Научная статья на тему 'Волонтерская практика студентов и развитие компетенций'

Волонтерская практика студентов и развитие компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИКА / ВОЛОНТЕР / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтерев Виталий Анатольевич

Статья посвящена организации практики студентов первого курса по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Автор считает, что компетентностный подход позволяет сформировать социально и профессионально компетентную личность не только в процессе теоретического обучения, но и в процессе практической подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Волонтерская практика студентов и развитие компетенций»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________

нам очиститься от тех наслоений, которые порой скрывают истинный гуманистический смысл той или иной традиции, явить и самому себе и окружающим народам чистую душу, вместилище колоритных национальных ценностей, среди которых сознание долга перед прежде жившими поколениями и теми, кто придет после нас, должно занимать первое место» [1,с.4].

Список использованной литературы

1. Агнаев Г. Осетинские обычаи. Изд-во «Урсдон», Владикавказ, 1999. - 172 с.

© Л.П. Гадзаова, Г.Н. Котоваева, 2015

УДК 378

Дегтерев Виталий Анатольевич,

докт. пед. наук, профессор ФГБОУ ПО УрГПУ

г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]

ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация

Статья посвящена организации практики студентов первого курса по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Автор считает, что компетентностный подход позволяет сформировать социально и профессионально компетентную личность не только в процессе теоретического обучения, но и в процессе практической подготовки студентов.

Ключевые слова

Специалист социальной сферы, компетенция, компетентность, практика, волонтер, компетентностный подход, профессионализм, воспитание.

Социально-экономическое развитие России напрямую зависит от того, насколько грамотными и подготовленными окажутся выпускники профессиональных учебных заведений сегодня. Добротная подготовка специалистов с высшим образованием, в том числе и специалистов социальной сферы, -актуальная проблема не только современного российского высшего образования, но и европейского в том числе.

Формирование единого европейского пространства высшего образования привело к серьезной переоценке сложившихся подходов к целям и задачам, реализуемым существующей системой образовательных институтов. Единый рынок труда требует выработки механизма сравнения образовательных уровней и квалификаций выпускников вузов различных европейских стран и упорядочивания требований, предъявляемых к их подготовленности. Вместе с тем о какой-либо принудительной унификации систем образования не может идти и речи. Решение, которое считается более или менее приемлемым для всех стран, входящих в Евросоюз, было предложено в известной Болонской декларации: не вмешиваясь в содержание и структуру образовательных программ, уважая национальные культурные традиции, соблюдая автономию образовательных учреждений, ориентируясь на тенденции развития европейского и мирового сообщества, осуществить постепенный переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр - магистр), обеспечив при этом прозрачность и понятность образовательных характеристик выпускников. Принято считать, сравнимости образовательных уровней выпускников можно добиться, если сопоставлять приобретенные ими за время обучения компетенции. Это нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, которые внедряются сегодня в вузах России.

Понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» до настоящего времени трактуются неоднозначно, но все же можно выделить некоторый общий смысл, присущий большинству трактовок.

128

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

Мы придерживаемся определения компетенции как готовности студента к деятельности, основанной на знаниях и умениях, которые приобретены в процессе обучения и направлены на успешное включение в профессиональную деятельность [4, с. 57].

Компетентность же специалиста в общем виде можно представить как интегральное качество специалиста, которое включает такие компоненты, как знания, умения, профессиональные и социально -значимые качества личности.

По нашему мнению, профессиональная компетентность специалиста социальной сферы представляет собой системообразующий фактор профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности специалиста, который обеспечивается синтезом профессиональных знаний, умений и профессионально важных качеств, позволяющих принимать ответственность за результаты труда, учитывать мнение профессионального сообщества и проектировать дальнейший профессиональный рост [там же, с. 61].

Таким образом, основу формирования профессиональной компетентности специалиста составляет приобретение знаний, развитие и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, которые содержатся не только и не столько в содержании социально-гуманитарных дисциплин, сколько в разных видах деятельности и, прежде всего, в программах практической подготовки, которой присущи определенные функции, обеспечивающие ее устойчивое существование. Эти функции условно можно разделить на две группы: внутренние (образовательная, развивающая, воспитательная), отражающие возможность самой системы, взаимосвязь и взаимозависимость ее отдельных компонентов, и внешние (координирующая или интегрирующая), выражающие отношения практической подготовки к другим компонентам образовательных стандартов.

Образовательная функция направлена на вооружение студентов фундаментальным знанием основ социально-гуманитарных теорий и технологий, на формировании у них системы знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной работы с различными категориями населения. Эта функция имеет как теоретический, так и практический аспекты, которые должны органически сочетаться, способствуя соединению изученной теории и практической деятельности будущих специалистов.

Развивающая функция отражает развитие профессионально направленного мышления будущих специалистов, их толерантности, коммуникативных, организаторских способностей, формирование творческого подхода к профессиональной деятельности в любой сфере рынка труда.

Воспитательная функция заключается в том, что процесс вооружения знаниями и умениями органично связан с развитием личности, формированием у нее как личностных, так и профессионально значимых качеств. Изучение сущности своей профессии, структуры деятельности стимулирует осознание студентами себя как будущих специалистов, активизирует процессы самовоспитания и самообразования, профессиональной идентификации.

На факультете международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций Института социального образования Уральского государственного педагогического университета практика студентов осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами: Законом РФ «Об образовании», Трудовым кодексом РФ, Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждённым приказом Министерства образования РФ от 25.03.03 № 1154, Федеральными Государственными образовательными стандартами ВПО по соответствующему направлению подготовки, примерным Положением по практике, Уставом Уральского государственного педагогического университета.

Подготовка студента к практике осуществляется в течение всего периода обучения. Помимо теоретической подготовки, студентов готовят и психологически к выполнению практической работы, чтобы они могли осознать ее необходимость и значимость, соблюдать этические принципы специалистов социальной сферы. Непосредственную подготовку к практике - консультирование, контроль и проверку готовности к самостоятельной деятельности осуществляет групповой руководитель - преподаватель одной из трех кафедр факультета международных отношений и социально-гуманитарных коммуникаций.

129

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

Процесс организации практики на каждом курсе предусматривает несколько этапов: подготовительный, самостоятельной деятельности практиканта, контрольно-оценочный и аналитический. Каждый из этапов для всех субъектов практики имеет свои задачи и содержание.

Практическая подготовка специалистов по социальной работе и социальной педагогике в вузе начинается уже на первом курсе. Во втором семестре организуется так называемая волонтерская практика, которая по нашему мнению очень важна для профессионального и личностного становления студента, будущего специалиста социальной сферы.

На протяжении последних 12 лет факультет для организации практики первокурсников сотрудничает с городским социально-реабилитационным центром для детей с ограниченными возможностями «Талисман» (г. Екатеринбург). Целью создания данного Центра является оказание детям и подросткам с отклонениями в физическом и умственном развитии квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи для обеспечения максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Деятельность Центра направлена на развитие и восстановление социального статуса детей-инвалидов, семей, в которых они воспитываются на достижение ими материальной независимости, на их социальную реабилитацию. Одной из приоритетных задач центра является поиск дополнительных ресурсов через организацию и внедрение волонтерской деятельности.

Волонтерская практика способствует приобретению жизненного опыта студентами, расширению их круга общения, приобретению профессионально и социально значимых навыков. При этом, по договору, вуз берет на себя функцию по теоретической, методической и мотивационной подготовке студентов первого курса к волонтерской практике, а Центр организует их практическую деятельность.

В начале 2003 г. в 17 семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, состоящими на учете в МУ РЦ «Талисман», были направлены 33 студента первого курса. Студенты заранее получили информацию от специалистов Центра о составе и социальном статусе семей, их ожиданиях и потребностях. Они знали возраст ребенка, степень нарушения его развития, особенности двигательных и речевых функций. Студенты могли сами выбрать семью для посещения, исходя из своих интересов и возможностей. Все они пришли в семьи, родители которых изъявили желание работать со студентами, однако большинство из них во время первых встреч испытали сильное эмоциональное потрясение, так как раньше никогда не общались с детьми, имеющими такие серьезные ограничения жизнедеятельности. Общение со специалистами, поддержка и помощь руководителей практики от вуза и учреждений-мест практики, доброжелательность родителей и детей помогли студентам за короткое время преодолеть свой эмоциональный барьер.

Большинство волонтеров достаточно быстро освоились с ситуацией, установили контакт с ребенком и родителями, успешно выполняли рекомендации специалистов Центра по индивидуальной программе реабилитации, при необходимости имели возможность проконсультироваться со специалистами Центра или с преподавателями кафедры.

Студенты еженедельно посещали семьи в течение четырех месяцев. В основном, они приходили в семью по двое - это придавало им больше уверенности, позволяло интереснее организовать игры и общение с подопечным. Но также поступали просьбы со стороны семьи об индивидуальном посещении. Большинство отзывов, полученных и из семей, и от студентов были положительными. Дети и родители были довольны помощью волонтеров: дети охотно общались с ними, с нетерпением ожидали каждую встречу, родители, после нескольких первых встреч, могли оставить ребенка со студентом и заняться своими делами, воспользоваться помощью студентов на прогулке и т. д. Получая необходимую информацию от специалистов и родителей, студенты проводили с ребенком развивающие занятия, делали вместе уроки, изучали компьютерные игры, слушали музыку.

Студенты-волонтеры также с энтузиазмом отзывались о своей работе, выражали привязанность к детям и признательность к специалистам за полученные знания и навыки. В дневниках практики студенты отмечали особенности ребенка с ограниченными возможностями, его проблемы и успехи, характер взаимоотношения с родителями ребенка, специалистами Центра, которые осуществляли патронаж. В конце учебного года подводились итоги волонтерской деятельности совместно преподавателями вуза, родителями и специалистами Центра.

130

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

По результатам опроса, ежегодно проводимого сотрудниками Центра и вуза, почти 90% родителей оказались полностью удовлетворены волонтерской деятельностью студентов. Отмечена положительная динамика в поведении детей после посещения волонтеров. Дети стали больше общаться, появился интерес к новым видам деятельности, появились успехи и хорошие отметки в школе. Взаимодействие студентов-волонтеров с ребенком с ограниченными возможностями можно рассматривать как модель совместного разновозрастного воспитания субъектов воспитательного процесса.

Хорошо известно, что представления об отношениях с внешним миром у детей основывается на наблюдении за поведением старших, подражании им. Это дает импульс развитию ребенка. Так же мы знаем, что каждому периоду детства свойственны особый понятийный уровень и особый язык. Ребенку более понятен язык близкого по возрасту человека. Его мнения, слова и поступки оказывают на детей порой больше влияния, чем, если бы с ними общались взрослые. Положительно оценивают деятельность студентов и специалисты Центра, которые руководили практикой.

Анализируя опыт проведения волонтерской практики можно сказать, что она способствует приобретению и развитию у студентов, будущих социальных педагогов и социальных работников, профессиональных поведенческих навыков и умений, общекультурных и профессиональных компетенций, способствует воспитанию и развитию личностных качеств, помогает в окончательном профессиональном самоопределении.

В процессе волонтерской практики студент взаимодействует с детьми и взрослыми (семьи, воспитывающие детей инвалидов). Он познает «опыт горя», которого у большинства обучающихся нет. Научается устанавливать коммуникации с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студент может сделать вывод по окончании практики: а способен ли он к этому виду деятельности.

Таким образом, в процессе студенческой практики, если она гармонично встроена в педагогический процесс, происходит развитие профессионально-социальной направленности личности, формируется гуманистическое социальное мировоззрение, социально-педагогическая культура, гуманистические ценностные ориентации, творческие способности будущего специалиста социальной сферы, ее профессионально значимые нравственные и деловые качества, эстетические потребности и вкусы и т. д., которые развиваются при организации практики на последующих курсах.

Список использованной литературы:

1. Болонский процесс в документах и статьях (Сорбонна - Болонья - Саламанка - Прага) / Сост. Е. В. Шевченко, ИПЦ, С.-Пб.ГТУ, 2001. - 26 с.

2. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 040101 «Социальная работа». Квалификация: специалист. М., 2002.

3. Дегтерев, В. А. Компетентностный подход к теоретической и практической подготовке специалистов социальной сферы в рамках Болонских критериев // Организация студенческих практик в рамках Болонских критериев: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008. - С. 83-97.

4. Дегтерев, В. А. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 В. А. Дегтерев ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 155 с.

5. Ларионова, И. А., Дегтерев, В. А. К вопросу о компетентностном подходе в системе высшего профессионального образования // Образование и наука : Изв. УрО РАО. № 8 (12). Екатеринбург, 2007. - С. 34-39.

6. Ларионова, И. А. Интегративно-дифференцированный подход в профессиональной подготовке социальных педагогов и специалистов социальной работы [Текст] : монография / И. А. Ларионова, Ю. Н. Галагузова. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - 172 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»).

© В.А. Дегтерев, 2015

131

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____

УДК 51-8

Корнева Г алина Николаевна

МБОУ «Ливенская СОШ №1», учитель математики,

с. Ливенка, РФ Е-mail: [email protected]

«ФИШБОУН», КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Аннотация

Суть данного приема - это установление связей между объектом анализа и влияющими на него факторами, обоснование сделанного выбора. Схемы Фишбоун дают возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление.

Ключевые слова

Приём, метод, Фишбоун, математика, схема, обучение.

С введением ФГОС стали больше говорить об изменении деятельности учителя в школе. Современному учителю необходимо так организовывать учебный процесс, чтобы приоритетное место в обучении отводилось самостоятельной познавательной деятельности школьника. Главное на сегодня не учить, а научить учеников учиться добывать знания самостоятельно из различных источников. Невозможно научить ребёнка организовывать свою работу, если не ставить его в активную позицию, не обращать внимания на развивающие задачи. «Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности - «разучить» думать самостоятельно». Эти слова А. Дистервега на сегодня, мне кажется, актуальны как никогда.

Без сомнения, математика - одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих обучающихся. Заинтересовать математикой - дело непростое.[1]. Здесь многое зависит от того, как вовлечь всех обучающихся в обсуждение сложившейся ситуации, как поставить даже очевидный вопрос. Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

Одним из таких приемов, который я использую у себя на уроках (чаще при работе в старших классах, на уроках обобщения), является прием «Фишбоун». С помощью данного приёма можно сразу проверить знания по целой теме, или по отдельно взятому, конкретному уроку, их можно использовать и при изучении нового материала ( создание проблемной ситуации) , и на различных этапах закрепления. Всё зависит от целей, которые преследуются. Схемы Фишбоун дают мне возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, визуально помочь им увидеть взаимосвязь между причинами и следствиями, развивают критическое мышление. С помощью схемы можно найти решение, практически, любой сложной задачи, зачастую, возникают новые идеи.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета [3, с.127]. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Она включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы [2]. Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные под углом 45 градусов) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи -краткие, точные, лаконичные и отображают лишь суть понятий. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Иногда при заполнении схемы школьники сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы значительно больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Так происходит потому, что предположений в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые косточки в нижней части схемы могут так и остаться незаполненными.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.