________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________
Реализовать деятельностный подход в профессиональном образовании и обеспечить эффективную подготовку медицинских кадров в рамках институтов в современных условиях возможно, основываясь на таких принципах развивающего обучения, как индивидуализации, вариативности, концентричности. Их применение позволяет построить учебный процесс с учетом особенностей деятельности медицинского персонала, специфики формирования практических навыков.
Список использованной литературы:
1. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М.: Знание, 1979. - 48 с.
2. Klarsfeld A. La competence, ses definitions, ses enjeux.// Revue Gestion. - 2000. - March - April. - p. 31 - 47.
3. La Formation professionnelle en France. Min. du travail de l’emploi et de la formation professionnelle etc. - Paris. - 1995. - p. 458.
4. Profession Infirmier. Min. de la sante, de la famille, et des personnes handicapees. - Paris. - 2007. - p. 378.
© Г.С. Савончик, 2015
УДК 1174
Тагирова Зарина Аятулаховна
выпускница СКФУ, Собильская Анна Сергеевна
Кандидат психологических наук, доцент СКФУ
г.Ставрополь, РФ E-mail: [email protected], [email protected]
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ
Аннотация
Одной из тенденций развития современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, состоящей в создании условий для полноценного самоосуществления субъектов образовательного процесса. Это приводит не только к повышению требований ко всем его участникам, но и к усложнению взаимоотношений, к усилению конфликтогенности ситуации в современных образовательных учреждениях. Преодоление таких противоречий возможно при условии использования конфликтных ситуаций для самореализации и личностного развития участников конфликта. Особенно это актуально в раннем юношеском возрасте.
Ключевые слова
Конфликтологическая компетентность, личность, период ранней юности.
В условия современного общества, характеризующегося изменениями в профессиональной сфере и обновленными требованиями высшей школы к выпускникам, перед системой образования встают новые задачи, заключающиеся в обеспечении социализации личности ребенка, способного реализовывать свой индивидуальный опыт, как в познании, так и в учебной деятельности, и в поведении.
В тоже время в современном обществе окружающие ребенка взрослые повсеместно демонстрируют интолерантное поведение с такими его проявлениями как агрессивность и враждебность, что и становится образцом межличностного общения для личности в период ранней юности. Вследствие чего вопросы, связанные с антисоциальным поведением личности в период ранней юности приобретают все большую актуальность. Так очень часто агрессивное поведение юношей выступает не столько характеристикой личности, а как незнание способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Подчеркнем, что существование обозначенной проблемы подтверждается статистическими данными: так обследование учащихся старших классов показывает, что 27,5% детей раннего юношеского возраста демонстрируют низкие знания о конфликтах и возможных тактиках их разрешения, 46,6% школьников
156
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____________________
обладают определенным набором знаний о ведении конфликта и его разрешении, однако имеющиеся знания хаотичны, и только у 17,6% старшеклассников знания по теории конфликта носят систематический характер.
Таким образом, в современных условиях среди проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в период ее модернизации, к особо важным мы относим проблему формирования конфликтологической компетентности личности в период ранней юности.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет заметить, что в настоящее время в российских школах процесс становления конфликтологической компетентности личности в период раннего юношества реализуется не в полной мере, так как в практике организации воспитательного процесса образовательного учреждения данные вопросы не входят в число приоритетных целей педагога и психолога.
Рассмотрим сущность понятия «конфликтологическая компетентность».
Конфликтологическая компетентность, это термин, который имеет большое количество родственных понятий, таких, как «конфликтная компетенция», «конфликтологическая культура», «конфликтологическая грамотность», «конфликтологическая готовность» и др.
Анализ ряда работ Н.Т. Рожкова показывает, что конфликтологическая компетентность личности является составляющей профессиональной компетенции [5, 18с]. Мы в свою очередь считаем, что становление конфликтологической компетентности непосредственно личности раннего юношеского возраста, также является важным аспектом образовательного процесса в образовательном учреждении. Подчеркнем, что конфликтологическая компетентность содействует снижению не только конфликтности, но и агрессии личности данного возраста, и как следствие положительным образом влияет на взаимоотношения сверстников в образовательном процессе в школе в целом. Компетентность же представляет сбой результат деятельности личности с точки зрения осознания им необходимости и важности приобретения определенного социального опыта.
В работах И.А. Зимней, В.С. Ильина понятие «конфликтологическая компетентность» определяется как составная часть общей социальной компетенции, а именно как «способность и готовность к осуществлению деятельности по профилактике конфликта, в реальном конфликте, как способность и готовность минимизировать деструктивные формы конфликта и перевести их в конструктивное русло, и при необходимости выступить посредником или медиатором в разрешении конфликта» [1, 2].
В работе А.М. Митяевой отмечается, что значение конфликтологической компетентности в индивидуальном и личностном развитии юноши, его познавательной деятельности и социальном поведении выражается в следующих ее функциях:
- мобилизационная (способность рассматривать конфликт в как неотъемлемую составляющую жизни);
- информативная (способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видению перспектив его разрешения);
- прогностическая (способность применять различные техники для минимизации деструктивных форм конфликта и перевода их в позитивное русло);
- регулятивная (способность осуществлять деятельность посредника или медиатора);
- ценностная (способность подростка изменить отношение к конфликту в условиях расширения контактов, деятельности);
- рефлексивная (способность к реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин);
- интегративная, которая является ведущей и ее предназначение заключается в том, чтобы данная компетенция носила продуктивный характер [3].
Формирование конфликтологической компетентности личности в период ранней юности - это сложный, многоаспектный процесс, который ставит воспитанников в новые условия, стимулирующие внутренние силы саморазвития личности и, как результат, приводящие к переосмыслению предшествующего опыта [4].
157
_________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________
Для успешного формирования конфликтологической компетентности личности необходимо использование комплекса психологических и педагогических средств, которые можно представить следующими формами деятельности:
- эвристическая беседа способствует обучению способам решения проблем; формированию самостоятельности и креативности в процессе поиска и принятия решения, диалектического мышления;
- ролевая игра способствует формированию положительной мотивации конфликта, формированию рефлексивных навыков, толерантности;
- дискуссия с открытой структурой воздействует на все три характеристики личностно развивающей ситуации: проблемную задачу, диалог, игровую природу;
- тренинг предполагает коррекцию становления и совершенствования конфликтологической компетенции в целом, и выработку нравственных стимулов в поведении, качеств, ценных для участников тренинговой методики;
- проектная методика является непосредственной практикой по профилактике возможных и разрешению возникших конфликтов в группе;
- классный час выступает синтезом всех вышеуказанных форм, представленных на нем в разной
мере.
Таким образом, становление конфликтологической компетентности личности - это не только идея, но и принцип, которые отражают острую потребность общества в существенной перестройке сложившейся системы воспитания и обучения будущих выпускников школы, приоритетной характеристикой которых в настоящее время является их способность и к самопроявлению и саморазвитию.
Список использованной литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - С. 24.
2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. - С. 54-55.
3. Митяева А.М. Индивидуализация образовательной деятельности студентов вузов / А. М. Митяева. - СПб.
: Питер, 2003. - 354 с.
4. Немкова А.Б. Становление конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. н. Волгоград, 2008. С. 13-15.
5. Рожков Н.Т. Деятельность преподавателя СПУЗ по изучению причин конфликтного поведения студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Казань, 1999. - 20 с.
© З.А. Тагирова, А.С. Собильская, 2015
УДК 378
Тарасенко Андрей Вячеславович
канд. пед. наук, доцент ИЭиП (филиал) ОУП ВО «АТиСО» в г. Севастополе, г.
Севастополь, РФ E-mail:[email protected]
ГУМАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
Рассматриваются современные тенденции гуманизации педагогического процесса в контексте обучения физической культуре в ВУЗе на основе дифференциации содержания и технологии его образования с учетом способностей и появившихся физкультурных интересов. Характеризируются пути формирования положительного мотивационно-ценностного компонента отношения к дисциплине,
158