Научная статья на тему 'Некоторые методологические подходы к организации деятельности институтов по подготовке медицинских сестер во Франции'

Некоторые методологические подходы к организации деятельности институтов по подготовке медицинских сестер во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. СРЕДНЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савончик Галина Станиславовна

В статье рассматриваются методологические подходы к организации деятельности институтов по подготовке медицинских сестер во Франции в условиях реформирования всей системы профессионального образования. Наиболее подробно характеризуется деятельностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые методологические подходы к организации деятельности институтов по подготовке медицинских сестер во Франции»

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

2. Потенциал личности: комплексная проблема: материалы четвертой Всерос. Интернет-конф., 7-9 июня 2005 г. / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2005. - 202 с.

3. Романова М.А. Моделирование психолого-педагогического потенциала личности учителя начальных классов. - Южно-Сахалинск: издательство СахГУ, 2013. - 248 с.

4. Савенков, А. И. Потенциал личности. // Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005. Выпуск 5 (24). 182с.

© М.А. Романова, 2015

УДК 377.6

Савончик Галина Станиславовна

канд. биол. наук, доцент ОГУ, г. Орел, РФ E-mail: sagast3368@ya.ru

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУТОВ ПО ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР ВО ФРАНЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы к организации деятельности институтов по подготовке медицинских сестер во Франции в условиях реформирования всей системы профессионального образования. Наиболее подробно характеризуется деятельностный подход.

Ключевые слова

Деятельностный подход. Среднее медицинское образование во Франции.

Реформирование системы высшего профессионального образования Франции обусловливает поиск способов и средств эффективной организации профессиональной подготовки медицинских сестер, отвечающих современным потребностям. Анализ современных требований к специалистам и социального заказа позволяет определить методологические подходы к организации деятельности институтов и школ по подготовке медицинского персонала среднего звена.

Так как социальный заказ на специалиста выполняется системой образования [3, с. 58], этим определяется необходимость использования при формировании социального заказа программно-целевого подхода, который четко формулирует цель - подготовку специалиста, обладающего необходимым уровнем знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих его профессиональную деятельность, и программу реализации цели в системе образования.

Поскольку цель образования можно сформулировать, как подготовку компетентного высококвалифицированного специалиста, то при проектировании содержания, технологий и методик обучения такого специалиста необходимо применение квалификационного и компетентностного подхода, закрепляющих необходимый комплекс ЗУНов и личностных качеств в виде квалификационных характеристик, профессиограмм, компетенций, которые необходимо приобрести в процессе обучения [2, с. 35].

Системный подход позволяет рассматривать парамедикальное образование как целостную систему, органично включенную в общую систему образования, характеризует ее в единстве структурных компонентов и многообразии связей с внешней средой.

Подготовка современного специалиста осуществляется в процессе различных видов образовательной деятельности, ориентированных на формирование профессионально значимых знаний, умений и навыков и качеств личности. Для решения основной цели и задач образования, а также эффективной реализации социального заказа в образовательных учреждениях необходимо опираться на деятельностный подход. На нем остановимся более подробно.

154

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______________________

Деятельностный подход определяет средства и методы реализации программно-целевой подготовки специалиста в системе образования и осуществляет ее на практике. Концепция деятельностного подхода сложилась во французской практике во второй половине ХХ века в тесной взаимосвязи с формированием психолого-педагогической теории деятельности.

Деятельностный подход делает акцент не столько на освоении обучающимися предметных знаний, сколько на овладении при этом ориентировочными основами деятельности, в первую очередь - учебной, через которую осваиваются все другие виды деятельности. Учебная деятельность при этом рассматривается, прежде всего, как средство интеллектуального развития обучающегося, которое должно обеспечить ему успешность в освоении всех других видов деятельности - как в процессе обучения, так и в последующей жизни. Иными словами, если студент научился думать, рассуждать, анализировать, то это позволит ему адаптироваться к любым жизненным ситуациям, в первую очередь, на рабочем месте.

В рамках деятельностного подхода наибольшее распространение получила теория развивающего обучения. Французские педагоги быстро осознали, что образование не может быть направлено лишь на овладение знаниями и умениями. Стремительное развитие науки и техники, многократное увеличение потока информации и объема знаний поставили задачу формирования у обучающихся способов самостоятельной деятельности и непрерывного самообразования.

Французские педагоги и психологи утверждали, что в ходе обучения перестраиваются, изменяются в сторону усложнения сами психические функции, и этот процесс собственно и представляет собой развитие. Одновременно осуществляется и обратная связь: развитость мышления обучающегося оказывает влияние на содержание дальнейшего обучения. Усложнившиеся психические функции создают основу для усвоения новых более сложных знаний, умений и навыков.

Опираясь на приведенные выше закономерности соотношения обучения и развития, а также показатели психического развития человека, французские педагоги создали ряд концепций развивающего обучения.

Особенностями развивающего обучения во Франции являются: обучение на высоком уровне трудности; быстрый темп изучения программного материала; ведущая роль стажировки; целенаправленная и систематическая работа по развитию обучающихся; формирование теоретического мышления и мыслительных операций; приоритетное развитие продуктивного мышления, накопления опыта практической деятельности.

Наиболее значимые дидактические принципы развивающего обучения сходны с таковыми в нашей стране: проблемность обучения; индивидуализация и дифференциация обучения; гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического); формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности; специальная организация мнемической деятельности [1, с. 23].

В среднем медицинском образовании Франции деятельностный подход является достаточно разработанным, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Исследуя профессиональную подготовку медицинских сестер как деятельностный компонент образования, педагоги поднимали проблемы активизации мыслительной деятельности, развитие коммуникативных умений, совершенствования практических навыков; становления мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

В области специального профессионального образования серьезную разработку получили проблемы, связанные с развитием специальных навыков и изучением психолого-педагогических аспектов медсестринской деятельности.

Таким образом, на основе анализа достижений французских педагогов и психологов, изучении эмпирического опыта, накопленного в педагогической деятельности, можно выделить основные принципы развивающего обучения в профессиональном парамедикальном образовании:

1) увеличение объема часов, отводимых на практические занятия;

2) ускорение темпов прохождения теоретической части учебного материала;

3) необходимость такой самостоятельной работы с материалом, при которой с максимальной полнотой проявлялась бы индивидуальность, профессиональная инициатива студентов[4, с. 158].

155

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________

Реализовать деятельностный подход в профессиональном образовании и обеспечить эффективную подготовку медицинских кадров в рамках институтов в современных условиях возможно, основываясь на таких принципах развивающего обучения, как индивидуализации, вариативности, концентричности. Их применение позволяет построить учебный процесс с учетом особенностей деятельности медицинского персонала, специфики формирования практических навыков.

Список использованной литературы:

1. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. - М.: Знание, 1979. - 48 с.

2. Klarsfeld A. La competence, ses definitions, ses enjeux.// Revue Gestion. - 2000. - March - April. - p. 31 - 47.

3. La Formation professionnelle en France. Min. du travail de l’emploi et de la formation professionnelle etc. - Paris. - 1995. - p. 458.

4. Profession Infirmier. Min. de la sante, de la famille, et des personnes handicapees. - Paris. - 2007. - p. 378.

© Г.С. Савончик, 2015

УДК 1174

Тагирова Зарина Аятулаховна

выпускница СКФУ, Собильская Анна Сергеевна

Кандидат психологических наук, доцент СКФУ

г.Ставрополь, РФ E-mail: ms.tagirova94@mail.ru, sbilskijj@rambler.ru

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ

Аннотация

Одной из тенденций развития современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, состоящей в создании условий для полноценного самоосуществления субъектов образовательного процесса. Это приводит не только к повышению требований ко всем его участникам, но и к усложнению взаимоотношений, к усилению конфликтогенности ситуации в современных образовательных учреждениях. Преодоление таких противоречий возможно при условии использования конфликтных ситуаций для самореализации и личностного развития участников конфликта. Особенно это актуально в раннем юношеском возрасте.

Ключевые слова

Конфликтологическая компетентность, личность, период ранней юности.

В условия современного общества, характеризующегося изменениями в профессиональной сфере и обновленными требованиями высшей школы к выпускникам, перед системой образования встают новые задачи, заключающиеся в обеспечении социализации личности ребенка, способного реализовывать свой индивидуальный опыт, как в познании, так и в учебной деятельности, и в поведении.

В тоже время в современном обществе окружающие ребенка взрослые повсеместно демонстрируют интолерантное поведение с такими его проявлениями как агрессивность и враждебность, что и становится образцом межличностного общения для личности в период ранней юности. Вследствие чего вопросы, связанные с антисоциальным поведением личности в период ранней юности приобретают все большую актуальность. Так очень часто агрессивное поведение юношей выступает не столько характеристикой личности, а как незнание способов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Подчеркнем, что существование обозначенной проблемы подтверждается статистическими данными: так обследование учащихся старших классов показывает, что 27,5% детей раннего юношеского возраста демонстрируют низкие знания о конфликтах и возможных тактиках их разрешения, 46,6% школьников

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.