Инженерная модель подготовки обучающихся студентов вузов к инновационной деятельности и научно-техническому творчеству Engineering model of preparation of studenting university students for innovative activity
and scientific and technical creativity
Ь ii московский
■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 378.4 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10247 Новиков Сергей Вячеславович,
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: [email protected])
Куликов Сергей Павлович, к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: [email protected])
Сазонов Андрей Александрович, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: [email protected]) Novikov Sergey V.,
candidate of economic sciences, associate professor, head of the department «Economic theory» Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: [email protected]) Kulikov Sergey P.,
candidate of sociological sciences, head of the department «Public administration and social technologies» Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: [email protected]) Sazonov Andrey A.,
candidate of economic sciences, associate professor of the department «Management and marketing of high-tech industries» Moscow aviation institute (national research university), (email: [email protected])
Аннотация: Статья посвящена разработке инженерной модели, необходимой для обучения студентов инновационной деятельности и научно-техническому творчеству. Приведен структурный состав компетенций, входящих в интеллектуальный, волевой и коммуникативный потенциал модели инженерных компетенций. Определены ведущие принципы организации научно-исследовательских работ как универсальной системы необходимой для подготовки обучающихся студентов вузов к инновационной деятельности и научно-техническому творчеству. Разработана модель инженерных компетенций на основе личностного потенциала человека, в будущем профессионала своего дела. Определен правильный порядок организации и планирования научно-исследовательской и творческой работа студентов в процессе обучения в ВУЗе. Рассмотрены функции, необходимые для правильной организации и планирования научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения в ВУЗе. Выявлены компетенции, формирующиеся и развивающиеся за счет сетевого взаимодействия студентов и преподавателей в ВУЗе. Представлены ведущие принципы организации и проведения научно-исследовательских работ. Авторы статьи пришли к выводу, что для подготовки обучающихся студентов ВУЗов к инновационной деятельности и научно-техническому творчеству необходимо развивать информатизацию образовательного пространства. Определен круг задач, необходимых для создания независимого единого образовательно-информационного пространства с целью формирования инженерных компетенций учащихся студентов за счет сетевого взаимодействия.
Summary. The article is devoted to the development of an engineering model necessary for teaching student's innovation and scientific and technical creativity. The structural composition of competencies included in the intellectual, volitional and communicative potential of the model of engineering competencies is given. The leading principles of the organization of research works as a universal system necessary for the preparation of University students for innovation and scientific and technical creativity are determined. The model of engineering competences is developed on the basis of personal potential of the person, in the future the professional of the business. The correct order of organization and planning of research and creative work of students in the process of studying at the University is determined. The functions necessary for the proper organization and planning of research work of students in the process of studying at the University are considered. The author reveals the competences formed and developing due to
the network interaction of students and teachers in the University. The leading principles of the organization and carrying out of research works are presented. The authors of the article came to the conclusion that in order to prepare University students for innovation and scientific and technical creativity it is necessary to develop informatization of the educational space. The range of tasks necessary for creation of independent uniform educational and information space for the purpose of formation of engineering competences of pupils of students at the expense of network interaction is defined.
Ключевые слова: модель инженерных компетенций, компетенции студентов, принципы организации НИР, организации и планирование научно-исследовательской деятельности. Keywords: model of engineering competences, students, competences, principles of research activities, organization, organization and planning of research activities.
Одним из основных инструментов перехода экономики страны на инновационный путь развития является инновационная инженерная деятельность (ИИД), включающая в себя исследовательскую, проектную, производственную и предпринимательскую составляющие. Анализ исследований, проведенных различными институтами и отдельными специалистами в области создания модели успешного человека - будущего перспективного специалиста, позволил выявить спектр компетенций, которыми должен обладать инженер - создатель и исследователь искусственного окружающего мира. Ниже приведен перечень основных компетенций, которыми должен обладать инженер [2,4].
1. Умение решать сложные задачи в условиях поливариантного мира, в том числе творческого характера.
2. Формирование критического мышления является очень важной компетенцией, которая связана с оценкой качества результата своей чужой деятельности.
3. Креативность, ведь усложнение процессов требует нестандартных и оригинальных решений.
4. Управление людьми - в дальнейшем профессиональная среда станет более сложной, так как предполагается «встраивание» в производственные процессы искусственного интеллекта, робототехнических систем.
5. Навыки координации, взаимодействия в профессиональном коллективе.
6. Эмоциональный интеллект. Уже сегодня многие компании вкладывают много усилий в развитие эмпатии у сотрудников, а это умение человека сочувствовать и понимать окружающих.
7. Суждение и принятие решений, причем важно будет не только качество, но и скорость принятия решений.
8. Когнитивная гибкость, владея которой, мы сможем применить свою креативность для решения сложных задач.
В настоящее время наблюдается противоречие между увеличением объема информации, динамикой и ритмом жизни, сложности решаемых задач и снижением готовности людей прикладывать усилия. Успешность личности в профессиональной деятельности - это правильный выбор профессии, умение сотрудничать, креативность, эмоциональный интеллект и когнитивная гибкость [2].
1. Способности к созданию смыслов характеризуют созидательную энергию, ориентацию на развитие и саморазвитие, а также конструктивное отношение к себе.
2. Взаимодействие с людьми разных культур. В будущем людям потребуется способность адаптироваться к поликультурной обстановке и различной языковой среде.
3. «Вычислительное мышление». Уже в настоящее время для разработки решений и проектов требуется учитывать большое количество факторов. В будущем специалисту потребуется умение сводить множество информации к абстрактным категориям.
4. Грамотность в медиа-пространстве - способность понимать и критично подходить к оценке контента медиа-пространства. Этот навык отразится на компетенции «Работа с информацией» - анализ, отбор и представление информации и данных.
5. Междисциплинарность - способность осваивать и понимать концепты из смежных областей. Наибольшее влияние окажет Интеллектуальный потенциал в части обучаемости и работы с информацией.
6. «Дизайнерское» мышление - способность ставить задачи и разрабатывать процессы для получения желаемого результата. Одна из основных проблем многих проектов -несоответствие планируемого результата тому, что получается на выходе.
7. Управление умственной нагрузкой. Люди, умеющие осознавать границы своих возможностей, будут более эффективны. Выживут те, кто научится достигать целей, оставляя сохранным и работоспособным свой мозг.
8. Виртуальное взаимодействие - способность продуктивно работать, вовлекать в работу других, демонстрировать присутствие в виртуальной команде.
Все эти компетенции, в основном, формируются и развиваются за счет сетевого взаимодействия, которое включает [5]:
- совместное использование ресурсов (кадровый потенциал, информационные и технические ресурсы, локальные и глобальные компьютерные сети);
- организация и проведение совместных мероприятия для учащихся и педагогов;
- совместная экспертиза учебно-методических материалов, выступления на конференциях и других мероприятиях разного уровня, размещение статей в сборниках;
- взаимовыгодная просветительская и рекламно-информационная деятельность;
- организация профориентации и формирование социальных навыков учащихся за счет проведения системы мероприятий в рамках сетевого взаимодействия.
Творческая активность не является неизменным свойством, ее можно и нужно формировать, поэтому сам педагог должен обладать способностью к творчеству, развивать свой интеллект, приобретая личностный смысл профессиональной деятельности. В процессе формирования коллективной творческой деятельности возникают предполагаемые и не предполагаемые проблемные ситуации, поэтому многое зависит от умения преподавателя управлять личным эмоционально-психологическим состоянием, организовывать диалог со студентами как творческий процесс, не подавляя их изобретательности, инициативы, создавая условия для полного творческого самовыражения и самореализации [4].
Для повышения международной конкурентоспособности системы отечественного высшего образования необходимо привлечение со всего мира способных абитуриентов и лучшего академического персонала - людей, которые сегодня определяют развитие мировой науки. Конкурентоспособные исследовательские университеты концентрируют передовые исследования, а для этого нужно, с одной стороны, иметь у себя лучших ученых, которые конкурируют за гранты и определяют мейнстрим в науке, а с другой -иметь диверсифицированные доходы, быть полезным отраслям, инновационному бизнесу. Отсюда требование выстраивания инновационной экосистемы вокруг современных университетов - они должны превращаться в реальный двигатель современной экономики знаний и способствовать подготовке обучающихся студентов вузов к инновационной деятельности и научно-техническому творчеству. Необходима современная система управления, которая заключается в том, что в университеты как академические корпорации приходит логика эффективности, логика современных управленческих инструментов, вовлечения стейкхолдеров в управление, логика формирования внутреннего субъекта процессов управления [1,3].
В ВУЗ приходят люди с уже сложившимися жизненными принципами, установками, мировоззрением. Однако формирование в вузе различных общекультурных компетенций необходимо и очень важно. Формирование должно происходить таким образом, чтобы «не происходило воздействие на личность с целью формирования нужных ВУЗу качеств, а как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения». В ВУЗе
должно происходить формирование «профессионального специалиста», т.е. человека, обладающего не только необходимыми специализированными навыками и знаниями, но и самостоятельного в своих действиях и суждениях, активного в различных сферах жизни ВУЗа. Так как известно, что формирование личности происходит всю жизнь, то в ВУЗе должны закладываться хотя бы основы этих качеств. Многие моменты творчества не возникают сами по себе, необходима определенная атмосфера, стимулирующая среда и тот временной промежуток, в котором творят и созидают педагог и студент, является одним из важнейших моментов педагогического творчества, когда параллельно развивается и студенческое творчество [3].
По данным социологических исследований, современными тенденциями, характерными для российской молодежи в целом, являются индивидуализм, карьеризм, переход к потребительскому стилю жизни. Навязывание ценностных образцов, которые, с одной стороны, несут печать экономическо-нравственной депрессии, а с другой -ставящие успех на вершину личных культурных стратегий, приводит к проникновению достижительских стратегий во все молодежные идентичности. Ценности индивидуализма и карьеризма уже давно прочно вошли в жизненный стиль, и ценность коллективной деятельности не является определяющей для молодежи, конструирующей собственный стратегический путь, однако, патерналистские настроения во многом производятся и воспроизводятся и на данном этапе развития общества.
В настоящее время приоритетным направлением можно считать подготовку инженеров - будущих специалистов по развитию компьютерной и робототехнической промышленности, авиа- и самолетостроения, судостроения и других. Соответственно актуальным является формирование и развитие инженерных компетенций учащихся в рамках образовательных программ технической направленности за счет сетевого взаимодействия. Для продуктивной и эффективной работы в данном направлении была создана модель, которая отражает спектр инженерных компетенций, их виды и связи с образовательными программами.
Модель инженерных компетенций выстроена на основе личностного потенциала человека, в будущем профессионала. Формирование компетентстного подхода невозможно без личностного самоопределения и самореализации. Личностный потенциал в значительной степени определяется генетически и рассматривается, как интеграция типов интеллектуального, коммуникативного и волевого потенциала, которые лежат в основе, в том числе, инженерных компетенций [1]. Реалии сегодняшнего дня таковы, что университет мирового уровня не может существовать без международной деятельности
инновационной и технической деятельности, оставаться безучастным к процессам интернационализации образования. Наиболее перспективна, деятельность, направленная на повышение уровня международных научных исследований, вовлечение в научные и академические процессы ученых с мировым именем, проведение в России международных конференций на значимые темы, консолидацию усилий российских ВУЗов по расширению сотрудничества с иностранными ВУЗами [5]. Наиболее значимыми являются программы академического обмена и профессиональные образовательные программы длительностью до одного года, которые дополняют программы ВУЗа международной научно-технической составляющей и ориентируют на мировые достижения в различных областях знаний.
Интеллектуальный потенциал. Компетенции: адаптивное мышление; инновационность, новаторство, разработка решений, работа с информацией.
Волевой потенциал. Компетенции: достижение целей, саморегуляция и выдержка, инициатива и решительность.
Коммуникативный потенциал: общительность, уверенность, позитивное отношение к другим.
Модель инженерных компетенций - это [4]:
- не просто набор отдельных видов компетенций, а комплекс, который представляет собой интеграцию профессиональных и личностных свойств (качеств) специалиста -инженера;
- инструмент, который задает сплав желаемых свойств личности и профессиональных качеств, который определяет эффективность деятельности специалиста.
Поскольку коммуникативная компетенция носит универсальный характер, то ее формирование у будущих инженеров как составляющей общекультурных компетенций обеспечивает готовность их к профессиональной деятельности на качественно новом уровне. Инженер выступает в качестве «посредника» между искусственным миром, который он создает, и миром естественным, который его окружает. Инженер должен уметь, с одной стороны, выстраивать коммуникации со специалистами на профессиональном языке, с другой стороны взаимодействовать на основе неформальных отношений с семьей, друзьями и др. Причем межличностные отношения со всеми должны быть выстроены с учетом социальных, национальных, профессиональных правил, оценок, ценностей. Модель инженерных компетенций представлена на рисунке 1 [4].
Ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение
качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно- технического прогресса. Довольно часто научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов. Термин используют «УИР» (учебно-исследовательская работа) для обозначения такой формы исследовательской работы, при которой в учебных планах специально отводится время в объеме не менее 30 часов в семестр.
Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в ВУЗе выполняет ряд функций [1,3]. 1. Образовательная функция:
- овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы) методами исследования;
- методики проведения экспериментов;
- способы применения научных знаний) знаниями.
Рнс.1. Модель инженерных компетенций
Комментарии к схеме:
И - это информационные компетенции, которые формируются и развиваются во всех компетенциях;
К - это коммуникативные компетенции, которые развиваются также в рамках всех инженерных компетенций.
1. Организационно-ориентационная функция:
- формирование умения ориентироваться в источниках, литературе;
- развитие умений организовывать и планировать свою деятельность;
- выбор методов обработки информации.
2. Аналитико-корректирующая функция:
- функция напрямую связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности;
- коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности.
3. Мотивационная функция:
- развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания;
- развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения;
- стимулирование самообразования, саморазвития.
4. Развивающая функция:
- развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.).
5. Воспитывающая функция:
- становление нравственного и правового самосознания;
- воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде;
- формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодоление трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также в себя воспитание профессионального призвания, профессиональной этики.
Для развития студенческого самоуправления необходимо создание системы непрерывного обучения и поддержки органов студенческого самоуправления. Участие в деятельности органов студенческого самоуправления предполагает наличие специальных компетенций (правовых, управленческих, организационных и.т.д.). Следует отметить, что мероприятия, направленные на развитие обозначенных компетенций, проводятся не часто, и участие в них зависит от возможности личного присутствия. Поэтому нужно разработать онлайн-платформу дистанционного обучения и поддержки студенческих лидеров, предполагающую [7]:
- доступ к постоянно обновляемой теоретической базе и практическим кейсам по широкому кругу вопросов;
- взаимодействие пользователей посредством участия в обсуждениях и других формах обмена опытом;
- проведение вебинаров с участием экспертов в различных областях (правозащита, менеджмент, ведение переговоров, стратегическое планирование и т.д.);
- оказание оперативной консультативной помощи специалистами; предварительное обсуждение инициатив, направленных на улучшение положения студенчества.
В высшее учебное заведение приходят люди с уже сложившимися жизненными принципами, установками, мировоззрением. Однако формирование в вузе различных общекультурных компетенций необходимо и очень важно. Формирование должно происходить таким образом, чтобы «не происходило воздействие на личность с целью формирования нужных ВУЗу качеств, а как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения». В высшем учебном заведении должно происходить формирование «профессионального специалиста», т.е. человека, обладающего не только необходимыми специализированными навыками и знаниями, но и самостоятельного в своих действиях и суждениях, активного в различных сферах жизни ВУЗа. Так как известно, что формирование личности происходит всю жизнь, то в ВУЗе должны закладываться хотя бы основы этих качеств. Например, если студента научить целенаправленно саморазвиваться в определенной сфере, не обязательно учебной, то он обязательно достигнет успеха в данной области. Этого можно добиться при помощи правильной политики воспитания в ВУЗе [8].
Учитывая возраст обучающихся студентов, формирование инженерного мышления на разных этапах может быть достигнуто за счет дифференциации обучения, в основном, за счет решения задач различного уровня трудности, выполнения проектов разных видов, конструирования технических изделий разной сложности, подготовке и участии в соревнованиях, конкурсах и конференциях разного уровня. Можно выделить следующие этапы [3]:
- постижение социальных потребностей в новых технических средствах и технологии производства;
- освоение культурных ценностей, инженерного опыта, естественнонаучных и технических знаний;
- формирование инженерной задачи и ее решение; проектирование, обеспечение функционирования технических средств.
Развитие инженерного мышления у студентов актуально как в основном, так и в дополнительном образовании, так как большинство молодых специалистов осознанно и целенаправленно сгенерировав идею, ощущают потребность в ее реализации, т.е. воплощение идеи в реальный проект новой техники или технологии. Нужны также специалисты, способные практически реализовывать новые идеи и технологии.
В части стимулирования инновационного развития в сфере высшего профессионального образования правительством уже проведена масштабная работа. Реализована финансовая поддержка инновационных программ вузов, ряду университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, что существенно развивает их конкурентные преимущества. Постепенно формируются механизмы развития исследовательской работы на основе малых предприятий, начато развитие новых форм связей организаций системы образования с предприятиями промышленного сектора. Начали действовать технико-внедренческие особые экономические зоны, на конкурсной основе проводится поддержка создания и развития инновационных территориальных кластеров, тесно взаимодействующих с университетами и исследовательскими центрами регионов России.
Выводы. Инженерные компетенции, в основном, формируются и развиваются за счет сетевого взаимодействия ВУЗов с предприятиями. Таким образом, актуальным является формирование и развитие инженерных компетенций учащихся студентов за счет сетевого взаимодействия, что позволит добиться высокой результативности и эффективности в этом направлении. Поэтому необходимо создание единого образовательно-информационного пространства для формирования инженерных компетенций обучающихся студентов за счет сетевого взаимодействия разного уровня, а для этого необходимо как минимум решать следующие задачи:
1. Разработка и обновление образовательных программ технической направленности вариативного типа для организации дифференцированного обучения разновозрастных учащихся.
2. Систематическое укрепление и модернизация материальной базы.
3. Организация и проведение дополнительных развивающих мероприятий разного уровня за счет внутренних резервов спортивно-технического отдела и сетевых партнеров.
4. Создание условий для участия в конкурсах и соревнованиях учащихся коллективов спортивно-технического отдела.
5. Увеличение количества сетевых партнеров и расширение спектра моделей взаимодействия с ними.
6. Разработка плана работы с сетевыми партнерами на каждый учебный год, включая описание перечня мероприятий.
Для подготовки обучающихся студентов ВУЗов к инновационной деятельности и научно-техническому творчеству необходимо развивать информатизацию образовательного пространства. В рамках данного направления особое внимание
уделяется разработке концепции и организации дистанционного обучения с использованием ресурсов локальной и глобальной сети. Создание электронных образовательных ресурсов и оснащение современными учебно-методическими комплексами, организация образовательного процесса с применением высоких технологий по работе с материалами и информацией. Модернизация оборудования и приобретение необходимых инструментов и приспособлений для эффективного использования имеющегося технического парка. Необходимо, также отметить, что нужна эффективная система повышения квалификации педагогов. Целенаправленная и планомерная система подготовки и переподготовки педагогов и руководителей для организации эффективной работы в допрофессиональном инженерном образовании подрастающего поколения и понимания механизмов развития технического творчества. Повышение квалификации педагогов осуществляется, в том числе, за счет внутренних ресурсов и участия в конференциях, семинарах и вебинарах по техническому творчеству.
Список литературы
1. Бережнова Е.В. Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.
2. Чупрова Л.В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. С. 380-383. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1914/ (дата обращения: 18.11.2019).
3. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Щитов К.В. Анализ количественных показателей, влияющих на эффективность проведения общественно значимых мероприятий образовательными организациями рф. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 473-478.
4. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Драгунова Е.В. Оценка качественных индикаторов, характеризующих опыт образовательных организаций в области молодежной политики, дополнительного образования и формирования здорового образа жизни. Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 467-472.
5. Просвирина Н.В., Тихонов А.И., Новиков С.В. Воспитание студенческой молодёжи в контексте культурного развития личности. Московский экономический журнал. 2018. № 3. С. 19.
6. Михайлов А.А., Федотова М.А., Тихонов А.И., Новиков С.В. Проблемы профессионального самоопределения студенческой молодежи. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 206-210.
7. Куликов С.П. Об актуальных подходах к организации деятельности волонтерских центров и объединений в образовательных организациях высшего образования. Глобальный научный потенциал. 2018. № 12 (93). С. 170-173.
8. Куликов С.П., Новиков С.В., Сорокин А.Е., Борзов О.А. Нормативные и правовые основы деятельности государства в области молодежной политики. Финансовая экономика. 2018. № 6. С. 196-198.
Referencess
1. Berezhnova EV Kraevsky V.V. Fundamentals of educational research activities of students / E.V. Berezhnova, V.V. Kraevsky. - M.: Publishing Center "Academy", 2005. P. 128.
2. Chuprova L.V. Research work of students in the educational process of the university // Theory and practice of education in the modern world: materials of the Intern. scientific conf. (St. Petersburg, February 2012). - St. Petersburg: Renome, 2012 . P. 380-383. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1914/ (accessed: 11/18/2019).
3. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Shchitov K.V. Analysis of quantitative indicators affecting the effectiveness of socially significant events by educational organizations of the Russian Federation. Financial economics. 2018. No. 8. P. 473-478.
4. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Dragunova E.V. Assessment of quality indicators characterizing the experience of educational organizations in the field of youth policy, additional education and the formation of a healthy lifestyle. Financial economics. 2018.No 8.P. 467-472.
5. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Education of student youth in the context of the cultural development of the individual. Moscow Economic Journal. 2018. No. 3. P. 19.
6. Mikhailov A.A., Fedotova M.A., Tikhonov A.I., Novikov S.V. Problems of professional self-determination of student youth. Financial economics. 2018. No. 6. P. 206-210.
7. Kulikov S.P. On current approaches to organizing the activities of volunteer centers and associations in educational organizations of higher education. Global scientific potential. 2018.No 12 (93). P. 170-173.
8. Kulikov S.P., Novikov S.V., Sorokin A.E., Borzov O.A. Normative and legal foundations of state activity in the field of youth policy. Financial economics. 2018. No. 6. P. 196-198.