Научная статья на тему 'Обзор современных публикаций, посвященных исследованию этнического состава казачьих войск'

Обзор современных публикаций, посвященных исследованию этнического состава казачьих войск Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / КАЗАКИ / КАЗАЧЬИ ВОЙСКА / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / ЭТНОС / АККУЛЬТУРАЦИЯ / THE COSSACS / THE COSSAC / COSSAC TROOPS / ETHNIC ORIGIN / SOCIAL COHESION / ETHNOS / ACCULTURATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Годовова Е. В., Васильев И. Ю.

Представлен обзор современных публикаций, посвященных изучению этнического состава Донского, Кубанского, Терского, Оренбургского, Уральского, Сибирского, дальневосточных казачьих войск. Этноконфессиональным ядром казачества выступало православное восточнославянское население, но в него также входили представители тюрко-монгольских и кавказских народов, исповедовавших ислам и буддизм. В обзорном исследовании приводятся сведения российских, украинских и казахских ученых об основных этнических группах, которые составляли население казачьих войск к концу ХIХ в., когда по своему правовому статусу казачество представляло собой военно-служилое сословие. Показана специфика структурирования своей идентичности, характерная для казаков-неславян разных войск, организационная основа этой идентичности. Также дано описание взаимодействия этноязыкового и конфессионального факторов в формировании различных идентичностей внутри казачьих войск. Анализ исследований в этой проблемной области показал, что научные изыскания в большей степени направлены на изучение этнического состава войск на этапе их формирования и развития. Авторы научного обзора приходят к выводу, что исследователям, во-первых, необходимо обратить внимание на установление причин вступления представителей различных этносов в ряды казачества, коллективность либо индивидуальность принятия казачьего статуса. Во-вторых, проанализировать, являлись ли группы иноэтничных казаков структурными единицами локальной социальной организации восточных славян либо не зависели от нее. В-третьих, насколько организация общества разных групп казаков была унифицирована либо имела различия. Это особенно важно в условиях абсолютного количественного и организационного преобладания восточнославянского казачества в указанное время. В-четвертых, как проходила аккультурация в казачьих войсках и какие социальные институты и группы реализовывали этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF MODERN PUBLICATIONS ON THE ETHNIC COMPOSITION OF THE COSSACK ARMIES

A review of modern publications devoted to the study of the ethnic composition of the Don, Kuban, Tersky, Orenburg, Ural, Siberian, Far Eastern Cossack troops is presented. The ethnic and confessional core of the Cossacks was the Orthodox East Slavic population, but it also included representatives of the Turkic-Mongolian and Caucasian peoples who profess Islam and Buddhism. The article provides information provided by Russian, Ukrainian and Kazakh scientists about the main ethnic groups that made up the population of Cossack troops by the end of the 19th century, when in terms of their legal status the Cossacks represented a military service class. The specificity of structuring their identity, characteristic of non-Slavic Cossacks of different troops, the organizational basis of this identity is shown. A description is also given of the interaction of ethno-linguistic and confessional factors in the formation of various identities within the Cossack troops. An analysis of research in this problem area showed that scientific research is more focused on studying the ethnic composition of troops at the stage of their formation and development. The authors of the scientific review conclude that, first of all, researchers need to pay attention to establishing the reasons for the entry of representatives of various ethnic groups into the ranks of the Cossacks, collectivity or individuality in accepting the Cossack status. Secondly, to analyze whether the groups of foreign ethnic Cossacks were the structural units of the local social organization of the Eastern Slavs, or did not depend on it. Thirdly, to what extent the organization of society of different groups of Cossacks was unified or had differences. This is especially important in conditions of absolute quantitative and organizational predominance of the East Slavic Cossacks at the indicated time. Fourth, how did acculturation in the Cossack troops take place and what social institutions and groups implemented this process.

Текст научной работы на тему «Обзор современных публикаций, посвященных исследованию этнического состава казачьих войск»

БО1: 10.18287/2542-0445-2019-25-3-7-15 Дата поступления статьи: 5/УШ/2019

УДК 94 (97). Дата принятия статьи: 25/УШ/2019

--ИСТОРИЯ -

Е.В. Годовова, И.Ю. Васильев*

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОГО СОСТАВА КАЗАЧЬИХ ВОЙСК

© Годовова Елена Викторовна — доктор исторических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 460000, Российская Федерация, г. Оренбург, Курача, 26. E-mail: godovova@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5798-3413

© Васильев Игорь Юрьевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Научно-Исследовательский центр традиционной культуры ГБНТУК КК «Кубанский Казачий хор», 350063, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Красная, 5.

E-mail: ivasee@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6218-5077

АННОТАЦИЯ

Представлен обзор современных публикаций, посвященных изучению этнического состава Донского, Кубанского, Терского, Оренбургского, Уральского, Сибирского, дальневосточных казачьих войск. Этноконфессиональным ядром казачества выступало православное восточнославянское население, но в него также входили представители тюрко-монгольских и кавказских народов, исповедовавших ислам и буддизм. В обзорном исследовании приводятся сведения российских, украинских и казахских ученых об основных этнических группах, которые составляли население казачьих войск к концу XIX в., когда по своему правовому статусу казачество представляло собой военно-служилое сословие. Показана специфика структурирования своей идентичности, характерная для казаков-неславян разных войск, организационная основа этой идентичности. Также дано описание взаимодействия этноязыкового и конфессионального факторов в формировании различных идентичностей внутри казачьих войск. Анализ исследований в этой проблемной области показал, что научные изыскания в большей степени направлены на изучение этнического состава войск на этапе их формирования и развития. Авторы научного обзора приходят к выводу, что исследователям, во-первых, необходимо обратить внимание на установление причин вступления представителей различных этносов в ряды казачества, коллективность либо индивидуальность принятия казачьего статуса. Во-вторых, проанализировать, являлись ли группы иноэтничных казаков структурными единицами локальной социальной организации восточных славян либо не зависели от нее. В-третьих, насколько организация общества разных групп казаков была унифицирована либо имела различия. Это особенно важно в условиях абсолютного количественного и организационного преобладания восточнославянского казачества в указанное время. В-четвертых, как проходила аккультурация в казачьих войсках и какие социальные институты и группы реализовывали этот процесс.

Ключевые слова: казачество, казаки, казачьи войска, этническое происхождение, социальное единство, этнос, аккультурация.

Благодарности. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01008), реализуемого в Оренбургском государственном педагогическом университете.

Цитирование. Годовова Е.В., Васильев И.Ю. Обзор современных публикаций, посвященных исследованию этнического состава казачьих войск // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 3. С. 7-15. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-3-7-15.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)

DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-3-7-15 ^^^ J/VIII/2019

1 Accepted: 25/VIII/2019

UDC 94 (97).

E.V. Godovova, I.Yu. Vasiliev

REVIEW OF MODERN PUBLICATIONS ON THE ETHNIC COMPOSITION OF THE COSSACK ARMIES

© Godovova Elena Viktorovna — Doctor of Historical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Humanitarian, Social and Economic, Mathematical and Natural Sciences, Orenburg branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 26, Kuracha Street, Orenburg, 460000, Russian Federation.

E-mail: godovova@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5798-3413

© Vasiliev Igor Yuryevich — Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, Scientific Research Center for Traditional Culture «Kuban Cossack Choir», 5, Krasnaya Street, Krasnodar, 350063, Russian Federation. E-mail: ivasee@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6218-5077

ABSTRACT

A review of modern publications devoted to the study of the ethnic composition of the Don, Kuban, Tersky, Orenburg, Ural, Siberian, Far Eastern Cossack troops is presented. The ethnic and confessional core of the Cossacks was the Orthodox East Slavic population, but it also included representatives of the Turkic-Mongolian and Caucasian peoples who profess Islam and Buddhism. The article provides information provided by Russian, Ukrainian and Kazakh scientists about the main ethnic groups that made up the population of Cossack troops by the end of the 19th century, when in terms of their legal status the Cossacks represented a military service class. The specificity of structuring their identity, characteristic of non-Slavic Cossacks of different troops, the organizational basis of this identity is shown. A description is also given of the interaction of ethno-linguistic and confessional factors in the formation of various identities within the Cossack troops. An analysis of research in this problem area showed that scientific research is more focused on studying the ethnic composition of troops at the stage of their formation and development. The authors of the scientific review conclude that, first of all, researchers need to pay attention to establishing the reasons for the entry of representatives of various ethnic groups into the ranks of the Cossacks, collectivity or individuality in accepting the Cossack status. Secondly, to analyze whether the groups of foreign ethnic Cossacks were the structural units of the local social organization of the Eastern Slavs, or did not depend on it. Thirdly, to what extent the organization of society of different groups of Cossacks was unified or had differences. This is especially important in conditions of absolute quantitative and organizational predominance of the East Slavic Cossacks at the indicated time. Fourth, how did acculturation in the Cossack troops take place and what social institutions and groups implemented this process.

Key words: the Cossacs, the Cossac, Cossac troops, ethnic origin, social cohesion, ethnos, acculturation.

Acknowledgements. The study was funded by a grant from the Russian Science Foundation (project № 17-18-01008), implemented at the Orenburg State Pedagogical University.

Citation. Godovova E.V., Vasiliev I.Yu. Obzor sovremennykh publikatsii, posvyashchennykh issledovaniyu etnicheskogo sostava kazach 'ikh voisk [Review of modern publications on the ethnic composition of the Cossack armies]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2019, Vol. 25, no. 3, pp. 7-15. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-3-7-15 [in Russian].

Введение

Казачество — уникальное явление в российской и мировой истории, представляющее собой мощную социальную систему, формировавшуюся в течение нескольких веков и вобравшую в себя многообразные этнические, социально-экономические, культурно-исторические, политические элементы [Николаенко 2008]. Этноконфессиональным ядром выступало православное восточнославянское население, но в казачество также входили представители тюрко-монгольских и кавказских народов, исповедовавших ислам и буддизм. В казачьи войска входили и представители европейских народов, исповедующие как православие, так и другие тече-

ния христианства. По переписи 1897 г. распределение казачьего населения по всем войскам выглядело следующим образом: 95,8 % использовало в быту восточнославянские диалекты, 2,1 % говорило на монголо-бурятском, 1,5 % — на татарском, 0,1 % — на белорусском, 0,5 % — на других языках [Футорянский 1999, с. 54]. Конечно, данные по родному языку не характеризуют полностью национальный состав казачества, т. к. представители различных национальностей говорили на русском языке и считали его своим родным, но при этом могли сохранять черты, свойственные своей этнической группе, проявляющиеся в их повседневной жизни. Согласимся с ответственными редакторами

коллективной монографии «Казачество в тюркском и славянском мирах» В.В. Грибовским и

B.В. Трепавловым, что полиэтничность казачества XV-XIX вв., участие в его формировании различных этносов, приверженцев разных религиозных воззрений, носителей разных языков и культур как особенностей развития и существования этих социальный образований изучены недостаточно [Казачество 2018, с. 6]. В рамках настоящей статьи хотелось бы дать обзор современных публикаций, авторы которых исследуют этнический состав казачьих войск во второй половине XIX - начале XX в.

Изучение различных этнических групп внутри казачества современными исследователями: общие сведения

Одним из направлений изысканий современных исследователей является изучение этнического состава казачьих войск. Л.И. Футорянский в своей монографии «Казачество России на рубеже веков» приводит сведения о численности, национальном и религиозном составе казачества в 18971917 гг. Отмечая неизученность советскими историками и демографами этого важного аспекта социально-экономического развития казачества, автор ставит перед собой задачу проанализировать имеющиеся сведения в целом по всем казачьим войскам. На основе анализа национального и религиозного состава казачества делает вывод о сложившейся казачьей исторической общности [Футорянский 1999]. Ряд работ Г.О. Мациевского содержат сведения об этноконфессиональном составе казачества [Мациевский 2011а; Мациевский 2011б; Мациевский 2013]. Исследователь считает, государственная власть осознанно «смешивала» в казачьих войсках национальности и вероисповедания для создания особой сословной служилой группы, способной решать политические, дипломатические, хозяйственно-экономические и иные задачи, возникающие перед государством на различных этапах его эволюции [Мациевский 2013, с. 102]. По мнению казахстанского этнографа

C.К. Сагнаевой, этнокультурный облик казачества характеризовался доминированием восточнославянских народов в составе большинства казачьих войск; участием «нерусских» народов в формировании казачества; длительными культурно-хозяйственными контактами с народами Кавказа, Сибири, Средней Азии, Поволжья, Дальнего Востока и др. Вместе с тем конкретные исторические, географические и этнические условия способствовали формированию этнокультурного своеобразия населения отдельных казачьих войск, и, следовательно, их нельзя считать идентичными в культурном отношении [Сагнаева 2015, с. 31-32]. Специфику этнического состава казачьих войск отмечает А.М. Дубовиков. Он пишет, что казаки из татар и башкир присутствовали в основном в составе казачьих войск Южного Урала и Западной Сибири. Казаки из числа коренных сибирских народов (бурят и тунгусов) состояли в казачьих войсках Восточной Сибири и Дальнего Востока. В войсках Юга России присутствовали казаки из числа северокавказских народов - осетин, черкесов, калмыков и других [Дубовиков 2018 б].

Исследования, посвященные этнически разнородным группам в составе казачьих войск

С.В. Черницын, рассматривая этническую историю донского казачества на рубеже XIX — начала XX вв., выделяет в его составе три группы: русскую или восточнославянскую, т. е. собственно донских казаков; донских калмыков — казаков-ламаистов и донских татар — казаков-мусульман. При этом он подчеркивает, что необходимо разделять понятия «донское казачество» и «донские казаки», а именно — первое обозначает социальную общность, а второе — ее базовый, системообразующий компонент. При этом каждая из названных групп, по мнению автора, имеет свою этническую историю [Чериницын 2018]. По мнению А.В. Ярового, полиэтничность ранних казачьих городков, сохранивших состязательные отношения между собой, вплоть до начала XX в. способствовала демократизации казачьих общин на Дону [Яровой 2011, с. 158]. Участие представителей разных этносов и этнических групп в формировании донского казачества нашло отражение в культуре донских казаков, вобравшей в себя славянские, тюркские и кавказские традиции [Рыблова 2013]. Р.Г. Тикиджьян пишет, что уже к середине XIX века невозможно стало разделять этнические и сословные признаки в обновленной казачьей субкультуре, представлявшей «две стороны одной медали», состоящей из единого «этносословного» сплава [Тикиджьян 2018].

В работах Н.И. Бондаря показано, как две основные этнические группы — великороссы и малороссы, неодинаковые, но единые, образовали основу Кубанского казачьего войска [Бондарь 1995, с. 8]. Анализу этнического состава Кубанского казачьего войска посвящен ряд работ известного кубанского историка Б.Е. Фролова [Фролов 2002]. Казаковед О.В. Матвеев указывает, что объединение Черноморского и части Кавказского линейного казачьих войск, создание Кубанской области и этническое смешение в Закубанье были связаны со стремлением унифицировать и упростить механизм управления осваиваемыми окраинами [Матвеев 2014, с. 216].

Исследователь кубанского казачества И.Ю. Васильев также отмечает, что российская государственность для увеличения военных сил и обеспечения геополитического контроля активно занималась конструированием сообществ, иногда полиэтнич-ных, организованных по территориальному признаку. Образованные так казачьи войска обладали максимальной хозяйственной автономией и оттого обходились дешевле и поэтому считались наиболее предпочтительными на малоосвоенных территориях с высоким уровнем военной опасности. Создать предпосылки для хозяйственной автономии, наладить предпосылки для взаимодействия представителей разных этносов помогали традиции социума — убежища и общины без первобытности, навыки организации частных сообществ. При этом единые жизнеспособные казачьи войска формировались там, где численно преобладали восточные славяне [Васильев 2007]. Следует отметить, что, по данным Первой всеобщей переписи населения 1897 г., помимо восточных славян, в со-

став Кубанского казачьего войска входили: белорусы, поляки, чехи, молдаване, немцы, греки, осетины, армяне, цыгане, евреи, грузины, лезгины, черкесы, мордва, татары, карачаевцы, ногайцы, турки, эстонцы (Всеобщая... 1905, с. 238). При этом для кубанского казачества в целом было более характерно добровольное принятие представителями разных этносов русской идентичности вместе с казачьим статусом. Тогда как в состав Терского казачество входили казаки-осетины [Калоев 1995]. Они жили преимущественно в Черноярской и Новоосетинской станицах, были этнически разнородны и говорили на осетинском языке, относящемся к иранской группе индоевропейской семьи [Голов-лев 2017]. Большинство осетин, восприняв казачий статус, переходили из ислама в православие, сохраняя при этом этническое самосознание. Сохранили свою идентичность и входящие в состав Терского казачьего войска малороссы. Так, жители станицы Прохладной в конце XIX в. сохраняли свой язык и традиционную культуру [Тха-мокова 2011]. Н.Н. Великая, также отмечая поли-этноконфессиональность Терского казачьего войска, в состав которого входили великороссы (старообрядцы), малороссы (православные), черкесы и другие национальности, пишет, что формирование терского казачества как единой субэтнической общности к концу дореволюционного периода не было завершено [Великая 2014]. Солидарна с ней С.А Голованова, отмечающая, что к 60-м гг. XIX в. завершился процесс консолидации региональных казачьих групп степного Предкавказья и были созданы все необходимые условия для их дальнейшей этнической интеграции с учетом усилившегося процесса русификации. Однако этот процесс так и не был завершен [Голованова 2014].

Влияние «нерусских» народов на этнокультурные процессы в Уральском казачьем войске прослеживает С.К. Сагнаева. Она отмечает, что самой представительной группой из тюркоязычный народов, входящих в состав уральских казаков, были татары, но ограниченность сведений не позволяет провести глубокого исследования [Сагнаева 2015, с. 26]. Привлечение разнообразных опубликованных и неопубликованных исторических источников позволили решить эту проблему А.М. Дубови-кову, и он проанализировал тюркский элемент в истории Уральского казачьего войска. Исследователь пишет, что противостояний и конфликтов на этноконфессиональной почве между казаками не случалось. Татары и калмыки стремились охранять свою веру и традиции, часто проживали в отдельных селениях или в отдельных частях одного селения, старались избегать смешанных браков, но между представителями разных этнических общин поддерживались уважительные отношения, а принадлежность к воинскому сословию и совместное несение службы их сплачивало [Дубовиков 2018а]. А.М. Дубовиков приводит сведения и о влиянии тюркского элемента на повседневную жизнь уральских казаков.

Одним из первых этноконфессиональный состав Оренбургского казачьего войска рассмотрел оренбургский казаковед В.Г. Семенов, назвав вой-

ско феноменом многонационального военно-государственного образования [Семенов 2001; Семенов 2002]. Рассмотрению положения этнических групп в составе Оренбургского казачьего войска посвящены исследования уфимского историка А.И. Кортунова. В своих монографиях он рассматривает сложные процессы формирования этнических групп оренбургского казачества: службы башкир, татар, калмыков и других национальных групп оренбургского войска [Кортунов 2009 б; Корту-нов, Фокин 2012], складывание башкирской группы казаков в Уральском регионе, описывает ареал расселения казаков-мусульман на войсковой территории [Кортунов 2009 а]. Изучением этнической группы татар в составе оренбургского казачества занимается казанский исследователь Р.Р. Аминов [Аминов 2017]. Он проанализировал расселение, динамику численности, социально-экономическую деятельность оренбургских татар-казаков. На основе архивных данных Р.Р. Аминовым были выявлены новые поселения татар-казаков, составлены списки погибших и награжденных орденами и медалями Российского государства за участие в военных кампаниях второй половины XIX — начала XX в. татар-казаков. Автор подчеркивает, что татары-казаки сохраняли свою этноконфессиональ-ную идентичность. Так, в поселениях татар-мусульман строились мечети, отмечались национальные и конфессиональные праздники; семей-но-брачные отношения, нравственное воспитание, религиозный уклад, обучение подрастающего поколения регламентировались исламской традицией, что способствовало их этноконфессиональной консолидации. Характеристике этнической группы татар-казаков в составе Оренбургского казачьего войска посвящена и одна из глав коллективной монографии «Казачество в тюркских и казачьих мирах» [Аминов 2018]. При изучении татар-казаков в составе оренбургского казачества отдельному рассмотрению подвергается группа нагайбаков, т. е. крещеных татар-казаков [Аминов 2015 а; Аминов 2015 б]. Исследование повседневности татар и нагайбаков Оренбургского казачьего войска позволили Е.В. Годововой и С.В. Любичанковскому прийти к выводу, что у казаков этих групп проявлялись объективные основания этноидентичности, подчеркивающие их самобытность [Годовова, Лю-бичанковский 2018]. Оренбургский историк С.В. Джунджузов, исследуя имперскую политику в отношении калмыков Среднего Поволжья и Южного Урала, затрагивает вопрос сохранения их этнической идентичности в составе оренбургского казачества [Джунджузов 2014], У.Б. Очиров — в составе Астраханского казачьего войска [Очиров 2002; Очиров 2006].

Большое значение в формировании структуры Сибирского казачьего войска, его общинного менталитета и идеологических концепций играли представители татарской национальной диаспоры и татарской элиты. Как отмечает И.Ю. Ерохин, казачьи команды из татар в структуре войска на всем протяжении своего существования сохраняли свою специфику и особенности, они оставались «магометанскими», не переходя в православие [Ерохин 2014].

Омский исследователь С.М. Андреев, говоря об источниках формировании Сибирского линейного казачества, пишет о различных этнических и конфессиональных группах в его составе [Андреев 2007]. Анализ этнического состава Сибирского казачьего войска проводят казахстанские исследователи Х.А. Аубакирова и К.В. Джумагалиева. Они отмечают, что к концу XIX века сибирские казаки включали в себя 8 этнических групп. Особой группой сибирского казачества были представители офицерского корпуса и чиновничьей корпорации. Их национальный состав, за исключением присутствия немецкой этнической группы, был достаточно однороден, в основном в нем присутствовали русские, или, как тогда писалось «великороссы» [Аубакирова, Джумагалиева 2016]. Сочетание этнических, социальных, конфессиональных характеристик с разнообразием природно-географичес-ких условий их проживания и, соответственно, вариативностью традиционно-бытовой культуры, по мнению М.А. Жигуновой — одна из основных проблем, стоящих перед исследователями специфики сибирского казачества [Жигунова 2016].

В формировании дальневосточных казачьих войск (Забайкальского, Амурского, Уссурийского) участвовали представители разных сословий, национальностей и вероисповеданий [Ермак, Кабанов 2009]. Помимо переселенных на Дальний Восток для службы донских, оренбургских, кубанских, терских, уральских казаков, в состав образуемых войск вошли представители местного населения. Казаки Забайкальского казачьего войска использовали восточнославянские говоры, диалекты бурятского и эвенкского языков. Напротив, концу XIX века Амурское и Уссурийское казачьи войска были одними из самых однородных в этническом плане. По переписи 1897 г. русский в качестве родного языка определило 99,71 % амурских казаков, и 99,8 % уссурийских казаков считали великорусский язык родным [Мациевский 2011 б, с. 189—191].

Заключение

Современные исследования в области изучения казачества, несомненно, затрагивают вопрос формирования в его рамках сообществ различной этнической принадлежности. При этом научные изыскания в этой проблемной области чаще направлены на изучение этнического состава войск на этапе их формирования и развития. В этой связи особенно важно раскрывать причины вступления представителей различных этносов в ряды казачества, коллективность либо индивидуальность принятия казачьего статуса. Лишь некоторые исследователи анализируют, как специфика входящих в казачество неславянских этноконфессиональ-ных групп проявляла себя уже после длительного пребывания в составе казачьих социумов. Кроме того, еще недостаточно раскрыты вопросы, как шел процесс аккультурации в казачьих войсках; какие социальные институты и группы реализовывали этот процесс. Необходимо обратить особое внимание и на то, являлись группы иноэтничных казаков структурными единицами локальной социаль-

ной организации восточных славян либо не зависели от нее. А также насколько организация общества разных групп казаков была унифицирована либо имела различия. Это особенно важно в условиях абсолютного количественного и организационного преобладания восточнославянского казачества в указанное время. Исследовать эти проблемы еще предстоит российским и зарубежным уче-ным-казаковедам.

Библиографический список

Аминов 2015 а — Аминов P.P. К вопросу о численности нагайбаков в конце XVIII — начале XIX вв. // Кряшенское историческое обозрение. 2015. № 1. С. 57— 63. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25720111.

Аминов 2015 б — Аминов P.P. Нагайбаки в станичной структуре Оренбургского казачьего войска в конце XIX — начале XX в. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3. С. 120— 123. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nagaybaki-v-stanichnoy-strukture-orenburgskogo-kazachiego-voyska-v-kontse-xix-nachale-xx-vv.

Аминов 2017 — Аминов P.P. Татары казаки в составе Оренбургского казачьего войска (1748 — 1917 гг.): монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 348 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=30003294.

Аминов 2018 — Аминов P.P., Годовова Е.В., Загидуллин И. К., Халиков Н.А. Татары казаки в составе Оренбургского казачьего войска // Казачество в тюркском и славянском мирах: коллективная монография / отв. ред. В.В. Грибовский, В.В. Трепавлов. Казань, 2018. С. 309-326. URL: http://archtat.ru/editions/ kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il.

Андреев 2007 — Андреев С.М. Источники формирования Сибирского линейного казачества в дореформенный период // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 310. № 3. С. 161—165. URL: https:/ / elibrary. ru/ item. asp?id=9497464.

Аубакирова, Джумагалиева 2016 — Аубакирова Х.А., Джумагалиева К.В. Этнический состав Сибирского казачества в XIX — начале XX веков // Вестник АНУ им. Абая. 2016. № 1. С. 219—223. URL: https:// articlekz.com/article/18263.

Бондарь 1995 — Бондарь НИ. Кубанское казачество (этносоциальный аспект) // Кубанское казачество: история, этнография, фольклор. М., 1995. С. 5—15. URL: https://moodle.kubsu.ru/mod/resource/view.php?id=1476.

Васильев 2007 — Васильев И.Ю. Государство и общество в системе ценностей Кубанского казачества // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск «Актуальные проблемы исторический исследований». 2007. С. 15—18.

Великая 2014 — Великая Н.Н. Терское казачье войско во второй половине XIX — начале XX вв. // Очерки истории и культуры казачества Юга России: коллективная монография / под ред. Г.Г. Матишова, И.О. Тюменцева. Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАЖиГС, 2014. С. 231—242. URL: https: //elibrary. ru/item. asp?id=25755921.

Всеобщая... 1905 — Всеобщая перепись населения Pоссийской Империи 1897 г. Общий свод по Империи

результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1891 года. СПб., 1905. 417 с. URL: https://www.prlib.ru/item/433585.

Годовова, Любичанковский 2018 — Годовова Е.В., Любичанковский С. В. Проявление объективных оснований этноидентичности в повседневном жизненном укладе тюркского населения Оренбургского казачьего войска (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 86—90. DOI: 10.17223/15617793/432/10.

Голованова 2014 — Голованова С.А. Государственная политика России по регулированию численности казаков Терека и Кубани в XVIII—XIX вв.: этнодемографический аспект: монография. Армавир: РИО АГПА, 2014. 124 с. URL: https://roskav.ru/wp-content/uploads/2018/01/2014-Golovanova-SA.Gosudarstvennaya-politika-Rossii.pdf.

Головлев 2017 — Головлев А.А. Этноконфессиональный состав Терского казачьего войска (вторая половина 19-го — начало 20-го в.) // Региональное развитие. 2017. № 3 (21). URL: https://regrazvitie.ru/etno-konfessionalnyj-sostav-terskogo-kazachego-vojska-vtoraya-polovina-19-go-nachalo-20-go-v.

Джунджузов 2014 — Джунджузов С.В. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале: имперские механизмы аккультурации и проблема сохранения этнической идентичности (середина 30-х годов XVIII — первая четверть XX века): монография / науч. ред. С.В. Любичанковский. Оренбург: Издательский дом ОГАУ, 2014. 434 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22694505.

Дубовиков 2018 а — Дубовиков А.М. Тюркский элемент в истории Уральского (Яицкого) казачьего войска // Казачество в тюркском и славянском мирах: коллективная монография / отв. ред. В.В. Грибовский,

B.В. Трепавлов. Казань, 2018. С. 298-297. URL: http:// archtat.ru/editions/kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il.

Дубовиков 2018 б — Дубовиков А.М. Этноконфессиональный состав российского казачества // Казачество в тюркском и славянском мирах: коллективная монография / отв. ред. В.В. Грибовский, В.В. Трепавлов. Казань, 2018.

C. 391—411. URL: http://archtat.ru/editions/kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il.

Ермак, Кабанов 2009 — Ермак Г.Г., Кабанов Н.А. Уссурийское казачество: проблемы этносоциального статуса и государственной службы // Казачество Дальнего Востока России в XVII — XXI вв.: к 120-летию Уссурийского казачьего войска: сб. науч. ст. Вып. 2. Хабаровск, 2009. С. 14—29. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22604830.

Ерохин 2014 — Ерохин И.Ю. Общая история — разное казачество // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 10. С. 32—49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21237892.

Жигунова 2016 — Жигунова М.А. Сибирское казачество: традиционная культура и современные стереотипы // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2016. № 4 (12). С. 87—98. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27672341.

Казачество... 2018 — Казачество в тюркском и славянском мирах: коллективная монография / отв. ред. В.В. Грибовский, В.В. Трепавлов. Казань: Институт

археологии им. А.Х. Халикова АН РТ, 2018. 804 е., 48 е.: ил. URL: http://archtat.ru/editions/kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il.

Калоев 1995 — Калоев Б.А. Моздокекие оеетины. Иеторико-этнографичеекое иееледование. М.: Наука, 1995. 245 е. URL: https://www.rulit.me/author/kaloev-boris-aleksandrovich/osetiny-istoriko-etnograficheskoe-issledovanie-get-259970.html.

Кортунов 2009 а — Кортунов А. И. Башкиры в еоетаве казачьих войек Урала (XVIII — XIX вв.): монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 186 е.: ил.

Кортунов 2009 б — Кортунов А. И. Народы Урала на елужбе в Оренбургеком казачьем войеке (XVIII—

XIX вв.): монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. 110 е.: ил. URL: https: //elibrary.ru/item. asp?id=19721348.

Кортунов, Фокин 2012 — Кортунов А.И., Фокин А.А. Казаки-муеульмане на елужбе в казачьих войеках Урала (XVI-XIX вв.): монография. Уфа, 2012. 113 е. URL: https://docplayer.ru/32386372-Kazaki-musulmane-na-sluzhbe-v-kazachih-voyskah-urala-xvi-xix-vv.html.

Матвеев 2014 — Матвеев О.В. Кубанекое казачье войеко (1860 г. — начало XX етолетия) // Очерки иетории и культуры казачеетва Юга Роееии: коллективная монография / под ред. Г.Г. Матишова, И.О. Тюменцева. Волгоград: Изд-во Волгоградекого филиала ФГБОУ ВПО РАЖиГС, 2014. С. 215-230. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25755921.

Мациевекий 2011 а — Мациевский Г. О. Казачеетво Европейекой Роееии и Кавказа в конце XIX — начале

XX вв.: оеобенноети еоциально-демографичеекого портрета // Веетник Воронежекого гоеударетвенного техничеекого универеитета. 2011. Т. 7. № 7. С. 12—17. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kazachestvo-evropeyskoy-rossii-i-kavkaza-v-kontse-xix-nachale-hh-vekov-osobennosti-sotsialno-demograficheskogo-portreta.

Мациевекий 2011 б — Мациевский Г. О. Казачеетво Азиатекой Роееии в конце XIX — начале XX вв.: оеобенноети еоциально-демографичеекого портрета // Веетник КраеГАУ. 2011. Вып. 6. С. 186—192. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=16393115.

Мациевекий 2013 — Мациевский Г. О. Оеобенноети еоциально-демографичеекого облика казачеетва на рубеже XIX—XX вв. // Научные ведомоети Белгородекого гоеударетвенного универеитета. Серия: Иетория, экономика, политология, информатика. 2013. № 1 (144). Вып. 25. С. 97—103. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-demograficheskogo-oblika-kazachestva-na-rubezhe-xix-xx-vekov.

Николаенко 2008 — Николаенко И.Н. Иеторичеекий аепект формирования казачеетва как этноеоциальной еиетемы [Электронный рееуре]. URL: http:// www.pglu.ru/lib/publications/University_ Reading/2008/ XIV/uch_2008_XIV_00017.pdf.

Очиров 2002 — Очиров У. Б. Аетраханекие казаки // Этномир Калмыкии: еб. ет. Элиета: Герел, 2002. С. 30— 32. URL: https: // elibrary. ru/item.asp?id=21838239.

Очиров 2006 — Очиров У.Б. Калмыки в еоетаве аетраханекого казачеетва в период Гражданекой войны 1917—1920 гг. // Веетник РУДН. Серия «Иетория Роееии». 2006. № 3 (7). С. 222—231. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=13861870.

Рыблова 2013 — Рыблова М.А. Этнокультурный портрет донекого казачеетва // Этнокультурное

пространство Юга России (XVIII—XXI вв.): материалы Всероссийской научно-практич. конф. (Краснодар, ноябрь — декабрь 2013 г.). Краснодар: Традиция, 2013. С. 289-300. URL: http://www.slavakubani.ru/culture/ etnography/etnokulturnyy-portret-donskogo-kazachestva.

Сагнаева 2015 — Сагнаева С. К. Материальная культура уральского казачества (традиционная одежда и пища) на рубеже 19—20 веков. Уральск, 2015. 304 с.

Семенов 2001 — Семенов В.Г. Татары в Оренбургском казачьем войске // Евразийское ожерелье: альманах Общественного института народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2001. С. 166—190. URL: http://dashkin.ru/?p=65.

Семенов 2002 — Семенов В.Г. Иностранцы и иноверцы в Оренбургском казачьем войске // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: материалы межрегиональной научно-практич. конф. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. С. 179 — 186. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=24197274.

Тикиджьян 2018 — Тикиджьян Р. Г. Донское казачество — этносоциальная корпорация в полиэтническом окружении: история и современность // Гармонизация межнациональных отношений. Исторические судьбы казачества: II Всероссийская научно-практич. конф. (г. Геленджик): сб. науч. ст. Ростов н/Д.; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. С. 103 — 108. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=35709831.

Тхамокова 2011 — Тхамокова И.Х. Терское казачество в XIX — начале XX в.: этнокультурные границы // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011. № 4 (42). С. 53—58. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16715450.

Фролов 2002 — Фролов Б.Е. Национальный состав Черноморского казачьего войска (1787—1860 гг.). URL: http://slavakubani.ru/geography/population/ethnogenesis/ natsionalnyy-sostav-chernomorskogo-kazachego-voyska-1787-1860-gg.

Футорянский 1999 — Футорянский ЛИ. Казачество России на рубеже веков: монография. Оренбург: Печатный дом «Димур», 1999. 200 с. URL: http:// artlib .osu .ru/web/books/futor/2_10-9. html.

Чериницын 2018 — Чериницын С.В. Донские татары — мусульманская группа донского казачества. Этапы и тенденции этнической истории // Казачество в тюркском и славянском мирах: коллективная монография / отв. ред. В.В. Грибовский, В.В. Трепавлов. Казань, 2018. С. 282—297. URL: http:// archtat.ru/editions/kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il.

Яровой 2011 — Яровой А. В. Социокультурные проекции агональности: монография. Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2017. 211 с.

References

Aminov 2015 a — Aminov R.R. K voprosu o chislennosti nagaibakov v kontse XVIII — nachale XIX vv. [To the question of number Nagaybaks at the end of XVIII — the beginning of the XIX centuries]. Kryashenskoe istoricheskoe obozrenie [Kryashen historical review], 2015, no. 1, pp. 57—63. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25720111 [in Russian].

Aminov 2015 b — Aminov R.R. Nagaibaki v stanichnoi strukture Orenburgskogo kazach'ego voiska v kontse XIX — nachale XX v. [Nagaybaks in rural structure of the Orenburg Cossack army at the end of XIX — the beginning of XX centuries]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kazan State University of Culture and Arts], 2015, no. 3, pp. 120—123. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/nagaybaki-v-stanichnoy-strukture-orenburgskogo-kazachiego-voyska-v-kontse-xix-nachale-xx-vv [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aminov 2017 — Aminov R.R. Tatary kazaki v sostave Orenburgskogo kazach'ego voiska (1748—1917 gg.): monografiya [Tatars Cossacks as part of the Orenburg Cossack Army (1748—1917): monograph]. Kazan: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT, 2017, 348 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30003294 [in Russian].

Aminov 2018 — Aminov R.R., Godovova E.V., Zagidullin I.K., Khalikov N.A. Tatary kazaki v sostave Orenburgskogo kazach 'ego voiska [Tatars Cossacks as part of the Orenburg Cossack Army]. In: Kazachestvo v tyurkskom i slavyanskom mirakh: kollektivnaya monografiya. Otv. red. V. V. Gribovskii, V. V. Trepavlov [Cossacks in the Turkic and Slavic worlds: multi-authored monograph. V.V. Gribovskii, V.V. Trepavlov (Eds.)]. Kazan, 2018, pp. 309—326. Available at: http://archtat.ru/editions/ kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il [in Russian].

Andreev 2007 — Andreev S.M. Istochniki formirovaniya Sibirskogo lineinogo kazachestva v doreformennyi period [Sources of formation of the Siberian linear Cossacks during the pre-reforming period]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk Polytechnic University], 2007, Vol. 310, no. 3, pp. 161 — 165. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=9497464 [in Russian].

Aubakirova, Dzhumagalieva 2016 — Aubakirova Kh.A., Dzhumagalieva K.V. Etnicheskii sostav Sibirskogo kazachestva v XIX — nachale XX vekov [The ethnic composition of the Siberian Cossacks in the XIX — early XX centuries]. VestnikANUim. Abaya, 2016, no 1, pp. 219—223. Available at: https://articlekz.com/article/18263 [in Russian].

Bondar' 1995 — Bondar' N.I. Kubanskoe kazachestvo (etnosotsial'nyi aspekt) [Kuban Cossacks (ethnosocial aspect)]. In: Kubanskoe kazachestvo: istoriya, etnografiya, fol'klor [Kuban Cossacks: history, ethnography, folklore]. M., 1995, pp. 5-15. Available at: https://moodle.kubsu.ru/ mod/resource/view.php?id=1476 [in Russian].

Vasiliev 2007 — Vasiliev I.Yu. Gosudarstvo i obshchestvo v sisteme tsennostei Kubanskogo kazachestva [State and society in the value system of the Kuban Cossacks]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Severo-Kavkazskii region. Spetsvypusk «Aktual'nye problemy istoricheskii issledovanii» [University News. North Caucasian Region. Special issue «Actual problems of historical research»], 2007, pp. 15—18 [in Russian].

Velikaya 2014 — Velikaya N.N. Terskoe kazach'e voisko vo vtoroi polovine XIX — nachale XX vv. [Terek Cossack army in the second half of the XIX — early XX centuries]. In: Ocherki istorii i kul'tury kazachestva Yuga Rossii: kollektivnaya monografiya;pod redaktsiei G.G. Matishova, I.O. Tyumentseva [Essays on the history and culture of the Cossacks of the South of Russia: multi-authored monograph. G.G. Matishov, I.O. Tyumentsev (Eds.)]. Volgograd: Izd-vo Volgogradskogo filiala FGBOU VPO RANKhiGS, 2014, pp. 231—242. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25755921 [in Russian].

Vseobshchaya... 1905 — Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiiskoi Imperii 1897 g. Obshchii svod po Imperii

rezul'tatov razrabotki dannykh pervoi vseobshchei perepisi naseleniya, proizvedennoi 28 yanvarya 1891 goda [The General Census of Population of the Russian Empire in 1897. The General Code for the Empire of the results of the development of the data of the first general census of population, made on January 28, 1891]. SPb., 1905, 417 p. Available at: https://www.prlib.ru/item/433585 [in Russian].

Godovova, Lyubichankovskiy 2018 — Godovova E.V., LyubichankovskiyS.V. Proyavlenie ob"ektivnykh osnovanii etnoidentichnosti v povsednevnom zhiznennom uklade tyurkskogo naseleniya Orenburgskogo kazach'ego voiska (vtoraya polovina XVIII — pervaya polovina XIX v.) [The manifestation of objective grounds for ethno-identity in the everyday life of the Turkic population of the Orenburg Cossack army (second half of the 18th — first half of the 19th century)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], 2018, no. 432, pp. 86-90. DOI: 10.17223/15617793/432/10. [in Russian].

Golovanova 2014 — Golovanova S.A. Gosudarstvennaya politika Rossii po regulirovaniyu chislennosti kazakov Tereka i Kubani v XVIII—XIX vv.: etnodemograficheskii aspekt: monografiya [State policy of Russia on the regulation of the number of Terek and Kuban Cossacks in the XVIII—XIX centuries: ethno-demographic aspect: monograph]. Armavir: RIO AGPA, 2014, 124 p. Available at: https: //roskav.ru/wp-content/uploads/2018/01/2014-Golovanova-SA.Gosudarstvennaya-politika-Rossii.pdf [in Russian].

Golovlyov 2017 — Golovlyov A.A. Etnokonfessional'nyi sostav Terskogo kazach'ego voiska (vtoraya polovina 19-go — nachalo 20-go v.) [Ethnoconfessional composition of the Terek Cossack army (second half of the 19th — beginning of the 20th century)]. Regional'noe razvitie [Regional development], 2017, no. 3 (21). URL: https:// regrazvitie.ru/etno-konfessionalnyj-sostav-terskogo-kazachego-vojska-vtoraya-polovina-19-go-nachalo-20-go-v [in Russian].

Dzhundzhuzov 2014 — Dzhundzhuzov S.V. Kalmyki v Srednem Povolzh 'e i na Yuzhnom Urale: imperskie mekhanizmy akkul'turatsii i problema sokhraneniya etnicheskoi identichnosti (seredina 30-kh godov XVIII — pervaya chetvert' XX veka): monografiya. Nauch. red. S. V. Lyubichankovskii [Kalmyks in the Middle Volga and in the Southern Urals: imperial acculturation mechanisms and the problem of preserving ethnic identity (mid 30-ies of the XVIII — the first quarter of the XX century): monograph. S.V. Lyubichankovskiy (Ed.)]. Orenburg: Izdatel'skii dom OGAU, 2014, 434 p. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=22694505 [in Russian].

Dubovikov 2018 a — Dubovikov A.M. Tyurkskii element v istorii Ural'skogo (Yaitskogo) kazach'ego voiska [Turkic element in the history of the Ural (Yaitsky) Cossack army]. In: Kazachestvo v tyurkskom i slavyanskom mirakh: kollektivnaya monografiya. Otv. red. V.V. Gribovskii, V.V. Trepavlov [Cossacks in the Turkic and Slavic worlds: multi-authored monograph. V.V. Gribovskii, V.V. Trepavlov (Eds.)]. Kazan, 2018, pp. 298—297. Available at: http://archtat.ru/editions/kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il [in Russian].

Dubovikov 2018 b — Dubovikov A.M. Etnokonfessional'nyi sostav rossiiskogo kazachestva [Ethnic and religious composition of the Russian Cossacks]. In: Kazachestvo v tyurkskom i slavyanskom mirakh: kollektivnaya monografiya. Otv. red. V. V. Gribovskii, V. V. Trepavlov [Cossacks in the Turkic and Slavic worlds: multi-authored monograph. V.V. Gribovskii, V.V. Trepavlov (Eds.)]. Kazan, 2018, pp. 391—411. Available at: http://archtat.ru/editions/ kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il [in Russian].

Ermak, Kabanov 2009 — Ermak G.G., Kabanov N.A. Ussuriiskoe kazachestvo:problemy etnosotsial'nogo statusa i gosudarstvennoi sluzhby [Ussuri Cossacks: problems of ethnosocial status and public service]. In: Kazachestvo Dal'nego Vostoka Rossii v XVII — XXI vv.: k 120-letiyu Ussuriiskogo kazach'ego voiska: sb. nauch. st. Vyp. 2 [Cossacks of the Far East of Russia in the XVII — XXI centuries: on the 120th anniversary of the Ussuri Cossack army: collection of scientific papers. Issue 2]. Khabarovsk, 2009, pp. 14—29. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=22604830 [in Russian].

Erokhin 2014 — Erokhin I.Ju. Obshchaya istoriya — raznoe kazachestvo [General history - different Cossacks]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty [Fundamental and Applied Research: Problems and Results], 2014, no. 10, pp. 32—49. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21237892 [in Russian].

Zhigunova 2016 — Zhigunova M.A. Sibirskoe kazachestvo: traditsionnaya kul'tura i sovremennye stereotipy [Siberian Cossacks: Traditional Culture and Modern Stereotypes]. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki» [Herald of Omsk University. Series «Historical Studies»], 2016, no. 4 (12), pp. 87—98. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27672341 [in Russian].

Kazachestvo... 2018 — Kazachestvo v tyurkskom i slavyanskom mirakh: kollektivnaya monografiya. Otv. red. V.V Gribovskii, V.V. Trepavlov [Cossacks in the Turkic and Slavic worlds: multi-authored monograph. V.V. Gribovskii, V.V. Trepavlov (Eds.)]. Kazan: Institut arkheologii im. A.Kh. Khalikova AN RT, 2018, 804 p., 48 p., illustrated. Available at: http://archtat.ru/editions/ kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il [in Russian].

Kaloev 1995 — Kaloev B.A. Mozdokskie osetiny. Istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Mozdok Ossetians. Historical and ethnographic research]. M.: Nauka, 1995, 245 p. Available at: https://www.rulit.me/author/kaloev-boris-aleksandrovich/osetiny-istoriko-etnograficheskoe-issledovanie-get-259970.html [in Russian].

Kortunov 2009 a — Kortunov A.I. Bashkiry v sostave kazach'ikh voisk Urala (XVIII — XIX vv.): monografiya [Bashkirs as part of the Cossack troops of the Urals (XVIII — XIX centuries): monograph]. Ufa: RITs BashGU, 2009, 186 p.: illustrated [in Russian].

Kortunov 2009 b — Kortunov A.I. Narody Urala na sluzhbe v Orenburgskom kazach'em voiske (KhVIII — XIX vv.): monografiya [The peoples of the Urals in the service of the Orenburg Cossack Army (XVIII—XIX centuries): monograph]. Ufa: RITs BashGU, 2009, 110 p.: illustrated. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19721348 [in Russian].

Kortunov 2012 — Kortunov A.I., Fokin A.A. Kazaki-musul'mane na sluzhbe vkazach'ikh voiskakh Urala (XVI— XIX vv.): monografiya [Muslim Cossacks in the service of the Cossack troops of the Urals (XVI — XIX centuries): monograph]. Ufa, 2012, 113 p. Available at: https:// docplayer.ru/32386372-Kazaki-musulmane-na-sluzhbe-v-kazachih-voyskah-urala-xvi-xix-vv.html [in Russian].

Matveev 2014 — Matveev O.V. Kubanskoe kazach'e voisko (1860 g. — nachalo XX stoletiya) [Kuban Cossack army (1860 - the beginning of the XX century)]. In: Ocherki istorii i kul'tury kazachestva Yuga Rossii: kollektivnaya monografiya; pod redaktsiei G.G. Matishova, I.O. Tyumentseva [Essays on the history and culture of the Cossacks of the South of Russia: multi-authored monograph. G.G. Matishov, I.O. Tyumentsev (Eds.)]. Volgograd: Izd-vo Volgogradskogo filiala FGBOU VPO RANKhiGS, 2014, pp. 215—230. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25755921 [in Russian].

Matsievsky 2011 a — Matsievsky G.O. Kazachestvo Evropeiskoi Rossii i Kavkaza v kontse XIX — nachale XX vv.: osobennosti sotsial'no-demograficheskogo portreta [The Cossacks of the European Russia and Caucasus in the end of XIX — beginning XX centuries: features of the socially-demographic portrait]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Voronezh state technical University], 2011, Vol. 7, no. 7, pp. 12—17. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/ kazachestvo-evropeyskoy-rossii-i-kavkaza-v-kontse-xix-nachale-hh-vekov-osobennosti-sotsialno-demograficheskogo-portreta [in Russian].

Matsievsky 2011 b — Matsievsky G.O. Kazachestvo Aziatskoi Rossii v kontse XIX — nachale XX vv.: osobennosti sotsial'no-demograficheskogo portreta [The Asian Russia Cossacks in the end of the XlX — beginning of the XX centuries: socio-demographic picture peculiarities]. Vestnik KrasGAU [The Bulletin of KrasGAU], 2011, Issue 6, pp. 186-192. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=16393115 [in Russian].

Matsievsky 2013 — Matsievsky G.O. Osobennosti sotsial'no-demograficheskogo oblika kazachestva na rubezhe XIX—

XX vv [Features of social-demographic shape of the Cossacks at the turn of XIX to XX century]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, ekonomika, politologiya, informatika [Belgorod State University Scientific Bulletin. Series: History, Economics, Political Science, Information Technologies], 2013, no. 1 (144), Issue 25, pp. 97—103. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-demograficheskogo-oblika-kazachestva-na-rubezhe-xix-xx-vekov [in Russian].

Nikolaenko 2008 — Nikolaenko I.N. Istoricheskii aspekt formirovaniya kazachestva kak etnosotsial'noi sistemy [Elektronnyi resurs] [Historical aspect of formation of the Cossacks as an ethnosocial system] [Electronic resource]. Available at: http://www.pglu.ru/lib/publications/ University_ Reading/2008/XIV/uch_2008_XIV_00017.pdf [in Russian].

Ochirov 2002 — Ochirov U.B. Astrakhanskie kazaki [Astrakhan Cossacks]. In: Etnomir Kalmykii: sbornikstatei [Ethnomir of Kalmykia: collection of articles]. Elista: Izdatel'stvo Gerel, 2002, pp. 30—32. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21838239 [in Russian].

Ochirov 2006 — Ochirov U.B. Kalmyki v sostave astrakhanskogo kazachestva v period Grazhdanskoi voiny 1917—1920 gg. [The Kalmyks in the structure of the Astrakhan Cossacks during Civil War 1917—1920]. Vestnik RUDN. Seriya «Istoriya Rossii» [RUDN Journal of Russian History], 2006, no. 3 (7), pp. 222—231. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=13861870 [in Russian].

Ryblova 2013 — Ryblova M.A. Etnokul'turnyi portret donskogo kazachestva [Ethnocultural portrait of the Don Cossacks]. In: Etnokul'turnoe prostranstvo Yuga Rossii (XVIII—XXI vv.): materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Krasnodar, noyabr' — dekabr' 2013 g.) [Ethnocultural space of the South of Russia (XVIII—

XXI centuries): materials of the All-Russian research and practical conference (Krasnodar, November — December 2013)]. Krasnodar: Traditsiya, 2013, pp. 289—300. Available at: http: //www.slavakubani.ru/culture/etnography/ etnokulturnyy-portret-donskogo-kazachestva [in Russian].

Sagnaeva 2015 — Sagnaeva S.K. Material'naya kul'tura ural'skogo kazachestva (traditsionnaya odezhda i pishcha) na rubezhe 19—20 vekov [Material culture of the Ural Cossacks (traditional clothing and food) at the turn of the 19—20 centuries]. Uralsk, 2015, 304 p. [in Russian].

Semenov 2001 — Semenov V.G. Tatary v Orenburgskom kazach'em voiske [Tatars in the Orenburg Cossack Army].

In: Evraziiskoe ozherel'e: al'manakh Obshchestvennogo instituta narodov Orenburzh'ya imeni Musy Dzhalilya [Eurasian Necklace: Almanac of the Musa Jalil Institute of the Peoples of the Orenburg Region]. Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2001, pp. 166—190. Available at: http://dashkin.ru/ ?p=65 [in Russian].

Semenov 2002 — Semenov V. G. Inostrantsy i inovertsy v Orenburgskom kazach 'em voiske [Foreigners and gentiles in the Orenburg Cossack Army]. In: Etnokonfessional'nyi dialog: sostoyanie, protivorechiya, perspektivy razvitiya: materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Ethnic and Confessional Dialogue: Status, Contradictions, Development Prospects: Proceedings of the Interregional Research and Practical Conference]. Orenburg: Izdatel'skii tsentr OGAU, 2002, pp. 179—186. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24197274 [in Russian].

Tikidzh'yan 2018 — Tikidzh'yan R.G. Donskoe kazachestvo — etnosotsial'naya korporatsiya vpolietnicheskom okruzhenii: istoriya i sovremennost' [Don Cossacks — an ethnosocial corporation in a multi-ethnic environment: the past and the present]. In: Garmonizatsiya mezhnatsional'nykh otnoshenii. Istoricheskie sud'by kazachestva: II Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (g. Gelendzhik): sbornik nauchnykh statei [Harmonization of interethnic relations. The historical fate of the Cossacks: II All-Russian Research and Practical Conference (Gelendzhik): collection of scientific articles]. Rostov-on-Don; Taganrog: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2018, pp. 103—108. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=35709831 [in Russian].

Tkhamokova 2011 — Tkhamokova I.Kh. Terskoe kazachestvo vXIX — nachale XX v.: etnokul'turnye granitsy [The Tersky Cossacks in the XIX — early XX centuries: ethno-cultural borders]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN [News of Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2011, no. 4 (42), pp. 53—58. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=16715450 [in Russian].

Frolov 2002 — Frolov B.E. Natsional'nyi sostav Chernomorskogo kazach'ego voiska (1787—1860 gg.) [National composition of the Black Sea Cossack army (1787—1860)]. Available at: http://slavakubani.ru/geography/ population/ethnogenesis/natsionalnyy-sostav-chernomorskogo-kazachego-voyska-1787-1860-gg [in Russian].

Futorjanski 1999 — Futorjanski L.I. Kazachestvo Rossii na rubezhe vekov: monografiya [Cossacks of Russia at the turn of the century: a monograph]. Orenburg: Pechatnyi dom «Dimur», 1999, 200 p. Available at: http://artlib.osu.ru/web/ books/futor/2_10-9.html [in Russian].

Cherinicyn 2018 — Cherinicyn S.V. Donskie tatary — musul'manskaya gruppa donskogo kazachestva. Etapy i tendentsii etnicheskoi istorii [Don Tatars — Muslim group of the Don Cossacks. Stages and trends of ethnic history]. In: In: Kazachestvo v tyurkskom i slavyanskom mirakh: kollektivnaya monografiya. Otv. red. V.V. Gribovskii, V.V. Trepavlov [Cossacks in the Turkic and Slavic worlds: multi-authored monograph. V.V. Gribovskii, V.V. Trepavlov (Eds.)]. Kazan, 2018, pp. 282—297. Available at: http://archtat.ru/editions/kazachestvo-v-tyurkskom-i-slavyanskom-mirah-koll-monografiya-otv-red-v-v-gribovskij-v-v-trepavlov-institut-arheologii-im-a-h-halikova-an-rt-kazan-2018-804-s-48-s-il/ [in Russian]

Jarovoj 2011 — Jarovoj A.V. Sotsiokul'turnye proektsii agonal'nosti: monografiya [Sociocultural projections of agonality: monograph]. Zernograd: Azovo-Chernomorskii inzhenernyi institut FGBOU VO Donskoi GAU, 2017, 211 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.