Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
890
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ТЕСТЫ НА КРЕАТИВНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косцова М. В., Гришина А. В., Чунихина Л. В., Сикорская Ю. Ю.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей творческих способностей у подростков, гендерные особенности. Было выявлено, что творческие способности у подростков в возрасте 13-14 лет, на основании результатов тестирования креативности, показали, что креативность по методике Э. Торренса в среднем быстрее развивается у девочек по таким показателям как «оригинальность» и «абстрактность названия», что свидетельствует об уникальности, специфичности творческого мышления у девочек. По методикам креативности Е. Туник и С. Медника значимых различий выявить не удалось, что доказывает, что специфика развития творческих способностей в большей степени зависит от индивидуальных особенностей подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 159

Психолого - педагогические науки

Косцова М. В., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология» Гуманитарно-педагогического института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» Гришина А. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей психологии» Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет

им В.И. Вернадского» Чунихина Л. В., руководитель управления психологического сопровождения

ФГБОУ «МДЦ «АРТЕК» Сикорская Ю. Ю., студентка 4 курса по направлению «Психологии» Севастопольского экономико-гуманитарного института (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет

им В.И. Вернадского»

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У

ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей творческих способностей у подростков, гендерные особенности. Было выявлено, что творческие способности у подростков в возрасте 13-14 лет, на основании результатов тестирования креативности, показали, что креативность по методике Э. Торренса в среднем быстрее развивается у девочек по таким показателям как «оригинальность» и «абстрактность названия», что свидетельствует об уникальности, специфичности творческого мышления у девочек. По методикам креативности

Е. Туник и С. Медника значимых различий выявить не удалось, что доказывает, что специфика развития творческих способностей в большей степени зависит от индивидуальных особенностей подростка.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, вербальная и невербальная креативность, тесты на креативность, гендерные различия.

Annotation: the article presents the results of an empirical study of the peculiarities of creative abilities in adolescents, gender aspect. It was revealed that creative abilities in adolescents aged 13-14 years, based on the results of creativity testing, showed that creativity according to the method of E. Torrens on average develops faster in girls on such indicators as "originality" and "abstractness of the name", which indicates the uniqueness, specificity of creative thinking. According to the methods of creativity E. Tunik and S. Mednik significant differences could not be identified, which proves that the specifics of the development of creative abilities to a greater extent depends on the individual characteristics of the teenager.

Key words: creativity, creativity, verbal and nonverbal creativity, creativity tests, gender differences.

Постановка проблемы

Подростковый возраст является противоречивым в своих проявлениях. Противоречия подросткового возраста проявляются в нестабильности восприятия, познавательной и эмоциональной сферы и поведения. Но вместе с тем подросток является очень гибким, лишенным догм и устоявшихся стереотипов, что облегчает ему восприятие и усвоение нового. Гибкость мышления и отсутствие стереотипов является одним из факторов развития творческой направленности, которая особенно ярко формируется именно в этом возрасте.

Психологический механизм развития творческих способностей формируется в ведущих новообразованиях подросткового возраста, основными из которых являются изменения в самосознании, развитии рефлексии, в

стремлении к самоопределению и самоутверждению среди мира взрослых. Развитие самосознания способствует переходу ребенка на качественно новый уровень творчества, создавая необходимые условия для самораскрытия и самосовершенствования, для реализации творческого потенциала.

Следует отметить, что именно в подростковом возрасте можно выделить так называемые гендерные различия: личностные особенности проявляются в зависимости от гендерных особенностей, подростков - мальчиков и подростков - девочек.

Многомерное, развивающееся, по-разному толкуемое многочисленными исследователями понятие «гендер» стало в последней трети ХХ столетия центральной категорией междисциплинарной научной области знания под названием «гендерные исследования». Различие между двумя терминами «sex» (биологический пол) и «gender» (социокультурный пол) ввели психолог Роберт Столлер, и эндокринолог Джон Мони [1; 2]. Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий: гендерных различий; гендерной социализации; психологии женщин; психологии мужчин; психологии гендерных отношений; гендерной психологии лидерства.

Для нашего исследования наиболее актуально рассмотреть психологические теории гендерных отношений и гендерной социализации. Остановимся на них подробнее.

Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Элеонор Маккоби. Истоки изучения половых различий лежат в области дифференциальной психологии, начало которой было положено исследованиями Ф. Гальтона. Гальтон измерял, выражал в количественных единицах и сравнивал различные физические и психические черты мужчин и женщин.

Новый импульс исследований в гендерной области придала важная работа Элеоноры Маккоби и Кэрол Джеклин, в которой они проанализировали психологическую литературу, охватывающую свыше 1000 исследований в более чем 50 тематических областях, преследуя одну цель — определить, какие

из половых действительно существуют [5; 6]. Они пришли к выводу, что устойчивые гендерные различия можно обнаружить лишь в четырех областях: девочки превосходят мальчиков в вербальной способности; мальчики превосходят девочек в зрительно-пространственной способности; мальчики превосходят девочек по уровню математических способностей; лица мужского пола являются более агрессивными по сравнению с лицами женского пола.

Носящие предположительный характер, но неоднозначные свидетельства гендерных различий были обнаружены в следующих областях: девочки обладают более высокой тактильной чувствительностью; лица мужского пола более активны, особенно в компании других; девочки чаще или охотнее сообщают о своих страхах, робости или тревогах; лицам мужского пола более свойственна состязательность и стремление к господству (доминантности); девочки склонны быть более уступчивыми. Маккоби и Джеклин не удалось обнаружить непротиворечивых доказательств гендерных различий в других традиционных областях исследования.

Мы поставили целью выявить особенности творческих способностей у девушек и юношей подросткового возраста. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГКОУ «Средней общеобразовательной школы №167» г. Брянск-18, учащихся 7-8 классов, среди которых было 20 мальчиков и 20 девочек.

Для подтверждения статистической гипотезы о возможных значимых различиях проявления творческого потенциала обучающихся была использована целая батарея валидных психодиагностических методик, а именно: методика диагностики креативности Э. П. Торренса [3]; методика диагностики вербальной креативности С. Медника [4]; методика диагностики личностной креативности Е. Туник [7]. Также обобщение полученных данных проводилось с помощью непараметрического критерия для независимых выборок и - Критерий Манна-Уитни.

Перейдем к описанию полученных данных. Для изучения особенностей и степени выраженности творческого потенциала была проведена диагностика

креативности подростков с использованием методик Э. П. Торренса, С. Медника и Е. Туник. После обработки индивидуальных данных были посчитаны средние значения, как по всей выборке подростков, так и отдельно по группам мальчиков и девочек.

При сравнении общего среднего уровня креативности (общий балл) между мальчиками и девочками было установлено, что в среднем уровень креативности у девочек выше, чем у мальчиков. Различия в уровне креативности наглядно представлены на рис. 1.

Рисунок 1. - Гендерные особенности креативности у подростков по методике Э. Торренса

Согласно полученным данным видно, что наиболее у изучаемой выборки проявляются такие компоненты креативности, как: беглость и разработанность. В целом, уровень креативности в норме.

Для изучения вербальной креативности была выбрана методика С. Медника. Результаты представлены на рис.2.

1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

Рисунок 2.2 - Уровень креативности у подростков методике С. Медника (гендерный аспект)

По методике С. Медника в среднем в группе подростков также были получены более высокие значения по всем параметрам креативности: индекс оригинальность (отход от стереотипного мышления), индекс уникальность и индекс селективного процесса. Количество ассоциаций также подтверждает беглость (скорость) мышления, что подтверждается в методике Э. Торренса.

Для изучения феномена креативности использовались методики, направленные на показатели креативного мышления, прежде всего, оригинальности, гибкости мышления, но креативность в психологической литературе рассматривается как совокупность личностных характеристик, таких, как: склонность к риску, любознательность, направленность на решение сложных задач.

По методике Е. Е. Туник уровень креативности проявляется через показатели:

- воображение (субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий);

- сложность (субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой

Кол-во ассоциаций

Индекс оригинальности

Индекс уникальности ответов

Индекс селективного процесса

I Вся выборка

I Мальчики

I Девочки

трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания);

- склонность к риску (проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится).

Средние показатели по двум изучаемым группам представлены на рис. 3.

■ Вся выборка ■ Мальчики ■ Девочки

Рисунок 3. - Уровень креативности подростков по методике Е. Туник (гендерный аспект)

Как видно на рисунке 3, все показатели подростков находятся в норме, наиболее выражена склонность к риску, как у мальчиков, так и у девочек.

Перейдем к обобщению полученных результатов с помощью U -Критерий Манна-Уитни. Были выявлены только значимые различия по методике Э.Торренса (результаты представлены в Таблице 1).

Таблица 1. Различия креативности подростков по методике Э. Торренса

(тендерный аспект)

Беглость Оригинальность Абстрактность названия Сопротивление замыканию Разработанность Общий балл

Вся выборка 20,33 11,98 4,78 9,48 11,83 58,38

Мальчики 18,95 9,75 3,35 7,95 10,15 50,15

Девочки 21,70 14,20 6,20 11,00 13,50 66,60

и Манна-Уитни 154,5 104,0 106,5 130,0 136,0 116,5

Уровень

значимости 0,218 0,009** 0,011* 0,057 0,083 0,024*

* - различия достоверны на уровне 0,05 ** - различия достоверны на уровне 0,01

Достоверные статистические тендерные различия были установлены также по двум параметрам креативности, которые измеряются тестом Э. Торренса - по шкалам «оригинальность» и «абстрактность названия».

У девочек преимущественно выше показатели, чем у мальчиков, что свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления.

Таким образом, творческие способности у подростков в возрасте 13-14 лет, на основании результатов диагностики креативности показали, что креативность в среднем быстрее развивается у девочек по таким показателям как «оригинальность» и «абстрактность названия». Но учитывая, что достоверные различия в уровне креативности были получены только по методике Э. П. Торренса и не получены по двум другим методикам, то в этом случае можно предположить, что креативность и ее развитие зависит от индивидуальных особенностей респондентов, нежели от гендера. В перспективе наших исследований будет изучить данную проблематику на большей выборке.

Библиографический список:

1. Бендас Т.В. Тендерная психология - Санкт- Петербург: Питер, 2006. -

431 с.

2. Ибрагимова К.Э., Косцова М.В. Проблематика гендерного подхода в системе образования В сборнике: Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве. Материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.Н. Бурова. - 2019. - С. 148-151.

3. Козленко В. Н. Проблема креативности личности / В. Н. Козленко // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я. А.Пономарева. - М.: Педагогика, 2010. - С. 131-148.

4. Медник С.А. Формирование творческих способностей / С.А. Медник // Психология творчества. - М., 1982. - С. 55-61.

5. Нечаев В.Д., Гришина А.В., Косцова М.В. Современные подходы и теории гендерной политики: региональный аспект (на примере стран большого средиземноморья) // Парадигмы истории и общественного развития. 2019. -№ 15-16. - С. 120-124.

6. Ожигова Л.Н., Труммлер С.Н. Тендерные аспекты развития личности в условиях глобализации экономических отношений // Личность как субъект экономического бытия: гендерный аспект. Теория и практика гендерного анализа: Матер. V Всерос. науч.-практ. семинара. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. - 2005. - С. 40-48.

7. Kolesnik A., Kostsova M. Features of creativity in adolescents with different levels of subjective control // В сборнике: Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Под редакцией О.Н. Кручиной, А.Г. Михайловой. - 2020. - С. 403-406.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.