Научная статья на тему 'Специфика формирования профессиональной креативности студентов-педагогов в период обучения в вузе'

Специфика формирования профессиональной креативности студентов-педагогов в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL CREATIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА / PROFESSIONAL CREATIVITY OF THE TEACHER / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чужмакова Алена Николаевна

Данная статья посвящена проблеме специфики формирования профессиональной креативности студентов-педагогов в период обучения в ВУЗе. Профессиональная креативность рассматривается как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности педагога, фактически это качество представляет собой способность педагога к творческой деятельности, в рамках своего профессионального функционала. Обращается внимание на специфические особенности профессиональной креативности, которые оказывают существенное влияние на формирование данного параметра. Авторами разработана психолого-педагогическая программа формирования профессиональной креативности будущих педагогов в период обучения в ВУЗе, которая базируется на использовании тренингов, профессионально-ориентированных сюжетно-ролевых игр. Анализ и интерпретация результатов проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что критерием сформированности профессиональной креативности являются не только степень сформированности ее внутриструктурных компонентов (интеллектуального, индивидуального, социального и эмоционального) и степень их взаимосвязи, а также совокупная сформированность данных параметров, которая и представляет собой собственно профессиональную креативность, но и характер взаимосвязи профессиональной креативности с профессионально важными качествами педагога (когнитивным, личностным, мотивационным, эмпатическим и рефлексивным), эффективностью его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY FORMING THE PROFESSIONAL CREATIVITY OF STUDENTS-TEACHERS IN THE PERIOD OF TRAINING IN THE UNIVERSITY

This article deals with the problem of the specificity of formation of creativity of students-teachers during the training period at the University. Professional creativity is seen as the ability to generate many different original ideas in the conditions of ad hoc activities of the teacher, in fact, this quality represents the ability of teachers to creative activity in the framework of their professional functions. Attention is drawn to the specific features of creativity of which have a significant influence on the formation of this parameter. The authors have developed a psycho-pedagogical program of formation of creativity of future teachers during the period of study at the University, which is based on the use of training, professionally-oriented role-playing games. Analysis and interpretation of empirical research results indicate that the criterion of formation of professional creativity are not only the degree of maturity of its inside structural components (intellectual, individual, social, and emotional creativity) and the extent of their relationship, as well as aggregate formation data parameters that is a actually professional creativity, but the nature of the professional relationship with the creativity of professionally important qualities of the teacher (cognitive, personality, motivational, empathic and reflexive components of the professionally important qualities), efficiency of its activities.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования профессиональной креативности студентов-педагогов в период обучения в вузе»

3. Бабенко, И. И. Традиции и инновации методики обучения русскому языку как иностранному в Китае / И. И. Бабенко, Цзян Цзяин // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2016. - № 10 (175). - С. 121-124.

4. Ван Гоух. О некоторых особенностях системы обучения китайских студентов русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] / Ван Гоух // Российско-китайское сотрудничество. - 2016. - Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4932/1/povr-2016-12-04.pdf

5. Линся Мэн. Обучение русскому языку как иностранному в вузах Китая: проблемы и пути их решения (из опыта работы преподавателей Муданьцзянского педагогического университета) [Электронный ресурс] / Мэн Линся // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. -Режим доступа: http://elib.tomsk.ru/purl/1-11693/

6. Сяося Ло. Использование родной культуры в обучении русскому языку китайских студентов / Ло Сяося // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2017. - № 2 (16). - С. 125-130.

7. Фэн Шисюань. Изучение русского языка китайскими студентами: проблемы, возможности, перспективы / Шисюань Фэн // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2015. - № 2. - С. 70-74.

8. Ши, Т. Анализ обучения русскому языку в Китае в тенденциях развития высшего образования / Т. Ши // Русский язык в Китае. - 2009. - № 1 (02). - С. 6-49.

Педагогика

УДК 159.9

аспирант Чужмакова Алена Николаевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме специфики формирования профессиональной креативности студентов-педагогов в период обучения в ВУЗе. Профессиональная креативность рассматривается как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности педагога, фактически это качество представляет собой способность педагога к творческой деятельности, в рамках своего профессионального функционала. Обращается внимание на специфические особенности профессиональной креативности, которые оказывают существенное влияние на формирование данного параметра. Авторами разработана психолого-педагогическая программа формирования профессиональной креативности будущих педагогов в период обучения в ВУЗе, которая базируется на использовании тренингов, профессионально-ориентированных сюжетно-ролевых игр. Анализ и интерпретация результатов проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что критерием сформированности профессиональной креативности являются не только степень сформированности ее внутриструктурных компонентов (интеллектуального, индивидуального, социального и эмоционального) и степень их взаимосвязи, а также совокупная сформированность данных параметров, которая и представляет собой собственно профессиональную креативность, но и характер взаимосвязи профессиональной креативности с профессионально важными качествами педагога (когнитивным, личностным, мотивационным, эмпатическим и рефлексивным), эффективностью его деятельности.

Ключевые слова: профессиональная креативность, профессиональная креативность педагога, будущие педагоги.

Annotation. This article deals with the problem of the specificity of formation of creativity of students-teachers during the training period at the University. Professional creativity is seen as the ability to generate many different original ideas in the conditions of ad hoc activities of the teacher, in fact, this quality represents the ability of teachers to creative activity in the framework of their professional functions. Attention is drawn to the specific features of creativity of which have a significant influence on the formation of this parameter. The authors have developed a psycho-pedagogical program of formation of creativity of future teachers during the period of study at the University, which is based on the use of training, professionally-oriented role-playing games. Analysis and interpretation of empirical research results indicate that the criterion of formation of professional creativity are not only the degree of maturity of its inside structural components (intellectual, individual, social, and emotional creativity) and the extent of their relationship, as well as aggregate formation data parameters that is a actually professional creativity, but the nature of the professional relationship with the creativity of professionally important qualities of the teacher (cognitive, personality, motivational, empathic and reflexive components of the professionally important qualities), efficiency of its activities.

Keywords: professional creativity, professional creativity of the teacher, future teachers.

Введение. Важно отметить, что основной целью профессионального и высшего образования в настоящее время, является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля. При этом для будущего специалиста важна конкурентоспособность, компетентность, свободное владение своей профессией и ориентирование в смежных областях деятельности, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Для того чтобы данные требования к специалисту могли быть в полной мере реализованы, необходимо развитие его творческого потенциала, который во многом является фундаментом для эффективности деятельности, что наиболее значимо для профессий сферы «человек-человек» [6]. Стоит отметить, что педагогическая профессия требует от специалиста изначально высокого уровня креативности, что обусловлено функционалом деятельности.

Так, в должностные обязанности педагога входит:

- реализация развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности, субьект-субьектного взаимодействия с ней;

- развитие готовности обучающихся к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;

- поиск решения нестандартных профессиональных задач в области интеллектуальной, личностной, социальной, эмоциональной сферы.

Ряд исследований М.М. Кашапова позволяет сделать вывод о том, что креативность является оной из ключевых компетенций педагога, напрямую определяющих эффективность его профессиональной деятельности [7]. В этой связи исключительно важными для педагога являются его собственные творческие возможности.

Особо значимым для нашего исследования представляется и тот факт, что ряд ученых относят креативность к профессионально важным качествам специалиста (М.М. Кашапов, Д.Б. Богоявленская, Е.А, Климов), качествам, критически важным для педагогической деятельности (М.М. Кашапов, Э.Ф. Зеер, Л.С. Попова) [1; 2; 5; 6; 7].Тем самым можно констатировать актуальность заявленной проблематики, значимость исследования профессиональной креативности педагогов, в особенности - исследование особенностей ее формирования в рамках подготовки к профессиональной деятельности.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в обосновании значимости формирования профессиональной креативности студентов-педагогов, выявлении специфических особенностей формирования данного параметра, важности формирования профессиональной креативности именно в период получения профессии, т.е. в период обучения в ВУЗе.

Изложение основного материала статьи. Анализ различных научных подходов к изучению феномена креативности с позиций системного подхода в трудах Д.Б. Богоявленской позволил сделать вывод о том, что основными ее видами являются интеллектуальная, личностная, социальная, эмоциональная креативность [2]. Данные виды креативности являются наиболее обобщенными категориями, к примеру, понятие «коммуникативная креативность» уже, нежели «социальная», в силу чего она в том или ином виде проявляется в любом креативном процессе. Также следует заметить, что интеллектуальная и эмоциональная креативность являются в большей степени новаторскими компонентами, а социальная и индивидуальная (личностная) - адапторскими, исходя из содержания данных понятий [9]. Данная структура профессиональной креативности педагога соотносится с содержанием его деятельности, ключевыми требованиями к профессии и основным функционалом специалистов данного профиля.

Анализ проблемы профессиональной креативности педагога (Д.Б. Богоявленская, Е.А, Климов, В.А, Бодров, Э.Ф Зеер, Л.С. Попова, Ю.П. Поваренков) привел нас к решению выделить ее основные структурные компоненты: интеллектуальный, индивидуальный, социальный, эмоциональный [1; 2; 3; 5; 6; 8].

На основе анализа профессионально важных качеств педагога (О.В. Сорокина, В.А. Толочек, Д.Н, Завалишина) выделены когнитивный, личностный, рефлексивный, эмпатический и мотивационный компоненты [4; 7; 10].

Соотнесение компонентов профессиональной креативности, профессионально важных качеств с содержанием педагогической профессии, особенностями профессионального становления позволило нам отнести профессиональную креативность к профессионально важным качествам педагога и уточнить понятие «профессиональная креативность педагога».

В нашем понимании профессиональная креативность педагога - динамический компонент профессионально важных качеств, включающий интеллектуальный, индивидуальный, социальный и эмоциональный компоненты, совокупная сформированность которых влияет на эффективность деятельности педагога и успешность ее освоения.

Анализируя современные проблемы образования по подготовке специалистов, мы пришли к выводу: развитие творческого потенциала личности в рамках его профессиональной компетентности является важнейшей задачей, но как любое новое начинание данная проблематика в настоящий момент не может претендовать на достаточную разработанность. В связи с этим возникает одна из важных задач образования -создать условия для развития творческого потенциала студентов. Подготовка студентов-педагогов к решению различных профессиональных задач неразрывно связана с необходимостью формирования профессиональной креативности будущих специалистов-педагогов.

В ходе экспериментального исследования, проведенного автором, удалось подтвердить правомерность разделения профессиональной креативности на заявленные ране структурные компоненты, а также подтвердить значимость взаимосвязи профессиональной креативности с профессионально важными качествами педагога и эффективностью его деятельности. Проведенный статистический анализ данных позволяет констатировать то, что профессиональная креативность является одним из ведущих факторов, влияющих на эффективность решения профессиональных задач. На основании корреляционного анализа суммарных показателей и интеркорреляционного анализа компонентов профессиональной креативности экспериментальной и контрольной группы испытуемых на констатирующем этапе исследования можно сделать следующие выводы:

- взаимосвязь между суммарными показателями компонентов профессиональной креативности является значимой для каждого из них. Наиболее сильную взаимосвязь показывает интеллектуальная креативность, наиболее слабую - социальная и эмоциональная креативность. Это характерно для обеих групп испытуемых, т.к. результаты практически однозначны.

- интеркорреляционный анализ показывает в среднем глубокую взаимосвязь г=0.63 в обеих группах испытуемых (используется ге-критерий Спирмена). Наиболее значимыми являются такие компоненты, как интеллектуальная и индивидуальная креативность, т.к. они имеют наибольшую глубину и количество взаимосвязей с другими параметрами.

- по результатом интеркорреляционного анализа ведущую роль демонстрируют параметры, связанные с уникальностью и разнообразием творческих проявлений и самореализацией в творчестве; наименьшую -параметры, связанные с ментальной активностью и осмысленностью креативного процесса. Данная тенденция мешает целостности компонентов профессиональной креативности и связана с тем, что для равномерного развития данных параметров требуется систематическая и целенаправленная включенность в творческий процесс.

- данные интеркорреляционного анализа свидетельствуют о сильной и глубокой взаимосявязи между компонентами эмоциональной и социальной креативности, однако их связь с другими компонентами профессиональной креативности нельзя назвать глубокой, на что указывает количество и сила взаимосвязей их структурных компонентов. Именно на данные компоненты, в силу их слабой взаимосвязи с остальными, следует сделать акцент во время формирующего этапа экспериментального исследования.

- в целом результаты корреляционного анализа суммарных показателей и интеркорреляционного анализа компонентов профессиональной креативности позволяют заявить, что, несмотря на значимую взаимосвязь между всеми суммарными показателями компонентов профессиональной креативности и в среднем глубокой взаимосвязи интеркорреляционных взаимосвязей, профессиональная креативность на начальном этапе диагностики не является сформированной в экспериментальной и контрольной группе испытуемых. На это указывает фрагментарность интеркорреляций, несмотря на их немалое количество в целом.

Исходя из полученных данных, нами были выявлены характеристики, на развитие которых нужно обратить особое внимание. Это, в первую очередь, социальная и эмоциональная креативность - наименее развитие параметры у испытуемых. Данные свидетельствуют о потенциально высокой роли этих параметров в структуре профессиональной креативности (на что указывает кластерный анализ, фиксирующий высокую связность данных параметров), но их низкая степень сформированности мешает реализации заложенного потенциала. Также следует уделить внимание развитию вербальной и невербальной креативности, т.к. данные характеристики в той или иной степени связаны со всеми компонентами профессиональной креативности, их развитие даст нужный толчок в повышении уровня сформированности профессиональной креативности педагога. Развитие параметров, отвечающих за осмысленность креативного процесса, ментальную активность и включенность мотивационной сферы в творческий процесс, также являются значимыми [5; 12].Можно констатировать, что основной специфической чертой формирования профессиональной креативности является направленность на равномерное развитие ее структурных компонентов, исходя из статистического анализа результатов экспериментального исследования, упор необходимо делать на эмоциональную и социальную креативность, поскольку данные параметры эффективно развиваются только целенаправленно, в условиях творческой деятельности.

Мы предполагаем, что интегральным условием развития профессиональной креативности должна выступать включенность субъекта в деятельность, в профессионально-ориентированные ситуации. Автором была разработана специальная психолого-педагогическая тренинговая программа формирования профессиональной креативности студентов-педагогов. Она представляет собой комплекс тренинговых занятий и профессионально-ориентированных сюжетно-ролевых игр. Для данного комплекса характерна игровая форма проведения занятий и постоянно повышающаяся сложность заданий. Специальная психолого-педагогическая программа тренинговых занятий по формированию профессиональной креативности состоит из следующих компонентов:

1. Базовые тренинги способствуют развитию профессиональной креативности в целом, осознанию своих творческих возможностей и самореализации себя в творчестве. Базовые тренинги направлены на формирование общих творческих способностей. В перечень базовых тренингов входят:

- тренинг осознания креативности;

- тренинг абстрактного мышления;

- тренинг преодоления конформности;

- тренинг раскрепощения личности;

- тренинг профессиональных ситуаций;

- тренинг поиска новых идей.

Каждый из представленных тренингов имеет гибкую систему заданий, что позволяет без труда регулировать их сложность и временные рамки выполнения. Базовые тренинги используются на всем протяжении формирующего этапа эксперимента, иногда лишь в виде отдельных заданий.

2. Специализированные тренинги, направленные на развитие интеллектуального, индивидуального, эмоционального и социального компонента профессиональной креативности по отдельности или комплексно, представляют собой систему профессионально-ролевых игр и заданий, которые циклично чередуются. Данный тренинг направлен на развитие следующих компонентов:

- интеллектуальная креативность;

- индивидуальная креативность;

- социальная креативность;

- эмоциональная креативность.

На наш взгляд, представленная психолого-педагогическая тренинговая программа по формированию профессиональной креативности студентов-педагогов позволит эффективно формировать профессиональную креативность студентов-педагогов. Результаты контрольного этапа экспериментального исследования позволяют сделать заключение о том, что реализация заявленной программы позволяет эффективно формировать профессиональную креативность педагогов в рамках обучения в вузе, что обусловлено более чем 50% ростом диагностируемых показателей, усилением разветвленности и глубины корреляционных взаимосвязей.

Выводы. Результаты проведенного теоретического и эмпирического анализа позволяют сделать следующие выводы:

- профессиональная креативность педагога представляет собой совокупность интеллектуальной, индивидуальной, социальной и эмоциональной креативности и выступает как единый фактор в случае равномерного развития внутриструктурных компонентов и достаточного уровня их сформированности;

- если внутриструктурные компоненты профессиональной креативности имеют высокий диапазон значений, совокупность не оказывает существенного влияния на деятельность, либо оказывает противоречивое, отчасти позитивное, отчасти негативное воздействие;

- профессиональная креативность эффективно формируется только в рамках творческой деятельности, связанной с профессиональной сферой;

- в подавляющем большинстве случаев наибольшего внимания требует развитие социальной и эмоциональной креативности, а также развитие связности данных параметров с иными внутриструктурными компонентами профессиональной креативности для того, чтобы совокупность выступала как единый фактор;

- важнейшим критерием того, что профессиональная креативность сформирована в должной мере и выступает как единый фактор, является большая глубина и разветвленность внутриструктурных взаимосвязей, по сравнению с разветвленностью и глубиной взаимосвязей внутриструктурных компонентов профессиональной креативности с внешними совокупностями, в частности, с когнитивным, личностным, мотивационным, рефлексивным и эмпатическим компонентами профессионально важных качеств педагога.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Парадоксы современной психологии творчества: Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства (Пермь, 1-3июня 2005 г.). - М., 2005. - С. 50-52.

2. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М., 2005. - 431 с.

3. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. - М.: ИП РАН, 2006. - 314 с.

4. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: Специфика и проблемы развития. - М.: Изд-во ИП РАН,

2005. - 202 с.

5. Зеер Э.Ф., Попова Л.С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов // Образование и наука. - 2012. - № 1. - С. 94-106.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Логос, 2010. - 304 с.

7. Креативность как ключевая компетентность педагога: Монография / Под ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Т.Г. Киселевой, доц. Т.В. Огородовой. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - 392 с.

8. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - М.: Канцлер, 2008. - 193 с.

9. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во ИП РАН,

2006. - 280 с.

10. Сорокина О.В. Развитие креативности как профессионально-значимого качества личности у студентов-психологов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. - Москва, 2010. - 157 с.

11. Толочек В.А. Профессиональная успешность: от способностей к ресурсам (дополняющие парадигмы) // Психология. Журнал ВШЭ. - 2009. - №3. - С. 27-61.

Педагогика

УДК 378.147:784.9

кандидат педагогических наук, доцент Шинтяпина Инна Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АРТИСТИЗМ, КАК КОМПОНЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗОВ В

ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ВОКАЛОМ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей формирования профессиональных исполнительских умений у будущих педагогов-вокалистов в процессе работы в вокальном классе. Выявляются характеристики артистизма, вербально-невербального сценического мастерства, компоненты драматургического воплощения произведения в процессе его художественно-исполнительского постижения.

Ключевые слова: исполнительские умения, артистизм, вокальная подготовка, средства выразительности, вокальное произведение.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the peculiarities of the formation of professional performing skills for future teachers in the process of working in the vocal class. The characteristics of artistry, verbal-non-verbal scenic skill, components of the artistic-dramatic embodiment of the work in the process of its artistic and dramatic comprehension are revealed.

Keyword: performing skills, pedagogical artistry, vocal training, means of expression, vocal work.

Введение. Образовательная система современной школы выполняет много функций: познавательную, обучающую, развивающую, организацию досуга и др. Но на первый план, все же выходит ее воспитательно-формирующая роль. В связи с этим возникает вопрос: способен ли современный выпускник вуза профессионально грамотно решать социально-воспитательные задачи исследовать результаты своей деятельности? Способен ли он к профессиональной рефлексии, оцениванию своего творческого потенциала и нахождению путей к его разностороннему раскрытию. В настоящее время большое значение в педагогической деятельности уделяется вопросам артистизма, особенно в процессе вокальной подготовки, подчеркивается его необходимость в педагогическом творчестве. Педагогические умения помогают быть интересным человеком и умелым организатором общения на уроке. Педагог, обладающий красивой речью, богатой мимикой, воображением, умением расположить к себе учеников, в процессе общения приносит удовольствие и радость.

Формулировка цели статьи. Эффективность развития артистизма в процессе занятий вокалом, рассматривается как комплекс специальных умений, в круг которых обязательно входят исполнительские коммуникативные умения, обеспечивающие воздействие на эмоциональную сферу в процессе восприятия красоты окружающего мира, человеческих взаимоотношений, произведений искусства. Выявляются условия, при которых в профессиональной педагогической практике коммуникативные умения и артистизм работают в тесном взаимодействии и обусловлены креативным стилем мышления, высоким развитием эмоционально-волевой сферы, коммуникативности на художественно-эстетическом уровне, способности быть привлекательным, инициативным.

Изложение основного материала статьи. Проблемы формирования профессиональных качеств и компетентностей будущих педагогов исследуются в работах Л.Г. Арчажниковой [1], Н.В. Кузьминой [6], Н.Д.Никандрова, В.Кан-Калика [4] и др. ученых-педагогов. Среди них обозначены и такие как исполнительские художественно-коммуникативные умения, артистизм, педагогическая импровизация, находящиеся на стыке педагогики и искусства.

«Искусство обучения не требует ничего иного кроме искусного распределения времени, предметов и метода» [5]. Это высказывание основоположника дидактики Я.А. Коменского как науки включает выражение «искусство обучения», нередко встречающееся в педагогической литературе. Можно привести множество определений, содержащих аналогичный смысл, где педагогика трактуется как наука и как искусство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.