Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С МОЛОДЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ'

МОДЕЛЬ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С МОЛОДЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РАБОТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СО СМИ / МЕДИАПРОЕКТИРОВАНИЕ / YOUTH MASS MEDIA / WORK OF MUNICIPAL AUTHORITIES WITH MASS MEDIA / MEDIA PROJECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рудов М.В.

Цель работы: создание модели работы органов местного самоуправления с молодежными средствами массовой информации в контексте информационного сопровождения мероприятий города и области. Методы и объекты исследования: объектом исследования является модель взаимодействия органов местного самоуправления с молодежными средствами массовой информации, предметом исследования: Администрация города Новокузнецка и Городской молодежный пресс-центр Новокузнецка. Результаты: проведена апробация модели органов местного самоуправления с молодежными средствами массовой информации в контексте информационного сопровождения мероприятий города и области. Заключение: благодаря использованию модели сотрудничества органов муниципальной власти с учреждениями общего, профессионального, дополнительного и высшего образования выстроить плодотворную работу по информационному обеспечению мероприятий города и области. Модель может быть применима к любому субъекту, вне зависимости от организационной структуры органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF WORK OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES WITH YOUTH MASS MEDIA

The purpose of the work: to create a model of the work of local self-government bodies with youth mass media in the context of information support of city and regional events. Methods and objects of research: the object of research is the model of interaction of local self-government bodies with youth mass media, the subject of research is the Administration of the city of Novokuznetsk and the City Youth Press Center of Novokuznetsk. Results: the model of local self-government bodies with youth mass media was tested in the context of information support of city and regional events. Conclusion: thanks to the use of the model of cooperation of municipal authorities with institutions of general, professional, additional and higher education, to build a fruitful work on the information support of events in the city and the region. The model can be applied to any subject, regardless of the organizational structure of local self-government bodies.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С МОЛОДЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

Модель работы органов местного самоуправления с молодежными средствами массовой информации

Рудов М.В.,

mikl. rudov@mail. т

Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

(г. Новосибирск, Россия) УДК 070.15

Аннотация. Цель работы: создание модели работы органов местного самоуправления с молодежными средствами массовой информации в контексте информационного сопровождения мероприятий города и области. Методы и объекты исследования: объектом исследования является модель взаимодействия органов местного самоуправления с молодежными средствами массовой информации, предметом исследования: Администрация города Новокузнецка и Городской молодежный пресс-центр Новокузнецка. Результаты: проведена апробация модели органов местного самоуправления с молодежными средствами массовой информации в контексте информационного сопровождения мероприятий города и области. Заключение: благодаря использованию модели сотрудничества органов муниципальной власти с учреждениями общего, профессионального, дополнительного и высшего образования выстроить плодотворную работу по информационному обеспечению мероприятий города и области. Модель может быть применима к любому субъекту, вне зависимости от организационной структуры органов местного самоуправления.

Ключевые слова: молодежные средства массовой информации, работа муниципальных органов власти со СМИ, медиапроектирование.

Model of work of local self-government bodies with youth

mass media

Rudov M.V.,

mikl.rudov@mail.ru

Siberian Institute of Management - branch of RANEPA

(Novosibirsk, Russia) UDC 070.15

Annotation. The purpose of the work: to create a model of the work of local self-government bodies with youth mass media in the context of information support of city and regional events. Methods and objects of research: the object of research is the model of interaction of local self-government bodies with youth mass media, the subject of research is the Administration of the city of Novokuznetsk and the City Youth Press Center of Novokuznetsk. Results: the model of local self-government bodies with youth mass media was tested in the context of information support of city and regional events. Conclusion: thanks to the use of the model of cooperation of municipal authorities with institutions of general, professional, additional and higher education, to build a fruitful work on the information support of

events in the city and the région. The model can be applied to any subject, regardless of the organizational structure of local self-government bodies.

Keywords: youth mass media, work of municipal authorities with mass media, media project.

Введение

Молодежь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Сейчас молодежь, в первую очередь, рассматривается как инновационный ресурс, «...ресурс инновационных преобразований России», - как подчеркивает Г.В. Заярская в ранее изданной статье. [2] Потенциальные возможности молодежи заключаются в ее ресурсах и специфических психолого-демографических характеристиках: здоровье, возрасте, инновационном мышлении, обучаемости, мобильности, свободе, открытости в общении, энтузиазме, энергичности.

На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, инновационного, культурного и экономического потенциалов молодого поколения.

Будущее невозможно построить без сознательного и активного участия самой молодежи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества в условиях глобализационных мировых процессов. Значительная часть молодежи не принимает участия во всех сферах жизни, что затрудняет ее интеграцию в общество. «Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодежи от общества и государства проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Современная молодежь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности», - отмечает А. В. Шариков. [7]

Определенную движущую роль в процессах социальной адаптации и интеграции молодого поколения играют молодежные СМИ.

На сегодняшний день задачи молодежных средств массовой информации заключаются в создании новых информационных пространств и современном взаимодействии с нынешней молодежью, что повлекло за собой проникновение «западных» образов в российскую журналистику. Это привело к изменениям на функциональном уровне СМИ и становлению новых культурных ценностей среди молодого поколения.

Под молодежными СМИ мы понимаем типологическую группу СМИ, адресованную определенной аудиторной группе, позиционированной по возрастному критерию. Внутри этой группы имеется свое деление - СМИ для подростков, для молодежи, для зрелой молодежи.

Учитывая важнейшую роль средств массовой информации в процессе формирования молодого поколения, СМИ для молодежи необходимо рассматривать как самостоятельный вид журналистики, приобщающий подрастающее поколение к духовному и интеллектуальному потенциалу общества. Молодежные СМИ имеют иные каналы передачи информации и средства коммуникации в общей системе средств массовой информации.

Основная часть

Молодежные средства массовой информации активно создаются в современном обществе. Школьные и студенческие редакции, молодежные объединения. Возможный ресурс для создания активного медийного пространства в городе - нуждается в поддержке. По результатам совещания

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 77 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.13.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

руководителей молодежных СМИ, проходившего на Всероссийском медиафорума «Золотая лента» в 2016 году, была выявлена закономерность закрытия молодежных медиа спустя 3-4 месяца после открытия. Основные причины:

• недостаток финансирования молодежных медиа;

• отсутствие необходимых навыков и знаний в сфере медиаменеджмента, а именно разработки медиастратегии, выявление целевой аудитории и потребностей общества;

• отсутствие взаимовыгодного сотрудничества между государственными органами и молодежными медиа.

На базе городского молодежного пресс-центра Новокузнецка была разработана модель взаимодействия органов местного самоуправления с молодежными СМИ. В основе - обучение редакций школьных и студенческих медиа, а также менторская поддержка сообществ в поиске финансирования для создания материальной базы - приобретения и амортизации необходимого оборудования.

Современное медиа - это распространение информации по всем доступным каналам информации, основной из них Интернет. Видеоконтент размещенных на специализированных хостингах объявлен телевидением 21 века. По данным Всеросссийского центра изучения общественного мнения всё чаще наши соотечественники проводят время на интернет-ресурсах и развлекательных платформах. Более половины опрошенных (58%) являются пользователями видеохостинга «YouTube» — сайта с видеороликами и различным видеоконтентом. Четверть россиян пользуются им практически ежедневно — 25%, а каждый пятый (19%) — несколько раз в неделю. Не реже нескольких раз в месяц используют «YouTube» 8% респондентов, не менее одного раза в полгода — 7%. Не пользуется сервисом каждый пятый россиянин (20%), что сопоставимо с долей тех, кто в целом не пользуется Интернетом (22%). [8]

На основании востребованности среди молодежи видеоконтента в сети «Интернет» выбрано направление развития молодежных средств массовой информации в сфере телепроизводства с дальнейшим распространением информации в социальных сетях и на популярных видеохостингах. Главная задача модели - это создание молодежного сообщества специалистов медиасферы, основанного на принципах информационной грамотности, чести и гласности. Использование модели позволяет создать новый информационный источник в регионе - это открывает новый механизм конструирования позитивного имиджа муниципального образования. Так как основная линия развития всех молодежных СМИ - социальное проектирование, то параллельно осуществляется решение задач, обозначенных Правительством Российской Федерации. Одним из этапов развития материальной базы молодёжных медиа является их участие в качестве соискателя на грантовую поддержку, например в Фонде президентских грантов и Агентстве по делам молодежи Российской Федерации.

Условно модель разделена на 4 этапа. К её реализации привлекаются некоммерческие организации региона, молодежные организации, а также ресурсы органов местного самоуправления по следующим направлениям деятельности:

• поддержка и развитие молодежных общественных объединений;

• поддержка талантливой молодежи. Организация и поддержка досуга и отдыха молодёжи;

• формирование позитивного отношения общественности к мероприятиям, проводимым в сфере реализации молодежной политики;

• развитие социальной активности студентов, органов студенческого самоуправления и развитие управленческих лидерских качеств;

• формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи города;

• поддержка, развитие, социализация творческой молодежи города;

• планирование, организацию, координацию и осуществление контроля за деятельностью подведомственных учреждений в целях реализации государственной политики в области образования;

• организация предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального образования;

• управление информационной политикой и социальными коммуникациями;

• поддержка социально значимых инициатив граждан и организаций в сфере культуры.

Подготовительная работа

Первоначально предлагается объявить менторскую программу развития молодежных средств массовой информации в муниципальном образовании. Привлекаются необходимые специалисты для создания пула экспертов, а именно:

• руководители и специалисты уже существующих молодежных медиа;

• профессиональные представители СМИ;

• руководители некоммерческих организаций, а также менеджеры проектов, имеющие успешный опыт реализации грантовых проектов по социальному профилю.

Первый этап. Сбор информации о существующих молодежных медиа (рисунок 1)

Предполагает сбор информации о существующих медиасообществах в регионе. Для работы привлекаются информационные ресурсы органа местного самоуправления. Производится рассылка информационных писем в образовательные учреждения города. Размещается информация на информационных ресурсах. Для работы предлагается сделать электронную форму, по которой любой желающий может сообщить о желании принять участие в менторской программе. При работе с персональными данными необходимо руководствоваться Федеральный законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. [6]

Основная информация, которая необходима для дальнейшего анализа поступающих данных:

1. Информация о руководителе молодежной медиагруппы:

1.1. Фамилия, имя и отчество;

1.2. Возраст, либо дата рождения;

1.3. Статус - обучающийся / работающий;

1.4. В каком учреждении проходит обучение / работает.

2. Уровень развития молодежного медиа:

2.1. Количество участников молодежного СМИ;

2.2. Осуществляется ли деятельность медиа на данный момент?

Если да:

2.2.1. Каналы распространения информации;

2.2.2. Ссылки на указанные каналы распространения информации;

2.2.3. Материальная составляющая, какое оборудование используется;

2.2.4. Тематика выпускаемой информации в свет.

2.3. Поддерживается ли молодежное медиа какой-то организацией (материальная и информационная поддержка);

3. Контактная информация лица, подающего заявку.

Срок сбора заявок рекомендуется устанавливать не менее 1 месяца, с активным информационным сопровождением открытия сбора заявок.

Сбор информации о существующих медиасообщесгеак муниципального образования

Информирование участникае о реализации программы поддержки молодежных медиа-сообществ

Приглашение на участие б программе сопровождения молодежных СМИ

Рассылка информацион-ых писем в образовательные у^еодения пор ада

Ра: м ещен ие ш форм ации в СМИ и на Интернет-ресурсах

Поиск существющи< молодежных медиа- сооб ществ

Сбор контактом информации н её сведение в единый перечень существующих молодежных СМИ

Chtiop молодежных медиа сообществ соответствию оцтеделеншх критериев (например, социальная направленность СМ1, возможность формирования позитгеного имиджа муниципального образования и прочей

Рисунок 1. Этап №1. Сбор информации о существующих молодежных СМИ

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 80 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.13.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

По результатам необходимо аккумулировать всю информацию в общей базе. Произвести отбор участников по установленным критериям, обычно обязательно включается отсутствие у участников:

• негативного медийного опыта;

• публикации материалов, противоречащих законодательству Российской Федерации.

Второй этап. Обучение команды молодежного СМИ (рисунок 2)

Обучение может быть организовано различными способами: краткосрочными дополнительными общеобразовательными программами, мастер-классами. Главная задача -погрузить участников обучения в практическую деятельность профессионального средства массовой информации.

Для успешного функционирования молодежного медиа предлагается базовое обучение по следующим функциональным ролям:

• «Телеоператор»;

• «Режиссер монтажа»;

• «Тележурналист»;

• «SMM - социальный медиа-маркетинг»;

• «Медиаменеджмент».

При организации обучения рекомендуется использовать материалы М.В. Рудова «Разработка медийного сопровождения социальных проектов студентов НФИ КемГУ в условиях реализации ФГОС» в контексте использования образовательных мастер-классов по телевизионной журналистике. [5]

Третий этап. Поиск материальной поддержки медиасообщества (рисунок 3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для каждого медиасообщества, успешно завершившего обучение, производится менторская поддержка в поиске финансовой поддержки на создание необходимой материально-технической базы.

Обычно предлагается использовать помощь различных фондов. На сегодня молодежные СМИ могут выполнять не только информационную, но и социальную функцию. Это одно из преимуществ настоящей модели сотрудничества органов местного самоуправления с молодежными медиасообществами.

Например, на базе учреждения дополнительного образования, в рамках которого будет открыта медиашкола для детей с нарушением слуха. В данном случае образовательную деятельность будут осуществлять молодые педагоги и в городе создается инклюзивная площадка. Практические занятия по видеосъемке возможно осуществлять на городских массовых мероприятиях и тем самым информационное пространство региона пополняется позитивными новостями. Данное было успешно реализовано на территории г. Новокузнецка. [3] Проект был поддержан Фондом президентских грантов на развитие гражданского общества во втором конкурсе 2018 года. [4]

Рисунок 2. Этап №2. Обучение команды молодежного СМИ

Рисунок 3. Этап №3. Поиск материальной поддержки медиасообщества

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 83 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-2.1.13.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Четвертый этап. Помощь в реализации проекта и выстраивание долгосрочного сотрудничества.

Заключительный этап менторского сопровождения - методологическая и информационная помощь в реализации проекта, поддержанного каким-либо грантодателем (спонсором). На данном этапе важно выстроить взаимовыгодные и долгосрочные партнерские отношения между всеми участниками процесса, например, Администрация города - университет (где расположено молодежное СМИ) - коллектив медиацентра.

Производится как материальная, так и не материальная мотивация всех участников процесса.

При необходимости осуществляется методологическая помощь в регистрации молодежного средства массовой информации в федеральном органе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В данном случае руководствуются Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации». [1]

Заключение

Молодежные средства массовой информации активно развиваются. Практически в каждом учреждении высшего образования и каждой второй школе есть медиацентр. На сегодня это направление поддерживается на федеральном уровне Российским агентством по делам молодежи и Российским движением школьников. Результатом использования модели становится формирование единого, управляемого медиапространства на территории региона с дальнейшим привлечением молодежных СМИ для информационного сопровождения городских мероприятий.

Библиографический список

1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 12.13.2020).

2. Заярская Г. В. Молодежь России как главный ресурс инновационного развития страны на современном этапе // Евразийский союз ученых. 2015. № 1(8). Ч. 2. С. 31-33.

3. Кузбасс - равные возможности»: творческая медиаплощадка для особых детей [Электронный ресурс] // Лабиринт 42 - портал для людей с ограниченными возможностями здоровья: [сайт]. URL: https://labirint42.ru/novosti/v-regione/kuzbass-ravnye-vozmozhnosti-tvorcheskaya-mediaploshhadka-dlya-osobyx-detej.html (дата обращения: 13.12.2020).

4. Открытие Городского молодежного пресс-центра Новокузнецка [Электронный ресурс] // КузПресс - городской портал новостей: [сайт]. URL: https://kuzpress.ru/society/28-02-2018/58565.html (дата обращения: 13.12.2020).

5. Рудов М.В. // Медиасопровождение социальных проектов студентов в рамках информационно-образовательной среды НФИ КемГУ // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2018. № 5(57). С. 150-156.

6. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 13.12.2020).

7. Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования // Медиаобразование. 2017. № 6. С. 39-48.

8. YouTube - «телевидение» XXI века. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/youtube-televidenie-xxi-veka (дата обращения: 13.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.