УДК:378.2
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СПОРТИВНОГО ВУЗА
А.Н. Гарипова, В.И. Волчкова, З.И. Павицкая
ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Казань, Россия Ддя связи с авторами: [email protected]
Аннотация
В статье обосновывается актуальность и необходимость формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка. Этого требуют современные условия, возросшие требования к процессу обучения иностранным языкам и образовательные стандарты.
Цель исследования - предложить эффективные пути решения современных проблем формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка спортивного вуза. Задачи исследования: 1. Осуществить анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования профессиональной компетенции преподавателей. 2. Рассмотреть содержание и структуру профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка. 3. Проанализировать современные проблемы формирования профессиональной компетенции преподавателя.
Раскрывается сущность понятия «профессиональная компетенция преподавателя иностранного языка» как комплекс лингвокультурных, социолингвистических, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих преподавателю иностранного языка эффективно сотрудничать со студентом в конкретных социально детерминированных профессиональных ситуациях. Для достижения цели и решения поставленных задач использовалась комплексная методика, которая включала в себя теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение учебно-методической документации ПГАФКСиТ) и эмпирические методы (опрос преподавателей кафедры иностранных языков и языкознания, наблюдение, посещение открытых и показных занятий, беседы с преподавателями и студентами).
Проблема формирования профессиональной компетенции преподавателя рассматривается с разных точек зрения. Авторы данной статьи разделяют точку зрения, которая определяет профессиональную компетенцию как совокупность двух компонентов: профессионально-технологического и компонента, включающего ключевые компетенции специалиста.
В статье подробно анализируются проблемы современного языкового образования: проблема учебника по иностранному языку, проблема государственного стандарта, проблема квалификации и профессиональной адекватности преподавателя иностранного языка, проблема противоречивости и двусмысленности различных идей и представлений в современном образовании. Предлагаются пути их решения: создание гибкой и мобильной системы повышения квалификации и поиск новых, более эффективных форм взаимодействия образовательных учреждений, методических служб, профессиональных объединений педагогов по целенаправленному непрерывному педагогическому образованию преподавателей иностранного языка. Ключевые слова: профессиональная компетенция, образование, иностранный язык, технология, умения, опрос.
MODERN PROBLEMS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN THE SPORT UNIVERSITY A.N. Garipova, V.I. Volchkova, Z.I. Pavitskaya
Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract
The article studies the relevance and the necessity of forming professional competence of foreign language teachers in the sport university. It is required by modern conditions, increased requirements for the learning process of foreign languages and educational standards.
The aim of the research - to offer effective ways of dealing with modern challenges of forming the professional competence of a foreign language teacher in the sport university.
The objectives of the research: 1. To analyze psychological, pedagogical, linguistic and methodological literature focused on the issue of forming professional competence of teachers. 2. To consider the content and structure of the professional competence of a foreign language teacher. 3. To analyze the current problems of forming the professional competence of a teacher.
The essence of the "professional competence of a foreign language teacher" concept is revealed as a complex of linguocultural, sociolinguistic, strategic and discursive knowledge, skills and abilities allowing the teacher of a foreign language to cooperate effectively with a student in specific socially determined professional situations. In order to achieve the set goals and objectives we used the complex methodology that included theoretical methods (analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the research problem, the study of methodological documentation of Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism), and empirical methods (survey of teachers of the Department of Foreign Languages and Linguistics, observation, visiting workshops and master classes, conversations with teachers and students). The problem of forming professional competence of a teacher is examined from different points of view. The authors of this article share a point of view that defines professional competence as a combination of two components: a professional and technological component and a component that includes the key competencies of a specialist.
The article analyzes the problems of modern language education in details: the problem of foreign language textbooks, the problem of the educational standard, the problem of qualification and professional adequacy of a foreign language teacher, the problem of inconsistency and ambiguity of various ideas and impressions of modern education.
Different ways of their solutions are suggested: the creation of a flexible and mobile system of professional development and the search for new, more effective forms of interaction between educational institutions, methodical services, and professional associations of teachers on the goal-directed continuous pedagogical education of foreign language teachers.
Keywords: professional competence, education, foreign language, technology, skills, survey.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия, возросшие требования к процессу обучения иностранным языкам и образовательные стандарты диктуют необходимость повышения профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка. Это актуализирует наше исследование, направленное на поиск путей решения современных проблем формирования данной компетенции. Цель данной статьи — предложить эффективные пути решения современных проблем формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка спортивного вуза.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: 1. Осуществить анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования профессиональной компетенции преподавателей.
2. Рассмотреть содержание и структуру профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка.
3. Проанализировать современные проблемы формирования профессиональной компетенции преподавателя.
Для достижения поставленной цели и решения задач мы использовали комплексную методику. Она включает в себя теоретические и эмпирические методы.
Теоретические методы — анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение учебно-методической документации ПовГАФКСиТ (учебно-образовательные программы, учебные и тематические планы).
Эмпирические методы — опрос преподавателей кафедры иностранных языков и языкознания по поводу изменений, которые помогут усовершенствовать процесс обучения иностранному языку, трудностей, которые они испытывают, и объективных причин их возникновения; наблюдение; посещение открытых и показных занятий преподавателей; беседы с преподавателями и студентами ПовГАФКСиТ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из вышеизложенных целей и методов исследования, можно дать следующее определение профессиональной компетенции
преподавателя иностранного языка: это комплекс лингвокультурных, социолингвистиче-
ских, стратегических и дискурсивных знании, умений и навыков, позволяющих преподавателю иностранного языка эффективно сотрудничать со студентом в конкретных социально-детерминированных профессиональных ситуациях [1, с. 244].
Процесс формирования профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка не ограничивается усвоением теоретических и практических курсов в содержании обучения в вузе. Он включает в себя развитие профессиональной направленности личности преподавателя, формирование ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности, развитие профессиональных умений и навыков, профессиональной гибкости и мобильности, самостоятельность их применения в практической деятельности.
Проблема формирования профессиональной компетенции преподавателя рассматривается с разных точек зрения. Согласно первой точке зрения, «профессиональная компетентность — это взаимовлияющее понятие, включающее три компонента — профессиональные знания, разнообразие используемых методов обучения с учетом использования индивидуально-дифференцированного подхода и критичность мышления» [2].
Вторая точка зрения рассматривает профессиональную компетентность как систему следующих компонентов: социальной компетентности (способность к групповой деятельности и сотрудничеству с коллегами, студентами, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами и методами профессионального обучения); предметной компетентности (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов профессиональной деятельности, умение эффективно решать профессиональные задачи, умение адекватно оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности); индивидуальной компетентности (готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных
кризисов, профессиональных деформаций и эмоционального выгорания). Вслед за И. А. Зимней авторы данной статьи разделяют третью точку зрения, которая определяет профессиональную компетенцию как совокупность двух компонентов: профессионально-технологического (базовые и специальные компетенции — владение эффективными методиками и технологиями обучения иностранному языку) и компонента, включающего ключевые компетенции специалиста (эмпатия, стрессоустойчивость, мобильность и т.д.) [3].
К ключевым компетенциям преподавателя иностранного языка относятся:
• ценностно-смысловые компетенции: мировоззрение, ценностные ориентации, восприятие окружающего мира, умение выбирать целевые и смысловые установки;
• общекультурные компетенции: основы и особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человечества, культурологические основы семейных отношений, опыт освоения научной картины мира, терпимость и т.д.;
• учебно-познавательные компетенции: самостоятельная познавательная деятельность, логическая, методическая, культура мышления;
• информационные компетенции: умение использовать информационные технологии, способность обобщать, анализировать информацию;
• коммуникативные компетенции: знание языка, знания средств, способов и закономерностей общения, умение эффективно взаимодействовать с партнером по общению, навыки работы в группе, умение и готовность общаться устно и письменно, знания о стране изучаемого языка, саморегуляция собственного поведения, умение выбора языковых форм, способов выражения в зависимости от условий речевых ситуаций;
• социально-трудовые компетенции: знания и опыт в сфере гражданско-общественной деятельности, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, умения планировать свою профессиональную
деятельность, умения соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы, умения владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• социально-психологические компетенции: способность к продуктивному и конструктивному общению, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные индивидуально-психологические и физиологические особенности и эмоциональные состояния студентов, эмоциональная устойчивость, готовность решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития, знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного студента, об особенностях взаимоотношений преподавателя с учебной группой, о закономерностях общения с администрацией ПовГАФКСиТ и коллегами;
• компетенции личностного роста: освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, позитивное влияние, управление стрессовыми ситуациями, креативность, эмоциональный интеллект, системное мышление.
К базовым компетенциям преподавателя иностранного языка относятся:
• предметная компетенция: практическое владение языком, знания в области общего языкознания, фонетики, лексикологии, грамматики, истории языка, знание стандартов произношения и употребления лексических единиц, умение грамотно строить и воспринимать речь на ИЯ, знание национально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
• методическая компетенция: грамотное целе-полагание, умение разбираться в вопросах методики обучения иностранным языкам, чтобы быть в состоянии понять и оценить методическую концепцию учебника, по которому преподает, умение планировать свою педагогическую деятельность, умение ориентироваться в современной методической литературе, готовность и желание повышать свой профессиональный уровень, способность научить студента не только говорить, но и мыслить на иностранном языке, умение создать иноязычную среду на занятиях;
• психолого-педагогическая компетенция: максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных и личностных свойств преподавателя, знание возрастной психологии, личностных внутренних ресурсов студентов, умение дифференцированно подойти к студентам, найти сильные и слабые стороны каждого студента и помочь ему в преодолении трудностей изучения иностранного языка, позитивная позиция преподавателя иностранного языка при оценке потенциальных возможностей студента, осведомленность преподавателя об оптимальных методах обучения, о способах профессионального самосовершенствования [3]. Для решения поставленных выше задач мы провели устный и письменный опрос среди преподавателей кафедры иностранного языка и языкознания Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, который выявил высокую готовность преподавателей использовать информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку. Это обосновано тем, что ПГАФКСиТ — это инновационный вуз с великолепной информационно-коммуникативной средой (1С журналы, электронные табло, МОООЬЕ, Бапако, доступный интернет, лингвистические лаборатории, электронные учебники и учебные пособия).
Однако в педагогической деятельности преподавателей иностранных языков все еще остаются традиционные технологии: грамматико-переводной метод — 26%, игровые технологии используют 45% преподавателей, 73% преподавателей используют информационные технологии (видео-материалы лингвистического характера, мультимедиа-презентации, метод проектов, Интернет-тестирование, электронные учебные пособия, электронные словари и энциклопедии, тексты для аудирования, тестирование он-лайн, ведение телемоста с использованием веб-камер). Выяснилось, что 88% преподавателей и 93% студентов удовлетворены тем, как и с помощью каких технологий организуется учебный процесс. Однако широкие круги преподавателей слабо включены в процесс изучения передового педагогического опыта, поскольку мало стимулируются (морально и материально).
Сегодня проблема определения качества преподавания иностранного языка состоит в том, что существующие критерии и стандарты, как и прежде, направлены большей частью на результат обучения, сам студент остаётся на втором плане. Многие преподаватели оказываются недостаточно готовыми к профессионально-педагогической деятельности, проявляется существенный разрыв между уровнем их теоретической и практической подготовленности. Налицо проблема разорванности педагогической теории и педагогической практики [4].
Кроме того, существует ряд проблем в системе языкового общего и профессионального образования, которые не способствуют повышению компетенции преподавателей иностранного языка. Среди них:
1) проблема учебника. В основной список учебно-образовательных программ мы должны включать только учебники и учебные пособия, изданные в России и получившие гриф Министерства образования. Многие учебники и учебные пособия издательства «Oxford Press» относятся только к дополнительной литературе. Преподаватели и учителя занимаются по ним неофициально. В учебниках не представлены упражнения с применением активных приемов обучения говорению. Недостаточно представлены контрольные упражнения, позволяющие установить уровень владения иностранным языком. Не все учебные пособия находят эмоциональный отклик у студентов, например, учебники Питера Стратта «English for international tourism» и Сары Каннингэм и Питера Мура «Cutting Edge». Также они не учитывают русский менталитет и психофизиологические особенности обучаемых. Студенты считают, что они скучные и неинтересные. Кроме того, почти невозможно мотивировать всех без исключения студентов.
2) проблема государственного стандарта. Образовательный процесс многих вузов страдает от частой смены Федеральных образовательных стандартов, концепций, содержания и функций высшего образования. Никто не сможет хорошо играть в футбол, если правила игры будут постоянно меняться. Постоянное реформирование пагубно сказывается на
учебно-образовательном процессе. Преподаватели сталкиваются с бесконечным переписыванием учебно-образовательных программ. Роль преподавателя в новых образовательных стандартах понижается, и он превратился в тьютора, так как студент должен уже уметь сам добывать знания (в основе новых образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход).
3) проблема квалификации и профессиональной адекватности преподавателей иностранного языка. Представления, стандарты и требования профессионально-педагогической деятельности постоянно меняются. Новые стандарты предъявляют новые требования к преподавателю иностранного языка. Современный преподаватель должен владеть новыми технологиями и инновациями и постоянно внедрять их в образовательный процесс. Он должен быть гибким и уметь адаптироваться к новым запросам современного мира;
4) проблема противоречивости и двусмысленности различных идей и представлений в современном образовании. Постоянно меняется содержание образования. Сокращаются часы на гуманитарные дисциплины. На изучение иностранного языка отводится 2-4 часа в неделю, что недостаточно для поступающих абитуриентов с невысоким уровнем коммуникативной компетенции. Целью современного обучения и воспитания стали успешность, карьеризм, западные ценности. Новая система образования — инновационное образование. Тоталитарное управление образованием и его унификация подавляют ответственность, инициативу и креативность преподавательских кадров.
Таким образом, в связи с новыми условиями развития общества меняется и подход к обучению иностранному языку. Иностранный язык становится средством межкультурного общения, поэтому образование должно стать развивающим, а не репродуктивным. Необходимо переосмыслить концепцию высшего образования в целом и языкового образования в частности. Кроме того, эта система должна обеспечивать преемственность между средней школой, вузом и профессиональной деятельностью.
В образовательной системе Республики Татарстан, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, значительное место отводится формированию профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка. Республиканские конкурсы «Учитель года», «Преподаватель года» и Республиканские конкурсы авторских программ и учебно-методических разработок — это индикаторы профессионального и творческого потенциала преподавателя. Ежегодно на базе ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» проводятся конкурсы методических разработок преподавателей образовательных организаций научно-образовательного кластера. В данном образовательном учреждении создана организованная инновационная педагогическая образовательная среда. В рамках повышения профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка кафедрой методики преподавания иностранных языков Института развития образования РТ, управлением образования исполнительного комитета муниципального образования города Казань, институтом языка Казанского (Приволжского) федерального университета, методическим советом «Релод-Казань» ежегодно проводятся научно-практические конференции. Кроме того, управление образования МО РТ и ЭМС «Релод-Казань» проводят встречи с носителями языка и иностранными методистами, например, с методистом Джульеттой Анной Шуман из Oxford University Press. В Казанском государственном техническом университете им. А. Н. Туполева проводятся научно-методические семинары для преподавателей иностранных языков вузов Поволжского региона «Современные требования к составлению дидактических материалов». На базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и ту-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Павицкая, З. И. Проблема формирования компетенции преподавателя иностранного языка и пути ее решения [Текст] / З. И. Павицкая, В. И. Волчкова, А. Р. Шамсутдинова, Л. К. Ишкинина // Казанская наука. - 2015. - № 6. - Казань : Изд-во Казанский Издательский Дом. - С. 243-246.
2. Красникова-Сорокина, С. В. Содержание профес-
ризма проводился республиканский научно-методический семинар «Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в рамках реализации принципа преемственности «школа-вуз». На данном семинаре преподаватели предложили внести следующие изменения: ввести междисциплинарные курсы: «Основы научно-исследовательской деятельности студентов» и «Профессиональное порт-фолио будущего преподавателя иностранных языков»; содержательный аспект усилить модулями «Технические и аудиовизуальные средства обучения в региональной образовательной системе», «Актуальные проблемы обучения иностранным языкам», «Раннее обучение иностранным языкам», «Развивающее иноязычное образование» и «Профильное обучение иностранному языку».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым условием повышения профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка является создание гибкой и мобильной системы повышения квалификации и поиск новых, более эффективных форм взаимодействия образовательных учреждений, методических служб, профессиональных объединений педагогов по целенаправленному непрерывному педагогическому образованию преподавателей иностранного языка. Концепция модернизации иноязычного образования может реализовать себя только в том случае, если постоянно проводить мониторинг профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка. В свете современных требований в поддержку преподавателям необходимо разработать содержательное, структурное и программно-методическое обеспечение иноязычного образования как интегративную модель формирования профессиональной компетенции преподавателя иностранного языка.
сиональной подготовки лингвиста-преподавателя в контексте компетентностного подхода [Текст] / С. В. Красникова // Известия Российского государственного университета им. А. И Герцена. Аспирантские тетради : Научный журнал. - № 21 (51). - СПб., 2012. - С. 227-234. 3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования» [Текст] / И. А.
Зимняя // Высшее образование. - 2008. - № 5. - С. 34-42.
4. Волчкова, В. И. Модернизация российского высше-LIST OF REFERENCES
1. Pavitskaya, Z. I. The problem of forming the competence of a foreign language teacher and its probable solutions [Text] / Z. I. Pavitskaya, V. I. Volchkova, A. R. Shamsutdinova, L. K. Ishkinina // Kazan Science. -2015. - No.6. - Kazan : Kazan Publishing House. - P. 243-246.
2. Krasnikova-Sorokina, S. V. The content of vocational training of a linguistic teacher in the context of a competence approach [Text] / S. V. Krasnikova //
го образования на фоне глобализационных вызовов / В. И. Волчкова // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 2. - С. 60-65.
News bulletin of the A. I. Gertsen Russian State University. Postgraduate notebooks : Scientific journal.
- № 21 (51) - SPb, 2012. - P. 227-234.
3. Zimnyaya, I. A. Key competencies - a new paradigm of the result of education [Text] / I. A. Zimnyaya // Higher education. - 2008. - № 5. - P. 34-42.
4. Volchkova, V. I. Modernization of Russian higher education against the backdrop of globalization challenges / V. I. Volchkova // Kazan Pedagogical Journal.
- 2011. - № 2. - P. 60-65.