Научный дебют
141
5. РИА Новости. Прием на бюджет в эконо-
мические вузы РФ сократился за 5 лет вдвое. Март 2011. URL: http://ria.ru/ edu_priem/ 20110310/ 344498759.html
6. Headhunter. Рынок труда для молодых спе-
циалистов в 3 квартале 2011 года. URL: http://hh.ru/article.xml?articleId=978
7. С. Собянин выступает за создание при мос-
ковских вузах центров трудоустройства молодых специалистов. URL:http:// www.labor.ru/?id=1506
8. Стажировки дают шанс 80% молодых спе-
циалистов остаться на предприятиях. URL: http:// www.labor.ru/ index.php?id =1716
9. Молодым везде в Москве дорога. URL: http://
www.rusnovosti.ru/ print.aspx?id=194615
10. За мобильники будем выгонять с экзаменов. Интервью с заместителем министра образования и науки Игорем Реморенко. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 1917215?themeID=285
KUZMINE. LABOR AND PROFESSIONS MARKET FOR YOUNG PROFESSIONALS IN THE FACE OF ECONOMIC CRISIS: CHALLENGES AND SOLUTIONS.
The author analyzes the impact of the economic crisis on the labor market for young professionals, which have j ust graduated from universities. The article asserts the need for state support of this category in job placing. The problem of unemployment among young professionals and the imbalance between the economy needs and the current education system is discussed.
Key words: labor market, profession market, social group, young professionals, economic crisis, unemployment.
Г.В. НИКИТИНА, аспирант Тобольская государственная социально-педагогическая академия
Потенциал социальной практики
В статье актуализируется вопрос о поиске современных средств подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. В качестве такового предлагается использовать социальную практику - социально-значимую и педагогически направленную деятельность, основанную на взаимодействии студентов с социально-образовательными учреждениями и организациями с применением элементов технологии социального проектирования. Определяется потенциал социальной практики для подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: подготовка к профессионально-педагогической деятельности, социальная практика, потенциальные стажировочные площадки социальных практик студентов педагогических вузов.
Осуществляя профессиональную деятельность, педагог активно включается в социальное взаимодействие не только с учениками, но и с родителями учащихся, коллегами, социальными партнерами. Поэтому сегодня актуальной задачей для педагогических вузов является формирование и развитие социально значимых качеств личности будущего педагога с высоким уровнем компетенции социального взаимодействия.
В системе подготовки большинства пе-
дагогических вузов для решения данной задачи, как правило, используются учебные и производственные практики, а также различные формы внеаудиторной и воспитательной работы [1]. Однако насколько эффективными, с точки зрения подготовки современных студентов к профессионально-педагогической деятельности, являются данные формы работы вузов?
Чтобы ответить на этот и другие интересующие нас вопросы, нами было организовано анкетирование студентов педагоги-
142 Высшее образование в России • № 12, 2012
ческих вузов и молодых специалистов. В нем приняли участие студенты 2-5-х курсов педагогических специальностей Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева и студенты 2-го курса факультета психологии и педагогики Сургутского государственного педагогического университета (всего 50 человек), а также молодые специалисты, работающие в учреждениях образования Тюменской области (всего 40 человек).
Профессиональной задачей выпускника педагогического вуза, согласно ФГОС высшего профессионального образования, является организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями, коллегами, социальными партнерами; поиск новых социальных партнеров; включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся. Между тем 52,5% молодых специалистов указали на то, что они иногда испытывают трудности в организации взаимодействия с учениками, педагогическим коллективом, родителями учащихся и другими социальными партнёрами, 22,5% - довольно часто, 15%
- редко и 10% никогда не сталкивались с подобными трудностями. Ситуация среди студентов несколько иная. 42% студентов признались, что часто испытывают трудности в установлении взаимодействия с учениками, коллективом учителей и т.п., 32%
- иногда, 20% - редко, и только у 6% студентов никогда не возникало таких проблем. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная доля молодых специалистов и студентов с трудом вступают в социальное взаимодействие. Следовательно, многие будущие педагоги оказываются потенциально недостаточно компетентными при установлении социального взаимодействия в профессиональной деятельности. В ситуации профессионального неуспеха у студентов и молодых специалистов возникает угроза формирования де-
структивных установок и ожиданий, страхов и неуверенности в себе.
Основной причиной, приводящей к трудностям в установлении социального взаимодействия в профессиональной среде, по мнению молодых специалистов и студентов, является недостаточный опыт организации взаимодействия с социальными партнерами на деловом уровне во время вузовской подготовки. Такой опыт студенты получают прежде всего во время учебных и педагогических практик, при выполнении различных видов внеаудиторной и воспитательной работы. Мы выяснили, какой процент студентов от общего количества студентов систематически участвует в воспитательной деятельности вуза. Оказалось, что 52% опрошенных крайне редко задействованы в такой работе вуза либо вообще в ней не участвуют. Лишь 22% принимали участие в студенческом самоуправлении, социальном проектировании, волонтерской деятельности, т.е. в тех видах работы, которые, с нашей точки зрения, позволяют в большей степени получить опыт социального взаимодействия.
Главными причинами, препятствующими активному участию будущих педагогов в различных формах воспитательной и внеаудиторной деятельности, по мнению студентов и молодых специалистов, являются отсутствие мотивации к социально значимой деятельности (77,8%) и низкая степень социальной активности (18,9%); 3,3% указали иные причины: неудовлетворенность организацией воспитательной работы в вузе, отсутствие времени и т.п.; только 2% считают свою социальную активность достаточно высокой. В целом можно согласиться с выводами исследователей о том, что нынешние студенты недостаточно социализированы и адаптированы в современном обществе, у них наблюдается низкий уровень сформированности социальной активности [2].
Очевидно, нужно осуществлять поиск инновационных средств, способных вос-
Научный дебют
143
полнить пробелы в подготовке педагогов нового типа (бакалавров педагогического образования) к профессионально-педагогической деятельности с учетом обозначенных особенностей современных студентов педагогических вузов. Одним из таких средств, с нашей точки зрения, может стать социальная практика - как деятельность, направленная на решение социальных проблем с целью формирования и развития компетенции социального взаимодействия [3; 4].
Анализ литературы по исследуемой проблеме говорит о том, что социальная практика реализуется, как правило, через участие студентов в тематических программах и освоение студентами социальных ролей. При этом программы социальной практики должны иметь профессионально-педагогическую тематику, а социальные роли должны ориентировать студентов на профессионально-педагогическую деятельность. В целом социальная практика должна сочетать волонтерскую, профессионально-ролевую и социально-проектную деятельность студентов.
При организации социальной практики студентов педагогического вуза необходимо, на наш взгляд, следовать следующим принципам: а) принципу самостоятельного выбора, гарантирующему каждому студенту право выбора программы социальной практики; б) принципу гибкости, позволяющему вносить соответствующие изменения в программу социальной практики, учитывая ее индивидуальный характер; в) принципу творчества, предполагающему использование элементов социального проектирования, т.е. осуществление творческого подхода к решению социально-педагогических проблем; г) принципу успешности, реализация которого во время участия в социальной практике направлена на достижение студентом личностной успешности (внутренней) и успешности в профессионально-педагогической деятельности (внешней).
Процесс подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности с использованием социальных практик предусматривает тесное сотрудничество педагогических вузов с объектами социальной и образовательной сферы - потенциальными стажировочными площадками для проведения такого рода практик. К ним мы относим: а) различные типы и виды образовательных учреждений; б) иные учреждения и предприятия, решающие задачи воспитательного и образовательного характера (структурные подразделения комитета по молодежной политике, учреждения культуры, спорта и социальной сферы); в) молодежные объединения и общественные организации социально-образовательной направленности.
Готовы ли объекты социальной и образовательной сферы принять на стажировки студентов-волонтеров? В каких видах социально значимой и педагогически направленной деятельности стажировочные площадки готовы задействовать студентов? Какие социальные роли студенты могут осваивать во время социальных практик?
Для ответа на эти вопросы было проведено анкетирование среди руководителей потенциальных стажировочных площадок. Популярными оказались такие тематические направления социально значимой деятельности, как «Профилактика девиантно-го поведения подростков и их социализация», «Организация детского отдыха», «Развитие детской одаренности », «Организация занятости детей и подростков», «Реабилитация и адаптация детей, находящихся в социально опасном положении», «Организация досуга молодежи », «Организация оздоровления детей, подростков и молодежи». Также руководителями были обозначены следующие темы программ социальных практик: «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья », «Профилактика жестокого обращения с детьми и выявление социального неблаго-
144 Высшее образование в России • № 12, 2012
получия», «Организация трудозанятости подростков ».
Чтобы конкретизировать тематические направления, мы выяснили у респондентов, в какие виды социально значимой деятельности студенты могут включаться и какие социальные роли они могут осваивать во время стажировок. Руководители отметили следующие виды социально значимой деятельности: организация досуга детей и подростков, помощь в проведении различных общественных мероприятий, акций и т.д., индивидуальное сопровождение детей и подростков, проведение социологических опросов, уличная социальная работа, рейдовая деятельность, установление контакта с безнадзорными подростками, ведение консультативных бесед. Были предложены следующие социальные роли: педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога, помощника воспитателя, помощника классного руководителя, помощника логопеда, помощника педагога дополнительного образования, преподавателя, социального работника, библиотекаря, репортера, журналиста, помощника экскурсовода,репетитора, воспитателя, социолога, специалиста по работе с молодежью.
Например, руководители социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних выразили желание включить студентов в разработку и реализацию целевых программ, направленных на профилактику со-
циального неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; задействовать в реализации инновационных социальных технологий в работе с семьей и детьми «группы особого внимания».
С нашей точки зрения, социальная практика имеет перспективы для подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. Целесообразно спланированная и организованная социальная практика располагает мощным потенциалом для получения студентами ценного опыта социального взаимодействия и развития социальных качеств личности будущего педагога.
Литература
1. Козлова Н.В. Роль воспитательной систе-
мы вуза в формировании социальной компетентности обучающихся // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. № 2 (18). С. 141-146.
2. Пилипчевская Н.В. Изучение социальной
активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестник ТГПУ. 2008. Вып. 2 (76). С. 15-19.
3. Файзуллина Л.Ф. Социальная практика в
системе профессиональной подготовки студентов - будущих экологов // Человек и образование. 2010. № 3. С. 102-106.
4. Кудашов Г.Н, Огороднова О.В, Комбарова
Е.В. Организация социальной практики студенческой молодежи // Молодежь и общество. 2009. № 2. С. 110-122.
NIKITINA G. POTENTIAL OF SOCIAL PRACTICE
The article discusses the question concerning the search of innovative means for preparation of future teachers for social interaction. The students' social practice is considered as one of such means. It should be based on students' interaction with social and educational organizations and institutions and should include the elements of social design technology. The potential of social practice for students training for professional and pedagogical activity is defined.
Key words: preparation for professional and pedagogical activity, social competence, social practice, potential platforms for social practices internship.