Научная статья на тему 'Особенности креативности в младшем подростковом возрасте'

Особенности креативности в младшем подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
563
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛЬНОСТЬ КРЕАТИВНОСТИ / ИСКУССТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ареховская А.О.

В статье раскрываются и анализируются такие понятия, как «творчество» и «креативность»: истоки зарождения данных терминов в науке, какие ученые исследовали проблему развития креативности. Рассмотрены вопросы, связанные с актуализацией креативности в современном обществе, ее роль на рынке труда. Влияние такой тенденция на особенности проявления креативности в младшем подростковом возрасте: с чем связаны и каковы характерные черты личности младшего подростка, как они влияют на креативность в данном возрасте. Большое внимание, подростки, отдают собственной индивидуальности образу «Я». Исходя из этого креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность к различным видам деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности креативности в младшем подростковом возрасте»

Особенности креативности в младшем подростковом возрасте Characteristics of creativity of younger teenagers

Ареховская А.О.

Магистрант Артпедагогика Красноярский государственный педагогический университет им.В.П.Астафьева,

Г.Красноярск e-mail: vasili190891@gmail.com

Arehovskaya A. O.

magistracy

Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astafieva,

Krasnoyarsk e-mail: vasili190891@gmail.com

Аннотация.

В статье раскрываются и анализируются такие понятия, как «творчество» и «креативность»: истоки зарождения данных терминов в науке, какие ученые исследовали проблему развития креативности. Рассмотрены вопросы, связанные с актуализацией креативности в современном обществе, ее роль на рынке труда. Влияние такой тенденция на особенности проявления креативности в младшем подростковом возрасте: с чем связаны и каковы характерные черты личности младшего подростка, как они влияют на креативность в данном возрасте. Большое внимание, подростки, отдают собственной индивидуальности - образу «Я». Исходя из этого креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность к различным видам деятельности.

Annotation.

The article reveals and analyzes such concepts as" creativity "and" creativity": the origins of these terms in science, which scientists have studied the problem of creativity. The issues related to the actualization of creativity in modern society, its role in the labor market. The influence of this trend on the features of creativity in early adolescence: what are associated and what are the characteristics of the personality of the younger teenager, how they affect creativity at this age. Much attention, teenagers, give their own individuality-the image ofT'. Based on this, the creative manifestations of age are: the breadth of inclinations, the craving for self-assertion, a new level of opportunities, the disposition to various activities.

Ключевые слова: актуальность креативности, искусство, креативность, творчество, младший подростковый возраст.

Key words: the importance of creativity, art, creativity, creativity, the younger teen.

Наряду с технологическим «взрывом», что порождает информационную революцию, и другими глобальными изменениями в обществе, образовании, возникает сложные, порой, неоднозначные и противоречивые ситуации. Развитие науки задают высокий уровень конкуренции и усиливают темп возможных изменений, которые касаются разнообразных сторон жизни человека. С одной стороны, данная ситуация предоставляет возможности для успешной самореализации личности во всех сферах деятельности. С другой, современные условия предъявляют и высокие требования к способности принимать решения самостоятельно, разрабатывать и реализовывать нестандартные и принципиально новые идеи, применять гибкость в поведении при решении разнообразных задач. [5, с. 1129] Готовность отказываться от существующих стереотипов, изменчивость современного мира, его неопределенность, высокая конкуренция на рынке труда - всё это побуждает быть людей креативными, нестандартно мыслящими.

Как практики психолого-педагогических наук, так и теоретики все больше уделяют вниманию поиска наиболее оптимальных путей развития креативности личности в современном мире. На сегодняшний день уже существует множество путей, механизмов, способствующих формированию и развитию такой личности. Оно из возможных, по мнению многих ученых в области педагогики и психологии, это приобщение человека к Искусству. На этот счет есть несколько причин:

1. Информация, переданная на языке искусства, как правило, более доступна и легче усваивается.

2. Искусство сокращает нам время приобретения знаний, умений, навыков, обогащает и вооружает отобранным, обобщенным, осмысленным опытом других людей.

3. Позволяет человеку выработать собственные установки и ценностные ориентации.

Искусство, не просто окружающая человека материальная и духовная среда, в которой он формируется и развивается, оно часть самого человека, важнейшая составляющая его личности. [4, с.38] Соединяя внутренний мир человека, взгляд внутрь себя и внешние условия жизни, искусство, способствует освоению окружающего пространства.

Эффективность образовательного процесса по развитию креативности в подростковом возрасте напрямую связана с правильно подобранными условиями микросреды, форм и методов, которые, в свою очередь, обусловлены возрастными особенностями проявления креативности. [8, с.108]

Младший подростковый возраст характерен сменой социальной позиции в обществе - переход от детства к взрослости. Изменения происходят и в содержании сознания ребенка, это происходит из-за смены места в обществе, его позиции при вступлении в новые отношения с миром взрослых, миром их ценностей. Вместе с эти меняется и восприимчивость к своей индивидуальности - образу «Я». Подростки более чувствительны к мнению окружающих, поэтому им важно чтобы их приняли и высоко оценили в социуме. Такая потребность, с одной стороны, связана с интересом к своему внутреннему миру, а с другой - к средствам его выражения. обостряется чувство собственного достоинства. В подростковый период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. [1, с.44]

Следовательно, говоря об особенностях креативности младшего подростка, должное внимание уделяется интересам и потребностям данного возраста. Основными креативными проявлениями возраста являются: широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей, расположенность к различным видам деятельности.

Таким образом, младший подростковый возраст имеет свои специфические особенности, которые включают в себя: разнообразные уровни сформированности учебной деятельности; осознанное стремление к раскрытию своих творческих способностей, которые основываются на настоящих глубоких знаниях, как показателе повышения общественной значимости. [3, с. 194]

Понятие «творчество» лежит в основе теоретического анализа креативности, как проявление человеческой уникальности. Отмечено, что творческие способности заложены в каждом ребенке. Но по многим причинам, касаемых определенных «рамок» в его развивающем пространстве, по мере взросления, теряются. Необходимым условием поддержания творческой личности является развитие качеств, способствующих наиболее полной реализации ее задатков, способностей и возможностей. Наиболее значимую среди таких качеств личности, как познавательная творческая способность занимает креативность, соединив в себе свободу восприятия, ответа, действия или общения личности в естественной обстановке. Именно включенность креативности в творчество как процесс, по мнению Л.Д. Лебедевой и Н.В. Бибиковой могут рассматриваться «как синонимы», в то же время креативность определяется как содержательный компонент различных видов способностей.

Впервые понятие «креативности» стало употребляться с конца ХХ в. в психологии, а позже в педагогике. [1, с.42] Многие ученые занимались изучением природы креативности. Анализируя труды М.А. Воллаха, М.А. Холодной, Н.Ю. Хрящевой, Дж. Гилфорда, Е.П. Торренса креативность в целом, рассматривалась как способность к творчеству. Такие ученые как Н. Коганом, Т.В. Галкиной, В.Н. Дружининым, А.И. Савенковым и др. креативность связывали с творческой одаренностью. [6, с. 1130]

Д. Симпсон в 1922 г. впервые использовал «креативность» как способность человека отказаться от стереотипных способов мышления, что понимается ученым в форме высшего мыслительного процесса. В этом же русле проводил свои исследования Дж. Гилфорд. Р. Мэй рассматривал творческие процессы как основа объединения интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций. [2, с.15]

Следует отметить, что определений понятия «креативность» существует более 60 версий от разных ученых. Все они разделены на шесть типов:

1.Гештальтистские - креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;

2.Инновационные, в которых креативность оценивается по новизне полученного продукта;

З.Эстетические (экспрессивные), делающие упор на самовыражение творца;

4.Психоаналитические (динамические), где креативность описывается в терминах взаимоотношений (Оно, Я, сверх - Я);

5.Проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач (Гилфорд, креативность как дивергентное мышление);

б.Определения, не попавшие ни в один из вышеперечисленные, в том числе и весьма расплывчатые. [4,

с. 41]

Проанализировав теоретические исследования разных авторов понятия креативности, следует обобщить несколько теорий и разбить «креативность» на четыре основных аспекта: креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс. Лишь в условиях свободной среды, в которой нет преград для осуществления творческого процесса может формироваться и развиваться креативная личность. Существует несколько подходов, обеспечивающие поддержания креативной среды для развития творческих способностей:

- принятие безусловной ценности индивида, способность к самовыражению;

- создание атмосферы, в которой отсутствует однозначная внешняя оценка (она обязывает защищаться, а ее отсутствие раскрепощает человека);

- наличие чуткости и понимания. [5, с. 1783]

Таким образом, данное расхождение взглядов, мнений влияют не только на исследования природы креативности, но и на особенности креативности в разный период взросления человека. В современном мире, подростки, каждодневно сталкиваются с множеством новых противоречивых ситуаций, на которых нет определенного ответа. Неоднозначность представлений о себе и окружении, не всегда и недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка искать новые пути в понимании и принятии мира, своего места в нем. Такая мотивация направлена на формирование и развитие креативно мыслящего человека, его творческий потенциал, что является одной из составляющих креативной личности.

Младший подростковый возраст является сенситивным для формирования креативности личности, является благоприятным и гибким к постоянно меняющимся условиям жизни. Позволяет закладывать основания для развития личностного смысла, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, самодостаточности и толерантности.

Список используемой литературы:

1. Еремина Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект// Общество: социология, психология, педагогика.- 2014.-№1.- С. 42-47.

2. Захарова О. Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе// Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 15-17.

3. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст «развитие». -Ульяновск, 2004. - С.194.

4. Маковец Л.А. Арт-педагогика в современном образовании // Педагогический журнал. 2017-Т. 7 № 6А.- С. 36-45.

5. Мирнова А. С., Левицкая Л. В. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте// Молодой ученый. 2016.- №11. - С. 1783-1785.

6. Цыпнятова К. М., Суханова С. Г. Психолого-педагогические особенности лиц младшего подросткового возраста // Молодой ученый. 2014. -№4. - С. 1129-1132.

7. Чернецкая Н.И. Особенности творческого мышления школьников разных возрастных групп и его развитие в процессе обучения Авто-реф.канд. диссерт. - Иркутск, 2002. - С.18.

8. Шумакова Н.Б. Особенности креативности в подростковом возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2017. -Т.9. №4. -С.108-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.