Научная статья на тему 'Социальные процессы развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка: на примере применения средств арт-терапии'

Социальные процессы развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка: на примере применения средств арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / профессиональная креативность / арт-терапия / арт-педагогика / иноязычное обучение / creativity / professional creativity / art therapy / art pedagogy / foreign language education

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крутько Елена Александровна

В рамках данной статьи представлена разработка модели развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка за счет проектной деятельности в рамках арт-терапии и арт-педагогики. Обращается внимание на связь арт-терапии и арт-педагогики с развитием креативности педагогов, и общую значимость развития профессиональной креативности для реализации педагогами современных педагогических технологий, в частности в рамках иноязычного образования. Результаты диагностики профессиональной креативности свидетельствуют о том, разработанная модель имеет высокую эффективность, обеспечивая существенную динамику развития заявленных параметров и равномерность их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Крутько Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PROCESSES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CREATIVITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS: THE EXAMPLE OF THE USE OF ART THERAPY TOOLS

This article presents the development of a model for the development of professional creativity of foreign language teachers through project activities within the framework of art therapy and art pedagogy. Attention is drawn to the connection of art therapy and art pedagogy with the development of creativity of teachers, and the general importance of the development of professional creativity for the implementation of modern pedagogical technologies by teachers, in particular within the framework of foreign language education. The results of the diagnosis of professional creativity indicate that the developed model has high efficiency, providing significant dynamics of the development of the declared parameters and uniformity of their development.

Текст научной работы на тему «Социальные процессы развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка: на примере применения средств арт-терапии»

Социальные процессы развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка: на примере применения средств арт-терапии

Крутько Елена Александровна,

кандидат философских наук, доцент, старший преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: eakrutko@fa.ru

В рамках данной статьи представлена разработка модели развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка за счет проектной деятельности в рамках арт-терапии и арт-педагогики. Обращается внимание на связь арт-терапии и арт-педагогики с развитием креативности педагогов, и общую значимость развития профессиональной креативности для реализации педагогами современных педагогических технологий, в частности в рамках иноязычного образования. Результаты диагностики профессиональной креативности свидетельствуют о том, разработанная модель имеет высокую эффективность, обеспечивая существенную динамику развития заявленных параметров и равномерность их развития.

Ключевые слова: креативность, профессиональная креативность, арт-терапия, арт- педагогика, иноязычное обучение.

Развитие профессиональной креативности преподавателей иностранного языка является актуальным текущему моменту вопросом поскольку креативность на текущем этапе выступает как фундамент возможности реализации современных педагогических технологий, в частности проектного метода, геймификации и т.п. Тем самым развитие данного параметра совершенно необходимо для педагога иностранного языка, для которого применение таких технологий становится данностью [6,8]

Проблема формирования и совершенствования креативности преподавателей иностранного языка, а также влияние креативности на эффективность их профессиональной деятельности рассматривалась в различных аспектах, например, формирование творческой компетенции рассмотрено В.В. Мороз [4,5], коммуникативную креативность педагогов изучал А.В, Козикин, но при этом крайне слабо рассмотрена проблема профессиональной креативности, которая необходима при реализации педагогических технологий. На наш взгляд это возможно с помощью арт-технологий, включенных в профессиональную деятельность или ее имитацию, с чем согласны М. Куликова [3] и Д.Б. Богоявленская [1].

Использование арт-технологий для развития креативности диктует необходимость разработки модели развития креативности педагогов в рамках использования арт-технологий в профессиональной деятельности, конкретизации влияния креативности на педагогическую деятельность.

На базе высказанных тезисов мы предлагаем модель развития профессиональной креативности педагогов через за счет реализации тренинговых программ и арт-технологий в профессиональной деятельности

Весь комплекс экспериментальной деятельности решал задачи апробации модели педагогического сопровождения развитию возможностей развития профессиональной креативности педагогов, а также подтверждения эффективности выявленных педагогических условий её применения. При этом проведённый предварительно анализ результатов первого этапа эксперимента, учёт основных идей авторской педагогической модели обусловили включение в формирующий эксперимент не только практической, но и методико-консультативной компоненты. Это обусловлено:

- признанием (по итогам первоначального этапа эксперимента) необходимости расширения представлений преподавателей о роли и возможностях целенаправленного педагогического содействию развития возможностей развития профессиональной креативности педагогов в рамках профессиональной деятельности;

- значением мотивации самих педагогов к расширению арсенала методических средств и приёмов развития возможностей развития профессиональной креативности педагогов, так как уровень низкой мотивации педагогов к творческой деятельности, возможно, обусловлен отсутствием интереса к развитию внеклассной деятельности у самих педагогов.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

Развитие мотивации педагогов, целенаправленную работу по их методическому консультированию, помощь в создании собственных творческих кейсов для работы с педагогами мы определили, как содержание первого, методико-консультативного направления эксперимента.

С целью реализации данного направления были проведены с педагогами два практико-ориентированных методических семинара.

На первом были рассмотрены возможности использования во внеурочной профессиональной деятельности с учениками интерактивных технологий. Эти технологии в рамках активизации творческой дополнительного образования базируются на идеях педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова и др. Их применение способствует такой организации деятельности ребёнка, которая максимально задействует возможности коммуникативной и рефлексивной функций творческой работы по группам. Как справедливо подчёркивает Т.А. Печенёва, в отличие от традиционных технологий деятельности, технология интерактивного взаимодействия ориентирует ребят на совместные поведенческие процессы, общие переживания по достижимости и совместную ответственность за результат.

Этому способствовало применение после семинаров педагогами (в ходе практической части формирующего этапа эксперимента) ведение дневников успешности по творческим подгруппам. При этом роль педагогического сопровождения заключалась не только в организации профессиональной деятельности(компонент тью-торства в рамках субъект-субъектного взаимодействия), но в грамотной рефлексии по её окончании, так как подведение итогов, обсуждение по подгруппам успехов, достижений педагогов очень стимулирует их активность. Учёными-психологами, дидактами придаётся большое значение именно эмоциональному аспекту совместной деятельности, так как он обеспечивает её качество, а также своего рода «творческое озарение» ребёнка, долговременность его эффекта

Целью статьи является теоретическое и эмпирическое изучение эффективности модели развития профессиональной креативности преподавателя иностранного языка средствами арт-терапии. Для достижения поставленной цели был проведен комплексный эксперимент. Исследование эффективности модели развития профессиональной креативности преподавателя иностранного языка средствами арт-терапии осуществлялось на базе Финансового университета при Правительстве РФ. Были сформированы экспериментальная и контрольная группа. Каждая группа состояла из 35 человек.

В экспериментальном исследовании были использованы следующие диагностические методики:

- интеллектуальная креативность: модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса;

- индивидуальная креативность: диагностика личностной креативности Е.Е. Туник;

- эмоциональная креативность: адаптированный вариант опросника Дж. Эйврилл;

- социальная креативность: моделирование социальных ситуаций Д. Кейфера.

В рамках формирующего этапа эксперимента в рамках развития креативности педагогов средствами арт-терапии в профессиональной деятельности являлось стимулирование творческой проектной деятельности социально-ориентированной направленности. В данном направлении прикладным решением явилась разработка программы «Проектная деятельность как средство

формирования творчески-познавательной активности педагогов методами арт-педагогики»

В программу входит теоретический материал с рисунками, схемами и т.п.; списки литературы по теме; ссылки на презентации, видео; ссылки на тематические сайты, площадки, профессиональные блоги и т.п.

Проектная работа с педагогами в рамках процесса активизации их творческого потенциала средствами арт-педагогики в профессиональной деятельности характеризовалась следующими особенностями:

1. Была ориентирована на развитие не только креативности, креативного мышления, но и качеств гражданственности, ответственности, чувства сопричастности к реализуемым общественно-полезным делам в своей стране (районе, городе, регионе и т.п.). В данном направлении выбирались темы проектов экологической, социально-коммуникативной, социально-творческой и т.п. направленности.

2. Отдельные проекты по согласованию педагогов являлись интегративными, общая тема разрабатывалась педагогами, занимающимися в кружках, студиях, секциях и т.п. творческой (изобразительное искусство, музыка, народное творчество и т.п.), технической (робототехника, конструирование и т.п.), естественнонаучной (юные друзья природы и т.п.) направленности. Примером такого проекта можно назвать: «Дружба и сотрудничество», «Возрождение». По итогам месяца совместной работы, интегрированные проектные группы обучающихся составили свои мини проекты и провели вечер творческих достижений.

3. Отдельные проекты (по согласованию педагогов) ре-ализовывались на основе взаимосвязи урочной и дополнительного образования по двум-трём смежным дисциплинам (русский язык, история, изобразительное искусство). При этом преподаватели дисциплин (не задействованные в рамках профессиональной деятельности) выступали консультантами и модераторами проектов. Примером такого проекта, на наш взгляд, можно считать «Обучая учимся сами».

4. Проектная деятельность осуществлялась по творческим группам в 4-6 человек. При её организации использовались дифференцированно-групповой и личностно-ориентированный подходы. При этом всемерно был реализован принцип творческой самостоятельности педагога (для этого им первоначально был предложен специализированный опросник

5. В ходе творческой проектной деятельности педагог выступал, в первую очередь, тьютером, содействуя пониманию и анализу решаемой социально-ориентированной проблемы; выявлению необходимых для работы ресурсов, в том числе, и интернет-ресурсов; проведению элементарного творческого исследования и оформлению материалов (в виде презентаций, видеороликов)

Мы предполагаем, что интегральным условием развития креативности должна выступать включенность в деятельность, в случае педагогов профессионально-ориентированные ситуации. Определение и уточнение факторов, способствующих развитию креативности, являются одним из направлений проведенного нами экспериментального исследования.

Далее обратим внимание на эффективность модели формирования творческих способностей преподавателей иностранного языка, за счет реализации арт-техно-логий [2].

Диагностика осуществлялась по методикам, указанным ранее. Сравнительные результаты диагностики креативности представлены на Рис. 1.

Социальная креатив.

Индивидуальная креатив!

Ителлектуальная креатив!

Эмоциональная креативность контроль

Социальная креативность контроль

Индивидуальная креативно

Интеллектуальная креативн

34.8

33.9

3,7 36

Рис. 1. Результаты экспериментального исследования профессиональной креативности педагогов

Полученные данные позволяют сделать однозначный вывод о том, что показатели экспериментальной группы, после реализации программы существенно выше показателей контрольной группы, экспериментальная группа демонстрирует позитивную динамику изменений более чем на 50%. Особенно следует подчеркнуть различия в уровне развития эмоциональной и социальной креативности, показатели которой почти не изменились в контрольной группе, на фоне значимых изменений в экспериментальной, это на наш взгляд связано с эффективностью арт-технологий и проектной деятельности в русле развития именно эмоциональной и социальной сфер личности[6,7].

Полученные результаты говорят о высокой эффективности представленной модели. Данные показывают, что уровень динамики развития компонентов профессиональной креативности в экспериментальной группе испытуемых в среднем составляет 42%. При том, что в контрольной группе уровень динамики развития в целом незначителен и неравномерен. Стоит обратить внимание на то, что в контрольной группе существенна лишь динамика развития интеллектуальной креативности, при этом в экспериментальной группе заметен равномерный рост всех параметров.

В ходе проведенного исследования была разработана модель развития профессиональной креативности преподавателя иностранного языка средствами арт-терапии.

Результаты диагностики профессиональной креативности свидетельствуют о том, разработанная модель имеет высокую эффективность, обеспечивая существенную динамику развития заявленных параметров и равномерность их развития.

Литература

1. Богоявленская Д.Б. К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одарённости), Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 2. С. 277-297

2. Казикин А.В. Воспитание коммуникативной креативности у будущих педагогов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Казикин Андрей Владимирович; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. гуманитар.-пед. ун-т]. - Магнитогорск, 2017. - 220 с

3. Куликова К.М. Самостоятельная работа студентов экономических специальностей в неязыковом вузе как метод повышения уровня профессиональных компетенций, Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1(92). С. 226-229.

4. Мороз, В.В. Развитие креативности студентов: монография / В.В. Мороз; Оренбургский гос. ун-т. -Оренбург: ОГУ, 2011. - 183 с.

5. Мороз В.В. Креативный подход к преподаванию профессионально-ориентированного иностранного языка // Вестник ОГУ. 2017. № 2 (202). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-podhod-k-prepodavaniyu-professionalno-orientirovannogo-inostrannogo-yazyka (дата обращения:10.07.2023).

6. Boden, Margaret A. The creative mind: myths and mechanisms / Margaret A. Boden. -2nd ed. - NY: Sage,

2016. - 344 p.

7. Creativity Theories and Themes: Research, Development, and Practice Mark / A. Runco. - San Diego: Elsevier Inc., 2015. - 492 p.

8. Egah, Mary G. Creativity and Invention in Teaching and Learning of English Language in the Department of English Language College of Education, Akwanga / Mary G. Egah // Journal of Teacher Perspective. - Volume 10. - No. 1. - December, 2015. - ISSN 2006-0173

9. Ivcevic, Z. Emotional intelligence and emotional creativity / Z. Ivcevic, M.A. Bracckett, J.D. Mayer [Electronic re-sourse]. - 2015. - Mode of access: http://oxbow.sr.unh. edu/zivcevic

SOCIAL PROCESSES IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CREATIVITY OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS: THE EXAMPLE OF THE USE OF ART THERAPY TOOLS

Krutko E.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

This article presents the development of a model for the development of professional creativity of foreign language teachers through project activities within the framework of art therapy and art pedagogy. Attention is drawn to the connection of art therapy and art pedagogy with the development of creativity of teachers, and the general importance of the development of professional creativity for the implementation of modern pedagogical technologies by teachers, in particular within the framework of foreign language education. The results of the diagnosis of professional creativity indicate that the developed model has high efficiency, providing significant dynamics of the development of the declared parameters and uniformity of their development.

Keywords: creativity, professional creativity, art therapy, art pedagogy, foreign language education.

References

1. Bogoyavlenskaya D.B. On the problem of correlation of general, special and creative abilities (on the example of mathematical giftedness), Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2017. Vol.14. No.2. pp.277-297

2. Kazikin A.V. Education of communicative creativity among future teachers: dissertation. Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Kazikin Andrey Vladimirovich; [Place of protection: South.-Ur. state humanities.-ped. un-t]. - Magnitogorsk,

2017. - 220 s

3. Kulikova K.M. Independent work of students of economic specialties in a non-linguistic university as a method of increasing the level of professional competencies, the world of science, culture, education. 2022. No.1(92). pp. 226-229.

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

IE СГ

¿0

4(1

60

8(1

100

руииа

группа

4. Moroz, V.V. Development of students' creativity: monograph / V.V. Moroz; Orenburg State University. Orenburg: OSU, 2011. -183 p.

5. Moroz V.V. Creative approach to teaching a professionally oriented foreign language // Bulletin of OSU. 2017. No.2 (202). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-podhod-k-prepodavaniyu-professionalno-orientirovannogo-inostrannogo-yazyka (date of application:10.07.2023).

6. Boden, Margaret A. The creative mind: myths and mechanisms / Margaret A. Boden. -2nd ed. - NY: Sage, 2016. - 344 p.

<n ■_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

CM

o

CM

7. Creativity Theories and Themes: Research, Development, and Practice Mark / A. Runco. - San Diego: Elsevier Inc., 2015. -492 p.

8. Egah, Mary G. Creativity and Invention in Teaching and Learning of English Language in the Department of English Language College of Education, Akwanga / Mary G. Egah // Journal of Teacher Perspective. - Volume 10. - No. 1. - December, 2015. - ISSN 2006-0173

9. Ivcevic, Z. Emotional intelligence and emotional creativity / Z. Ivcevic, M.A. Bracckett, J.D. Mayer [Electronic resourse]. -2015. - Mode of access: http://oxbow.sr.unh.edu/zivcevic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.