Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2072
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / ТИКТОК / МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК / ПОТРЕБИТЕЛЬ / MASS CULTURE / SOCIAL NETWORKS / SOCIAL NETWORK / TIKTOK / MASS PERSON / CONSUMER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дворянчиков Я.В., Шепелева Е.С.

В данной работе рассматривается массовая культура в современном мире, претерпевшая значительные и весьма быстрые изменения с появлением социальных сетей и развлекательных приложений, которые так же направлены на коммуникацию между людьми. Поднимаются вопросы о возможности для социологии качественно и количественно изучить данный феномен. Чтобы точно понять причины популярности социальных сетей, был собран анализ работ имеющихся авторов, использующих понятия «массовый человек», с которым связывают понятие «потребление», говоря конкретно об информационной сфере. Также в данной работе рассматривается автор, как субъект массовой культуры, который производит контент, основанный на стремлении быть «в тренде». Цель работы: выяснить особенности влияния социальных сетей на массовую культуру. Методы и объекты исследования: объектом исследования выступает массовая культура, проявляющаяся в социальных сетях. При написании статьи использовался анализ документов. Выводы: социальные сети являются мощным инструментом не только популяризации массовой культуры, но и её создания. Каждый день авторы производят терабайты контента, которые в короткие сроки собирают миллионную аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MEDIA AS A WAY TO POPULAR MASS CULTURE

This paper examines popular culture in the modern world, which has undergone significant and very rapid changes with the emergence of social networks and entertainment applications, which aimed at communication between people. Questions raised about the possibility to quantitatively study this phenomenon for sociology. In order to understand the reasons for the popularity of social networks, an analysis of the works of existing authors collected, using the concept of "mass person", with which the concept of "consumption" is associated, speaking specifically about the information sphere. In addition, in this work, the author considered as a subject of mass culture who produces content based on the desire to be “in trend”. Purpose for the article is find out the features of the influence of social networks on popular culture. Methods and objects of the research: the object of research is mass culture, which manifests itself in social networks. When writing the article, the analysis of documents used. Conclusions: Social networks are a powerful tool not only for the popularization of mass culture, but also for its creation. Every day, authors produce terabytes of content that quickly gather a millionth audience.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Ф^РУ м

молодёжной науки ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

ISSN 2687-086X www.forummn.ru http: //forummn.ru/article -2.2.5 .html

Социальные сети как инструмент популяризации

массовой культуры

Дворянчиков Я.В.,

dv.jar@yandex.ru

Шепелева Е.С.,

dhenya123@gmail.com

ФГБОУВО «Тверской государственный университет» (г. Тверь, Россия)

УДК 316.776.32

Аннотация. В данной работе рассматривается массовая культура в современном мире, претерпевшая значительные и весьма быстрые изменения с появлением социальных сетей и развлекательных приложений, которые так же направлены на коммуникацию между людьми. Поднимаются вопросы о возможности для социологии качественно и количественно изучить данный феномен. Чтобы точно понять причины популярности социальных сетей, был собран анализ работ имеющихся авторов, использующих понятия «массовый человек», с которым связывают понятие «потребление», говоря конкретно об информационной сфере. Также в данной работе рассматривается автор, как субъект массовой культуры, который производит контент, основанный на стремлении быть «в тренде». Цель работы: выяснить особенности влияния социальных сетей на массовую культуру. Методы и объекты исследования: объектом исследования выступает массовая культура, проявляющаяся в социальных сетях. При написании статьи использовался анализ документов. Выводы: социальные сети являются мощным инструментом не только популяризации массовой культуры, но и её создания. Каждый день авторы производят терабайты контента, которые в короткие сроки собирают миллионную аудиторию.

Ключевые слова: массовая культура, социальные сети, социальная сеть, тикток, массовый человек, потребитель.

Social media as a way to popular mass culture

Dvoryanchikov Ya. V.,

dv.jar@yandex.ru

Shepeleva E.S.,

dhenya123@gmail.com

Tver State University (Tver, Russia)

UDC 316.776.32

Annotation. This paper examines popular culture in the modern world, which has undergone significant and very rapid changes with the emergence of social networks and entertainment applications, which aimed at communication between people. Questions raised about the possibility to quantitatively study this phenomenon for sociology. In order to understand the reasons for the popularity of social networks, an analysis of the works of existing authors collected, using the concept of "mass person", with which the concept of "consumption" is associated, speaking specifically about the information sphere. In addition, in this work, the author considered as a subject of mass culture who produces content based on the desire to be "in trend". Purpose for the article is find out the features of the influence of social networks on popular culture. Methods and objects of the research: the object of research is mass culture, which manifests itself in social

ISSN 2687-086X

30 www.forummn.ru

http : //forummn.ru/article -2.2.5 .html

networks. When writing the article, the analysis of documents used. Conclusions: Social networks are a powerful tool not only for the popularization of mass culture, but also for its creation. Every day, authors produce terabytes of content that quickly gather a millionth audience.

Keywords: mass culture, social networks, social network, tiktok, mass person, consumer.

Введение

Интернет играет очень важную роль в развитии современной культуры, в его недрах зародились социальные сети, чье появление хоть и имело стихийный характер, но привнесло очень много в то, что современный человек называет культурой [2].

С каждым годом, социальные сети набирают популярность среди всех возрастов и слоёв населения, отчего возникает необходимость изучения этого культурного феномена. Если раньше соцсети воспринимались, как инструменты, удовлетворяющие человеческие потребности в общении, позволяя связаться не только с близкими друзьями, но и с дальними родственниками, знакомыми, то сейчас человеку предоставляется возможность удовлетворения потребности в самореализации и в самовыражении, что дало возможность интрнет-коммуникаторам стать ещё популярнее.

Основная часть

Если раньше центральным мотивом использования социальных сетей было общение, то сейчас главную роль играет самовыражение. Самовыражение - это всегда посыл вовне, форма утверждения своего существования, желание привлечь к себе внимание других людей, повысить интерес людей к своей персоне, то есть к тому образу, который человек создаёт посредством контента. Но что конкретно желает сказать о себе другим людям современный массовый человек, чьё естество беспокоило умы многих мыслителей ХХ века, которые негативно описывали его как воплощенную посредственность, сформировавшуюся в условиях материального благополучия, которое и придало ему уверенности в достаточности своего умственного и нравственного уровня.

Использование заимствованного из маркетинга термина «продвижение» по отношению к культуре, конечно, может восприниматься несерьёзно, но значимость самого дела сомнения не вызывает. В маркетинге под продвижением имеют ввиду искусственное формирование привлекательного образа какого-то товара, желая таким образом повысить его востребованность на рынке. Культура, разумеется, не товар, и ее не нужно продавать. Но необходимо работать над привлекательностью учреждений, представляющих культуру и направления их деятельности для большинства населения. Впрочем, и само слово «продвижение» вполне можно заменить другим, не таким модным, но обозначающим почти то же самое - популяризация [3].

Большая часть современных экспертов, говоря о «массовой культуре», имеют ввиду не количественные, а качественные критерии явления, главным из которых является типичность (шаблонность). Произведения «массовой культуры» не расширяют границы, а воспроизводят некие шаблоны, готовые скрипты [4].

Фундаментом ценностного мира современного человека является безграничное потребление и стремление к развлечениям. Массовая культура интересует современного человека чаще всего как средство удовлетворения своих потребностей. И такая культура усиленно пропагандирует к себе такое отношение, «овеществляя» человека, ставя знак равенства между человеком и предметом потребления. Массовый человек не принимает ограничения, которые на него распространяются, ведь ответственность за других и обязанности перед обществом - всё это

Ф^РУ м

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 31 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -2.2.5 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

весьма обременительно. Это культура, в которой царит «перманентный дух отрочества»: «Его отличает недостаток чутья к тому, что уместно и что неуместно, недостаток личного достоинства, уважения к другим и к чужому мнению, гипертрофированное сосредоточение на собственной личности. Почву для этого подготавливает всеобщий упадок способности суждения и критической потребности. Масса чувствует себя просто замечательно в состоянии полудобровольного оглупления. Это состояние может в любую минуту стать крайне опасным из-за того, что больше не действуют тормоза моральных убеждений» [12, с.333].

Увеличения преобладания виртуального мира над реальным только умножает эти характеристики, ибо мир утрачивает способность восприниматься как непосредственно данная реальность, а опосредованно видится через инструменты средств массовой информации. Потому накапливающаяся «осведомленность» массового человека носит весьма тенденциозный характер, не выстраивается в целостный образ мира.

Топ-3 социальных сетей с наибольшим использованием:

• Facebook (49% участников публикуют сообщения как минимум раз в месяц)

• Instagram (27%)

• Twitter (17%)

Социальные сети, появившись в недрах этого виртуального мира, преподнесли себя как новый и устойчивый культурный феномен, происхождение которых заслуживает отдельной статьи. Но их расцвет начинается в 2003-2004 годы с созданием таких проектов как «Linkedln», «MySpace» и «FaceBook», которые дали новый толчок в развитии возможностей общения в интернете, ибо «MySpace» и «FaceBook» сделали ставку исключительно на коммуникацию, и хотя новые технологии и не внесли изменений в характер контактирования в силу традиционности коммуникативных форм, они посеяли семя, сыгравшее важную роль в дальнейшем развитии социальных сетей.

Одно из последних раскрутившихся приложений - TikTok по набору функций является неким гибридом популярных соцсетей Instagram и Snapchat. Однако основой TikTok стали ни мессенджер, ни публикация фотографий, а именно создания видеороликов разных форматов и жанров. В основном ролики представляют собой клипы, скетчи или реакции на тренды. Так же приложение даёт возможность вести прямые эфиры. TikTok появился в Китае в 2016-ом году.

Уже в 2018-ом количество посетителей приложения превысило 800 млн человек в месяц. Большой охват за столь короткий срок объясняется в том числе тем, что в 2018 году TikTok поглотил музыкальный сервис Musically, добавив тем самым около 100 млн новых пользователей. Конечно, была теория о том, что новая платформа, наоборот, отпугнет пользователей Musical.ly, но аудитория TikTok только продолжила расти. В этом же году TikTok обошел по скачиваниям Instagram.

Есть несколько отличительных признаков из-за которых TikTok получил быстрый рост: феномен клипового мышления, повышение популярности видеоконтента, короткие, развлекательные и забавные видеоролики, привлекающие молодых пользователей [1].

Стремясь привлечь аудиторию социальные сети специализируются и дифференцируются, многие из них создают целую программу дополнительных, носящих разноплановый характер услуг и сервисов, где можно купить «подарки», открытки, букеты, сердечки, закрепив за пользователем роль потребителя.

Так почему же соцсети так приманивают современного массового человека? Во-первых, соединением общения и развлечения. Развлечение и игра - гибрид массовой культуры, который во всех феноменах культуры ищет игровое начало, вытесняя из него свободный и творческих дух, оставляя только увеселение. Ибо любое прямое общение обогащено эмоциями, и даже не являясь познавательным, оно расширяет представления о другом человеке, который в общении является не средством, а целью. Социальные сети дают возможность превратить собеседника в

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 32 www.forummn.ru

Youth 11 Forun 1,1,1 http: //forummn.ru/article -2.2.5 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

инструмент развлечения, т.к. коммуникация доминирует над качеством общения и превращается в самоцель. Социальные сети представляют некий тип общения, при котором исчезают санкции и поощрения за тот или иной поступок, что позволяет массовому человеку избегать дискомфортных ситуаций, без которых не обойтись в общении вживую, когда трудно игнорировать неприятное мнение или возражения собеседника. Поэтому коммуникация в социальных сетях вытесняется, утрачивает качество, а в основе появляются количественные характеристики, что для массового человека есть норма жизни, ибо и общество его рассматривает в виде количественной переменной, нежели как личность.

Социальные сети удовлетворяют с одной стороны, потребность массового человека в общении, с другой, изымают из процесса общения ту важную духовную и интеллектуальную особенность, которая исключает взаимопонимание между собеседниками, тем самым общение превращается в развлечение. Массовое общество, сделав основой своего существования гедонизм, и теперь весь процесс общения превратился в способ получения удовольствия в ущерб качеству коммуникации. Такое общество создает с помощью социальных сетей огромные возможности для самовыражения массового человека, которое обычно сводится к самопрезентации. А акт самовыражения и самопрезентации немного разные понятия. Если презентация - это маркетинговый ход, способ преподнести информацию в красивой обёртке с целью дальнейшей продажи, то самовыражение относится исключительно к эгоистическим потребностям человека.

Массовое общество, пропитанное духом потребления, делает социальные сети полем купли-продажи, где прибыль - то количество друзей, которое вы можете набрать в сети, количество контактов и полученных букетов, сердечек и оценок, т.е. всего, что имеет измеряемый показатель. Социальные сети создают широкую арену для самовыражения, автоматически становящегося игрой, в которой, как полагает массовый человек, все козыри у него в руках.

Но, разумеется, наиболее ярко раскрывается суть социальных сетей как формы самовыражения массового человека в таких сервисах как, видео блоги, текстовые блоги, фотоальбомы, позволяя пользователю проявить себя в качестве творческой личности, практически не тратя сил. Потому как, творчество в понимании массового человека - есть результат, слава, признание, деньги, но никак не тяжёлый труд. Впрочем, мир социальных сетей позволяет массовому человеку стать кем он пожелает, хоть писателем, художником, музыкантом и даже режиссером. Он может найти людей, которым понравится его творчество, для этого достаточно просто войти в аудиторию нескольких других пользователей, похвалив творчество одного из них, и ожидая ответного комплимента в свой адрес.

Зачастую пользователь даже не нуждается в обратной связи, погружаясь в некую иллюзию общения, самореализации. Оставляя пост в блоге, пользователь потенциально запускает информацию, идею в информационное поле. Это создаёт условия для того, что, по выражению Т. Фридмана, «Сегодня маленький может вести себя как большой» Но этого достаточно для того, чтобы автору чувствовать себя высказавшимся, реализовавшимся

[5].

Заключение

Весьма скудный набор сервисов, которые предоставляют социальные сети, позволяет пользователю нарисовать тот портрет, который лишь отдаленно будет напоминать подлинник, или попросту запускать в киберпространство симулякры. Выступая под маской, человек, по ощущениям, находится в полной безопасности, предполагая, что он так хорошо замаскировался, его распознать будет совершенно невозможно, что позволяет ему быть участником любых коммуникаций, представляться экспертом в то или иной сфере, имея, порой, самые поверхностные знания о предмете.

Ф Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 33 www.forummn.ru

Youth 11 Forun Irnal http: //forummn.ru/article -2.2.5 .html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Социальные сети как способ самовыражения удобен и тем, что они лелеют человеческие слабости и поощряют их. Иначе, почему массовый человек стремится выкладывать колоссальный объём фотографий, надеясь, что кому-то они будут небезразличны, поставив лайки или иную символику поощрения.

Превратив коммуникацию в развлечение, массовый человек даже не допускает мысли о том, что он предоставляет возможность манипулировать собственным сознанием через социальные сети, которые представляются ему огромным свободным миром, чем в настоящее время успешно пользуются люди начиная от рекламодателей, заканчивая политиками.

Библиографический список

1. Богомолова Д.А. Социальная сеть Tik Tok как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций // Скиф. 2020. №4 (44). С. 572-576.

2. Данилина С.Д. Социальные сети как современный инструмент популяризации бренда в том числе в России // Скиф. 2020. №5-2 (45). С. 456-460.

3. Руденко Ю.Ю. Возможности развития и продвижения культуры в пространстве новых и социальных медиа // Общество: философия, история, культура. 2020. №8 (76). С. 123-126.

4. Фокин А.А. Интернет как закат массовой культуры? // Медиасреда. 2012. №7. С. 36-39.

5. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века. М.: Хранитель, 2006. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.