Научная статья на тему 'ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОСТИ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ФОТОТЕРАПИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимерьянова Лилия Николаевна

Было выявлено, что уровень развития креативности младших подростков средний. Дети могут воспроизводить образы, создавать идеи, находить способы воспроизведения. Но образы имеют несовершенный вид, идеи скудны, нет развернутого объяснения своих фантазий и представлений. Большой потенциал для развития креативности младших подростков содержат техники арт-терапии. В ходе дальнейшей работы была внедрена программа развития креативности с использованием технологии фототерапии. Повторное исследование показало, что учащихся со средним и высоким уровнем креативности стало больше изменились ее показатели: учащиеся стали проявлять стремление к познанию неизведанного и интересного, стали более открыты разнообразным путям решения проблем и задач, меньше стеснены рамками бытового и привычного, им было проще фантазировать и воображать, они лучше представляли себя в различных ситуациях, которые раньше вызывали у них затруднения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOTHERAPY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVITY IN EARLY ADOLESCENCE

In the course of the study, it was revealed that the level of creativity development of younger adolescents is average. Children are able to reproduce images, create new ideas, and look for ways to reproduce. But the images have an imperfect appearance, ideas are scarce, there is no detailed explanation of their fantasies and ideas. Art therapy techniques contain a great psychological and pedagogical potential for the development of creative thinking of younger adolescents. A phototherapy program was developed and implemented in order to develop creative thinking in adolescents. Repeated research has shown that students with an average and high level of creativity have become more and the indicators of creativity have changed: students have become more eager to learn the unknown and interesting, have become more open to various ways of solving problems and tasks, are less constrained by the framework of everyday and familiar, it was easier for them to fantasize and imagine, they better imagined themselves in various situations that previously caused them difficulties.

Текст научной работы на тему «ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Поиск путей развития совместной деятельности в детско-родительских отношениях позволит оптимизировать социализацию и предупредить нарушения развития младшего подростка.

Литература:

1. Журавлев, А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 5. - С. 72-80

2. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения как компонент социальной ситуации развития современных подростков / О.А. Карабанова // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / научные редакторы: Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина; ред. коллегия: Н.Н. Авдеева, И.А. Корепанова, Е.В. Филиппова. - М.: МГППУ, 2007. - 336 с. -С. 90-100

3. Карабанова, О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П. Я. Гальперину / О.А. Карабанова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4. - С. 73-82

4. Карабанова, О.А. Образ детско-родительских отношений у современных российских подростков // Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005). В 3-х частях. - 3 часть / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. -560 с.

5. Суворова, О.В. Эмоциональный аспект детско-родительских отношений в свете возрастных задач и проблем современных подростков / О.В. Суворова, И.В. Васина // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№76 (2). - С.283-286

6. Чернов, Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста // Психология и психотехника. - 2019. - № 3. - С. 92-107

7. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Э. Юстицкис. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). - 671 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат педагогических наук, доцент Тимерьянова Лилия Николаевна

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Было выявлено, что уровень развития креативности младших подростков средний. Дети могут воспроизводить образы, создавать идеи, находить способы воспроизведения. Но образы имеют несовершенный вид, идеи скудны, нет развернутого объяснения своих фантазий и представлений. Большой потенциал для развития креативности младших подростков содержат техники арт-терапии. В ходе дальнейшей работы была внедрена программа развития креативности с использованием технологии фототерапии. Повторное исследование показало, что учащихся со средним и высоким уровнем креативности стало больше изменились ее показатели: учащиеся стали проявлять стремление к познанию неизведанного и интересного, стали более открыты разнообразным путям решения проблем и задач, меньше стеснены рамками бытового и привычного, им было проще фантазировать и воображать, они лучше представляли себя в различных ситуациях, которые раньше вызывали у них затруднения.

Ключевые слова: креативность, показатели креативности, креативный потенциал, арт-терапия, фототерапия.

Annotation. In the course of the study, it was revealed that the level of creativity development of younger adolescents is average. Children are able to reproduce images, create new ideas, and look for ways to reproduce. But the images have an imperfect appearance, ideas are scarce, there is no detailed explanation of their fantasies and ideas. Art therapy techniques contain a great psychological and pedagogical potential for the development of creative thinking of younger adolescents. A phototherapy program was developed and implemented in order to develop creative thinking in adolescents. Repeated research has shown that students with an average and high level of creativity have become more and the indicators of creativity have changed: students have become more eager to learn the unknown and interesting, have become more open to various ways of solving problems and tasks, are less constrained by the framework of everyday and familiar, it was easier for them to fantasize and imagine, they better imagined themselves in various situations that previously caused them difficulties.

Key words: creativity, indicators of creativity, creative potential, art therapy, phototherapy.

Введение. Нескончаемые проблемные задачи, требующие нестандартных решений, постоянно встают перед современным человеком. В мире новейших технологий, меняющихся условий труда и быта, особое место уделяется человеку с хорошо развитыми креативными способностями, умеющему нестандартно и продуктивно решать поставленные жизнью новые задачи.

В связи с вышеизложенным перед современной системой образования встает вопрос о необходимости воспитать личность не только образованную, способную решать разноплановые задачи, но самодостаточную, лабильную, способную к самоактуализации, способную к нестандартным способам решения проблемных ситуаций.

Изложение основного материала статьи. Термин «креативность» не имеет четкого определения, ему присущи противоречивость, многоплановость.

«Креативность» в психологии рассматривается как «способность генерировать новые и оригинальные идеи», находя для их осуществления нетрадиционные способы решения [1].

П. Торренсом креативность была определена следующим образом: это процесс, в котором проявляется чувствительность к возникающим проблемам, возникшему дефициту знаний, к дисгармонии знаний и их несообразности. Проблема становится фиксированной, происходит поиск ее решений, выдвигаются гипотезы и формулируются решения данной проблемы [9].

Р. Стенберг и Т. Любарт отмечают, что основным понятием в теории креативности должно стать решение проблем [8].

Дж. Гилфорд, отождествлял дивергентное мышление и креативность. В то же время, Д.Б. Богоявленская считает, что дивергентное мышление - это способность мыслить шире, видя другие атрибуты объекта [5].

М.А. Холодной креативность отождествлялась с дивергентым мышлением. Автор считала, что главная характеристика данного явления - это способность человека создавать множество различных идей, которые будут правильными, по отношению к одному и тому же объекту [10].

Е.В. Бочкиной в след за М.А. Холодной было предложено, отождествлять креативность со способностью видеть ситуацию из вне. Ребенок должен «встать над пространством и временем в заданной ситуации и создать как можно больше

вариантов решения предложенной задачи» [3].

Иначе говоря, подчеркивает Е.В. Бочкина «ребенок предвосхищает решение задачи и создает образы будущих действий» [3].

Как мы видим, существует множество различных подходов к проблеме креативности. Каждый из приведенных выше подходов основывается на собственной концептуальной базе и выявляет основные движущие силы данной психической функции. Итак, исследователи констатируют, что «креативность» - трудно изучаемая категория, которая представляет собой интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные аспекты.

Дети, обладающие креативным потенциалом, способны легко адаптироваться к быстро меняющимся реалиям социума.

Младший подростковый возраст является сензитивным для развития когнитивных компонентов креативности, так как именно в этот период происходит существенное развитие в интеллектуальном и личностном плане.

Возрастными предпосылками развития когнитивных компонентов креативности в подростковом возрасте являются: диапазон познавательной мотивации, расположенность к различным видам деятельности, стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, независимости, потребность в признании значимости своего «Я», уникальности собственной личности, становлению «образа-Я» и др. [2].

Ильин В.П. указывает на то, что в подростковом возрасте возникает «специализированная» креативность, т.е. способность к творчеству в определенной сфере деятельности как дополнение и альтернатива «первичной», недифференцированной креативности [7].

Следовательно, говоря об особенностях креативности младшего подростка, должное внимание уделяется интересам и потребностям данного возраста. Основными креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность к различным видам деятельности [12].

Таким образом, младший подростковый возраст имеет свои специфические предпосылки для развития креативности: разнообразные уровни сформированности учебной деятельности; осознанное стремление к раскрытию своих творческих способностей, которые основываются на настоящих глубоких знаниях, как показателе повышения общественной значимости.

По данным эмпирического исследования Н.Б. Шумаковой количественный скачок в показателях вербальной креативности приходится на самый первый этап подросткового возраста (на 11-м или 12-м году жизни). Рост показателя «вербальная разработанность» свидетельствует о возрастающей способности подростков к развитию своих идей. В рисунках подростков все чаще обнаруживаются попытки визуализировать какие-то абстрактные понятия и эмоции, например, «вселенная», «идея у человека». Это связано со становлением абстрактного мышления и возрастающем интересе к внутреннему миру человека, характерном для подросткового возраста [11].

Большой психолого-педагогический потенциал для развития креативного мышления младших подростков содержат техники арт-терапии.

В работе К.А. Володиной доказано, что применение изотерапии как вариации арт-терапии способствует развитию креативности, которая противопоставляется имитации. Так, в отличие от изображения путем имитации, при использовании изотерапии отпадает необходимость следовать определенному направлению: можно произвольно создавать желаемый образ, а не копировать предложенное изображение, можно использовать разнообразные приемы работы даже при отсутствии высокой степени технического мастерства исполнения замысла [4].

В данной работе мы рассмотрим возможности фототерапии для развития креативности.

В ходе опытно-экспериментальной части исследования влияния фототерапии на развитие креативности мы предположили, что, во-первых, фототерапия окажет влияние на структурные компоненты креативности; во-вторых, развивающая работа, с применением технологии фототерапии будет способствовать динамике уровня развития креативности.

Было организовано исследование, в котором принимали участие 62 обучающихся 5 класса. Было сформировано две группы - экспериментальная и контрольная.

В качестве диагностического аппарата были подобраны верифицированные и валидизированные методики, соответствующие цели и задачам исследования: тест креативности Е.П. Торренса (модификация Е.Е. Туник), методика диагностики личностной креативности автора Е.Е. Туник, методика оценки сочинённой ребёнком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая).

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики - описательная статистика, статистический и корреляционный анализы.

Диагностики на начальном этапе позволила сделать следующие выводы. У респондентов преобладает средний уровень развития креативности. По критерию «беглость» у большинства испытуемых экспериментальной группы определен уровень ниже среднего - 45,4% и у контрольной группы - 50%, что обусловлено склонностью к качественной, системной, проработанной, безупречной аналитико-синтетической деятельности и быстрому выдвижению идей.

По критерию «оригинальность» превалирует средний уровень 45,4% в экспериментальной группе и 50% в контрольной группе, что говорит о способности подростков к формированию нетривиальных, нестандартных идей, которые требуют творческой силы.

По критерию «разработанность» большинство имеют уровень ниже среднего - 59,1% в экспериментальной группе и 28,6% в контрольной группе, т.е. у них наблюдается способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы.

По критерию «абстрактность» был выражен уровень ниже среднего- 36,4% в экспериментальной группе, т.е. представляют уровень ниже среднего, т.е. они предлагают ответы, лежащие на поверхности, это конкретные признаки, свойства и характеристики объектов и 39,3% в контрольной группе, т.е. учащиеся с легкостью обозначают сущность образа и номинализируют его.

По критерию «сопротивление замыканию» обнаруживается именно уровень ниже среднего у 72,7% в экспериментальной группе и 71,4% в контрольной группе, т.е. они не готовы длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытыми новой информации для принятия оригинальных решений.

Таким образом, креативные способности развиты неодинаково. Это означает, что дети способны воспроизводить образы, создавать новые идеи, искать способы воспроизведения. Но образы имеют несовершенный вид, идеи скудны, нет развернутого объяснения своих фантазий и представлений.

По результатам диагностического исследования была разработана развивающая программа на основе фототерапии. Реализация данного направления в работе с подростками, даёт возможность, с помощью фотоснимков обучающимся выйти на осознавание своей жизненной цели, усилить мотивацию, веру в свои силы, возможности, и вдохновить на достижение поставленной цели.

Программа ориентирована на детей подросткового возраста. Содержание включает в себя 12 разделов, в каждом из

которых присутствуют как теория, так и практические занятия. Основываясь на практико-ориентированном подходе, практическим занятиям отведено 70 % от всех занятий.

Для проверки гипотезы о том, что использование развивающей программы с применением фототерапевтических технологий будет способствовать развитию креативности, мы осуществили сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования с применением критерия и-Вилкоксона-Манна-Уитни.

Результаты сравнительного анализа исследуемых показателей до и после реализации программа (по группам) с

применением критерия ^Вилкоксона-Манна-Уитни

Показатели Уровень, %

Низкий Ниже среднего Средний Выше с реднего

ЭК КГ ЭК КГ ЭК КЭГ ЭК КГ

Беглость 0,8 1,1 10,5 11,7 33,0 28,8 55,7 58,4

Оригинальность 3,2 3,9 9,8 10,1 36,6 35,8 50,4 50,2

Разработанность 3,6 4,0 10,3 11,9 31,4 25,5 54,7 58,6

Абстрактность 4,2 4,5 11,1 4,5 9,7 7,7 49,2 3,3

Сопротивление замыканию 0 0 12,7 13,9 26,6 23,7 60,7 62,4

После реализации программы по фототерапии произошли изменения по критерию «беглость», «оригинальность», что говорит о развитии способности подростков к формированию нетривиальных, нестандартных идей, которые требуют творческой силы.

Также наблюдаются изменения по критерию «разработанность» в экспериментальной группе, что свидетельствует о развитии способности развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы.

По критерию «абстрактность» также произошли изменения в экспериментальной группе, что говорит о том, что учащиеся стали с большей легкостью обозначать сущность образа и его номинализацию.

Критерий «сопротивление замыканию» повысился у экспериментальной группы, т.е. они готовы длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытыми новой информации для принятия оригинальных решений.

По методике диагностики личностной креативности автора Е.Е. Туник, изменения в показателях в экспериментальной группе выражались в том, что учащиеся в своих ответах стали больше проявлять стремление познанию неизведанного и интересного, стали более открыты разнообразным путям решения проблем и задач, меньше стеснены рамками бытового и привычного, им было проще фантазировать и воображать, они лучше представляли себя в различных ситуациях, которые раньше вызывали у них затруднения. Младшие подростки стали проявлять больше упорства в достижении лучших результатов, стали проявлять интерес к исследовательской деятельности, поиску необычного, интересного, меньше боялись рисковать и т.д.

Результаты диагностики уровня сформированности воображения и креативности у младших подростков по методике О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкой показали динамику развития воображения и оригинальности в обеих группах, однако в экспериментальной группе ответы большинства детей стали оцениваться выше.

Таким образом, низкий уровень развития творческих способностей в обеих группах 0%, средний уровень в экспериментальной группе - 45,5%, в контрольной группе - 43,60%, высокий уровень в экспериментальной группе - 54,5%, в контрольной группе - 56,4%. В итоге в экспериментальной группе развития креативности у младших подростков находится на высоком уровне, а в контрольном на среднем.

и-критерий Манна-Уитни по уровню сформированности воображения и креативности у младших подростков по методике О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкой равен 105,4. Критическое значение и-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 127. 105,4 < 127, следовательно различия уровня признака в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,05).

Выводы. Таким образом, результаты повторного диагностирования показали, что испытуемых со средним и высоким уровнями стало больше, а с низким уровнем уменьшилось. Можно заключить, что уровень развития креативности и его показателей у младших подростков изменился благодаря реализации программы по фототерапии, направленной на развитие умения нешаблонно мыслить, принимать нестандартные решения, создавать новый оригинальный продукт.

Литература:

1. Барышева, Т.А. Психология творчества: учебник для вузов / Т.А. Барышева. - М.: Юрайт, 2021. - 300 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. -3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2017. - 352 с.

3. Бочкина, Е.В. Способы исследования представлений о цикличности пространственно-временных процессов у детей дошкольного возраста на материале методики «Волшебные ленты» / Е.В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 1-1. - С. 287-295

4. Володина, К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога / К.А. Володина // Организационная психология - 2017. - Т. 7. - № 2. - С. 86-101

5. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта: учебное пособие // Психология мышления / под ред. A.M. Матюшкина. -М., 1965. - С. 433-456

6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - М.: Питер, 2019. - 368 с.

7. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2018. - 448 с.

8. Любарт Т. Творческий процесс / Т. Любарт, К. Муширу // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2016. - № 4. - С. 76-80

9. Николаева, Е.И., Беляева Е.М. Связь когнитивного контроля с параметрами креативности, оцененными с помощью теста У. Торренса и Дж. Гилфорда / Е.И. Николаева, Е.М. Беляева // Вестник психофизиологии. - 2021. - № 4. - С. 43-49

10. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - 2-е изд., перераб. и доп. -СПб.: Питер, 2019. - 272 с.

11. Шумакова, Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте / Н.Б. Шумакова // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Т. 9, № 4. - C. 108-117

12. Шупик, А.В. Особенности развития креативности у детей / А.В. Шупик // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 88-2. - С. 152-154

Психология

УДК 37.015.3

кандидат философских наук, доцент Царева Елена Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Микулец Юлия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Слюняева Алина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация. В статье продемонстрированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей стратегий поведения подростков в конфликтах. Кратко сформулирована проблема конфликта в психолого-педагогических источниках. Описаны стратегии поведения в конфликте. Выделены особенности подросткового возраста. Определены основные конфликтогенные факторы школьников подросткового возраста. Проанализирован выбор вариантов поведения в конфликтных ситуациях подростками. Выявлено, что значительная часть респондентов выбирают неэффективные варианты поведения в сложных противоречивых ситуациях. Аргументирована необходимость специально организованных занятий для развития эффективных стратегий поведения подростков в сложных ситуациях. Предложены варианты упражнений для развития эффективных бесконфликтных стратегий поведения. Сформулированы методические рекомендации педагогам по решению конфликтных ситуаций во взаимодействии подростков.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная ситуация, подростки, конфликтогенные факторы, стратегии поведения.

Annotation. The article demonstrates the results of an empirical study aimed at studying the features of adolescent behavior strategies in conflicts. The problem of conflict in psychological and pedagogical sources is briefly formulated. Strategies of behavior in conflict are described. The main conflictogenic factors of adolescent schoolchildren have been determined. The choice of options for behavior in conflict situations by adolescents is analyzed. It is revealed that a significant part of respondents choose ineffective options for behavior in complex contradictory situations. The necessity of specially organized classes for the development of effective strategies for the behavior of adolescents in difficult situations is argued. Options for exercises for the development of effective conflict-free behavior strategies are proposed. Methodological recommendations for teachers on solving conflict situations in the interaction of adolescents are formulated.

Key words: conflict, conflict situation, adolescents, conflictogenic factors, behavior strategies.

Введение. Современный социум характеризуется усилением конфликтности в поведении подростков, которая сопровождается напряженностью и агрессивностью. Происходит разрушение выработанных стереотипов поведения, трансформируются ценностные ориентации, что неизбежно провоцирует конфликт. Кроме того, установки общества, направленные на конфликтное взаимодействие, становятся более разнообразными и влияют в том числе на особенности поведения подростков. Именно вследствие перестройки всей сложившейся системы отношений с окружающими, недостаточно сформированной коммуникативной компетентности подростков, их неумения анализировать проблемы и выбирать оптимальные варианты решения, в подростковом возрасте часто возникают и обостряются конфликты.

Изложение основного материала статьи. Как показывает анализ специальной литературы, понятие «конфликт» не имеет единственного универсального определения.

В отечественной психологии принято рассматривать проблему конфликта исходя из нескольких подходов: деятельностного, организационного и личностного.

Одна из моделей анализа конфликта разработана Л.А. Петровской, структурными компонентами которой стали структура конфликта, его функции, типы и динамика. Данная схема была усовершенствована А.Я. Анцуповым и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.