Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / преподавание / преподавание иностранных языков / профессиональная креативность / творческие способности / личность / foreign language / teaching / foreign language teaching / professional creativity / creativity / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.А. Крутько, Н.А. Безматерных

Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка представляет собой динамический компонент личности педагога, содержащий в своей структуре такие элементы, как интеллектуальная, личностная, социальная и эмоциональная креативность, что продиктовано спецификой профессиональной деятельности педагога. Взаимосвязь данных компонентов образует новое качество, которое и можно определить как «профессиональную креативность». В статье представлены результаты эмпирического исследования развития устойчивости структуры профессиональной креативности преподавателя иностранного языка средствами арт-терапии и тренинговых занятий в рамках дополнительного образования. Дальнейшие исследования в русле выбранной проблематики требуют большей выборки испытуемых и лонгитюдного исследования, что позволит проследить развитие заявленных параметров в динамике и использовать больший спектр статистических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Е.А. Крутько, Н.А. Безматерных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL CREATIVITY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The article presents results of an empirical study of the development of the stability of the structure of professional creativity of a foreign language teacher by means of art therapy and training sessions in the framework of additional education. The relevance of the proposed research topic lies in the intensification of foreign language teaching, which increases the importance of developing the professional creativity of foreign language teachers. The purpose of the article is a theoretical and empirical study of the specifics of the development of the stability of the structure of professional creativity of a foreign language teacher. Attention is drawn to the key role of the stability of formation of professional creativity of a foreign language teacher. The article presents results of an empirical study of the development of the stability of the structure of professional creativity of a foreign language teacher by means of art therapy and training sessions within the framework of additional education. Further research in line with the selected problems requires a larger sample of subjects and longitudinal research, which will allow us to trace the development of the declared parameters in dynamics and use a larger range of statistical methods.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378

Krutko E.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia), E-mail: eakrutko@fa.ru

Bezmaternykh N.A., senior teacher, Moscow State University Business School (Moscow, Russia), E-mail: n.bezmaternyh@edu.mgubs.ru

DIAGNOSTICS OF PROFESSIONAL CREATIVITY OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER. The article presents results of an empirical study of the development of the stability of the structure of professional creativity of a foreign language teacher by means of art therapy and training sessions in the framework of additional education. The relevance of the proposed research topic lies in the intensification of foreign language teaching, which increases the importance of developing the professional creativity of foreign language teachers. The purpose of the article is a theoretical and empirical study of the specifics of the development of the stability of the structure of professional creativity of a foreign language teacher. Attention is drawn to the key role of the stability of formation of professional creativity of a foreign language teacher. The article presents results of an empirical study of the development of the stability of the structure of professional creativity of a foreign language teacher by means of art therapy and training sessions within the framework of additional education. Further research in line with the selected problems requires a larger sample of subjects and longitudinal research, which will allow us to trace the development of the declared parameters in dynamics and use a larger range of statistical methods.

Key words: foreign language, teaching, foreign language teaching, professional creativity, creativity, personality

Е.А. Крутько, канд. филос. наук, доц., ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: eakrutko@fa.ru

Н.А. Безматерных, ст. преп., Высшая школа бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: n.bezmaternyh@edu.mgubs.ru

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка представляет собой динамический компонент личности педагога, содержащий в своей структуре такие элементы, как интеллектуальная, личностная, социальная и эмоциональная креативность, что продиктовано спецификой профессиональной деятельности педагога. Взаимосвязь данных компонентов образует новое качество, которое и можно определить как «профессиональную креативность». В статье представлены результаты эмпирического исследования развития устойчивости структуры профессиональной креативности преподавателя иностранного языка средствами арт-терапии и тренинговых занятий в рамках дополнительного образования. Дальнейшие исследования в русле выбранной проблематики требуют большей выборки испытуемых и лонгитюдного исследования, что позволит проследить развитие заявленных параметров в динамике и использовать больший спектр статистических методов.

Ключевые слова: иностранный язык, преподавание, преподавание иностранных языков, профессиональная креативность, творческие способности, личность

Процессы глобализации и интенсификация международного общения на современном этапе диктуют необходимость интенсификации обучения иностранным языкам. Это, в свою очередь делает актуальным повышение эффективности преподавания иностранного языка за счет повышения профессионализма преподавателей. Одним из значимых аспектов профессионализма выступают творческие способности преподавателя иностранного языка, диагностируемым индикатором которых служит профессиональная креативность или, как ее еще называют, креативная компетентность педагога [1-10].

Важно отметить, что профессиональная креативность представляет собой динамический параметр, компоненты структуры которого могут быть взаимосвязаны неоптимальным образом, что делает сформированность данного параметра неустойчивой, обеспечивая вероятность его регресса, либо различного рода негативных проявлений в профессиональной деятельности [1; 2; 8]. Это требует специальных методов его развития, в частности постоянного мониторинга состояния и динамики, а также правильного подбора методики развития [1].

Тем самым для реализации формирования профессиональной креативности педагогов необходимо учитывать специфику структуры сформированности профессиональной креативности, в частности - ее устойчивости.

Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка представляет собой динамический компонент личности педагога, содержащий в своей структуре такие элементы, как интеллектуальная, личностная, социальная и эмоциональная креативность, что продиктовано спецификой профессиональной деятельности педагога. Взаимосвязь данных компонентов образует новое качество, которое и можно определить как «профессиональную креативность». Данному феномену посвятили свои исследования многие отечественные и зарубежные авторы [1-16]. Такие исследователи креативности, как М. Рунко и Дж. Ранк, отмечают, что креативность по своей сути является, с одной стороны, динамическим параметром (что подразумевает ее высокую динамику изменений, как положительную, так и отрицательную), с другой стороны, параметром с неустойчивой структурой, которому свойственен эффект эмерджентности (когда свойства структуры не сводятся к простой сумме компонентов и их свойств), что, в частности, выражается в том, что компоненты структуры могут быть развиты неоптимально, неправомерно и разрознено, ограничивая развитие креативности как совокупности [7; 8].

А. Антонит указывает, что вышеописанные механизмы характерны для всех видов креативности, в особенности для ее комбинированных видов, к которым как раз и относится профессиональная креативность [5]. Исследования Р. Стенберга позволяют констатировать то, что развитие креативности нельзя оценивать только исходя из уровня ее сформированности, поскольку креативность представляет собой парциальный параметр, который может различным образом проявляться в контексте разных видов деятельности (что особенно важно для преподавателя, чья деятельность крайне разнообразна), тем самым огромное значение имеет то, каким образом сформирована структура креативности [9].

Как отмечают Д.Б. Богоявленская и В.В. Мороз, неоптимально сформированная профессиональная креативность может приводить к тому, что динамика ее развития существенно снизится, делая достижение высокой степени развития почти невозможным, с другой стороны, неоптимально развитая профессиональная креативность может приводить к сложностям с рефлексией творческой деятельности и ее результатов, неадекватности требований к творческим проявлениям, диктуемым профессиональной деятельностью [2; 3].

Тем самым избежать негативных аспектов развития структуры профессиональной креативности можно в случае, когда компоненты структуры развиты равномерны и имеют сильные и разветвленные интеркорреляционные взаимосвязи, что обеспечивает устойчивость сформированности креативности.

Актуальность предлагаемой темы исследования заключается в интенсификации обучения иностранным языкам, что усиливает важность развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка.

Целью статьи является теоретическое и эмпирическое изучение специфики развития устойчивости структуры профессиональной креативности преподавателя иностранного языка. Обращается внимание на ключевую роль устойчивости сформированности профессиональной креативности преподавателя иностранных языков.

Можно выделить следующие основные задачи статьи:

- исследовать и проанализировать реализацию формирования профессиональной креативности педагогов;

- разработать модель развития профессиональной креативности.

В качестве метода исследования выбран особый алгоритм исследования, который включает в себя проведение комплексного психолого-педагогического эксперимента, проведения диагностики заявленных параметров и статистического анализа результатов на базе критерия ге Спирмена до и после формирующего эксперимента. Исследование специфики развития устойчивости структуры профессиональной креативности преподавателя иностранного языка осуществлялось на базе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. Каждая группа состояла из 35 человек. Выборка однородна по возрастным и гендерным признакам.

Научная новизна статьи определяется проведением исследования потенциалов развития профессиональной креативности педагогов, обоснованных экспериментально. Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний и предложении новых данных о модели эффективного развития профессиональной креативности преподавателей иностранного языка. Практическая значимость проявляется в разработке модели развития профессиональной креативности с использованием подходящих для этого приемов, средств, методологических подходов и принципов развития. Проведенное исследование позволило также наметить вектор дальнейших исследований в русле заявленной проблематики.

В ходе организации эксперимента были определены исследуемые параметры:

- интеллектуальная креативность;

- индивидуальная креативность;

- социальная креативность;

- эмоциональная креативность;

В экспериментальном исследовании были использованы следующие диагностические методики:

- интеллектуальная креативность: модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса, САР;

- индивидуальная креативность: диагностика личностной креативности Е.Е. Туник;

- эмоциональная креативность: адаптированный вариант опросника Дж. Эйврилл;

- социальная креативность: моделирование социальных ситуаций Д. Кей-фера, MS.

Для статистического анализа использовался критерий ге Спирмена.

В ходе экспериментального исследования был реализован ряд задач по диагностике и качественному анализу полученных результатов. В экспериментальной группе были осуществлены действия, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Алгоритм действий в ходе эксперимента Алгоритм действий

1) диагностика структурных компонентов креативности: интеллектуальной, индивидуальной, социальной и эмоциональной креативности и их интеркорреляционный анализ

2) формирующий этап эксперимента

3) повторная диагностика структурных компонентов креативности: интеллектуальной, индивидуальной, социальной и эмоциональной креативности, повторный интеркорреляционный анализ

В контрольной группе осуществлялась только диагностика.

С целью выявления устойчивости структуры профессиональной креативности, а также силы и глубины внутриструктурных взаимосвязей компонентов креативности был проведен корреляционный анализ. Данные представлены в табл. 2-3.

Исходя из анализа данных, представленных в табл. 2, можно заявить о значимой взаимосвязи всех суммарных показателей компонентов креативности педагогов в экспериментальной группе испытуемых. Сравнивая результаты корреляционного анализа на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, можно сделать вывод о значительном усилении взаимосвязей между компонентами креативности в экспериментальной группе испытуемых. Усиление взаимосвязей произошло между всеми исследуемыми параметрами, наиболее значительную динамику показывают социальная и эмоциональная креативность (табл. 2).

Матрица взаимосвязей суммарных показателей компоне

на контрольном ;

Самые сильные корреляции проявляются между интеллектуальной и индивидуальной креативностью (г = 0.92, р < 0,05), социальной и эмоциональной креативностью (г = 0.97, р < 0,05), а также интеллектуальной и социальной креативностью (г = 0.95, р < 0,05). Данная тенденция позволяет заявить об увеличении значимости социальной и эмоциональной креативности в структуре креативности педагога, а учитывая тесноту взаимосвязи, - их фактическую взаимозависимость.

Следует также указать на возросшую взаимосвязь данных параметров с индивидуальной креативностью (социальная / индивидуальная креативность г = 0.90, р < 0,05; эмоциональная/индивидуальная креативность г = 0.84, р < 0,05), что свидетельствует о возросшем влиянии личностных проявлений в креативном процессе испытуемых экспериментальной группы.

Подобное явление такие исследователи, как Д. Кейфер и Дж. Эйверилл [6], определяют, как «потребность к творчеству», что характеризуется желанием быть включенным в творческий процесс, увеличением работоспособности, потребностью любую деятельность превращать в творческую. Мы считаем, что это связано с повышением уровня сформированности устойчивости структуры профессиональной креативности испытуемых экспериментальной группы.

Анализируя силу, глубину, значимость и динамику взаимосвязей, мы используем общепринятую классификацию Р. Фишера, ИА. Дворковского для непараметрических корреляций. На основании данной классификации можно говорить о том, что качественные характеристики коэффициента корреляции пропорциональны увеличению его абсолютного значения. Сравнительный анализ корреляционных взаимосвязей суммарных показателей компонентов креативности на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в экспериментальной группе испытуемых позволяет сделать вывод о высокой динамике роста силы взаимосвязей между параметрами.

В среднем показатель коэффициента корреляции вырос на 0,21, наибольшую динамику демонстрируют взаимосвязи между социальной и эмоциональной креативностью - 0,34, а также социальной и индивидуальной креативностью -0,31.

В целом динамика взаимосвязей между параметрами носит системный характер, что позволяет сделать вывод о том, что показатели их силы и тесноты значительно возросли на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе испытуемых. Характер взаимосвязей между компонентами креативности свидетельствует об их равнозначности в структуре профессиональной креативности, т. к. зафиксирован значимый, практически равномерный рост взаимосвязи между всеми параметрами. Результаты исследования Ф. Уилкоксона доказывают следующее: несмотря на то, что взаимосвязь между некоторыми параметрами демонстрирует большую динамику, можно сделать вывод о том, что ни один из компонентов креативности не доминирует над другим, что свидетельствует о равномерности и устойчивости развития структуры профессиональной креативности.

Сравнительный анализ показателей контрольной группы испытуемых до и после формирующего этапа эксперимента позволяет заявить об ослаблении взаимосвязи компонентов профессиональной креативности. Значимым можно назвать лишь рост силы взаимосвязи между интеллектуальной и индивидуальной креативностью (0,2), что мы рассматриваем как действие компенсаторного механизма.

Таблица 2

ов креативности испытуемых экспериментальной группы пе эксперимента

Параметры Интеллектуальная креативность Индивидуальная креативность Социальная креативность Эмоциональная креативность

Этапы Конст. этап Контр. этап Конст этап Контр. этап Конст этап Контр. этап Конст этап Контр. этап

Интеллектуальная креативность 0,72 0,92 0,73 0,96 0,63 0,88

Индивидуальная креативность 0,72 0,92 0,59 0,90 0,71 0,84

Социальная креативность 0,73 0,96 0,59 0,90 0,63 0,97

Эмоциональная креативность 0,63 0,88 0,71 0,84 0,63 0,97

р < 0,05

Таблица 3

Матрица взаимосвязей суммарных показателей компонентов креативности испытуемых контрольной группы

на контрольном этапе эксперимента

Параметры Интеллектуальная креативность Индивидуальная креативность Социальная креативность Эмоциональная креативность

Этапы Конст этап Контр. этап Конст этап Контр. этап Конст этап Контр. этап Конст этап Контр. этап

Интеллектуальная креативность 0,71 0,73 0,71 0,64

Индивидуальная креативность 0,71 0,73 0,52 0,69 0,70

Социальная креативность 0,71 0,52 0,64 0,53

Эмоциональная креативность 0,64 0,69 0,70 0,64 0,53

p < 0,05

Картина взаимосвязей позволяет нам свидетельствовать об увеличении парциальности компонентов креативности у испытуемых контрольной группы. Данное явление можно объяснить тем, что в результате когнитивно-ориентированного обучения у испытуемых не формируются достаточно прочные взаимосвязи между компонентами профессиональной креативности, что является необходимым условием для ее формирования.

Анализируя результаты диагностики параметров контрольной группы, можно увидеть, что среди всех компонентов креативности лишь интеллектуальная креативность показала положительную динамику развития. Значительно ослабли взаимосвязи между интеллектуальной и социальной креативностью, интеллектуальной и эмоциональной креативностью, а также индивидуальной и социальной креативностью.

Отрицательная динамика коэффициента корреляции между социальной и эмоциональной креативностью наименее сильна (-0,11). Мы связываем отрицательную динамику взаимосвязей между параметрами креативности с тем, что не были реализованы предпосылки развития эмоциональной и социальной креативности, обусловленные их тесной взаимосвязью, а индивидуальная креативность в образовательном процессе, имеющем акцент на когнитивную сферу, подавляется интеллектуальной креативностью [3].

В процессе проведённого исследования был сделан вывод, что в контрольной группе испытуемых профессиональная креативность больше не выступает как совокупность компонентов, она фактически тождественна интеллектуальной креативности.

Мы считаем, что данная тенденция пагубна по своей сути, т. к. профессиональная креативность эффективно реализует свой потенциал только буду-

Библиографический список

чи совокупностью компонентов, глубоко и сильно связанных между собой, что является одним из критериев ее сформированности [7]. Это объясняется тем, что «как совокупность» профессиональная креативность опирается на несколько взаимосвязанных символьных систем, ассоциативно связанных между собой и заметно оптимизирующих креативный процесс [3; 6; 7; 9]. Не являясь совокупностью компонентов, профессиональная креативность опирается лишь на наиболее сформированный компонент и теряет весь свой потенциал. Данное явление мы можем наблюдать в контрольной группе испытуемых на контрольном этапе экспериментального исследования.

Анализируя результаты проведенного анализа компонентов структуры профессиональной креативности, можно сделать вывод о том, что показатель коэффициента корреляции между всеми заявленными параметрами в целом вырос на 0,14, что свидетельствует о возросшей тесноте и силе взаимосвязей между компонентами креативности экспериментальной группы испытуемых, повышении устойчивости структуры профессиональной креативности и эффективности формирующего этапа в данном контексте.

Системность и разветвленность появившихся взаимосвязей констатируют, что на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе все взаимосвязи между компонентами креативности увеличили свои качественные показатели и представляют собой гармоничную и устойчивую структуру, близкую к оптимальной.

Дальнейшие исследования в русле выбранной проблематики требуют большей выборки испытуемых и лонгитюдного исследования, что позволит проследить развитие заявленных параметров в динамике и использовать больший спектр статистических методов.

1. Богоявленская Д.Б. К проблеме соотнесения общих, специальных и творческих способностей (на примере математической одарённости). Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017; Т. 14, № 2: 277-297.

2. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ, 2011.

1. Мороз В.В. Креативный подход к преподаванию профессионально-ориентированного иностранного языка. Вестник ОГУ. 2017; № 2 (202). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/kreativnyy-podhod-k-prepodavaniyu-professionalno-orientirovannogo-inostrannogo-yazyka

2. Алексеева Н.А., Поскребышева Т.А. Профессиональная креативность - неотъемлемое качество современного специалиста. Проблемы современного педагогического образования. 2019; № 64-3. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnaya-kreativnost-neotemlemoe-kachestvo-sovremennogo-spetsialista

3. Antonites A.J. An Action Learning Approach to Entrepreneurial Creativity, Innovation and Opportunity Finding. University of Pretoria, 2003.

4. Creativity: A Handbook for Teachers. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 2007.

5. Rank J., Pace V.L., Frese M. Three avenues for future research on creativity, innovation, and initiative. Applied Psychology: An International Review. 2004; № 53: 518-528.

6. Runco M., Hao N., Acar J., Tang M. The Social «Cost» of Working in Groups and Impact of Values and Creativity. Creativity. Theories - Research - Applications. 2016; № 3 (2): 229-243.

7. Sternberg R. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal. 2006; Vol. 18, № 1: 87-98.

8. Wyke R. Teaching Creativity and Innovation In Higher Education. Higher Education Management. 2013; № 2: 11-19.

9. Белогаш М.А., Мельничук М.В. Когнитивные аспекты развития информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Российский гуманитарный журнал. 2020; Т. 9, № 2: 123-132.

10. Восковская А.С., Карпова Т. А., Мельничук М.В. Педагогические условия формирования коммуникативно-профессиональной компетентности студентов неязыкового вуза в условиях цифрового общества. Москва, 2019.

11. Мельничук М.В., Ненюк Е.А., Алисевич М.В. Инновационные психолингвистические приемы как необходимая составляющая продуктивного обучения иностранному языку. Инновации и инвестиции. 2014; № 11: 18-21.

12. Мельничук М.В., Осипова В.М. Совершенствование навыков мышления высшего порядка в процессе обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы: сборник научных статей. Москва, 2016: 157-162.

13. Komkova A., Kobeleva E., Taskaeva E., Ishchenko V. Foreign language learning environment: A case study of STU. International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia -2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham. 2022; Vol. 403.

14. Zubkov A. Increasing effectiveness of foreign language teaching of transport university students in process of online learning. Lect. Notes Networks Syst. 2022: 438-445.

References

1. Bogoyavlenskaya D.B. K probleme sootneseniya obschih, special'nyh i tvorcheskih sposobnostej (na primere matematicheskoj odarennosti). Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2017; T. 14, № 2: 277-297.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Moroz V.V. Razvitie kreativnostistudentov: monografiya. Orenburg: OGU, 2011.

3. Moroz V.V. Kreativnyj podhod k prepodavaniyu professional'no-orientirovannogo inostrannogo yazyka. Vestnik OGU. 2017; № 2 (202). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/kreativnyy-podhod-k-prepodavaniyu-professionalno-orientirovannogo-inostrannogo-yazyka

4. Alekseeva N.A., Poskrebysheva T.A. Professional'naya kreativnost' - neot'emlemoe kachestvo sovremennogo specialista. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; № 64-3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kreativnost-neotemlemoe-kachestvo-sovremennogo-spetsialista

5. Antonites A.J. An Action Learning Approach to Entrepreneurial Creativity, Innovation and Opportunity Finding. University of Pretoria, 2003.

6. Creativity: A Handbook for Teachers. Singapore: World Scientific Publishing Co. Pte. Ltd., 2007.

7. Rank J., Pace V.L., Frese M. Three avenues for future research on creativity, innovation, and initiative. Applied Psychology: An International Review. 2004; № 53: 518-528.

8. Runco M., Hao N., Acar J., Tang M. The Social «Cost» of Working in Groups and Impact of Values and Creativity. Creativity. Theories - Research - Applications. 2016; № 3 (2): 229-243.

9. Sternberg R. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal. 2006; Vol. 18, № 1: 87-98.

10. Wyke R. Teaching Creativity and Innovation In Higher Education. Higher Education Management. 2013; № 2: 11-19.

11. Belogash M.A., Mel'nichuk M.V. Kognitivnye aspekty razvitiya informacionno-obrazovatel'noj sredy v vysshej shkole v 'epohu cifrovizacii. Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. 2020; T. 9, № 2: 123-132.

12. Voskovskaya A.S., Karpova T.A., Mel'nichuk M.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kommunikativno-professional'noj kompetentnosti studentov neyazykovogo vuza v usloviyah cifrovogo obschestva. Moskva, 2019.

13. Mel'nichuk M.V., Nenyuk E.A., Alisevich M.V. Innovacionnye psiholingvisticheskie priemy kak neobhodimaya sostavlyayuschaya produktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku. Innovacii i investicii. 2014; № 11: 18-21.

14. Mel'nichuk M.V., Osipova V.M. Sovershenstvovanie navykov myshleniya vysshego poryadka v processe obucheniya inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze. Teoriya i prakiika obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze: tradicii, innovacii, perspektivy: sbornik nauchnyh statej. Moskva, 2016: 157-162.

15. Komkova A., Kobeleva E., Taskaeva E., Ishchenko V. Foreign language learning environment: A case study of STU. International Scientific Siberian Transport Forum TransSiberia -2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham. 2022; Vol. 403.

16. Zubkov A. Increasing effectiveness of foreign language teaching of transport university students in process of online learning. Lect. Notes Networks Syst. 2022: 438-445.

Статья поступила в редакцию 20.02.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.