Научная статья на тему 'Гуманизация педагогического процесса по физической культуре'

Гуманизация педагогического процесса по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Андрей Вячеславович

Рассматриваются современные тенденции гуманизации педагогического процесса в контексте обучения физической культуре в ВУЗе на основе дифференциации содержания и технологии его образования с учетом способностей и появившихся физкультурных интересов. Характеризируются пути формирования положительного мотивационно-ценностного компонента отношения к дисциплине, усиления образовательного ценза учебных занятий, применения гибкой комплексной система оценки успешности обучения и личностно-ориентированного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гуманизация педагогического процесса по физической культуре»

_________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

Для успешного формирования конфликтологической компетентности личности необходимо использование комплекса психологических и педагогических средств, которые можно представить следующими формами деятельности:

- эвристическая беседа способствует обучению способам решения проблем; формированию самостоятельности и креативности в процессе поиска и принятия решения, диалектического мышления;

- ролевая игра способствует формированию положительной мотивации конфликта, формированию рефлексивных навыков, толерантности;

- дискуссия с открытой структурой воздействует на все три характеристики личностно развивающей ситуации: проблемную задачу, диалог, игровую природу;

- тренинг предполагает коррекцию становления и совершенствования конфликтологической компетенции в целом, и выработку нравственных стимулов в поведении, качеств, ценных для участников тренинговой методики;

- проектная методика является непосредственной практикой по профилактике возможных и разрешению возникших конфликтов в группе;

- классный час выступает синтезом всех вышеуказанных форм, представленных на нем в разной

мере.

Таким образом, становление конфликтологической компетентности личности - это не только идея, но и принцип, которые отражают острую потребность общества в существенной перестройке сложившейся системы воспитания и обучения будущих выпускников школы, приоритетной характеристикой которых в настоящее время является их способность и к самопроявлению и саморазвитию.

Список использованной литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 24.

2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. - С. 54-55.

3. Митяева А.М. Индивидуализация образовательной деятельности студентов вузов / А. М. Митяева. - СПб.

: Питер, 2003. - 354 с.

4. Немкова А.Б. Становление конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. н. Волгоград, 2008. С. 13-15.

5. Рожков Н.Т. Деятельность преподавателя СПУЗ по изучению причин конфликтного поведения студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 1999. - 20 с.

© З.А. Тагирова, А.С. Собильская, 2015

УДК 378

Тарасенко Андрей Вячеславович

канд. пед. наук, доцент ИЭиП (филиал) ОУП ВО «АТиСО» в г. Севастополе, г.

Севастополь, РФ E-mail:[email protected]

ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация

Рассматриваются современные тенденции гуманизации педагогического процесса в контексте обучения физической культуре в ВУЗе на основе дифференциации содержания и технологии его образования с учетом способностей и появившихся физкультурных интересов. Характеризируются пути формирования положительного мотивационно-ценностного компонента отношения к дисциплине,

158

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________

усиления образовательного ценза учебных занятий, применения гибкой комплексной система оценки успешности обучения и личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова

Физическая культура в ВУЗе, гуманизация педагогического процесса, личностно-ориентированный подход, организация и методика проведения занятий по физической культуре, мотивационно-ценностный

компонент, инновационные педагогические технологии.

Качество выполнения учебной программы по физической культуре обеспечивается, в конечном итоге, деятельностью руководства вуза, факультетов, кафедрой физического воспитания, планированием учебных занятий, подготовкой материальной базы, компетентностью преподавателей и многими другими известными факторами [4].

Физическая культура в вузе является обязательным предметом преподавания для студентов 1-4 курсов дневной формы обучения. Оно рассматривается как одно из важных средств укрепления здоровья, формирования личности студентов, улучшения их физической подготовленности и развития, подготовки к высокопроизводительному труду и защите Родины [1]. Организация и методика проведения учебных занятий по физической культуре и сопутствующий этому комплекс учебно-методических мероприятий в прошедших двух семестрах соответствовали официально установленным идеологическим, организационно-управленческим, учебно-методическим рекомендациям. В то же время не все возможности и не всеми студентами использованы эффективно. Среди причин, обусловивших это, назовем некоторые из них.

Первая причина. Студенты индивидуальны в своих спортивных пристрастиях. В начале учебного года нами были опрошены около 200 человек. Оказалось, что 28% из них хотят, чтобы учебные занятия по физической культуре проводились в тренажерном зале, 10% хотели бы заниматься плаванием в бассейне, 7% - баскетболом, 12% - волейболом, 10% отдали предпочтение большому теннису, 13% - настольному теннису, 19% - мини-футболу. Лишь три человека из всех студентов изъявили желание заниматься на учебных занятиях легкой атлетикой. Занятия по физической культуре планируются и проводятся в масштабе учебной группы в количестве, как правило, 30 и более человек. Если удовлетворить спортивные пристрастия студентов, то учебную группу нужно разделить на 8 - 10 подгрупп с количеством студентов от 2 до 16.

Вторая причина: отсутствие у ряда студентов (примерно у 20%) положительного мотивационно -ценностного отношения к физической культуре. Это является отражением недостатков в существующей государственной системе физической культуры Развитие физической культуры провозглашено важной составной частью государственной социально-экономической политики. В - го же время только 25-30% школьников занимаются физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла к 2014 году 70%. Финансовой поддержки, в должностной мере способствующей развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения, явно не достаточно Результаты анкетного опроса, проведенного среди студентов в КФ ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова в 2013 - 2014 году, свидетельствует, что 32 % студентов курят, 62% употребляют алкоголь. Отечественный и зарубежный опыт убедительно подтверждает высокую эффективность использования физической культуры в профилактической деятельности по предупреждению заболеваний, в борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями и другими негативными явлениями. В данном случае речь ведется о предупреждении негативных отклонений в поведении студентов. Мы же на занятиях по физической культуре встречаемся со студентами, у которых уже сформировано активно - негативное отношение к физической культуре в силу имеющихся у них отрицательных привычек. Иногда это проявляется в открытой неприязни к педагогу, неудовлетворенности предлагаемой программой, откровенном сопротивлении выполнению физических упражнений, нежелании переносить физические нагрузки и проявлять волевые усилия. Естественно, что самой трудной задачей на занятиях по физической культуре с такими студентами является доведение до их сознания ценностной значимости и необходимости использования физической культуры для развития и реализации возможностей личности студента [2]. А этого можно добиться, только разрушив устоявшие отрицательные стереотипы воспитания и оценки тех или иных явлений действительности, поведения, взаимоотношений и др.

159

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

Таким образом, примерно около 20 % студентов, у которых практически отсутствует положительный мотивационно - ценностный компонент отношения к физической культуре, нуждаются в особой гуманистической направленности педагогического процесса на основе усиления образовательного ценза учебных занятий. К таким студентам должна применяться гибкая комплексная система оценки успешности обучения [3]. Как и при организации занятий со студентами специальной медицинской группы, нужно знать «диагноз заболевания», т.е. представлять, с какими вредными факторами мы сталкиваемся, пытаясь сформировать положительный мотивационно ценностный компонент отношения к физической культуре. Устранив эти факторы, можно надеяться приобщить студента к ценностям физической культуры на основе дифференциации содержания и технологии его образования с учетом способностей и появившихся физкультурных интересов.

Список использованной литературы:

1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 528 с.

2. Вучева В. Аспекты гуманизации образования по физической культуре студентов вуза // Теория и практика физической культуры. - Выпуск: 7. - 13 июня 2006. - С. 24-27.

3. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.

4. Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

© А.В. Тарасенко, 2015

УДК 371.016:51

Тихоненко Алевтина Варфоломеевна

доктор педагогических наук, профессор АГУ

г. Сухум

E-mail: [email protected]

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА)

Аннотация

В статье рассматривается технология работы учителей начальной школы по развитию критического мышления младших школьников на уроках математики. Приводятся конкретные примеры реализации процесса развития критического мышления.

Ключевые слова

Критическое мышление, этапы реализации критического мышления, развитие математических компетенций, организация деятельности обучающихся.

Оценка уровня подготовки младших школьников России по результатам Международной организации (PISA) показала, что у них достаточно слабые умения, связанные с интеграцией знаний в различные сферы практической деятельности, применением знаний в нестандартных ситуациях и переносом их в новые формы деятельности. Поэтому необходимо учить младших школьников: умению анализировать идеи, предложения и принимать независимые продуманные решения; умению занимать критическую позицию, мыслить нестандартно; умению быть коммуникативным: учитывать другие объяснения, быть терпимым,

толерантным, избегать изложения эмоциональных рассуждений, объяснений; рациональным способам решения конкретной задачи и адекватно ситуации оценивать события; доказательно аргументировать

160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.