А.В. Сарапулова
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Ключевые слова: коммуникативная креативность, развитие, модель, межкультурная коммуникация.
Аннотация: В статье рассматривается блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации; представлены принципы построения модели, выделены ее блоки и определены их взаимосвязи.
Динамичные процессы глобализации и интеграции мирового пространства, стремительное развитие международных отношений, поликультурность современного общества предъявляют новые требования к молодому специалисту. На первый план выдвигается, наряду с владением выпускниками вуза профессиональными компетенциями, обязательное развитие качеств, позволяющих быть эффективными участниками межкультурной коммуникации. Наряду с толерантностью, флексибильностью, мобильностью и эмпатией важное место занимает коммуникативная креативность, способствующая успешности и конструктивности межкультурного взаимодействия.
Как показывает проведенный анализ научных трудов зарубежных и отечественных авторов (J. Guilford, R. Hoepfher, E. Torrance, Е.П. Ильин, Т.Ю. Осипова, Н.А. Алексеева и др.) по данному вопросу, коммуникативная креативность остается по настоящее время мало изученным явлением, нуждающимся в уточнении содержания, структуры, функций; определении условий и технологии ее эффективного развития. Исследуя коммуникативную креативность через призму межкультурных отношений, мы сформулировали следующее определение данного феномена: коммуникативная креативность - это динамическое инте-гративное качество личности как творческая способность, позволяющая эффективно взаимодействовать с представителями инокультур - адекватно воспринимать культурно-специфическое поведение партнера и пластично варьировать стратегии и тактики с целью достижения взаимопонимания с ним; быстро мобилизоваться в ситуациях, вызывающих «культурный шок»; оригинально решать коммуникативные задачи при ограниченном словарном запасе; интуитивно находить выход из конфликтных ситуаций, проявляя гибкость и толерантность к культурным различиям; при необходимости отказываться от стереотипов и руководствоваться межкультурными ценностями. В плане выполнения исследования развитие данного качества представляет собой целенаправленный непрерывный последовательный процесс качественного изменения коммуникативной креативности студентов, переходящий в более совершенное состояние.
Для детального изучения процесса развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации, в качестве одного из методов педагогического исследования мы выбрали метод дидактического моделирования, которому посвящены труды А.Н. Дахина [2], В.И. Михеева [4], А.М. Новикова [5], В.Э. Штейнберга [7] и других ученых. Вслед за А.Н. Дахиным, под моделированием мы понимаем опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором изучается не сам интересующий объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система -модель, замещающая его [2].
В научной литературе существует множество определений понятия «модель», приведем следующие. Модель - это явление, предмет, установка, любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала [4]; аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры [7]; искусственно созданный объект, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2]; мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или
воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [5].
Модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации является целостной системой, состоящей из компонентов, блоков, подсистем; части системы связываются структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач. Проектирование данной модели опиралось на основные принципы моделирования - наглядность, взаимосвязь компонентов, поэтапность и объективность. За основу модели принята блочно-логическая каузальная модель Р.А. Яфизовой [8], отображающая изучаемый нами процесс и его специфику. Блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза представлена на рисунке 1; в модели использованы следующие сокращения: КК - коммуникативная креативность, М - мотивационный, Э - эмоциональный, К - когнитивный, Т - технологический компоненты. Данная модель характеризуется: направленностью на конкретную цель - развитие коммуникативной креативности студентов университета в процессе межкультурной коммуникации; целостностью, так как все указанные блоки и подструктуры взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и продуцируют результат -повышение уровня развития коммуникативной креативности студентов вуза. Модель содержит инвариантную часть - проблемно-постановочный и концептуальный блоки как предпосылки и теоретико-методологическая основа развития коммуникативной креативности студентов вуза. Вариативные компоненты модели: технология организации учебного процесса - процессуальный блок, - позволяющая выбирать, заменять, варьировать и дополнять механизмы эффективного развития данного качества, учитывая индивидуальные и групповые особенности студентов; а также содержание программы обучения - блок педагогических условий, дающих возможность корректировать порядок и глубину изучения модулей. Структуру разработанной модели образуют взаимосвязанные блоки: проблемно-постановочный, концептуальный, процессуальный, педагогических условий, контрольно-оценочный и результирующий, каждый из которых выполняет определенную функцию.
Проблемно-постановочный блок отображает экспликацию противоречий на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях; познавательную неопределенность в области развития коммуникативной креативности студентов вуза и замысел исследования, который заключается в изучении феномена коммуникативной креативности в процессе межкультурной коммуникации и уточнении его сущности, содержания и функций; в выделении критериев оценки данного качества и уровней его проявления; в определении концептуальных положений, педагогических условий и технологий эффективного развития коммуникативной креативности у студентов вуза.
Концептуальный блок представляет реализованные подходы (системный, личностно ориентированный, поликультурный, коммуникативно-этнографический, компетентностный) и принципы (межкультурной направленности, диалога культур, творческой речемыслитель-ной активности, междисциплинарных связей, моделирования ситуаций новизны и неопределенности, сотворчества, творческой самореализации и саморазвития), которые в совокупности обеспечивают эффективное развитие коммуникативной креативности студентов.
В процессуальном блоке отражена поэтапная организация процесса развития коммуникативной креативности студентов; на каждом этапе (мотивационный, базовый, творческий, рефлексивный) подбираются соответствующие формы занятий и методика.
Блок педагогических условий включает выявленные педагогические условия: развитие культурно-языковой интуиции, создание креативной образовательной среды, реализация междисциплинарной модульной программы «Креативная межкультурная коммуникация», совместно способствующие развитию мотивационного, эмоционального, когнитивного и технологического компонентов коммуникативной креативности студентов вуза.
Заключительный блок модели - результирующий блок, отображающий формирование результата на основе контрольно-оценочного блока и определяющий совершенствование педагогической практики.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
побуждается реконструкция
совершенствуется практика
ПРОБЛЕМНО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК:
экспликация противоречий, познавательной неопределенности, замысла исследования.
инициируется исследование
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК:
'КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ (КК)" ПОДХОДЫ
ПРОЦ
ЭТАПЫ РАЗВИТИ1 КРЕА
Мотивационный-»Базовый^Творчески (содержит (содержит |сод<
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
- межкультурной направленности; -диалога культур;
-моделирования ситуации новизны и неопределенности; -творческой речемыслительной активности;
- междисциплинарных связей; -сотворчества, самореализации и саморазвития.
структурируется содержание
Культурно-языковая
интуиция
+
Программа "Креативная межкультурная
коммуникация"
+
Креативная образовательная среда
к Б
Иностранный язык Модули:
№1. Язык, культура, коммуникация; №2. Коммуникативная креативность №3. Диалог и конфликт культур; №4. Аккультурация и «культурный шок»;
№5. Стереотипы и национальный характер;
№6. Культурные особенности коммуникации; №7. Вежливость и этикет; №8. Поликультурная личность.
НО-
ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК:
Критерии и показатели
эффективности
процесса
Методики психолого-
педагогической
диагностики
Уровни развития: -низкий, -средний, -высокий
Рис.1. Блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации
Особенностью представленной модели является то, что она отражает специфику условий обучения студентов в вузе, поэтапно раскрывает психолого-педагогический механизм развития коммуникативной креативности студентов в процессе межкультурной коммуникации, обеспечивая единство цели и результата, что в совокупности позволяет улучшить педагогический процесс в целом.
Результат создания и применения разработанной модели при проектировании искомой педагогической технологии - новые знания о структуре, наполнении и причинно-следственных
связях технологии обучения, и, как следствие, - повышение качества подготовки будущих специалистов, владеющих коммуникативной креативностью при осуществлении межкультурной коммуникации. То есть, предложенная блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза является не только средством отображения объекта и предмета исследования, но и, что важнее, представляет собой инструмент исследования, позволяющий выявить скрытые связи и отношения, визуально представить изучаемый педагогический процесс, изучить его свойства и характеристики, необходимые для совершенствования технологии обучения.
1. Алексеева, Н.А. Формирование коммуникативной креативности будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам: автореф. канд. псих. наук: 19.00.07 [Текст] / Алексеева Наталья Александровна - Н. Новгород, 2008. - 26с.
2. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Да-хин// Стандарты и мониторинг. - 2002. - № 4. - С. 22-26.
3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин - СПб., Питер, 2009. -448с. ISBN: 978-5-49807-239-5.
4. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Серия Психология, педагогика, технология обучения [Текст] / В.И. Михеев -М.: Красанд, 2010. - 224с. ISBN: 978-5-396-00124-4.
5. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология научного исследования [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2013. - 272с. ISBN: 978-5-397-03715-0.
6. Осипова, Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: дисс. канд.псих.наук.: 19.00.07 [Текст] / Осипова Татьяна Юрьевна - Томск, 2000. - 187с.
7. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oprb.rU/data/partner/6/message/R3uko6 66310.pdf Дата обращения: 19.05.2013 г.
8. Яфизова, Р.А. Модель реализации междисциплинарных связей в техническом колледже на примере математики и информатики [Текст] / Р.А. Яфизова // Физико-математические и естественные науки: I международная научно-практическая конференция. - М.: Изд-во «Спутник+», 2011.- С. 57-59.
9. Guilford, J., Hoepfher, R. The Analysis of Intelligence. New-York, 1971.- 240p.
10. Torrance, E. Education and Creative Potential. Minneapolis, 1963.- 185р.