Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2020 Г.: ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2020 Г.: ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1792
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА / КОРОНАВИРУС / SOCIAL PARAMETERS / INCOMES OF POPULATION / LABOR MARKET / UNEMPLOYMENT RATE / RELIEF MEASURES FOR BUSINESS / CORONAVIRUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изряднова Ольга Ивановна, Казакова Мария Владимировна, Воловик Надежда Петровна

Центральным вопросом преодоления последствий социальной изоляции в период коронавирусной пандемии явилось формирование комплекса мер по поддержанию уровня жизни населения и снижению рисков безработицы. По итогам января-сентября 2020 г. реальные располагаемые денежные доходы снизились на 4,3% при повышении уровня общей безработицы до 6,3%. Наблюдались доминирующая роль трудовых доходов в структуре доходов населения, повышение значимости регулирования рынка труда и формирования условий для продуктивной занятости населения. Специфика кризиса на рынке труда в текущем году определяется высокой локализацией безработных в сегменте малых и средних предприятий и индивидуальной деятельности. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Изряднова Ольга Ивановна, Казакова Мария Владимировна, Воловик Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2020 Г.: ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА»

Социальная сфера

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭКОНОМИКИ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2020 г.: ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И РЫНОК ТРУДА

О. И. ИЗРЯДНОВА М. В. КАЗАКОВА Н. П. ВОЛОВИК

Центральным вопросом преодоления последствий социальной изоляции в период коронавирусной пандемии явилось формирование комплекса мер по поддержанию уровня жизни населения и снижению рисков безработицы.

По итогам января-сентября 2020 г. реальные располагаемые денежные доходы снизились на 4,3% при повышении уровня общей безработицы до 6,3%. Наблюдались доминирующая роль трудовых доходов в структуре доходов населения, повышение значимости регулирования рынка труда и формирования условий для продуктивной занятости населения. Специфика кризиса на рынке труда в текущем году определяется высокой локализацией безработных в сегменте малых и средних предприятий и индивидуальной деятельности.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Ключевые слова: социальные параметры, доходы населения, рынок труда, численность безработных, меры поддержки бизнеса, коронавирус.

На социальные параметры января-сентября 2020 г. существенное влияние оказывали изменения в динамике доходов населения и положение на рынке труда.

Реальные располагаемые денежные доходы в январе-сентябре текущего года относительно соответствующего периода предыдущего снизились на 4,3%. Ситуация осложнялась тем обстоятельством, что стартовые условия 2020 г. определялись сохранением последствий острого кризиса в социальной сфере 2014-2017 гг., не компенсированных слабыми значениями индикаторов уровня жизни населения следующих двух лет. Если в первом квартале 2020 г. слабый рост располагаемых денежных доходов объяснялся низкой базой предыдущего года, то критическое за семилетний период падение этого показателя во втором квартале на 8,4% было связано с из-

менением условий функционирования экономики при жестком регламентировании хозяйственной деятельности и социальной активности населения при распространении коронавирусной инфекции.

Вопросы охраны здоровья актуализировались в феврале-марте текущего года, но меры сдерживания социальной активности и экономической поддержки населения в этот период сохранялись на умеренном уровне.

В условиях резкого ухудшения показателей санитарно-эпидемиологической обстановки в апреле-мае 2020 г. строгие ограничения на экономическую и социальную деятельность достигли максимальных значений, сопровождаясь реализацией решительных мер правительства по поддержке населения, бизнеса и отдельных видов экономической деятельности и предприятий. Наиболее значимое паде-

Изряднова Ольга Ивановна, заведующий лабораторией структурных проблем экономики Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН: [email protected]; Казакова Мария Владимировна, заместитель директора по науке Центра региональной политики РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), е-таН: kazakova @гапера.ги; Воловик Надежда Петровна, заведующий лабораторией внешнеэкономической деятельности Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-тшУ: [email protected]

ние реальной заработной платы - на 2,0% в годовом выражении - было зафиксировано в апреле 2020 г. на фоне жесткого социального дистанцирования, что повлияло на итоговый показатель второго квартала.

В январе-сентябре текущего года увеличение государственных расходов на конечное потребление сыграло ключевую роль в социальной поддержке населения, снижении напряженности на рынке труда. При безусловном исполнении социальных гарантий и обязательств рост реального размера назначенных пенсий (102,7% относительно января-сентября предыдущего года) превышал динамику реальной начисленной заработной платы.

Вместе с постепенным ослаблением медико-санитарных ограничений, с учетом специфических особенностей эпидемиологической ситуации в субъектах РФ и принятием дополнительных мер по защите населения и бизнеса, в июне-августе 2020 г. отмечались позитивные изменения в видах деятельности, ориентированных на внутренний рынок, в частности в сегменте платных услуг населению. В результате оживления хозяйственной деятельности рост заработной платы в третьем квар-

тале 2020 г. продемонстрировал ускорение, что способствовало торможению негативных изменений в номинальных денежных и реальных располагаемых доходах населения.

Изменения в санитарно-эпидемиологической обстановке с сентября 2020 г. определили необходимость усиления контроля за выполнением установленных правил соблюдения персональной и общественной безопасности в условиях пандемии, пролонгирования государственных мер поддержки экономики при осторожном отношении к восстановлению мер жестких ограничений хозяйственной деятельности. Сопоставление характеристик строгости ограничений и деловой активности в период до конца года с весенним локдауном делает очевидным тот факт, что существенную роль в предстоящий период будут играть факторы самодисциплины населения в рамках очерченных правительственных мер. В этом случае, по оценкам Минэкономразвития России, в 2020 г. ожидаемое сокращение реальных располагаемых доходов населения составит 3,0% при увеличении реальной заработной платы на 1,5% относительно показателей предыдущего года. (См. рис. 1.)

Рис. 1. Динамика реальных и номинальных доходов населения в январе-сентябре 2020 г., в % к соответствующим кварталам предыдущего года

ф 01 1 i â ÏS8'

» I J

ф о, й

ч

i 2 -* É А с 5 S

s i а

S X о

S!'

о ч

Реальные денежные доходы

Располагаемые денежные доходы

Размер назначенных пенсий

Начисленная заработная плата

Денежные доходы на душу населения

Размер назначенных пенсий

Начисленная заработная плата

Источник: Росстат.

90 92 94 I кв. 2020 г.

102 104 кв. 2020 г.

110

В январе-сентябре текущего года объем номинальных денежных доходов населения снизился на 0,7% при пиковом падении на 5,4% во втором квартале по сравнению с показателями, зафиксированными годом ранее.

На динамику денежных доходов в рассматриваемый период существенное влияние оказывали структурные особенности: в январе-сентябре 2020 г. изменение структуры денежных доходов определялось одновременным увеличением доли трудовых доходов до 60,8% (+1,4 п.п.) и социальных выплат до 22,4% (+3,1 п.п.). На объем и долю последних в структуре доходов значимым образом повлияли меры правительства по поддержке безработных, семей с детьми, инвалидов, неработающих пенсионеров, а также рост среднего размера назначенных пенсий на уровне 105,8% к январю-сентябрю 2019 г. Доля социальных выплат в структуре доходов населения повышалась как относительно значений 2019 г., так и по кварталам текущего года - с 22,2% в первом до 22,9% в третьем.

Среднемесячная номинальная заработная плата по итогам января-сентября увеличилась к тому же периоду 2019 г. на 5,6% при довольно заметной флуктуации ее месячной и квартальной динамики. На скорость изменения средней номинальной оплаты труда наиболее значительное влияние оказал беспрецедентно низкий за период двадцатилетних наблюдений ее прирост на 1,0% в годовом выражении в апреле 2020 г.

Темпы изменения среднемесячной заработной платы в текущем году в разные периоды довольно существенно различались, но соотношение оплаты труда по видам экономической деятельности оставалось в интервале длительно наблюдаемых значений. В январе-августе 2020 г. темпами, превышающими общероссийский показатель, росла заработная плата в области здравоохранения и социальных услуг (113,1% к соответствующему показателю 2019 г.), информации и связи (109,5%), государственного управления (108,4%), финансовой и страховой сферах

(107,3), образовании (105,4), в сельском хозяйстве (107,8%), в добыче полезных ископаемых (105,7%). Обрабатывающие производства в целом демонстрировали в этом отношении сдержанную динамику (103,9%): ускорение темпов оплаты труда относительно аналогичного периода предыдущего года наблюдалось в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (109,5%), в производстве текстильных изделий медицинского назначения (106,8%) и сопровождалось ростом государственных заказов. В сегменте производств машиностроительного комплекса темпы изменения заработной платы уступали обобщенным показателям по обрабатывающей промышленности и по экономике в целом.

В транспортно-логистическом комплексе прирост номинальной заработной платы составил 3,6% к показателю января-августа 2019 г. при позитивной динамике оплаты труда в сегменте грузового транспорта. Несмотря на принятые меры поддержки транспортного комплекса, снижение заработной платы фиксировалось в видах деятельности с высоким уровнем пассажирских перевозок: в железнодорожном (97,6%) и воздушном (92,2%) транспорте. С изменением форматов торговли и общественного питания было отмечено расширение спроса на услуги автомобильного транспорта с одновременным сохранением здесь положительного тренда роста заработной платы (103,1%).

В розничной торговле номинальная средняя заработная плата в январе-августе 2020 г. увеличилась на 3,1%, а в сегменте предприятий общественного питания и гостеприимства - снизилась на 6,8% относительно соответствующих показателей 2019 г. Настораживающим моментом при оценке изменений параметров уровня жизни населения до конца текущего года является негативная тенденция в уровне заработной платы в июле-августе 2020 г. относительно предыдущего месяца.

Изменение структуры формирования доходов населения по источникам в текущем

году требует тщательного исследования, поскольку реализуемая система государственных мер и гарантий социальной поддержки занятого населения с учетом институционально-правовых норм должна способствовать легализации доходов. Однако при сложившейся динамике номинальной среднемесячной заработной платы доля оплаты труда в доходах населения в 2020 г. снизилась до 57,1% в третьем квартале с 63,8% в первом при увеличении доли доходов из прочих источников поступлений, включающих, в том числе, доходы, укрываемые от налогообложения, соответственно до 10,1 с 4,0%. Заметим, что сопоставление структуры формирования доходов населения в целом за период января-сентября 2019 и 2020 гг. иллюстрирует уменьшение доли прочих источников поступлений с 11,0 до 7,5%, что позволяет сделать осторожный вывод о позитивном влиянии социальных и фискальных мер поддержки бизнеса, в частности малых и средних предприятий, в направлении снижения теневых доходов. (См. рис. 2.)

Меры правительства по поддержке предприятий и организаций, ориентированные на сохранение рабочих мест и уровня заработной платы при одновременном снижении налоговой нагрузки, позволили сдержать или

значительно ослабить влияние карантинных ограничений на экономическую активность и на уровень номинальной оплаты труда, что в конечном итоге привело к повышению затрат на рабочую силу и снижению рентабельности производства. По предварительным оценкам, доля оплаты труда во втором квартале 2020 г. на уровне 54,6% ВВП характеризуется исторически высоким значением за период наблюдений с 2013 г. Перераспределение доходов между населением и бизнесом позволило избежать шока на рынках труда и социальной неудовлетворенности на коротком временном интервале. Однако при восстановлении экономики и постепенном отказе от гибких графиков работы динамика фактически отработанного времени на рабочих местах будет опережать изменения в штатной занятости и приведет к необходимости регулирования затрат на рабочую силу и оплату труда в соответствии с производительностью труда, требованиями к квалификации,навыкам,что изменит пропорции доходов ВВП. (См. табл. 1.)

На фоне сложившейся тенденции изменения денежных доходов в социально-экономической дифференциации населения произошло снижение в исследуемый период коэффициента концентрации доходов (Джини) до

Рис. 2. Изменение структуры денежных доходов населения в январе-сентябре 2020 г., в п.п. к соответствующим кварталам предыдущего года

-2

-4 -

-5 I-

I кв. 2020 г. II кв. 2020 г.

□ Доходы от предпринимательской деятельности □ Оплата труда

■ Социальные выплаты ■ Доходы от собственности

■ Прочие денежные поступления

Источник: Росстат.

кв. 2020 г.

0,395 против 0,401 в январе-сентябре 2019 г. и коэффициента дифференциации доходов (фондов) - соответственно до 13,7 раза против 14,4 раза. Однако следует учитывать, что на эти индикаторы существенное влияние оказывало уменьшение доли доходов наиболее обеспеченного населения (-0,5 п.п. к январю-сентябрю 2020 г.) на негативном фоне слабого увеличения (+0,1 п.п.) доли наименее обеспеченного населения. Такая ситуация провоцирует усиление неравенства и повышение уровня бедности до показателей двухлетней давности. Под влиянием экономических и социальных последствий пандемии уровень бедности в 2020 г., по оценке правительства, возрастет на 1 п.п. - до 13,3% от общей численности населения.

На характер постпандемического развития существенное влияние будет оказывать уровень конечного потребления. Для условий циклического спада характерна относительно слабая реакция потребления домашних хозяйств по сравнению с другими компонентами ис-

пользования ВВП на изменение макроэкономических условий. Пандемия кардинально изменила роль потребления домашних хозяйств: во втором квартале 2020 г. падение частного потребления на 22,2% к соответствующему периоду предыдущего года оказалось самым глубоким за период двадцатипятилетних наблюдений. Безусловно, сохранение тренда увеличения доли государственных расходов на индивидуальное и общественное потребление во втором квартале 2020 г. до 23,2% ВВП при среднем многолетнем значении этого показателя на уровне 18,2% ВВП позволило смягчить шок от падения трудовых доходов населения. (См. табл. 2.)

В условиях регламентированного ограничения хозяйственной деятельности и мер социальной изоляции фиксировалось одновременное падение спроса и предложения. Сокращение денежных расходов населения в январе-сентябре 2020 г. приняло более жесткие относительно показателя годичной давности формы и составило 5,4%. И если в первом

Таблица 1

Структура ВВП по источникам доходов в 2014-2020 гг., в % к итогу

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

I кв. II кв.

Валовой внутренний продукт 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

Оплата труда наемных работников (включая скрытые доходы) 47,4 47,8 48,2 47,8 45,0 45,7 51,9 54,6

Чистые налоги на производство и импорт 13,9 11,1 11,0 10,9 11,4 11,4 11,3 11,0

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 38,7 41,1 40,8 41,3 43,6 42,9 36,8 34,4

Источник: Росстат.

Таблица 2 Динамика расходов на конечное потребление в 2015-2020 гг., в % к предыдущему году

2015 г 2016 г 2017 г. 2018 г. 2020 г.

I кв. II кв.

Валовой внутренний продукт 98,0 100,2 101,8 102,5 101,3 101,6 92,0

Расходы на конечное потребление 92,0 98,5 103,4 102,8 102,4 102,8 84,4

Расходы домашних хозяйств 90,5 97,4 103,7 103,3 102,5 103,3 77,8

Расходы на негосударственное управление 96,4 101,4 102,5 101,3 102,2 101,4 101,6

Источник: Росстат.

квартале 2020 г. на неопределенность развития эпидемиологической ситуации потребители отреагировали всплеском активности на рынке товаров и услуг на возросших инфляционных ожиданиях, то во втором квартале расходы на покупку товаров упали относительно показателей годичной давности на 26,7% и оплату услуг - на 31,4%, а их доля в общем объеме расходов населения к концу этого периода соответствовала минимальному уровню за время наблюдений с 2013 г.

Строгие меры социального дистанцирования и ограничения на хозяйственную деятельность в сегментах рынка платных услуг населению, розничной торговли, пассажирского транспорта привели к изменению модели частного потребления при доминирующей доле расходов на товары и услуги первой необходимости. В условиях неопределенности развития ситуации в экономике, изменения потребительских ожиданий и сокращения дискреционных доходов объем розничного товарооборота во втором квартале 2020 г составил 83,4% к показателю, зафиксированному годом ранее (по продовольственным товарам - 92,9%, по непродовольственным - 74,5%), объем платных услуг - 63,9%, общественного питания - 50,3%, и эти показатели оказались минимальными за период двадцатилетних наблюдений.

Открытие в мае-сентябре 2020 г. объектов непродовольственной розничной торговли, ресторанного бизнеса, внутренних туристических и курортных направлений и реализация анонсированных правительственных мер поддержки потребителей вызвали оживление спроса и рост расходов на товары и услуги.

В третьем квартале 2020 г., на фоне ослабления ограничений на внутреннем рынке, расходы населения на текущее потребление определялись стереотипами допанде-мического поведения: при накопленном отложенном спросе расходы на покупку товаров составили 99,4% от показателя аналогичного периода 2019 г. и поддерживались традиционными и альтернативными форма-

ми розничной торговли. В условиях сохранения мер контроля за социальным дистанцированием слабая динамика выхода из кризиса рынка потребительских услуг ограничила возможности удовлетворения потребительского спроса, и расходы населения в третьем квартале 2020 г. в этом сегменте составили 88% от показателя годичной давности, но продемонстрировали рост в 1,67 раза по сравнению с предыдущим кварталом.

Изменение санитарно-эпидемиологических требований в третьем квартале 2020 г. обусловило расширение возможностей частного потребления и реализации потенциала отложенного спроса на рынках непродовольственных товаров, рекреационных и досуго-во-развлекательных услуг. Рост спроса на услуги туристско-рекреационного комплекса поддержали и накопленные средства населения, и меры правительства по частичному возмещению затрат на туристические пакеты. Экономика демонстрировала оживление в розничной торговле, гостиничном бизнесе, общественном питании и пассажирском транспорте - по итогам третьего квартала 2020 г. расходы населения на покупку товаров повысились до 62,5% (+8,4 п.п. ко второму кварталу) и оплату услуг - до 16,8% (+3,9 п.п.).

Сберегательное поведение населения менялось на протяжении текущего года. Изменения в уровне потребления домашних хозяйств расширили пространство для формирования масштабного отложенного спроса и отразились на индикаторе склонности к сбережению. Уменьшение сбережений в первом квартале сменилось их приростом во втором -во-первых, за счет вынужденной экономии/ сбережения при коллапсе предложения внутреннего рынка, а во-вторых, за счет усиления кредитной активности населения, простимулированной политикой снижения процентных ставок.

Накопленные денежные ресурсы домашних хозяйств, одновременно с неопределенностью развития событий и пониженными ожиданиями относительно трудовых доходов,

безусловно, повысили потребительскую уверенность населения при выборе модели текущего потребления в третьем квартале, но вместе с тем расширили его инвестиционный потенциал и стимулировали активность на рынке недвижимости при реализации пакета мер правительства по ипотечному кредитованию.

Особенность формирования сберегаемых средств в текущем году определялась увеличением доли наличных средств на руках у населения до исключительно высоких значений за последние семь лет, что, вероятно, отражало изменение уровня доверия к финансово-кредитным учреждениям, а также правил налогообложения доходов. (См. табл. 3.)

При сложившейся структуре формирования доходов экономики и населения безусловным приоритетом нынешнего года является комплекс мер, ориентированных на уменьшение рисков роста безработицы. После длительной тенденции устойчивого снижения безработицы число безработных в сентябре 2020 г. составило 4,8 млн. человек, увеличившись с начала года на 37,1%. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) повысился с 4,6% в первом квартале до 6,0% во втором и 6,3% в третьем. При повышении максимального размера пособия по безработице до прожиточного минимума (12 130 руб.), а мини-

мального пособия по безработице (в период с 1 мая до 1 августа) - с 1500 до 4500 руб. увеличилось число безработных, обратившихся в органы службы занятости. Численность официально зарегистрированных безработных на конец второго квартала составила 2787 тыс. человек и третьего квартала - 3687 тыс. человек и увеличилась по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года соответственно в 3,7 и 5,5 раза. Пособие по безработице в июле 2020 г. получали 2993 тыс. человек, или 90% от заявленного числа официально зарегистрированных безработных. Потребность работодателей в работниках, заявленная в органы службы занятости населения, в сентябре составила 1774 тыс. человек при нагрузке на 100 заявленных вакансий 224,9 человек при показателе 46,3 человек в сентябре 2019 г.

Специфика нынешнего кризиса и тревожность текущей ситуации на рынке труда состоит в ускоряющейся месячной динамике роста числа безработных в сегменте предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающем занятость более 20 млн. человек. Рассматривая способы разрешения этой ситуации, следует отдать должное системе мер поддержки данного сегмента с помощью налоговых ин-

Таблица 3

Структура использования доходов населения на текущие расходы и сбережения в январе-сентябре 2019 и 2020 гг., в % к итогу

2019 г. 2020 г.

I кв. II кв. III кв. I кв. II кв. III кв.

Доходы - всего 100 100 100 100 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текущие расходы 86,3 80,7 83,9 87,1 67,7 81,8

Покупка товаров 64,0 59,7 61,9 65,2 54,1 62,5

Оплата услуг 19,6 17,8 18,8 19,6 12,9 16,8

Оплата обязательных платежей и взносов 15,1 15,0 15,4 15,1 14,1 16,2

Сбережения -1,4 4,3 0,7 -2,2 18,2 2,0

Во вкладах, ценных бумагах, приобретение недвижимости, изменение задолженности по кредитам и на счетах индивидуальных предпринимателей 0,1 3,6 -0,2 -4,7 10,4 -1,9

В наличных деньгах на руках -1,5 0,7 0,9 2,5 7,8 3,9

Источник: Росстат.

струментов, которые позволят проводить сбалансированную политику управления кадрами и снизить риски реструктуризации занятости. Согласно обновленному прогнозу Минэкономразвития России уровень безработицы в 2020 г. составит 5,7% при ожидаемом снижении реальных располагаемых доходов населения на 3%.

Падение ВВП в 2020 г. оценивается Минэкономразвития на уровне 3,9%, прогнозируется рост реальной заработной платы на 1,5% при отрицательной динамике производительности труда. Разбалансированность рынка труда выступает фактором увеличения длительности периода восстановления экономики.

Снижение налогов для индивидуальных предпринимателей, самозанятых, а также сектора МСП представляется весьма своевременным и эффективным способом поддержки бизнеса в тяжелых экономических условиях. Об этом свидетельствует зарубежный опыт реализации антикризисных мер. В частности, речь идет о таких развитых странах, как Австралия, Сингапур, Франция, Великобритания и др., где была введена реструктуризация и/или возврат уплаченных предприятиями МСП налогов и взносов, снижены налоговые ставки, а также отменены некоторые налоги на время пандемии.

Меры поддержки бизнеса, принятые Правительством РФ, предусматривают, в частности, освобождение от уплаты налога на прибыль за 2019 г. в течение шести месяцев, а ЕСХН - полугода для малых и средних предприятий из сфер, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Отсрочка по остальным налогам, не считая НДС и налога на самозанятых, продлится полгода для платежей за первый квартал 2020 г. и четыре месяца -за второй квартал и первое полугодие 2020 г. Кроме того, перенесены сроки выплат авансов по транспортному, имущественному и земельному налогам - до 30 октября за первый квартал и до 30 декабря за второй. Малый и средний бизнес также получил отсрочки по страховым взносам (от четырех до шести ме-

сяцев). На срок три месяца освобождаются от уплаты НДФЛ индивидуальные предприниматели.

Данные опросов российских предпринимателей свидетельствуют о том, что даже при условии соответствия критериям предоставления помощи (с учетом которых круг предприятий, которые могут на нее претендовать, значительно сужается), получая ее, российский бизнес сталкивается со значительными трудностями административного характера. Более того, исходя из анализа действующих мер поддержки, можно заключить, что поддержка распространяется главным образом на крупные (системообразующие) предприятия и не охватывает существенную долю МСП и ИП, которые оказались наиболее уязвимыми по отношению к кризису и столкнулись с колоссальными убытками в результате пандемии и введенных ограничительных мер.

Кроме того, с 1 января 2021 г. правительство отменит весьма популярный у малых и микропредприятий единый налог на вмененный доход ввиду его низкой эффективности с точки зрения наполнения бюджета. И, несмотря на существование патентной и упрощенной системы налогообложения, а также самозанятых, по оценкам экспертов, отмена ЕНВД при отсутствии каких-либо дополнительных льгот в рамках других налоговых режимов может неблагоприятно отразиться на ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства, потерпевшего значительные убытки в результате распространения коронавируса. Это, в свою очередь, спровоцирует рост безработицы и, следовательно, еще больше разбаланси-рует российский рынок труда, затруднив выход из кризиса.

Другими словами, для полного восстановления в постпандемический период целесообразными представляются пересмотр критериев предоставления помощи и упрощение алгоритма ее получения; расширение и дополнение существующих налоговых мер поддержки бизнеса, включая снижение налоговых ставок и отмену налогов для предприятий. ■

Social Parameters of the Economy in January-September 2020: Incomes of Population and Labor Market

Olga I. Izryadnova — Head of Structural Policy Department of the Gaidar Institute; Leading Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Maria V. Kazakova — Deputy Director of Science at the Center for Regional Policy of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: kazakova @ranepa.ru

Nadezhda P. Volovik — Head of Foreign Trade Department of the Gaidar Institute; Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

The central issue of overcoming social isolation fallout during the coronavirus pandemic is the development of measures for support of the living standard of population and reduction in unemployment risks.

At the period-end of January-September 2020, real disposable cash income decreased by 4.3% on the back of the growing total unemployment rate up to 6.3%. Dominating role of earned income in the income structure of the population coupled with increased importance of labor market regulation and laying groundwork for productive employment of the population were observed. Crisis feature on the labor market in current year is determined by high localization of employed in the segment of small and medium-sized enterprises and individual entrepreneurship.

The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

Key words: social parameters, incomes of population, labor market, unemployment rate, relief measures for business, coronavirus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.