 1999.
Дуров П. Немного об истории «Контакта» // URL: https://vk.com/blog.php?nid=30 (дата обращения: 16.12.2017).
Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
Кларк Д. Б. Распределение богатства / пер. с англ. Д. Страшунского и А. Бесчинского под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос АРВ, 2000. 367 с.
Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Психология жителей Интернета. 2-е изд., испр. М.: Изд-во ЛКИ, 2011. 224 с.
Овчинникова Н., Паль Д. Социальные сети. История // URL: https://sites.google.com/site/ palovchin/istoria (дата обращения: 16.12.2017).
Суркова И. Ю. Потенциал использования интернет-технологий в региональных социальных сервисах для молодежи // Информационная безопасность регионов. 2017. № 1. С. 74—79.
Сухов Е. И. Информационное общество как новое общество // Теория и практика общественного развития, 2011. Вып. № 7. С. 101—103.
Тоффлер Э. Третья волна // США — экономика, политика, идеология. 1982. № 7—11.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.
Linkedln официально заблокирован // URL: http://www.sostav.ru/publication/linkedin-ofitsialno-zablokirovan-24599.html (дата обращения: 16.12.2017).
Social Networks as a New Form of Communication: Benefit or Danger to Society?
Irina M. Panchenkd
postgraduate at the Department of Psychology and applied sociology, Federal state budget educational institution of higher professional education "Saratov Gagarin State Technical University", Saratov, Russia; e-mail: [email protected] Abstract: This article considers different approaches of scientists to the definition of "information society". Every interpretation of this new type of society was based on such a category of knowledge and technologization (technical means). The emergence and development of computer technology has had huge importance not only for the industrial production, but also to the other aspects of so ciety: education, medicine, culture. The rapid development of information technology, the advent of the Internet contributed to the emergence of social network communities. The article gives a brief history ofthe emergence ofsocial networks such as "Classmates.com", "LinkedIn", "MySpace", "Hi5", "Facebook", "Twitter", "Instagram", "VKontakte", "Odnoklassniki". Special attention is paid to the functions of social networks: information, communication, identification, entertainment, socializing, self-actualizing. Talking about the popularity of social networks, the author addresses the issue of confidentiality, inspection at work and other dangers faced by users of social networks. Keywords: information society, social networks, communication, computer technology, confidentiality, self-actualization.
References
Bzhezinskii Z. Mezhdu dvumya vekami. Rol' Ameriki v eru tekhnotroniki. Progress, 1972.
DrakerP. Postkapitalisticheskoe obshchestvo. SPb., 1999.
Durov P. Nemnogo ob istorii "Kontakta" // URL: https://vk.com/blog.php?nid=30 (data ob-rashcheniya: 16.12.2017).
Kastel's M. Galaktika Internet: Razmyshleniya ob Internete, biznese i obshchestve. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2004.
Klark D. B. Raspredelenie bogatstva / per. s angl. D. Strashunskogo i A. Beschinskogo pod red. L. P. Kurakova. M.: Gelios ARV, 2000. 367 s.
Kuznetsova Yu. M., Chudova N. V. Psikhologiya zhitelei Interneta. 2-e izd., ispr. M.: Izd-vo LKI, 2011. 224 s.
Ovchinnikova N., Pal' D. Sotsial'nye seti. Istoriya // https://sites.google.com/site/palovchin/is-toria (data obrashcheniya: 16.12.2017).
Sukhov E. I. Informatsionnoe obshchestvo kak novoe obshchestvo // Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya, 2011. Vyp. № 7. S. 101-103.
Surkova I. Yu. Potentsial ispol'zovaniya internet-tekhnologii v regional'nykh sotsial'nykh servi-sakh dlya molodezhi // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. 2017. № 1. S. 74-79.
TofflerE. Tret'ya volna. M., 1999.
TofflerE. Shokbudushchego. M., 2002.
TofflerE. Tret'ya volna // SShA — ekonomika, politika, ideologiya. 1982. № 7-11.
Galbraith, J. K. The New Industrial State. Dzhon Gelbreit. Novoe industrial'noe obshchestvo / per. na rus.: L. Ya. Rozovskii, Yu. B. Kochevrin, B. P. Likhachev, S. L. Batasov. M., 2004 (URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5021 (data obrashcheniya: 16.12.2017)).
LinkedIn ofitsial'no zablokirovan // URL: http://www.sostav.ru/publication/linkedin-ofitsial-no-zablokirovan-24599.html (data obrashcheniya: 16.12.2017).