Научная статья на тему 'Проблема этносов народов Сибири: этнический состав населения Сибири'

Проблема этносов народов Сибири: этнический состав населения Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1066
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ИСТОРИЯ / НАРОДЫ / ЭТНОСЫ / ГРУППЫ / ТРАДИЦИИ / РОССИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рашидов Р. А.

Категория этноса и категории нации, народности далеко не идентичны по своему содержанию, они отражают разные аспекты общественной жизни. Если нация понятие социальное, а точнее социально-экономическое, то этнос понятие историческое, развивающееся, проходящее в своем развитии различные стадии. Категория этноса предполагает прежде всего общность культуры как важнейшую отличительную черту. Большую роль играет и этническое самосознание людей, предполагающее, в первую очередь, осознание своей принадлежности именно к данной общности. Как отмечал Л.Н. Гумилев, каждый этнос имеет свой, только ему присущий стереотип поведения, ибо чувство этнической принадлежности формируется в определенных условиях, которые существуют объективно. Среди всех народов нашей страны особое место занимают малочисленные этносы Сибири. На примере этих малочисленных этнических общностей можно наблюдать, как взаимодействуют природные, этнические, экономические, политические и духовные факторы среды, как они влияют на структуру этносов и процессы развития этнической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема этносов народов Сибири: этнический состав населения Сибири»

ПРОБЛЕМА ЭТНОСОВ НАРОДОВ СИБИРИ: ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ

© Рашидов Р.А.*

Академия социально-общественных исследований и технологий, Великобритания, г. Лондон

Категория этноса и категории нации, народности далеко не идентичны по своему содержанию, они отражают разные аспекты общественной жизни. Если нация - понятие социальное, а точнее - социальноэкономическое, то этнос - понятие историческое, развивающееся, проходящее в своем развитии различные стадии. Категория этноса предполагает прежде всего общность культуры как важнейшую отличительную черту. Большую роль играет и этническое самосознание людей, предполагающее, в первую очередь, осознание своей принадлежности именно к данной общности. Как отмечал Л.Н. Гумилев, каждый этнос имеет свой, только ему присущий стереотип поведения, ибо чувство этнической принадлежности формируется в определенных условиях, которые существуют объективно.

Среди всех народов нашей страны особое место занимают малочисленные этносы Сибири. На примере этих малочисленных этнических общностей можно наблюдать, как взаимодействуют природные, этнические, экономические, политические и духовные факторы среды, как они влияют на структуру этносов и процессы развития этнической культуры.

Ключевые слова Сибирь, история, народы, этносы, группы, традиции, Россия, менталитет, развитие, государство, государственность.

В Российской Федерации Сибирский регион является своеобразной естественной моделью, в которой представлены основные составляющие специфики российского общества - экономические, политико-административные, социальные, культурные, этнические.

Это место своеобразного сочетания элементов доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной экономических систем; присваивающего, пастушеского, в том числе оленеводческого, и земледельческого традиционных хозяйственных укладов в их отношении друг с другом и с современной индустрией; многовекового взаимодействия славянских, тюркомонгольских и палеоазиатских народов; контактов христианства, мусульманства, буддизма и шаманизма; сочетания всех форм российского федерального устройства - республик, краев, областей, автономных округов. Сибирь не только представляет собой ресурсную и геополитическую

Аспирант.

16

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

доминанту России, но и олицетворяет ее цивилизационную евразийскую сущность.

По переписи 1897 г. русских в Сибири было около 4.7 млн. чел. (более 80 % всего ее населения). В 1926 г. эта цифра возросла до 9 млн. чел., а за время, истекшее после переписи 1926 г., количество русского населения в Сибири возросло еще больше.

Современное русское население Сибири сложилось из нескольких групп, различных по своему социальному происхождению и по времени своего переселения в Сибирь [10, с. 88].

Русские стали заселять Сибирь с конца XVI в., и уже к концу XVII в. численность русских в Сибири превышала численность ее разноплеменного местного населения. Огромную роль здесь играло пришлое казачье население, - покорители края [1-8].

Первоначально русское население Сибири составляли служилые люди (казаки, стрельцы и др.) и немногочисленные посадские и торговые люди в городах; те же казаки, промышленные люди - охотники и пашенные крестьяне в сельских местностях - в деревнях, заимках и слободах. Пашенные крестьяне и в меньшей степени казаки составили основу русского населения Сибири XVII, XVIII и первой половины XIX в. Главная масса этого старожильческого населения Сибири сосредоточена в районах Тобольска, Верхотурья, Тюмени, в меньшей степени Томска, Енисейска (с Приангарьем) и Красноярска, по Илиму, в верховьях Лены в районах Нерчинска и Иркутска. Более поздний этап проникновения русских в степные области южной Сибири относится к XVIII в. В это время русское население распространяется в степных и лесостепных районах южной Сибири: на Северном Алтае, в Минусинских степях, а также в степях Прибайкалья и Забайкалья [9, с. 8].

После реформы 1861 г. миллионы русских крестьян за сравнительно короткий срок переселились в Сибирь. В это время были заселены русскими некоторые районы Алтая, Северного Казахстана, а также вновь присоединенных Приамурья и Приморья [14, с. 106].

Постройка железной дороги и рост городов в Сибири в конце XIX и начале XX в. привели к быстрому увеличению русского городского населения.

Численно небольшую часть всего населения Сибири составляет ее нерусское местное население, насчитывающее около 800 тыс. человек. Нерусское население Сибири представлено большим количеством разных народностей. Численность отдельных сибирских народностей различна. Наиболее крупные из них - якуты (237 222 чел.), буряты (238 058 чел.), алтайцы (50 848 чел.), хакасы (45 870 чел.), тувинцы (62 000 чел.). Большинство же народов Сибири - это так называемые малые народности Севера. Некоторые из них по своей численности не превышают 1000 чел., другие насчитывают по нескольку тысяч [11, с. 197]. Эта раздробленность и малочислен-

Географические науки

17

ность коренных народностей северной Сибири отражает те исторические и естественно-географические условия, в которых они формировались и существовали до советской власти. Низкий уровень развития производительных сил, суровые климатические условия, огромные труднопроходимые пространства тайги и тундры, а в последние три столетия и колониальная политика царизма препятствовали здесь образованию крупных этнических групп, консервировали на Крайнем Севере архаичные формы хозяйства, социального строя, культуры и быта. Относительно отсталыми являлись и более крупные народы Сибири, хотя не в такой степени, как малые народности Севера [12, с. 298].

Нерусское коренное население Сибири принадлежит по своему языку к различным лингвистическим группам.

Большинство его говорит на тюркских языках. Сюда относятся сибирские татары, алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты и долганы. На языке монгольской группы говорят буряты. Всего на тюркских языках говорит приблизительно 58 %, а на монгольском - 27 % нерусского населения Сибири.

Следующая по численности языковая группа представлена тунгусоманьчжурскими языками. Их принято делить на собственно тунгусские, или северные, и маньчжурские, или южные, языки. К собственно тунгусской группе в Сибири относятся языки эвенков, эвенов, негидальцев; к маньчжурской - языки нанайцев, ульчей, ороков, орочей, удэгейцев. Всего на тунгусоманьчжурских языках говорит только около 6 % нерусского населения Сибири, но территориально эти языки распространены довольно широко, так как население, говорящее на них, живет разбросанно от Енисея до побережья Охотского моря и Берингова пролива. Тюркские, монгольские и тунгусо-маньчжурские языки обычно объединяют в так называемую алтайскую семью языков. У этих языков существует не только сходство в их морфологическом строе (все они агглютинативного типа), но и большие лексические соответствия и общие фонетические закономерности. Тюркские языки близки к монгольским, а монгольские в свою очередь - к тунгусо-маньчжурским [13, с. 96].

Народы северо-западной Сибири говорят на самодийских и угорских языках. Угорскими языками являются языки хантов и манси (около 3.1 % всего нерусского населения Сибири), а самодийскими языками - языки ненцев, нганасанов, энцев и селькупов (всего около 2.6 % нерусского населения Сибири). Угорские языки, к числу которых, кроме языков хантов и манси, относится также язык венгров в Центральной Европе, входят в угро-финскую группу языков. Угро-финские и самодийские языки, обнаруживающие известную близость между собой, объединяются лингвистами в уральскую группу языков. В старых классификациях алтайские и уральские языки со-

18

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

единяли обычно в одну урало-алтайскую общность. Хотя морфологически уральские и алтайские языки сходны между собой (агглютинативный строй), такое объединение спорно и не разделяется большинством современных лингвистов [10, с. 88].

Языки ряда народов северо-восточной Сибири и Дальнего Востока не могут быть включены в указанные выше большие языковые общности, так как имеют резко отличную структуру, своеобразные черты в фонетике и многие другие особенности. Таковы языки чукчей, коряков, ительменов, юкагиров, нивхов. Если первые три обнаруживают между собой значительную близость, то языки юкагирский и, особенно, нивхский, ничего общего с ними и между собой не имеют.

Территория южной Сибири была заселена человеком уже в эпоху верхнего палеолита. В дальнейшем эта территория являлась областью древней, сравнительно высокой культуры, входила в состав различных государственно-политических временных объединений тюрков и монголов.

Развитие же народов северных районов протекало по-иному. Суровые климатические условия, трудно проходимые пространства тайги и тундры, малопригодные для развития здесь скотоводства и земледелия, отдаленность от культурных областей южных районов - все это задерживало развитие производительных сил, способствовало разобщенности отдельных народностей Севера и консервации у них архаических форм культуры и быта. В то время как в южную область Сибири входят сравнительно крупные народы (буряты, хакасы, алтайцы, западносибирские татары), по языку и культуре тесно связанные с монгольскими и тюркскими народами других областей, северная область заселена рядом малых по численности народов, язык и культура которых занимают в значительной степени обособленное положение [13, с. 97].

Однако было бы неправильно рассматривать население Севера в полном отрыве от южных культурных центров. Археологические материалы, начиная от самых древних, свидетельствуют о постоянных хозяйственнокультурных связях населения северных территорий с населением южных областей Сибири, а через них - с древними цивилизациями Востока и Запада. Драгоценные меха Севера уже очень рано начинают поступать на рынки не только Китая, но и Индии и Средней Азии. Последние, в свою очередь, оказывают влияние на развитие Сибири. Народы Севера не остаются в стороне и от влияния мировых религий. Следует особо учитывать те культурные связи, которые, начиная, по-видимому, уже с неолита, устанавливаются между населением западной Сибири и восточной Европы.

Кроме того, ряд историков и исследователей делает важные выводы о связях некоторых пришлых этносов (казаков) со своими южными соплеменниками и сородичами в области экономических, культурных, социально-

Географические науки

19

общественных связей и вопросах формирования собственной государственности [1-8].

Исторические события в южных районах Сибири - движение гуннов, образование тюркского каганата, походы Чингис-хана и др. не могли не отразиться на этнографической карте Крайнего Севера, и многие, пока еще недостаточно изученные, этнические перемещения народов Севера в различные эпохи представляют собой часто отраженные волны тех исторических бурь, которые разыгрывались далеко на юге [10, с. 88].

Список литературы:

1. Ерохин И.Ю. Гетманщина: особое казачье государство // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 4. -С. 119-123.

2. Ерохин И.Ю. Казачьи республики периода Гражданской войны на Алтае и Дальнем Востоке // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 8 (26). -С. 23-26.

3. Ерохин И.Ю. К вопросам формирования государственной структуры казачества // История и археология. - 2014. - № 7 (15). - С. 8-14.

4. Ерохин И.Ю. К вопросу формирования государственного мировоззрения казачества // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2013. -№ 4. - С. 34.

5. Ерохин И.Ю. Концепция государственности донского казачества // Проблемы современной науки и образования. - 2013. - № 3 (17). -С. 42-48.

6. Ерохин И.Ю. Кубань, Терек и другие казачьи территории: их сила в разнообразии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 9. - С. 141-146.

7. Ерохин И.Ю. Полиэтничность и многоконфессиональный характер казачества // Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 12 (33). -С. 37-41.

8. Ерохин И.Ю. Этно-социальные традиции и ценности казачества // Культура и цивилизация. - 2013. - № 3-4. - С. 59-80.

9. Илюшина Т.В. Из истории освоения сибирских земель // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2011. - № 3. -С. 3-13.

10. Менделев Н.Г. Малочисленные этносы Дальнего Востока России: от патернализма к субсидиарности // Вестник Дальневосточного отделения РАН. - 2007. - № 3. - С. 87-92.

11. Нечипоренко О.В. Трансформация традиционного образа жизни автохтонных этносов Сибири // Россия и современный мир. - 2010. - № 4. -С. 191-203.

20

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

12. Садовникова А.А. Вопросы расселения этносов на Северо-Востоке Сибири в контексте государственной политики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 1. - С. 295-300.

13. Холодилова К.А. Традиционный образ жизни коренных малочисленных народов севера Западной Сибири как основа сохранения этноса // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 3. -С. 91-98.

14. Шиловский М.В. Этносоциальные процессы в Сибири: реформы в контексте формирования Российской идентичности XVII-XX веков // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9, № 1. - С. 104-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.