Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСУЖДЁННЫЙ / ТРУД / WORK / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / PRISONER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косарев Кирилл Викторович, Кауров Олег Юрьевич

В статье определяются особенностей правового регулирования трудовых отношений осуждённых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of work of the prisoners

In article are defined features of legal regulation of labor relations of the prisoners.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ»

Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данном или ином учреждении или органе уголовно-исполнительной системы, по согласованию с его начальником, обязанности по которым он может выполнять с учётом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от неё должны быть зафиксированы в письменной форме.

Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника.

Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, иного учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о назначении сотрудника на другую должность, его переводе на службу в другое учреждение или орган уголовно- исполнительной системы или увольнении со службы.

Сотрудник, находящийся в распоряжении, подлежит увольнению со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы до истечения двух месяцев с даты окончания контракта по пункту "г" или по окончании срока нахождения в распоряжении по пункту "е" статьи 58 Положения или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.

Сотрудник может быть уволен до окончания срока нахождения в распоряжении при наличии его рапорта.

В приказе об увольнении, переводе на службу в другое учреждение или орган уголовно-исполнительной системы или назначении на должность сотрудника, находящегося в распоряжении, указывают, в чьем распоряжении он находится, ранее занимаемую сотрудником должность, а также основание и дату назначения, перевода па службу в другое учреждение или орган уголовно-исполнительной системы или увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Прежде чем издать приказ о выводе в распоряжение с указанием основания, перечисленным в статье 16.1 Положения, руководителю с кадровой службой совместно с сотрудником необходимо достигнуть консенсуса по основанию вывода в распоряжение, поскольку от основания вывода в распоряжение, как правило, определяется основание увольнения, и следовательно, выплата (установление) единовременного пособия или ежемесячного социального пособия. Также зависит и продолжительность отпуска в году увольнения с учётом нереализованных отпусков прошлых лет.

Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 124) запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд.

Россия ратифицировала Конвенцию об оплачиваемых отпусках, принятую на 54-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 24 июня 1970 года (Федеральный закон от 01.07.2010 № И9-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)»1). Пунктом 1 статьи 9 Конвенции установлено, что непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

Таким образом, ничего не «сгорает».

УДК 349.23/24

К. В. Косарев, О. Ю. Кауров ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ

K. V. Kosarev, O. Y. Kaurov LEGAL REGULATION OF WORK OF THE PRISONERS

В статье определяются особенностей правового регулирования трудовых отношений осуждённых.

In article are defined features of legal regulation of labor relations of the prisoners.

Ключевые слова: осуждённый, труд, регулирование, ответственность.

Key words: prisoner, work, regulation, responsibility.

Право на труд является одним из основных статутных прав человека. Право на труд принадлежит каждому независимо от его расы, национальности, вероисповедания и т. п. Право на труд закреплено в ст. 37 Конституции Российской Федерации.2 Труд осуждённых является неотъемлемой частью их правового статуса.

Вопрос о том, что представляют собой трудовые отношения осуждённых, является дискуссионным. Так, В. Г. Малов полагал, что «в этой сфере действует только уголовно-исполнительное право, допускающее, в предусмотренных им случаях и пределах, использование законодательства о труде»3. Подобное мнение было высказано Л. Я. Гинцбургом, по мнению автора, «осуждённый состоит с исправительно-трудовым учреждением не в трудовом, а в уголовно-исполнительном правоотношении»4. И. В. Аленина отмечает, что «трудовые отношения, например, лиц, осуждённых к лишению свободы, лишены такого важного признака, как добровольность

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 27, ст. 3423.

2 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. 21 января.

3 Малов В. Г. Применение норм трудового права в регулировании труда осуждённых к лишению свободы. М., 1973. С. 7.

4 Гинцбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977. С. 68.

принятия на себя обязательств на основе достигаемых с работодателем договорённостей»1. Однако мнение автора представляется не совсем обоснованным, ввиду положения, указанного ст. 4 Трудового Кодекса РФ. В данной статье указано, что принудительным трудом не считается «работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдением законодательства при исполнении судебных приговоров»2. Полагаем, что правильную позицию в этом вопросе занимал Л. Г. Крахмальник, который отмечал, что «труд осуждённых к лишению свободы регулируется обеими отраслями права»3. Действительно, на сегодняшний день в законодательстве отсутствует чёткое разграничение того, к какой отрасли права относится труд осуждённых, поэтому в данном случае регулирование этого вопроса носит комплексный характер.

Для определения особенностей правового регулирования трудовых отношений осуждённых необходимо определиться с общетеоретическими понятиями и ответить на следующие вопросы: в чём состоят особенности правового статуса осуждённых, что представляют трудовые отношения?

В науке сложилось представление о том, что правовой статус представляет собой «систему прав, свобод и обязанностей, закреплённую в нормах права»4. В правовом статусе закреплены меры возможного и должного поведения личности, пределы её свободы. Правовой статус личности включает в себя несколько элементов - права, свободы и обязанности. Помимо прав и обязанностей, различные авторы включают и другие элементы. Б. Н. Топорнин предлагает включать в понятие правового статуса «гражданство, общая правоспособность, гарантии»5, Н. В. Витрук - «законные интересы»6, В. А. Кучинский - «юридическую ответственность».7 Однако полагаем, что нет необходимости включать указанные элементы в понятие правового статуса. Данные элементы не являются основными и, скорее всего, являются либо предпосылками правового статуса, либо явно выходят за его содержание.

Правовой статус - это система прав и обязанностей. Осуждённые также обладают правовым статусом. Правовой статус осуждённых базируется на общеправовом статусе, однако имеет ряд особенностей. Эти особенности, прежде всего, связаны с ограничением прав. Так, например, право на свободу передвижения и выбора места жительства ограничено в отношении осуждённых. По мнению В. И. Селиверстова, «ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны государства при исполнении наказаний предполагают решение следующих задач: 1) обеспечение личной безопасности; 2) поддержание правопорядка; 3) обеспечение общественной безопасности. Косвенные ограничения касаются семейных, трудовых, жилищных и иных прав осуждённых, как во время, так и после отбытия наказания»8.

В законодательстве правовое положение осуждённых выражается в установлении нормативного определения правового положения осуждённых и регламентация их прав, законных интересов и обязанностей. Сущность прав осуждённых состоит в предоставлении им возможности определённого поведения, данная возможность предоставляется соответствующими органами государственной власти. Обязанности осуждённых состоят как в совершении определённых действий, так и воздержании совершения действий.

Одним из прав, принадлежащих осуждённому, является право на труд. Право на труд включает в себя свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы, право на забастовку; право на отдых. Одной из проблем, возникающих при регулировании труда осуждённых, по нашему мнению, является то, что нормы, содержащиеся в Уголовном кодексе РФ9, не указывают в качестве карательного элемента лишения свободы возможность привлечения осуждённых к труду. В ст. 56 УК РФ не говорится о лишении свободы с обязательным привлечением к труду. Следовательно, труд осуждённых к лишению свободы - это право, а не обязанность. Кроме того, осуждённый к лишению свободы лишён права выбора профессии и рода деятельности, но не лишён права на труд.

Реализация права на труд всегда связана со вступлением в трудовые отношения.

Н. Г. Александров, определяя понятие трудового правоотношения, указывал, что «трудовое правоотношение - это выражающее товарищеское сотрудничество свободных от эксплуатации людей, юридическое отношение, в котором одна сторона (трудящийся) обязана применить свою рабочую силу, включившись в личный состав предприятия (учреждения, хозяйства) и подчиняясь внутреннему трудовому распорядку последнего, а другая сторона обязана к уплате вознаграждения за труд и к обеспечению условий выполнения работы, безопасных для здоровья трудящегося и благоприятных для производительности труда»10.

По мнению Л. Я. Гинцбурга, «трудовое правоотношение может быть определено как юридическое выражение отношений, возникающих при кооперации труда, оно связывает минимально двух лиц: работника и предприятие; признаки «свободы» и «равенства» составляют неотъемлемую характеристику работника. Правоотношение носит в основном имущественный, авторитарный

1 Аленина И. В. О понятии «сфера действия трудового права» // Проблемы правового регулирования трудовых отношений: сб. материалов науч. конф. Омск: Омский гос. ун-т, 2004. Ч. 1. С. 13.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

3 Крахмальник Л. Г. Труд заключённых и его правовое регулирование в СССР. Саратов, 1963. С. 48.

4 Пиголкин А. С. Общая теория права. М., 1996. С. 132-150.

5 Топорнин Б. Н. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. С. 15.

6 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 29.

7 Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 115.

8 Уголовно-исполнительное право: учебник / В. М. Анисимков, С. М. Зубарев, С. А. Капункин [и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. Москва: Проспект, 2010. С. 64-72.

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Российская газета № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.

10 Александров Н. Г. Трудовое правоотношение. М.: Юридическое изд-во Министерства юстиции СССР, 1948. С. 17.

характер и предполагает известное, специфическим образом урегулированное нормативное закрепление (в законе, обычае, коллективном договоре и пр.)»1.

К. Н. Гусов определял трудовое правоотношение «как добровольную юридическую связь работника с работодателем (организацией), в рамках которой работник обязуется выполнять определённую трудовую функцию (по оговоренной специальности, квалификации, должности) с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель - оплачивать его трудовой вклад и создавать условия труда в соответствие с законодательством, коллективным и трудовым договорами»2.

Трудовой кодекс РФ определяет трудовые правоотношения как «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».

Резюмируя вышесказанное, полагаем, что трудовые правоотношения обладают рядом признаков, таких как добровольность, выполнение работы в соответствии с трудовой функцией, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, возмездность.

Правовое регулирование труда осуждённых регламентируется различными нормативными актами. Глава 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации посвящена регулированию труда осуждённых3, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливает особенности правового регулирования для различных категорий осуждённых4, «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»5 также подчёркивает важность данного вопроса.

Определившись с теоретическими положениями, переходим к рассмотрению специфики трудовых отношений осуждённых. Правовое регулирование труда осуждённых регулируется как специальными нормативными актами, так и нормами Трудового кодекса. В случае, если специальными нормами не урегулирована какая либо часть отношений, то в этом случае применяются положения Трудового кодекса. Подобное разъяснение содержится в Приказе ФСИН России от 29 июля 2004 г. № 18/13-632 «О порядке применения норм трудового права к осуждённым».

Согласно ст. 9 УИК РФ труд выступает в качестве одного из основных средств исправления осуждённых. Главная цель организации труда в местах лишения свободы - исправление осуждённых.

Осуждённые привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях УИС и в организациях иных организационно-правовых форм и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осуждённых.

Законодательством установлен ряд запретов, так, например, запрещено использовать труд осуждённых в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях Министерства юстиции РФ, в войсковых штабах и подразделениях, где размещается личный состав, находятся оружие, служебные документы. Запрещаются также работы осуждённых с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой, а также работы, связанные с учётом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ, подчинением осуждённым вольнонаемных работников, использованием осуждённых в качестве водителей оперативных машин, продавцов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами и прочее.

Также законодательством установлены условия труда осуждённых. Продолжительность рабочего времени осуждённых, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде.

Продолжительность рабочего времени осуждённых не должна превышать 40 часов в неделю; для лиц, занятых на работе с вредными условиями труда - 36 часов в неделю; для несовершеннолетних от 16 до 18 лет - 36 часов в неделю, от 14 до 16 лет - 24 часа в неделю.

Продолжительность рабочего времени в ночное время (с 22.00 до 6.00 часов) сокращается на один час.

Учащимся продолжительность рабочего времени сокращается наполовину.

Время оплачиваемой работы засчитывается осуждённым в общий трудовой стаж для начисления пенсий.

При систематическом уклонении осуждённого от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации из его общего трудового стажа. Такое решение может быть обжаловано осуждённым в суде.

Осуждённые имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: отбывающие лишение свободы в исправительных учреждениях - 12 рабочих дней; в воспитательных колониях - 18 рабочих дней.

Труд осуждённых подлежит оплате в соответствие с его количеством и качеством по расценкам, установленным действующим законодательством. Размер оплаты труда осуждённых, отработавших полностью определённую на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленное задание, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

1 Гинцбург Л. Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М.: Изд-во «Наука», 1977. С. 9.

2 Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. С. 23.

3 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // Российская газета. 1997. 16 января.

4 Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // «Ведомости СНД и ВС РФ». 1993. 19 августа. Ст. 1316.

5 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». 2010. 25 октября. № 43. Ст. 5544.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ основанием трудовых отношений является трудовой договор. Следовательно, с осуждёнными должен быть заключен трудовой договор. Как показывает практика, трудовые договоры с осуждёнными не заключаются. Но это не значит, что при выполнении работы трудовые отношения не возникают. Статья 16 ТК РФ позволяет утверждать, что трудовой договор не единственное основание для трудовых отношений и иных, непосредственно с ними связанных отношений. Они могут появиться до заключения трудового договора.

Возникает другой вопрос, кто выступает работодателем в трудовых отношениях с осуждёнными? В Уголовно-исполнительном кодексе РФ термин «работодатель» отсутствует. Вместо него используется понятие «администрация исправительного учреждения». Полагаем, работодателем будет являться исправительное учреждение, исполняющее наказание. Кроме того, оно содержит все признаки работодателя, указанные в ст. 20 ТК РФ.

Другой стороной трудовых отношений является работник. В данных отношениях осуждённый является работником. Следовательно, на него распространяются права, предоставленные ст. 21 ТК РФ. Однако ввиду особенностей правового статуса осуждённого не совсем целесообразно говорить о принадлежности всего спектра прав, указанных в трудовом законодательстве. Так, например, у работников есть «объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов». Однако говорить о том, что осуждённые могут объединяться в профсоюзные организации, нецелесообразно. В нормативных актах, содержащих нормы трудового права для осуждённых, отсутствуют упоминания о том, какие права предоставляются осуждённым, а какими они не могут пользоваться. Полагаем, что это обстоятельство является законодательным пробелом и требует устранения.

Из анализа приведенных положений следует, что осуждённые вступают в трудовые отношения с исправительным учреждением. Возникает логичный вопрос, носят ли данные отношения добровольный или принудительный характер? Полагаем, что, исходя из толкования принципа свободы труда, закреплённого в Конституции РФ, данные отношения носят добровольный характер. Добровольность предполагает возможность как выбора в пользу труда, так и отказа от него. Однако данный принцип не в полной мере распространяется на лиц, отбывающих наказание. Так, в ст. 103 УИК РФ заложена обязанность осуждённых трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Полагаем, что труд осуждённых носит принудительный характер, и толковать правило, заложенное в ст. 103 УИК РФ, следует следующим образом: осуждённый не имеет возможность отказаться от выполнения работ, определённых администрацией исправительного учреждения. Конечно, из данного правила имеются исключения, такие как состояние здоровья, отсутствие необходимых навыков и прочие причины объективного характера.

Однако существует и другая позиция по данному вопросу. Так, например, А. Губенко полагает, что «основной же проблемой в сфере регулирования труда осуждённых является то, что нормы национального уголовного законодательства не содержат в качестве одного из карательных элементов лишения свободы возможность привлечения осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к труду. Ведь в ст. 56 УК РФ не говорится о лишении свободы с обязательным привлечением к труду. Следовательно, труд осуждённых к лишению свободы - их право, а не обязанность»1.

Такая позиция является на сегодняшний день доминирующей, однако, полагаем, что это не совсем оправдано. Уголовное наказание и не должно содержать условия об обязательном привлечении к труду. Привлечение к труду - это скорее условие отбывания наказания, а не само наказание, поэтому УК РФ и не должен содержать такого указания. Действительно, если в наказании не содержится оговорки об обязанности привлечения к труду, то логично предположить, что привлечение к труду осуждённого носит принудительный характер. Однако в ст. 4 ТК РФ говорится о том, что не считается принудительным трудом выполнение работы «вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов». Из приведенной формулировки следует, что обязанность осуждённых трудиться может вытекать из приговора, а не содержаться в судебном решении. Поэтому полагаем, что труд осуждённых носит обязательный характер и является одним из условий отбывания наказания.

На сегодняшний день правовое регулирование труда осуждённых осуществляется комплексно как нормами трудового, так и уголовно-исполнительного права. Целесообразно ли такое регулирование? Представляется, что не совсем. Более правильным, на наш взгляд, будет регламентировать данные отношения в одном нормативном акте. Также, учитывая вышеизложенное, считаем, что на сегодняшний день назрела необходимость придания более детального характера нормам Уголовно-исполнительного кодекса, регламентирующим вопросы регулирования труда осуждённых, во избежание трудностей, возникающих в процессе реализации уголовных наказаний.

1 Губенко А. Регулирование труда осуждённых к лишению свободы // Законность. 2005. № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.