ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
УДК 37.G6 ББК Ч 466.476
ГСНТИ 14.G1.45
Код ВАК 13.00.01, 13.00.02
Герт Валерий Александрович,
кандидат философских наук, доцент, кафедра социальной педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В ЦЕЛОСТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальные практики и их виды; переход от миропонимания к мироотноше-нию; потенциал социальных практик для целостности образовательного процесса.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается потенциал учебных и сложившихся социальных практик в вузе, необходимых для перехода от миропонимания к мироотношению как способов такого перехода внутри образовательного процесса. При этом переходе происходит синтез личностных позиций, мета-личностных качеств и приобретается опыт сопереживания, сотрудничества, сотворчества, ответственности и самостоятельности. Выделены инвариантные компоненты социальных практик, поддерживающие целостность образовательного процесса.
Gert Valery Aleksandrovich,
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chair of Social Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
SOCIAL PRACTICES IN THE INTEGRITY OF EDUCATIONAL PROCESS
KEY WORDS: social practices and their kinds; transition from understanding of the world to attitude to it; potential of social practices for the integrity of educational process.
ABSTRACT. Potential of academic and social practices in the higher educational establishment necessary for the transition from understanding of the world to development of attitude to it in the educational process is described. Synthesis of personal opinions and metapersonal qualities appears in the course of such transition, the experience of empathy, cooperation, creativity, responsibility and independence are acquired. Invariable components of social practices are revealed, which support integrity of educational process.
И
ндивидуальная состоятельность . специалиста раскрывается как в приватной, так и в публичной сферах. Понятно, что профессиональная деятельность реализуется в первую очередь в публичной сфере, для социума и в целях социума, то есть достигается то качество профессиональной деятельности, которое социум декларирует, закрепляет, определяет и гарантирует (защищает) в качестве нормы современного общества, которое считает нормальным в качестве условий, принципов, целей, отношений, полномочий и компетенций. Единство профессиональных компетенций и зрелости личностных позиций - это, может быть, и есть главный критерий для целей образовательного процесса и результативности социальной практики.
Социальные практики в образовательном процессе - это в первую очередь способы самоопределения и самореализации. Социальные практики в образовании способствуют: а) повышению качества профессионального самоопределения среди обучающихся в процессе формирования профессиональной компетентности и адекватной оценке ими своих способностей и возможностей, б) созданию условий для апробирования себя в разных видах социальных практик еще в учебной деятельности и в) обеспечивают форми-
рование металичностных качеств, то есть целеустремленного и ответственного отношения к окружающему миру и к своей профессиональной деятельности.
На наш взгляд, переход от миропонимания к мироотношению собственно в профессиональном образовании осуществляется в самом образовательном процессе при синтезе в личностные позиции и металичностные качества при прохождении различных видов учебной практики (1). Именно в процессе практики на основе сравнения и анализа, а по существу - на основе соотношения своих компетенций и компетентности с наработанными и осуществляемыми компетенциями, технологиями и методиками по месту практики, своих личностных качеств с качествами работающих профессионалов, на основе выполнения задания по практике и апробации собственных наработок и предложений происходит синтез, и складывается система отношений к миру, другим людям и самому себе в профессиональном сообществе, то есть и происходит этот переход от миропонимания к мироотношению.
Студенческие учебные практики проводятся на базе социальных и образовательных учреждений различного типа. Поэтому виды социальной практики и функ-
© Герт В. А., 2013
ции, которые способствуют синтезу в процессе учебных практик, могут быть также разнообразными.
Профессиональная компетентность представляет собой самоопределение по следующим формирующимся позициям готовности специалиста:
- информационно-смысловая («я знаю»);
- эмоционально-мотивационная («я хочу»);
- деятельностно-технологическая («я могу»);
- нормативно-управленческая («я должен»).
Получение профессионального образования позволяет молодому специалисту приступать к самостоятельной и ответственной профессиональной деятельности. Однако наличие профессиональной компетентности ещё не гарантирует позитивного результата. Она, на наш взгляд, должна сопровождаться социальной зрелостью молодого специалиста (2).
Проявление и реализация социальной зрелости специалиста происходит, по нашему мнению, в первую очередь посредством сформированных металичностных качеств. Именно реализация таких качеств позволяет выстроить предметное поле профессии молодого специалиста в целостные деятельностные акты преобразования для других в социальном пространстве и времени, применяя профессиональные технологии и утверждая личностные позиции.
Среди металичностных качеств молодого специалиста необходимо выделить:
1) целеустремлённость (предметная направленность и определённость);
2) коммуникативность (обратная связь, ценность Другого);
3) самостоятельность (наличие выбора и личностной позиции);
4) ответственность (центрация на последствиях для Другого);
5) толерантность (общечеловеческие ценности в отношениях с другими).
Реализация сформированной ценностно-смысловой позиции миропонимания личности в созидательной (творческой) деятельности выражает уже другую потребность - потребность самоутверждения отношения к миру, другим людям и самому себе. На завершающем этапе профессионального самоопределения важно сформировать личностную готовность к самостоятельной деятельности и компетентную стратегию профессионального самоутверждения.
Социальная зрелость специалиста - это этап гармонии времён - прошлого, настоящего и будущего - как во внутрилично-стном развитии молодого специалиста, так и в процессе реализации его профессиональной компетентности. На этом этапе различия между временными периодами её
реализации, например, между постановкой цели, смыслом и получением результата, не разрушительны, а созидательны и конструктивны. Удовлетворенность процессом и его результатом на этом этапе имеет потенциал развития отношения будущего молодого специалиста к своей профессиональной деятельности, в частности, развития его мотивации («я хочу»). Для данного этапа профессионального самоопределения и утверждения характерна самодетерми-нация собственной самореализации в социуме в процессе учебных социальных практик.
Конечно, это сопровождается и рефлексией, которая выполняет функции а) обратной связи в процессе деятельности и б) синтеза социальных и профессиональных ситуаций в новые формы профессионального поведения («я знаю» в «я могу» и «я должен»). Для реализации этих функций, а значит, поддержания и развития профессиональной компетентности необходимы объективная информация об этих ситуациях и адекватное оценивание их условий, процессности и результата. Поэтому организация мониторинга, сопровождаемая анализом - это необходимость для поддержания и развития профессиональной компетентности специалиста, т. е. необходимость в освоении и реализации новых видов, способов и форм практической деятельности в своей профессии.
Социальной зрелости характерна высокая степень идентификации и идентичности своих жизненных целей и смыслов с целями и смыслами проектов, планов и программ профессиональной деятельности. И чем глубже идентификация при создании проектов и программ, чем глубже профессиональные цели и смыслы стали жизненными целями и смыслами молодого специалиста, тем выше готовность молодого специалиста к их осуществлению, т. е. к проектируемой деятельности по достижению проектируемого результата.
К социальным практикам в образовании можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, проектные устойчивые формы действий, в которых происходит практическая апробация и развитие у обучающихся компетенций, личностных позиций и металичностных качеств в соответствии с собственными потребностями, интересами, целями и индивидуальной траекторией их образования, обеспечивая при доминанте «для другого» единство миропонимания и мироотношения.
Сложившиеся социальные практики студенческого самоуправления, студенческих научных обществ, волонтёрства, студенческих строительных и педагогических
отрядов, студенческих клубов и поисковых отрядов подтверждают не только целостность образовательного процесса, но и наличие в них потенциала экзистенциального содержания и приобретения экзистенциального опыта. Достижение целостности в образовательном процессе позволяет не ограничиваться рамками смыслов учебных предметов, а обеспечивает возможность надпред-метных смыслов воспроизводства и развития субъектности обучающихся, способных к созидательному и творческому раскрытию во всех сферах жизнедеятельности, включая и профессиональную деятельность.
В структуре социальной практики можно выделить следующие инвариантные компоненты экзистенциального опыта:
1) опыт самоопределения личностных позиций, формирования компетенций и металичностных качеств в целях (и смыслах) удовлетворения социальных потребностей, так и в целях учебной деятельности;
2) практическая апробация компетенций, личностных позиций и металичност-ных качеств в разнообразной учебной и внеаудиторной образовательной деятельности, в общении со сверстниками, в команде, коллективе, группе;
3) приобретение опыта сопереживания, сотрудничества, сотворчества, ответственности и самостоятельности;
4) опыт презентации и анализа собственных достижений и неудач, самооценки и критики;
5) свободное творчество в своём индивидуальном раскрытии, когда весь цикл от идеи до её реализации человек попытался осуществить сам.
Углубление мотивации, идентификация, диалогизация отношений с другими, мониторинг, анализ, проектирование - все эти изменения в профессиональном самоопределении и профессиональной самореализации проявляют результаты синтеза эк-зистенциалов целостности индивидуального бытия будущего специалистов, целостности образовательного процесса и надпред-метный социально-профессиональный потенциал социальных практик для
целостности образовательного процесса. Таким образом, социальные практики в образовательном процессе являются способами освоения норм и образцов разнообразной деятельности, формирования личностных позиций и качеств, апробации и презентации как своих личностных преимуществ, так и личных достижений и результатов. В этом и осуществляется переход от миропонимания к мироотношению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Профессиональное самоопределение: от миропонимания к мироотношению // Непрерывная практическая подготовка специалистов социальной работы в вузе : монография / Под общ. ред. В. А. Дегтерева. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011.
2. Шрамко Н. В. Формирование социальной зрелости будущих специалистов по социальной работе на основе средо-ориентированного подхода // Образование и наука. 2009. № 8(65).
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.