Научная статья на тему 'Социальные особенности этнических общностей'

Социальные особенности этнических общностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
795
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ЭТНИЧНОСТЬ / СОЦИУМ / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / ПРОЦЕССЫ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Винс К.В.

В статье рассмотрены социальные аспекты жизни и деятельности этнических общностей разных стран и народов. Отмечена уникальность любого этноса как важный фактор общественного и социального развития. Автор диалектически и научно подошел к оценке феномена этноса с учетом всего комплекса его исторических и культурно-социальных признаков, характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные особенности этнических общностей»

СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ

© Винс К.В.*

Академия социально-общественных исследований и технологий, Великобритания, г. Лондон

В статье рассмотрены социальные аспекты жизни и деятельности этнических общностей разных стран и народов. Отмечена уникальность любого этноса как важный фактор общественного и социального развития. Автор диалектически и научно подошел к оценке феномена этноса с учетом всего комплекса его исторических и культурно-социальных признаков, характеристик.

Ключевые слова этнос, этничность, социум, культура, история, государство, Россия, процессы, развитие, культура.

Этническое разнообразие как социальное явление

Характер этноса - это не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. Кон И.С. писал, что для лучшего понимания того или иного народа «нужно изучать, прежде всего, его историю, общественный строй и культуру; индивидуально-психологические методы здесь недостаточны» [12, с. 122-158].

Недопустимо рассмотрение каких-либо личностных черт достоянием отдельных этнических общностей. Уникальны не черты и не их сумма, а структура: речь идет не столько о каких-то «наборах» черт, сколько о степени выраженности той или иной черты в этом наборе, специфике её проявления [1, с. 165-166]. Психологические черты в этой связи можно понять лишь в соотнесении с общей системой ценности, зависящей от социально-экономических и географических условий, образа жизни народа, его верований, обычаев и т.п.

Согласно С. Лурье, материалом, на основании которого кристаллизуется та или иная этническая культура, является ценностная ориентация. Этнические константы, по С. Лурье, не содержат в себе представления о направленности действия и его моральной оценки. Направленность действия задается ценностной ориентацией. Этнические константы и ценностная конфигурация соотносятся как способ действия и цель действия [1, с. 165-166].

Этническую картину мира С. Лурье, в итоге, рассматривает как производную от этнических констант, с одной стороны, и ценностей ориентации, с другой.

Аспирант.

94

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Этнические константы неизменны на протяжении всей жизни этноса, а ценностная ориентация может меняться, она является результатом свободного выбора людей. Каждый этнос в какой-то мере адаптирует более широкую культурную традицию, но сами по себе этнические константы нейтральны по отношению к той или иной ценностной ориентации. Этническая культура детерминирована потребностью человека в психологической адаптации, так же как деятельность по жизнеобеспечению этноса детерминирована его потребностью в физиологической адаптации к окружающей среде. Но все же, какую систему ценностей принимать, выбирает сам человек.

Наполнение этнических констант конкретным содержанием С. Лурье представляет в виде сцепления бессознательного образа с фактами реальности. В психологии это явление называется трансфер - перенос бессознательного комплекса на реальный объект. Это сцепление может быть более или менее прочным, и сохраняется до тех пор пока данный объект может нести такого рода нагрузку внутри этнической картины мира, и опыт этноса не начнет явно расходиться с реальностью. Тогда последует новый трансфер -на другой объект.

Так, согласно С. Лурье, происходит формирование конкретного «образа защитника» и «образа врага» (безразлично, персонифицированных или нет). Аналогичным образом происходит явление, которое можно назвать автотрансфером: человек приписывает себе те качества, которые заложены в бессознательном его «образе себя» (концепции «мы» и концепции «я»).

Процесс кристаллизации традиционного сознания этноса, описанный С. Лурье, сопряжен с формированием мифологии, художественной традиции, социальных институтов и других подобных категорий, соответствующих данной этнической картине мира.

Характеристика отдельных этнических общностей

Основанием для выделения той или иной этнической общности выступают ее особые характеристики, отделяющие данную общность от других социальных образований. Существует целый ряд признаков, характеризующих этническую общность. Это, в первую очередь, язык, историческая память, религия, принятые общностью ценности и нормы, территория и т.д. Под влиянием вышеуказанных факторов «складываются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик; наряду с этим вырабатывается этническое самосознание» [11, с. 14].

В то же время, данные характеристики - язык, культура, религия, даже национальность могут также преобразовываться в ходе формирования этнической общности. Так, например, В.И. Козлов обращает внимание на то, что при формировании американских этносов общность языка «достигалась в ходе развития хозяйственных, культурных и других связей между разно-

История в контексте гуманитарных наук

95

язычными компонентами» [11, с. 14]. Также может наблюдаться «близость компонентов этноса в расовом отношении или образование значительных переходных (метисных) групп между резко различными в расовом отношении компонентами, как произошло, например, при формировании бразильцев, кубинцев и других латиноамериканских наций» [11, с. 15].

Классификация этнических общностей по языку, как правило, опирается на генеалогический принцип, согласно которому выделяются языковые группы и семьи, родственные по историческому происхождению. К таковым относятся общности, язык которых входит в германскую, романскую, славянскую и другие языковые группы.

Принадлежность одной языковой группе чаще всего сказывается и на сходстве культур данных народов. Но бывает и так, что культуры народов, входящих в общую языковую группу, могут значительно отличаться. Так, например, венгры, ханта и манси, языки которых входят угорскую группу, отличаются своей культурой и даже рядом антропологических признаков. В то же время, по своему культурному своеобразию венгры приближаются к австрийцам, румынам и некоторым другим соседним народностям, отличающимся от них по языковой принадлежности. Австрийцы аналогичным образом отличаются от англоавстралийцев или либерийцев, которые объединены с ними в одну германскую языковую группу, а румыны значительно отличаются от народов Южной Америки, говорящих на языках романской группы [11, с. 15-16].

Классификация этнических общностей по территориальному признаку также имеет свои особенности. Всем знакомы такие понятия как «народы Поволжья», «кавказцы», «азиаты», «северные народности» и т.п. Эго примеры этнических общностей, сформированных по территориальному признаку. В данном подходе отражается не только сходство природных условий, определяющих жизнь общностей. Нередко эти народы объединяет общность истории, сходство в образе ведения хозяйства, культурных единиц, религиозных представлений и т.д.

При этом, территориальный принцип классификации этносов, как и языковый, не обязательно является безусловно верным. Например, «африканеры (буры), которые в географическом отношении принадлежат к «народам Южной Африки», резко отличаясь в языково-культурном и антропологическом отношении от коренных бантуязычных этносов» [2, с. 24].

Этнические общности, в первую очередь, являются социальными образованиями, поэтому при их характеристике рассматриваются также политические и социальные аспекты. Так, например, свою роль играет наличие собственной социально-территориальной (государственной) организации и особенности социального состава общности.

Например, «племя как этническая общность представляет собой обычно и форму социальной организации, во главе которой стоит совет старейшин

96

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

и вождь племени. Когда же ... на смену родо-племенной организации приходит государство, этническая общность стремится к государственному оформлению» [2, с. 24].

Это совсем не значит, что каждая этническая общность со временем образует свою государственность. Различные этнические общности реализуют свою социальную организацию по-разному. Какие-то этносы формируют собственное государство, другие же образуют автономные округа или отдельные административные районы в рамках многонациональных государств. Так, например, в нашей стране успешно развиваются такие республики как Татарстан, Башкирия, Бурятия и многие другие, где основное население принадлежит общей (или нескольким родственным) этнической общности, исповедуют одну религию, обладают собственной самобытной культурой. Примерами таких же этнических общностей в рамках многонационального государства выступают каталонцы и баски в Испании. Кроме того, во многих современных государствах существуют довольно многочисленные этнические общности, образующие диаспоры внутри городов и отдельных регионов. Таковы «китайские кварталы» в США и европейских городах, русскоязычные диаспоры в Южной и Северной Америках, сохраняющие присущий им бытовой уклад и культуру.

Рассмотрим, какими признаками могут обладать те или иные этнические общности. Например, известно, что представители разных культур используют различные подходы к определению личности. Американцы европейского происхождения, чаще чем индивиды из Восточной Азии, описывая себя, используют свободные от контекста черты («Я непоседлив) и аттитюды («Я не расист») [14, с. 133]. Самоописания американцев могут включать в три раза больше подобных категорий, чем самоописания японцев [цит. по: 14, с. 133]. Японцы, китайцы и корейцы намного чаще вводят в свои описания контекст ролевых и ситуационных компонентов - «Я - друг», «Я - друг такого-то». Вместо того, чтобы сказать: «Я - застенчива», японка скажет: «В непривычной обстановке я не слишком разговорчива». В работах историка И.Ю. Ерохина достаточно подробно описаны механизмы формирования категорий «свой - чужой» на примере российских и украинских казачьих сообществ в процессе их государственного строительства или адаптации к системам традиционного государства, государственности [3-10].

В подобных самоописаниях отражается этническая и культурная вариативность представлений о личности. Человек в западной культуре рассматривается как стабильная, способная сопротивляться внешнему влиянию, более или менее интегрированная целостность, имеющая границы и уникальную конфигурацию черт, способностей, мыслей и чувств. В свою очередь представители многих других культур понимание отдельного человека как независимой автономной сущности сочли бы достаточно странным. В таких общностях важнейшую роль играет община, объединенная общими

История в контексте гуманитарных наук

97

интересами, моралью, правилами и установками. Например, у азиатских этнических общностей приоритет отдается социальным структурам, социальным ролям и межличностными отношениями с членами «своих» групп (семьей, друзьями, организацией и т.п.) [14, с. 134]. Восприимчивость к влиянию окружающих рассматривается здесь не как знак непостоянства, а скорее как отражение гибкости и личностной зрелости.

Вообще, в настоящее время наблюдается поляризация общества по принципу «Запад» и «не Запад». Научно-технологическая культура сегодня доминирует над мифологическими и религиозными культурами. Культуры, отличные от западной сейчас стоят перед дилеммой: раскрыться перед Западом или замкнуться и продолжать следовать традиционными путями, сохраняя привычный образ жизни, занятия и культы [13, с. 651].

Особенно остро это противоречие стало обозначаться в последнее время. Повсюду возникают националистические движения, апологеты которых борются за чистоту своей культуры, отказ от западного влияния. Например, латиноамериканцев возмущает их зависимость от Северной Америки. В свою очередь, арабский мир протестует против гегемонии западных традиций, часто идущих вразрез с культурными табу исламского мира. Активнее стали отстаивать свои культурные традиции Индия и страны Азии. Культурное своеобразие этих стран, наличие строгих табу по многим вопросам противоречит раскрепощенной западной культуре и требует особого подхода.

Таким образом, этнические вопросы в условиях современных интеграционных процессов во всем мире, все более обостряются и становятся предметом научных исследований. Признание абсолютной ценности разнообразия этнических обществ, отказ от колонизаторской культурной политики, осознание хрупкости существования и угрозы уничтожения огромного большинства традиционных культур и языков приводят к пониманию необходимости расширения исследований в области этнического разнообразия современного социума.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2000.

2. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности // В кн.: Расы и народы. - М.: Наука, 1976.

3. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. -С. 119-123.

4. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. -№ 8 (26). - С. 23-26.

5. Ерохин И.Ю. К вопросам формирования государственной структуры казачества // История и археология. - 2014. - № 7 (15). - С. 8-14.

98

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

6. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. -№ 4. - С. 34.

7. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). - С. 42-48.

8. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 141-146.

9. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 12 (33). - С. 37-41.

10. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.

11. Козлов В.И. О классификации этнических общностей (состояние вопроса) // Исследования по общей этнографии. - М., 1979.

12. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. - М., 1971.

13. Ласло Э. Жить при многообразии культур // В кн.: Культурология: Хрестоматия для высшей школы. - М.: Академический проект, 2003.

14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект-Пресс, 2004.

ЖЕНСКИИ ОБРАЗ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ эпохи

© Калабухова Е.В.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Искусство советского периода, подчиненное жестким требованиям советской идеологии породило новое понятие «советская женщина». В данной статье отраженна роль женского образа в творчестве художников советской эпохи на Ставрополье.

Ключевые слова Ставропольский край, изобразительное искусство, художники, женщины, социалистический реализм.

Образ женщины в изобразительном искусстве - одна из удивительно красивых и одухотворенных тем. Искусство советского периода, подчиненное жестким требованиям советской идеологии, было сформулировано и узаконено еще в далеком 1931 году. Новая общность «советский народ» по-

Аспирант кафедры Истории и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.