Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ПАРАМЕТРЫ КРЕАТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / ПОДРОСТКИ / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щурова Юлия Евгеньевна, Забабурина Ольга Станиславовна

В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей вербальной и невербальной креативности у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, выделены и описаны психологические условия развития креативности у подростков из неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN ADOLESCENTS RAISED IN SINGLE-PARENT FAMILIES

The article presents the results of an experimental study of the features of verbal and non-verbal creativity in adolescents raised in full and incomplete families, identifies and describes the psychological conditions for the development of creativity in adolescents from incomplete families.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ»

6. Суворова О.В., Пец О.И. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 241-243.

7. Суворова О.В., Шалина А.А. Эмоционально-речевое воздействие родителей как фактор развития морально-нравственного выбора дошкольника // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 1. - С. 12.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Щурова Юлия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); кандидат психологических наук, доцент Забабурина Ольга Станиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей вербальной и невербальной креативности у подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях, выделены и описаны психологические условия развития креативности у подростков из неполных семей.

Ключевые слова: креативность, вербальная креативность, невербальная креативность, параметры креативности, творчество, психологические условия, развитие, подростки, неполные семьи.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the features of verbal and non-verbal creativity in adolescents raised in full and incomplete families, identifies and describes the psychological conditions for the development of creativity in adolescents from incomplete families.

Keywords: creativity, verbal creativity, non-verbal creativity, parameters of creativity, creativity, psychological conditions, development, adolescents, single-parent families.

Введение. Исследование креативности - сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития креативности, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного.

Проблеме креативности посвящены труды таких отечественных и зарубежных психологов как Я.А. Пономарев, Е.Е. Туник, Д.Б. Богоявленская, Р.М. Грановская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно и многих других исследователей, тем не менее, данная тема продолжает оставаться актуальной.

Креативность необходима во всех областях жизни. Если человек умеет мыслить нестандартно, это позволит ему самореализоваться. Развитая креативность не только заметно повышает интеллект и способствует концентрации внимания - этот аспект важен для успешного разрешения разного рода бытовых конфликтов. Важность психологического изучения креативности состоит еще и в том, что мыслительное освоение проблемной ситуации осуществляется не только сознательным уровнем психики, но психикой в целом, включая подсознательную и бессознательную ее подсистемы [3].

Развивать креативность у подростков необходимо для успешного выполнения ими различных видов учебной работы: понимания и осмысления нового материала, его запоминания и усвоения, установления связей между различными явлениями, решения теоретических и практических задач, выражения своих мыслей в речи. Ведь креативность - это «совокупность тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности» [4].

Развитие личности невозможно без развития креативности. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, опорой на исследовательскую деятельность учащихся, способных самостоятельно принимать нестандартные решения, обуславливает необходимость обратить особое внимание на формирование креативности [5].

Под креативностью в психологии понимается способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения [2]. Многие психологи такие как, Дж. Гилфорд, Е. Туник, Э. Торренс и другие связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. Развитие воображения тесно сопрягается с развитием мышления. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Креативность и творческое мышление сходны в том, что в процессе деятельности создается качественно новый материал, принципиально новые идеи решения возникших проблем. Понятия «творчество» и «креативность» рассматриваются как синонимы. Божович Л.И., Выготский Л.С. рассматривают креативность и творчество как отдельные феномены, делая попытку разделить «творчество» и «креативность». Ильин Е.П., Обухова Л.Ф. считают, что креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества, и рассматривается как потенциал человека [2].

В психологии в качестве критериев креативности подростков рассматривается комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности: беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность (готовность работать в фантастическом, "невозможном" контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей). Благодаря естественной подростковой гибкости, активному отказу от стереотипов, стремлению подростка к самосовершенствованию, становлению образа-Я, подростковый возраст можно считать одним из наиболее сенситивных для развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Первоначальной средой для развития креативности у детей является семейная, в которой закладывается начальный фундамент развития креативности. На судьбу подростков оказывает значительное влияние состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Наличие отца и матери является важнейшим условием развития креативного ребенка в семье.

Изложение основного материала статьи. Нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявления особенностей образной и вербальной креативности подростков из полных и неполных семьей, определения психологических условий ее развития [1].

При проведении исследования мы использовали тест креативности Е.П. Торренса [8].

Тест состоит из образной и вербальной частей. Невербальная батарея включает в себя три субтеста («Создание рисунка», «Незаконченные фигуры», «Повторяющиеся линии») направленных на измерение разных аспектов образной креативности. Во всех субтестах задания требуют ответов в форме некоторого рисунка, изображения.

Вербальная часть методики состоит из семи субтестов («Вопросы», «Причины», «Следствия», «Улучшение предмета», «Необычное использование», «Необычные вопросы», «Необычная ситуация»), направленных на измерение различных аспектов вербальной креативности. Во всех субтестах требуется продуцировать некоторые идеи, выраженные в вербальной форме.

Для статистической обработки полученных данных - и-критерий Манна-Уитни.

Исследование проводилось с сентября 2019 по май 2021 года на базе МБОУ «Зап-Халеевичская СОШ». Выборку исследования составили 60 обучающихся в возрасте 12 до 17 лет, из которых 30 подростков воспитываются в полных семьях, 30 подростков - в неполных семьях.

Проведенное нами исследование показало, что для подростков из полных семей характерен средний уровень по таким показателям вербальной креативности, как разработанность, сопротивление замыканию, вербальная беглость, гибкость и вербальная оригинальность. Подростки данной группы способны к решению нестандартных вербальных заданий, отказу от шаблонов и стереотипов при создании чего-то нового. У подростков, воспитывающихся в полных семьях выявлен высокий уровень по показателям образная беглость и образная оригинальность, и низкий уровень по показателю абстрактность названия.

У подростков из неполных семей результаты по таким показателям вербальной креативности, как разработанность, сопротивление замыканию, вербальная беглость, гибкость, вербальная оригинальность не выходят за пределы средних значений. Уровень по показателю абстрактность названия довольно низкий. Исходя из этого, можно сказать, что образная креативность у подростков из неполных семей сформирована на среднем уровне: в целом они могут при определенных условиях проявлять нестандартность мышления. В ситуации решения невербальной задачи, они практически всегда справляются с задачей, предлагая нестандартные и оригинальные решения, однако индекс оригинальности оказывается невысоким. Это говорит о том, что параметры креативность недостаточно развиты, и подростки не способны в полной мере отказаться от стереотипного подхода к решению задачи.

Зафиксированы статистически значимые различия между исследуемыми выборками по двум параметрам образной креативности - беглость и оригинальность, которые в меньшей степени развиты у подростков из неполных семей (р<0,05).

При предъявлении невербальных стимулов подростки из полных семей способны предлагать более нестандартные, самобытные и оригинальные решения, в большей степени чувствительны к анализу невербальной информации, их варианты решения невербальных задач более креативны, многоплановы и оригинальны чем подростков из неполных семей. Оригинальность решения невербальных задач предполагает умение анализировать информацию, видеть необычное в типичных и шаблонных условиях. Эта способность в большей степени развита у подростков из полных семей.

Таким образом, подростки из неполных семей имеют более низкие показатели невербальной креативности (образной беглости и образной оригинальности), по показателям вербальной креативности значимых различий не выявлено.

Несмотря на то, что различия по многим исследуемым нами параметрам не значимы статистически, на уровне средних значений результаты испытуемых из полных семей по параметрам вербальная беглость, разработанность, абстрактность названия, гибкость и вербальная оригинальность выше, чем у ребят из неполных семей [1].

Результаты нашего исследования показывают, что существует необходимость создания в образовательной среде школы благоприятных психологических условий для развития креативности подростков.

Мы рассматриваем условия, как единство явлений внешней и внутренней среды вероятностно воздействующих на развитие определенного психического явления; при условии, что это влияние непосредственно связано с активностью личности, группы людей [6].

Дж. Смит выделяет следующие условия, способствующие развитию креативности:

1. Физические условия: источники, средства для творчества и возможности использовать их при первой необходимости.

2. Социально-эмоциональные: обеспечение чувства внешней безопасности для ребенка, уверенность, что его творчество не будет отрицательно оценено взрослым.

3. Психологические условия: чувство внутренней безопасности, свободы, непринужденности благодаря признанию взрослым его творческих начинаний.

4. Интеллектуальные: условия, которые создаются путем решения креативных задач [7].

Так же, важным фактором развития креативности подростков является деятельность педагога на занятиях. С одной стороны, она задается определенной программой, в пределах которой происходит образовательный процесс, с другой - устанавливается особенностями самих креативных детей. Основополагающим требованием к профессиональной деятельности педагога является высокий уровень общей психологической и педагогической подготовки, знание о возрастных закономерностях развития подростков, индивидуальных качествах, присущих креативным детям, особенностях концепции, в пределах которых проводится обучение, а также поэтапное знание самой развивающей программы, владение определенными методиками работы.

Выводы. На основе анализа литературы, а также результатов проведенного нами исследования можно выделить следующие психологические условия развития вербальной и невербальной креативности у подростков: социальное подкрепление творческого поведения, адекватная позитивная самооценка, внутренняя мотивация к творчеству, реализация принципов гуманистической психологии, отсутствие образца упорядоченного поведения; наличие позитивного образца творческого поведения; социальное поощрение креативных решений, создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей

деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях. Кроме того, условиями развития вербальной и невербальной креативности у подростков будут выступать следующие направления работы педагога-психолога:

1. Психологическое просвещение родителей, педагогов по проблеме развития креативности у подростков в форме лекций, семинаров, практикумов, круглых столов, конференций и т.п.

В данной работе могут активно использоваться памятки для родителей, папки-передвижки, педагогическая библиотека для родителей и педагогов, реализовываться дни открытых дверей, педагогические беседы, педагогический совет с участием родителей, открытая образовательная деятельность с детьми для родителей и педагогов, клубы для родителей, мастер-классы, выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.

2. Просветительские мероприятия с подростками в форме лекций, информационных стендов, практикумов и т.п.

В рамках психопросветительской работы с педагогами и подростками мы рекомендуем разрабатывать и использовать подробные адресные психологические рекомендации, следование которым будет способствовать развитию невербальной и вербальной креативности обучающихся.

3. Групповые формы работы с подростками в виде тренинговых занятий. Данная форма работы позволит не только содействовать развитию креативности, но и обеспечит личностный рост подростков в целом.

Нами разработана программа тренинга, направленная на развитие креативности подростков [1]. При разработке программы тренинга мы опирались на результаты проведенного экспериментального исследования, данные психологической литературы.

4. Индивидуальное психологическое консультирование, как оказание помощи обратившемуся к педагогу-психологу подростку в понимании природы его проблемы, в анализе и решении его затруднений, связанных с его особенностями, жизненными обстоятельствами, взаимоотношениями в семье, коллективе сверстников.

Результатом реализации данных психологических условий и показателем эффективности этой работы будет являться увеличение обращений за индивидуальной консультационной помощью по запросу, направленному на развитие вербальной и невербальной креативности.

Мы считаем, что реализация в образовательной среде школы выделенных нами психологических условий будет способствовать развитию креативности подростков, в том числе подростков из неполных семей, для которых характерны более низкие показатели невербальной креативности (образной беглости и образной оригинальности), чем для их сверстников, воспитывающихся в полных семьях.

Литература:

1. Березина, Ю.А. Психолого-педагогические условия развития креативности у подростков из неполных семей. Дипл. работа. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, 2021. - 106 с.

2. Величко, Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Ю.В. Величко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - №2(3). -С. 630-631.

3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления / Дж. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1999. - 437 с.

4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - 3 изд. - СПб., 2007. - 317 с.

5. Козленко, В.Н. Проблема креативности личности / В.Н. Козленко // Психология творчества. - М., 1990. - С. 131-148

6. Матюшкин, А.М., Аверина, И.С. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин, И.С. Аверина. - М.: Педагогика, 1991. - 156 с.

7. Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. - 1994. - № 5. - С. 86-95.

8. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. -СПб.: Питер, 2013. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.