Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС'

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LABOR LEGISLATION / НАХОЖДЕНИЕ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС / A FINDING AT THE DISPOSAL OF ESTABLISHMENT OR BODY OF PENAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заводчикова Елена Николаевна

Автором рассматриваются некоторые вопросы соотношения российского трудового законодательства и отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заводчикова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social guarantees for employees of the criminally-executive system, at the establishment or body Penal System disposal

The author considers some questions of a parity of the Russian labor legislation and the separate standard legal certificates regulating activity of Penal System.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛПИТЕЛЬПОИ СИСТЕМЫ LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF PENAL SYSTEM

УДК 351.83

Е. Н. Заводчикова

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС

E. N. Zavodchikova

SOCIAL GUARANTEES FOR EMPLOYEES OF THE CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM, AT THE ESTABLISHMENT OR BODY PENAL SYSTEM DISPOSAL

Автором рассматриваются некоторые вопросы соотношения российского трудового законодательства и отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы.

The author considers some questions of a parity of the Russian labor legislation and the separate standard legal certificates regulating activity of Penal System.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, трудовое законодательство, нахождение в распоряжении учреждения или органа УИС.

Keywords: criminally-executive system, the labor legislation, a finding at the disposal of establishment or body of Penal System.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что служба в органах внутренних дел, по смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 32 (часть 4), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункт «е»), - особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правой статус, регулируя который, федеральный законодатель вправе устанавливать в рамках своей дискреции - исходя из задач, принципов организации и функционирования правоохранительной службы - ограничения в части реализации сотрудниками гражданских прав и свобод и возлагать на них особые обязанности, обусловленные специфическим характером их деятельности.

Это право федерального законодателя нашло непосредственное выражение в статье 9.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел» и статье 16.1 «Нахождение сотрудника органов внутренних дел в распоряжении органов внутренних дел» Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение).

Как следует из статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с конкретизирующими её положения преамбулой Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудник, поступая на службу в уголовно-исполнительную систему, реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно избирает профессиональную деятельность, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данному виду государственной службы, во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению охраны общественного порядка; соответственно, сотрудник обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.

В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 6 июня 1995 года № 7-П и развитой в ряде определений (от 1 декабря 1999 года № 219-0, от 7 декабря 2001 года № 256-0, от 22 октября 2008 года № 538-0-0 и др.) применительно к различным видам деятельности, связанной с осуществлением публичных функций, граждане, добровольно приступая к её осуществлению, соглашаются с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый ими правовой статус. Исходя из этого, установление тех или иных ограничений прав и свобод в отношении указанных граждан само по себе не противоречит статьям 19 (часть 1), 37 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации и согласуется с Конвенцией МОТ № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 года, закрепляющей, что не считаются дискриминацией различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определённой работой (пункт 2 статьи 1).

Специальные гарантии и меры социальной защиты и адаптации предусмотрены и при нахождении сотрудника уголовно-исполнительной системы в распоряжении учреждения или органа УИС.

Прежде всего, статьей 16.1 Положения установлены 9 исчерпывающих случаев нахождения сотрудников в распоряжении (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 156-ФЗ)1:

а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения);

б) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы;

в) по окончании приостановления службы;

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 30, ст. 3987.

г) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией;

д) при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем);

е) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки, указанный в части второй настоящей статьи;

ж) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность;

з) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел;

и) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям.

При этом частью второй данной статьи установлены сроки (от одного месяца до одного года) пребывания в распоряжении с учётом основания нахождения в распоряжении.

В течение указанных сроков руководитель учреждения или органа УИС совместно с сотрудником обязаны принять решение:

о прохождении службы путём назначения (заключения контракта о службе) на вышестоящую, равную или нижестоящую должность;

об увольнении со службы.

На практике может встретиться и случай приостановления службы в уголовно-исполнительной системе в период нахождения в распоряжении.

Поскольку на основании Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»1 (статья 24.1. Гарантии сотрудникам уголовно-исполнительной системы, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления) сотрудники уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранные депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления или выборными должностными лицами органов местного самоуправления, на период осуществления указанных полномочий приостанавливают службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы).

Кроме того, время нахождения сотрудников на излечении в связи с полученными ими при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем не ограничивается. На медицинское освидетельствование указанные сотрудники направляются после окончания или при определившемся исходе заболевания2.

Здесь же надо помнить: 1) о возможности заболевания сотрудника туберкулезом. Нахождение сотрудника на излечении может длиться до одного года. 2) об уходе сотрудника-женщины в отпуск по беременности и родам с последующим отпуском по уходу за ребенком до достижении им возраста трех лет

В указанных выше случаях законодатель не вменил в обязанность руководителю назначение сотрудника на должность для реализации его перечисленных прав. Тем более, это невозможно - без согласия сотрудника. В связи с чем сотрудником будут реализованы его право на приостановление службы, на лечение и на отпуск по беременности и родам, находясь в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Применение некоторых оснований вывода в распоряжение очевидны, т. е. легко применимы.

Реализация вывода в распоряжения по п. «г» при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией и по п. «д» при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника па излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем статьи 16.1 Положения вызовет неопределенность по применению, т. к. это самостоятельные основания и они не подменяют друг друга).

Итак, срок нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа УИС составляет:

1) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, сокращения численности или штага сотрудников органа внутренних дел (подразделения) - не более двух месяцев;

2) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы - в период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца;

3) по окончании приостановления службы - в период трудоустройства, но не более трёх месяцев;

1 Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1193. № 33. Ст. 1316.

2 Часть 3 Статьи 48 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

4) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией - в период прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, но не более двух месяцев;

5) при неисполнении более четырёх месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем - в период болезни, но не более одного года;

6) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки - в период трудоустройства, но не более трёх месяцев;

7) в связи с восстановлением в должности сотрудника УИС, ранее замещавшего эту должность -в период трудоустройства, но не более трёх месяцев;

8) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе - в период пребывания в неиспользованном отпуске, но не более шести месяцев;

9) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям - в период трудоустройства, но не более трёх месяцев.

На первый взгляд, всё ясно: сроки нахождения в распоряжении установлены, приказ о выводе сотрудника в распоряжение состоялся, необходимо готовить проект приказа о назначении или об увольнении со службы.

На практике всё гораздо сложнее.

Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.

Законодателем систематизированы периоды нахождения сотрудников в распоряжении, но не внесены изменения в процедуру увольнения, как это урегулировано у военнослужащих.

Пунктом 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237) установлено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением нахождения военнослужащего на стационарном лечении, а также если военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком.

В уголовно-исполнительной системе применяется Трудовой кодекс Российской Федерации (статья 81) в части, не допускающей увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Пунктом 8.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (утверждена приказом Минюста России от 06.06.2005 № 76) регламентирована работа должностных лиц по организации работы с сотрудниками, находящимися в распоряжении. К ним относится: издание приказа о зачислении в распоряжение и ознакомление сотрудника с ним производится в трёхдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня поступления в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы приказа (выписки из приказа) о проведении организационно-штатного мероприятия, но не ранее даты вступления его в силу.

В случае болезни, нахождения сотрудника в отпуске, командировке или отсутствия его на службе по иным уважительным причинам ознакомление сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение производится в трёхдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, с момента выхода сотрудника на службу.

Одновременно с ознакомлением сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение он в установленном порядке уведомляется о возможном увольнении со службы под роспись.

Сотрудник, зачисленный в распоряжение, сдаёт дела по сокращенной должности в установленном порядке и исполняет приказы, распоряжения либо отдельные служебные поручения непосредственных начальников до решения вопроса о его назначении на другую должность либо увольнении со службы.

Начальником учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или по его поручению одним из заместителей начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также начальника соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении учреждения, органа уголовно-исполнительной системы.

В ходе собеседования сотрудникам разъясняются:

- порядок проведения организационно-штатных мероприятий;

- основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями;

- права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, по согласованию с его начальником, обязанности по которым он может выполнять с учётом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от неё должны быть зафиксированы в письменной форме.

Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника.

Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о назначении сотрудника на другую должность, его переводе на службу в другое учреждение или орган уголовно- исполнительной системы или увольнении со службы.

Сотрудник, находящийся в распоряжении, подлежит увольнению со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы до истечения двух месяцев с даты окончания контракта по пункту "г" или по окончании срока нахождения в распоряжении по пункту "е" статьи 58 Положения или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.

Сотрудник может быть уволен до окончания срока нахождения в распоряжении при наличии его рапорта.

В приказе об увольнении, переводе на службу в другое учреждение или орган уголовно-исполнительной системы или назначении на должность сотрудника, находящегося в распоряжении, указывают, в чьем распоряжении он находится, ранее занимаемую сотрудником должность, а также основание и дату назначения, перевода па службу в другое учреждение или орган уголовно-исполнительной системы или увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Прежде чем издать приказ о выводе в распоряжение с указанием основания, перечисленным в статье 16.1 Положения, руководителю с кадровой службой совместно с сотрудником необходимо достигнуть консенсуса по основанию вывода в распоряжение, поскольку от основания вывода в распоряжение, как правило, определяется основание увольнения, и следовательно, выплата (установление) единовременного пособия или ежемесячного социального пособия. Также зависит и продолжительность отпуска в году увольнения с учётом нереализованных отпусков прошлых лет.

Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 124) запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Россия ратифицировала Конвенцию об оплачиваемых отпусках, принятую на 54-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 24 июня 1970 года (Федеральный закон от 01.07.2010 № И9-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)»1). Пунктом 1 статьи 9 Конвенции установлено, что непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

Таким образом, ничего не «сгорает».

УДК 349.23/24

К. В. Косарев, О. Ю. Кауров ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ

K. V. Kosarev, O. Y. Kaurov LEGAL REGULATION OF WORK OF THE PRISONERS

В статье определяются особенностей правового регулирования трудовых отношений осуждённых.

In article are defined features of legal regulation of labor relations of the prisoners.

Ключевые слова: осуждённый, труд, регулирование, ответственность.

Key words: prisoner, work, regulation, responsibility.

Право на труд является одним из основных статутных прав человека. Право на труд принадлежит каждому независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. п. Право на труд закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации.2 Труд осуждённых является неотъемлемой частью их правового статуса.

Вопрос о том, что представляют собой трудовые отношения осуждённых, является дискуссионным. Так, В. Г. Малов полагал, что «в этой сфере действует только уголовно-исполнительное право, допускающее, в предусмотренных им случаях и пределах, использование законодательства о труде»3. Подобное мнение было высказано Л. Я. Гинцбургом, по мнению автора, «осуждённый состоит с исправительно-трудовым учреждением не в трудовом, а в уголовно-исполнительном правоотношении»4. И. В. Аленина отмечает, что «трудовые отношения, например, лиц, осуждённых к лишению свободы, лишены такого важного признака, как добровольность

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 27, ст. 3423.

2 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. 21 января.

3 Малов В. Г. Применение норм трудового права в регулировании труда осуждённых к лишению свободы. М., 1973. С. 7.

4 Гинцбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.