Научная статья на тему 'Ключевые компетенции в решении профессиональных задач предприятий малого бизнеса при внутрифирменном обучении'

Ключевые компетенции в решении профессиональных задач предприятий малого бизнеса при внутрифирменном обучении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОВМЕСТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугакова Нина Юрьевна, Джерелейко Святослав Иванович

Коллективная ответственность работников является ключевой компетенцией и обеспечивает эффективное выполнение определенных профессиональных задач предприятия. Формирование ключевой компетенции является одной из задач внутрифирменного обучения. Внутрифирменное обучение по своему содержанию, опирается на профессиональные стандарты и на квалификационных требований к должностям работников предприятий. Определение особенностей коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса ориентирует на конкретизацию проявлений данного феномена в решении задач внутрифирменного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бугакова Нина Юрьевна, Джерелейко Святослав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетенции в решении профессиональных задач предприятий малого бизнеса при внутрифирменном обучении»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 504:378 (06)

Бугакова Нина Юрьевна

д.п.н., профессор Джерелейко Святослав Иванович

ст. преподаватель учебного центра г. Калининград, РФ, E-mail: bugakova@klgtu.ru

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ПРИ ВНУТРИФИРМЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

Коллективная ответственность работников является ключевой компетенцией и обеспечивает эффективное выполнение определенных профессиональных задач предприятия. Формирование ключевой компетенции является одной из задач внутрифирменного обучения. Внутрифирменное обучение по своему содержанию, опирается на профессиональные стандарты и на квалификационных требований к должностям работников предприятий. Определение особенностей коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса ориентирует на конкретизацию проявлений данного феномена в решении задач внутрифирменного обучения.

Ключевые слова

внутрифирменное обучение, коллективная ответственность, ключевые компетенции, совместная

профессиональная деятельность.

Как известно, особенность формирования коллективной ответственности работников определяется взаимозависимостью трудовых функций и трудовых операций, что обосновывает неопределенность персональной ответственности, характер личных взаимоотношений (конфликтных) усиливает вероятность рисков качества продукта. Решение научной задачи - определение особенностей коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса - ориентирует на конкретизацию проявлений данного феномена в решении задач внутрифирменного обучения (табл.1).

Таблица 1.

Особенности коллективной ответственности предприятий малого бизнеса

п/п Критерий Содержание

1. формальный до 100 чел.

2. про фессиональная общность распространенность личных связей; взаимозависимость трудовых функций и трудовых операций;

3. финансовый отсутствие потребности в крупных стартовых инвестиций;

4. организационный гибкость и быстрота принятия решения; доступность оперативного контроля; оперативность его перестройки в зависимости от актуальных запросов рынка; оперативность реакции на методы и распоряжения внутри предприятия;

5. коммуникационный простые коммуникационные связи, информация, быстрая ее обработка и применение;

6. инновационный повышенная мобильность при внедрении инноваций;

7. результативный условия для быстрого маневра, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

По нашему мнению, коллективная ответственность работников, как ключевая компетенция, выполняет ее функции, а именно: «обеспечивает эффективное выполнение определенной профессиональной функции (или несколько функции) и составляет один из компонентов общей квалификации работника» [1, с. 384]. Коллективная ответственность работников относится к группе полипрофессиональных компетенций, «актуальных для группы профессий или специальностей, помогают специалисту действовать более эффективно в профессиональной среде, работать с большей отдачей, обеспечивают качество и надежность труда в рамках родственных профессий» [1, с. 384].

Внутрифирменное обучение, по своему содержанию, опирается на профессиональные стандарты, которые представляют собой нормативные, минимально необходимые требования к профессиональному

123

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______

уровню работников с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли. Они используются для проведения сертификаций и определения квалификационных требований к должностям. По мнению Э. Ф. Зеера важное место в формировании ключевых компетенций работников занимают профессиональные задачи [1, с. 384]. Ключевая компетенция работников, как указывает Э. Ф. Зеер, не отделима от конкретных условий деятельности, на ее основе специалист мобилизует имеющиеся у него знания, умения, поведенческие отношений относительно профессиональной задачи [1, с. 384]. Профессиональная задача - это профессиональная цель, данная в условиях конкретной профессиональной деятельности, которая решается посредством трудовых действий (операций). Согласно психологической традиции (психология труда, социальная психология) коллективная ответственность относится к коллективному субъекту деятельности, к совместной деятельности.

Основными чертами совместной деятельности является наличие помимо индивидуальных также общих целей и мотивов труда, разделение задач и содержания трудового процесса на функционально связанные, взаимозависимые компоненты единой деятельности (совмещение индивидуальных деятельностей), строгое согласование, координация индивидуальных деятельностей и необходимость управления совместной деятельностью, наличие единого пространственно-временного функционирования участников этой деятельности и т.д. [2, с. 43].

Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности в социальной психологии принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л. И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную [8, с. 72].

1) Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников.

2) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.

3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.) Полнота описания коллективного субъекта деятельности и особенностей обобщенной трудовой функции зависит от представления в группе профессиональных задач всех типов совместной деятельности. [8, с. 72]

Особенность ключевых компетенций работников как «гарантий» обеспечения продукции высокого качества определяет, по нашему мнению, название обобщенной трудовой функции - управление качеством продукта (услуги) - и соответствующего класса профессиональных задач.

Следовательно, коллективная ответственность работников ПМБ проявляется, по нашему мнению, в особой группе общепрофессиональных трудовых задач - управление качеством конечного продукта (услуги), которая наравне с другими группами входит в типы профессиональных задач.

Управление качеством продукта (услуги) осуществляется в соответствии с двумя документами Total Quality Management (TQM) и «стандартов системы качества» ИСО-9000 (ISO-9000). Согласно положениям этих документов, качество характеризуется как совокупность характеристик объекта, способного удовлетворить установленные требования потребителя.

Учитывая функции коллективной ответственности работников (регуляция, контроль, надежность деятельности), профессиональной специфики (обеспечивает качество и надежность совместного труда в рамках группы профессий), типы совместной деятельности (совместная-взаимодействующая, совместная-последовательная, совместная-индивидуальная), сущности управления качеством продукции и услуги группа общепрофессиональных трудовых задач управления качеством продукта (услуги) может быть раскрыта в трех видах задач: персональное управление качеством конечного продукта - индивидуальные трудовые функции и действия; комплексное управление качеством конечного продукта - индивидуальные трудовые функции и одновременные индивидуальные трудовые действия (функционально различные и

124

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________

одновременные компоненты комплексной операции); кумулятивное управление качеством конечного продукта: индивидуальные трудовые функции и последовательные индивидуальные трудовые действия.

Работники, у которых развита коллективная ответственность, способны решать данную группу трудовых задач, если владеют коллективными знаниями о конечном продукте, его качестве и способах управления им, включая ситуации риска ущерба; владеют технологиями и техниками персонального, комплексного и кумулятивного управления качеством, в том числе, обеспечение надежности, управления ошибками. Коллективные взаимоотношения, образующиеся во всех видах трудовых задач управления качеством конечного продукта (услуги), должны иметь деловой характер, низкую конфликтность.

Таким образом, внутрифирменное обучение, реализуя тенденции развития малого бизнеса и меры интенсификации использования трудового потенциала работников, следовательно, должно ориентироваться в целях обучения на отраслевые профессиональные стандарты и заданные ими перспективные (опережающие) квалификационные характеристики должностей работников; в содержании обучения на решение региональных экономических проблем, в «нишах» конкурентного рынка; в методах обучения на интенсивную отработку (тренинг) умений стандартизированных технологии и техник индивидуального и взаимозависимого труда.

Список используемой литературы

1. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

2. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. / Э. Ф. Зеер // - М.: Издательский центр АПО, 2002. - 43 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.

4. Зимняя И. A. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003. - С. 34 - 44.

5. Масалимова А. Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3; URL: www.science-education.ru/103-6296 (дата обращения: 11.05.2013).

6. Платонова А. В. На пути к концепции коллективной ответственности: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №5 (133) / 2013. - С. 129 - 134.

7. Сорока В. А. Критерии оценки эффективности внутрифирменного обучения //Интеграция образования. Вып. №2. 2009. - С. 4-9.

8. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. - 72 с.

© Н. Ю. Бугакова, С. И. Джерелейко, 2015

УДК 378.22

Гадзаова Людмила Петровна,

доктор, пед. наук, профессор СОГУ, г. Владикавказ, РФ, E-mail: gadzaova@list.ru Котоваева Галина Николаевна,

канд. пед наук, доцент СОГУ, г. Владикавказ, РФ

ВУЗ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ.

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной и межкультурной компетентностей у студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку в условиях

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.