Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / АКТИВИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ КРЕАТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронин Юрий Викторович, Володина Елена Владимировна, Володина Инга Вадимовна

Введение. В эпоху глобализации мировой экономики возрастает роль взаимовыгодного диалога в мировом профессиональном пространстве. В связи с этим приоритетную роль играют все виды коммуникации, взаимодействия и взаиморазвития у специалистов в профессиональной сфере, включая инновационную инженерную и научно-исследовательскую деятельность. Цель исследования: апробировать модель формирования коммуникативной креативности у студентов технического вуза в процессе языковой подготовки. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 163 студента старших курсов Московского политехнического университета (бакалавриат). Занятия проводились как в очной форме, так и в дистанционной форме с помощью виртуальной обучающей среды LMS (Learning management system). Была проведена входная и итоговая диагностика уровня сформированности коммуникативной креативности c помощью коммуникативных заданий, тестовых заданий и заданий на платформе LMS. При этом оценивались следующие параметры коммуникативной креативности: легкость в создании большого количества вариантов поведения; гибкость в изменении субъектом тактик реагирования; оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций. Для оценки статистической значимости различий между группами и установления достоверности полученных данных исследования использовался критерий χ2-Пирсона. Результаты исследования. Разработана модель формирования коммуникативной креативности в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза. и педагогические условия ее реализации. Содержание курса «Иностранный язык» дополнено учебно-методическим пособием «Guide to Innovation», содержащим универсальный модуль «Innovation classification. Types of research and their results», в котором представлен терминологический минимум по инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности. Изменения в результатах подготовки студентов носят неслучайный характер, а эффект изменений обусловлен именно применением комплекса нововведений (χ2= 6,378; p < 0,05). Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что предложенные нами нововведения и средства их реализации являются эффективными, а результаты эксперимента достоверными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаронин Юрий Викторович, Володина Елена Владимировна, Володина Инга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING COMMUNICATIVE CREATIVITY AMONG TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE"

Introduction. In the era of globalization of the world economy the role of mutually advantageous dialogue in the world professional space is increasing. In this regard all forms of communication, interaction and mutual development among specialists in professional sphere including innovative engineering and scientific research activity are a priority. The purpose of the study is to test the model of forming communicative creativity among technical university students in the process of foreign language training. Methods. 163 senior students of Moscow Polytechnic university took part in the experiment (baccalaureate). Classes were conducted both in full-time form and remotely using the virtual learning environment LMS (Learning management system). The entrance and final diagnostics of the level of communicative creativity were conducted with the use of communicative tasks, test tasks and tasks on LMS platform. In this connection the following parameters were evaluated: ease of creating large number of set of behaviors; flexibility in person’s changing response tactics; originality in creating nonstandard solutions of communicative situations. Pearson criterion χ2 was used to evaluate statistical significance of differences and validity of the data obtained between the groups. Results. The model of forming communicative creativity in innovative engineering and scientific research activity among technical university students and pedagogical conditions of its realization were developed. The course content «Foreign language» was complemented with the Tutorial «Guide to Innovation» which contains the universal module «Innovation classification. Types of research and their results» representing the terminological minimum for innovative engineering and scientific research activity. The changes in student learning outcomes are non-random, and the effect of the changes is due to the application of a set of innovations (χ2= 6.378; p < 0.05). Conclusions. The results of the study show that the novelties offered and means of their realization are effective and the results of the experiment are reliable.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 378.147

Ю. В. Шдронин, Е. В. ВолодинА, И. В. ВолодинА

Формирование коммуникативной креативности у студентов технического вуза на примере дисциплины «Иностранный язык»

Введение. В эпоху глобализации мировой экономики возрастает роль взаимовыгодного диалога в мировом профессиональном пространстве. В связи с этим приоритетную роль играют все виды коммуникации, взаимодействия и взаиморазвития у специалистов в профессиональной сфере, включая инновационную инженерную и научно-исследовательскую деятельность.

Цель исследования: апробировать модель формирования коммуникативной креативности у студентов технического вуза в процессе языковой подготовки.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 163 студента старших курсов Московского политехнического университета (бакалавриат). Занятия проводились как в очной форме, так и в дистанционной форме с помощью виртуальной обучающей среды LMS (Learning management system). Была проведена входная и итоговая диагностика уровня сформированности коммуникативной креативности c помощью коммуникативных заданий, тестовых заданий и заданий на платформе LMS. При этом оценивались следующие параметры коммуникативной креативности: легкость в создании большого количества вариантов поведения; гибкость в изменении субъектом тактик реагирования; оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций. Для оценки статистической значимости различий между группами и установления достоверности полученных данных исследования использовался критерий х2-Пирсона.

Результаты исследования. Разработана модель формирования коммуникативной креативности в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза. и педагогические условия ее реализации. Содержание курса «Иностранный язык» дополнено учебно-методическим пособием «Guide to Innovation», содержащим универсальный модуль «Innovation classification. Types of research and their results», в котором представлен терминологический минимум по инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности. Изменения в результатах подготовки студентов носят неслучайный характер, а эффект изменений обусловлен именно применением комплекса нововведений (х2= 6,378; p < 0,05).

Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что предложенные нами нововведения и средства их реализации являются эффективными, а результаты эксперимента достоверными.

Ключевые слова: коммуникативная креативность, активные методы, активизация деятельности, методы стимуляции креативности

Ссылка для цитирования:

Шаронин Ю. В., Володина Е. В., Володина И. В. Формирование коммуникативной креативности у студентов технического вуза на примере дисциплины «Иностранный язык» // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 200-218. doi: 10.32744/ pse.20222.12

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 12 December 2021 Published: 30 April 2022

Yu. V. Sharonin, E. V. Volodina, I. V. Volodina

Forming communicative creativity among technical university students on the example of the discipline «Foreign language»

Introduction. In the era of globalization of the world economy the role of mutually advantageous dialogue in the world professional space is increasing. In this regard all forms of communication, interaction and mutual development among specialists in professional sphere including innovative engineering and scientific research activity are a priority.

The purpose of the study is to test the model of forming communicative creativity among technical university students in the process of foreign language training.

Methods. 163 senior students of Moscow Polytechnic university took part in the experiment (baccalaureate). Classes were conducted both in full-time form and remotely using the virtual learning environment LMS (Learning management system). The entrance and final diagnostics of the level of communicative creativity were conducted with the use of communicative tasks, test tasks and tasks on LMS platform. In this connection the following parameters were evaluated: ease of creating large number of set of behaviors; flexibility in person's changing response tactics; originality in creating nonstandard solutions of communicative situations. Pearson criterion x2 was used to evaluate statistical significance of differences and validity of the data obtained between the groups.

Results. The model of forming communicative creativity in innovative engineering and scientific research activity among technical university students and pedagogical conditions of its realization were developed. The course content «Foreign language» was complemented with the Tutorial «Guide to Innovation» which contains the universal module «Innovation classification. Types of research and their results» representing the terminological minimum for innovative engineering and scientific research activity. The changes in student learning outcomes are non-random, and the effect of the changes is due to the application of a set of innovations (x2= 6.378; p < 0.05).

Conclusions. The results of the study show that the novelties offered and means of their realization are effective and the results of the experiment are reliable.

Keywords: communicative creativity, active methods, revitalization, methods of stimulating creativity

For Reference:

Sharonin, Yu. V., Volodina, E. V., & Volodina, I. V. (2022). Forming communicative creativity among technical university students on the example of the discipline «Foreign language». Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 56 (2), 200-218. doi: 10.32744/pse.2022.2.12

_Введение

Современное информационное общество задает новые формы социальных коммуникаций. В связи с этим будущим специалистам требуются не только профессиональные знания, но и социально-значимые личностные качества: системное творческое мышление, коммуникативная креативность, умение работать в команде, толерантность, стремление к самопознанию и саморазвитию, нравственность и правосознание, высокая профессиональная ответственность перед обществом, гражданская позиция, духовность. В настоящее время для того, чтобы создать конкурентоспособное изделие специалист должен быть целенаправленно подготовлен к творческой деятельности, генерированию новых нестандартных идей. Такой специалист будет способен формировать рынок интеллектуальной продукции. При подготовке таких специалистов должна быть создана инновационная образовательная траектория обучения и воспитания. Педагогическая система обучения должна обеспечивать:

• целостность учебно-воспитательного процесса;

• устойчивую мотивацию творческой деятельности студентов;

• овладение в процессе обучения в вузе современной методологией инженерного творчества;

• разработкой и реализацией интегративных курсов по общенаучным, общетехническим и специальным дисциплинам;

• формирование у студентов начиная с первого курса психологической

• установки на творчество;

• создание творческой среды в вузе, стимулирующей непрерывность формирования системного творческого инженерного мышления, используя компьютерные системы интеллектуальной поддержки мышления (повышение мотивации поисковой познавательной деятельности, отбор содержания обучения, поэтапную организацию поисковой познавательной деятельности студентов, участие студентов в проектной деятельности с первого курса, комплектование творческих групп).

Для реализации целей и задач подготовки специалистов нового поколения большое значение имеет концепция обучения английскому языку как языку профессионального общения ESP (English for Special / Specific Purposes - английский язык для специальных целей). Иностранный язык является средством познания, языком специальности и коммуникации. Использование иностранного языка как средства познания, создание нового знания и его реализация в инновационных продуктах, процессах, услугах и их коммерциализации способствует устойчивому развитию экономики государств.

В настоящее время особо важную роль приобретает коммуникативная креативность. «Коммуникативная креативность представляет собой способность личности нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной коммуникативной задачи. Наиболее выраженными когнитивно-поведенческими показателями коммуникативной креативности являются: легкость в создании большого количе-

ства вариантов поведения, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций [5, с. 7].

_Обзор литературы

Со второй половины ХХ века креативность активно изучается социологами, психологами и педагогами. Следует отметить, что различные исследователи трактуют

w W п

по-разному смысл этой психологической категории. В психологическом словаре творчество определяется как «всякая практическая или теоретическая деятельность, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты)» [1, с. 484].

Творческим продуктом креативного человека могут быть новые возможности делового общения. В организации креативной коммуникативной деятельности важными ориентирами являются цели общения:

• установление контактов между участниками диалога;

• обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;

• побуждение активности партнера по общению, направленной на выполнение взаимовыгодных действий;

• координация - согласование организации совместной деятельности; осознание смысла намерений, установок партнера по общению;

• влияние на эмоции, намерения, решения, мнения;

• установление отношений в системе делового общения;

• убеждение и переубеждение партнера - самая трудная из целей общения -разрешение конфликтов [15].

Наличие творческих способностей помогает превращать конфликтную ситуацию в творческую задачу, находить оригинальные способы ее решения, которые способствуют более эффективному разрешению конфликта, составлять прогноз возможных действий индивида [16].

Говоря о традиционных взглядах на креативность, отраженных в современных исследованиях, А.В. Морозов отмечает, что она «рассматривалась как личностная категория, и споры в основном велись по поводу уточнения ее трактовки, а именно: креативность как дивергентное мышление (Дж. Гилфорд, О. К. Тихомиров), или интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-Томина), или как интегрированное качество личности (Я. А. Пономарев и др.)» [10, с. 69]

Многие авторы уделяют внимание личностным аспектам творчества. В словаре А. Ребера дано понятие креативности: «Креативность - термин, используемый для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми» [12]. J. Perry-Smith, С. Shalley определяют креативность на индивидуальном уровне: «это подход к деятельности (работе), который ведет к генерированию новых и соответствующих идей, процессов и решений» [24].

Но, творческий продукт не может быть просто новым. Он должен быть еще и адаптивным, т. е. соответствующим разным ограничениям, накладываемым ситуацией, в которой находится человек. Когда в специальных исследованиях у испытуемых выясняют их представления о креативности, они обычно упоминают новизну и адаптивность [22].

E. Torrance приравнивает креативность к творческому мышлению, считая, что она связана прежде всего с процессом решения проблем и включает в себя следующие составляющие [27]:

• чувствительность к проблемным ситуациям;

• поиск, выделение и формулирование проблемы;

• генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы;

• проверку этих гипотез;

• нахождение и формулирование решений;

• интерпретацию и популяризацию результатов.

J. Guilford [18; 19] выделяет шесть параметров креативности:

• способность к обнаружению и постановке проблем;

• способность к генерированию большого количества проблем;

• семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

• оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

• способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

• способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость, т. е. способность увидеть в объекте новые признаки, найти их новое использование.

J. Guilford определяет креативность как совокупность личностных характеристик, способствующих творческому мышлению. Он отмечает, что креативность опирается на разные умственные операции, в особенности на дивергентное мышление.

А.В. Либин определяет феномен креативности как особую форму самовыражения, связанную «с конструктивной тенденцией в развитии личности и активностью, направленной на созидание, а не разрушение» [9].

S. Said-Metwaly и его соавторы описывают 4 подхода к изучению креативности - исследование творческого процесса, творческой личности, творческой среды и конечного инновационного продукта [25]. M. Tang отмечает, что креативность в группе обусловлена фактором среды (коммуникация, коллаборация и поддержка со стороны коллег) и когнитивными факторами [26]. Общепризнано, что креативность соотносится к производству новых и полезных идей или решений проблем [23]. С.Р. Яголковский при анализе методов стимуляции инновационного мышления определяет инновационность как «способность воспринимать и осмысливать, а затем при необходимости модифицировать и внедрять новую оригинальную идею. Она связана, с одной стороны, с чувствительностью к новому и нестандартному, а с другой - со способностью не столько продуцировать новые идеи и решения, сколько уметь их адаптировать и внедрять» [17].

Взаимосвязь между изучением иностранного языка и креативностью мышления исследовались авторами: И.А. Новикова, А.Л. Новиков, Н. С. Бериша

[11], Р. Jawahar [20]. J. Lu и соавторы отмечают, что глубина зарубежного опыта зависит от знания иностранного языка [21]. Они показывает, что знание иностранного языка может влиять на творчество лишь косвенно как инструмент межкультурного общения. Авторы (M. B. Wello, S. Nur, A. Azis) отмечают важность влияния межкультурной коммуникации на профессиональную деятельность специалистов [28].

О.В. Лешер и А.В. Сарапулова определяют коммуникативную креативность «как динамическое интегративное качество личности, связанное с её готовностью и спо-

собностью к эффективному межкультурному взаимодействию» [8]. Согласно точке зрения этих ученых, коммуникативная креативность включает в себя мотивационный, эмоциональный, когнитивный и технологический компоненты, развитие которых позволяет студенту стать креативной поликультурной личностью. Чтобы раскрыть структуру системы развития коммуникативной креативности студентов Л.А. Дорошук и С.А. Новоселов выделяют характеристики коммуникативной креативности: «легкость в создании многочисленных вариантов поведения индивида, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, использовании разнообразных приемов поведения, оригинальность, которая проявилась в создании нестандартных способов решения ситуаций проблемного характера» [6].

Единство мнений ученых состоит лишь в одном: понятие творческая личность может быть отнесено к категории феноменальных, необычных, исключительных. Творческая личность - это человек носитель творчества, субъект творческой деятельности, при которой рождается нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью и полезностью.

Обращение к новой научной парадигме обусловлено современной ситуацией в мире, в которой специалист должен быть способным строить взаимовыгодный диалог в мировом профессиональном пространстве, что является как в интересах общества, так и самого специалиста.

Согласно классификации Г.К. Селевко педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (активные методы обучения) - это технологии, у которых цели и средства активизации составляют главную идею и становятся основой эффективности результатов, а функции активности включают в себя целевые ориентации (см. табл. 1). [14]

Таблица 1

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности

обучающихся (активные методы обучения)

Виды Целевые ориентации

1.Игровые технологии 1. Развлекательная - доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес. 2. Коммуникативная - освоение диалектики общения. 3. Межнациональная коммуникация - усвоение для всех людей социально-культурных ценностей. 4. Социализация-включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

2.Проблемное обучение Усвоение знаний умений, повышение прочности знаний, усвоение способов самостоятельной деятельности, формирование поисковых и исследовательских умений, развитие познавательных и творческих способностей

З.Технология современного проектного обучения Стимулирование мотивации на приобретение знаний. Формирование компетенций Развитие исследовательских умений Развитие способностей к аналитическому критическому и творческому мышлению

4.Интерактивные технологии:

-Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Развитие качеств личности: критическое мышление рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность.

-Технология проведения дискуссий Обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества.

-Технология «Дебаты» Формирование логического и критического мышления, эмпатии и толерантности, формирование речевой деятельности и манер при публичном поведении.

-Тренинговые технологии Личностный рост - развитие личности; - развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, повышение уровня психологической культуры.

5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Овладение общением на изучаемом языке. Усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения. Ведение диалога, деловой беседы, дискуссии и т.п. Овладение наиболее употребительной лексикой, освоение лексического минимума. Чтение оригинальных текстов различных жанров. Деловые сообщения, рассуждения в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов.

Взаимосвязь науки, образования и производства имеет приоритетное значение в настоящее время. На рисунке 1 приведена структурно-функциональная схема инновационной системы в условиях рынка технических инноваций, на которой приведены создание, реализация и эксплуатация технических инноваций в условиях рыночной конкуренции [7].

Гыио-иын

МШМШ |>ин<зчц<н1 ^ИОргЦМЯЩМ (ЦогП(*о*1 лрсьи-По ЛМОТЩИ-р.11ИЦI ШПОНКАМИ!)}

1 (МIII>ВЛ11Л1>111ич ^ 1К~I VчЛ

1 !■■№•. Г И

РлфлГкикл ТИ

пни I Л:

Конч^рщм* щичмч 1М

1

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

■1М11Я

][рие^ТП —| [ЧЮ-ШШ'

конпру мрыыиш'

Пронзюдст £ №> ЗЭ

С&мт

Эваыуа

1ЛИКН

I Ьшиспчи

1Ьинимпшмшыи мсис.имгш {ар! 411 умрлв.и-ммм)

Рисунок 1 Структурно-функциональная схема инновационной системы в условиях

рынка технических инноваций

Надсистемные функции инновационных систем:

• сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающее механизм сбалансированного спроса и предложения (спрос растет - появляются новые предприятия и технологии, падает и часть предприятий или закрывается или перепрофилируется;

• развитие конкуренции создающее систему мотивационных стимулов для более полного использования знаний участников рынка, что вызывает активизацию разработки новых и использование имеющихся инновационных ресурсов: материальных, кадровых, организационных и технологических;

• формирование новых рабочих мест;

• формирование инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации производства [13], сбыта и финансирования.

Этапами научного исследования являются: фундаментальные исследования, поисковые исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские исследования, экспериментальные работы. Результатом фундаментальных исследований являются научные идеи, открытия и концепции (теории). Результатом поисковых исследований являются научные прогнозы, формирование и развитие технических инноваций. Результатом прикладных исследований является формирование технических инноваций в виде технических систем и технологий. Результатом опытно-конструкторских работ является материализация технических систем и технологий. Результатом экспериментальных работ является практическое внедрение технических систем и технологий. Функции всех элементов инновационной системы направлены на генерирование (поиск, разработку), коммуникацию (распространение, диффузию), трансформацию (развитие, преобразование) и непосредственную реализацию (эксплуатацию) технических инноваций. Разработка и внедрение нововведений проводились с учетом положений данного системного подхода.

Возрастает роль коммуникации в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности для современного специалиста. Чтобы отвечать современным требованиям, будущий специалист помимо усвоения необходимого ядра профессиональных знаний, должен иметь творческое воображение, уметь им управлять, научиться системно мыслить, преодолевать инерцию мышления, выявлять и разрешать технические противоречия, генерировать нестандартные идеи, обладать умениями многовариантного решения задач и их объективной оценки, обладать коммуникативной креативностью в межкультурном общении.

Креативность личности определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределенности; это внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе. Креативная личность -это личность, которая может сохранять гармоническое равновесие между смутными ощущениями, вызванные интуицией, четкими образами, вызванными воображением, и логическими доводами мышления.

На основании проведенного нами анализа научной литературы, ФГОС по направлениям подготовки, учебных планов и рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык» нами сделан вывод о необходимости формирования коммуникативной креативности в процессе профессиональной подготовки студентов технического вуза, включая инновационную инженерную и научно-исследовательскую деятельность.

Цель исследования - апробировать модель формирования коммуникативной креативности у студентов технического вуза в процессе языковой подготовки. Задачи исследования - разработать модель формирования коммуникативной креативности в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза и создать педагогические условия ее реализации, апробировать нововведения, диагностировать уровень коммуникативной креативности студентов.

_Материалы и методы

Проведенное исследование базируется на концепции единства языка, мышления и культуры, компетентностном, коммуникативном и лингвосоциокультурном подходах, современных научных представлениях о структуре общения. Проведен анализ стандартов высшего профессионального образования, учебных планов и рабочих программ. В исследовании приняли участие 163 студента старших курсов Московского политехнического университета. Педагогический эксперимент проводился в два этапа. В первом этапе эксперимента приняли участие 109 студентов. В этот период (2018 - 2020 гг.) было разработано и апробировано учебно-методическое пособие «Guide to Innovation», которое является дополнением к профессиональному тезаурусу по инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности. Во втором этапе эксперимента (2020 - 2022 гг.) приняли участие 54 студента факультета «Информационные технологии», направления подготовки 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» и 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» (27 человек - в экспериментальной группе (ЭГ), 27 человек - в контрольной группе (КГ)). Обучение в ЭГ осуществлялось с применением нововведений:

• модели формирования коммуникативной креативности в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности у студентов технического вуза;

• педагогических условий реализации модели (педагогическая система и ее характеристики с использованием педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: активные методы обучения, методы стимуляции креативности (мозговой штурм, метод контрольных вопросов, метод фразеологизмов и др.), способствующих формированию коммуникативной креативности;

• универсального модуля «Innovation classification. Types of research and their results», содержащего терминологию по инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности.

Обучение в КГ проводилось по традиционной программе профессиональной подготовки.

Для оценки эффективности предложенных нововведений проводился сравнительный анализ результатов у студентов в ЭГ и КГ согласно принятым дескрипторам. Замеры делались на начальном и заключительном этапах эксперимента с применением дескрипторов и учетом балльно-рейтинговой системы. В качестве измерителей использовались задания коммуникативного характера, тестовые задания и задания на платформе LMS. Статистическая значимость различий и достоверность результатов полученных данных в контрольных и экспериментальных группах оценивалась с помощью критерия х2-Пирсона.

_Результаты исследования

На основании исследования представлены характеристики педагогической системы в таблице 2.

Таблица 2

Педагогическая система

Характеристики Педагогическая система

Цель обучения Практическая, общеобразовательная, воспитательная развивающая, стратегическая, (глобальная) Осознанное овладение фундаментальными знаниями - ядром информации, целенаправленное формирование компонентов творческого мышления, развитие воображения, фантазии.

Характер педагогического процесса Творческое развитие личности, ее профессионально-значимых качеств, эмоциональной сферы личности.

Воспитательный аспект Твердые нравственные и волевые качества: воля, широкий кругозор, уверенность в своих творческих возможностях, активность, стремление к самосовершенствованию, самовыражению, самоконтролю, толерантность, здоровый образ жизни.

Содержание обучения Направленность в будущее, ориентация на активное раскрытие умственных воз-можностей, подъем творческого потенциала.

Схема познавательной деятельности Схема поисковой познавательной деятельности.

Изучение личности студента, учебной группы Изучение психологических свойств личности студентов, стиля межличностного общения и коллектива учебной группы

Мотивация творческой деятельности студентов Воздействие на любознательность, профессиональный интерес, эмоциональную сферу личности.

Управление познавательной деятельностью студентов Гибкое. Стиль руководства-демократичный - сотрудничество, сотворчество.

Методические материалы для студентов Проблемное содержание, оптимальное умственное напряжение

Результат учебной деятельности студентов Формирование компетенций.

Рубежный контроль Проверка способности оперировать знаниями.

Итоговый контроль (экзамен) Владение компетенциями

Реализация основных дидактических принципов осуществляется активными методами обучения и методами стимуляции креативности (мозговой штурм, вопросо-от-ветный развивающий прием, метод фразеологизмов и др.) через структуру занятий, их оригинальное наполнение. Структура занятия изображена на рисунке 2.

Рисунок 2 Структура занятия креативной педагогической системе

1. Мотивация - система приемов, способных вызвать удивление, развить любознательность, интерес к дисциплине.

2 и 6. Содержание - содержат программный материал курса и обеспечивает формирование системного мышления и творческих способностей.

3. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга.

4. Головоломка - развитие творческого воображения и фантазии с помощью методов: контрольных вопросов, метода фразеологизмов метода снежного кома метод золотой рыбки и др.

Устойчивая направленность на потребность на повышение уровня коммуникативной креативности в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности

т

Межкультурные знания (знание особенностей культур, их общих и различных ценностей, способность применять их в профессиональной деятельности, знание зон потенциального конфликта культур)

I

Умение оценивать свой речевой опыт, создавать положительный фон общения, регулировать эмоции, оригинально выражать свои мысли гибко используя операции, формы и функции дискурсивного мышления

Сформированность общей культуры, владение нормативными образцами профессионального поведения в других культурах, легкость в создании большого количества вариантов поведения

т

Нововведения

Принципы

системности, функциональности (опора на профессиональный тезаурус), коммуникативности, гуманистическое содержание профессиональных тестов (включая тексты по инновационной и научно-иссл едователской деятельности, п ол и кул ьту рность

Технологии

игровые технологии, проблемное обучение, технология современного проектного обучения, интерактивные технологии, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Методы, приемы

Знания

Н

различных аспектов языка, норм речевого и неречевого поведения и соответствующих им корпоративных стратегий и тактик

Н*

Умения

находить общие позиции и готовность идти на разумный компромисс, передавать и запрашивать информацию различными способами, добиваться необходимого результата с использованием различных стратегий дискурса, совместно решать возникающие проблемы и др.

Н>

активные методы обучения, методы стимуляции креативности (мозговой штурм, вопросо-ответн ый развивающий прием, метод фразеологизмов и др.), рефлексивности, профессионально-речевой сензитивности

Качества

проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно, гражданская позиция, широта гуманистических взглядов, культурная полицентрич-ность, толерантность, общительность, склонность к созданию связей с другими людьми,любовь к людям и к профессии

Результат обучения - сформированность у студентов коммуникативной

Схема Модель формирования коммуникативной креативности в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности

у студентов технического вуза

5. Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющих зданий, направленных на развитие мотивации, мышления и творческих способностей обучающихся.

7. Компьютерная интеллектуальная поддержка обеспечивает мотивацию и развитие мышления.

8. Обратная связь. Оценка выполненных заданий на платформе MOODLE LMS и при аудиторных занятиях.

Нами разработана модель формирования коммуникативной креативности, которая структурируется совокупностью следующих компонентов: мотивационный, когнитивно-прагматический, эмоционально чувственно оценочный, поведенческий нравственно-этический.

Реализация модели (схема) возможна при:

• выполнении характеристик педагогической системы табл. 2 в учебном процессе;

• использовании активных методов обучения и методов стимуляции креативности (мозговой штурм, вопросо-ответный развивающий прием, метод фразеологизмов и др.);

• использовании информационно-телекоммуникационной среды (компьютерные технологии, сетевые технологии, платформа LMS);

• опоре на формирование интегративной толерантности [4].

• использовании универсального модуля «Innovation classification.

Types of research and their results» на базе учебно-методического пособия «Guide

to Innovation» включающего следующие темы:

• Types and Innovation Classification According to the Oslo Manual (Типы и классификация инноваций согласно Руководству Осло)

• Types and Innovation Classification According to the American System (Типы и классификация инноваций по Американской системе)

• Innovation Company (Инновационная компания)

• Types of Research and their Results (Виды исследований и их результаты) и др. [3]

• использование вопросо-ответного развивающего приема [2].

Данная тематика разработана исходя из того, что инновации являются фундаментом экономики, а научные исследования - фундаментом инноваций.

_Результаты эксперимента

Эксперимент проводился в Московском политехническом университете с 2018 по 2022 годы на кафедре «Иностранные языки». Эксперимент проведен в два этапа. Первый этап. Проведена проверка эффективности и доступности содержания учебно-методического пособия «Guide to Innovation», включающего универсальный модуль «Innovation classification. Types of research and their results» для студентов технических направлений подготовки. В опытном апробировании нового содержания обучения приняли участие 109 студентов технических направлений подготовки.

Второй этап. Выявление эффективности внедренных в практику предложенных нововведений: модели формирования коммуникативной креативности и педагогических условий её реализации у студентов технических направлений подготовки, уровень образования - бакалавриат. Оценку результатов обучения производим по балльно-рейтинговой системе, приведенной к общепринятой четырехбалльной

системе оценки - отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. В ходе эксперимента определена динамика формирования коммуникативной креативности (до и после эксперимента) по дескрипторам (см. табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Дескрипторы оценки коммуникативной креативности

№ п/п Легкость в создании вариантов поведения Гибкость тактик реагирования Оригинальность способов разрешения коммуникативных ситуаций

1 толерантность готовность к совместному решению возникающих проблем умение находить общие позиции и идти на разумный компромисс

2 грамотная аргументация позиции разнообразие речевых формул реагирования умение передавать и запрашивать информацию различными способами

3 умение добиваться необходимого результата с использованием различных стратегий дискурса

Оценка проводилась по балльно-рейтинговой системе (см. табл. 4).

Таблица 4

Шкала оценивания

Баллы Оценка

85 - 100 отлично - высокий уровень

70 - 84 хорошо - средний уровень

55 - 69 удовлетворительно - низкий уровень

0 - 54 неудовлетворительно

Динамика формирования коммуникативной креативности представлена в таблице 5.

Таблица 5

Динамика формирования коммуникативной креативности (сравнительный анализ результатов эксперимента)

Этапы эксперимента Уровни подготовки студентов к коммуникации в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности

Низкий Средний Высокий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Кол-во студентов Процент Кол-во студентов Процент Кол-во студентов Процент Кол-во студентов Процент Кол-во студентов Процент Кол-во студентов Процент

Начало 19 70,4 18 66,7 5 18,5 7 25,9 3 11,1 2 7,4

Конец 3 11,1 11 40,7 18 66,7 13 48,2 6 22,2 3 11,1

В ходе эксперимента определен уровень коммуникативной креативности до и после эксперимента с помощью коммуникативных заданий, тестовых заданий и заданий на платформе LMS. При этом оценивались следующие параметры коммуникативной креативности:

• легкость в создании большого количества вариантов поведения;

• гибкость в изменении субъектом тактик реагирования;

• оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций.

На начало эксперимента было установлено, что у 70,4 % студентов экспериментальной группы и 66,7 % студентов контрольной группы выявлен низкий уровень коммуникативной креативности. Эти студенты осуществляют общение не владея гибкими тактиками и стратегиями коммуникации (умение адекватно реагировать на реплики партнера, умение вовлечь партнера в общение, соблюдение равенства позиций и ненавязывание своей точки зрения и т.д.), легкостью общения (умение находить общие позиции и готовность идти на компромисс, разнообразие речевых формул реагирования) и оригинальностью (умение передавать и запрашивать информацию различными способами, умение добиваться необходимого результата с использованием различных стратегий дискурса). У 18,5 % студентов экспериментальной группы и 25,9 % студентов контрольной группы был выявлен средний уровень коммуникативной креативности. Студенты со средним уровнем частично используют в общении гибкие тактики и стратегии коммуникации, проявляют легкость и оригинальность в общении. У 11,1 % студентов экспериментальной группы и 7,4 % студентов контрольной группы был выявлен высокий уровень коммуникативной креативности. Эти студенты владеют гибкими тактиками и стратегиями коммуникации (умение адекватно реагировать на реплики партнера, умение вовлечь партнера в общение, соблюдение «равенства позиций» и ненавязывание своей точки зрения и т.д.), показывают легкость общения (умение находить общие позиции и готовность идти на компромисс, разнообразие речевых формул реагирования) и оригинальность (разнообразие речевых форм реагирования, умение передавать и запрашивать информацию различными способами, умение добиваться необходимого результата с использованием различных стратегий дискурса).

На заключительном этапе эксперимента была проведена итоговая диагностика уровня коммуникативной креативности у студентов контрольной и экспериментальной групп. Данные диаграмм показывают существенный рост результатов в экспериментальной группе на среднем и высоком уровнях и резкое их снижение на низком уровне. В контрольной же группе они менее выражены по сравнению с результатами экспериментальной группы. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что нововведения, реализованные при использовании активных методов обучения и разработанного содержания обучения, и дидактических принципов педагогической системы, и методов стимуляции креативности, способствовали увеличению уровня коммуникативной креативности.

Обработка результатов эксперимента произведена с применением анализа произвольных таблиц сопряженности с использованием критерия х2-Пирсона ^М^:// medstatistic.ru/calculators/calchit.html).

Входная диагностика уровня сформированности коммуникативной креативности (до эксперимента) представлена в таблице 6.

Таблица 6

Частотное распределение уровня коммуникативной креативности студентов

Факторный признак Результативный признак Сумма

Низкий Средний Высокий

ЭГ 19 5 3 27

КГ 18 7 2 27

Всего 37 12 5 54

Число степеней свободы равно 2. Значение критерия х2 составляет 0,560. Критическое значение х2 при уровне значимости р<0.05 составляет 5,991. Связь между факторным и результативным признаками статистически не значима.

Итоговая диагностика уровня сформированности коммуникативной креативности (после эксперимента) представлена в таблице 7.

Таблица 7

Частотное распределение уровня коммуникативной креативности студентов

Факторный признак Результативный признак Сумма

Низкий Средний Высокий

ЭГ 3 18 6 27

КГ 11 13 3 27

Всего 14 31 9 54

Значение критерия х2 составляет 6,378. Критическое значение х2 при уровне значимости р < 0,05 составляет 5,991. Связь между факторным и результативным признаками статистически значима.

Делаем вывод - эффект изменений обусловлен применением в учебном процессе нововведений.

Уровень коммуникативной креативности

66

29

11

9 6

Щ М

Низкий Средний Высокий

■ Экспериментальная ■ Контрольная

Рисунок 3 До эксперимента

Низкий Средний Высокий

■ Экспериментальная «Контрольная

Рисунок 4 После эксперимента

_Обсуждение результатов

Результаты проведенного авторами исследования имеют теоретическую значимость и научную новизну, заключающиеся в том, что сделан вклад в развитие теории и методики обучения иностранному языку профессионального общения ESP (English for Special / Specific Purposes - английский язык для специальных целей).

Предложена концепция обучения из двух модулей: язык специальности и язык в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности, предложена модель формирования коммуникативной креативности и методы её реализации с помощью педагогической системы обучения. Предложены методы активизации и интенсификации деятельности обучающихся и методы стимуляции коммуникативной креативности, разработано учебно-методическое пособие «Guide to Innovation», содержащее универсальный модуль «Innovation classification. Types of research and their results», который включает терминологический минимум по инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности.

В ходе исследования получили развитие теоретические аспекты формирования коммуникативной креативности и параметров, определяющих её уровень. Предложен вопросо-ответный развивающий прием, связывающий операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация), формы мышления (суждение, понятие, умозаключение), функции дискурсивного мышления (индукция, дедукция) и классификатор вопросов: вопросы на анализ, на конкретизацию (обобщение), вопросы на прогнозирование, проектные вопросы, вопросы на выделение сущности, вопросы на обоснование позиции [2].

Полученные нами данные согласуются с мнением авторов работ [6; 8]. Согласно точке зрения этих ученых, коммуникативная креативность включает в себя мотива-ционный, эмоциональный, когнитивный и технологический компоненты, развитие которых позволяет студенту стать креативной поликультурной личностью. Ими выделены характеристики коммуникативной креативности: легкость в создании многочисленных вариантов поведения индивида, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, использовании разнообразных приемов поведения, оригинальность, которая проявилась в создании нестандартных способов решения ситуаций проблемного характера.

Однако следует отметить, что формирование коммуникативной креативности у студентов технического профиля недостаточно изучено в условиях рыночных отношений и конкурентной среды. В связи с этим нами рассмотрено формирование коммуникативной креативности в сфере инновационной инженерной и научно исследовательской деятельности на основе системного подхода в условиях рынка технических инноваций. Проведенное исследование базируется на концепции единства языка, мышления и культуры, компетентностном, коммуникативном и лингвосоциокультур-ном подходах, современных научных представлениях о структуре общения.

Инженерное творчество используется как педагогическое средство, которое позволяет в единстве вести развитие, обучение и воспитание духовного развития студентов. Коммуникативная креативность расширяет богатство внутреннего мира студента и является для него лично самоценностью, реализацией смысла жизни, предназначения человека.

_Заключение

В связи с переходом России на инновационный путь развития перед педагогической наукой стоит задача подготовки профессионалов нового поколения. Важный компонентом успешной подготовки будущего специалиста, живущего в глобальном взаимозависимом мире, становятся все виды коммуникации, взаимодействия и взаиморазвития. Иностранный язык, как и родной язык, тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества. Он выполняет функции общения и познания. В профессиональном становлении специалиста большое значение играет успешная профессиональная коммуникация, важным компонентом которой является коммуникативная креативность. Коммуникативная креативность рассмотрена нами с точки зрения:

• когнитивного аспекта (механизмы, с помощью которых происходит концептуализация явлений в языке, а также усвоение, переработка, хранение и извлечение информации);

• коммуникативного аспекта (механизмы взаимодействия участников в дискурсе, стратегии управления коммуникативным потоком);

• культурно-обусловленного аспекта (фон знаний, установок и ценностей, избежание зон потенциального конфликта, культурно-языковая картина мира, которая позволяет участникам дискурса адекватно интерпретировать сообщение партнера и строить свои с учетом модели сознания адресата).

В результате внедрения комплекса нововведений (модели формирования коммуникативной креативности и средств ее реализации) на современном этапе развития общества актуализирована проблема подготовки специалистов технического профиля, обладающих коммуникативной креативностью в сфере инновационной инженерной и научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой психологический словарь под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 632 с.

2. Володина Е.В. Формирование профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2008. 159 с.

3. Володина Е.В., Володина И.В. Guide to Innovation: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Спутник+». 2018. 164 с.

4. Володина И.В. Модель формирования толерантного поведения в процессе языковой подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. 2014. № 4. С. 31 - 35.

5. Голованова А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2003. 23 с.

6. Дорошук Л.А., Новоселов С.А. Коммуникативная креативность как фактор эффективности делового общения // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 265 - 268.

7. Зиновкина М.М., Андреев С.П., Гареев Р.Т. Решение творческих управленческих задач с применением ТРИЗ в инновационном менеджменте. Инновационные и технические системы. Учебное пособие. 2-е издание, стереотипное. М.: МГИУ, 2005. 366 с.

8. Лешер О.В., Сараулова А.В. Развитие коммуникативной креативности студентов неязыкового вуза: методический аспект // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 5 (75). С. 74 - 77.

9. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл: Изд. Центр «Академия». 2004. 528 с.

10. Морозов А. В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2004. 445 с.

11. Новикова И. А., Новиков А. Л., Бериша Н. С. Креативность студентов и успех в изучении ино-странного языка: парадоксы педагогического оценивания // В сборнике: Высшая школа: Опыт, проблемы, перспек-тивы. Материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. М.: РУДН. 2019. С. 168-172.

12. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: [Пер. с англ.] М.: Вече: АСТ. 2003. 591 с.

13. Саушкин Б.П., Моргунов Ю.А., Хомякова Н.В. Физико-химические методы и технологии обработки. Практикум. М.: Издательство Мосполитех, 2018. 44 с.

14. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т 1. М.: НИИ школьных технологий. 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

15. Скворцова С. В. Основы обучения креативной деятельности (на примере педагогики Великобритании) // Образование и наука. 2015. № 2. С. 155-165.

16. Сопегина В. Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № 2. С. 55 - 67.

17. Яголковский С.Р. Когнитивные факторы продуктивной мыслительной деятельности: интеллект, креативность, инновационность. Интеллектуальные системы '11. Интеллектуальные САПР - 2011. В 4 т. М.: ФИЗМАТЛИТ. 2011. Т. 1. С. 568 - 575.

18. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist, 1950, no. 5, pp. 444 - 454.

19. Guilford J.P. Traits of Creativity // Creativity and its Cultivation. H.G. Anderson (ed.). N.Y.: Harper&Row, 1959, pp. 142 -161.

20. Jawahar P. Developing Creativity among the High School Children of Andhra Pradesh through English language. Solapur: Laxmi Book Publication. 2016. 56 p.

21. Lu Jackson G., Akinola Modupe & Mason Malia F. Switching On» Creativity: Task Switching Can Increase Creativity by Reducing Cognitive Fixation // Organizational Behavior and Human Decision Processes, Vol. 139, 63-75. DOI 10.1016/j.obhdp.2017.01.005.URL: https://ideas.repec.org/aZeee/jobhdp/v139y2017icp63-75. html (accessed 06 January 2022).

22. Lubart T.I. and Sternberg R.J. An Investment Approach to Creativity: Theory and Data. In: Smith, S.M., Ward, T.B. and Finke, R.A., Eds., The Creative Cognition Approach, MIT Press, Cambridge.1995. pp. 269 - 302.

23. Mukhles M. Al-Ababneh The concept of creativity: definitions and theories. // International Journal of Tourism & Hotel Management, 2020, Vol. 2(1), pp. 245 - 249.

24. Perry-Smith J.E., Shalley C.E. The social side of creativity: a static and dynamic social network perspective // Academy of Management Review 2003, 28, pp. 89-106.

25. Said-Metwaly S., Kyndt E., den Noortgate W.V. Approaches to Measuring Creativity: A Systematic Literature Review // Creativity: Theories-Research-Applications, 2017, 4(2), pp. 238 - 275. (In Eng.) DOI: http:// doi. org/10.1515/ctra-2017-0013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Tang M. Fostering Creativity in Intercultural and Interdisciplinary Teams: The VICTORY Model // Frontiers in Psychology, 2019, Vol. 10. DOI 10.3389/fpsyg.2019.02020. URL: https:// www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2019.02020/full (accessed: 01 January 2022).

27. Torrance E.P. Understanding creativity: where to start? // Psychological inquiry, 1993, Vol. 4, no 3, pp. 232 -234.

28. Wello M. B., Nur S., Azis A. Intercultural communication at higher education context: portraits and practices // International Journal of Language Education. 2017. Vol. 1, no. 2, pp. 8 - 16.

REFERENCES

1. Big dictionary of psychology under the editorship of Meshcheryakov B.G.., Zinchenko V.P. Saint-Petersburg, Prime-EUROSIGN Publ., 2003. 632 p. (In Russ.)

2. Volodina, E.V. Forming professionally oriented foreign communicative competence of future vocational teachers. Diss. PhD Ped. Sci., Moscow. 2008. 159 p. (In Russ.)

3. Volodina E.V., Volodina I.V. Guide to Innovation. Tutorial. Moscow, Sputnik+ Publ., 2018. 164 p.

4. Volodina I. V. Model of forming tolerant behavior in students' foreign language teaching. Secondary vocational education, 2014, no. 4, pp. 31 - 35. (In Russ.)

5. Golovanova A.A. Communicative creativity of a subject as a factor of effectiveness of group problem solving. Abstract PhD Ped. Sci., Kazan. 2003. 23 p. (In Russ.)

6. Doroshuk L.A., Novoselov S.A. Communicative creativity of the individual as a factor of efficiency of business communication. Pedagogical education in Russia, 2016, no. 12, pp 265 - 268. (In Russ.)

7. Zinovkina M.M., Andreev S. P., Gareev R. T. Solution of creative managerial problems using TRIZ in innovation management. Tutorial. Moscow, MSIU Publ., 2005. 366 p. (In Russ.)

8. Lesher O.V., Sarapulova A.V. Development of the students' communicational creativity at non-language university: methodical aspect. Scientific notes of the university named after P.A. Lesgaft, 2011, no. 5 (75), pp. 74 - 77. (In Russ.)

9. Libin A.V. Differential psychology: at the intersection of European, Russian and American traditions. Moscow, Sense: Publishing House «Academy», 2004. 528 p. (In Russ.)

10. Morozov A.V. Forming creativity of a higher school teacher in the system of continuing education. Diss. Dr. Ped. Sci., Moscow. 2004. 445 p. (In Russ.)

11. Novikova I.A., Novikov A.L., Berisha N.S. University students' creativity and success in foreign language acquisition: paradoxes of educational assessment. Higher school: Experience, problems, perspectives. Proceedings of XII International scientific and practical conference at Peoples' Friendship University of Russia, 2019, pp. 168-172. (In Russ.)

12. Reber A. The Penguin dictionary of psychology [Translation from English]. Moscow, Veche: AST Publ., 2003. 591 p. (In Russ.)

13. Saushkin B.P.. Morgunov Yu.A., Homyakova N.V. Physical-chemical methods and technologies of processing. Tutorial. Moscow, Mospolytech Publ., 2018. 44 p. (In Russ.)

14. Selevko G.K. Encyclopedia of educational technologies: In 2 Vol. Vol. 1. Moscow, SRI school technologies, 2006. 816 p. (Series «Encyclopedia of educational technologies») (In Russ.)

15. Skvortsova S.V. The fundamentals of teaching creativity (based on the example of Great Britain). Education and science, 2015, no 2, pp. 155-165. (In Russ.)

16. Sopegina V.T. Communication component formation of teachers' competence in the mentoring process. Education and science, 2016, no. 2, pp. 55-67. (In Russ.)

17. Yagolkovsky S.R. Cognitive factors of productive mental activity: intellect, creativity, innovativeness. Intellectual systems '11. Intellectual SAPR, 2011. In 4 Vol. Moscow, PHYSMATLIT, 2011, vol. 1, pp. 568-575. (In Russ.)

18. Guilford J.P. Creativity. American Psychologist, 1950, 5, pp. 444 - 454.

19. Guilford J.P. Traits of Creativity. Creativity and its Cultivation. H.G. Anderson (ed.). N.Y.: Harper&Row, 1959, pp. 142 -161.

20. Jawahar P. Developing Creativity among the High School Children of Andhra Pradesh through English language. Solapur, Laxmi Book Publication. 2016. 56 p.

21. Lu Jackson G., Akinola Modupe, Mason Malia F. «Switching On» Creativity: Task Switching Can Increase Creativity by Reducing Cognitive Fixation. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2017, vol. 139, pp. 63-75. DOI: 10.1016/j.obhdp.2017.01.005.

22. Lubart, T.I. and Sternberg, R.J. An Investment Approach to Creativity: Theory and Data. In: Smith, S.M., Ward, T.B. and Finke, R.A., Eds., The Creative Cognition Approach, MIT Press, Cambridge, 1995. pp. 269 - 302.

23. Mukhles M. Al-Ababneh. The concept of creativity: definitions and theories. International Journal of Tourism & Hotel Management, 2020, vol. 2(1), pp. 245 - 249.

24. Perry-Smith J.E., Shalley C.E. The social side of creativity: a static and dynamic social network perspective. Academy of Management Review, 2003, vol. 28, pp. 89-106.

25. Said-Metwaly S., Kyndt E., den Noortgate W.V. Approaches to Measuring Creativity: A Systematic Literature Review. Creativity: Theories-Research-Applications, 2017, vol. 4, no. 2, pp. 238 -275. DOI: 10.1515/ctra-2017-0013.

26. Tang, M. Fostering Creativity in Intercultural and Interdisciplinary Teams: The VICTORY Model. Frontiers in Psychology, 2019, Vol. 10. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02020. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/ fpsyg.2019.02020/full (accessed: 01 January 2022).

27. Torrance E.P. Understanding creativity: where to start? Psychological inquiry, 1993, vol. 4, no 3, pp. 232 - 234.

28. Wello M. B., Nur S., Azis A. Intercultural communication at higher education context: portraits and practices. International Journal of Language Education, 2017, vol. 1, no. 2, pp. 8 - 16.

Информация об авторах Шаронин Юрий Викторович

Information about the authors

Yuri V. Sharonin

(Russia, Moscow) Professor, Doctor of Pedagogical Sciences Academy of Social Management

E-mail: alina661966@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-2798-7066

(Россия, Москва)

Профессор, доктор педагогических наук Академия социального управления

E-mail: alina661966@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-279S-7066

Володина Елена Владимировна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат педагогических наук Московский политехнический университет E-mail: alina661966@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1951-336X Scopus Author ID: 57219746562

Elena V. Volodina

(Russia, Moscow)

Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences

Moscow Polytechnic University E-mail: alina661966@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-1951-336X Scopus Author ID: 57219746562

Володина Инга Вадимовна

(Россия, Москва) Старший преподаватель Всероссийская академия внешней торговли E-mail: elina-volodina@rambler.ru ORCID ID: 0000-0003-3141-2836

Inga V. Volodina

(Russia, Moscow) Senior Lecturer

All-Russian Academy of Foreign Trade E-mail: elina-volodina@rambler.ru ORCID ID: 0000-000B-B141-2SB6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.