Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС'

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINALLY-EXECUTIVE SYSTEM / НАХОЖДЕНИЕ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС / A FINDING AT THE DISPOSAL OF ESTABLISHMENT OR BODY OF PENAL SYSTEM / LABOR LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заводчикова Елена Николаевна

Автором рассматриваются правовые последствия прохождения службы для сотрудников уголовно-исполнительной системы, находящихся в распоряжении учреждения или органа УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal consequences of service for employees of the Penal System at the establishment or body Penal System disposal

The author considers some questions of a legal consequences of service for employees of the Penal System at the establishment or body Penal System disposal.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС»

Таким образом, очевидно, что без государственной поддержки исправительным учреждениям самостоятельно не справиться со многими рассмотренными проблемами. Ведь для того, чтобы распутать целый клубок проблем, нужна целенаправленная работа всех заинтересованных структур.

УДК 351.83

Заводчикова Е. Н.

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ

УЧРЕЖДЕНИЯ ИЛИ ОРГАНА УИС

Zavodchikova E. N.

LEGAL CONSEQUENCES OF SERVICE FOR EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM AT THE ESTABLISHMENT OR BODY PENAL SYSTEM DISPOSAL

Автором рассматриваются правовые последствия прохождения службы для сотрудников уголовно-исполнительной системы, находящихся в распоряжении учреждения или органа УИС.

The author considers some questions of a legal consequences of service for employees of the Penal System at the establishment or body Penal System disposal.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, нахождение в распоряжении учреждения или органа УИС.

Key words: criminally-executive system, the labor legislation, a finding at the disposal of establishment or body of Penal System.

По смыслу ст. 37 (ч. 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её ст. 32 (ч. 4), 72 (п. «б» ч. 1) и 114 (п. «е»), служба в уголовно-исполнительной системе, наряду со службой в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют своё право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.12.2002 г. № 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним1.

Конституционная обязанность государства по установлению правового статуса сотрудника уголовно-исполнительной системы осуществляется в различных юридических формах, в том числе в прохождении службы не на должностях рядового и начальствующего состава в случае нахождения в распоряжении руководителя учреждения или органа УИС.

Институт нахождения в распоряжении учреждения или органа применяется также в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц. В отношении государственных гражданских служащих и работников указанные правоотношения федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации, соответственно, не регулируются.

Из сложившейся правоприменительной практики, в том числе и Верховного Суда Российской Федерации3, нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии. Данная практика соответствует положениям ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей отношения по ограничению распространения трудового законодательства на военнослужащих и других лиц, если это не установлено федеральным законом.

Сотрудник УИС может проходить службу не на должностях рядового и начальствующего состава в случаях:

а) нахождения в распоряжении учреждения или органа УИС;

б) прикомандирования к органу государственной власти, а также к организации в порядке и на условиях, которые определяются президентом Российской Федерации.

Порядок перемещения сотрудника УИС в распоряжение учреждения или органа УИС регулируется ст. 16, 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение), утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-14, а также п. 8.6 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (утверждено приказом Минюста России от 06.06.2005 г. № 76)5.

Ст. 21 федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»6 действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации распространено на

1 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2009 № 13-П.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

3 Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2010 № 52-В10-3.

4 Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. 1993. 14 января. № 2. Ст. 70.

5 Российская газета. 2005. 06 июля. № 144.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 30. Ст. 3613.

сотрудников органов внутренних дел. переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации.

При зачислении сотрудника в распоряжение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы при проведении организационно-штатных мероприятий он освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями для решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы в уголовно-исполнительной системе или увольнении.

Сотрудник может быть зачислен в распоряжение при ликвидации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или при сокращении численности или штата его сотрудников.

Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является постановление Правительства Российской Федерации, приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний или территориального органа ФСИН России о ликвидации конкретного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном учреждении или органе уголовно-исполнительной системы. Срок вступления в силу приказа о проведении организационно-штатного мероприятия в учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, как правило, определяется с учётом времени, необходимого для доставки приказа и принятия решения о зачислении сотрудников в распоряжение учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

При ликвидации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы сотрудники могут зачисляться в распоряжение вышестоящего или иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, на который возложено проведение организационно-штатных мероприятий или ликвидации.

При сокращении штата учреждения или органа уголовно-исполнительной системы высвобождающиеся сотрудники могут зачисляться в распоряжение этого или иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы по согласованию с его начальником при наличии вакантных должностей.

В аналогичном порядке зачисляются в распоряжение сотрудники при расформировании (ликвидации) отдельных структурных подразделений учреждения или органа уголовно-исполнительной системы или сокращении отдельных должностей.

В срок нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы не засчитывается время освобождения от служебных обязанностей по болезни, пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.

Зачисление сотрудников в распоряжение учреждения или органа УИС является правом, но не обязанностью руководителя, обладающего правом по изданию приказа по перемещению.

При ликвидации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, а также сокращения численности или штата его сотрудников высвобождающиеся сотрудники могут не зачисляться в распоряжение при условии проведения своевременной подготовительной работы для реализации организационно-штатных мероприятий. Подготовительная работа включает:

- подготовку и своевременное издание приказа о проведении организационно-штатных мероприятий в учреждении или органе УИС. Данное условие позволяет должностным лицам кадрового подразделения организовать работу по определению заинтересованного круга лиц и принятия персонального решения по их дальнейшему прохождению службы, в том числе и в другом территориальном органе УИС или ином федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена правоохранительная служба;

- вручение направления на военно-врачебную комиссию для определения состояния здоровья при назначении на иную должность в соответствии с имеющимся опытом работы;

- заблаговременное направление на переподготовку на соответствующих курсах сотрудника, который согласен при проведении организационно-штатных мероприятий переместиться на должность по новой для него специальности;

- желание руководителя учреждения или органа УИС и сотрудника УИС на своевременное перемещение в связи с предстоящими организационно-штатными мероприятиями.

До назначения на другую должность или прекращения службы в УИС зачисленный в распоряжение сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания начальника (руководителя, командира) соответствующего органа (подразделения) УИС либо другого уполномоченного руководителя.

На сотрудника, зачисленного в распоряжение, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующем органе (подразделении) УИС.

К сотруднику, зачисленному в распоряжение, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением.

Период нахождения сотрудника в распоряжении засчитывается в стаж службы в УИС, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет. назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» приказом Минюста России от 01.12.2005 № 233 «Об утверждении Перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-

исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях»1 утверждены:

- перечень медицинских противотуберкулезных организаций в уголовно-исполнительной системе, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца (перечень № 1);

- перечень должностей в уголовно-исполнительной системе, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца (перечень № 2);

- перечень предприятий, учреждений и организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца (перечень № 3).

Таким образом, при нахождении сотрудника УИС в распоряжении учреждения или органа УИС его служба подлежит исчислению на льготных условиях один месяц службы за два месяца или один месяц службы за полтора месяца в зависимости от того, какой перечень применять.

При этом перечень № 2 к сотруднику, находящемуся в распоряжении, применим быть не может, поскольку данным перечнем установлены должности, за службу на которых производится исчисление выслуги лет на льготных условиях - один месяц службы за два месяца. Данным сотрудникам будет исчисляться служба на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца по перечню № 3. Если же сотрудник до вывода в распоряжение проходил службу в поименованных перечнем № 1 медицинских противотуберкулёзных организациях, то выслугу лет для назначения пенсии им надлежит исчислять на льготных условиях - один месяц службы за два месяца.

На период нахождения в распоряжении сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.

По решению начальника соответствующего учреждения или органа УИС сотруднику могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за сложность, напряжённость и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учётом фактически исполняемых служебных обязанностей.

Нахождение сотрудника в распоряжении оформляется приказом начальника соответствующего учреждения или органа УИС.

В связи со служебной необходимостью на сотрудника, находящегося в распоряжении, может быть возложено временное исполнение обязанностей по должности, которую он не замещает. Как правило, временное исполнение обязанностей по должности возлагается на сотрудника по «будущей» или «планируемой» для него должности. При этом непрерывный срок исполнения сотрудником обязанностей по вакантной должности не должен превышать два месяца. По истечении двух месяцев необходимо издавать приказ о возложении временного исполнения обязанностей по вакантной должности на следующие два месяца.

Ст. 16.1 Положения установлены исчерпывающие случаи нахождения сотрудников в распоряжении (в редакции федерального закона от 22.07.2010 № 156-ФЗ)2:

а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения);

б) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы;

в) по окончании приостановления службы;

г) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией;

д) при неисполнении более четырёх месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем);

е) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки, указанный в ч. 2 настоящей статьи;

ж) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность;

з) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел;

и) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям.

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 19 декабря. № 51.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 30. Ст. 3987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.