Научная статья на тему 'Модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации'

Модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATIONAL CREATIVITY / DEVELOPMENT / MODEL / INTERCULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сарапулова Анна Владимировна

В статье рассматривается блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации; представлены принципы построения модели, выделены ее блоки и определены их взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сарапулова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CREATIVITY OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE COURSE OF CROSS-CULTURAL COMMUNICATION

The following article goes into the block-logical model of the development of university students’ communicational creativity during the intercultural communication. The work presents basic principles, analyze of the model parts and demonstrates their connections.

Текст научной работы на тему «Модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации»

А.В. Сарапулова

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Ключевые слова: коммуникативная креативность, развитие, модель, межкультурная коммуникация.

Аннотация: В статье рассматривается блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации; представлены принципы построения модели, выделены ее блоки и определены их взаимосвязи.

Динамичные процессы глобализации и интеграции мирового пространства, стремительное развитие международных отношений, поликультурность современного общества предъявляют новые требования к молодому специалисту. На первый план выдвигается, наряду с владением выпускниками вуза профессиональными компетенциями, обязательное развитие качеств, позволяющих быть эффективными участниками межкультурной коммуникации. Наряду с толерантностью, флексибильностью, мобильностью и эмпатией важное место занимает коммуникативная креативность, способствующая успешности и конструктивности межкультурного взаимодействия.

Как показывает проведенный анализ научных трудов зарубежных и отечественных авторов (J. Guilford, R. Hoepfher, E. Torrance, Е.П. Ильин, Т.Ю. Осипова, Н.А. Алексеева и др.) по данному вопросу, коммуникативная креативность остается по настоящее время мало изученным явлением, нуждающимся в уточнении содержания, структуры, функций; определении условий и технологии ее эффективного развития. Исследуя коммуникативную креативность через призму межкультурных отношений, мы сформулировали следующее определение данного феномена: коммуникативная креативность - это динамическое инте-гративное качество личности как творческая способность, позволяющая эффективно взаимодействовать с представителями инокультур - адекватно воспринимать культурно-специфическое поведение партнера и пластично варьировать стратегии и тактики с целью достижения взаимопонимания с ним; быстро мобилизоваться в ситуациях, вызывающих «культурный шок»; оригинально решать коммуникативные задачи при ограниченном словарном запасе; интуитивно находить выход из конфликтных ситуаций, проявляя гибкость и толерантность к культурным различиям; при необходимости отказываться от стереотипов и руководствоваться межкультурными ценностями. В плане выполнения исследования развитие данного качества представляет собой целенаправленный непрерывный последовательный процесс качественного изменения коммуникативной креативности студентов, переходящий в более совершенное состояние.

Для детального изучения процесса развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации, в качестве одного из методов педагогического исследования мы выбрали метод дидактического моделирования, которому посвящены труды А.Н. Дахина [2], В.И. Михеева [4], А.М. Новикова [5], В.Э. Штейнберга [7] и других ученых. Вслед за А.Н. Дахиным, под моделированием мы понимаем опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором изучается не сам интересующий объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система -модель, замещающая его [2].

В научной литературе существует множество определений понятия «модель», приведем следующие. Модель - это явление, предмет, установка, любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала [4]; аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры [7]; искусственно созданный объект, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2]; мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или

воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [5].

Модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации является целостной системой, состоящей из компонентов, блоков, подсистем; части системы связываются структурными отношениями, описывающими подчиненность, логическую и временную последовательность решения отдельных задач. Проектирование данной модели опиралось на основные принципы моделирования - наглядность, взаимосвязь компонентов, поэтапность и объективность. За основу модели принята блочно-логическая каузальная модель Р.А. Яфизовой [8], отображающая изучаемый нами процесс и его специфику. Блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза представлена на рисунке 1; в модели использованы следующие сокращения: КК - коммуникативная креативность, М - мотивационный, Э - эмоциональный, К - когнитивный, Т - технологический компоненты. Данная модель характеризуется: направленностью на конкретную цель - развитие коммуникативной креативности студентов университета в процессе межкультурной коммуникации; целостностью, так как все указанные блоки и подструктуры взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и продуцируют результат -повышение уровня развития коммуникативной креативности студентов вуза. Модель содержит инвариантную часть - проблемно-постановочный и концептуальный блоки как предпосылки и теоретико-методологическая основа развития коммуникативной креативности студентов вуза. Вариативные компоненты модели: технология организации учебного процесса - процессуальный блок, - позволяющая выбирать, заменять, варьировать и дополнять механизмы эффективного развития данного качества, учитывая индивидуальные и групповые особенности студентов; а также содержание программы обучения - блок педагогических условий, дающих возможность корректировать порядок и глубину изучения модулей. Структуру разработанной модели образуют взаимосвязанные блоки: проблемно-постановочный, концептуальный, процессуальный, педагогических условий, контрольно-оценочный и результирующий, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Проблемно-постановочный блок отображает экспликацию противоречий на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях; познавательную неопределенность в области развития коммуникативной креативности студентов вуза и замысел исследования, который заключается в изучении феномена коммуникативной креативности в процессе межкультурной коммуникации и уточнении его сущности, содержания и функций; в выделении критериев оценки данного качества и уровней его проявления; в определении концептуальных положений, педагогических условий и технологий эффективного развития коммуникативной креативности у студентов вуза.

Концептуальный блок представляет реализованные подходы (системный, личностно ориентированный, поликультурный, коммуникативно-этнографический, компетентностный) и принципы (межкультурной направленности, диалога культур, творческой речемыслитель-ной активности, междисциплинарных связей, моделирования ситуаций новизны и неопределенности, сотворчества, творческой самореализации и саморазвития), которые в совокупности обеспечивают эффективное развитие коммуникативной креативности студентов.

В процессуальном блоке отражена поэтапная организация процесса развития коммуникативной креативности студентов; на каждом этапе (мотивационный, базовый, творческий, рефлексивный) подбираются соответствующие формы занятий и методика.

Блок педагогических условий включает выявленные педагогические условия: развитие культурно-языковой интуиции, создание креативной образовательной среды, реализация междисциплинарной модульной программы «Креативная межкультурная коммуникация», совместно способствующие развитию мотивационного, эмоционального, когнитивного и технологического компонентов коммуникативной креативности студентов вуза.

Заключительный блок модели - результирующий блок, отображающий формирование результата на основе контрольно-оценочного блока и определяющий совершенствование педагогической практики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

побуждается реконструкция

совершенствуется практика

ПРОБЛЕМНО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ БЛОК:

экспликация противоречий, познавательной неопределенности, замысла исследования.

инициируется исследование

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК:

'КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ (КК)" ПОДХОДЫ

ПРОЦ

ЭТАПЫ РАЗВИТИ1 КРЕА

Мотивационный-»Базовый^Творчески (содержит (содержит |сод<

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

- межкультурной направленности; -диалога культур;

-моделирования ситуации новизны и неопределенности; -творческой речемыслительной активности;

- междисциплинарных связей; -сотворчества, самореализации и саморазвития.

структурируется содержание

Культурно-языковая

интуиция

+

Программа "Креативная межкультурная

коммуникация"

+

Креативная образовательная среда

к Б

Иностранный язык Модули:

№1. Язык, культура, коммуникация; №2. Коммуникативная креативность №3. Диалог и конфликт культур; №4. Аккультурация и «культурный шок»;

№5. Стереотипы и национальный характер;

№6. Культурные особенности коммуникации; №7. Вежливость и этикет; №8. Поликультурная личность.

НО-

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК:

Критерии и показатели

эффективности

процесса

Методики психолого-

педагогической

диагностики

Уровни развития: -низкий, -средний, -высокий

Рис.1. Блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза в процессе межкультурной коммуникации

Особенностью представленной модели является то, что она отражает специфику условий обучения студентов в вузе, поэтапно раскрывает психолого-педагогический механизм развития коммуникативной креативности студентов в процессе межкультурной коммуникации, обеспечивая единство цели и результата, что в совокупности позволяет улучшить педагогический процесс в целом.

Результат создания и применения разработанной модели при проектировании искомой педагогической технологии - новые знания о структуре, наполнении и причинно-следственных

связях технологии обучения, и, как следствие, - повышение качества подготовки будущих специалистов, владеющих коммуникативной креативностью при осуществлении межкультурной коммуникации. То есть, предложенная блочно-логическая модель развития коммуникативной креативности студентов вуза является не только средством отображения объекта и предмета исследования, но и, что важнее, представляет собой инструмент исследования, позволяющий выявить скрытые связи и отношения, визуально представить изучаемый педагогический процесс, изучить его свойства и характеристики, необходимые для совершенствования технологии обучения.

1. Алексеева, Н.А. Формирование коммуникативной креативности будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам: автореф. канд. псих. наук: 19.00.07 [Текст] / Алексеева Наталья Александровна - Н. Новгород, 2008. - 26с.

2. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Да-хин// Стандарты и мониторинг. - 2002. - № 4. - С. 22-26.

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин - СПб., Питер, 2009. -448с. ISBN: 978-5-49807-239-5.

4. Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Серия Психология, педагогика, технология обучения [Текст] / В.И. Михеев -М.: Красанд, 2010. - 224с. ISBN: 978-5-396-00124-4.

5. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология научного исследования [Текст] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Либроком, 2013. - 272с. ISBN: 978-5-397-03715-0.

6. Осипова, Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: дисс. канд.псих.наук.: 19.00.07 [Текст] / Осипова Татьяна Юрьевна - Томск, 2000. - 187с.

7. Штейнберг, В.Э. Дидактическая многомерная технология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://oprb.rU/data/partner/6/message/R3uko6 66310.pdf Дата обращения: 19.05.2013 г.

8. Яфизова, Р.А. Модель реализации междисциплинарных связей в техническом колледже на примере математики и информатики [Текст] / Р.А. Яфизова // Физико-математические и естественные науки: I международная научно-практическая конференция. - М.: Изд-во «Спутник+», 2011.- С. 57-59.

9. Guilford, J., Hoepfher, R. The Analysis of Intelligence. New-York, 1971.- 240p.

10. Torrance, E. Education and Creative Potential. Minneapolis, 1963.- 185р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.