Научная статья на тему 'Социальные функции сельской школы: опыт и инновации'

Социальные функции сельской школы: опыт и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ТРУД В ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / COUNTRY SCHOOL / EDUCATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

Проблемы российского образования и роль сельской школы в их решении. Актуальные направления работы. Исследование мотивации учащихся охваченных и неохваченных производственным воспитанием. Включение школьников в преобразование сельского социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные функции сельской школы: опыт и инновации»

Народный ТРОЕКТ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ сельской школы: опыт и инновации

Татьяна Николаевна Немирич,

директор школы № 16 д. Кулиш Чунского района Иркутской области

Общеобразовательная школа № 16 в деревне Кулиш Чунского района Иркутской области особенная: малочисленная, расположенная «на краю земли» (дальше, на восток, сплошная тайга). В организации учебного процесса педагогический коллектив стремится к оптимальному сочетанию образовательных и воспитательных задач, что косвенно способствует преобразованию сельского социума. Исходная установка здесь — выпускник школы обладает знаниями по установленным государственным программам и готов к труду, способен участвовать в общественном производстве и, что очень важно, желает трудиться.

• сельская школа • обучение и воспитание • труд в подсобном хозяйстве

• социализация подростков • реформирование системы образования

Подростки в труде

В 90-е годы наступил новый этап в постановке задач подготовки учащейся молодёжи к труду, связанный с радикальным преобразованием со-

циально-экономических отношений в стране, реформированием, в том числе, системы образования и воспитания молодёжи. К сожалению, далеко не все

изменения носили позитивный характер. В частности, прекратилась практика организации общественно полезного труда школьников. Труд детей стал носить преимущественно стихийный и неорганизованный характер. Что касается сельских школ, то в общей массе к концу 90-х годов они оказались неприспособленными к новым социально-экономическим реалиям.

Однако, опыт, накопленный советской школой по организации трудовой деятельности школьников, не стоит игнорировать, его можно и нужно развивать в новых условиях. Правильно организованный созидательный труд — необходимое условие и средство формирования личности растущего человека. Недостатки в организации трудовой деятельности школьников отрицательно сказываются на их общем отношении к труду в будущем.

При обсуждении концепции реформирования отечественного образования педагогическое сообщество, к сожалению, на первое место выдвигает вопросы компьютеризации, тестирования, натаскивания школьников на ЕГЭ и некоторые другие чисто технологические тонкости. О необходимой допрофессиональ-ной и профессиональной подготовки молодёжи речи фактически не идёт. Нет заботы и об усилении духовно-нравственной, воспитательной функции школы, что особенно ясно проявляется на фоне сокращения программ по русскому языку и литературе.

Между тем исторический и современный опыт позволяет сделать вывод о том, что стать движущей силой социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может не путём точечного внедрения технологических инноваций, например, увеличение числа компьютерных классов, а лишь при условии создания морально-нравственных приоритетов в воспитательной работе.

Что касается реформирования сельской школы, то оно должно включать такие направления, как:

• воспитание детей и молодёжи в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле-кормилице, к труду;

• формирование конкурентоспособной личности на основе изучения крестьянских (религиозно-нравственных и демократических) ценностей;

• обеспечение учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимыми для жизни в агросоциуме;

• подготовка учащихся к успешной деятельности в условиях многоукладной экономики;

• допрофессиональная либо профессиональная подготовка по рабочим профессиям, востребованным на селе;

• формирование мотивации к достижению успеха в деятельности на селе;

• организация социально-педагогической работы с детьми, подростками, молодёжью и семьями;

• выдвижение и реализация проектов

и программ, способствующих обустройству населения, решению его социальных, культурных, экологических проблем;

• предоставление базы для организации семейного и молодёжного досуга.

Для современных сельских школьников характерна противоречивость мировоззренческих взглядов и представлений о жизненных целях. При этом их восприятие новых социально-экономических категорий, понятий и смыслов сочетается с верностью народным трудовым традициям и обычаям. Между тем у некоторых учащихся наблюдается отчуждение от производительного труда в сельском хозяйстве. Это связано с падением значимости и престижа труда на селе и в целом с отрывом системы образования от производства.

Приходится повторять, что труд — это важнейший элемент воспитания человека. Воспитательный потенциал труда связан с системой межличностных отношений, складывающихся между людьми, участвующими в производстве, непосредственно в процессе совместной трудовой деятельности.

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

Производительный труд включает подростка в реальные условия материального производства, практически раскрывая перед ним всю совокупность связей между вещами и явлениями; он осознаёт сложность отношений ответственной зависимости и взаимного контроля, приобретает коллективистские качества. Коллективный труд делает из подростка действительно равноправного члена общества, что дополняется чувством морального удовлетворения от создания полезного материального продукта, необходимого обществу.

Сельская школа по сравнению с городской ближе к производству: она не может полноценно существовать в отрыве от него. Сами условия работы сельской школы предполагают тесную связь с производственными коллективами, расположенными на территории сельского округа. Сегодня традиционная система взаимоотношений сельской школы с сельскохозяйственными предприятиями разрушена, что вынуждает её самостоятельно искать пути включения в производство, создавая на своей территории подсобные хозяйства.

Чрезвычайно важно вовлекать старшеклассников в систематический производительный труд, соединённый с обучением. Знания, умения и навыки, получаемые на занятиях по трудовому обучению и всем общеобразовательным предметам, приобретают личностный смысл лишь в случае, если они применяются и закрепляются непосредственно в производительном труде.

Подростки деревни Кулиш в составе школьных трудовых бригад трудятся в организованном при школе подсобном хозяйстве. Они выполняют многие виды работ: выращивают овощные культуры и цветы, заготавливают вместе со взрослыми сено для крупного рогатого скота, ухаживают за выведенными в школьном инкубаторе цыплятами, работают вожатыми в лагере, организованном при школе, участвуют в ремонте школы, занимаются благоустройством не только школьной территории, но и всего села. Они трудятся три часа в день, а оплату получают как за полный рабочий день. Руководят такими работами преподаватели школы, вожатые, социальный педагог.

Опросы сельских школьников показали, что большинство из них довольны возможностью работать в таких бригадах, поскольку не прочь заработать деньги на карманные расходы, пополнить семейный бюджет.

На средства, заработанные школьными бригадами, удалось приобрести необходимое научно-техническое оборудование, отремонтировать помещения школы.

Уже два десятилетия учащиеся в рамках подсобного хозяйства приобретают навыки сельсхозяйственного труда и одновременно учатся бесконфликтному взаимодействию в совместной работе. Таково кредо педагогов.

Мотивация учащихся, занятых производственным трудом

В целях обобщения опыта школы и других образовательных учреждений области, перенявших идею действующей системы обучения (а именно вовлечения учащихся в производительный труд на базе достаточно большего подсобного хозяйства, а не «игрушечных» грядок и ферм), провели сравнительное исследование. В нём приняли участие сельские школьники (130 человек) 7-го, 8-го, 9-го классов, получающие образование в школах как с организованным производительным трудом (Эг), так и в тех, где такой организации — нет (Кг). Для исследования выбрали методику, позволяющую оценить основные характеристики моти-вационной сферы человека, а именно личностную мотивацию аффилиации.

Для изучения двух обобщённых устойчивых мотивов личности учащихся в структуре мотивов аффилиации выделены: стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО). Тест-опросник для измерения мотивации аффилиа-ции (ТМА) оформлялся в виде двух позиций: шкалы мотивов у СП и шкалы мотивов у СО.

Подросткам раздали анкеты (тесты с инструкцией), в которых предлагалось оценить ряд утверждений, касающихся различных сторон их характера и мнений о некоторых жизненных ситуациях. Оценки варьировали от +3 до -3 и показывали степень согласия или несогласия с утверждениями. По каждой из позиций выводился суммарный балл. Сравнения проводились по классам, а также в зависимости от того, есть ли в школе производственное воспитание или нет.

После обработки тест-опросника выделили четыре группы интенсивности проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения. При этом наблюдалось изменение мотивации аффиляции от среднего уровня в 7-м классе к высокому в 8-м и 9-м классах. Мотивация стремления к принятию более выражена у учащихся с организованным производственным трудом по сравнению с учащимися, не охваченными трудовой деятельностью.

Очевидно, что во время обучения в школе происходит изменение мотивационных факторов, определяющих поведение учащихся. Занятые производительным трудом отличаются от тех, кто не задействован в производстве, большей выраженностью мотива аффилиации, что облегчает им дальнейшее самоопределение. Пришкольное хозяйство, особенно если оно оснащено современным автоматизированным оборудованием, способствует повышению мотивации учеников к успеху.

Воспитательное воздействие сельскохозяйственного труда дополняется разносторонней по видам совместной деятельностью в рамках содружества «школа-хозяйство». В этой ситуации взаимоотношения старшеклассников, а также их отношения со взрослыми как в процессе труда, так и в процессе других

видов деятельности можно рассматривать как постоянный фактор воспитания. При этом имеются широкие возможности для всесторонней реализации интересов и способностей старшеклассников не только в труде, но и в общественно полезной, культурно-массовой, физкультурно-спор-тивной деятельности.

Старшеклассники непрерывно находятся в непосредственной связи с производством, видят его успехи, чутко фиксируют не только положительное отношение взрослых к трудовым обязанностям, коллективу и товарищам по труду, но и имеющиеся недостатки — низкую дисциплину, небрежное отношение к государственной собственности. То есть тип поведения и действия взрослых оценивается подростками с позиции собственных моральных принципов. В подобной ситуации выбор модели поведения происходит более уверенно.

Исследование показало, что в группе подростков сельских школ, где практикуется производственная деятельность, стремление к принятию решений намного выше. Учащиеся не испытывают негативных переживаний при выполнении обязанностей, настроены оптимистично, умеют проявлять инициативу и самостоятельно работать.

* * *

Основной результат деятельности нашей школы состоит, очевидно, в том, что образовательная система, которую создал и реализует педагогический коллектив, способствует преобразованию сельского социума и ориентирован не на адаптацию к этому социуму, а на включение школьника в активную деятельность по его преобразованию. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.