Научная статья на тему 'Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС)'

Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
698
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СПОСОБНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / УРОВНИ / CREATIVITY / RESILIENCE / ABILITIES / LEVELS / TEENAGE AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернявская Валентина Станиславовна, Шабанова Виктория Викторовна

В статье анализируются закономерности соотношения креативности и жизнестойкости у подростков с разными уровнями. В работе проведен обзор психологической литературы и дано обоснование теоретических подходов к исследованию креативности и жизнестойкости личности. Результаты полученные с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена позволили получить данные о достоверности обратной зависимости между креативностью и жизнестойкостью у подростков: чем выше уровень креативности, тем ниже уровень жизнестойкости у подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС)»

Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76132. htm.

ART 76132 УДК 159.9

Чернявская Валентина Станиславовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и юридической психологии ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток valstan13@mail.ru

Шабанова Виктория Викторовна,

стажёр Научно-образовательного центра педагогики и психологии профессионального развития личности ФГБОУ ВПО «(Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток loiko-1986@mail.ru

Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты

ВГУЭС)

Аннотация. В статье анализируются закономерности соотношения креативности и жизнестойкости у подростков с разными уровнями. В работе проведен обзор психологической литературы и дано обоснование теоретических подходов к исследованию креативности и жизнестойкости личности. Результаты, полученные с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена, позволили получить данные о достоверности обратной зависимости между креативностью и жизнестойкостью у подростков: чем выше уровень креативности, тем ниже уровень жизнестойкости у подростка.

Ключевые слова: креативность, жизнестойкость, подростковый возраст, способности, уровни.

Раздел: (2) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Наличие креативных способностей у старшего подростка помогает ему развиваться и совершенствоваться в жизни, находить новые подходы в решении проблем, нестандартно мыслить и решать разного уровня сложности задачи. Креативность у подростка не всегда упрощает его жизнь, поскольку обнаруживает его непохожесть на других, отличие в мышлении и восприятии реальности и стратегиях решения задач.

Л. Я. Дорфман, исследователь творчества, отмечает что, особенность подросткового возраста - это осознание собственной индивидуальности и неповторимости. Для подростка личностные качества становятся особой ценностью, развиваются волевые черты характера и происходит усиление индивидуальных различий между подростками. Большинство учащихся проявляют мало интереса к познавательной деятельности, но есть и другая категория подростков, которые активно проявляют интерес к творчеству в учёбе [1 ].

По мнению В. Н. Дружинина, креативность - это одаренность и способности к творчеству, которые позволяют подростку творить и создавать нечто новое в этом мире.

Автор отмечает, что данная способность позволяет реагировать на необходимость новых подходов и продуктов, которая зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации [2; с. 54-55].

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниеггг

Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный

научно-методический журнал «К™^!^ 2016 ~ № 511 ~ 05 " л ~ ^ ^^

электронный журнал копс^.шШб^бШМт.

Креативность может проявляться по-разному, в различных областях деятельности человека, это может быть, новое оригинальное литературное произведение, создание музыки, различные художественные работы, картины, скульптуры и т. д., новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, инновация в технологии, новое философское течение, свежее решение социальных проблем и прочее. Некоторые исследователи в области психологии рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта [2].

Между креативностью и интеллектом существуют различия, которые можно объяснить воспользовавшись двумя типами мышления, предложенными Дж. Гилфордом:

- конвергентное мышление, это мышление, которое предполагает одностороннее решение проблемы и один вариант решения, через сведение или синтез известных знаний;

- дивергентное мышление, это мышление которое, предполагает разностороннее решение проблемы, с множеством вариантов и идей [3, с. 123-126].

В результате исследований и на основании выводов, Дж. Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности:

1) способность обнаружения проблем

2) способность порождать множество идей

3) способность вырабатывать разнообразные идеи

4) способность нестандартно мыслить

5) способность усовершенствовать предмет

6) способность решать проблемы [3; с 121-122].

Для развития креативности подростков необходима особая среда, которая должна содержать образцы креативного поведения и его результаты. Эта среда должна обладать богатством возможностей и неопределенностью, которые будут стимулировать у подростка возможность поиска и нахождения различных вариантов решения задачи, отличающихся от уже существующих.

Развитие креативности в подростковом возрасте является важным для успешного дальнейшего развития личности, для проявления и развития креативности необходимо определить наиболее предпочтительную сферу деятельности для реализации возможностей и способностей подростка к креативному мышлению. За счет вербальных или невербальных сфер проявления креативности подростки получают больше возможностей для самопроявления и коммуникации, что, в свою очередь, оказывает влияние на продуцирование концептуальных образов Я.

По мнению Д.Б. Богоявленской, подростковый возраст характеризуется многими исследователями как период серьезных изменений в психическом и личностном развитии. В этот период происходит становление индивидуальности, повышается активность, развивается интеллектуальная сфера, происходит процесс индивидуализации психических процессов [4].

Креативными проявлениями возраста являются:

- широта склонностей, тяга к самоутверждению, новый уровень возможностей,

- расположенность к различным видам деятельности [4; с. 114].

В подростковый период происходит столкновение личности с множеством новых противоречивых ситуаций. Различные разногласия и противоречивые представления о себе и окружении вокруг, неадекватность суждения о том, что происходит вокруг, столкновение интересов и взглядов, заставляют подростка искать новые пути

ниегп

15бы 2304-120Х Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы

индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный

научно-методический журнал 2016 ~ №511 ~ 05 л ~ URL m>'J/e-

электронный журнал koncept.ru^owanzhtm.

в понимании и принятии мира и своего места в нем. Подобные ситуации стимулируют и активизируют креативность. Для наибольшей актуализации креативности, необходимы определенные условия, которые необходимо создавать для каждой личности с учетом ее индивидуальных особенностей [5].

Отношение и способность переживать трудные жизненные ситуации характеризуют жизнестойкость подростков. Чувствительность к проблемам может характеризовать особый характер восприятия у более креативных подростков. Тонкая душевная организация предполагает переживание стрессовых ситуаций, что соответственно может приводить к депрессиям и срывам.

В отечественной и зарубежной психологии способность человека противостоять стрессовым ситуациям и совладать с собой, рассматривается многими авторами. В отечественной литературе по психологии иностранное понятие «hardiness», принято переводить как «стойкость» или «жизнестойкость», в частности такой перевод предлагал Д. А. Леонтьев [6].

Д. А. Леонтьев, рассматривает жизнестойкость, как жизнетворчество, это способность личности совладать с собой в стрессовой ситуации, сохранить внутренний баланс, не снижая при этом успешной деятельности. По мнению автора люди с высоким уровнем жизнестойкости обладают тремя важными качествами:

1) умеют принимать действительность, такой какая она есть,

2) убеждены, что жизнь имеет смысл, соответственно имеют ценностные ориентации значимые для личности

3) обладают способностью оригинально мыслить и импровизировать, что помогает им находить пути решения проблемы [6; с. 125].

Понятие жизнестойкости было введено авторами С. Мадди и С. Кобейза. Авторы считают что, у человека изначально есть мысль о том, что все страхи и тревоги он может преодолеть, а его жизнь наполнена смыслом, поэтому последующее существование складывается согласно этому предположению. С. Мадди отмечает, что суть жизнестойких убеждений составляет систему мировоззрения о мире, о человеке и об отношении человека и мира. Жизнестойкие убеждения, по его мнению, не должны расходиться с реальностью происходящего, если эти убеждения несут чрезмерно оптимистический характер [7; с. 71].

Жизнестойкость человека включает три основы, согласно концепции С. Мадди:

- Вовлеченность, дает возможность человеку осознать уровень своей вовлеченности в окружающий мир, уровень вовлеченности дает возможность найти для человека нечто важное и стоящее. Если уровень вовлеченности низкий, то появляется чувство отчужденности и отвергнутости.

- Контроль, дает возможность человеку осознать, что он может изменить ситуацию и бороться. Если чувство контроля развито хорошо, что человек осознает, что сам выбирает свой путь и сам принимает решения, если выражено слабо, то возникает чувство беспомощности.

- Принятие риска, помогает человеку понять, что любой опыт, негативный или позитивный, становится источником знаний, которые влияют на развитие происходящего вокруг человека. Если принятие риска выражено сильно, человек воспринимает все жизненные ситуации, как опыт, если слабо, то может возникнуть депрессия и разочарование в жизни [8].

Развитие жизнестойкости начинается с самого детства и продолжается до подросткового возраста, выраженность компонентов зависит от взаимоотношений ребенка с родителями. Компонент вовлеченности, развивается, когда ребенок ощущает поддержку, доверие и любовь со стороны родителей. Развитие компонента кон-

ББГ»! 2Э04-120Х

ниеггг

Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный

научно-методический журнал «К^Т!^ 2016 ~ № 511 ~ 05 п л ~ ЩР/е'

электронный журнал км^.гиШбЯбш.ь^.

троля, происходит когда родители дают возможность ребенку проявлять инициативу, самостоятельность в решении проблем и задач, учат нести ответственность за поступки. На развитие принятия риска влияют новые впечатления и эмоции, различного рода чувства и ощущения.

С. Мадди утверждает, что выраженность трех основ жизнестойкости помогает справиться со стрессом, увеличивает работоспособность, позволяет сохранить здоровье.

В психологии существует два основных способа, при помощи которых психологические факторы влияют на стрессовые ситуации:

1) Оценка ситуации, у человека возникает вопрос, способен ли он справится со стрессом и является ли это для него угрозой.

2) Воздействие на реакцию человека, выбирается наиболее оптимальный способ преодоления стрессовой ситуации [8; с. 104].

Жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации, человек перестаем воспринимать стресс, как угрозу или опасность, т. к. убеждения дают возможность человеку осознавать возможность изменения ситуации и дают уверенность в себе и своих силах, в результате жизнестойкость пробуждает активность к действию по решению проблемы и преодолению стресса [9].

При воздействии жизнестойких убеждений человек начинает осознавать окружающую действительность с позитивной стороны, происходящее вокруг воспринимается оптимистично, что свидетельствует о вовлеченности.

Таким образом, в работах отечественных исследователей отмечается, что жизнестойкость личности является:

- определенным ресурсом, потенциалом;

- является психологическим свойством личности;

- интегральная способность к социально-психологической адаптации [10].

Жизнестойкость, это способность человека адекватно реагировать в сложных

ситуациях при этом продолжать успешно выполнять все свои функции без ущерба для здоровья и жизни. Людей с хорошим уровнем жизнестойкости, обладают такими качествами, как адекватная оценка происходящего, умение импровизировать, находить множество решений проблемы, гибкость, активность, быстрота реагирования. Жизнестойкость дает человеку возможность ориентироваться в новой ситуации, не поддаваясь панике и стрессу, принимать решения и нести за них ответственность, при возникновении сложностей, когда необходимо быстро выйти из кризиса без угрозы для успешной и плодотворной деятельности.

Проанализировав различные теоретические источники, в работе была выдвинута гипотеза о том, что креативные подростки склонны к более низкой жизнестойкости.

Выборкой для проведения эмпирического исследования, стали группы учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС, 10-11-х классов, в возрасте 15-17 лет, разного пола, в количестве 40 человек.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

1) «Тест креативности» Е.П. Торренса (адаптированный Е. Е. Туник).

2) «Тест вербальной креативности» Дж. Гилфорда (адаптированный Е. Е. Туник).

3) «Тест жизнестойкости» С. Мадди (адаптированный Д. А. Леонтьевым).

4) «Опросник стиля объяснения успехов и неудач» СТОУН (модификация Т. О. Гордеевой, О. А. Сычевым и Е. Н. Осиным).

По результатам диагностики с помощью теста креативности Е. П. Торренса были получены следующие результаты (см. рисунок).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76132. htm.

Показатели креативности (методика Е. П. Торренса)

Для подтверждения полученных данных использовался тест вербальной креативности Дж. Гилфорда, который позволил выявить уровень вербальной креативности и подтвердить полученные результаты по методике Е. П. Торренса.

В результате исследования по тесту креативности Е. П. Торренса и тесту вербальной креативности Дж. Гилфорда, было сформировано две группы с разными уровнями креативности:

Группа 1 - подростки с высоким и очень высоким уровнем креативности -14 человек.

Группа 2 - подростки со средним уровнем креативности и ниже - 26 человек.

В данной выборке подростков, со средним и ниже уровнем креативности, больше чем подростков с высоким уровнем креативности. В ходе исследования можно отметить, что испытуемые стремились дорисовать все картинки тестовой методики, придумать новые варианты решения, хоть они и не отличались оригинальностью. Старались работать быстро и продуктивно, это говорит о способности решать задачи в условиях экономии времени, поэтому часто пользовались уже существующими и стандартными решениями ситуация, очевидными и логичными в сложившихся обстоятельствах. Предпочтения отдавалось проверенным и знакомым способам решения проблемы, несмотря на то, что подростки стремились и пытались придумать нечто новое.

Испытуемые с высоким уровнем креативности умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Обладают способностью к расшифровке вербальных сообщений, обладают интеллектуальными и волевыми характеристиками, а также особенностями духовной организации, что важно для вдохновения и продуктивности процесса творчества. Они обладают такими характеристиками, как чувствительность к эмоциональным состояниям других людей, открытостью и проявлением дружелюбия в общении, восприимчивостью к критике, высокой самооценкой и степенью принятия себя и т. д.

Так же можно отметить, что уровень средний, и исходя из индивидуальных особенностей и возраста подростков, навыки данной категории еще развиваются и совершенствуются. Но способности и стремления вполне могут помочь им развить более высокий уровень креативности впоследствии.

По результатам диагностики с помощью теста жизнестойкости С. Мадди, и результатами креативности, можно сделать следующие выводы (табл. 1):

Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76132. htm.

Таблица 1

Показатели креативности и жизнестойкости подростков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уровень креативности Креативность (кол-во человек) Уровень жизнестойкости Уровень жизнестойкости (кол-во человек)

Высокий 14 Средний 5

Низкий 9

Средний 18 Высокий 11

26 Средний 10

Низкий 8 Низкий 5

В данной выборке у менее креативных подростков уровень жизнестойкости -средний, 11 человек, в то время как у креативных подростков средний уровень жизнестойкости только у 5 человек. У менее креативных подростков высокий уровень жизнестойкости у 10 человек, а в группе креативных высокой жизнестойкости отмечено не было. Хороший уровень жизнестойкости говорит о том, что подростки могут совладать с собой в стрессовых ситуациях, они способны контролировать себя и свои эмоции в тех или иных ситуациях.

У менее креативных подростков только у 5 человек низкий уровень жизнестойкости, а в группе креативных подростков у 9 человек, низкий уровень. Низкий уровень жизнестойкости говорит, о том, что им тяжело совладать с собой в стрессовых ситуациях и контролировать себя, могут проявлять чрезмерную эмоциональность. Их можно охарактеризовать беспомощностью, отстраненность. Не способностью контролировать себя в стрессовых ситуациях, что может привести к депрессиям и нервному напряжению.

На основе результатов теста, можно сделать вывод что, подростки с высоким уровнем креативности, обладают низким уровнем жизнестойкости, в отличии от сверстников с низким уровнем креативности у которых жизнестойкость выше.

По результатам диагностики с помощью методики «Опросник стиля объяснения успехов и неудач» СТОУН, можно сделать следующие выводы:

Таблица 2

Характеристики оптимизма/пессимизма

Характеристики оптимизма/пессимизма Стены Группа 1 - высокий и очень высокий уровень креативности Группа 2 - средний и ниже уровень креативности

крайний пессимизм 1 стен 1 0

пессимизм 2-3 стена 8 4

промежуточные значения 4-6 стенов 3 6

оптимизм 7-9 стенов 2 13

крайний оптимизм 10 стенов 0 3

В группе креативных подростков в большей степени характерен пессимизм в объяснении успехов и неудач, 8 человек, и 1 человек с характеристикой крайний пессимизм. Они списываю успех на случайные обстоятельства, а неудачу на свои собственные недоработки в решении проблемы. Изначально испытуемые из-за пессимистического настроя ожидают негативного результата, и тем самым стараются предотвратить нежелательные ситуации и при этом прикладывают множество усилий и труда. Но не могут адекватно оценить свой вклад в успех, считая это сложившимся стечением обстоятельств. Такой защитный механизм, может положительно

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76132. htm.

влиять на познавательную деятельность подростка, развитие креативности, давая возможность искать множество вариантов решения ситуации, в ожидании неудачи. Результаты менее креативных подростков по данной характеристике пессимизма ниже, чем у креативных, всего 4 человека из группы 2.

Для менее креативных подростков, свойственен оптимистический настрой в объяснении своих успехов или неудач, у 13 человек и крайний оптимизм у 3 человек. Подростки считают что тех знаний и умений, которыми они обладают вполне достаточно для того что бы получить желаемый результат, поэтому дополнительные усилия не прилагаются. Положительный результат оценивается как их заслуга, а в случае неудачи вина перекладывается на обстоятельства и окружение.Подобный оптимизм не дает возможность развитию креативности, так как подростки выбирают более оптимальное решение, то которое ранее было результативно, таким образом, не ищут новые пути и варианты решения проблемы. Результаты креативных подростков по данной характеристике оптимизма ниже, чем у менее креативных, всего 2 человека из группы 1.

Оказалось что существуют различия в объяснении успехов и неудач ту подростков с разными уровнями креативности. Для менее креативных подростков свойственна позиция оптимизма а для креативных подростков позиция пессимизма. На основе результатов теста, можно сделать вывод что, подростки с высоким уровнем креативности, обладают пессимистическим стилем объяснения успехов и неудач, в отличии от сверстников с низким уровнем креативности, у которых оптимистический стиль объяснения успехов и неудач.

Для сопоставления данных показателей, уровня креативности и жизнестойкости, был применен корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции рангов Ч. Э. Спирмена (табл. 3).

Таблица 3

Значение коэффициента корреляции креативности и жизнестойкости подростков

r Критические значения s кр. Эмпирическое значение эмп

p < 0,05 p < 0,01 0,9

0,31 0, 40

Проведенный статистический анализ с помощью критерия Спирмена показал наличие высокой тесноты отрицательной корреляционной связи между креативностью и жизнестойкостью в подростковом возрасте на р < 0,05 и р < 0,01 уровнях. Полученные данные свидетельствует о достоверности связи между креативностью и жизнестойкостью, то есть: чем выше уровень креативности, тем ниже уровень жизнестойкости подростка. Оказалось, что подростки с более высокими уровнями креативности в меньшей мере обладают жизнестойкостью. То есть креативы в меньшей степени «имеют представление о подконтрольности ему жизненных ситуаций» [11]. Они с трудом пользуются внутренними ресурсами, позволяющими найти в себе самом основание для способности справляться с трудностями жизни.

В случае, если у личности уровень креативности относится к категории «средний», то способности и стремления вполне могут помочь им развить более высокий уровень креативности впоследствии. Средний уровень жизнестойкости, показывает способность подростков совладать с собой в стрессовых ситуациях, они способны контролировать себя и свои эмоции в тех или иных ситуациях.

В экспериментальной выборке есть достаточное большое количество подростков, которые имеют низкий уровень жизнестойкости: было отмечено что, это в основном подростки с высоким уровнем креативности, они характеризуются беспо-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Чернявская В. С., Шабанова В. В. Жизнестойкость подростков с разными уровнями креативности (на примере учащихся профессиональной школы индустрии моды и красоты ВГУЭС) // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2016. - № S11. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76132. htm.

мощностью, отстраненностью. Креативы склонны к переживаниям, созерцанию, разочарованиям и стремлению пропускать все «через себя», в связи с этим они тяжелее переносят стрессы и подвержены депрессии, что соответствует более низкому уровню жизнестойкости.

Ссылки на источники

1. Дорфман Л. Я. Дивергентное мышление и дивергентная личность: ресурс креативности: личность, креативность, искусство. - Пермь, 2012. - 289 с.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: «Питер», 2009. - 289 с.

3. Гилфорд Дж. Методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда. - СПб. : ИМАТОН, 2002. - 342 с.

4. Богоявленская Д. Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. Творчество в искусстве - искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2012. - 378 с.

5. Кузьмина Н.Е. Социально-психологические аспекты креативности подростков // Элект. журн. -Psyhodic.Ru. - 2012. - № 5. - URL: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2712.

6. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012. - 278 с.

7. Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. -2005. - № 6. - С. 87-101.

8. Мадди С. Климатической и психическое здоровье // Журнал оценки личности. - 2004. - № 2. -С. 265-274.

9. Жизнестойкость: основные функции и характеристики // Мир психологии. - URL: www.psyworld.ru.

10. Петров В. Стиль творческой личности и стиль эпохи: опыт искусство метрического исследования. Стиль человека: психологический анализ. - М.: Наука, 2008. - 389 с.

11. Фоминова А. Н. Роль когнитивных и поведенческих навыков в проявлении жизнестойкости // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 8. - С. 46-50. - URL: http://e-koncept.ru/2012/12106.htm.

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

Valentina Chernyavskaya,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Philosophy and Legal Psychology, State University of Economy and Service, Vladivostok valstan13@mail.ru Victoria Shabanova,

trainee of the Scientific and educational Center of pedagogics and psychology of professional development

of the personality, Vladivostok State University of Economy and Service, Vladivostok

loiko-1986@mail.ru

Resilience of teenagers with different levels of creativity (on the example of students at the vocational school of the industry of fashion and beauty of VGUES)

Abstract. In article regularities of a ratio of creativity and resilience at teenagers with different levels are analyzed. In work the review of psychological literature is carried out and justification of theoretical approaches to research of creativity and resilience of the personality is given. Data on reliability of communication between creativity and resilience at teenagers are obtained: the creativity level is higher, the resilience level at the teenager is lower. Results are received by means of criterion of rangovy correlation of Spirmen. Key words: creativity, resilience, teenage age, abilities, levels.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 01.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 02.06.16

Принята к публикации Accepted for publication 02.06.16 Опубликована Published 03.06.16

ISSN 23Ы-12ПХ

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Чернявская В. С., Шабанова В. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.