Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / COMMUNICATIVE CREATIVITY / TECHNICAL EDUCATION / LINGUISTIC TRAINING / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарапулова А.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза в процессе лингвистической подготовки. Коммуникативная креативность является важным качеством специалиста любой отрасли, делающим его конкурентоспособным на современном рынке труда. Цель исследования заключается в уточнении понятия коммуникативной креативности и рассмотрении педагогических условий ее развития на занятиях по иностранному языку. Проведенный анализ научных трудов позволил авторам определить основные принципы развития коммуникативной креативности, выделить комплекс педагогических условий и разработать блочно-логическую модель ее эффективного развития. Результаты исследования, полученные в ходе педагогического эксперимента на базе технического университета, доказывают целесообразность использования предложенной авторами методики развития коммуникативной креативности на занятиях по иностранному языку и свидетельствуют об эффективности представленного комплекса педагогических условий. Статья предназначена для преподавателей иностранных языков, студентов и исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарапулова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS' COMMUNICATIVE CREATIVITY IN THE PROCESS OF LINGUISTIC TRAINING

The relevance of the article is caused due to the need to develop communicative creativity among students of technical university in the linguistic training process. Communicative creativity is an important quality of a specialist in any industry that makes him competitive in the modern labour market. The purpose of the research is to define the concept of communicative creativity and consider the pedagogical conditions for its development in foreign language learning. The analysis of scientific papers allowed the authors to determine the basic principles of communicative creativity’s development, to identify a complex of pedagogical conditions and to construct a block-logical model of its effective development. The results of the study obtained in the course of a pedagogical experiment at the technical university prove the expediency of using the methodology proposed by the authors for the development of communicative creativity in foreign language learning and indicate the effectiveness of the presented complex of pedagogical conditions. The article is intended for teachers of foreign languages, students and researchers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.147

Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе лингвистической подготовки

Development of technical university students' communicative creativity in the process of linguistic training

Сарапулова А.В., Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

SarapulovaAW@mail.ru

Sarapulova A., Magnitogorsk State Technical University. G. Nosov, SarapulovaAW@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.017

Ключевые слова: коммуникативная креативность, техническое образование, лингвистическая подготовка, иностранный язык.

Keywords: communicative creativity, technical education, linguistic training, foreign language.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза в процессе лингвистической подготовки. Коммуникативная креативность является важным качеством специалиста любой отрасли, делающим его конкурентоспособным на современном рынке труда. Цель исследования заключается в уточнении понятия коммуникативной креативности и рассмотрении педагогических условий ее развития на занятиях по иностранному языку. Проведенный анализ научных трудов позволил авторам определить основные принципы развития коммуникативной креативности, выделить комплекс педагогических условий и разработать блочно-логическую модель ее эффективного развития. Результаты исследования, полученные в ходе педагогического эксперимента на базе технического университета, доказывают целесообразность использования предложенной авторами методики развития коммуникативной креативности на занятиях по иностранному языку и свидетельствуют об эффективности представленного комплекса педагогических условий. Статья предназначена для преподавателей иностранных языков, студентов и исследователей.

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to develop communicative creativity among students of technical university in the linguistic training process. Communicative creativity is an important quality of a specialist in any industry that makes him competitive in the modern labour market. The purpose of the research is to define the concept of communicative creativity and consider the pedagogical conditions for its development in foreign language learning. The analysis of scientific papers allowed the authors to determine the basic principles of communicative creativity's development, to identify a complex of pedagogical conditions and to construct a block-logical model of its effective development. The results of the study obtained in the course of a pedagogical experiment at the technical university prove the expediency of using the methodology proposed by the authors for the development of communicative creativity in foreign language learning and indicate the effectiveness of the presented complex of pedagogical conditions. The article is intended for teachers offoreign languages, students and researchers.

Введение. Стремительно развивающиеся процессы мировой интеграции и глобализации, проникновение новых информационных технологий в жизнь современного общества, разработка международных проектов и реализация их на российских и зарубежных предприятиях делают актуальным развитие личности будущего специалиста с учетом предъявляемых к нему требований. Необходимо быть не просто профессионалом своего дела, но и активным, коммуникабельным, гибким человеком, готовым и способным эффективно

вести межкультурную коммуникацию на иностранном языке [6, с.38].

На наш взгляд, одним из важнейших качеств современного человека становится

коммуникативная креативность, позволяющая эффективно взаимодействовать с

представителями разных лингвокультур на иностранном языке, легко адаптироваться к инокультурной среде, пластично изменять при необходимости коммуникативные стратегии и тактики адекватно ситуации, преодолевая коммуникативные барьеры. Российское общество

и современное производство испытывают потребность в специалистах с высоким уровнем коммуникативной креативности для решения проблем межкультурного непонимания и возможности ведения эффективного диалога в профессиональной сфере.

К сожалению, педагогическая практика свидетельствует о том, что в технических вузах существует ряд проблем, которые требуют тщательного изучения: преподаватели не уделяют должного внимания развитию коммуникативной креативности студентов, недостаточно используются инновационные методы обучения, не изучены особенности развития данного феномена с учетом специфики технического образования. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой оптимальной образовательной модели, выявлением педагогических условий и созданием учебно-методических и других ресурсов, направленных на эффективное развитие коммуникативной креативности студентов неязыковых вузов в соответствии с современными требованиями государства в области качества профессионального образования, а также возрастающими потребностями самой личности, общества и работодателей.

Проанализировав исследования по проблеме развития личности студента технического вуза и особенности системы высшего

профессионального образования, мы пришли к выводу, что гуманитарные вузы имеют преимущества для развития коммуникативной креативности студентов, т.к. их учебные планы содержат ряд вербальных дисциплин, психолого-педагогические практики, направленные на приобретение коммуникативного опыта, расширение общего кругозора, воспитание и развитие коммуникативной культуры личности. В технических вузах ситуация выглядит по-другому. Несмотря на гуманитаризацию и гуманизацию технического высшего образования, преобладают дисциплины естественнонаучного и профессионального циклов, которые не направлены на развитие коммуникативных способностей студентов [8, с.78].

Таким образом, появляется необходимость совершенствования образовательного процесса технического вуза за счет содержательной насыщенности гуманитарных дисциплин, интенсификации обучения и междисциплинарной интеграции, что позволит развивать коммуникативную креативность студентов технического университета.

Научная новизна исследования заключается в выделении комплекса педагогических условий, построении блочно-логической модели ее развития у студентов технических вузов, разработке и внедрении научно-методического обеспечения развития коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе лингвистической подготовки.

Уточнение содержания понятия

«коммуникативная креативность», расширение научно-педагогических представлений о теоретических и методических основах развития коммуникативной креативности студентов технического вуза, осуществление

теоретического моделирования процесса, а также адаптация и внедрение современных зарубежных методик преподавания в образовательный процесс российского университета определяют теоретическую и практическую значимость данного исследования.

Методология исследования и понятие коммуникативной креативности.

Коммуникативная креативность является сложным междисциплинарным феноменом, который стал предметом исследования многих гуманитарных наук: психологии, педагогики, философии, культурологии, филологии и других. Существует ряд фундаментальных трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных отдельным аспектам

коммуникативной креативности. Вделяют следующие типы данного феномена: интеллектуальная креативность (J. Guilford, H. Gardner, Е. Тоггапсе, М.А. Холодная и др.); социальная креативность (G. Fischer, А.А. Воронкова, Н.А. Маневич, Е.Ю. Чичук); эмоциональная креативность (И.Н. Андреева, Т.Н. Березина, Р.Н. Терещенко, J.R. Averill); лингвистическая креативность или

лингвокреативность (Е.Н. Панкратова, Е.Н. Дупленко, Т.В. Тюленева, Г.А. Халюшова, Е.Е. Щербакова), лексическая креативность (Т.А. Гридина, И.В. Савицкий), педагогическая креативность (А.В. Морозов, Д.В. Чернелевский, И.С. Огоновская), профессиональная

креативность (Е.В. Рябова).

Фундаментальными работами для изучения коммуникативной креативности послужили исследования ученых, которые подробно разрабатвали коммуникативный аспект креативности и выделили определенные особенности данного феномена. Так Т.Ю. Осиповая отмечает, что коммуникативная креативность является творческой способностью пластично и адекватно изменять ставший непродуктивным опыт общения, а также

создавать новые цели, оригинальные средства и способы взаимодействия, в том числе через выход за пределы барьеров, стереотипов, установок, принципов и привычек [4, с.36]. Согласно A.A. Головановой, данная способность дает нестандартные и эффективные новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора [2, с.47].

По мнению H.A. Aлексеевой, коммуникативная креативность позволяет создавать и использовать новые, оригинальные, нестандартные способы и средства общения на иностранном языке, обеспечивающие

результативное, быстрое и творческое решение ситуаций иноязычного общения [1, с.4].

Спецификой рассматриваемой

коммуникативной креативности является включенность ее в процессе лингвистической подготовки, которая предполагает общение на иностранном языке и требует знаний в области межкультурного взаимодействия. В связи с этим считаем логичным рассмотрение

коммуникативной креативности с учетом особенностей межкультурной коммуникации.

Основоположником межкультурной

коммуникации является американский антрополог и лингвист E. Hall, который первым изучил взаимосвязь языка и культуры в своей книге «Немой язык». Далее исследование межкультурной коммуникации продолжилось в разных направлениях. Были изучены сходства и различия представителей разных культур (P. Adler, A. Ertelt-Vieth); разработаны классификации (G. Hofstede, R.Luis); проблемы адаптации, культурного шока (Y. Kim, W. Gudykunst, К. Oberg); вербальные и невербальные особенности представителей разных

лингвокультур (R. Porter, L. Samovar); национальный характер (М. Mid, R. Benedikt), вопросы толерантного межкультурного взаимодействия (J. Bolten, G. Weaver), этноцентризм и пути его преодоления (D. Samner, D.Campbell) и т.д.

В отечественной науке фундаментальными трудами по межкультурной коммуникации стали работы М.М. Бахтина, B.C. Библера, Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Т.Г. Грушивицкой,

B.Д. Попкова, AH. Садохина, Н.Т. Персиковой,

C.Г. Тер-Минасовой, В.П. Фурмановой, И.И. Халеевой и других ученых, которые внесли огромный вклад в исследование данного процесса.

Обобщая исследования ученых,

межкультурная коммуникация представляет собой совокупность разнообразных форм отношений и общения [7, с.56]; взаимодействие представителей различных лингвокультур, в

процессе которого проявляется чужеродность партнёров по коммуникации [9, с.28], влияющая на их взаимопонимание и результат коммуникации [5, с.64].

Учитывая специфику иноязычного общения, в рамках нашего исследования мы придерживаемся определения коммуникативной креативности, сформулированного А.В. Сарапуловой. Коммуникативная креативность -это динамическое интегративное качество, позволяющее эффективно взаимодействовать с представителями других культур за счет активизации творческих потенций даже при ограниченном запасе языковых средств [3, c.56]. Следует отметить, что данный феномен позволяет быстро адаптироваться личности к инокультурной языковой среде без утраты собственной идентичности; адекватно воспринимать культурно-специфическое

поведение партнера и менять собственный репертуар поведения посредством оригинального комбинирования приемов и тактик; мобилизоваться в ситуациях неопределенности, вызывающих «культурный шок», оригинально решать коммуникативные задачи в условиях ограниченного словарного запаса; интуитивно находить выход из конфликтов, проявляя гибкость и толерантность, осознавать стереотипы и отказываться от них, ориентируясь межкультурные ценности. На основе принципа единства личности, культуры и деятельности выделены компоненты коммуникативной креативности: мотивационный, эмоциональный, когнитивный и технологический.

Моделирование процесса развития коммуникативной креативности. Развитие коммуникативной креативности студентов технического университета на занятиях по иностранному языку представляет собой направленный процесс закономерного, качественного изменения, определяющего переход коммуникативной креативности на более высокий уровень, в более совершенное состояние. Сущностными характеристиками данного процесса являются мотивация, эмоциональный подъем, коммуникативная активность, информационная насыщенность, ситуативная вариативность и неопределенность.

Организация процесса развития

коммуникативной креативности студентов технического вуза представлена нами в виде блочно-логической модели, см. рисунок 1. В модели используются сокращения: КК -коммуникативная креативность, М -мотивационный, Э - эмоциональный, К -когнитивный, Т - технологический компоненты.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

побуждается 'реконструкция

ПРОБЛЕМНО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК:

экспликация противоречий, познавательной неопределенности, замысла исследования.

инициируется исследование

совершенствуется практика

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК:

'КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ (КК)' ПОДХОДЫ

личностно-ориентированный

системный

с^о

поликультурный

по

коммуникативно-этнографический

ГГ

компетентностный

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

- межкультурной направленности; -диалога культур;

-моделирования ситуации новизны и неопределенности; -творческой речемыслительной активности;

- междисциплинарных связей; -сотворчества, самореализации и саморазвития.

32

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ

)уюш,ий^^Творческий^^.РеФлексивный содержит ^ содержит ^содержит

Мотивационный^-Форми!

^ содержит

организуются

методы обучения

типы занятий -''определяются

формы занятий ✓^обусловливаются

структурируется содержание

Л

структурируется процесс

БЛОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ

Культурно-языковая

интуиция

+

Программа "Креативная межкультурная коммуникация"

+ о:

Креативная образовательная среда

5 __ Я ¡¿о з

Я го

С^ -О

и

эмоц. интеллект ■ эмоц. креативность эмоц. культура

Иностранный язык Модули:

№1. Язык, культура, коммуникация; < №2. Коммуникативная креативность; [ №3. Диалог и конфликт культур; { №4. Аккультурация и «культурный с шок»;

№5. Стереотипы и национальный характер;

№6. Культурные особенности коммуникации; №7. Вежливость и этикет; №8. Поликультурная личность.

технологии -компетенция-качества-

©I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

-I 3

РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ БЛОК:

Развивается КК студентов

измеряются результаты

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК:

Критерии и показатели

эффективности

процесса

Методики психолого-

педагогической

диагностики

Уровни развития: -низкий, -средний, -высокий

Рисунок 1. - Блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов технического

университета в процессе лингвистической подготовки

Данная модель разработана на основе принципов педагогического моделирования, сформулированных в трудах В.Э. Штейнберга и характеризуется: направленностью на достижение цели - развитие коммуникативной креативности студентов; целостностью, т.к. все указанные блоки и подструктуры взаимосвязаны, имеют определенную смысловую нагрузку и работают на результат - повышение уровня развития коммуникативной креативности студентов технического вуза [10, с.103]. Модель содержит инвариативную часть (проблемно-постановочный и концептуальный блоки), которые создают предпосылки исследования и теоретико-методологическую основу.

Вариативными компонентами являются технология организации учебного процесса (процессуальный блок), позволяющая выбирать, заменять, варьировать и дополнять механизмы эффективного развития данного качества,

учитывая индивидуальные и групповые особенности студентов, и содержание программы обучения (блок педагогических условий), дающее возможность корректировать глубину и порядок изучения модулей.

Разработанная блочно-логическая модель отражает особенности условий обучения студентов в техническом вузе, поэтапно раскрывает пути развития коммуникативной креативности студентов, позволяет варьировать методический инструментарий, обеспечивая эффективность образовательного процесса и определяя траекторию развития

коммуникативной креативности студентов, что в совокупности позволяет улучшить

педагогический процесс в целом.

Таким образом, спроектированная модель дает новые знания о структуре, наполнении и причинно-следственных связях измененной технологии обучения, а, следовательно, позволяет

повысить качество подготовки будущих специалистов в процессе их лингвистической подготовки.

Для обеспечения эффективного развития коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе лингвистической подготовки был выделен комплекс педагогических условий: развитие культурно-языковой интуиции, создание креативной образовательной среды, реализация

междисциплинарной модульной программы «Креативная межкультурная коммуникация», которые в совокупности позволяют эффективно

развивать данное качество на занятиях по иностранному языку.

Результаты исследования. С целью проверки эффективности комплекса педагогических условий нами был проведен эксперимент на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. В эксперименте участвовало 415 студентов 1-3 курсов технических направлений.

На рисунках 2, 3 в виде диаграмм представлены результаты комплексной оценки уровней развития коммуникативной

креативности студентов экспериментальной и контрольной групп.

Констатирующий этап экспериментальная группа

Контрольный этап экспериментальная группа

22,22%

8,33%

69,45%

О низкий уровень ■ средний уровень □ высокий уровень

41,67%

25%

33,33%

Рисунок 2. - Комплексная оценка уровня коммуникативной креативности студентов экспериментальной группы

Констатирующий этап контрольная группа

Контрольный этап контрольная группа

17,5%

25%

57,5%

□ низкий уровень Н средний уровень ■ высокий уровень

27,5%

42,5%

30%

Рисунок 3. - Комплексная оценка уровня коммуникативной креативности студентов контрольной группы

Результаты диагностики уровня развития коммуникативной креативности на основе сопоставления показателей экспериментальной и контрольной групп свидетельствуют о повышении уровня данного качества у студентов экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой. С целью определения эффективности и достоверности педагогического эксперимента была проведена обработка результатов методами математической

статистики, а также применен критерий хи-квадрат (х2).

Положительные изменения в ходе эксперимента позволяют сделать вывод, что опытно-экспериментальная работа проведена успешно, а выделенный комплекс педагогических условий обеспечивает эффективность развития коммуникативной креативности студентов технического вуза и является достаточным.

Заключение. Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе лингвистической подготовки является в настоящее время одной из актуальных проблем, которая требует своей разработки на теоретическом и методическом уровнях. Это обусловлено как сложными процессами глобализации и интеграции мировых сообществ, так и непростой социокультурной ситуацией внутри нашей страны. В результате проведенного исследования нами уточнено понятие коммуникативной креативности, построена блочно-логическая модель ее развития, в которой

в виде взаимосвязанных блоков представлены подходы, принципы, методы и педагогические условия эффективного развития данного феномена у студентов технических вузов в процессе лингвистической подготовки.

Материалы исследования могут быть использованы в теории и практике профессиональной подготовки студентов высшей школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла с адаптацией к условиям конкретной образовательной организации, а также в институтах дополнительного образования.

Литература:

1. Алексеева Н.А. Формирование коммуникативной креативности будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам [Электронный ресурс]: автореф. канд. псих. наук: 19.00.07 / Алексеева Наталья Александровна. - Н. Новгород, 2008. - 26 с. - Режим доступа: http://www. scholar.ru/search.php

2. Голованова А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Голованова Анна Анатольевна. - Казань, 2003. - 147 с.

3. Лешер О.В., Сарапулова А.В. Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе межкультурной коммуникации (на примере дисциплины "Иностранный язык") [Электронный ресурс]: монография / О.В. Лешер, А.В. Сарапулова. - Магнитогорск: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова", 2017. - 1 электрон. опт. д иск (CD-ROM)

4. Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.07 / Осипова Татьяна Юрьевна. - Томск, 2000. - 187 с.

5. Персикова Н.Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие / Н.Т. Персикова. -М.: Логос, 2011. - 224 с.

6. Плужник И.Л. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе профессионального образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / И.Л. Плужник. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

7. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: КНОРУС, 2016 - 256 с.

8. Сарапулова А.В. Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе межкультурной коммуникации: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сарапулова Анна Владимировна. - Магнитогорск, 2014. - 230 с.

9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - 2-е изд. - М.: Изд-во СЛОВО, 2010. - 264 с.

10. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика: монография / В.Э. Штейнберг. - М.: Народное образование, 2002. - 304 с.

References:

1. Alekseeva N.A. The formation of communicative creativity of a future specialist in the process of teaching foreign languages [Electronic resource]: author. Cand. crazy. Sciences: 19.00.07 / Alekseeva Natalya Aleksandrovna. - N. Novgorod, 2008. - 26 p. -Access mode: http://www.scholar.ru/search.php

2. Golovanova A.A. The communicative creativity of the subject as a factor in the effectiveness of group problem solving: Diss. ... cand. crazy. Sciences: 19.00.01 / Golovanova Anna Anatolevna. - Kazan, 2003 .-- 147 p.

3. Lesher OV, Sarapulova A.V. The development of communicative creativity of students of a technical university in the process of intercultural communication (on the example of the discipline "Foreign Language") [Electronic resource]: monograph / O.V. Lesher, A.V. Sarapulova. - Magnitogorsk: FSBEI HE "MGTU named after G.I. Nosov", 2017. - 1 electron. opt. disk (CD-ROM)

4. Osipova T.Yu. Psychological conditions for the development of communicative creativity in students of a technical university: Diss. ... cand. crazy. Sciences: 19.00.07 / Osipova Tatyana Yurevna. - Tomsk, 2000. - 187 p.

5. Persikova N.T. Intercultural communication and corporate culture: a training manual / N.T. Persikova. - M.: Logos, 2011. -224 p.

6. Pluzhnik I.L. The formation of intercultural competence of students in the process of vocational education: textbook. manual for students of ped. Universities and systems qual. ped frames / I.L. Pluzhnik. - M.: Academy, 2003. - 272 p.

7. Sadokhin A.P. Introduction to the theory of intercultural communication: a training manual / A.P. Sadokhin. - M.: KNORUS, 2016. - 256 p.

8. Sarapulova A.V. The development of communicative creativity of students of a technical university in the process of intercultural communication: Diss. ... cand. ped Sciences: 13.00.08 / Sarapulova Anna Vladimirovna. - Magnitogorsk, 2014. - 230 p.

9. Ter-Minasova S.G. Language and intercultural communication / S.G. Ter-Minasova. - 2nd ed. - M.: Publishing house of the WORD, 2010. - 264 p.

10. Steinberg V.E. Didactic multidimensional tools: theory, methodology, practice: monograph / V.E. Steinberg. - M.: Public education, 2002. - 304 p.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.