Научная статья на тему 'Представления российских исследователей об этническом облике и корнях казачества: краткий историко- этнографический дискурс'

Представления российских исследователей об этническом облике и корнях казачества: краткий историко- этнографический дискурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
377
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАКИ / ЭТНОГРАФИЯ / ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / РАЗВИТИЕ / ТРАДИЦИИ / КУЛЬТУРА / ОСОБЕННОСТИ / РЕГИОНЫ / ЭТНОС / НАЦИЯ / НАРОД / ЕДИНСТВО / КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин Игорь Юрьевич

В статье анализируются различные подходы, мнения и оценки на предмет установления этничности казачьих сообществ. Вопрос этот сложный и запутанный. Часто он излишне политизирован, что так же не добавляет оптимизма в объективности исследований. Автор пытается критически оценить имеющиеся материалы и источники на принципах научности, аналитичности и исторического дискурса. Автор отказывается от однозначных концепций и оценок в плане казачества что это народ, нация, этнос. Наиболее реалистичной и достоверной представляется версия, что разные группы казачества имеют разное происхождение, обусловленное многими составляющими. В целом же казаков можно характеризовать как субэтнос русского народа и выделить их в особую социально-этническую, этнографическую группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления российских исследователей об этническом облике и корнях казачества: краткий историко- этнографический дискурс»

УДК 316

Ерохин Игорь Юрьевич Igor U. Erokhin

кандидат исторических наук PhD

eiu21@ya.ru eiu21@ya.ru

Представления российских

исследователей об этническом облике и корнях казачества: краткий историко-этнографический дискурс

Аннотация. В статье анализируются различные подходы, мнения и оценки на предмет установления этничности казачьих сообществ. Вопрос этот сложный и запутанный. Часто он излишне политизирован, что так же не добавляет оптимизма в объективности исследований. Автор пытается критически оценить имеющиеся материалы и источники на принципах научности, аналитичности и исторического дискурса. Автор отказывается от однозначных концепций и оценок в плане казачества - что это - народ, нация, этнос. Наиболее реалистичной и достоверной представляется версия, что разные группы казачества имеют разное происхождение, обусловленное многими составляющими. В целом же казаков можно характеризовать как субэтнос русского народа и выделить их в особую социально-этническую, этнографическую группу.

Ключевые слова: казаки, этнография, политика, история, государство, Россия, развитие, традиции, культура, особенности, регионы, этнос, нация, народ, единство, конфликт.

Representation of

ethnic image and roots of the cossacks by russian researchers: brief historical-ethnographic discourse

Annotation. The article analyzes different approaches, opinions and assessments for establishment of the ethnicity of the Cossack communities. This question is complicated and intricate. It is often politicized and this does not also contribute to objectivity of research. The author tries to assess the available material and sources critically using the scientific and analytic principles and principles of historical discourse. The author refuses from unambiguous concepts and assessments in terms of the Cossacks - who are they - people, nation or ethnic group. The most realistic and reliable is the version that different groups of Cossacks have different origins due to a number of factors. However, the Cossacks can be characterized as subethnos of Russian people and allocate them to particular socio-ethnic, ethnographic group.

Keywords: the Cossacks, ethnography, politics, history, state, Russia, development, traditions, culture, features, regions, ethnicity, nation, people, unity, conflict.

Достаточно интересны по вопросам этничности казачества работы В.П. Трута, который считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вопросом вполне оправданным и не вызывающим сомнений. Он же полагает незавершенность данного процесса, - формирование этничности казачества, по его мнению, продолжается [17]. Об этом же говорят П.Н. Лукичев и А.П. Скорик.

Ряд исследователей и публицистов считают целесообразным разделить понятия «казаки» и «казачество». «Если «казаки» - это этническая общность в составе многонационального населения России, то «казачество» - это сословная структура, существование и деятельность которой связаны лишь с несением государственной военной, пограничной и полицейской службы и не зависят от этнической принадлежности ее членов. Понятие «казачество» является нарицательным и производным от этнонима казачьего этноса в связи с тем, что первыми эти функции

выполняли преимущественно этнические казаки» [7, с. 1].

Историки А.П. Скорик и Р.Г. Тикиджьян совершенно верно отметили, что установить точный этнический состав казачества, и тем самым уточнить историю его происхождения, выявить прямых предков не представляется возможным, ил и , п о крайней мере, очень затруднительно: «... можно выдвигать самые различные гипотезы относительного первичного ядра, но дело это неблагодарное, в связи с недостаточностью достоверного и объективного материала» [21, с. 47]. Действительно, это утверждение весьма объективно, стоит только обратиться к источникам, в которых находим массу упоминаний о пестроте состава «Дикого Поля». Голландский купец И.Масса, живший в Москве в 1601-1609 гг., выучивший русский язык и достаточно хорошо информированный о делах Московии писал: «Казаки - люди различных племен из Московии, Татарии, Турции, Польши, Литвы, Карелии и Неметчины ...» [9, с. 77] Р. Бариев свидетельству-

ет: «Скифы, сараматы, готы, гунны, авары, аланы, булгары, хазары, печенеги, половцы (кипчаки и куманы) - вот перечень только крупных этносов, которые жили на территории в последствии занимаемой донскими, кубанскими и запорожскими казаками» [4, с. 1] С. Ауский, анализируя предмет вопроса о происхождении казачества, вынужден был признать: «... Даже самый полный список всех народов, сменявших друг друга, начиная с первых письменных упоминаний о них, не дает нам ключа к полному объяснению происхождения этого военизированного народа -казаков.»[1, с. 14] В.Шамбаров говорит о риторичности и бесплодности вопроса, - «Как и по каким именно критериям, признакам среди всех народов, сменявших друг друга в процессе многовекового взаимодействия, искать предков казаков?» [27, с. 8] Само слово «казак», его этимология прослеживаются в языках множества древних народов Востока, Средней и Малой Азии, Кавказа и Предкавказья.

Однако массы исследователей всегда были весьма увлечены этими попытками: найти и точно установить казачьих предков [22]. Все предложенные гипотезы можно так или иначе оформить в две большие гипотезы: славянскую и тюркскую [14, с. 1]. Ветвью славянской теории стала т.н. «бродническая» ветвь [14, с. 1]. В последнее время рядом исследователей была воспринята и актуализирована черкесская (адыгская) гипотеза этногенеза казаков [14, с. 1].

«Славянской» гипотезы придерживались В.Б. Антонович и И.М. Каманин. Идеи Антоновича были изложены в его статье «Киев, его судьба и значение в Х1У-ХУ1 вв.», опубликованной в «Архиве Юго-Западной России» в 1863 г. [20, с. 23]. Каманин в своем труде «К вопросу о казачестве до Богдана Хмельницкого» (Киев, 1894 г.) писал: «казаки - исконно земледельческое и землевладельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере» [20, с. 24]. Теорию новгородских повольников на Дону активно поддерживал и развивал такой авторитетный автор, как Е.П. Савельев [19]. Теорию бродников, - населения побережья Азовского моря и Нижнего Дона Х11-Х111 вв. со славянскими корнями выдвинул и пытался обосновать М.К. Любавский [20, с. 17]. Ее разделял и профессор П.В. Голубовский [20, с. 23]. Бродники [16] активно участвовали в междоусобных столкновениях русских князей. Одним из активных сторонников славянской версии происхождения и дальнейшего этногенеза казачества является Н.Н.Великая. О казачестве она говорит: «. О том, что оно было русским (а не горским, тюркским, хазарским, половецким), свидетельствует, прежде всего, восточнославянский пласт материальной, и особенно, духовной культуры: верований, фольклора и проч [6, с. 11]. В поисках ближайших генетических и этнических казачьих связей Великая ориентируется преимущественно на северо-запад России: Новгородскую, Архангельскую, Волгоградскую, Костромскую, Ярославскую и др. области. Например, в языке гребенского казачества Н. Великая усматривает много заимствований говора жителей Новгородской, Тверской, Московской, Владимирской, Псковской областей. В качестве возможных каза-

чьих предков ей предлагаются, например, новгородские ушкуйники.

В работах историка В.В.Грибовского явно прослеживается симпатия к тюркской версии казачьего происхождения, используя пример запорожцев, он пишет: «Казачий прообраз явно происходил с Востока .., от кочевых ногайцев. Мы и не подозреваем, сколько заимствований произошло оттуда. И та же кобза (у тюрко-кипчакских народов - кобыз), и то же слово «казак» (у тюркоязычных кочевников казаками чаще всего называли тех, кто в силу разных причин выпадал из своей родной орды, рода, аула, уже не занимался кочевым скотодоводством, а исключительно военным промыслом) [10, с. 2]. По мнению В.В. Грибовского. ярким доказательством тюрской версии этничных корней запорожцев может служить, - одинаковая планировка поселений этих народов (курени, радиально расположенные к майдану, где находилась церковь и войсковой скраб, аналогична планировке ногайского стойбища), обычай становится в круг для совещания и принятия решений (коло, -у казаков и курултай, - у ногайцев), обычай толоки, - общего сбора соплеменников для помощи в случае необходимости ближайшим родственникам и соседям, «например, в строительстве дома, или же даже сами дома .. , одинаково характерные по своему устройству как для Юга Украины, так и для кавказских предгорий, казахстанских степей» [10, с. 2-3]. В.В. Грибовский полагает, что в казачьем мифотворчестве, повествовании о казачьих (запорожских) полководцах достаточно сильно отразилась восточная былинная традиция и во многих казачьих образах узнаваемы черты реальных ногайских перс-ноажей, - ногайордынского улубия (Великого князя) Мусы, который содействовал легендарному крымскому хану Мухаммед Гирею в его завоевании Астрахани в 1523 г., и былинного ногайского богатыря и политика Ших-Мамая, жившего в середине XVI в. [10, с.4].

Черкесские (адыгские) предположения, так или иначе, звучали и получили отражение в работах многих авторов, среди которых: Г. Байер [2], В.Н. Татищев [23], Н.М. Карамзин [11], К. Кох [13], И.Э. Тунмани[25] и др. Одним из первых. Кто первым заговорил о черкесском происхождении казаков, применительно к донцам был такой авторитет исторической науки, как А.Ригельман, писавший: «. будто б они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов взялися ...» [18, с. 17]. Доно-черкесская тема была продолжена другими не менее авторитетными авторами, - В.Н. Королевым, который так же был сторонником черкесской гипотезы происхождения казачества. Королеву даже удалось установить факты известного антропологического сходства между этими двумя этносами, а так же признаки идентичности в их одежде, вооружении, внешнем виде и прочих атрибутах [15, с. 92-102]. Королев предлагал пять путей этнической ассимиляции черкесов и донцов [15, с. 108-110]. О близости казаков и черкесов (адыгов) современный российский исследователь М. Крайсветный весьма уверено свидетельствует: «Детальное сходство в образе жизни этих

двух народов позволяет говорить не о каких-то заимствованиях друг от друга, а о практически полном тождестве и единстве происхождения. Конечно, отдельные моменты совпадений можно найти у многих народов, но совпадение столь полное всех основных составляющих, таких как общественно-политическая система, воинственность, развитое мореходство, удальское наездничество, воинские навыки и многое другое, свидетельствует о единых корнях» [14, с. 4]. Он же говорит: «... Совпадение имеет место тут быть до мелочей. Сравнивая образ жизни адыгов и казаков, можно отметить, что они практически идентичны» [14, с. 6].

В 1807 г. в своей книге «Новейшая география Российской империи» исследователь Е. Зяблов-ский в числе прочих славянских народов России перечислял и казаков: «россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы» [26, с. 1]. В учебнике же «Русская история», подготовленном Устряло-вым, издания 1845 г. говорится: «Народ казачий возник от слияния разноплеменных людей, искавших необузданной воли, в состав его вошли: остатки древних половцев, черкесов, переселившихся с Кавказа, русские, беглые поляки, молдаване, татары ... Чудесная смесь племен отразилась в чертах казаков, их языке, в самом образе жизни» [26, с. 2]. Мощным фактором появления казачества как этноса было крушение общинно-полисного устройства Киевской Руси и падения Золотой Орды - как крупнейших форм государ-

Литература:

1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М. : Языки славянской культуры, 2004.

2. Астафьева О.Н. Многообразие моделей этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.

3. Ауский С. Казаки - особое сословие. М. : Ол-ма-Пресс; СПб. : Нева, 2002.

4. Бариев Р. Казаки - коренные жители Юга России. [Электронный сетевой ресурс]. URL: http://passion-don.org/kazak/bariev_1 .html

5. Васильев И. Славяне, казачество и горцы на Северном Кавказе. 01.05.2015 // Народ на земле. URL: http://narodnazemle.info/node/32

6. Великая Н.Н. В поисках прародины гребенцев // Проблемы изучения, сохранения и развития традиционной культуры славянского населения Юга России и пути их решения. Ставрополь, 2001.

7. Возвращение ас(а,з)-саков. Дорогой легендарных предков. Часть VII. Возрождение [Электронный сетевой ресурс]. URL: http://kaz-volnoe.narod.ru/ page232.html

ственного устройства и управления того времени. И.Васильев считает, что в ходе этих процессов «из «большого социума» было «вытолкнуто» определенное количество явных пассионариев, -профессиональных воинов разных поколений, помнивших новгородские вольности, но уже служивших централизующейся Москве, и профессиональных охотников-промысловиков. Именно эти группы с участием некоторого числа представителей других страт и стали участниками «казачьего строительства» [5, с. 2]. Н.В. Гоголь, не будучи профессиональным этнографом, о казачьих этнических судьбах в свое время образно заметил, -«выковывалось из русского народа ударами бед» [28, с. 3].

В последнее время в погоне за «самобытностью» в около-научной литературе стали появляться и вовсе фантасмогорические теории на тему казачьего происхождения и этничности. Например, кумыкский литератор Мурад Аджиев [3] выдвинул версию о казаках как «насильственно русифицированных половцах» [8]. Или имеем упоминания и о т.н. теории «арийского» казачьего происхождения. Сам по себе такой подход не нов, - еще автор первой истории Войска Донского А. Попов заявлял о происхождении донцов от мифических и легендарных амазонок [17, с. 1-2, 12-14]. О теориях происхождения казаков от амазанок достаточно саркастически высказывался представитель «вольноказакий-ства» В. Быкадоров [20, с. 18]. Польский историк Духинский и поэт Падура в свое время создали силой своей фантазии целый новый народ, выведя его вновь под именем «казаков» [20, с. 22].

Literature:

1. Assman Y. Cultural memory: letter, memory about the past and political identity in high ancient cultures. M. : Slavic cultures languages, 2004.

2. Astafieva O.N. Variety of ethnocultural identity models in informative and communicative world // Globalization and modern civilization perspectives. M., 2005.

3. Auskii S. Cossacks - specific social class / M. : Olma-Press; St. Petesburg. : Neva, 2002.

4. Bariev R. Cossacks - autochthonous inhabitants of the South Russia. URL: http://passion-don.org/ kazak/bariev_1 .html

5. Vasiliev I. The Slavs, Cossacks and Highlanders on the North Caucasus. 01.05.2015 // Population on the earth. URL: http://narodnazemle.info/node/32

6. Velikaya N.N. In search of greben Cossacks ancestral homeland // Study problems, protection and development of the Slavic population traditional culture on South Russia and its solution. Stavropol, 2001.

7. Assaks coming back. By steps of legend forefathers. Part VII. Revival [Electronical network source]. URL: http://kaz-volnoe.narod.ru/ page232. html

8. Вокруг света. № 4-6. 1992.

9. Годжи Д. Колонизация и цивилизация: русская модель глазами Дидро // Европейское Просвещение и цивилизация России. М., 2004.

10. Грибовский В.В. Казак Мамай: истоки образа и украинские параллели. URL: http://pohodd.ru/ article_info.php?article_id=723

11. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 2 (т. IV—VI). Ростов н/Д. : Кн. изд., 1989. 560 с.

12. Королев В.Н. Неизвестные страницы истории казачества // Очерки истории Азова. Вып.5. Азов : Азовский краеведческий музей, 2000. 272 с.

13. Кох К. Путешествие по России и в кавказские земли // Адыги, бал кары и карачевцы в известиях европейских авторов XI11—XIX вв. Нальчик, 1974. 635с.

14. Крайсветный М. О роли народов Кавказа в раннем этногенезе донского казачества // Доклад: Первая Абхазская Международная археологическая конференция. Сухум, 2006. 448 с. С. 213—218. URL:http://passion-don.org/ kazak/ kraisv_2.html

15. Лукичев П.Н. Казачество: историко-психоло-гический портрет / П.Н. Лукичев, А.П. Скорик // Возрождение казачества: история и современность: сб. статей к V Всероссийской (Международной) научной конференции. Новочеркасск, 1995.

16. Овчинников Б.Б. Бродники: доказацкая вольница // Казачество в истории России. Краснодар, 1993. С. 7—10.

17. Попов А. История о Донском Войске. Харьков : Тип. Университета, 1814. Ч. I. 170 с.

18. Ригельман А.И. История о донских казаках. Ростов-н/Д. : Кн. изд., 1992. 224 с.

19. Савельев Е.П. Глава IV: Новгородские повольники на Дону. URL: http://passion-don.org/ history-2/chapter-4.html

20. Скорик А.П. Возникновение донского казачества как этноса, изначальные культурные традиции: учебное пособие для студентов по базовому учебному курсу «История России» / Ред. П.Н. Лукичев. Новочеркасск, 1992.

21. Скорик А.П. Казачий Дон: очерки истории / А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджъян. Ростов-н/Д. : Изд. облИУУ, 1995. Ч. I. 192 с.

22. Стариков Ф.М. Откуда взялись казаки: исторический очерк. СПб., 1884.

23. Татищев В.Н. Лексикон российский исторический, географический и политический / Изб. Произведения. Л., 1979. 360 с.

24. Трут В.П. К вопросу об этно-социальном облике казачества в начале века и проблемах его возрождения на современном этапе // Проблемы

8. Around the world. № 4-6. 1992.

9. Godgi D. Colonization and civilization: Russian model by Didro view // European Enlightenment and Russian civilization. M., 2004.

10. Gribovskii V.V. Tpm6obckmm B.B. Cassack Ma-may: Character origin and Ukrainian parallels. URL: http:// pohodd.ru/article_info.php?article_id=723

11. Karamzin N.M. The Russian nation history. Book 2 (p. IV-VI). Rostov-on-Don. : B. pub., 1989. p. 560.

12. Korolev V.N. Nameless chapter of the Cossacks history // Azov feature-stories. Pub. 5. Azov : Azov museum of regional studies, 2000. P. 272.

13. Kokh K. Travels across Russian and Caucasian Lands // The Circassians, kara balls and Karachay in proceeding of European authors XIII-XIX cent. Nalchik, 1974. p. 635.

14. Kraisvetnii M. About Caucasus nation role in the early ethnogenesis of Don Cossacks // Report: First International Abkhazian archeological conference. Sukhumi, 2006. p. 448. P. 213-218. URL: http:// passion-don.org/kazak/kraisv_2.html

15. Lukichev P.N. The Cossacks: historical and psychological profile / P.N. Lukichev, A.P. Skorik // The Cossacks revival: history and modernity: articles gatherings for V Russian National (International) scientific conference. Novocherkassk, 1995.

16. Ovchinnikov B.B. Dragnet: Before Cossacks outlaws // The Cossacks in the Russian history. Krasnodar, 1993. P. 7-10.

17. Popov A. History about Don army. Kharkov : University library. 1814. P. 1. Page 170.

18. Rigelman A.I. History of Don Cossacks. Rostov-on-Don. : B.Pub., 1992. P. 224.

19. Saveliev E.P. IV: Novgorod brigands on Don. URL: http://passion-don.org/history-2/chapter-4.html

20. Skorik A.P. Don Cossacks origin as ethnos, original cultural traditions: students training manual on the base of education course «History of Russia» / P . P .N. Lukichev. Novocherkassk, 1992.

21. Skorik A.P. The Cossacks Don: History features / A.P. Skorik, R.G. Tikidjan. Rostov-on-Don. : Pub. Reg.IUU, 1995. P. 1. 192 p.

22. Starikov F.M. The Cossacks origin: historical sketch. St. Petesburg., 1884.

23. Tatishev V.N. Russian historical, geographical and political lexis / Selected works. L., 1979. 360 p.

24. Trut V.P. The question about ethno-social characteristics of the Cossacks in the early century and problems of its revival in modern times // The Cos-

истории казачества: сб. научных трудов. Волгоград, 1995.

25. Тунмани И.Э. Крымское ханство / Пер. Н.Л. Эрнста. Симферополь, 1991.

26. Федосов П. Казаки: этнос или сословие? // Ставропольская правда. 18.03.2009 [Электронный сетевой ресурс]. URL: http:// www.stapravda.ru/ 20090318/kazaki_etnos_ili_soslovie_36422.html

27. Шамбаров В.Е. Казачество: история вольной Руси. М. : Алгоритм, ЭКСМО, 2007.

28. Являются ли казаки этносом? // Казачья община Волгоградской области. URL: http://www. ko34.ru/ 2011/06/blog-post_28.html

sacks historical problems: scientific articles gatherings. Volgograd, 1995.

25 . Tunmani I.E. The Crimean Khanate / Sketch N.L. Ernest. Simferopol, 1991.

26. Fedosov P. The Cossacks: ethnos or estate? // Journal: Truth of Stavropol. 18.03.2009 [Electronical network source]. URL: http://www.stapravda.ru/ 20090318/kazaki_etnos_ili_soslovie_36422.html

27. Shambarov V.E. The Cossacks: history of liberal Rus. M. : Algorithm, EKSMO, 2007.

28. Are the Cossacks ethnos? // The Cossacks community in the Volgograd region. URL: http://www.ko34.ru/2011/06/blog-post_28.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.