Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN115.pdf DOI: 10.15862/82PVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/82PVN115)
УДК 379.8
Леонтьева Татьяна Викторовна
ФГОБУ ВПО Казанский государственный университет культуры и искусств
Россия, г. Казань1
Доцент кафедры философии культурологии и педагогики
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности
1 420127 Казань ул. Максимова, д. 33. кв. 103
Аннотация. Автор рассматривает развитие креативности подростков как необходимое качество личности, способствующее его успешной адаптации в современном мире. Для развития креативности подростков предлагается использовать потенциал внеурочной деятельности. В статье анализируется потенциал внеурочной деятельности который выражается, в свободе выбора: творческой деятельности; образовательной траектории и времени ее освоения программы обучения; учёта индивидуальных особенностей личности подростков. Определяются возрастные особенности подростков и факторы влияющие на развитие креативности в данном возрасте. Проведенное исследование позволило автору утверждать, что несмотря на благоприятные условия развития креативности подростков, уровень их креативности находится на недостаточно высоком уровне. Таким образом обосновывается важность организации целенаправленной внеурочной деятельности для решения данной проблемы. Развитие креативности имеет большое значение не только для успешного протекания творческих процессов, но и для изменения личностных качеств подростков, в том числе и на потребности достигать успеха в различных видах деятельности. Кроме того, в статье приводится краткий анализ программы для развития креативности подростков, подтверждаются выводы полученными диагностирующими данными.
Ключевые слова: креативность; подростки; развитие креативности; внеурочная деятельность, вербальная креативность; невербальная креативность.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Леонтьева Т.В. Развитие креативности подростков во внеурочной деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/82PVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/82PVN115
В современном обществе повысились требования к формированию личности творческой, самостоятельной, адаптивной к различным условиям и производящей новые идеи. Человек, способный видеть необычное в обычных вещах ценится во всех отраслях жизнедеятельности. Развитие такой личности не возможно без развития креативности. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, опорой на исследовательскую деятельность учащихся, способных самостоятельно принимать нестандартые решения, обуславливает необходимость обратить особое внимание на формирование креативности не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности. Креативная педагогика в современной социокультурной ситуации, утверждает Левин И.Л., стала одной из ведущих научных отраслей педагогической науки [6]. Несомненно, подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом, поэтому именно в данном возрасте необходимо уделять особе внимание развитию креативности. С одной стороны у подростков проявляется творческая активность, с другой в стремлении к самовыражению и самостоятельности в решении проблем. Современные программы обучения призваны развивать креативное мышление, самостоятельность, инициативность, однако, на практике развитие и совершенствование данных навыков происходит не в полной мере. Данную проблему можно решить используя потенциал внеурочной деятельности, которая выступает как средство мотивации развития личности подростка предоставляя широкое разнообразие как в различных видов творческой деятельности так и в исследовательской деятельности. Интенсивное развитие креативности подростков во внеурочной деятельности может обеспечиваться за счёт: свободы выбора творческой деятельности (многие подростки, часто неосознанно пытаются выразить свои чувства и эмоции с помощью творчества, с его помощью подростки самовыражаются, с другой снимая эмоциональное напряжение, осознают радость жизни [7, c. 63]); образовательной траектории и времени ее освоения программы обучения (построение индивидуальных программ обучения для развития креативности в кружках, студиях, музыкальных и художественных школах и т.д.); учёта индивидуальных особенностей личности подростков (особенности интересов, памяти, внимания и мышления и т.д.).
Для построения эффективной программы развития креативного мышления подростков во внеурочной деятельности необходимо рассмотреть понятиях «креативность» и выделить возвратные особенности подростков, способствующие его развитию. В современной психологической науке нет однозначной интерпретации термина креативность. Ученые (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Д. Томпсон, В.Н. Дружинин, Н. Роджерс, И.Ю Хрящев, Р. Стернберг, В.Н. Дунчев и др.) предлагают различные трактовки понятия креативности.
Креативность трактуется как общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности [2]. Креативность - это порождение оригинальных идей в условиях разрешения и постановки новых проблем, обнаружение необычных способов выражения [9, с.164]. Изучив определения креативности можно сделать вывод, что креативность это интегральное свойство личности, предполагающее варьирование путей решения различных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях личности.
Ильин В.П. указывает на то, что в возрасте 13-20 лет возникает «специализированная» креативность, т.е. способность к творчеству в определенной сфере деятельности как дополнение и альтернатива «первичной», недифференцированной креативности. [3, с. 107]. В подростковом возрасте наиболее эффективно могут взаимодействовать три фактора. Первый фактор - нестабильность, гибкость восприятия и мышления, несформированность стереотипов, стремление к поиску возможностей для проявления себя, все это является хорошей средой для развития креативности. Второй фактор - подростки чувствительны к
мнению окружающих, особенно сверстников, при этом пытаются отстаивать свою индивидуальность, от того, как это происходит зависит его самопринятие и самооценка. Третий фактор - в подростковом возрасте ярко выражена возможность самовоспитания и самосовершенствования. Подросткам необходимы занятия, учитывающие особенности их развития, и помогающие самоопределится в дальнейшей жизни.
Необходимо учитывать, что развитие креативности не происходит стихийно. Е.П. Торренс определил, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок [10, с.88]. А. Маслоу пишет, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или к производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека» [8, с.109].
Поэтому важно, организовывая внеурочную деятельность необходимо: ориентировать подростка на творческие решения; создавать условия для проявления инициативы подростком; поощрять различные творческие проекты (создание исследовательских проектов, креативное решение математических задач, художественных произведений, дизайн одежды, и т.д.); предоставлять возможность действовать самостоятельно; воспитать у подростка осознания ценность творческих черт своей личности; ориентировать на профессиональное становление.
Для выявления уровня развития креативности современных подростков нами были выбраны критерии: вербальная креативность, невербальная креативность, потребность в достижении. В исследовании принимали участие подростки 14-15 лет г. Казани. Выборка составила 114 человек.
Невербальная креативность — этот критерий характеризует способность подростка выдвигать идеи. Вербальная креативность - показывает, сколько новых решений может предложить подросток, решая стандартные задачи. Потребность в достижении, т.е. желание творить, выдвигать новые идеи, заниматься каким-либо делом, без чего развитие креативных способностей будет находиться на низком уровне.
На первом, проводилось измерение исходного уровня креативного мышления подростков. Целью констатирующего этапа является выявление первоначального общего уровня креативности.
Для диагностики невербальной креативности использовался Тест креативности Торранса. По полученным данным можно констатировать, что в основном показатель невербальной креативности у подростков находится на среднем уровне. Однако, есть подростки (8,28%), набравшие более 65% (они любопытны до всего, что их окружает, их мыслительные процессы постоянно работают и производят новые, отличающиеся от общеизвестных, идеи), а так же подростки (19,71 %) набравшие менее 40% (они довольствуются плодами общества, и не желают фантазировать).
Для диагностики вербальной креативности, использовалась методика С.Медника. Проанализировав данные можно сделать вывод, что в основном показатель вербальной креативности находится на уровне чуть ниже среднего (42,08%). Это говорит об нежелании или неумении подростков излагать собственные мысли. Возможно это спровоцировано стеснением выразить мысли, отличающиеся от остальных.
Также была использована методика «Потребность в достижении» Ю.А.Орловой. Показатель потребности достижения высокий у 21,87%, средний у 42,18%, низкий у 35,33% подростков, что недостаточно, так как данный критерий является основополагающим во всех сферах жизнедеятельности. Без желания стремления к успеху подростки не будут заинтересованы в поиске и решении каких-либо задач.
В ходе корреляционного анализа результатов была выявлена взаимосвязь между критериями вербальной креативности и потребности в достижении. Это говорит о том, что подросток, желая достичь новых вершин и реализовать поставленные цели, начинает выдвигать больше новых идей, становится более коммуникабельным и веселым, больше общается с творческими личностями и обогащает свою речь новыми терминами и понятиями. Таким образом, можно сделать вывод, что улучшение одного будет способствовать улучшению другого.
Основываясь на данных, полученных в ходе первого этапа, была сформирована развивающая программа, направленная на развитие креативности подростков во внеурочной деятельности. Программа включала 24 занятия по 2 занятия в неделю, в течение 12 недель. Длительность одного занятия: 45-90 минут. Форма работы - групповая. В качестве средств развития использовались тренинги, самопрезентации, конкурсы, беседы, диспуты, метод круглого стола. Каждое занятие имело вводную часть или разминку, основную часть, и завершающую.
Цель программы - повышение уровня креативности подростков. Задачи программы: развить оригинальность мышления; развить гибкость мышления; развить беглость мышления; научить разрабатывать возникшие идеи; развить вербальную креативность; повысить мотивацию к достижениям.
В ходе организации занятий с подростками, мы опирались на принципы: ценности, гибкости, терпеливости, принцип «выхода за рамки», разработанные английским учёным С. Баукет (S. Bowkett) [11].
В программу были включены тренинги «Творческий подход» (цель: развить способность видеть в обычных вещах необычные смыслы); «Мой творческий потенциал» (цель: научиться раскрывать свой креативный потенциал, расширить свои творческие возможности); «Неповторимый ответ» (цель: развитие дивергентного мышления); «SCAMPER» (цель: научить решать нестандартные задачи). Самопрезентация «Я -особенный» (цель: научиться презентовать себя, как особенную, неповторимую личность). Игровое занятие «Туфли» цель: преодолеть испытываемые неудобства при перестройке сознания, борьба с шаблонным мышлением. Творческий конкурс «Лучше всех» (показать свое превосходство в какой-либо деятельности). Конкурс исследовательских проектов (цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала) и т.д. На программу подростки откликнулись с интересом. Особый интерес вызвал видео-ролик «Тренировка блох». Леонид Р. даже сказал, что никогда раньше не встречал такого мотивирующего ролика на преодоление психологических барьеров, установленных в нас самими же нами. Однако, когда дело дошло до самопрезентации многие подростки вновь закрылись в «скорлупу банальности» и сделали задание не проявив оригинальности. Они поняли, что совершенно непросто найти в себе этот «поток креатива», достать его и применить на практике. В ходе последующих занятий сами подростки не раз отмечали, что на тренингах узнают много нового друг о друге: о своих вкусах, предпочтениях, увлечениях, друзьях.
По результатам проведения развивающей программы было проведено повторное исследование уровня креативного мышления учащихся, составляющих контрольную и экспериментальную группу.
Так, в ходе анализа вторичной диагностики по методике креативности Торранса были выявлены следующие сведения: показатель невербальной креативности увеличился на 12,95%. Это говорит о том, что участники экспериментальной группы научились лучше анализировать полученную информацию, обобщать ее, выделять главное и делать выводы. По результатам анализа вторичной диагностики по методике «Диагностика вербальной
креативности» С. Медника можно сделать вывод, что развивающая программа положительно сказалась на результаты экспериментальной группы. Показатель вербальной креативности в ней увеличился на 5,78%. Это говорит о том, что подростки, научились грамотней излагать свои мысли, стали предлагать больше новых идей. Взаимоотношения в группе улучшились.
По результатам анализа вторичной диагностики по методике «Потребность в достижении» Ю. М. Орлова показатель потребности в достижении сильно увеличился после развивающей программы в экспериментальной группе (на 7,55%). Это говорит о том, что у подростков экспериментальной группы появилось больше целей, их стремление к успеху возросло.
Из анализа результатов можно сделать вывод, что развивающая программа помогла развить креативные способности, подростки научились работать с окружающими предметами, информацией и людьми, и, что не мало важно, стали более целеустремленными. Приобретенные и развитые в ходе программы качества помогут помочь подросткам проявить себя в различных сферах деятельности (учеба, хобби, исследовательская деятельность и т.д.), помогут стать успешнее и востребованными обществом. Наиболее эффективными методами работы явились тренинги и проектная деятельность, направленные на формирование креативности и активизацию творческого потенциала подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] /В.Н. Дружинин.-СПб: Питер, 2008. - С. 353.
2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности [Текст] /О.П. Елисеев. - СПб: Питер 2011. - 512с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] /Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2009 - 151 с.
4. Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе [Текст] / под ред. А.Л. Журавлев, Т.Н. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 184 с.
5. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Текст]. / под ред. В.В. Попов, Ю.Г. Круглов. - 3-е изд., испр. и доп. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 323 с.
6. Левин И.Л. Систематизация принципов креативного образования // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 № 5 (24) [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2014. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/07PVN514.pdf, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
7. Леонтьева Т.В. Потенциал арт-терапии в эстетическом развитии подростков [Текст] // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств, 2014. №2. с. 62-65.
8. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. - М.: Альпина Диджитал, 2011. - 590с.
9. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя [Текст] // Вопросы психологии. 1990 №1. С.164-168.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум [Текст] / Л. Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 2006. - 704 с.
11. Bowkett, S. Jumpstart! Creativiti. - London; NewYork : Routletge Tauler and Franzis Group, 2007. - 156 р.
Рецензент: Сироткин Лев Юрьевич, ФГОБУ ВПО Казанский государственный университет культуры и искусств г. Казань Россия, Профессор кафедры философии, культурологии и педагогики, Доктор педагогических наук.
Leontieva Tatiyana Viktorovna
Kazan State University of Culture and Arts
Russia, Kazan E-mail: [email protected]
Development of teenagers' creature in extracurricular activiti
Abstract. The article deals with the development of teenagers' creation which promotes successful adaptation in the modern world. The potential of extracurricular activity is offered to use for its development. The article deals with extracurricular activity which is expressed, in a free choosing, creative activity, an educational trajectory and time of the program training; the account of teenagers' specific features. Teenagers' age features and factors influencing on creation development at the given age are defined. The author's research has allowed to insist that despite of favorable conditions, the level of creation is insufficiently high level. Thus it is important to organize purposeful extracurricular activity for the decision of the given problem. Besides the short analysis of the program for development teenagers' creation is given in the article.
Keywords: creativity; adolescents; the development of creativity; extracurricular activities; verbal creativity; and non-verbal creativity.
REFERENCES
1. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey [Tekst] /V.N. Druzhinin.- SPb: Piter, 2008. - S. 353.
2. Eliseev O.P. Praktikum po psikhologii lichnosti [Tekst] /O.P. Eliseev. - SPb: Piter 2011. - 512s.
3. Il'in E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Tekst] /E.P. Il'in - SPb: Piter, 2009 - 151 s.
4. Intellekt, tvorchestvo i formirovanie lichnosti v sovremennom obshchestve [Tekst] / pod red. A.L. Zhuravlev, T.N. Ushakova. - M.: Institut psikhologii RAN, 2010. - 184 s.
5. Kreativnaya pedagogika. Metodologiya, teoriya, praktika [Tekst]. / pod red. V.V. Popov, Yu.G. Kruglov. - 3-e izd., ispr. i dop. (el.). - M.: BINOM. Laboratoriya znaniy, 2012. - 323 s.
6. Levin I.L. Sistematizatsiya printsipov kreativnogo obrazovaniya // Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 № 5 (24) [Elektronnyy resurs] - M.: Naukovedenie, 2014. -Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/07PVN514.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.
7. Leont'eva T.V. Potentsial art-terapii v esteticheskom razvitii podrostkov [Tekst] // Vestnik kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2014. №2. s. 62-65.
8. Maslou, A. Novye rubezhi chelovecheskoy prirody [Tekst] / A. Maslou. - M.: Al'pina Didzhital, 2011. - 590s.
9. Rodzhers, N. Tvorchestvo kak usilenie sebya [Tekst] // Voprosy psikhologii. 1990 №1. S.164-168.
10. Stolyarenko L.D. Osnovy psikhologii. Praktikum [Tekst] / L. D. Stolyarenko. -Rostov-na-Donu: Feniks, 2006. 2006. - 704 s.
11. Bowkett, S. Jumpstart! Creativiti. - London; NewYork : Routletge Tauler and Franzis Group, 2007. - 156 r.