УДК 159.922.2: 616.89 -008-441.44
ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ: СМЕНА ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Н.Б. Семёнова
ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера, г. Красноярск, Россия
Контактная информация:
Семёнова Надежда Борисовна - доктор медицинских наук (SPIN-код: 8340-6208, ORCID iD: 0000-00022790-7740, Researcher ID: U-4748-2017). Место работы и должность: главный научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук», НИИ медицинских проблем Севера. Адрес: 660036, г. Красноярск, Академгородок, д. 50. Телефон: (913) 539-86-02, электронный адрес: snb237@gmail.com
Среди коренных народов Сибири регистрируется высокий уровень суицида, что представляет большую проблему для общественного здравоохранения России. Несмотря на положительную динамику снижения смертности от самоубийств в целом по стране, сохраняется их устойчивая региональная кластеризация с преимущественным накоплением в национальных субъектах Российской Федерации, особенно в сибирском регионе. Поэтому суицидальное поведение аборигенов следует рассматривать как социальное явление современного общества, которое требует углубленного анализа причин. С целью выявления социальных и этнопсихологических предпосылок формирования суицидального поведения у аборигенов Сибири был изучен образ жизни коренных народов, проживающих в четырех национальных субъектах Российской Федерации, где регистрируются одни из самых высоких показателей самоубийств: Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия) и Агинский Бурятский округ. Результаты: Показано, что за короткий исторический срок коренные народы Сибири пережили смену как минимум трёх социально-экономических формаций. В ходе культурно-исторических перемен у них менялся традиционный образ жизни с кочевого на оседлый, они теряли свои исконные земли и национальный промысел, их вовлекали в коллективные формы хозяйствования, отбирали скот и имущество. Смена образа жизни сопровождалась разрушением традиционной национальной культуры и духовности. После развала Советского Союза многие коренные народы оказались лишенными практически всего: как собственных территорий и традиционных видов хозяйствования, так и средств производства и социальных гарантий. Итогом социальных потрясений явилось снижение жизнестойкости коренных народов, что подтверждается высокими показателями смертности от неестественных причин, в том числе травм, отравлений, несчастных случаев, убийств и самоубийств.
Ключевые слова: суицид, коренные народы, Сибирь, Север, Якутия, Бурятия, Алтай, Тыва, буряты, тувинцы, алтайцы, традиционный образ жизни
За последние 14 лет наша страна добилась положительной динамики показателей самоубийств более чем в два раза: с 38,4 (в 2002 г.) до 15,8 на 100 тыс. населения (в 2016 г.), сумев снизить данный показатель ниже предельно допустимого уровня, предложенного экспертами ВОЗ. На этом фоне сохраняется устойчивая региональная кластеризация суицида с преимущественным их накоплением в национальных субъектах Российской Федерации [1]. Несмотря на то, что в национальных субъектах также происходит снижение уровня самоубийств, показатели их в большинстве случаев остаются высокими и в несколько раз превышают общероссийские: в Республике Алтай и Удмуртии - в 2,4 раза, в Бурятии - в 3 раза, в Чукотском автономном округе - в 3,9 раза, в Якутии, Хакасии, Коми - в 2 раза и т.д. При
этом коренное население заканчивает жизнь самоубийством в 3-4 раза чаще, чем некоренное [2].
Крайне высокие показатели суицида регистрируются среди подросткового населения, проживающего в национальных республиках Севера и Сибири, и превышают общероссийские значения от 9 до 47 раз. Так, в 2014 г. уровень самоубийств среди подростков в РФ составил 2,5 на 100 тыс., в то время как в Хакасии - 23,4, в Якутии - 46,9, в Бурятии - 50,4, в Забайкальском крае - 46,9, в Республике Алтай - 117,9 на 100 тыс.
Проблема суицида среди коренных народов характерна не только для России, но и для других высокоразвитых стран. Как было показано ранее, в бывших колониальных странах, таких как США, Канада, Австралия, Новая Зе-
ландия и др., в ходе колонизации произошло массовое истребление аборигенов, разрушен традиционный образ жизни и уничтожена национальная культура, что вызвало страдания многих поколений, которые проявляются высоким уровнем суицида, алкоголизма, наркомании и целым рядом других расстройств [3]. Процессы ассимиляции аборигенов в нашей стране не сопровождались их физическим уничтожением и издевательствами. Однако смена образа жизни привела к целому ряду негативных последствий, клинические проявления которых весьма схожи с многообразной картиной психических расстройств, наблюдаемых у аборигенов бывших колониальных стран зарубежья.
Суицидальное поведение аборигенов Сибири следует рассматривать как социальное явление современного общества, которое требует углубленного анализа причин данного процесса. Для выявления предпосылок суицидальной активности коренных народов мы провели изучение четырех национальных субъектов Российской Федерации, где регистрируются одни из наиболее высоких показателей самоубийств: Республика Алтай, Республика Тыва, Республика Саха (Якутия) и Агинский Бурятский округ, который входит в состав Забайкальского края.
Дизайн исследования.
При проведении исследования применялся семейный подход: объектом исследования явились семьи коренного населения и их дети, учащиеся общеобразовательных школ. Критерии включения ограничивались отсутствием хронических психических заболеваний и национальной принадлежностью. В анализ были включены представители коренных народов: в Республике Алтай - этнические алтайцы, в Республике Тыва - этнические тувинцы, в Республике Саха (Якутия) - коренные народы Севера (якуты, эвенки, эвены и юкагиры), в Агинском Бурятском округе - этнические буряты.
Методом типологической выборки были отобраны населенные пункты с наиболее компактным проживанием коренного населения. В Республике Алтай обследовано восемь населенных пунктов: пос. Улаган, сёла Акташ, Чи-бит (Улаганский район), пос. Кош-Агач, сёла Бельтир и Мухор-Тархата (Кош-Агачский район), пос. Майма (Майминский район) и административный центр Республики - г. Горно-алтайск. В Агинском Бурятском округе обсле-
довано четыре поселка: пос. Агинское, Орловский и Новоорловский (Агинский район) и пос. Могойтуй (Могойтуйский район). В Якутии, учитывая большие территориальные размеры, было обследовано три разных района. В Арктических районах обследованием охвачено пять населенных пунктов, расположенных в Усть-Янском улусе: пос. Депутатский, сёла Казачье, Усть-Куйга, Усть-Янск, Сайылык. В центральных и восточных районах обследованы четыре села в Амгинском и Усть-Майском улусах: Абага, Петропавловск, Эжанцы, Кю-пцы. В южных районах обследованием охвачено четыре села в Олекминском улусе: Дабан, Тяня, Кыллах, Токко. В Республике Тыва обследовано шесть населенных пунктов: пять поселков, расположенных в западных районах - пос. Чаа-Холь, Хандагайты, Тээли, Хемчиг, Торгалык - и административный центр Республики - г. Кызыл.
Объем исследования включал 1381 семей (310 алтайских, 307 бурятских, 286 тувинских, 478 семей, проживающих в Якутии), 6100 детей и подростков (1212 алтайцев, 1712 бурят, 1254 тувинцев, 1922 детей и подростков коренных народов Севера).
Целью исследования явилось изучение социальных и этнопсихологических причин формирования суицидального поведения у коренных народов Сибири.
Задачи исследования включали следующие направления:
1. Изучение традиционного образа жизни и традиционной культуры коренных народов Сибири;
2. Проведение медико-демографического и социально-гигиенического анализа семей в современных социально-экономических условиях.
3. Изучение социального статуса подростков и молодежи.
4. Изучение распространенности эмоциональных расстройств и расстройств поведения у подростков.
5. Характеристика когнитивных функций.
6. Анализ социальной идентичности и ценностного мировоззрения у современной молодежи.
7. Изучение особенностей эмоционального состояния и эмоционального реагирования в ситуации фрустрации.
При проведении исследования применялись следующие методы: эпидемиологический;
социально-гигиенический; метод анонимного анкетирования; клинический метод полуструктурированного психиатрического интервьюирования; социально-психологический и экспериментально-психологический метод; методы статистического анализа.
Научный материал получен в ходе экспедиционных исследований, которые проводились в течение 14 лет (с 1999 по 2013 гг.) при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Дети Севера»; контракта НИР №12-01/06 от 12.07.2013 г. «Закономерности формирования психического здоровья коренных и малочисленных народов Республики Саха (Якутия)»; гранта РГНФ № 12-06-18006 «Социальные и этнопсихологические предпосылки суицидального поведения у подростков Бурятии»; гранта РГНФ № 13-06-18001 «Социальные и этнопсихологические предпосылки формирования суицидального поведения у подростков Республики Алтай».
Этой статьёй мы открываем цикл научных публикаций, посвящённых анализу причин и факторов риска суицидального поведения у коренных народов Сибири. Данный материал включает изучение традиционного образа жизни коренных народов и вскрывает исторические причины, приведшие к его смене.
Дадим краткое описание территории проживания и образа жизни коренных народов Сибири: Традиционный образ жизни и культура алтайцев.
Республика Алтай расположена на юго-западе Сибири. На территории Республики проживает более 90 разных народов. Основная часть населения представлена русскими (56,6%), численность коренного населения составляет 74027 человек, или 35,91% [4]. Среди них, алтайцы (включая теленгитов, тубаларов и челканцев) - 35,3%, кумандинцы - 0,52%, шорцы - 0,04% и телеуты - 0,02%.
Особенностью Республики Алтай является то, что географически и исторически она находилась на месте пересечения разных культур. Коренные жители существенно различались по языку, культуре, быту и антропологическому типу. Основные различия наблюдались между южными и северными группами алтайцев. К южной группе относятся собственно алтайцы и теленгиты (телесы), к северной - шорцы, чел-канцы, кумандинцы и тубалары. Южные алтайцы в лингвистической классификации тюркских языков относятся к кыпчакской
группе, куда входят киргизы, казахи, часть узбеков, башкиров, тобольские и барабинские татары и др. Они произошли в результате длительного смешения различных, преимущественно тюркоязычных племён, в формировании которых активное участие принимали монголы. Поэтому антропологически южные алтайцы, также как тувинцы, буряты, монголы, якуты, относятся к наиболее монголоидной, или центрально-азиатской группе населения Сибири. Северные алтайцы относятся к уйгурской, группе тюркских языков, а антропологически обнаруживают сходство с обскими уграми (хантами и манси). У северных алтайцев присутствуют европеоидные признаки, и они, также как угорские и самодийские народы, относятся к уральской группе народностей [5].
Этнографические особенности культуры и быта южных алтайцев возникли на базе кочевого и полукочевого пастбищного скотоводства. У северных алтайцев они формировались в течение многих столетий на основе охоты на зверя, таежного рыболовства, мотыжного земледелия и собирательства. Собственность на охотничьи территории у алтайцев носила первобытно-общинный родовой характер. Вся тайга была поделена между отдельными родами, никто не имел права промышлять на территории чужого рода [5].
Охотничий промысел был тесно связан с духовной культурой алтайцев. Приготовление к охоте, обустройство жилища охотников, добывание пищи - всё было насыщено различными поверьями, приметами, запретами, правилами поведения [6].
У алтайцев были сильно развиты родовые традиции патриархальной семьи и уровень родового сознания. Создание и сохранение семьи, следование родовым традициям рассматривались в алтайской культуре как абсолютные ценности [7].
Традиционная религия алтайцев была представлена шаманизмом и семейно - родовыми культами. Народной религии была присуща исключительная сила традиций, составляющей частью которой является сакрализация объектов живой природы и фетишизм как проявления анимистических представлений. Особое место занимает почитание огня: он постоянно присутствует в быту и остаётся наиболее устойчивым ритуалом. В настоящее время шаманизм в горном Алтае находится на грани полного исчезновения. Пришедшая ему на
смену синкретичная национальная религия -бурханизм - остается незавершённой, в ней отсутствует целостность народно-религиозной системы. Вместе с тем, семейно-родовые культы до сих пор являются жизнеспособными и носят универсальный характер, сохраняя всю совокупность архаичных религиозных верований и традиционного мировоззрения алтайцев [8].
Традиционный образ жизни и культура бурят.
Большинство бурят проживает в трех регионах РФ: в республике Бурятия, Иркутской области (Усть-Ордынский Бурятский округ) и Забайкальском крае (Агинский Бурятский округ, расположенный на юго-востоке Восточной Сибири). Согласно результатам переписи 2010 г., численность бурят составляет 461389 человек [4].
Исконное этническое ядро бурят составляют лесные монголо-язычные племена, которые имеют непосредственную генетическую связь с предками современных хори-бурят и появились в Прибайкалье в середине I тыс. н.э. [9]. Однако бурятский этнос пережил весьма сложный процесс формирования этнической общности. Буряты никогда не представляли собой единого экономического и политического организма, что было связано с их разрозненным проживанием вследствие исторических причин. К началу XVII века в долине Ангары и Верхней Лены проживали хонгодоры, булага-ты, эхириты и отдельные родовые группы западно-монгольского происхождения. В Забайкалье кочевали хоринцы и многочисленные группы собственно монгольского происхождения. В верховьях Оки обитала небольшая часть сойотов-тюрков, впоследствии почти полностью ассимилированных бурятами. На реке Витим и в районе Еравнинских озёр проживали дауры.
Общность территории и языка у предков бурят начала складываться ещё задолго до прихода русских. Но именно в результате прихода русских и последовавшего за этим присоединения Бурятии к России возникли условия, которые в конечном счете подготовили почву для завершения процесса консолидации бурят в единую народность [9]. Однако исторически обусловленная разрозненность проживания бурят закрепилась внешними формами административного управления со стороны Российского государства: вплоть до конца XIX века
буряты Прибайкалья управлялись ВосточноСибирским генерал-губернаторством, а забайкальские - Приамурским.
Основной формой хозяйственной деятельности у бурят издревле было кочевое скотоводство, которое в результате социально-экономических перемен (рост численности населения за счёт переселенцев, сокращение пастбищ и сенокосов, развитие торговых отношений) постепенно преобразовывалось в полуоседлое[10].
Исторически у бурят были развиты национальные традиции, основанные на кровнородственной связи. Бурятские общины делились на роды, родовые группы и племена. Каждый род вел свою родословную от одного предка. Семейные отношения были строго патриархальными. Главой семьи и основным её кормильцем считался мужчина, женщина являлась хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. С XVIII века родовая община у бурят стала трансформироваться в соседскую.
Традиционное мировоззрение бурят представляет собой синтез шаманского и буддийского культов. Буддизм как верование появился в бурятской среде более двух с половиной веков назад. В отличие от шаманизма, культивировавшего родовое, общинное сознание, буддизм способствовал развитию личного самосознания. По буддийскому учению общественные отношения и судьба людей зависят не только от кровного родства, но и от их духовных качеств. Взаимоотношения между культами с самого начала были сложными, но к началу XIX века буддизм приобрел устойчивые формы. Это в значительной степени способствовало исчезновению шаманизма, поэтому именно буддизм можно с полным основанием считать традиционной религией современных бурят [10].
Традиционный образ жизни и культура коренных северных народов.
Республика Саха (Якутия) (РС(Я)) - территориально самый крупный регион Российской Федерации, расположенный на северо-востоке Сибири. Численность населения РС (Я) составляет свыше 980 тыс. чел. На её территории проживают представители свыше 120 национальностей, из которых наиболее многочисленными являются русские. Численность коренного населения (якуты, эвены, эвенки, юкагиры, долганы) составляет 465 тыс., или 47,4%.
К числу древних тунгусоязычных охотников и оленеводов принадлежат тунгусы (эвенки), заселявшие территорию Якутии с середины I тысячелетия н.э., и юкагиры (одулы). Наиболее малочисленные и самые древние обитатели Северо-Востока Сибири - чукчи, их предки сформировались как этнос на рубеже ГУ-Ш тыс. до н.э. Самые многочисленные представители северных народов Якутии - саха, потомки древнейших тюркоязычных племён Центральной Азии или Южной Сибири, переселившиеся в Прибайкалье и Забайкалье. Там они вошли в контакты с другими древне-тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами и составили основу курыканского этнического единства. В Х-Х1 вв. курыкане заселили Ленский край и вытеснили тунгусов и юкагиров к западу и востоку от Лены, а также в её низовья. Часть тунгусских племён расселилась в бассейне рек Колымы и Индигирки, где они смешались с юкагирами и коряками, вследствие чего образовался новый народ - эвены. Долганы как самостоятельный этнос сформировались сравнительно недавно, в ХУП-ХГХ вв., на основе смешения разных этнических групп - эвенков (тунгусов), якутов, тюрков, энцев и русских.
Расселение северных народов на территории РС (Я) происходило в разные исторические сроки и в разных географических полосах обширного региона. Это обусловило их различия в области традиционного национального промысла, культурно-бытовые и семейно-родовые особенности. Традиционным занятием эвенков были охота, рыболовство и оленеводство, что определяло их полукочевой и кочевой образ жизни [11]. Основным занятием юкагиров были охота на северных оленей и лосей, озерное и речное рыболовство, подсобным занятием было собирательство ягод, дикого лука, кедровых орехов и грибов. Основной промысел чукчей был представлен оленеводством и охотой на морских животных, рыболовство и собирательство носили вспомогательный характер. Традиционное занятие якутов - коневодство и разведение крупного рогатого скота, охота на крупного зверя и пушной промысел, большое значение имело рыболовство и собирательство [12]. Долганы вели кочевой образ жизни в полосе лесотундры и традиционно занимались оленеводством и охотой, в отдельных районах - рыболовством.
Для традиционного мировоззрения коренных северных народов характерен анимизм,
поклонение духам и олицетворение всего, что их окружает [12]. Верования и взгляды на устройство мира имеют древнейшее происхождение и представляют собой общий культ Природы, веру в злых и добрых духов. Помимо анимизма у северных народов имеется и другая традиционная религия - шаманизм с большой и могущественной кастой служителей религиозного культа - шаманами, которые являются связующим звеном между людьми и духами. Северяне верят в способность шаманов влиять на свою и чужую судьбу, а шаманские камлания и сегодня вызывают интерес. Несмотря на то, что более 200 лет назад на территории Якутии появилось христианство, вера в духов сильна до сих пор [13, 14].
Традиционный образ жизни и культура тувинцев.
Тувинцы - коренное население, проживающее на юге Сибири, в Республике Тыва (РТ), относятся к алтайской семье народов и входят в тюркскую языковую группу. Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., численность тувинцев, насчитывает 263934 человек. Общая численность населения, проживающего в РТ - 311761 человек.
Истоки традиционной тувинской культуры восходят преимущественно к тюркоязычной среде Центральной Азии Г тысячелетия н.э. Формирование тувинского этноса завершилось в конце XVIII - начале XIX веков, когда племена Тывы находились в политическом подчинении у манчжуро-китайцев [15, 16]. В это время племена тувинцев носили название урянхайцев, или туба, или сойот. Слово «урянхаец» или «урянгут» китайского происхождения, и в переводе просто означает «обитатель леса». Наименование «Тубы» впервые упоминается в китайских летописях времен династии Тан (618-907).
Традиционная культура тувинцев включала общность языка, общеэтническую и родо-племенную самоидентификацию, которая базировалась на общности территории и происхождения [17]. Домашний уклад тувинцев был патриархальным, отношение к созданию семьи и продолжению рода определялось родителями [18]. Традиционный образ жизни был обусловлен географическим фактором и включал в себя несколько хозяйственно-культурных ареалов. Наибольшие различия прослеживались между западными и восточными тувинцами: для западных тувинцев был характерен хозяйственно-культурный тип кочевых скотоводов
горно-степной зоны, а для восточных тувинцев (тоджинцев) - охотников-оленеводов и охотников-скотоводов горной тайги [19, 20].
На протяжении 1300 лет жизненный уклад тувинцев сохранялся практически в неизменном виде. Проявления прогресса и цивилизации, которые привносились извне другими народами, не встречали здесь поддержки, вызывая внутреннее сопротивление и пассивный протест. Так описывал жизнь тувинцев исследователь Вс. Родевич в начале XX века: «...Племя урянхов, или по их наименованию племя туба или Тува и сойот, занимает край уже около 1300 лет. ...С этих давних времен и до середины XIX столетия урянхи стоят приблизительно на одном и том же уровне кочевого народца без особого прогресса. ... Двигаясь в своем культурном развитии чрезвычайно медленно, они лишь заимствуют от соседей, а не вырабатывают самостоятельно культурные формы. ...Культурные начинания древнейших обитателей или китайцев в Урянхае в эту приблизительно эпоху - дороги, искусственное орошение, пашни - по-видимому, не привились к урянхам и все вскоре пришло в заброс и в упадок» [17].
Исконная религия тувинцев - шаманизм, то есть вера в злых и добрых духов, в силы природы и их заклинания. Б.К. Шишкин, побывавший в Тыве в 1914 г., писал: «...Религиозное мировоззрение сойота давно подвергается ломке. На него кладёт сильный отпечаток буддийское мировоззрение, но последнее усваивает слабо, и обыкновенно вновь рекомендуемые боги занимают место в ряду старых богов. А старыми богами являются: 1 - силы природы, 2 - отдельные предметы, 3 -фетиши» [17]. Несмотря на то, что с начала XX века исповедуемой религией стал буддизм, вера в шаманские обряды и церемонии так сильно внедрилась в мировоззрение тувинцев, что её можно смело и до настоящего времени считать за истинную религию. В традиционных верованиях тувинцев вплоть до настоящего времени сохранились архаичные черты, нисходящие к патриархально-родовым отношениям. До сих пор бытуют общие анимистические представления о духах-хозяевах, имеющих материальную природу, которым они молятся и совершают разные ритуалы [19, 21].
Таким образом, коренные народы Сибири за тысячелетия своей истории приобрели неповторимый опыт освоения сибирских просторов, создали оригинальные типы хозяйств, осно-
ванные на знании специфики экологических условий занимаемой ими территории. Они были вполне жизнеспособны, обеспечивали развитие и воспроизводство своего рода. Главной жизнеобеспечивающей отраслью хозяйства у них было скотоводство, охота и пушной промысел. Аборигены Сибири имели собственную оригинальную духовную культуру, которая являлась основой преемственности традиций, социальных отношений и этических норм.
Присоединение Сибири к Российскому государству.
Присоединение Сибири к России произошло в XVII веке, хотя первое столкновение русских войск с Сибирским ханством состоялось в XV веке, во время экспедиции Ермака. В конце XVI века Сибирское ханство было разгромлено Россией, после чего русские землепроходцы двинулись колонизировать Сибирь [22].
В XVII столетии в Сибири проживали немногим более 200 тыс. аборигенов, представителей нескольких языковых групп. В числе их, уральская языковая группа - финно-угорские народы ханты и манси, самодийская - ненцы, селькупы, сойоты, энцы и др., алтайская - якуты, алтайцы, хакасы, шорцы, долганы и др., монголоязычная - буряты, дауры и др., тунгусо-манчжурская - эвенки, нанайцы, эвены и др., палеоазиатская - чукчи, коряки, камчадалы и др.
Коренные сибирские народы жили племенами и родами, большими и малыми семьями, у них господствовали родовые, патриархально-феодальные отношения. Основным мировоззрением аборигенов были анимизм, шаманизм, промысловые и родовые культы. Основное занятие - пушной промысел, скотоводство, рыболовство, охота на птицу и зверя, между племенами происходил обмен промысловыми изделиями. Однако мирное течение жизни аборигенов часто нарушалось межродовыми раздорами и межплеменными войнами - сибирские племена враждовали между собой из-за промысловых угодий. В результате войн слабые племена превращались в кыштымов (данников) и выплачивали более сильным племенам подать (ясак).
Постоянная вражда между аборигенными племенами объясняет их быстрый переход под российское подданство. Русские землепроходцы и мореходы уже к середине XVII века прошли всю Сибирь до берегов Амура, Ледовитого и Тихого океанов. В Сибири стали по-
являться первые города, основанные русскими, в числе которых Тюмень, Тобольск, Енисейск, Красноярск, Сургут, Томск и др. Тобольск в дальнейшем стал опорной базой для освоения Сибири.
На сибирских землях оседали русские, украинцы, литовцы и другие национальности. По социальному сословию это были служилые, посадские и крестьяне, среди приезжавших были также люди без сословия, в том числе, гулящие и нищие. К середине XVII века в Сибири насчитывалось уже 25 тыс. русских семей, из которых 11 тыс. семей крестьян. Именно на них легла забота обеспечения местного населения хлебом. Русские налаживали связи с коренными народами, обменивались навыками ведения хозяйства и быта. В процессе этого взаимодействия происходило взаимное обогащение народов знаниями языка, обычаями и преданиями, изделиями хозяйственного обихода и прикладного искусства. Аборигенное население Сибири было тесно втянуто в систему общерусских связей. В этот период стали активно развиваться рыночные отношения, которые оказали большое влияние на традиционное хозяйство, быт, культуру, образование, психологию коренного населения [23].
Управление Сибири осуществлялось сначала Посольским приказом в Москве, в 1637 г. был создан специальный Сибирский приказ. Воеводы и промышленники собирали с местного населения ежегодную подать - ясак. Ясак платился в основном пушниной: песец, норка, бобер, куница, особенно ценился соболь.
В Сибири никогда не проводилась политика истребления коренных народов, уничтожения их самобытности. Царские власти были заинтересованы, прежде всего, в получении ясака, а потому старались сохранить экономическую самостоятельность подъясачного населения. Но, в то же время, рост эксплуатации и притеснения вызывал протест среди местных жителей. С середины и до конца XVII столетия по Сибири прокатывается волна восстаний, в которых наряду с русскими, участвовали и аборигены.
Присоединение Сибири к Российскому государству - поворотный момент в судьбах коренных народов. Оно создало условия для их дальнейшего экономического и культурного развития на качественно новой основе. Они многое узнали, приобрели (земледелие, пчеловодство, сенокошение, обработка металлов, за-
щита от воинственных соседей и т.д.). Ассимиляция способствовала подъему хозяйства, разрушению патриархальной обособленности, развитию культуры, распространению просвещения. Традиционные промыслы не претерпели существенных изменений, а появление новых видов ремесел в большей мере было связано с хозяйственной деятельностью крестьян-переселенцев [24].
Буряты, алтайцы и якуты вошли в состав Российского государства ещё в XVII веке. Самыми последними вошли в состав России тувинцы: протекторат России объявлен над Тувой только в 1914 г.
Судьба коренных народов в Советское время.
После распада Российской империи и образования Советского Союза в жизни коренных народов произошли радикальные изменения. Прежде всего, это переход коренного населения от привычного кочевого и полукочевого образа жизни на оседлый. С установлением Советской власти повсеместно стали создаваться коллективные формы собственности и переход на новые условия ведения хозяйства. Коллективная собственность воспринималась людьми по-разному: те семьи, которые многолетним упорным трудом развили крепкое хозяйство, в большинстве не хотели отдавать в общее пользование свой скот и имущество, бедные люди, в надежде на лучшую жизнь, охотно шли в колхозы [25].
Богатства недр Севера и Сибири послужили толчком для развития промышленно-транспортного освоения земель и роста численности пришлого населения в местах традиционного расселения коренных народов. Это приводило к тому, что коренные жители оказывались незначительным меньшинством на своей этнической территории [26]. Фактически у коренного населения были отняты земли их исконного проживания, и в ряде случаев аборигены были вынуждены осваивать новые территории, меняя тип местности и приспосабливаясь к новым условиям жизни [27].
В 1950-70-е гг. развернулся процесс по-селкования, который происходил в основном в северных регионах, и был принципиально новой для аборигенов формой организации расселения. Населённые пункты стационарного типа создавались вблизи пастбищных угодий, рыболовных водоёмов или охотничьих участков, с последующей их централизацией. В ходе кампании поселкования в конце 1950-х - нача-
ле 1960-х гг. сотни населенных пунктов Якутии были объявлены бесперспективными, подлежащими ликвидации. В результате были заброшены отдалённые территории землепользования, в том числе, охотничьи и рыболовные угодья. Сокращение промысловых ареалов привело к сужению исконных занятий, резкому сокращению числа профессиональных охотников, разрушению культуры и утрате преемственности поколений [27].
В 1970-90-е годы почти повсеместно исчезает оленеводство. Лишь крупнотабунное оленеводство тундрового типа обеспечивало сравнительно полное сохранение традиционной культуры и оберегало до недавнего времени северян от ассимиляционных процессов [26].
Переход кочевников на оседлый образ жизни - сложное и противоречивое явление, которое нельзя рассматривать однозначно. У данного социального процесса имеются как позитивные, так и негативные стороны (табл. 1). Позитивные стороны новой жизни последовали в сфере строительства, образования, здравоохранения. Проведение массовой коллективизации содействовало появлению оседлых поселков с элементами соответствующей инфраструктуры: сельсоветы, медпункты, больницы, школы, клубы, магазины и т.п. Благодаря санитарно-профилактическим мероприятиям и развитию системы здравоохранения улучшилось общее состояние здоровья населения, произошло значительное снижение детской смертности. Так, в Тыве число лечебных и профилактических учреждений за короткий срок увеличилось почти вдвое, количество врачей - более чем в 5 раз, среднего медицинского персонала - более чем в два раза [20, 28].
Имелись и отрицательные стороны данного этнополитического процесса. Прежде всего, это неоправданная поспешность перехода на оседлость и проведение коллективизации. Было очень трудно кочевников, которые привык-
Последствия ассим
ли жить самостоятельно, завлечь в колхозы и перевести на оседлый образ жизни. Их заставляли вселяться в дома, применяя силу. В ходе коллективизации шло непрерывное сокращение количества скота, что привело к снижению уровня жизни большинства населения. Сократилось потребление в пищу мяса и молока, которые заменялись преобладавшими в пищевом рационе крупами и хлебом, что не соответствовало многовековым традициям питания кочевников.
В качестве примера стремительной ломки жизненных стереотипов можно привести процесс седентеризации (перевода на оседлость) аратских хозяйств, происходивший в Тыве. Начавшись сразу после окончания Великой Отечественной войны, уже к 1953 году 93% всех аратских хозяйств оказались коллективизированы и перешли на оседлость, а окончательно процесс седентеризации в Тыве был завершён к середине 1950-х годов [18, 20, 28].
В ходе смены образа жизни терялась национальная обособленность и этническое своеобразие многих коренных малочисленных народов. Например, на Алтае произошёл процесс консолидации таких территориально - этнических групп, как теленгиты, телеуты, кумандин-цы и тубалары, вокруг собственно алтайцев, вследствие чего была утрачена их культурная самобытность [29].
Переход на оседлый образ жизни сопровождался разрушением традиционной культуры, формировавшейся в кочевых условиях не менее двух тысячелетий. В начале 30-х годов XX века была развернута программа культурного уничтожения «пережитков прошлого»: верования, неграмотности, патриархальности, всего, что не укладывалось в нормы советской духовности [29]. Особенно пострадали формы духовной культуры, которые были связаны с традициями шаманизма и буддизма.
Таблица 1
дионного процесса
Положительные Отрицательные
1. Появления земледелия, пчеловодства, развитие ремесел. 2. Развитие товарно-денежных отношений. 3. Углубление процессов межэтнических взаимодействий. 4. Развитие народного образования, просвещения, здравоохранения и строительства. 1. Насильственное переселение коренных жителей Севера и Сибири в поселки. 2. Отрыв от традиционного образа жизни и традиционной культуры. 3. Появление чуждой коренным народам системы отношений. 4. Смена идентичности, ценностной ориентации, переориентация на западную систему жизненных ценностей.
Религия, как этнообразующий фактор, теряла свои позиции, подвергаясь запрету и забвению. В качестве одного из примеров можно привести тот факт, что в период с 1936 по 1946 гг. на территории Агинского Бурятского округа не было ни одного действующего буддийского храма [10].
Смена образа жизни происходила чрезвычайно болезненно для коренных народов Сибири. Сохранился исторический документ, который подтверждает, что для многих аборигенов суицид оказался единственным выходом из сложившейся ситуации. Документально зафиксировал этот факт политический деятель Дмитрий Шепилов, который в 1926-28 гг. работал прокурором Главного суда Якутии. Он обратил внимание на высокую суицидальную активность населения, которая в те годы превышала показатели центральных районов России в 3 раза. По его словам, «подавляющая часть самоубийств падала на долю коренного населения» (Д. Шепилов, 1928). С тех пор, и вплоть до 90-х годов прошлого века достоверная информация об уровне самоубийств среди коренного населения находилась под запретом.
Современное положение коренных народов Сибири.
90-е годы XX века ознаменовались переходом страны к рыночным отношениям, что сопровождалось ухудшением социально-экономического положения большинства населения России, в том числе и коренных народов. В процессе приватизации исчезали коллективные формы собственности, происходила повсеместная реорганизация колхозов и совхозов, свертывались лесоучастки и зверофермы, традиционные формы хозяйствования признавались нерентабельными. Повсеместно закрывались промышленные предприятия, резко снижалось инвестирование в промышленное строительство. Упразднение прежних видов собственности и переход на новую систему экономических отношений явились причиной сокращения занятости коренного населения в труде и обнищания их семей. Основными причинами сокращения занятости коренных народов, проживающих в северных регионах, явилось снижение поголовья оленей в связи с реорганизацией колхозов и совхозов, свертывания лесоучастков. Региональная политика занятости не могла в полной мере обеспечить рабочими местами коренных жителей, и уровень безработицы достиг критического. Значи-
тельная часть коренного населения в тот период получала мизерное пособие в размере 200 рублей.
Таким образом, начиная с образования Советской России, менее чем за 70 лет, коренные народы сначала лишились собственных территорий и традиционных видов хозяйствования, а затем - средств производства и социальных гарантий. Наши исследования показали, что в настоящее время в изучаемых субъектах РФ национальный традиционный промысел практически утрачен (рис. 1). Так, в Якутии лишь 6 из 820 человек (0,7%) отметили, что занимаются традиционными видами труда: из них два оленевода, один коневод, один охотник, один скорняк, одна чумработница [30]. В Тыве лишь 5 из 480 человек занимаются скотоводством, ещё один человек занимается фермерским хозяйством, что в целом составляет 1,25% из всего числа опрошенных [31]. При опросе алтайцев и бурятов никто не отметил, что занимается традиционным национальным промыслом. Большинство работающего населения работают в бюджетных сферах, либо занимаются неквалифицированными видами труда, обслуживая государственные и бюджетные учреждения.
Рис. 1. Занятость в традиционном национальном промысле, в %.
Рис. 2. Уровень безработицы среди мужчин (М) и женщин (Ж), в %.
Рис. 3. Смертность от внешних причин (травмы, отравления, несчастные случаи, убийства, самоубийства) на 100 000 чел. населения / год.
Рис. 4. Причины суицидального поведения у коренных народов Сибири первого и второго порядка.
В ходе смены традиционного образа жизни женщины добились равноправия с мужчинами и возможности выбора профессии. Однако необходимость такого приобретения на сегодняшний день вызывает сомнения: уровень безработицы высок как среди мужчин, так и среди женщин. В Якутии 23,5% населения не имеют работы, в Тыве и на Алтае уровень безработицы превышает 40% (рис. 2).
Главное негативное последствие смены традиционного образа жизни связано со снижением жизнестойкости коренных народов Сибири, что проявляется в высоком уровне смертности от неестественных причин - травм, отравлений, несчастных случаев, убийств и самоубийств [1]. В национальных субъектах РФ этот показатель значительно превышает средний показатель по стране и является отра-
жением суицидального поведения коренного населения (рис. 3).
Если рассматривать отдельно показатель самоубийств, как наиболее яркий признак саморазрушения, самоуничтожения, то можно констатировать, что в Республике Саха (Якутия) он превышает средний показатель по России в 1,7 раз, в Республике Алтай - в 2,4 раз, в Республике Тыва - в 3 раза, в Агинском Бурятском округе - в 3,1 раза.
Наши исследования показали, что в основе суицидального поведения у коренных народов Сибири лежит множество причин, которые условно можно разделить на причины первого и второго порядка (рис. 4). Смена традиционного образа жизни - главная, основная причина, приведшая к утрате ценностей патриархальной семьи, трансформации всей системы отношений, смене ценностного мировоззрения, потере идентичности, росту алкоголизма, наркомании и нервно-психических расстройств, то есть причинам второго порядка, которые в своей совокупности приводят к суицидальному поведению коренных популяций. Эти причины включают как универсальные (в том числе, социально-экономические, клини-
Литература:
1. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi7PH2415011
2. Семенова Н.Б., Мартынова Т.Ф. Анализ завершенных суицидов среди детей и подростков Республики Саха (Якутия) // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012. № 2. С. 42-45.
3. Семенова Н.Б. Распространенность и факторы риска самоубийств среди коренных народов: обзор зарубежной литературы // Суицидология. 2017. Том 8, N° 1. С. 17-38.
4. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сборник. М.: ИИЦ «Статистика России», 2011.
5. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М. Л.: изд-во наук СССР, 1984. 445 с.
6. Романова Е.Е. Охотничий промысел на Алтае в 20-е годы XX века / мат-лы республ. науч. - истор. конф. «История и современность Республики Алтай». Горно-Алтайск, 2012. С. 124-126.
7. Енчинов Э.В. Семейные ценности алтайцев: дис. ... канд. истор. наук. М., 2009. 171 с.
8. Клешев В.А. Современная народная религия алтай-кижи: дис. ... канд. истор. наук. Томск, 2006. 429 с.
9. Нимаев Д.Д. Буряты: этногенез и этническая история: авто-реф. дис. ... канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2000. 37 с.
10. Цыденова Д.Ц. Представления о жизни и смерти агинских бурят: традиции и инновации (конец XIX - начало XXI в.): ав-тореф. дис. ... канд. истор. наук. Новосибирск, 2007. 30 с.
11. Алексеева Е.К. Материальная культура эвенов Якутии: конец XIX - начало XX вв.: дис. ... канд. истор. наук. Якутск, 2002. 204 с.
12. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. 736 с.
13. Пестерев В.И. Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах. Якутск: Бичик, 2000. 176 с.
14. Гурвич И.С. Таинственный чучуна: История одного этнографического поиска. - М.: Мысль, 1975. 96 с.
15. История Тувы: в 2-х т. / под ред. С.И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001. Т. 1. 367 с.
16. Республика в центре Азии: природа, страницы истории, культура. Кызыл: Панорама, 1994. 32 с.
ческие, семейные и др.), характерные для всех типов культур, так и этноспецифичные, характерные для культур традиционного типа [32]. Все они будут более подробно рассматриваться в наших дальнейших публикациях.
Таким образом, за короткий исторический срок коренные народы Сибири пережили смену как минимум трёх социально - экономических формаций. В ходе культурно - исторических перемен у них менялся традиционный образ жизни с кочевого на оседлый, они теряли свои исконные земли и национальный промысел, их вовлекали в коллективные формы хозяйствования, отбирали скот и имущество. Смена образа жизни сопровождалась разрушением традиционной национальной культуры и духовности. После развала Советского Союза многие коренные народы оказались лишенными практически всего: как собственных территорий и традиционных видов хозяйствования, так и средств производства, и социальных гарантий.
Итогом социальных потрясений явилось снижение жизнестойкости коренных народов, что проявляется в саморазрушающем поведении и подтверждается высокими показателями смертности от неестественных причин.
References:
1. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?Pl=24i50ii (In Russ)
2. Semenova N.B., Martynova T.F. Analiz zavershennyh suicidov sredi detej i podrostkov Respubliki Saha (Jakutija) // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. 2012. № 2. S. 42-45. (In Russ)
3. Semenova N.B. Suicidal prevalence and risk factors in native peoples: the review of foreign data // Suicidology. 20i7. Vol. S, № 1. P. i7-3S. (In Russ)
4. Predvaritel'nye itogi Vserossijskoj perepisi naselenija 20i0 goda: Stat. sbornik. M.: IIC «Statistika Rossii», 2011. (In Russ)
5. Potapov L.P. Ocherki po istorii altajcev. M.L.: izd-vo nauk SSSR,i9S4. 445 s. (In Russ)
6. Romanova E.E. Ohotnichij promysel na Altae v 20-e gody XX veka / mat-ly respubl. nauch. - istor. konf. «Is-torija i sovremen-nost' Respubliki Altaj». Gorno-Altajsk, 20i2. S. 124-126. (In Russ)
7. Enchinov Je.V. Semejnye cennosti altajcev: dis. ... kand. istor. nauk. M., 2009. 171 s. (In Russ)
S. Kleshev V.A. Sovremennaja narodnaja religija altaj-kizhi: dis. . kand. istor. nauk. Tomsk, 200б. 429 s.
9. Nimaev D.D. Burjaty: jetnogenez i jetnicheskaja istorija: avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Ulan-Udje, 2000. 37 s. (In Russ)
10. Cydenova D.C. Predstavlenija o zhizni i smerti aginskih burjat: tradicii i innovacii (konec XIX - nachalo XXI v.): avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Novosibirsk, 2007. 30 s. (In Russ)
11. Alekseeva E.K. Material'naja kul'tura jevenov Jakutii: konec XIX -nachalo XX vv.: dis..kand. ist. nauk. Jakutsk, 2002. 204 s. (In Russ)
12. Seroshevskij V.L. Jakuty. Opyt jetnograficheskogo issledovanija. 2-e izd. M., 1993. 736 s. (In Russ)
13. Pesterev V.I. Stranicy istorii Jakutii v dokumentah, legendah, mifah. Jakutsk: Bichik, 2000. 176 s. (In Russ)
14. Gurvich I.S. Tainstvennyj chuchuna: Istorija odnogo jetnograficheskogo poiska. - M.: Mysl', 1975. 96 s. (In Russ)
15. Istorija Tuvy: v 2-h t. / pod red. S.I. Vajnshtejna, M.H. Mannaj-oola. Novosibirsk: Nauka, 2001. T. 1. 367 s. (In Russ)
16. Respublika v centre Azii: priroda, stranicy istorii, kul'tura. Kyzyl: Panorama, 1994. 32 s. (In Russ)
17. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX - начало ХХ века). Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2002. 224 с.
18. Шойгу К. Перо черного грифа. Кызыл: Новости Тувы, 2001. 240 с.
19. Донгак С.Ч. Традиции скотоводства у тувинцев (конец XIX -середина XX вв.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Владивосток, 2011. 22 с.
20. Москаленко Н.П. Этнополитическая история Тувы в XX веке. М.: Наука, 2004. 222 с.
21. Монгуш Ч.В. Обряды как отражение традиционных верований тувинцев и хакасов в XIX-XX вв.: дис. ... канд. истор. наук. Абакан, 2005. 202 с.
22. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Москва, 2001. 161 с.
23. Андреев Ч.Г. Образ жизни коренных народов Восточной Сибири (бурят, хакасов, якутов) во второй половине XIX - начале XX вв., 60-е гг. XIX в. - октябрь 1917 г.: Историческое исследование: автореф. дис. ... д-ра истор. наук. Улан-Удэ, 2001. 469 с.
24. Екеев Н.В. Развитие промыслов в горном Алтае в XIX веке / мат-лы республ. науч. - истор. конф. «История и современность Республики Алтай». Горно-Алтайск, 2012. С. 81-85.
25. Тадыкина О.А. Об истории образования коллективных хозяйств в Улаганском районе / мат-лы республ. науч. - истор. конф. «История и современность Республики Алтай». Горно-Алтайск, 2012. С. 127-131.
26. Кривоногов В.П. Современные этнические процессы у малочисленных коренных народов Средней Сибири: дис. . д-ра истор. наук. Новосибирск, 2000. 445 с.
27. Филиппова В.В. История расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии во второй половине XX века: дис.. канд. истор. наук. Якутск, 2004. 207 с.
28. Xарунова, М.М. Социально-политические преобразования в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Абакан, 2003. 24 с.
29. Аткунова Д.А. Национальное возрождение коренных малочисленных народов северного Алтая (конец XIX - начало XXI в.): автореф. дис. ... канд. истор. наук. Томск, 2017. 24 с.
30. Семенова Н.Б., Лаптева Л.В. Социально-гигиеническая и медико-демографическая характеристика семей коренного населения Якутии // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015. № 5. С. 12-15.
31. Семенова Н.Б., Манчук В.Т. Социально-гигиеническая и медико-демографическая характеристика семей коренного населения Республики Тыва в современных социально-экономических условиях // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. N° 5. С. 34-37.
32. Семенова Н.Б. Предпосылки суицидального поведения коренного населения Республики Тыва // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2010. № 2. С. 87-89.
17. Tradicionnaja kul'tura tuvincev glazami inostrancev (konec HIH -nachalo HH veka). Kyzyl: Tuv. kn. izd-vo, 2002. 224 s. (In Russ)
18. Shojgu K. Pero chernogo grifa. Kyzyl: Novosti Tuvy, 2001. 240 s. (In Russ)
19. Dongak S.Ch. Tradicii skotovodstva u tuvincev (konec XIX -seredina XX vv.): avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Vladivostok, 2011. 22 s. (In Russ)
20. Moskalenko N.P. Jetnopoliticheskaja istorija Tuvy v HH veke. M.: Nauka, 2004. 222 s. (In Russ)
21. Mongush Ch.V. Obrjady kak otrazhenie tradicionnyh verovanij tuvincev i hakasov v XIX-XX vv.: dis. ... kand. istor. nauk. Abakan, 2005. 202 s. (In Russ)
22. Bohanov A.N., Gorinov M.M. Istorija Rossii s drevnejshih vremen do konca XVII veka. Moskva, 2001. 161 s. (In Russ)
23. Andreev Ch.G. Obraz zhizni korennyh narodov Vostochnoj Sibiri (burjat, hakasov, jakutov) vo vtoroj polovine HIH - nachale HH vv., 60-e gg. HIH v. - oktjabr' 1917 g.: Istoricheskoe issledovanie: avtoref. dis. ... d-ra istor. nauk. Ulan-Udje, 2001. 469 s. (In Russ)
24. Ekeev N.V. Razvitie promyslov v gornom Altae v XIX veke / mat-ly respubl. nauch. - istor. konf. «Istorija i sovremennost' Respubliki Altaj». Gorno-Altajsk, 2012. S. 81-85. (In Russ)
25. Tadykina O.A. Ob istorii obrazovanija kollektivnyh hozjajstv v Ulaganskom rajone / mat-ly respubl. nauch. - istor. konf. «Istorija i sovremennost' Respubliki Altaj». Gorno-Altajsk, 2012. S. 127-131. (In Russ)
26. Krivonogov V.P. Sovremennye jetnicheskie processy u malo-chislennyh korennyh narodov Srednej Sibiri: dis. ... d-ra istor. nauk. Novosibirsk, 2000. 445 s. (In Russ)
27. Filippova V.V. Istorija rasselenija korennyh malochislennyh narodov Severa Jakutii vo vtoroj polovine XX veka: dis.. kand. istor. nauk. Jakutsk, 2004. 207 s. (In Russ)
28. Harunova, M.M. Social'no-politicheskie preobrazovanija v Tu-vinskoj avtonomnoj oblasti (1944-1961 gg.): avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Abakan, 2003. 24 s. (In Russ)
29. Atkunova D.A. Nacional'noe vozrozhdenie korennyh malochislennyh narodov severnogo Altaja (konec XIX - nachalo XXI v.): avtoref. dis. ... kand. istor. nauk. Tomsk, 2017. 24 s. (In Russ)
30. Semenova N.B., Lapteva L.V. Social'no-gigienicheskaja i mediko-demograficheskaja harakteristika semej ko-rennogo naselenija Jakutii // Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2015. № 5. S. 12-15. (In Russ)
31. Semenova N.B., Manchuk V.T. Social'no-gigienicheskaja i mediko-demograficheskaja harakteristika semej ko-rennogo naselenija Respubliki Tyva v sovremennyh social'no-jekonomicheskih uslovijah // Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. 2006. № 5. S. 34-37. (In Russ)
32. Semenova N.B. Predposylki suicidal'nogo povedenija korennogo naselenija Respubliki Tyva // Zhurnal nevrologii i psihiatrii imeni S.S. Korsakova. 2010. № 2. S. 87-89. (In Russ)
THE CAUSES OF SUICIDAL BEHAVIOR IN NATIVE PEOPLES OF SIBERIA: TRANSITION FROM TRADITIONAL LIFESTYLE
N.B. Semenova
Krasnoyarsk Scientific Centre of Siberian Division of Russian Academy of Sciences, Krasnoyarsk, Russia Abstract:
There are high suicidal rates among native peoples of Siberia, which appear to be a considerable problem for public health in Russia. Positive dynamics is marked for the suicidal death cases in regard to the country as a whole. At the same time there is constant regional clustering with suicidal deaths predominant accumulation in national subordinate entities of Russian Federation, especially in Siberian regions. That is why suicidal behavior of the aboriginals should be regarded as social phenomenon in modern society, which demands deep analysis for its causes and risk factors. In order to reveal social and ethnic psychic conditions of the formation of suicidal behavior in the aboriginals of Siberia we have studied the lifestyle of native peoples in four national subordinate entities of Russian Federation where the highest statistical indices of suicides have been registered, namely in the Republics of Altay, Tyva, Sakha (Yakutia) and Aginskiy Buryat District. It is well-known that within a short historical period native peoples of Siberia were facing the succession of at least three different social economic patterns. In the course of cultural and historic changes they experienced the transition from traditional nomadic life to settling down. They were losing their indigenous lands and national works. They were forced to be involved into collective forms of economy when their cattle and equipment were taken away. The changes in their life style were accompanied by the destruction of their national culture and spirituality. After the dissolution of the Soviet Union, many native peoples found themselves to be deprived of
their territories, their traditional ways of economic management, production means and social guarantees. As the result of those social upheavals the viability of native peoples had been getting lower. This is confirmed by high indices of mortality caused by unnatural reasons including traumas, poisoning, accidents, murders and suicides. Key words: suicide, native peoples, Siberia, traditional way of life
Финансирование: Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов : Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
УДК: 616.89-008
СОЗДАНИЕ КРАТКИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ВЕРСИЙ ОПРОСНИКОВ «ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ» И «СТРАХ ЛИЧНОЙ СМЕРТИ»
К.А. Чистопольская, О.В. Митина, С.Н. Ениколопов, Е.Л. Николаев, Г.И. Семикин, С.Н. Озоль, С.А. Чубина
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, г. Москва, Россия
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», г. Москва, Россия ФГБУ «Научный центр психического здоровья», г. Москва, Россия
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Россия ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана», г. Москва, Россия ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава России, г. Рязань, Россия
ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева», г. Тула, Россия
Контактная информация:
Чистопольская Ксения Анатольевна - клинический психолог (SPIN-код: 3641-3550, ORCID iD: 0000-00032552-5009, Researcher ID: F-4213-2014). Место работы и должность: младший научный сотрудник отдела суици-дологии Московского научно-исследовательского института психиатрии - филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Минздрава России. Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3. Телефон: (495) 963-75-72. Электронный адрес: ktchist@gmail. com
Митина Ольга Валентиновна - кандидат психологических наук (SPIN-код: 9184-7235, ORCID iD: 00000002-2237-4404, Researcher ID: I-5194-2012). Место работы и должность: ведущий научный сотрудник лаборатории психологии общения факультета психологии ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова». Адрес: 125099, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Электронный адрес: omitina@mbox.ru
Ениколопов Сергей Николаевич - кандидат психологических наук, профессор (SPIN-код: 6911-9855, ORCID iD: 0000-0002-7899-424X, Researcher ID: C-2922-2016). Место работы и должность: заведующий отделом клинической психологии ФГБУ «Научный центр психического здоровья». Адрес: 115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34. Электронный адрес: enikolopov@mail.ru
Николаев Евгений Львович - доктор медицинских наук, доцент (SPIN-код: 6574-0189, ORCID ID: 0000-0001-8976-715X, Researcher ID: P-8907-2016). Место работы и должность: заведующий кафедрой клинической психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова». Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Электронный адрес: pzdorovie@bk.ru
Семикин Геннадий Иванович - доктор медицинских наук, профессор (SPIN-код: 5288-9719, ORCID iD: 0000-0003-2825-7089, Researcher ID: T-9092-2017). Место работы и должность: заведующий кафедрой «Валеоло-гия» ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана». Адрес: 105005, г. Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1. Электронный адрес: semikin@bmstu.ru
Озоль Сергей Николаевич - врач-психиатр (SPIN-код: 3074-1321, ORCID iD: 0000-0003-1949-8411, Researcher ID: U-4483-2017), аспирант кафедры психиатрии ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава России. Адрес: 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д.9. Электронный адрес: ozolsergey7@gmail.com
Чубина Софья Александровна - врач-психиатр, психотерапевт (ORCID iD: 0000-0002-9112-2737, Researcher ID: U-4432-2017). Место работы и должность: заведующая отделением ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева». Адрес: 301105, Тульская область, Ленинский район, п. Пете-лино. Электронный адрес: sonyaost@yandex.ru
Исследования отношений к смерти и страхов смерти являются важным и перспективным направлением в психологии, которое способствует пониманию мотивов человеческого поведения и имеет выраженное прикладное значение в суицидологии. Цель исследования: Создание кратких русскоязычных версий опросников «Отношение к смерти» (Death Attitude Profile Revised) и «Страх личной смерти» (Fear of Personal Death Scale).