Научная статья на тему 'Социальные сети как инструмент политического манипулирования (на примере организации массовых протестов в Гонконге 2014 г. )'

Социальные сети как инструмент политического манипулирования (на примере организации массовых протестов в Гонконге 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2553
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ГОНКОНГ / КИТАЙ / ВЫБОРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / TWITTER / GOOGLE / INSTAGRAM / FIRECHAT / OCCUPY CENTRAL / THE INTERNET / HONG KONG / CHINA / ELECTION / SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зверев Андрей Леонидович, Федоров Артем Павлович

Политическая активность общества проявляется в социальных сетях, которые позволяют пользователям с разными взглядами общаться друг с другом. Политики стали рассматривать социальные сети как арену информационной войны и орудие манипулирования общественным сознанием. Использование социальных сетей, к примеру, явилось причиной организации массовых протестов в Гонконге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL FOR MANIPULATING ON THE EXAMPLE OF ORGANIZING MASS PROTESTS IN HONG KONG IN 2014

Political activity of society appears in social networks, which allow users with common views to communicate each other. Politicians started to consider social networks as an arena of information warfare and a tool for manipulating social consciousness. Obvious examples of the use of social networking in this way are organizing mass protests in Hong Kong.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как инструмент политического манипулирования (на примере организации массовых протестов в Гонконге 2014 г. )»

УДК 004:316(510)

doi: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-149-154

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ ПРОТЕСТОВ В ГОНКОНГЕ 2014 г.)

© Зверев Андрей Леонидович

кандидат политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Россия, 119991, г. Москва, Ленинские Горы, 1 E-mail: zveandr@mail.ru © Федоров Артем Павлович

аспирант Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: z333e@ya.ru

Политическая активность общества проявляется в социальных сетях, которые позволяют пользователям с разными взглядами общаться друг с другом. Политики стали рассматривать социальные сети как арену информационной войны и орудие манипулирования общественным сознанием. Использование социальных сетей, к примеру, явилось причиной организации массовых протестов в Гонконге.

Ключевые слова: Интернет, Гонконг, Китай, выборы, социальная сеть, Twitter, Google, Instagram, FireChat, Occupy Central.

SOCIAL NETWORKS AS A TOOL FOR MANIPULATING ON THE EXAMPLE OF ORGANIZING MASS PROTESTS IN HONG KONG IN 2014

Andrey L. Zverev

PhD in Political Science, A/Professor of the department of sociology and psychology, Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991 Russia Artem P. Fyodorov

Research Assistant, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Political activity of society appears in social networks, which allow users with common views to communicate each other. Politicians started to consider social networks as an arena of information warfare and a tool for manipulating social consciousness. Obvious examples of the use of social networking in this way are organizing mass protests in Hong Kong.

Keywords: the Internet, Hong Kong, China, election, social network, Twitter, Google, Instagram, FireChat, Occupy Central.

В современном обществе роль социальных сетей возрастает, т. к. их основные характеристики (интерактивность и доступность) являются ведущими критериями для современного мира массовых коммуникаций социума. Для политических акторов социальные сети представляют интерес с точки зрения возможности осуществлять политическую и агитационно-пропагандистскую деятельность, содержащую механизмы обратной связи, демонстрирующие успешность функционирования сетевой политической коммуникации. Социальные сети привлекают внимание политиков и как инструмент политического манипулирования, и как арена информационного противоборства с другими акторами за расширение собственной электоральной базы в социуме. В настоящее время политическое манипулирование применяется не только для укрепления политической стабильности в обществе, не только как канал, способствующий снятию социальной напряженности путем формирования дискуссионной коммуникативной площадки для обсуждения текущей повестки дня информационной палитры современной политики, но и, напротив, для «расшатывания» политической ситуации в стране и снижения уровня легитимности действующей властной элиты. Современные ма-

нипуляционные технологии могут создавать в массовом сознании искусственный конструкт, способный стать симулякром, репрезентирующим формируемой средствами массовой коммуникации с помощью таких технологий виртуальную реальность окружающего мира [14], в которой знанию, полученному в результате социализации через исторический опыт, присваивается иной смысл, часто противоположный тому, что содержался в усвоенном ранее этом знании. Вот почему в последние годы во многих странах постсоветского пространства идет «борьба за историю» этих стран, в результате чего действующие политические элиты и их оппоненты пытаются вычленить смыслы дальнейшего развития этих стран.

Одним из основных механизмов политического манипулирования в социальных сетях является воздействие на пользователей через механизм большинства общественного мнения, когда сетевым участникам пытаются внушить, что продвигаемые среди них оценки происходящих политических событий поддерживаются большинством граждан. В общем виде процесс подобного воздействия может осуществляться через следующие этапы формирования общественного мнения в социальных сетях:

• подготовка информационной базы влияния;

• создание провокационной ситуации и контролируемого процесса ее обсуждения в социальной сети;

• попытка убеждения пользователей, что предъявляемые в ходе дискуссии мнения поддерживаются большинством представителей социальной сети;

• реализация управляемых воздействий.

На начальном этапе происходит подготовка информационной базы. В ходе ее реализации закладываются сомнения в сложившиеся устои, освещается негативный опыт государственного управления, подрывается авторитет СМИ, формируется основа для создания лозунгов, которые будут использоваться в активной фазе противоборства. Затем в ходе возникновения провокационной ситуации, поддерживаемой антиправительственными СМИ, в социальных сетях создается контролируемый процесс ее обсуждения. В активной фазе влияния осуществляется непосредственное воздействие на участников социальной сети с призывами к активным действиям и готовности поддержать их со стороны большинства данной социальной сети [13].

Ярким примером использования подобной технологии являются акции протеста в Гонконге, организованные в 2014 г. В сентябре 2014 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) принял решение произвести реформу избирательной системы в Гонконге в специальном административном районе Китайской Народной Республики (КНР), в котором действовало выборное законодательство со времен протектората над этой территорией Великобритании, предполагающей упразднение действующей системы выборщиков и перехода к всенародному голосованию с «муниципальным фильтром». Суть реформы сводилась к тому, что на выборах 2017 г. специальный комитет заблаговременно утвердит ряд кандидатов, за которых будет предложено проголосовать гонконгцам.

Различные группы активистов при поддержке некоммерческих организаций США заранее начали готовиться к объявлению новых правил голосования 2017 г. Они предложили правительству КНР несколько вариантов организации выборов, после чего был проведен независимый электронный референдум, в котором приняли участие около 22 % населения Гонконга. В ходе онлайн-голосования активисты собрали подписи более 800 тысяч человек за организацию прямых выборов без всяких предварительных условий. Руководство КНР объявило проведение такого референдума незаконным [10].

Не получив уступок со стороны китайского правительства, гонконгские студенты через социальные сети призывали бойкотировать школьные и университетские занятия, но затем количество протестующих начало увеличиваться, и, как итог, массовый протест вышел на улицы. Официальной датой начала протестной акции является 1 октября 2014 г., но уже 28 сентября 2014 г. центральный район Гонконга был стихийно занят студентами.

В ходе акций протеста для обмена информацией жители Гонконга активно использовали

социальные сети. Так, с 26 сентября по 31 декабря 2014 г. в Twitter зафиксировано свыше 100 млн сообщений, посвященных этим протестам. Посредством приложения Instagram1 распространялись фотографии с демонстраций, на которых часто были изображены люди, прикрывающееся от слезоточивого газа зонтиком, что стало символом массовых демонстраций, поэтому протесты начали называть «Революцией зонтиков»2 . Само движение получило название «Occupy Central». Еще одним символом протестов являлась желтая лента. Пользователи социальных сетей, поддерживающие «Occupy Central», размещали на своих страницах изображение желтой ленты на черном фоне.

Формирование этих образов и поток публикаций протестных сообщений в очередной раз подтвердили немаловажную роль социальных сетей в деле организации политических протестов даже в таком месте, как Гонконг, официально находившемся под протекторатом КНР — государства, имеющего в своем распоряжении самые совершенные структуры цензуры в Интернете [2].

Кроме того, еще в самом начале протестного движения, опасаясь ограничения доступа к Интернет-ресурсам, около 100 тысяч жителей Гонконга скачали приложение для обмена текстовыми сообщениями FireChat3 , позволяющее обмениваться информацией без доступа к сети Интернет посредством Wi-Fi или Bluetooth [4; 8].

Этот факт представляет интерес с позиции анализа антиправительственных выступлений в 2011 г. в странах Северной Африки и в 2013 г. в Турции, когда руководство стран ограничило доступ к социальным сетям своим гражданам. Можно сделать предположение, что активисты в Гонконге учитывали этот опыт или им «помогли» его учесть специалисты по «ненасильственным методам» организации «цветных революций» из США. По мнению высшего военно-политического руководства РФ, в частности президента страны Владимира Владимировича Путина4, антиправительственные выступления в Северной Африке и Турции организовывались при поддержке США. Согласно публикациям авторитетных китайских СМИ, акции протеста в Гонконге также проходили не без внимания к этим событиям со стороны США. 10 октября 2014 г. издание «Жэньминь жибао»5 опубликовало статью об американском вмешательстве во внутренние дела Гонконга, в которой отмечается участие некоммерческой организации «Национальный фонд демократии»6 в поддержке сепаратистов в Гонконге, Синьцзян-Уйгурском автономном округе и Тибете. В ней также приводятся факты активного сотрудничества представителей американских структур в поддержку акций в Гонконге. В частности, сотрудником «Атлантического совета» и «Американского института мира» Марией Штефан была опубликована статья «Как протестующие в Гонконге могут победить», в которой даются практические рекомендации движению «Occupy Central». В своей работе М. Штефан обобщила исследовательские данные о «ненасильственных движениях», а также примеры опыта гражданских сопротивлений в нескольких десятках стран [5; 6; 7].

В то же время китайское руководство включилось в информационное противостояние с манифестантами. В ходе акции большинство китайских СМИ получило указания минимизировать освящение этих событий, и если официальные новостные порталы рассказывали о митингах, то называли их незаконными и вышедшими из-под контроля. Кроме того, властями КНР использовался метод ограничения доступа к социальным сетям. Так, впервые власти

'Instagram — бесплатное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями, позволяющее распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.

2Umbrella Revolution.

3FireChat — клиент мгновенного обмена сообщениями для операционных систем Android и iOS2, работающий без доступа к сети Интернет. Устройства с установленным FireChat могут обнаруживать друг друга в радиусе до 70 м. Приложение было создано в марте 2014 г.

4Во время обращения в марте 2014 г. к Федеральному собранию России президент В. В. Путин заявил, что за «цветными революциями», в т. ч. и осуществленными в Северной Африке, стояли США.

5Жэньминь жибао — ежедневная газета, официальное печатное издание Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. Является одной из самых влиятельных газет в КНР.

6The National Endowment for Democracy (NED) — организация, основанная в 1983 г. Конгрессом США для продвижения демократии в разных странах мира. Финансируется Конгрессом США в рамках бюджета Агентства США по международному развитию (USAID). Является двухпартийной, частной некоммерческой организацией.

Китая заблокировали доступ к Instagram в континентальной части страны, причиной блокировки стало размещение пользователями фотографий с акций протестов. Фраза «Occupy Central» была внесена в «черный список» социальной сети Weibo, которая является китайским аналогом Twitter. В ходе своей контрпропаганды китайские СМИ уделяли внимание тому, что протестующие использовали зонт в качестве символа протеста, намекая на несамостоятельный характер проводимых акций со стороны манифестантов, т. к. зонтики являются символом организаций, которые работают, как правило, под прикрытием иностранных спецслужб [15].

Кроме того, китайские военные запустили в Гонконге станцию радиоэлектронной разведки1. По данным базирующегося в Гонконге канадского аналитического агентства военных новостей «Kanwa»2, станция способна перехватывать сигналы мобильных телефонов, факсимильной связи, Wi-Fi и других беспроводных сетей. Агентство отмечает, что подобная система позволит КНР следить за деятельностью гонконгских активистов и работой зарубежных консульств Гонконга [3; 11].

В дополнение к этому, 1 ноября 2014 г. участники XI-й сессии ПК ВСНП приняли закон «О контрразведке», который заменил ранее действовавший законодательный акт «О государственной безопасности». Согласно новому закону, в случае угрозы безопасности государства контрразведка КНР имеет право налагать арест или конфисковать денежные средства или предметы, используемые в целях шпионажа, в т. ч. телефоны и другие электронные устройства. По мнению экспертов, принятие этого закона может расширить возможности китайских специальных служб по борьбе с антиправительственными выступлениями [12].

Принятые меры позволили руководству Китая не допустить распространения протеста в другие проблемные регионы и ограничить информационный поток в материковую часть страны. По мнению экспертов аналитического агентства «Stratfor»3, от руководства КНР следует ожидать дальнейшего ужесточения цензуры, а от демонстрантов — ухода в социальные сети и усиления борьбы [9].

Вывод

Во-первых, до Интернета телевидение являлось наиболее эффективным средством политического манипулирования. Однако с появлением глобальной сети, часть аудитории телевидения в первую очередь молодежь всю свою коммуникацию с внешним миром выстраивает через Интернет. Расширение коммуникации через социальные сети позволило выработать эффективные методы сетевого взаимодействия с разными группами населения из других стран, способствующие тому, чтобы осуществлять идеологическое воздействия на пользователей, используя их этническую, религиозную и гражданскую идентичность в социальной сети. Ввиду этого, интернет-коммуникации стали площадкой для ведения «информационной войны» и попытками разных акторов установить доминирующий контроль за распространением информации в социальной сети.

Во-вторых, протестные акции в Гонконге продемонстрировали, что контролировать со стороны текущие манипуляционные процессы в социальных сетях достаточно проблематично и в настоящее время государственным органам трудно противодействовать запуску таких процессов. Руководство КНР не смогло предотвратить акции протеста, однако впоследствии, избрав верную стратегию контрпропаганды и используя ошибки западных политтехнологов4, сумело предотвратить эскалацию напряженности в регионе.

В-третьих, ввиду нестабильной политической ситуации в мире эта проблема становится особенно актуальной для России. В настоящее время проблема противодействия процесса манипулирования общественному мнению пользователей социальных сетей на общенацио-

'Военный объект находится на самой высокой (957 м) в этой местности горе Таймошань.

2«Kanwa» также утверждает, что аналогичные станции были созданы в ряде других регионов Китая, в т. ч. в Синьцзян-Уйгурском и Тибетском автономных районах, на побережье Тайваньского пролива и на территории провинций Цзилинь и Хайнань.

3Strategic Forecasting Inc. — американская частная разведывательно-аналитическая компания, часто называемая теневым ЦРУ. Основана в 1996 г. американским политологом Джорджем Фридманом, который возглавляет компанию до сих пор.

4 Выбор зонтиков в качестве символа протеста.

нальном уровне практически не разработана. С учетом китайского опыта противодействия внешнего манипуляционного влияния из вне в социальных сетях в РФ необходимо вырабатывать концептуальную стратегию по противодействию этим технологиям и рассмотреть возможность их использования для решения задач обеспечения, в т. ч. информационной безопасности государства.

Литература

1. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. — М.: Физматлит, 2010. — С. 2.

2. Shujie Leng, David Wertime Foreign Policy. Hong Kong's Protest, in Memes [Электронный ресурс]. — URL: http://foreignpolicy.com/2014/09/29/hong-kongs-protest-in-memes/

3. Stanley Cheung, Bear Lee. PLA has set up Chinese version of PRISM monitoring in H.K.: Kanwa [Электронный ресурс]. —URL: www.focustaiwan.tw/news/aipl/201411170024.aspx

4. Юзбекова И., Дорохов Р. Гонконг протестует через FireChat [Электронный ресурс]. — URL: http://rbcdaily.ru/society/562949992508296

5. Hua Yiwen. Why is the US so keen on 'Color Revolutions'? [Электронный ресурс]. — URL: http:// en.people.cn/n/2014/1011/c98649-8793283.html

6. Гилёв А. О. Многомерная война и новая оборонная стратегия. Россия в глобальной политике. — 2014. — Т. 12, № 5. — 47 с.

7. Бартош А. А Модель адаптивного применения силы в цветных революциях. РИСИ, Проблемы национальной стратегии. — 2014. — № 6(27). — 113 с.

8. Юзбекова И., Дорохов Р. Мессенджер выпускника мехмата МГУ стал инструментом протеста в Гонконге [Электронный ресурс]. — URL: http://top.rbc.ru/technology_and_media/30/09/20 14/542a70d8cbb20f3bd7068c7a

9. 9. STRATFOR. Analytic Guidance: Monitoring Hong Kong's AntI-Mainland Sentiments [Электронный ресурс]. — URL: https://www.stratfor.com/analysis/ analytic-guidance-monitoring-hong-kongs-antI-mainland-sentiments

10. Революция зонтиков Электронный ресурс] // Полит.ру. — URL: www.polit.ru/ article/2014/10/01/honkong_protests/

11. SPECIAL TOPICS: PLA Establishes Large Telecommunication Surveillance Station in Hong Kong [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kanwa.com/en/edr.php?month=2014-11

12. China Daily: Китай принял закон о контрразведке [Электронный ресурс] // РИА «Новости». — URL: http://ria.ru/defense_safety/20141101/1031346749.html

13. Литвинов Д., Крикунов А. Формирование общественного мнения через социальные сети, как способ влияния на политические решения [Электронный ресурс]. — URL: http://www.catu.su/ analytics/358-formirovanie-obwestvennogo-mnenija-cherez-socialnye-setI-kak-sposob-vlijanija-na-politicheskie-reshenija

14. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. — Тула, 2013.

15. Зонтик как оружие, или новое поколение «цветных» революций [Электронный ресурс]. — URL:http:// www.rosinform.ru/2014/11/10/zontik-kak-oruzhie-ilI-novoe-pokolenie-tsvetnykh-revolyutsiy/.

References

1. Gubanov, D. A., Novikov, D. A., Chkhartishvili, A. G. Sotsial'nye seti: modeli informatsionnogo vliyaniya, upravleniya i protivoborstva [Social Networks: Models of information influence, control and confrontation]. Moscow: Fizmatlit. 2010. P. 2.

2. Shujie Leng, David Wertime Foreign Policy. Hong Kong's Protest, in Memes. Available at: http:// foreignpolicy.com/2014/09/29/hong-kongs-protest-in-memes.

3. Stanley Cheung, Bear Lee. PLA has set up Chinese version of PRISM monitoring in H.K.: Kanwa. AVAILABLE AT:www.focustaiwan.tw/news/aipl/201411170024.aspx.

4. Yuzbekova Irina, Dorokhov Roman. Gonkong protestuet cherez FireChat [Gonkong protestuet cherez FireChatJ. Available at: http://rbcdaily.ru/society/562949992508296.

5. Hua Yiwen. Why is the US so keen on 'Color Revolutions'? Available at: http://en.people. cn/n/2014/1011/c98649-8793283.html.

6. Gilev A.O. Mnogomernaya voyna i novaya oboronnaya strategiya. Rossiya v global'noy politike, tom 12 No. 5 sentyabr'-oktyabr' 2014. P. 47/

7. 7.Bartosh A.A Model' adaptivnogo primeneniya sily v tsvetnykh revolyutsiyakh [Model adaptive use of force in the color revolutions]. RISI, Problemy natsional'noy strategii. No. 6(27) 2014. P. 113.

8. Yuzbekova Irina, Dorokhov Roman. Messendzher vypusknika mekhmata MGU stal instrumentom protesta v Gonkonge [Messenger graduate Mekhmat become a tool of protest in Hong Kong]. Available at: http://top.rbc.ru/technology_and_media/30/09/2014/542a70d8cbb20f3bd7068c7a.

9. STRATFOR. Analytic Guidance: Monitoring Hong Kong's Anti-Mainland Sentiments. AVAILABLE AT: https: / / www.stratfor.com / analysis / analytic-guidance-monitoring-hong-kongs-anti-mainland-sentiments.

10. Polit.ru. Revolyutsiya zontikov [Revolution umbrellas]. Available at: www.polit.ru/article/2014/10/01 / honkong_protests/.

11. SPECIAL TOPICS: PLA Establishes Large Telecommunication Surveillance Station in Hong Kong. Available at: http://www.kanwa.com/en/edr.php?month=2014—11.

12. 12.IA «RIANOVOSTI». China Daily: Kitay prinyal zakon o kontrrazvedke. Available at: http://ria.ru/ defense_safety/20141101/1031346749.html.

13. Litvinov Dmitriy, Krikunov Aleksandr. Formirovanie obshchestvennogo mneniya cherez sotsial'nye seti, kak sposob vliyaniya na politicheskie resheniya [Formation of public opinion through social networks as a way to influence policy decisions]. Available at: http://www.catu.su/analytics/358-formirovanie-obwestvennogo-mnenija-cherez-socialnye-seti-kak-sposob-vlijanija-na-politicheskie-reshenija.

14. Bodriyyar Zh. Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and Simulation]. Tula. 2013.

15. Zontik kak oruzhie, ili novoe pokolenie «tsvetnykh» revolyutsiy [Umbrella as a weapon, or a new generation of "color revolutions"]. Available at: http://www.rosinform.ru/2014/11/10/ zontik-kak-oruzhie-ili-novoe-pokolenie-tsvetnykh-revolyutsiy/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.