Научная статья на тему 'От чего зависит социальная компетентность ученика сельской школы'

От чего зависит социальная компетентность ученика сельской школы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД / ДИСЦИПЛИНА ТРУДА / ПРЕСТИЖ ТРУДА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / AGRICULTURAL PRODUCTION WORK / WORK DISCIPLINE / PRESTIGE OF WORK IN AGRICULTURE / SOCIAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немирич Татьяна Николаевна

Познание общественных отношений, самореализация и самовоспитание посредством труда в школе и на предприятии. Организованный производственный труд как целостная воспитательная система. Подростки сельской школы главная производственная сила аграрного сектора страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От чего зависит социальная компетентность ученика сельской школы»

Народный ТРОЕКТ

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ социальная компетентность ученика сельской школы

Татьяна Николаевна Немирич,

директор школы села Кулиш Чунского района Иркутской области, лауреат Международного конкурса им. А.С. Макаренко 2010 года

В условиях рыночной экономики происходит коренной поворот в сознании школьников к новым социально-экономическим категориям, понятиям и смыслам, ценностям жизни, народным и трудовым традициям, обычаям. Сегодня, к сожалению, школьники мало заняты производственным трудом сельскохозяйственной направленности. Это связано с падением социальной ценности, престижа труда в сельском хозяйстве. Нынешняя финансово-экономическая обстановка резко и не в лучшую сторону изменила морально-психологическую атмосферу, материальную и духовную жизнь села.

• производственный сельскохозяйственный труд • дисциплина труда

• престиж труда в сельском хозяйстве • социальные ценности

В

оспитательные возможности труда определяются системой межличностных отношений, складывающихся между производителями в процессе

совместной трудовой деятельности. Участие в производственном труде

Т.Н. Немирич. От чего зависит социальная компетентность ученика сельской школы

в школе, на предприятии служит основным способом познания общественных отношений, средством самореализации и самовоспитания.

Производсгвенный труд воспитывает, если он хорошо организован

В совместной деятельности формируется чувство взаимной ответственности, вырабатывается способность сообща ставить цели, взвешивать их реальность, планировать работу. Организованный труд приучает старшеклассников к сознательной самодисциплине, которая воспитывается не приказом, не страхом наказаний, а самой сущностью коллективного труда. А.С. Макаренко на практике показал воспитательные возможности трудовой деятельности, включив своих воспитанников в производство.

Исходя из того, что создание определённого типа поведения — это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений, А.С. Макаренко разработал и внедрил целостную систему воспитательных методов, обеспечивающих оптимальное достижение конечных результатов. Организация самоуправления, соревнования, оригинальный подход к формированию и развитию коллектива — всё это в тесной взаимосвязи с производственным трудом обеспечивало успех дела.

Производственный труд занимает важное место в жизни старшеклассников. Производственный труд — наиболее выраженная форма коллективной общественно полезной деятельности, тесно объединяющая всех участников, включающихся в разнообразную систему взаимоотношений, взаимосвязей.

Производственный труд ставит подростка в реальные условия материального производства, показывая ему на практике всю совокупность связей между вещами и явлениями, которые и определяют диалектику

жизни. Новое для школьника положение работника существенно влияет на психологию подрастающего человека, создавая сложное переплетение отношений ответственной зависимости и взаимного контроля, формируя коллективистские качества личности. Участие в производственном коллективном труде ставит подростка в новую для него позицию действительно равноправного члена общества, что дополняется чувством радости, удовлетворения от создания материального продукта, необходимого для общества, воспитывая и желание трудиться, и любовь к труду, формируя моральную готовность подростков к будущей производственной деятельности.

Сельскохозяйственный

производственный труд

Сельская школа не может полноценно существовать в отрыве от сельскохозяйственного производства: сами условия её работы предполагают тесную связь с производственными коллективами на территории сельского округа. От трудового воспитания и обучения сельских школьников зависит будущее села, его трудовые ресурсы. К сожалению, в современных условиях разрушена традиционная система взаимоотношений сельской школы с сельскохозяйственными предприятиями, школа вынуждена самостоятельно включаться в производство, создавая на своей территории подсобные хозяйства. Нужны не какие-то особые школы, построенные и оснащённые по последнему слову науки и техники, а школы, отражающие реалии тех условий и обстановки, в которых живут сельские дети и подростки. Такой подход может всесторонне выявить особенности социализации старшеклассников.

В центре воспитательной работы — сознательное отношение к труду: включая старшеклассников в производственный труд, мы получаем своеобразный индикатор уровня социализации воспитанников.

НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

В сельскохозяйственном производственном труде совместно со взрослыми срабатывают такие важные формы влияния, как подражание, взаимопомощь, соревнование. Но старшеклассники нередко с трудом «вписываются» в новые условия общественных отношений, поскольку не готовы к этому: это следствие целого ряда недостатков в учебно-воспитательной работе, хаотично организованного производственного труда. Ребята должны понимать цель своего труда, его необходимость для общества, только тогда деятельность становится активной и свободной.

Сегодня из-за сложного экономического положения многие предприятия отказываются

иметь дело с подростками. Министерст во труда и занятости предоставляет рабочие места для подростков 14—18 лет с минимальной зарплатой во время летних каникул; оплачиваемые рабочие места для старшеклассников создаются центрами труда и занятости в каждом районе.

Сегодняшние подростки сельской школы — это завтрашняя главная сельхоз-производительная сила аграрного сектора, его дальнейший подъём и темпы развития зависят от подготовки нового поколения. НО

Д

ЕТСКОЕ

Журнал для педагогов учреждений дополнительного образования. Цель издания — с помощью поддержки и распространения творческих практик способствовать развитию способностей воспитанников, формированию у них нравственных, эстетических понятий, воспитанию всесторонне развитой личности.

Одна из самых сложных проблем — работа с одарёнными детьми. Как выявить одарённость? Как создать условия для её развития? Мы будем вместе с вами искать ответы на эти вопросы. В журнале публикуются творческие работы детей (литературное, техническое, прикладное и другое творчество). Педагоги делятся своим опытом в «Мастер-классе», что обогащает копилку знаний иумений наших читателей. Мы надеемся, что журнал станет другом и советчиком и для педагогов, и для воспитанников.

Главный редактор Ерегина Т.Н.

Подписка на журнал «Детское творчество» в каталоге «Роспечать». Подписные индексы 71980 для индивидуальных подписчиков 71981 для организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.