Научная статья на тему 'В сельской агропрофилированной школе: опыт, полезный школе массовой'

В сельской агропрофилированной школе: опыт, полезный школе массовой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ОПЫТ / ОБЪЁМ ПРОИЗВОДСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ШКОЛЬНИКОВ / СОДЕРЖАНИЕ АГРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PRODUCTION EXPERIENCE / VOLUME OF OUTPUT / SOCIAL PARTNERSHIP / ORGANIZATION OF WORK AND SUMMER RECREATION FOR SCHOOLCHILDREN / AGRO-TECHNICAL EDUCATION ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Александра Николаевна, Антонова Варвара Дмитриевна

Организация труда детей и подростков в сельском производстве. Агрошкола как центр образования и воспитания (на примере Рассолодинской средней школы Мегино-Кангарасского улуса Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В сельской агропрофилированной школе: опыт, полезный школе массовой»

В СЕЛЬСКОЙ АГРОПРОФИЛИРОВАННОЙ школе: опыт, полезный школе массовой

Александра Николаевна Константинова,

заместитель директора Рассолодинской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), отличник образования Республики Саха (Якутия)

Варвара Дмитриевна Антонова,

заместитель директора Рассолодинской средней школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

Диапазон творческого применения идей Антона Семёновича Макаренко в наши дни исключительно широк. Именно так, в соответствии с идеями и опытом А.С. Макаренко при организации труда детей и подростков в сельском производстве, связи воспитания с социумом строят свою работу в Рассолодинской средней школе — победителе XI Международного конкурса им. А.С. Макаренко.

• воспитательный процесс • производственный опыт • объём производства

• социальное партнёрство • организация труда и летнего отдыха школьников • содержание агротехнического образования

Производственная история школы

О сельской школе очень часто пишут с интонацией сочувствия: и средствами она обделена, и культурной средой, и учебным оборудованием. Не должна школа, которая стоит на земле, вести нищенское существование. Земля всегда была, есть и будет основой экономического благосостояния,

надо только разумно организовать труд на ней.

Наше село Рассолода расположено на правом берегу красавицы-реки Лена, в 50 километрах от г. Якутска. Население 537 человек. Село — одно из базовых хозяйств бывшего совхоза имени Ленина, издавна богатого традициями по земледелию. Не забыты традиции

предыдущих поколений овощеводов: сельскохозяйственный производственный кооператив «Россолода» выращивает овощи и картофель, занимается семеноводством белокочанной капусты; единственный в Республике Саха овощной Государственный сортоиспытательный участок изучает самые современные сорта овощных культур и картофеля.

В 1999 году под руководством директора школы К.А. Михайловой школа выбрала аг-ротехнологическое направление. В первые годы своей работы мы взяли в аренду 10 гектаров земли от местного сельскохозяйственного кооператива (СХПК) «Россолода». Затем администрация наслега приняла решение — передать 10 гектаров пашни в собственность школе. Перед нами стояла задача — создать условия для производственного труда, организовать школьников, снабдить их необходимой техникой и инвентарём. В первое время был один трактор МТЗ-82, денег на покупку техники не было. В весеннюю посевную, при сборе урожая нужные сельхозмашины брали в аренду у кооператива, у крестьянских хозяйств. Картофель хранили в овощехранилище того же СХПК.

Рассолодинская средняя агротехнологическая школа стала республиканской экспериментальной площадкой по теме «Школьный аг-ротехнологический центр «Сатабыл» как среда продуктивной деятельности детей». Научный руководитель — П.П. Кондратьев, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой политехнизации ИПКРО.

Школьный агротехнологический центр «Сатабыл» объединяет детский сад «Кунчээн», Якутский государственный сортоиспытательный участок и сельскохозяйственный производственный кооператив «Рассолода». Работает центр по научно-исследовательскому, производственному и предпринимательскому направлениям.

Традиции школы сформировались в совместной работе с сельскохозяйственным производственным кооперативом «Рассолода»,

Мегино-Кангаласским государственным овощным сортоиспытательным участком: у нас есть производственная бригада старшеклассников, проходят встречи с лучшими тружениками, педагогический всеобуч родителей.

Главная идея Рассолодинской школы — создание единого образовательного пространства, в котором взаимодействуют социальные структуры села в интересах повышения качества образования. Для школы всегда были актуальны слова А.С. Макаренко: «В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Школа считает, что в условиях бюджетного дефицита она должна жить самостоятельной экономической жизнью, учиться зарабатывать деньги, вести хозяйственную деятельность.

Родители помогают в создании хорошей материально-технической базы для школы: сегодня у нас есть опытно-исследовательская лаборатория, учебно-производственная мастерская, опытный и производственный участки, теплица, посевное поле, необходимая прицепная техника.

На базе центра «Сатабыл» работают улусный лагерь труда и отдыха «Дружба», ученический научно-исследовательский лагерь «Аквилегия», лагерь «Уо-лан» — трудового и предпринимательского направления. Производственная бригада старшеклассников выращивает овощи. Центр труда и отдыха «Аквилегия» работает с 2000 года, воспитывая человека работящего, хозяина своей земли.

Учебно-производственная база

В лагере «Аквилегия» школьники работают на опытно-производственном участке площадью 600 кв.м., в разводочной теплице 120 кв.м., плёночной теплице 100 кв.м. и на пашне 8 га. Работая и обучаясь в летних лагерях, школьники приобретают трудовые и научно-исследовательские умения и навыки по выращиванию

любой овощной культуры: от посева до хранения. На пришкольном участке рядом с огурцами, томатами созревают плоды физалиса, баклажана, патиссона и даже индийского огурца — лагенарии. Обилием ярких красок радуют глаз 42 вида цветочных культур. По проектам учащихся создаётся зелёный дизайн пришкольного участка. Учебно-опытный участок центра «Са-табыл» разделён на отделы — овощной, цветочной культуры, экзотических растений, «Аптека на грядке», «Многолетники», плодово-ягодных культур. Ежегодно ставятся опыты по сортоиспытанию, влиянию удобрений на урожайность, агротехнике выращивания экзотических растений.

После пятого класса ребята переходят на пришкольный участок, где ухаживают за прикреплёнными культурами, знакомятся с методикой проведения опытов, ведут фенологические наблюдения, снимают биометрические показатели растений, следят за ростом и развитием растений в зависимости от погодных условий, сравнивают урожайность культур с предыдущими годами, учатся анализировать свой труд, реализовать продукцию сельскохозяйственного труда и делать запасы на зиму для столовой школы, консервируя с помощью родителей овощи. Результаты и наблюдения опытов в центре «Сатабыл» юные исследователи обобщают в рефератах и докладах. Доклады учащихся «Выращивание картофеля из семян», «Агротехника физалиса в условиях Центральной Якутии», «Получение семян белокочанной капусты», «Изучение сортов кабачка и цукки-ни», «Разведение калифорнийских червей» вызвали интерес у слушателей на конференциях ЯГСХА, Малой сельхозакадемии при ЯНИ-ИСХ, Республиканского центра экологии, туризма и агротехнологического образования.

Принципы работы ученической производственной бригады: только на добровольной основе, по методу организации индивидуального участка. Ученики 7—10-х классов работают на прикреплённых участках пашни, каждый площадью в один гектар: выращивают овощи, выполняя все необходимые агротехнические приёмы: прополка сорняков, рыхление междурядий, двухразовое прореживание, подкормка минеральными удобрениями. За качественное перевыполнение планового задания получают премии, при этом учитывается развитие эконо-

мических, предпринимательских умений и навыков. Выращенную продукцию воспитанники лагеря реализуют, тем самым учатся первым азам сельскохозяйственной экономики. Развиваются предпринимательские навыки: умение торговать, считать деньги, рекламировать товар. Остаток урожая овощей перерабатывают, в деле осваивая навыки домашнего консервирования: подготовка сырья, промывка, взвешивание, затаривание, стерилизация, закатывание крышек.

«Аквилегия»

Агротехнологические умения отслеживаются по разработанным критериям, у воспитанников ЦТО «Аквилегия» — каждое лето, у школьников, не привлечённых в ЦТО, — на занятиях по агрономии. Сгруппированы отдельные виды работ, они оцениваются по 10-балльной шкале. Контрольную группу составляют учащиеся, которые летом не работали в лагерях.

У воспитанников «Аквилегии» качество развития агротехнологических умений высокое. По результатам труда дети получают зарплату и премиальные: повышается их самооценка, пополняется бюджет семьи. Воспитанники «Аквилегии» знают цену деньгам и умело, по-хозяйски ими распоряжаются.

У школьников, которые работают в бригаде по выращиванию корнеплодов, накапливается опыт, развивается ответственность, самостоятельность, они могут руководить звеном, не нарушая агротех-нологической последовательности возделывания культур.

Каждый год накапливается коллекция экзотических растений на пришкольном участке. Дети их выращивают, ухаживают, получают урожай. Изучают технологию сушки плодов тыквы декоративной, лагенарии, из ягод физалиса готовят вкусное варенье, мармелад, желе.

Дети, работавшие в ЦТО «Аквилегия», побеждают в конкурсе лучших трудовых лагерей, а теперь — ив конкурсе Web сайтов «Летний отдых и оздоровление детей».

«Уолан»

Лагерь «Уолан» — юношеский лагерь, где старшие занимаются ремонтом изгороди пашен, благоустройством села. Сочетание отдыха с производственным трудом на стройке — занятие житейское, где вырабатываются трудолюбие, трудовые навыки. На улусном слёте трудовых объединений лагерь «Уолан» занял второе место в номинации «Лучший трудовой лагерь».

Заработная плата воспитанников трудовых лагерей за сезон плюс премии составляют сумму, ощутимую для семейного бюджета в сельской местности. Труд школьников идёт на пользу школе, интернату и семьям и это самая высокая оценка для детей.

В рамках экспериментального проекта педагоги разработали целостную систему: первые агрономические навыки дети получают в детском саду. Все школьники участвуют в производственном сельскохозяйственном труде, коллективных творческих делах, соревновании с обязательным подведением итогов. В ежегодной декаде «Трудом славен человек» чествуют отличившихся в труде учащихся и победителей в номинации «Чемпион-овощевод». Центр «Сатабыл» — неоднократный дипломант республиканских выставок достижений юных опытников сельского хозяйства республики.

«Подпроекты»

В центре «Сатабыл» определены участники опытно-экспериментальной работы, составлены подпроекты, раскрывающие более детально содержание эксперимента: «Преемственность в формировании агрономической культуры детей между детским садом и начальной школой», «Диалог с приро-

дой», «Изучение лекарственных растений местной флоры», «Рассолодинский сетевой агроэкологический детский центр», «Предпрофильная подготовка».

Подпроект «Диалог с природой» был

разработан в 2010 году, его главная цель — создать условия для гармоничного общения с природой, привлекая детей к различным видам деятельности, где у них вырабатываются навыки исследований, бережного отношения к природе. Тогда же в школе по инициативе авторов создана детская организация «НьургуЬ-ун»; её основное направление — развитие, введение в правильное русло интересов учащихся, их наблюдательности и исследовательских умений. Учащиеся занимаются в разновозрастных группах, у которых есть знаки отличия, девизы и песни, соответствующие тематике проекта. План работы составляется и ведётся в соответствии с временами года, с учётом возраста детей и внутренних ресурсов школы. Дети ведут наблюдения за природой вокруг школы, фенологические наблюдения за погодой. В методическом кабинете собраны материалы по итогам заключительных мероприятий, фотоматериалы, игры, записанные на CD-дисках.

Каждый класс имеет определённую тему и с началом учебного года начинает высаживать растения: 1-й класс — выгонка лука, 2-й класс — лекарственные травы, 3-й класс — зерновые культуры, 4-й класс — корнеплоды. Дети с увлечением ведут наблюдения за посадками, записывают, когда появляются первые ростки, измеряют, делают заключения, составляют графики роста растений. Формы учебной работы: опыт, эксперимент, игра, труд, экскурсия, урок рассчитаны на развитие изначальных азов агрономических умений, прививают любовь к природе.

Мониторинг

С начала экспериментальной работы проводится мониторинг. Уровень воспитанности школьников по результатам

экспериментальной работы выявлялся по методике Н.П.Капустина. В анкетировании участвовали почти все школьники. По итогам анкетирования отношения к труду получены ответы на вопросы, характеризующие трудолюбие, бережливое отношение к результатам труда, самообслуживание, правильное выполнение работы. Средние показатели уровня воспитанности по школе за три года характеризуют хороший стабильный уровень. В среднем по школе за три года получены результаты от 4,1 до 4,5 балла.

Агрошкола как центр образования и воспитания

Школьный агротехнологический центр «Сатабыл» стал научной и практической базой для воспитания личности с высоким уровнем культуры интеллектуального труда, с качествами гражданина, патриота, семьянина и труженика, и в то же время с хорошими навыками исследователя.

В научном обществе «Кэскил» занимаются ученики 8—11-х классов. Исследовательские умения и навыки выявляются по индивидуально накопленным баллам участия в различных чтениях, конференциях, в интеллектуальных играх.

Воспитательная система требует расширения «жизненного пространства» школы, освоения методики использования трудовой деятельности в деле воспитания. Она становится системообразующей, усиливая гуманитарный характер труда, дополняется художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной деятельностью.

Школа как образовательный центр на селе должна воспитывать в каждом своём выпускнике человека высокой культуры и образованности, который способен стать хозяином родной земли, осознающим свою ответственность за её экологическое состояние, возрождение национальных традиций, внедрение новых достижений науки и техники. Коллектив Рассо-лодинской агрошколы работает по улусной программе «Мэнэ кэскилэ» и создаёт все условия для обновления учебно-воспитательной работы, ставя перед собой основную цель: раскрыть способности и возможности учащих-

ся, заложенные природой, воспитать настоящего хозяина земли — патриота своей малой родины. В кружках и спортивных секциях занимаются все школьники, фольклорный, вокально-инструментальный и танцевальный ансамбли — победители, призёры районных, республиканских, региональных конкурсов. Самое серьёзное внимание уделяем физическому воспитанию, здоровью учащихся, здоровому образу жизни. Успешно дети занимаются в спортивных секциях, у нас немало победителей и призёров республиканских соревнований и турниров в Дальневосточном федеральном округе, а наши теннисисты — члены сборной команды Мегино-Кангаласского улуса.

В начальной школе во всех классах работают мини-агролаборатории, где малыши знакомятся с первыми азами опытнической деятельности, выращивая растения на подоконнике. В клубе любителей цветоводов «Фиалка» занимаются ученики 1—5-х классов: дети знакомятся с видами комнатных растений тропиков и субтропиков, ставят опыты и наблюдают за ними. Опытно-исследовательская работа по растениеводству ведётся круглый год. В зимней оранжерее школы около 60 видов комнатных растений из 28 семейств. Коллекция суккулентов составляет 12 разновидностей из четырёх семейств. Также есть растения-забавы: их ребята посадили из семян съеденных фруктов: яблони, лимона, мандарина, граната. Посевной и посадочный материал получаем от любителей-цветоводов, в республиканском ботаническом саду. Разнообразные виды выращиваемых в оранжерее растений стали подспорьем на уроках биологии при изучении морфологии, физиологии и систематики растений. Ставим опыты, формируя специальные и общепознавательные понятия: эксперимент, опыт, контроль, вариант опыта, цель опыта, сравнение, анализ, результаты опыта, вывод из опыта. Важно научить детей не путать эти понятия.

Начала свою работу сезонная исследовательская школа для учащихся (профильные предметы — химия, биология) под руководством молодого педагога — выпускницы школы: занятия — в полевых условиях, когда теоретические знания в нестандартных условиях применяются на практике. А это значит, что и природоохранная деятельность становится компонентом, обеспечивающим надпредмет-ный характер создаваемой образовательной среды.

В интернате

В современных условиях школа берёт на себя функции социальной защиты учащихся, оказавшихся в неблагоприятных условиях. В пришкольном интернате живут дети из малоимущих, неблагополучных семей из наслегов улуса. С первых дней поступления детей в интернат воспитатели привлекают их к жизни нового коллектива. Самостоятельность воспитанников начинается с дежурства — это самая простая форма привлечения детей к коллективной деятельности. Воспитанники включаются в самообслуживание: за них никто не работает, ни мам, ни бабушек рядом нет. Постепенно дети привлекаются к общественно-полезному и производ-ственому труду агрошколы. Педагог должен хорошо знать нравственные качества каждого своего воспитанника: скромен ли он, дружелюбно ли относится к товарищам, готов ли им помогать. Трудовые навыки и трудолюбие ребёнка должны гармонично сочетаться с его отношением к коллективу, поэтому при оценке трудолюбия нужно учитывать не только добросовестное выполнение учеником поручений, но и его дружелюбие, помощь товарищам. Трудиться не только для себя, но и для других — исключительно важная нравственная черта, которую нужно воспитывать постоянно, всеми средствами. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважения друг к другу.

Вырабатывать у детей трудовые навыки легче, чем воспитать у них положительное

отношение и любовь к труду. Все десять лет работы пришкольного интерната большинство его выпускников — воспитанников поступают и хорошо учатся в вузах, многие работают на селе.

«Совет отцов»

Для профилактической работы с несовершеннолетними детьми, склонными к правонарушениям, в наслеге работает «Совет отцов»; налажено социальное партнёрство между организациями наслега и школьными классами; организована взаимовыгодная шефская помощь: субботники, тимуровские выходы к ветеранам, инвалидам, спонсорство, профориентационная работа.

Результаты производственной деятельности школы

Если сравнить производственные показатели, то в объёме выполненных работ доля одного ученика, вычисленная отношением суммы валовой продукции на число учащихся, выросла в три раза, хотя число учащихся уменьшилось: зто можно объяснить тем, что в последние годы центр «Сата-был» целенаправленно улучшает условия труда детско-взрослого производства.

На заработанные деньги приобретены сельхозмашины, автомашины, оросительная система КИ-5, миниоборудование для капельного орошения, компьютерная техника, музыкальная аппаратура, посуда для школьной столовой, мебель для кабинетов школы, спортивный инвентарь и прочие хозяйственные товары. Обновлён цветочный фонд школы. Награждаются ценными подарками отличники учёбы, лучшие труженики, спортсмены, активисты; проводятся экскурсии для классов-победителей во внутри-школьном соревновании. Деятельность агрошколы была признана, одобрена руководством нашей Республики и стала толчком для строительства здания новой школы с агролабораторией, с двумя зимними и весенне-летними теплицами, гаражом

на черыте бокса. Намечаем приобрести систему выращивания растений на гидропонике, на базе старой школы будет работать стационарный лагерь улусного (районного) значения.

За 12 лет работы агрошколы созданы условия для детско-взрослого производства. Агротехно-логические умения становятся предпосылкой для развития универсальных учебных действий.

Поле деятельности центра «Сатабыл» достаточно широкое, и это приносит дополнительные финансовые средства, формирует необходимый опыт работы на земле, развивает трудовые, предпринимательские умения учащихся и педагогов, профессиональные умения, закрепляемые в практической производственной деятельности школьников. Учащиеся имеют возможность получить профессии: водитель категории «В», мастер-овощевод, тракторист-машинист, швея, столяр. Центр «Сатабыл» тесно сотрудничает с молодыми учёными Республики Саха (Якутия), которые ведут подготовку старшеклассников для поступления в вузы преимущественно по агротехнологическому и физико-математическому профилям. Выпускники поступают в высшие и средние специальные учебные заведения, выбирая сельскохозяйственные специальности; многие выпускники, обучавшиеся в школьном агротехнологическом центре «Сатабыл», успешно трудоустроились в родном селе, имеют подсобные хозяйства.

Сегодня наш центр «Сатабыл» — ресурсный центр агропрофилированных школ улуса. Поле деятельности центра «Сатабыл» достаточно

широкое, и это приносит доход, формирует необходимый опыт работы на земле, развивает трудовые, исследовательские и предпринимательские навыки учащихся и педагогов. Виды деятельности школы: самофинансирование, организация полноценного питания с наименьшей доплатой родителей, пополнение материально-технической базы, перевод школы в режим развития, соответствуют требованиям времени. Весь школьный коллектив участвует в производственных, трудовых процессах: восстановлении плодородного слоя земли на опытном и производственном участках; включении посевных площадей в севооборот; заготовке стройматериалов для новой теплицы; строительстве теплицы и парника для выращивания рассады; заготовке семян сельскохозяйственных культур, цветов; выращивании овощей и картофеля для реализации; сборе лекарственных растений для фиточая; изготовлении сувениров для туристов; организации летних трудовых десантов по заявкам; проведении конкурсной операции «Дом, в котором я живу, самый лучший»; организации акции милосердия для материально необеспеченных и инвалидов; празднике «Урожай года». Всё это имеет исключительное значение для воспитания в детях чувства трудового долга, сознательной трудовой дисциплины, товарищеской взаимопомощи, отношений взаимной требовательности, чувства уважения к труду на родной земле. НО

Ресурсный центр

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.