________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________
одновременные компоненты комплексной операции); кумулятивное управление качеством конечного продукта: индивидуальные трудовые функции и последовательные индивидуальные трудовые действия.
Работники, у которых развита коллективная ответственность, способны решать данную группу трудовых задач, если владеют коллективными знаниями о конечном продукте, его качестве и способах управления им, включая ситуации риска ущерба; владеют технологиями и техниками персонального, комплексного и кумулятивного управления качеством, в том числе, обеспечение надежности, управления ошибками. Коллективные взаимоотношения, образующиеся во всех видах трудовых задач управления качеством конечного продукта (услуги), должны иметь деловой характер, низкую конфликтность.
Таким образом, внутрифирменное обучение, реализуя тенденции развития малого бизнеса и меры интенсификации использования трудового потенциала работников, следовательно, должно ориентироваться в целях обучения на отраслевые профессиональные стандарты и заданные ими перспективные (опережающие) квалификационные характеристики должностей работников; в содержании обучения на решение региональных экономических проблем, в «нишах» конкурентного рынка; в методах обучения на интенсивную отработку (тренинг) умений стандартизированных технологии и техник индивидуального и взаимозависимого труда.
Список используемой литературы
1. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
2. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. / Э. Ф. Зеер // - М.: Издательский центр АПО, 2002. - 43 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
4. Зимняя И. A. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003. - С. 34 - 44.
5. Масалимова А. Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3; URL: www.science-education.ru/103-6296 (дата обращения: 11.05.2013).
6. Платонова А. В. На пути к концепции коллективной ответственности: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №5 (133) / 2013. - С. 129 - 134.
7. Сорока В. А. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения //Интеграция образования. Вып. №2. 2009. - С. 4-9.
8. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. - 72 с.
© Н. Ю. Бугакова, С. И. Джерелейко, 2015
УДК 378.22
Гадзаова Людмила Петровна,
доктор, пед. наук, профессор СОГУ, г. Владикавказ, РФ, E-mail: [email protected] Котоваева Галина Николаевна,
канд. пед наук, доцент СОГУ, г. Владикавказ, РФ
ВУЗ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ.
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной и межкультурной компетентностей у студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку в условиях
125
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
поликультурного образования и существования межэтнических и межкультурных различий, т.е, наличия системы ценностей в интеграции разных культур, но с учетом того, как ценности интегрируются внутри самой личности в ввиду необходимости и полезности традиционных, основополагающих, структурообразующих для нашей культуры ценностей; опасности их исчезновения со временем, в силу объективных вынужденных необходимостей.
Ключевые слова
образовательная среда неязыкового вуза, профессиональная и межкультурная компетентности,
поликультурное образование.
Кто готовит себя к будущему обществу знаний, должен знать иностранные языки, в совершенстве владеть информационной техникой. Навыки обращения с компьютером и работы в Интернет уже стали в один ряд с умением читать, писать. Обществу, как хлеб, нужна межличностная и межкультурная коммуникация. Право на вход в новый информационный мир обеспечивает студентам образовательная среда вуза. Главное, чему мы можем их научить - это: стремлению к совершенству в профессиональной сфере, способность к диалогу, выслушивать друг друга, учиться друг у друга, менять позиции, оказавшиеся неприемлемыми. Можно назвать достаточное количество научных направлений, где российская фундаментальная наука вполне конкурентоспособна и востребована на мировом рынке. Проблема сегодня в другом: как фундаментальные знания превратить в наукоемкие технологии, в прикладные научнотехнические разработки, способные создавать высокотехнологичную продукцию? Без высокообразованных, практико-ориентированно подготовленных выпускников вузов нам не создать новую экономику -«экономику знаний».
Вузам приходится реагировать на глобальные перемены и быть в постоянном поиске, как, интегрируя новейшие мировые достижения, сохранить нашу культуру, которая должна быть поставлена во главу угла, но, возможно, быть «скорректирована», если необходимо формировать у студентов, наряду с профессиональной, межкультурную компетентность, чтобы образовательный процесс, в том числе, обучение иностранным языкам, последовательно способствовало, прежде всего, обогащению национальной культуры. Современному студенту присуще много ожиданий от обучения и в профессиональном, и другом плане. Образовательная среда вуза должна развивать патриотическую культурную активность, наряду с экономической, межкультурной и т.д. Не обучая студентов мыслить национальными категориями, мы рискуем, в конечном итоге, лишиться культурных различий и многообразия.
По программе подготовки «бакалавриат» высшая школа вынуждена давать выпускникам потенциал для работы по той; или иной профессии, не имея цели делать из них уже готовых специалистов. Изменилась и формулировка цели обучения иностранному языку в вузе не только как инструмента познания мира, но и как средства межкультурного и межличностного общения; актуализировалась проблема формирования способности студентов представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах. Упорядоченная система сдачи экзаменов, лучшее согласование предлагаемого учебного материала, совершенствование работу со студентами, в рамках которой осуществляется развитие устойчивой профессиональной направленности личности специалиста и формирование его межкультурной компетентности - это может обеспечить выпускникам соответствие быстро меняющимся и усложняющимся требованиям профессии; позволяет использовать уже имеющийся опыт реализации имеющихся или сформированных в процессе обучения в вузе знаниевых ресурсов. Практико-ориентированное образование, наличие эффективных психолого-педагогических условий образовательной среды обуславливает и активное качественное преобразование личностных структур (ценностных, ориентационных, мотивационных), что приводит к повышению профессиональной и общей культуры студентов.
Критерии повышения практико-ориентированности: сформированность устойчивой системы
образовательной мотивации, профессиональной и межкультурной компетентности и навыки межличностного общения, проявляющиеся уже период завершения курса бакалавриата. Показатели развития: убеждённость в правильности выбора приоритетов в учебно-профессиональной деятельности; готовность к повышению профессионализма и мотивации к изучению иностранного языка и межкультурной компетентности; осознание социальной значимости труда, самоутверждения в учебно-профессиональной деятельности; актуализированные в учебно-воспитательной деятельности потребности в форме
126
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______________________
познавательных мотивов, внутренних убеждений, самоуважения, результативности, инициативности; учебно-профессиональные ценности: высокая мотивация учебной деятельности, удовлетворенность ею, взаимоотношениями в процессе обучения и возможностью самосовершенствования и самореализации. Основу технологии формирования профессиональной и межкультурной компетентностей в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе составили:
- образовательные технологии: максимальная включенность студента в учебный процесс, наличие устойчивой познавательной мотивации, творческих качеств личности; овладение различными речевыми функциями, коммуникативными умениями и навыками, готовность использовать иностранный язык, как средство общения в межличностном и профессиональном форматах;
- воспитательные технологии: воспитание субъектной социальной активности студентов;
актуализация у них знаний о родной культуре в рамках предлагаемой темы изучения; знакомство с явлениями иноязычной культуры по материалам иноязычных аутентичных текстов: выявление значения скрытого смысла явления, особенности внешнего проявления, обусловленного внутренним смыслом; сравнение, исследование сходств и различий разных национальных ценностей и формирование позитивного отношения к своей и иноязычной культуре;
- технологии интеграции в образовании: интегративные формы обучения (дискуссии, ролевые игры и
т.д.).
Процесс обучения направлен на подготовку студентов на уровне современных квалификационных требований. Однако, при этом важным моментом является их ценностные установки, связанные не только с их будущим, но и с будущим страны. Рациональное планирование карьеры будущих специалистов сопровождается формированием таких добродетелей, как ответственность, готовность к риску (не в ущерб другим), способность к инновациям, дисциплинированность и упорство, в том числе при изучении иностранного языка, чтобы высшее образование с большой вероятностью становилось трамплином для взлета по социальной лестнице. Таким образом, вуз становится средой для реализации индивидуальной профессиональной карьеры.
Смысл национального воспитания в современном мире заключается в сохранении существующих самобытных этнических культур и упрочении взаимосвязи между ними на общечеловеческой, гуманистической ценностной основе. Межкультурное воспитание студентов осуществляется в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культур и ценностей и т.д.);
- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления вызывается эмоциональный положительный отклик, понимание и заинтересованность в обучаемом);
- поведенческие нормы (знания, опыт, полученные в процессе ценностного обучения о нормах, правилах этикета, понимания индивидуального характера изучаемой культуры, ее идеалов, и устремлений) закрепляются и проявляются в поведении студентов.
Поликультурное образование в Северо-Осетинском госуниверситете и в регионе в целом дает возможность студентам осознать свою принадлежность как к определенному этносу, к месту постоянного проживания так и к мировому знаниевому пространству в целом, чему способствует непосредственно реальная образовательная среда, создающая психолого-педагогические условия межкультурного взаимодействия в рамках глобальных мировых политических, экономических, социокультурных процессов.
Интеллектуальные знания, знание иностранных языков, в сочетании с духовно-нравственным содержанием, могут стать инструментом для своей адекватной реализации и способствовать внутренним тенденциям прогрессивного, цивилизованного развития своей культуры, обогащаясь ценностями культур других народов. Невиданные технологии существенно интенсифицировали их информационное взаимодействие, существенно расширив воздействие на индивида и его культурно-территориальную самоидентификацию. Взаимная интеграция национальной и общечеловеческой культур обогащает, развивает и формирует межкультурную компетентность студентов.
Сегодня, когда на просторах бывшей советской державы нельзя найти ни одной нации, не испытавшей кризиса духа, «культура народа представляет собой живую воду, способную поддержать дух народа, помочь
127
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х________
нам очиститься от тех наслоений, которые порой скрывают истинный гуманистический смысл той или иной традиции, явить и самому себе и окружающим народам чистую душу, вместилище колоритных национальных ценностей, среди которых сознание долга перед прежде жившими поколениями и теми, кто придет после нас, должно занимать первое место» [1,с.4].
Список использованной литературы
1. Агнаев Г. Осетинские обычаи. Изд-во «Урсдон», Владикавказ, 1999. - 172 с.
© Л.П. Гадзаова, Г.Н. Котоваева, 2015
УДК 378
Дегтерев Виталий Анатольевич,
докт. пед. наук, профессор ФГБОУ ПО УрГПУ
г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
ВОЛОНТЕРСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ И РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация
Статья посвящена организации практики студентов первого курса по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа». Автор считает, что компетентностный подход позволяет сформировать социально и профессионально компетентную личность не только в процессе теоретического обучения, но и в процессе практической подготовки студентов.
Ключевые слова
Специалист социальной сферы, компетенция, компетентность, практика, волонтер, компетентностный подход, профессионализм, воспитание.
Социально-экономическое развитие России напрямую зависит от того, насколько грамотными и подготовленными окажутся выпускники профессиональных учебных заведений сегодня. Добротная подготовка специалистов с высшим образованием, в том числе и специалистов социальной сферы, -актуальная проблема не только современного российского высшего образования, но и европейского в том числе.
Формирование единого европейского пространства высшего образования привело к серьезной переоценке сложившихся подходов к целям и задачам, реализуемым существующей системой образовательных институтов. Единый рынок труда требует выработки механизма сравнения образовательных уровней и квалификаций выпускников вузов различных европейских стран и упорядочивания требований, предъявляемых к их подготовленности. Вместе с тем о какой-либо принудительной унификации систем образования не может идти и речи. Решение, которое считается более или менее приемлемым для всех стран, входящих в Евросоюз, было предложено в известной Болонской декларации: не вмешиваясь в содержание и структуру образовательных программ, уважая национальные культурные традиции, соблюдая автономию образовательных учреждений, ориентируясь на тенденции развития европейского и мирового сообщества, осуществить постепенный переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр - магистр), обеспечив при этом прозрачность и понятность образовательных характеристик выпускников. Принято считать, сравнимости образовательных уровней выпускников можно добиться, если сопоставлять приобретенные ими за время обучения компетенции. Это нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения, которые внедряются сегодня в вузах России.
Понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность» до настоящего времени трактуются неоднозначно, но все же можно выделить некоторый общий смысл, присущий большинству трактовок.
128