Социальная структура, социальные институты и процессы
121
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
© Манохина Т.Н.*
Академия социально-общественных исследований и технологий, Великобритания, г. Лондон
Исследованию этноса в социологии придается большое значение. Во многом это связано с миграционными процессами, социальной подвижностью, характерной для настоящего времени. Изменения во внутренней и внешней политике многих государств, произошедшие за последние годы: локальные войны, смены границ, образования союзов и другие вопросы, связанные с процессом глобализации современного мира, определили высокую актуальность проблемы этносов, народов, национальной идентичности и распада этнических систем. Число людей по разным причинам меняющих место жительства, постоянно увеличивается, и это также говорит о том, что данная тема имеет высокую актуальность и требует детального исследования.
Большую роль в глобализующемся мире играют также возможности межэтнического взаимодействия. Экономические, культурные, политические контакты приводят общество, так же как и отдельных личностей, к необходимости действовать в ситуации полиэтнической среды.
С этим связаны вопросы аккультурации, ассимиляции.
Все это указывает на особую актуальность проблемы этноса и этнических общностей.
Национальный вопрос в современном мире, без преувеличения, является одним из самых актуальных. Причем достаточно остро стоит эта проблема практически в каждой стране. Европа задыхается от огромных потоков мигрантов, разными путями попадающих в страны Евросоюза, Россия, которая всегда была многонациональной страной, столкнулась с проблемой притока иностранной рабочей силы и расширения националистических экстремистских движений.
В результате существование на одной территории представителей различных этнических систем создает необходимость детального изучения и анализа психического состояния этих лиц, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а также поиска путей адаптации.
Ключевые слова: социум, этнос, государство, история, теории, философия, стратегия, практика.
Понятие этноса и этнической общности
Исторические особенности образования и развития нации, культуры, быта и традиций создают особенности национального характера. Как писал
Аспирант.
122
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Н.И. Конрад, «каждый народ, большой или малый по своей численности, имеет свою индивидуальную историю, всегда обладающую своими оригинальными, неповторимыми чертами. Можно сказать даже, что история человечества проявляется именно в истории отдельных народов, через их историю. История человечества не какой-то безликий процесс; она очень конкретна и слагается из деятельности отдельных народов, имеющих каждый свое собственное лицо» [9, с. 454]. Об этом же размышлял и А.С. Хомяков: «Общечеловеческое дело разделено не по лицам, а народам: каждому своя заслуга перед всеми, и частный человек разрабатывает свою делянку в великой доле своего народа» [16, с. 269-270].
Этнос, или этническая общность - это совокупность людей, которые имеют общую культуру, говорят, как правило, на одном языке и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп [13, с. 236-266]. Этнос - это социальная общность, но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. Ведь этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь, - одни поколения представителей этноса замещаются другими, происходит наследование этнических признаков [14].
Сознание и чувство этнической принадлежности формируется под влиянием объективных условий жизни человека и, возникнув, существует уже во многом независимо от его сознания и воли.
Этнос может иметь различную структуру. Он может состоять из этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса; этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части; этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности [13, с. 238].
Этнос может быть весь подразделен на субэтносы - группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров и т.п. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.
У этноса может быть несколько названий, одно из них - самоназвание, другие - имена, даваемые данному этносу людьми, принадлежащими к другим народам.
Люди, составляющие этнос, живут в определенной системе социальноэкономических, политических и иных общественных отношений. С этим связаны частое отождествление этноса и общества, подмена этноса обществом. В действительности этнос и общество - хотя и связанные, но совершенно разные явления. Это особенно наглядно тогда, когда люди, принад-
Социальная структура, социальные институты и процессы
123
лежащие к одной общности, входят в состав нескольких разных геосоциальных организмов [14].
Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории расселения, общему языку, традициям составляет содержание национальной культуры. Человечество состоит из множества народов или этносов, каждый из которых несет свою культуру При этом каждая культура, в свою очередь, может распадаться на множество субкультур [10, с. 24]. Число этих субкультур достаточно велико, ведь в этническом отношении человечество чрезвычайно богато: невозможно подсчитать точное число наций, народностей и племен, населяющих Землю. При этом каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, отличающие его от других народов.
Народ считается главной формой этнических общностей. Внутри народа выделяются этнические группы, которые могут различаться языковыми диалектами, костюмом, способом устроения жилища и быта, семейным укладом. Так поморы, населяющие берега Белого моря, а также донские и уральские казаки и мн. др. являются русскими людьми. Тем не менее, они осознают себя в качестве особой этнической группы и соответственно строят свою жизнь, формируют культуру [10, с. 24]. Подобные группы принято считать субэтносами, члены которых сами видят свои различия, помнят о них, имеют собственное имя. Существуют и такие общности, где налицо особенности этнической группы, но сами люди этого не осознают. Такие объединения называют этнографическими группами.
Этносы, как устойчивые межпоколенные общности людей, обладают двумя важнейшими признаками. Один из них биологический (кровное родство), другой - социальный (межпоколенная общность) [10, с. 24]. К социальным признакам относятся также общность исторической судьбы народа, общие традиции, культура, особенности быта.
Этническая культура - это совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Культура этноса включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды декоративно-прикладного творчества [12, с. 343-349].
В этнической культуре выделяют два слоя: 1) исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; 2) исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений [10, с. 38].
Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Это каркас этнической культуры, на основе которого держится единство преемственности и обновления. Обновление куль-
124
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
туры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне) [12, с. 352-353]. Преемственность и устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении нескольких лет и охватывающих какую-либо часть этноса; межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом передачи ценностей из поколения в поколение.
Структура национальной культуры включает в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Поскольку нация охватывает всё общество, а оно имеет социальную стратификацию и определённую структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп [10, с. 39]. Этнические же культуры входят в состав национальных.
При всем этом национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Собственно национальные черты культуры появляются тогда, когда представители всех этносов признают свою принадлежность к новой нации. Национальная культура, в отличие от этнической, объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Многие исследователи, кроме того, сходятся во мнении, что для обособления национальной культуры необходимо наличие общей системы письменности [11, с. 40]. Тогда как этническая культура вполне может быть бесписьменной, как, например, культура аборигенов, сохранившаяся до наших дней.
Таким образом, и нация и этнос определяются двумя основными признаками - язык и территория. Отличие в том, что нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию, а этнос подразумевает социокультурную общность людей [10, с. 40].
Важный фактор в определении этноса - это этническое самосознание. Оно заключается в том, что люди, составляющие этническую общность, осознают свою принадлежность именно к этой, а не к какой-либо другой общности. Тем самым они осознают данную общность как «свою», а остальные как «чужие», данную культуру как «свою», а остальные как «чужие». Этническое самосознание невозможно без самоназвания. Если члены той или иной культурно-языковой общности не обладают этническим самосознанием, то эта группа не является этносом.
Этнические теории оказались очень востребованы в условиях современности. Например, историк и социологи И.Ю. Ерохин делает важные выводы на примере казачества и казачьих сообществ как этноса и субэтноса в государствообразующих тенденциях и направлениях [1-8].
Социальная структура, социальные институты и процессы
125
Список литературы:
1. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. -С. 119-123.
2. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. -№ 8 (26). - С. 23-26.
3. Ерохин И.Ю. К вопросам формирования государственной структуры казачества // История и археология. - 2014. - № 7 (15). -С. 8-14.
4. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. -№ 4. - С. 34.
5. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). -С. 42-48.
6. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 141-146.
7. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 12 (33). -С. 37-41.
8. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.
9. Конрад Н.И. О смысле истории // Конрад Н.И. Запад и Восток. - М., 1972.
10. Кравченко А.И. Культурология: учеб. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
11. Культура: теории и проблемы: учебное пособие / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. - М.: Наука, 1995.
12. Морфология культуры. Структура и динамика: учеб. пособие для вузов / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабакова, Э.В. Быкова и др. - М.: Наука, 1994.
13. Семенов Ю.И. Производство и общество // Социальная философия. Курс лекций: учебник. - М.: Издатель Савин С.А., 2003.
14. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 2.
15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект-Пресс, 2004.
16. Хомяков А.С. Разговор в Подмосковной // Хомяков А. С. О старом и новом. - М., 1988.