Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ'

СПЕЦИФИКА СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ГИБКОСТЬ / FLEXIBILITY / БЕГЛОСТЬ / FLUENCY / РАЗРАБОТАННОСТЬ / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / ORIGINALITY / ПРОСТАЯ И СЛОЖНАЯ СЕНСОМОТОРНЫЕ РЕАКЦИИ / SIMPLE AND COMPLEX SENSORIMOTOR REACTIONS / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / READINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Е.И., Беляева Е.М.

В работе описывается исследование взаимосвязи креативности и сенсомоторной интеграции у младших подростков. Приводятся данные изучения этих параметров у 158 учащихся 6-7 классов (мальчиков - 61, девочек - 97). Подростки выполняли задания теста Е. Торренса (адаптация Туник, 2002), заполняли опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ханина (Дерманова, 2002), проходили испытания на простую и сложную сенсомоторные реакции (в варианте Вергунова, Николаевой, 2014). Показано, что более высокий уровень креативности связан с полом (выше у девочек) и более высокими показателями тревожности. Параметр «беглость» тем выше, чем меньше время простой сенсомоторной реакции. Параметр «гибкость» тем выше, чем меньше возраст подростков и чем меньше ошибок они делают в сложной сенсомоторной реакции. Параметры «оригинальность» и «разработанность» не связаны с параметрами сенсомоторной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarity of sensori-motor integration of teenagers with different creativity levels

In the article the investigation of a creativity and sensori-motor integration of interconnection of teenagers is described. 158 students of 6 and 7 grades (61 boys and 97 girls) were participants. Torrance test of creativity thinking (Russian adaptation by Tunik, 2002), State-Trait Anxiety Inventory by Spilberger (Russian adaptation by Chanin) and simple and complex sensori-motor (variant of Vergunov-Nikolaeva) reactions were used. It was found out that the highest creativity level was shown for girls and those teenagers with high level of anxiety. Parameter «fluency» was the highest for teenagers with the less time of simple sensori-motor reaction. Parameter «flexibility» was the highest for teenagers with less numbers of mistakes in complex sensori-motor reactions. The other creativity parameters were not connected with parameters of sensori-motor integration.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СЕНСОМОТОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ»

УДК 159.91

12 3

Е.И. Николаева' , Е.М. Беляева

Специфика сенсомоторной интеграции у младших подростков с разным уровнем

креативности1

1 ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I»; Россия, 190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9; 2ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет им. А.И. Герцена», Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 48;

3ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»; Россия, 399770, г. Елец, Липецкая область, ул. Коммунаров, 28.

В работе описывается исследование взаимосвязи креативности и сенсомоторной интеграции у младших подростков. Приводятся данные изучения этих параметров у 158 учащихся 6-7 классов (мальчиков - 61, девочек - 97). Подростки выполняли задания теста Е. Торренса (адаптация Туник, 2002), заполняли опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ханина (Дермано-ва, 2002), проходили испытания на простую и сложную сенсомоторные реакции (в варианте Вергунова, Николаевой, 2014). Показано, что более высокий уровень креативности связан с полом (выше у девочек) и более высокими показателями тревожности. Параметр «беглость» тем выше, чем меньше время простой сенсомоторной реакции. Параметр «гибкость» тем выше, чем меньше возраст подростков и чем меньше ошибок они делают в сложной сенсомоторной реакции. Параметры «оригинальность» и «разработанность» не связаны с параметрами сенсомотор-ной интеграции.

Ключевые слова: креативность, гибкость, беглость, разработанность, оригинальность, простая и сложная сенсомоторные реакции, подростки.

Keywords: creativity, fluency, flexibility, originality, readiness, simple and complex sensorimotor reactions, teenagers.

Подростковый возраст характеризуется существенными физиологическими перестройками, которые оказывают влияние на всю личность в целом [6]. Известно, что креативность неодинаковым образом проявляется в разные периоды онтогенеза [1, 12], и большинство авторов связывает пубертатный возраст со снижением творческой реализации ребенка [5]. Встает обоснованный вопрос, насколько физиологические изменения могут быть связаны с физиологическими процессами?

Перестройки, идущие в организме, затрагивают процессы взаимодействия различных структур головного мозга, что влечет за собой и изменения в системе сенсомо-торной интеграции [7]. Представляло интерес сравнить различные параметры креативности подростков с их способностью ориентироваться в потоке сигналов. С одной стороны, изменения, идущие в организме, могут ухудшить процесс анализа информации, с другой, возможно появление новых качеств, позволяющих более эффективно прогнозировать сенсорный поток. Именно поэтому целью данной работы стало изучение связи уровня различных параметров креативности у младших подростков с параметрами простой и сложной сенсомоторных реакций.

1 Работа поддержана грантом РГНФ "а" 14-06-00195.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 158 учащихся 6-7 классов (мальчиков - 61, девочек - 97).

С помощью теста Е. Торренса [8] дети были разделены на две группы: тех, у кого уровень креативности был выше и ниже среднего значения в данной группе.

Были использованы следующие методики: тест, направленный на оценку креативности Е. Торренса [8], методика Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина [4], рефлексометрия по методике РеБОС [3].

Процедура выполнения теста креативности Торренса состояла в предъявлении каждому ребенку листа бумаги с набором незаконченных элементов. Детям предлагалось дорисовать каждый элемент до законченного изображения.

Методика Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина [4] представляет собой опросник, состоящий из 40 утверждений и четырех вариантов ответа, из которых испытуемый должен выбрать тот, который больше ему подходит. Опросник адаптирован для использования подростками. Следует отметить, что все три исследования проводились в разные дни с целью исключения утомления испытуемых.

Далее мы оценивали параметры как простой, так и сложной сенсомоторной реакции [3]. В рамках простой сенсомоторной реакции испытуемые максимально быстро должны были нажать на клавишу «пробел» при каждом появлении круга того или иного цвета. При сложной сенсомоторной реакции испытуемый должен был не нажимать на клавишу при предъявлении кругов определённого цвета, продолжая нажимать клавишу при предъявлении кругов другого цвета (дифференцировочная реакция, оценивающая характер тормозных процессов в центральной нервной системе). Сигналы подавались во фрактальной последовательности.

Рефлексометрические измерения проводились и обрабатывались по методике Ре-БОС [3]. Особенностью программы было то, что в трех сериях (тренировочной, простой и сложной сенсомоторных реакциях) потоки сигналов во второй половине задания повторяли потоки сигналов в первой. Испытуемым не сообщалось об этом, но в процессе выполнения задания они могли либо неосознанно, интуитивно отразить указанный принцип («догадаться»), либо не «догадывались» об этом.

Результатом рефлексометрии является сравнение нелинейных показателей:

- индекса Херста Ну по времени между появлениями стимулов на экране (на разных компьютерах с Window различных версий появление стимулов на экране происходит с точностью ±15мс от заданного, поэтому измерение времени фактического появления стимулов входит в процедуры простой и сложной сенсомоторной реакции);

- индекса Херста Нх по отметкам времени нажатия испытуемым на клавишу «пробел». Анализ полученных в ходе регистрации сенсомоторной реакции испытуемых данных производился по следующим параметрам:

• пропуски стимула (при предъявлении круга испытуемый не нажимает на клавишу «пробел»);

• ошибки (испытуемый нарушает инструкцию в сложной сенсомоторной реакции, нажимая на запрещенный стимул).

В каждой половине серии оценивался параметр А как результат вычитания Нх из Ну, взятый по модулю. Этот параметр показывает, насколько действия испытуемого по времени отклоняются от реального времени подачи стимулов.

Поскольку каждая серия состояла из двух повторяющихся потоков сигналов, возникла возможность оценить способность человека неосознанно заметить эту закономерность и предвидеть появление следующего стимула, что обнаруживалось по сниже-

нию числа пропусков сигналов и ошибок во второй части задания. Эту способность «предвидеть» можно было оценить, сравнивая величины Д1 первой половины серии и Д2 второй половины серии. Результатом сравнения стал параметр 'Q, оценивающий разницу между Д1 и Д2. Если величина Д2 была меньше Д1, значит, человек смог неосознанно обнаружить тот факт, что вторая половина серии являлась полным повторением первой, а потому более точно воспроизводил фрактальную последовательность появления стимулов во второй части серии, чем в первой.

Результаты и их обсуждение

В целом по группе подростков зависимая переменная «общий уровень креативности» связана с независимыми переменными «пол» (R2 = 0,031, ß = -0,176, P = 0,027) и личностная тревожность (R2 = 0,024, ß = 0,155, P = 0,052).

Следовательно, в целом по группе младших подростков наиболее высокие показатели креативности отмечаются у девочек по сравнению с мальчиками, а также у подростков с более высоким уровнем личностной тревожности.

Общий показатель креативности оказался не связанным со скоростными характеристиками сенсомоторной реакции и возможностью предсказания структуры сенсорного потока.

Несколько отличные данные получены для отдельных компонентов креативности. Так, зависимая переменная «беглость» связана с независимыми переменными «личностная тревожность» (R2 = 0,056, ß = 0,236, P = 0,003), «ситуативная тревожность» (R2 = 0,029, ß = 0,169, P = 0,034), среднее время сенсомоторной реакции - подготовительная серия, вторая часть (R2 = 0,047, ß = -0,217, P = 0,006). Следовательно, беглость тем выше, чем меньше время реакции во второй части подготовительной серии, что возможно только в том случае, если подросток оценил, что структура сенсорного потока второй части задания повторяет структуру первой. Если для совокупного показателя связь есть только с личностной тревожностью (и то на уровне p = 0,052), то для параметра «беглость» отмечено влияние обоих показателей тревожности - личностной и ситуативной.

В целом по группе подростков зависимая переменная «гибкость» связана с независимыми переменными, такими, как возраст (R2 = 0,055, ß = -0,235, P = 0,003) и число ошибок в первой части сложной сенсомоторной реакции (R2 = 0,032, ß = -0,180, P = 0,024). Итак, гибкость тем выше, чем меньше возраст подростков (то есть, возможно, они еще не вступили в пубертатный период) и чем меньше ошибок они делают в сложной сенсомоторной реакции.

Действительно, чтобы быть гибким, должны существовать физиологические условия, позволяющие сделать меньше ошибок при выполнении дифференцировочного задания. Следовательно, несмотря на то, что возраст может еще не соответствовать вступлению в пубертат, тормозные механизмы должны быть эффективными.

В целом по группе подростков зависимая переменная «оригинальность» связана только с независимой переменной «возраст» (R2 = 0,055, ß = -0,235, P = 0,003). Следовательно, оригинальность также тем выше, чем меньше возраст подростка.

Зависимая переменная «разработанность» связана с независимой переменной «личностная тревожность» (R2 = 0,039, ß = 0,197, P = 0,013). Следовательно, разработанность тем выше, чем выше личностная тревожность подростка.

Итак, только два показателя - беглость и гибкость - связаны с параметрами, отражающими сенсомоторную интеграцию. Причем эти показатели более высоки у тех из них, кто имеет меньший возраст. Это дети, которые находятся на пороге подросткового

возраста, но мозговые структуры которых достаточно зрелы, чтобы быть эффективными при выполнении тормозных процессов.

В настоящее время известно, что безопасная привязанность представлена на физиологическим уровне гипореспонсивностью на стресс [9]. Это выражается в низких концентрациях гормона кортизола в период после рождения и практически до начала пубертата. Этот период необходим потому, что гормон кортизол, обеспечивая реакцию организма на стресс, одновременно замедляет развитие нервной системы [8]. Эффективная родительская забота в первые годы жизни ребенка препятствует выработке гормона и способствует более эффективному развитию нервной системы [10, 11, 13].

Можно предположить, что высокий уровень креативности в подростковом возрасте предопределяется именно действиями родителей в первые годы жизни ребенка, которые на физиологическом уровне приводят к сохранению большого числа нейронов и более эффективной сенсомоторной интеграции. Однако это предположение требует дальнейшей разработки.

В целом наши данные подтверждают тот факт, что вступление в пубертатный период ведет к снижению креативности [2, 12].

Литература

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия,

2002.

2. Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Оценка психофизиологической стоимости креативности в междисциплинарных исследованиях // Вестник психофизиологии. -2014. - № 1. - С. 74-82.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Книга по требованию, 2012.

4. Дерманова И.Б. (ред.) Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. -С. 124-126.

5. Николаева Е.И. Психология семьи. Сер. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб., 2013.

6. Николаева Е.И., Гаджибабаева Д.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков, проживающих в семье и в интернате (на примере Дагестана) // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2011. - Т. 2, № 4. - С. 70-73.

7. Николаева Е.И., Новикова А.В. Сравнительный анализ интеллекта и креативности с параметрами простой и сложной сенсомоторных реакций у младших подростков // Актуальные проблемы психологического знания. - 2014. - № 3. - С. 47-51.

8. Туник Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - М.: Дидактика плюс, 2002.

9. Gunnar M.R., Quevedo K. The Neurobiology of Stress and Development // Annual Rev. of Psychol. - 2007. - V. 58. - P. 145-173.

10. RosenfeldP., Suchecki D., Levine S. Multifactorial regulation of the hypothalamic-pituitary-adrenal axis during development // Neurosci. Biobehav. Rev. - 1992. - V. 16. -P. 553-568.

11. Suchecki D., Rosenfeld P., Levine S. Maternal regulation of the hypothalamic-pituitaryadrenal axis in the rat: the roles of feeding and stroking // Dev. Brain Res. - 1993. -V. 75. - P. 185-192.

12. Torrance E.P. A longitudinal examination of the fourth grade slump in creativity. // Gifted Child Quarterly. - 1968. - V. 12. - P. 195-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.