Научная статья на тему 'Подходы к оценке инвестиционной активности в регионах России'

Подходы к оценке инвестиционной активности в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Марина Николаевна

В статье рассматриваются методы исследования условий, определяющих характер инвестиционной активности субъектов РФ. Для формирования эффективной региональной инвестиционной политики необходимо знать, от каких факторов зависит динамика инвестиционных ресурсов в регионе, какие региональные условия оказывают влияние на принятие решения об инвестировании в конкретный регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке инвестиционной активности в регионах России»

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

Изучение опыта зарубежного менеджмента (американского, германского, скандинавского, а также азиатских «чудотворцев») приводит к весьма важному выводу: существует четкое соблюдение условий концессионных соглашений, заключаемых между частным бизнесом и муниципальными органами власти (как формы государственно-частного партнерства).

На региональные и муниципальные администрации сегодня возложен очень большой объем задач, с решением которых они просто не справляются. Они, конечно, могут сказать, что не хватает ни сил, ни средств, ни времени.

Отчего так происходит? Почему, в зарубежных странах эти вопросы решаются быстрее и эффективнее, и штат раздувать не приходится, а государственная политика и государственное управление достаточно сильны? За счет чего это происходит? Прежде всего, за счет того, что там очень эффективно распределены полномочия. То, что может решать администрация, решает она. То, что может решать сообщество, предприятия, ВУЗы, НИИ, или общественные организации, решают они самостоятельно, в пределах своей компетенции. Это современный цивилизованный подход к делу. Подход, исключающий вульгарность и «топорность».

И все-таки, успехов на рассматриваемом фронте, как в регионе, так и в стране в целом невозможно ожидать, если не произойдет переход от «ковбойского ведения бизнеса» к общественному ведению бизнеса, переход к заинтересованности в общественных интересах, а не только концентрации на своих частных.

Есть ли надежда, что как-то можно обеспечить эту метаморфозу? Если да, то, какими способами? Экономическими? Административными? Вопрос остается еще открытым как для научных исследований, так и для законотворческой деятельности.

Список использованной литературы:

1. Окулов Е.В. Роль предпринимательства в системе социального управления: институциональный анализ. // УрАГС. ЧиновникЪ № 404 (32). 2008. С. 23-29.

2. Кириллов Л. Г., Емельянова Т. Э. Конструируем управление / Челябинск, 2004. С. 47.

3. Глущенко Е.В. Основы предпринимательства. - М.: Вестник, 1996. С. 293.

4. Кондратьев В.А., Привалов В.Л. Семь нот менеджмента. М., 2001. С. 116.

© К.Т.Тагиров, 2015

УДК 339.9

Харитонова Марина Николаевна

канд. экон. наук, доцент СамГУПС, г. Самара, РФ Е-mail: mdm70@list.ru

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются методы исследования условий, определяющих характер инвестиционной активности субъектов РФ. Для формирования эффективной региональной инвестиционной политики необходимо знать, от каких факторов зависит динамика инвестиционных ресурсов в регионе, какие региональные условия оказывают влияние на принятие решения об инвестировании в конкретный регион.

Ключевые слова

Инвестиции, инвестиционный потенциал региона, инвестиционный риск, уровень социальноэкономического развития региона, стратегия, эффективность.

Проблема повышения инвестиционной привлекательности регионов является в настоящий момент одной из самых актуальных для всех без исключения субъектов РФ. Именно инвестиционной деятельности

120

________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________

отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

Для того чтобы оценить результат инвестиционной деятельности на определенной территории при существующем многообразии участников инвестиционного процесса и различии в интересах, необходимо оценивать эффективность инвестиций и выгоды от совокупности вложений с точки зрения интересов региона.

Эффективность реализации региональной инвестиционной политики определяется на основании анализа двух групп критериев:

-критерии, определяющие финансовое состояние региона (отношение государственного долга к собственным доходам бюджета; доля собственных доходов в общем объеме доходов; объем собственных доходов бюджета; отношение дефицита бюджета к доходам бюджета; доля средств, направляемых в бюджеты других уровней в расходах; доля выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах);

- критерии, определяющие уровень экономического развития региона (отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей; доля прибыльных предприятий в общем количестве, зарегистрированных на территории региона; сальдо прибылей и убытков предприятий; доходы населения в расчете на одного жителя)[2, с. 21].

Исходя из этого, выделяют следующие основные виды экономической эффективности инвестиций:

1. бюджетная эффективность учитывает влияние инвестиционных проектов на доходы и расходы бюджетов различных уровней. Основным показателем, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной и финансовой поддержки, является бюджетный эффект. Интегральный бюджетный эффект рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами;

2. социальная эффективность учитывает социальные последствия реализации проектов, которые проявляются в показателях развития инфраструктуры, улучшении условий труда, повышении доходов населения;

3. экологическая эффективность учитывает экологические последствия реализации проекта;

4. отраслевая эффективность оценивает целесообразность участия в проекте для отдельных отраслей экономики, предприятий, холдингов и финансово-промышленных групп;

5. коммерческая эффективность оценивает проект с точки зрения доходов и расходов участвующих инвесторов.

Следовательно, учитывая цели инвестиционной политики региона, основным критерием эффективности инвестиций является повышение бюджетной эффективности экономики региона. При этом осуществляемые проекты должны отвечать и требованиям коммерческой эффективности их участников, то есть обеспечить ожидаемую доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска.

К основным элементам инвестиционной политики относят: принятие собственного законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; предоставление инвесторам различных льгот и стимулов финансового и нефинансового характера; создание организационных структур по содействию инвестициям; разработка и экспертиза инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования; содействие инвесторам в получении таможенных льгот; предоставление гарантий и поручительств банкам под выделенные им средства для реализации отобранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; аккумулирование средств населения путем выпуска муниципальных и субфедеральных ценных бумаг.

Опыт последних лет показывает, что наиболее рациональным представляется создание централизованной иерархической структуры, основными задачами которой являются стимулирование инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности региона.

Такая система управления строится по четырём основным направлениям: [3, с.5]

121

_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х______________________

- привлечение в регион инвесторов, как зарубежных, так и отечественных. Основными задачами в этой области являются: создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион, создание региональных структур по страхованию инвестиций, создание региональной инвестиционной инфраструктуры, создание специализированного регионального органа по координации инвестиционной деятельности;

- стимулирование инвестиционной активности местных производителей: создание

инвестиционноактивных корпоративных структур и улучшение их имиджа за пределами региона, поддержка перспективных корпоративных структур и вывод их с микро на мезоуровень, стимулирование региональной вертикальной и горизонтальной интеграции для увеличения гибкости инвестиционных ресурсов;

- стимулирующее налоговое регулирование, позволяющее как привлекать внешних инвесторов, так и

активизировать инвестиционные процессы внутри региона. Это направление нацелено на решение следующих задач: инвестиционное налоговое кредитование, реструктуризация взаимных долгов,

нетарифное регулирование экономических отношений;

- создание специальных побудительных механизмов для потенциальных инвесторов. В данном случае преследуется цель повысить конкурентоспособность по отношению к другим регионам России в части привлечения прямых инвестиций. В общем виде побудительные механизмы могут быть классифицированы в три основные группы:

1. повышение рентабельности инвестиций (налоговые каникулы на различные сроки, вплоть до момента окупаемости инвестиционного проекта, налоговые льготы, отмена отдельных налогов);

2. снижение издержек прямых инвесторов - снижение транзакционных издержек, частичная или полная компенсация затрат на проведение НИОКР, создание экономической инфраструктуры, частичное возмещение инвестиций в землю, здания, градостроительство;

3. снижение рисков для прямых инвестиций включает в себя государственные бюджетные гарантии прямым инвесторам; страхование зарубежных инвестиций; открытые конкурс и тендеры; обеспечение доступа к региональным заказам; урегулирование инвестиционных споров

Таким образом, в современных условиях необходима комплексная оценка эффективности реализации инвестиционной политики на базе новых инструментов, открывающих новые возможности для реализации стратегических направлений развития экономических систем, в том числе и в части инвестиционной политики. К таким инструментам, например, относится сбалансированная система показателей, а также новые модели формирования стратегий экономических систем и процедуры определения факторов, определяющих их стратегические направления развития и оценку их эффективности.

Список использованной литературы:

1. Астапов К. Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Экономика региона.- 2013.- N 5. - с. 21-26.

2. Маколов, В.И. Доминанты инвестиционной политики региона в посткризисный период / В.И. Маколов // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №36. - С. 19-24.

3. Нарышкин С.Е. Сущность и критерии оценки инвестиционного климата страны и ее регионов / С.Е. Нарышкин // Законодательство и экономика. - 2010. - №4. - С. 5-12.

© М.Н. Харитонова, 2015

122

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_____

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 504:378 (06)

Бугакова Нина Юрьевна

д.п.н., профессор Джерелейко Святослав Иванович

ст. преподаватель учебного центра г. Калининград, РФ, E-mail: bugakova@klgtu.ru

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ПРИ ВНУТРИФИРМЕННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация

Коллективная ответственность работников является ключевой компетенцией и обеспечивает эффективное выполнение определенных профессиональных задач предприятия. Формирование ключевой компетенции является одной из задач внутрифирменного обучения. Внутрифирменное обучение по своему содержанию, опирается на профессиональные стандарты и на квалификационных требований к должностям работников предприятий. Определение особенностей коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса ориентирует на конкретизацию проявлений данного феномена в решении задач внутрифирменного обучения.

Ключевые слова

внутрифирменное обучение, коллективная ответственность, ключевые компетенции, совместная

профессиональная деятельность.

Как известно, особенность формирования коллективной ответственности работников определяется взаимозависимостью трудовых функций и трудовых операций, что обосновывает неопределенность персональной ответственности, характер личных взаимоотношений (конфликтных) усиливает вероятность рисков качества продукта. Решение научной задачи - определение особенностей коллективной ответственности работников предприятий малого бизнеса - ориентирует на конкретизацию проявлений данного феномена в решении задач внутрифирменного обучения (табл.1).

Таблица 1.

Особенности коллективной ответственности предприятий малого бизнеса

п/п Критерий Содержание

1. формальный до 100 чел.

2. про фессиональная общность распространенность личных связей; взаимозависимость трудовых функций и трудовых операций;

3. финансовый отсутствие потребности в крупных стартовых инвестиций;

4. организационный гибкость и быстрота принятия решения; доступность оперативного контроля; оперативность его перестройки в зависимости от актуальных запросов рынка; оперативность реакции на методы и распоряжения внутри предприятия;

5. коммуникационный простые коммуникационные связи, информация, быстрая ее обработка и применение;

6. инновационный повышенная мобильность при внедрении инноваций;

7. результативный условия для быстрого маневра, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.

По нашему мнению, коллективная ответственность работников, как ключевая компетенция, выполняет ее функции, а именно: «обеспечивает эффективное выполнение определенной профессиональной функции (или несколько функции) и составляет один из компонентов общей квалификации работника» [1, с. 384]. Коллективная ответственность работников относится к группе полипрофессиональных компетенций, «актуальных для группы профессий или специальностей, помогают специалисту действовать более эффективно в профессиональной среде, работать с большей отдачей, обеспечивают качество и надежность труда в рамках родственных профессий» [1, с. 384].

Внутрифирменное обучение, по своему содержанию, опирается на профессиональные стандарты, которые представляют собой нормативные, минимально необходимые требования к профессиональному

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.