Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
309
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ / ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамалимов Рустам Радикович

В статье анализируется влияние деструктивных социальных конфликтов на социальную безопасность и эффективность деятельности российской полиции, что является актуальным в современном российском обществе. Цель исследования - выявление основных факторов и причин конфликтности в органах внутренних дел. Представлены данные социологического исследования, проведённого среди сотрудников Отдела МВД России по г. Нефтекамску (Башкирия). На основе структурно-функционального анализа и системного подхода дана классификация причин социального конфликта. Основные виды социальных конфликтов: организационные и административно-управленческие, социально-экономические, социально-психологические, нравственно-этические, социально-коммуникативные. Новизной исследования является выделение особого типа конфликта-социально-коммуникативного, в котором даётся обоснование энергетического, социально-поведенческого фактора возникновения конфликтов. Была обнаружена социальная проблема, которая имеет практическую значимость и требует корректирующего воздействия административно-управленческой системы. Главный упор следует сделать на создание системы профилактики дисфункциональных конфликтов в российской полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONFLICTS AND SOCIAL SECURITY IN THE RUSSIAN POLICE: BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH MATERIALS

The article analyzes the impact of destructive social conflicts on social security and the effectiveness of the Russian police, which is relevant in modern Russian society. The purpose of the study is to identify the main factors and causes of conflict in the internal affairs bodies. The data of a sociological study conducted among employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Neftekamsk (Bashkiria) are presented. On the basis of structural-functional analysis and a systematic approach, a classification of the causes of social conflict is given. The main types of social conflicts: organizational and administrative and managerial, socio-economic, socio-psychological, moral and ethical, social and communicative. The novelty of the study is the identification of a special type of conflict - social and communicative, which provides a rationale for the energy, social and behavioral factor in the occurrence of conflicts. A social problem was discovered that has practical significance and requires a corrective impact of the administrative and management system. The main emphasis should be placed on the creation of a system for the prevention of dysfunctional conflicts in the Russian police.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Социальные конфликты и социальная безопасность в Российской полиции: по материалам социологического исследования

Мамалимов Рустам Радикович,

аспирант, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы E-mail: mamalimov.rustem@mail.ru

В статье анализируется влияние деструктивных социальных конфликтов на социальную безопасность и эффективность деятельности российской полиции, что является актуальным в современном российском обществе. Цель исследования - выявление основных факторов и причин конфликтности в органах внутренних дел. Представлены данные социологического исследования, проведённого среди сотрудников Отдела МВД России по г. Нефтекамску (Башкирия). На основе структурно-функционального анализа и системного подхода дана классификация причин социального конфликта. Основные виды социальных конфликтов: организационные и административно-управленческие, социально-экономические, социально-психологические, нравственно-этические, социально-коммуникативные. Новизной исследования является выделение особого типа конфликта-социально-ком-муникативного, в котором даётся обоснование энергетического, социально-поведенческого фактора возникновения конфликтов. Была обнаружена социальная проблема, которая имеет практическую значимость и требует корректирующего воздействия административно-управленческой системы. Главный упор следует сделать на создание системы профилактики дисфункциональных конфликтов в российской полиции.

Ключевые слова: социальные конфликты, социальная безопасность, российская полиция, социальная коммуникация, социально-коммуникативные конфликты, профилактика конфликтов.

£2

CJ

см

см

см

Z

50

Введение

Безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства. Состояние защищённости жизненно важных интересов граждан России в целом и работников правоохранительных органов - в частности, выступает комплексным понятием, включающим различные виды безопасности - личностную, политическую, экономическую, территориальную, экологическую, информационную и духовную безопасность. Интегрирующее понятие, объединяющее все названные виды - социальная безопасность, отражающая всю систему социальных отношений и социальных условий граждан.

Институт полиции подвержен влиянию внутренних опасностей и угроз, которые так или иначе могут способствовать возникновению конфликтной напряжённости: региональные и национальные взрывы и конфликты; распространение болезней, эпидемий, деградация людей (физическая, интеллектуальная, духовная); нарастание насилия, терроризма, преступности, наркомании, пьянства; жёсткая диктатура или агрессия одного государства против другого. Поэтому крайне важной представляется решение проблемы недопущения социальных конфликтов среди сотрудников полиции.

Методы исследования

Эмпирической базой для теоретических выводов и обобщений, сделанных в данной статье, стали результаты исследований, проведённых аспирантами БГПУ им. М. Акмуллы в 2022 г. Было проведено монографическое исследование 379 сотрудников полиции. В качестве типичного объекта был избран Отдел МВД России по г. Нефтекамску. Монографическое исследование включало элементы сплошного исследования (отклонение составило не более 1-3%).

Основными методами получения эмпирических данных были следующие: анкетирование с использованием проективной техники, включённое наблюдение, социальная диагностика организации, что в совокупности позволило сделать теоретические обобщения и выводы. Обследованным сотрудникам полиции было предложено последовательно выразить своё отношение к заданным ситуациям по набору из четырёхчленных шкал. В зависимости от процентной доли сотрудников, которые выразили критическое отношение и неудовлетворённость различными ситуациями, которые влияют социальные отношения в коллективе, мы выделили четыре градации (уровня): менее 20% - удовлетворительное состояние отношений; 20-40% - неустойчивое состояние отношений;40-70% - предкризисное состояние отношений; 70-100% - кризисное состояние отношений. В ходе социологического исследования также осуществлялась социальная диагностика правоохранительной организации с целью определения её интегрального типа. Здесь применялся типологический поход, который является разновидностью структурно-функционального и системного анализа социальных объектов процессов [2].

Результаты

С нашей точки зрения, в отличие от межличностных конфликтов, социальный конфликт всегда предполагает борьбу одной социальной группы против другой, противоборство социальных субъектов. Классификацию конфликтов можно построить, опираясь на теорию систем социального действия Т. Парсонса. Он выделяет четыре подсистемы социального действия, из которых состоит общественная система: органическая, личностная, социальная и культурная. Причём социальная система в его теории выполняет интегративную функцию [4].

Современный социальный исследователь В.В. Гулен-ко разработал теорию коммуникативного пространства, которая является развитием идей Т. Парсонса. Он выделяет физический, психологический, социальный и интеллектуальный (духовный) уровень коммуникации [5, с. 20].

Исходя из этих теоретических положений, построим классификацию причин социального конфликта.

1. Политические конфликты - борьба между группами за власть и социальный статус. «Борьба за реальные властные полномочия, за возможность принятия решений или влияния на процесс выработки этих решений представляет собой сердцевину политического конфликта» [6, с. 263]. Такой вид конфликта считал главным Р. Дарендорф.

2. Личностные конфликты, в основе которых лежат индивидуальные особенности, несовместимость характеров и темпераментов.

3. Экономические конфликты - борьба за собственность, получение более высокого дохода и доступ к иным экономическим ресурсам (конфликт интересов). Такого рода конфликты выступают основополагающими в теории К. Маркса и Ф. Энгельса. Духовные конфликты, обусловленные различием ценностей, мировоззрений, менталитета, идеологическими разногласиями, уровнями образования и интеллекта (ценностный конфликт) -А. Тойнби, О. Шпенглер, П. Сорокин.

Автор данной статьи считает целесообразным выделить особый тип конфликтов - социально-коммуникативные конфликты. Социальная коммуникация интерпретируется как обмен информацией и социальными действиями между социальными субъектами. Другие виды коммуникации - политическая, экономическая, межличностная и духовная. Социальная коммуникация носит сквозной характер и характеризует, прежде всего, отношения и взаимодействия социальных субъектов. В зависимости от того, какие группы, общности вступают в коммуникацию, меняется содержание других видов социальных отношений. Социальная коммуникация органично входит во все другие виды коммуникаций, поскольку любые отношения предполагают наличие социальных субъектов и немыслимы вне их.

Коммуникация в социологической и философской литературе чаще всего понимается как процесс передачи информации, акт общения и информационный обмен, целью которого является взаимопонимание [7, с. 133]. В российской полиции нередко конфликты возникают не только в следствии неудовлетворительной передачи информации, но по причине существования расплывчатых критериев качества работы сотрудника, неточного определения должностных обязанностей и функций всех работников правоохранительных органов и отдельных подразделений, предъявление взаимоисключающих требований к служебной деятельности, стремления управленческой системы к получению односторонней выгоды и т.д. Обследованным сотрудникам полиции было предложено последовательно выразить своё отноше-

ние к заданным ситуациям по набору из четырёхчленных шкал. Результаты исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка сотрудниками конфликтогенных факторов в Отделе МВД России (в процентах)

Ситуация в организации Нет Скорее нет Скорее да Да

Совещания краткие и завершаются результатом 8,18 19,66 44,26 27,86

Каждый работник знает, по каким критериям оценивают его сотрудников 6,54 14,74 49,18 29,5

В случае срывов, неудач, нарушений всегда идёт активный поиск виновных 21,30 27,86 39,34 13,10

Доступ к информации зависит от положения работника в глазах начальства 19,66 29,50 36,06 14,74

Если допущена ошибка, об этом первым узнаёт не работник, а его начальник или сослуживцы 14,74 31,14 27,86 24,58

Конфликты возникают чаще всего из-за мелочей 39,34 22,94 32,78 3,26

Можно выдвигать новые идеи и предложения по со-вершенствова-нию работы 13,10 13,10 54,08 16,38

В коллективе неравенство, одни находятся в лучших условиях, другие-в худших 31,14 34,42 21,30 13,10

В коллективе существует справедливое отношение ко всем 6,54 29,50 36,06 27,96

Успехи отдельных работников вызывают у остальных зависть 36,06 34,42 21,30 6,54

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

Окончание

Ситуация в организации Нет Скорее нет Скорее да Да

Сначала интересы коллектива, затем- интересы отдельного работника 8,18 32,78 40,98 19,66

Главный вопрос в коллективе» Кто будет виноват?» 34,42 37,70 14,74 11,46

Всё построено на страхе: «Боятся - значит, уважают» 39,34 40,98 13,10 6,54

Один за всех, все за одного 3,26 29,5 29,5 37,7

Каждый сам за себя 34,42 27,86 19,66 31,14

Каждый сотрудник имеет доступ к информации, касающейся всего коллектива 22,94 22,94 36,06 18,02

Прозрачная система оплаты труда, зависящая от результатов каждого 9,82 21,30 37,70 29,50

Корпоративные мероприятия и праздники сплачивают коллектив 14,74 16,38 37,70 32,78

1 .Организационные и административно-управленческие конфликты.

Анализ ситуаций и факторов, способствующих возникновению административно-управленческих конфликтов, показывает неустойчивое или предкризисное состояние социальных отношений. Здесь следует отметить такой фактор как прозрачность критериев оценки кадров. Согласно данным опроса, почти четверть респондентов не знают, по каким критериям оценивают сотрудников правоохранительных органов.

20% респондентов полагают, что всё построено на страхе, что косвенно может свидетельствовать о доминировании авторитарного типа управления. Дополнительным подтверждением является такой факт: 52% опрошенных сотрудников полиции выбрали вариант ответа, что «в случае срывов, неудач, нарушений всегда идёт активный поиск виновных». В данном случае речь идёт о правоохранительной организации, которая относится к общностям закрытого типа, что закономерно предполагает жёсткую формализацию всех производственных отношений.

2. Социально-экономические конфликты. Р7 Закономерно, что несправедливое распределение £ ресурсов и финансов между отдельными сотрудника-й ми разного социального ранга в значительной степени еЗ способствует возникновению конфликтов. Как показали результаты социологического исследования, в экономи-

ческой сфере деятельности организации Отдела МВД существуют недостатки и резервы потенциального улучшения ситуации. Наличие прозрачной системы оплаты труда, зависящей от результатов работы каждого, зафиксировали в своих ответах 69% респондентов. Вместе с тем, 34% сотрудников полиции отметили, что «в коллективе неравенство, одни находятся в лучших условиях, другие- в худших», а 37% респондентов не согласились с утверждением, что в коллективе существует справедливое отношение ко всем.

3. Социально-психологические конфликты.

В данном типе конфликтов особую роль играют субъективные факторы, которые проистекают из индивидуальных особенностей личностей. Здесь уместно применять понятие межличностной совместимости, причины которой для обыденно-житейского сознания являются скрытыми. Например, 36% обследованных сотрудников полиции заявили, что «конфликты возникают чаще всего из-за мелочей». Индивидуальные беседы показали, что под мелочами большинство понимают симпатии, антипатии, особенности характера, сиюминутное настроение, физическое самочувствие и состояние в данный момент. Иначе говоря, как правило, за этим скрываются личностные столкновения [9].

В теории «человеческих отношений» обосновывается конструктивное использование социально-психологического фактора и неформальных отношений на благо организации, необходимость формирования преданности организации. В современном менеджменте практикуют различные методы интеграции официальной деловой и неформальной культуры - соучастие работников в управлении, участие в различных мероприятиях (ритуалы, праздники, традиции) с целью лучшего восприятия идеологии и символики организации. В проведённом нами исследовании 70% респондентов заявили, что «корпоративные мероприятия и праздники сплачивают коллектив». С другой стороны, почти треть опрошенных не согласилась с таким утверждением.

4. Духовные, нравственно-этические конфликты.

На современном этапе развития происходит возрастание роли морального фактора в общественной жизни. Поэтому частой причиной конфликтов является различие в представлениях и ценностях. Например, противоречие между ценностями индивидуализма и коллективизма. Так,41% сотрудников Отдела МВД выразили мнение, что интересы коллектива не превалируют над интересами отдельной личности, 51% согласились, что лозунг «каждый за себя» отражает характер отношений, а 32% считают, что принцип «один за всех, и все - за одного» не действует в реальности.

Более половины респондентов отметили, что в случае срывов, неудач, нарушений всегда идёт активный поиск виновных. По субъективной оценке 28% сотрудников полиции, «успехи отдельных работников вызывают у остальных зависть», что характеризует невысокий уровень внутриколлективной сплочённости. 53% респондентов согласились с утверждением «Если допущена ошибка, об этом первым узнаёт не работник, а его начальник или сослуживцы».

5. Социально-коммуникативные конфликты.

Некачественная передача информации нередко выступает причиной конфликта в правоохранительных органах. Вместе с тем, необходимо учитывать и энергетический фактор в социальной коммуникации - мотивацию социально-статусных групп в социальном диалоге и достижении взаимопонимания. Нередко руководители правоохранительных органов имеют социальную заинтересованность в применении коммуникативного стиля монолога. Данные включённого наблюдения подтвер-

ждают многочисленные факты, когда начальники не желают слушать и слышать информацию, которая исходит от подчинённых, а также имеют низкую мотивацию для достижения понимания той информации, которая исходит от рядовых сотрудников или представителей гражданского сообщества. Иллюстрацией к сказанному могут послужить данные авторского исследования, согласно которым более половины обследованных сотрудников Отдела МВД РФ заявили, что «доступ к информации зависит от положения работника в глазах начальства».

Обсуждение и заключение

Анализ ситуаций и факторов, способствующих зарождению деструктивных конфликтов, показал неустойчивое или предкризисное состояние социальных отношений в правоохранительной организации. Таким образом, была обнаружена социальная проблема, которая требует корректирующего воздействия административно-управленческой системы. В центр внимания начальствующего состава органов внутренних дел нужно поставить создание системы профилактики дисфункциональных конфликтов в российской полиции. В технологии управления социальными конфликтами в органах внутренних дел главное звено - профилактика конфликта. Предотвращение социальных патологий в плане обеспечения социальной безопасности более эффективно, нежели их последующее лечение. Профилактика конфликта предполагает получение информации о состоянии социальных отношений потенциальных участников конфликта в российской полиции. Сбор и анализ подобной информации является задачей социальной диагностики, осуществляемой методами социологического исследования, которое позволяет своевременно обнаружить причины роста социальной напряжённости [8].

В плане предотвращения и профилактики конфликтности в органах внутренних дел важное значение приобретает система информационно-коммуникативной безопасности, которую можно интерпретировать как состояние защищённости информационных ресурсов, а также прав субъектов этой деятельности. Следовательно, социально-коммуникативные факторы в современной правоохранительной организации выступают важным компонентом при создании системы профилактики деструктивных социальных конфликтов.

Литература

1. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования - 3-е изд., испр. - Москва: Омега-Л, 2007.

2. Антошкин В.Н., Круль А.С. Типологический анализ как метод исследования информационной структуры социальных систем// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2012 - № 3 -С. 65-76.

3. Coser L.A. The Fuctions of Social Conflict. N.Y. 1956.

4. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем //Американская социологическая мысль. - М., 1994. - С. 448-480.

5. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. -Новосибирск, 1995. - С. 19-22.

6. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта - М.: Аспект Пресс, 1995. - 263 с.

7. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М.: ИНФРА М-НОРМА, 1998-133 с.

8. Antochkin V.N. Sociological Research as a Method of Social Diagnostics // Euasian Journal of Analytical Chemistry, 2017. 12(7b):1-9.

9. Спирина А.С. Социальное доверие как фактор восприятия коррупции (по результатам социологического опроса в Алтайском крае) // Society and Security Insights, 2021. № 2. - С. 107-114.

SOCIAL CONFLICTS AND SOCIAL SECURITY IN THE RUSSIAN POLICE: BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH MATERIALS

Mamalimov R.R.

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmully

The article analyzes the impact of destructive social conflicts on social security and the effectiveness of the Russian police, which is relevant in modern Russian society. The purpose of the study is to identify the main factors and causes of conflict in the internal affairs bodies. The data of a sociological study conducted among employees of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the city of Neftekamsk (Bashkiria) are presented. On the basis of structural-functional analysis and a systematic approach, a classification of the causes of social conflict is given. The main types of social conflicts: organizational and administrative and managerial, socio-economic, socio-psychological, moral and ethical, social and communicative. The novelty of the study is the identification of a special type of conflict - social and communicative, which provides a rationale for the energy, social and behavioral factor in the occurrence of conflicts. A social problem was discovered that has practical significance and requires a corrective impact of the administrative and management system. The main emphasis should be placed on the creation of a system for the prevention of dysfunctional conflicts in the Russian police.

Keywords: social conflicts, social security, Russian police, social communication, social and communicative conflicts, conflict prevention.

References

1. Yadov V.A. Strategy of sociological research - 3rd ed., Rev. -Moscow: Omega-L, 2007.

2. Antoshkin V.N., Krul' A.S. Typological analysis as a method for researching the information structure of social systems// Izvestia of higher educational institutions. Volga region. - 2012 - No. 3 -p. 65-76.

3. Coser L.A. The Fuctions of Social Conflict. - N.Y., 1956.

4. Parsons T. The coordinate system of action and the general theory of action systems: culture, personality and the place of social systems // American Sociological Thought. - M., 1994. -p. 448-480.

5. Gulenko V.V. Management of a well-coordinated team. - Novosibirsk, 1995. - pp. 19-22.

6. Zdravomyslov A.G. Sociology of conflict - M.: Aspect Press, 1995. - 263 p.

7. Sociological encyclopedic dictionary. In Russian, English, German, French and Czech. Editor-coordinator G.V. Osipov. - M.: INFRA M-NORMA, 1998-133 p.

8. Antochkin V.N Sociological Research as a Method of Social Diagnostics // Euasian Journal of Analytical Chemistry, 2017. -12(7b):1-9.

9. Spirina A.S. Social trust as a factor in the perception of corruption (according to the results of a sociological survey in the Altai Territory) // Society and Security Insights, 2021. - No. 2 -p. 107-114.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C3

о

er

IE

0

1

—I

У

IE U~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.